Право я и школа вопросы к викторине. Сценарий правовой викторины Мои права. мои обязанности. Право на имя при рождении

Цель : показать обучающимся необходимость знания своих прав и обязанностей и сформировать адекватное отношение к закону.

Задачи:


  • Объяснение основных прав и обязанностей обучающимся,

  • закрепление системы представлений обучающихся о своих правах и обязанностях,

  • развитие наблюдательности, творческих способностей обучающихся,

  • воспитание любви к закону.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальное оформление (фон), дипломы для победителей.

Вопросы к викторине:

1. Противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. (Административное правонарушение)

2. Предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие). (Уголовное преступление)

3. Свод законов о наиболее опасных деяниях. (Уголовный кодекс)

4. Способность по своему психическому состоянию нести ответственность по закону. (Вменяемость)

5. Мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. (Уголовное наказание)

6. Изоляция осужденного от общества путем направления его в колонию – поселение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима. (Лишение свободы)

7. Альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений. (Пожизненное заключение)

8. Что такое право? (Право - совокупность установленных государством прав, регулирующих общественные отношения между людьми.)

9. Назовите основной закон государства. (Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные правила и обязанности граждан, гарантии их прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности.)

10. Что такое Декларация? (Правовой документ, имеющий силу рекомендации).

11. Что такое Конвенция? (Международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились).

12.Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние.)

13. Что такое алиби? (В уголовном процессе - обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте.)

14. Что такое превышение пределов необходимой обороны? (Превышение имеет место в том случае, если обороняющейся прибегает к такому средству защиты, которое явно не вызывалось ни характером нападения, ни реальной обстановкой, и кончается, как правило, либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его.)

15. Что такое Устав? (Установленный организацией, предприятием или государством свод правил, регулирующих деятельность этих организаций и предприятий, определенных сфер управления.)

16. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления -исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.)

17. Кто является главой РФ? (президент)

18. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? (человек до 18 лет)
19. Когда отмечается день Прав человека? (10 декабря)
20. Что такое презумпция невиновности? (обвиняемый считается невинным до тех пор, пока его вина не будет установлена судом и в соответствии с законом)
21. Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерацией)

22.В каком году была принята «Декларация о правах ребенка»? 1959 г.


23.В каком году была принята «Конвенция о правах ребенка»? 1989 г.
24.Кем была принята «Конвенция о правах ребенка»? Генеральной Ассамблеей ООН
25.Когда наша страна ратифицировала «Конвенцию о правах ребенка»? 1990 г.
26.Сколько статей включает в себя «Конвенция о правах ребенка»? 54

27.Кто, согласно Конвенции, является ребенком? Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее


28.Как назывался первый документ, направленный на защиту прав ребенка? Женевская Декларация прав ребенка
29.С какого момента, согласно Конвенции, ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства? С момента рождения
30.На кого распространяются права, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка? На всех детей без исключения

31.В каких случаях, согласно Конвенции, ребенок может быть разлучен с родителями? Когда это противоречит наилучшим интересам ребенка


32Кто несет ответственность за образование ребенка? Родители
33.В каких случаях может быть ограничено право ребенка на свободу выражения мнения? Могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья и нравственности населения.
Из какого законодательного акта положение?

1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» (Всеобщая декларация прав человека)

2. «Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию» (Конвенция о правах ребенка)

3. «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина РФ гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (Конституция РФ)

4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния» (Семейный кодекс РФ)

Сейчас вы услышите высказывания, которые необходимо будет аргументированно подтвердить или опровергнуть.

1.Административное правонарушение не является преступлением, а потому не представляет угрозы для общества. (Неверно, на практике правонарушения часто перерастают в уголовные преступления.)

2. Подросток, не знающий уголовного права, не освобождается от ответственности. (Верно, незнание закона никогда не освобождает от ответственности).

3.Вовлечение несовершеннолетних в противоправное действие есть административное правонарушение. (Неверно, это уголовное преступление.)

4. Для несовершеннолетнего лишение свободы назначается на срок не более 10 лет. (Верно, ст. 43 УК РФ.)

5. При совершении нескольких преступлений разной степени тяжести наказание назначается в пользу обвиняемого. (Неверно, наказание назначается путем поглощения менее тяжкого преступления более тяжким.)

6. Если подросток впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести, он может быть освобожден от уголовной ответственности, к нему применяются принудительные меры воспитательного воздействия. (Верно.)

А сейчас вы услышите шуточные загадки правового характера:

1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. (свободное передвижение)

2. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на…. (личную неприкосновенность)

3. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на …. (неприкосновенность жилища)

4. Балда из сказки А. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …. (труд)

5. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом)

6. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …. (жизнь и личную неприкосновенность)

7. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)

8. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

9. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)

10. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)

11. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)

12. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)
. Выберите правильный ответ.


  1. Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка?
. а) Ф.М. Достоевскому +

б) А.П. Чехову

в) А.М. Горькому

2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?

3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

4. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет +

(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы/, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)

б) национальная принадлежность

в) состояние здоровья

5. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?

а) педагоги

б) родители +

(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.)

в) члены правительства

6. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?

а) на благотворительные организации

б) на иностранных спонсоров

в) на государство +

(Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.)

7. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

а) не указана в официальных справочниках

б) может мешать образованию и вредить здоровью +

(Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.)

в) не соответствует интересам и склонностям ребенка

8. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:

а) чувства страха перед наказанием

б) осторожности в реализации своих желаний

в) чувства достоинства и значимости + (Согласно статье 40 ребенок, нарушивший, как считается, закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)

9. ООН считает человека ребенком от рождения до:

(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)

Лариса Сеначёва
Сценарий викторины «Права детей»

КОНСПЕКТ

викторины «МОИ ПРАВА »

посвященная Дню прав человека и Дню Конституции РФ

Цель : формирование у детей знаний о «Декларации прав человека » и о «Конвенции о правах ребенка » .

Задачи :

Подвести детей к понятию о праве на жизнь , имя, о праве жить и расти в семье, о праве на отдых ;

Обобщать и закреплять представления детей о семье ;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оборудование : наглядные картинки с символическим изображением прав ребенка ; иллюстрации к сказкам : «Золушка» , «Красная шапочка» , «Волк и семеро козлят» , «Гуси-лебеди» , «Серая шейка» .

ТСО : магнитофон, звукозапись , «Песня об улыбке»

Предварительная работа : посещение информационного стенда в детском саду «Ребенок имеет право » , дидактические игры «Можно-нельзя» , проведение словесных игр «Назови меня ласково» , «Приветствие» , проведение подвижных игр «Друг, дружочек, становись в кружочек» , «Угадай по голосу» и др.

Беседы :

«Об ответственности и правах ребенка » ,

«Дети и взрослые. Что такое «Право » .

«Правила поведения по которым живем»

«Ознакомление дошкольников с конвенцией о правах ребенка »

Чтение художественной литературы : Ш. Перро «Красная Шапочка» , Бр. Гримм «Золушка» , Мамин-Сибиряк «Серая шейка» , русские народные сказки : «Гуси-лебеди» , «Волк и семеро козлят» , «Маша и медведь» .

Ход викторины

Звучит песня «Вместе весело шагать по просторам»

По извилистой дорожке,

Шли по миру чьи- то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шёл малыш знакомиться с правами

Знать должны и взрослые и дети,

О правах , что защищают всех на – свете.

Ведущий : Права человека – это правила , по которым живет сам человек и окружающие его общество люди.

Ведущий : Сегодня мы собрались все вместе, чтобы поучаствовать в конкурсе – викторине на тему : «Мои права » . Вам будут даны задания, вопросы. Отвечать на вопросы надо чётко, быстро и громко. Но сначала проведем приветствие команд.

Приветствие

Каждая команда по очереди представляет название команды и свой девиз.

Команда «Гномики»

девиз : «Есть права и у меня , хоть я маленький пока» .

Команда «Пчелки»

девиз : «Права детей не нарушать , их надо выполнять» .

1 КОНКУРС «Узнай право »

Командам раздаются конверты

Ведущий : – Вам нужно открыть и посмотреть, что лежит в конверте и ответить.

– Что это в конверте?

– О каком праве он напоминает ? – Кто будет готов, поднимите руку.

– Пожалуйста, берите конверт и приступайте к выполнению задания.

Ребёнок :

Знаю, знают все на свете,

Знают взрослые и дети-

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

Проводится игра «Назови ласково свое имя»

Дети встают кругом, передавая мяч, называют свое имя ласково.

2 КОНКУРС : «Сказка, сказка помоги о правах нам расскажи »

Ведущий : – Вам будут показаны эпизоды из сказок, а вы должны назвать, как называется сказка и о каком праве говориться в этой сказке? За правильный ответ вручается символ «звездочка» .

1 эпизод для команды «Гномики» . «Золушка» - право на отдых

2 эпизод для команды «Пчелки» . «Маша и медведь» - право героини жить в семье

3 эпизод для команды «Гномики» . «Волк и семеро козлят» - право на жизнь

4 эпизод для команды «Пчелки» . «Серая Шейка» - право на жизнь и свободу

5 эпизод для команды «Гномики» . «Гуси-лебеди» - право на жизнь в семье

6 эпизод для команды «Пчелки» . «Красная Шапочка» - право на жизнь и свободу

3 КОНКУРС «Загадки про членов семьи»

Ведущий : А теперь я каждой команде по очереди буду загадывать загадки, кто дает правильный ответ , получает символ «солнышко»

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (семья)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо :

Всех милее наша. (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? -

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш. (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша. (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед -

Мой родной, любимый. (дед)

Кто веселый карапузик -

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка -

Это младший мой. (братишка)

Физкультурная пауза «Песня об улыбке» с движениями

слова : Пляцковского М., музыка : Шаинского В.

4 КОНКУРС «Пословицы и поговорки

Ведущий : Ребята, я порошу вас вспомнить пословицы и поговорки о семье, доме, маме.

Команда «Гномики»

Где мир и лад, там и клад

Без семьи нет счастья

Вся семья, так и душа на месте

Команда «Пчелки»

Жалей отца с матерью-других не найдешь

Сердце матери лучше солнца греет

В гостях хорошо, а дома лучше.

Лишь появится ребенок и дышать начнет едва,

У него уже с пеленок веские права

Он имеет право жить , развиваться и дружить,

Иметь добрый дом, видеть тихий, мирный сон,

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любимым,

Он на свете не один!

Ведущий : Ну что ж, ребята, наша викторина подошла к концу . Помните ребята

ЗНАТЬ ДОЛЖНЫ И ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ

О ПРАВАХ , ЧТО ЗАЩИЩАЮТ НАС ВСЕХ НА СВЕТЕ!

Литература :

1. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка . - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье : Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми) .

3. Приложение к журналу «Дошкольная педагогика» . Наглядное пособие «Мои права . Дошкольникам о правах и обязанностях ».

Публикации по теме:

Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый Коми край» Викторина для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) «Мой любимый Коми край» Цель: систематизация знаний детей о географических.

Сценарий викторины для детей старшей подготовительной группы «Вода вокруг нас» Цель. Уметь использовать имеющиеся знания у детей в игре, прививать стремление познать новое, развивать смекалку, быстроту реакции, воспитывать.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА для детей старшего дошкольного возраста «Мои любимые книги» Цель: Закрепить знания детей о прочитанных произведениях.

Сценарий речевой викторины «Наш родной язык» для детей подготовительной группы Речевая викторина «НАШ РОДНОЙ ЯЗЫК» Цель: закрепление полученных знаний на занятиях по формированию фонематических представлений и развитию.

Викторина проводилась на классном часу в 7 классе с целью воспитания правовой грамотности учащихся. В разработке представлена презентация, а также конспект мероприятия и приложение для учащихся.


Мои права и обязанности

Викторина для 7 класса

Цели:

Воспитание правовой грамотности учащихся;
- познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни;

Соотнести права и обязанности детей;

Способствовать осознанию ответственности за свои права;

Формировать положительное отношение к правам других.

Задачи:

Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ход мероприятия

1 часть: Вступление. Слайд 4.

«Детству следует оказывать

величайшее уважение».
Древний мудрец Ювенал

“Не строй церковь, пристрой сироту” - призывает русская пословица. Увы, не многие следуют этим призывам. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.

- Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)

После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война - самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. в США была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав человека - документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.

Слайд 5.

Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”.

Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?

Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”:

    Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

    120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

    Ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

Наше государство подписало этот документ.
Конвенция международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

“Конвенция о правах ребенка” - это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.
О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право?
На столах у вас ребята лежат листы, на которых перечислены основные права детей - основные статьи из Конвенции о правах ребенка.

Слайд 6 .



Статья 6 . Право на жизнь, выживание и свободное развитие.















Слайд 7.

Ребята в Конвенции о правах ребенка Статья 6. Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните сою точку зрения.
(Учащиеся отвечают)
Объяснение. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.

Слайд 8.
– Мне хотелось бы, вместе с ребятами, все-таки проверить, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.
Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.
Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним

побуждениям. (обязанность перед кем-либо).
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений)

А теперь пришло время представить наши команды.2 команды.

Слайд 9-10.

1 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.


1 июня – Международный день защиты детей
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации

Международный день защиты детей

Один из самых старых международных праздников. Решение о его проведении было принято в Париже Международной демократической федерацией женщин на специальной сессии в ноябре 1949 г. Участницы дали клятву: «Мы торжественно клянемся бороться за создание условий, необходимых для счастливого и гармоничного развития наших детей и будущих поколений,… за обеспечение прочного мира во всем мире как единственную гарантию счастья наших семей и детей». Впервые был проведен в 1950 г. ООН поддержала эту инициативу и объявила защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений своей деятельности

Всемирный день прав ребенка

Отмечается по решению ООН (A/RES/836 (IX)) в разных странах в разные дни в ознаменование принятия 20 ноября 1959 г. Конвенции о правах ребенка ГА ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня ребенка как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. ООН предложила правительствам праздновать этот День в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным.

Международный день прав человека

В 1948 ГА ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право каждого на жизнь, свободу и неприкосновенность. Решение о праздновании этого дня принято 4 ноября 1950 г. на V сессии ГА ООН. (A/RES/423 (V))

День Конституции Российской Федерации



Слайд 11-13.

2 задание:

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности.

Права школьника.
право на бесплатное образование
право на получение дополнительного образования
право на охрану жизни и здоровья

право свободы выражения своих убеждений
право посещать мероприятия
право на защиту

право на отдых
право пользоваться библиотекой
право избирать и быть избранным

право на обучение по индивидуальным программам
право на выбор образовательного учреждения
право вступать в общественные организации
право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника :
добросовестно учиться
беречь школьное имущество
уважать учащихся и работников школы
выполнять устав школы
выполнять правила внутреннего распорядка.

Слайд 14-16.

3 задание Конкурс “Придумай-ка!”

Слайд 17-19.

4 задание “Разгадай-ка!”

По горизонтали

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься…….деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4.С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По вертикали

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность

2. С 14 лет, в свободное от учебы время

Слайд 20-24.
5 задание. “Литературно-правовая викторина”

Мы познакомились с правами ребёнка, а сейчас постараемся оказать помощь известным сказочным героям. Ведь в сказках добро всегда побеждает зло. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их. Включите фантазию, настройтесь на встречу со сказочными героями.

1 .

жизнь и свободу?

2 .

Слайд 25

6 задание “Угадай-ка!”

Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст правильных ответов, та и победила).

1) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

2) Кто из сказочных персонажей пользовалась правом на свободнее перемещении на метле? (Баба Яга.)

3)В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка ).

4)Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек )

5)Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок ).

6)Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

7)Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

8)Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

9)Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство, подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

10)Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

Слайд 26.

7 задание «Права человека в песнях»
Задание: Прослушать фрагмент песни и определить, о каких правах и обязанностях в ней идет речь.

Песня

О каких правах и обязанностях идет речь

1). Песня бременских музыкантов (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) «Ничего на свете лучше нету…»

Право на свободу передвижения

1). «Чему учат в школе» (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского);

2). «Наташка-первоклашка»

Право на образование

1). «Песня мамонтенка»;

2). «Может знает лес»

Право жить и воспитываться в семье

1). «Антошка»;

2). «Песенка кота Леопольда»;

3). «Кабы не было зимы».

Право на труд и на отдых

1). «Я служу России»

Обязанность встать на воинский учет.

Слайд 27-30.

Подведение итогов.
После всего того, о чем мы говорили, я хочу, чтобы вы ответили мне на вопрос:
1). Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?
Примерные ответы:

    чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;

    заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;



Использованная литература:
Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007.

Просмотр содержимого документа
«Приложения для викторины»

Сокращённый перечень прав ребёнка
(приводится из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. Право на свободу передвижения и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации, пользование достижениями культуры.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок, должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Конкурс “Придумай-ка!”
Придумайте пословицы к статьям Конвенции о правах ребенка.

    статья 26: право на образование

    статья 24: Право на отдых и досуг

    статья 23: Право на труд

    статья 23: Право на достойное вознаграждение за труд

    статья 21: Право принимать участие в управлении своей страной

    6) статья 25: Право на достойный жизненный уровень в семье

Конкурс “Разгадай-ка!”

Кроссворд. (Каждой команде выдаётся кроссворд, который нужно отгадать за 2 минуты).

По горизонтали

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься…….деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4.С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По вертикали

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

Просмотр содержимого презентации
«Викторина Мои права и обязанности»


Викторина

«Мои права и обязанности»


Цели: 1. воспитание правовой грамотности учащихся; 2. познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни;

3. соотнести права и обязанности детей;

4. способствовать осознанию ответственности за свои права;

5. формировать положительное отношение к правам других.


Задачи:

1. познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

2. помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.


«Детству следует оказывать величайшее уважение». Ювенал


Конвенция о правах ребенка

(Организацией Объединенных Наций)

Конвенция

международное соглашение, как правило, по какому – то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).


права ребенка

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на индивидуальность.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на специальную охрану и защиту.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение

человеческого достоинства.

Право на защиту своих прав

и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь,

неприкосновенность жилища, тайну переписки.


Из истории

В Конвенции о правах ребенка в статье 6. Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы . Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните сою точку зрения.


Юридический справочник

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо. Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий. Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо). Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).


1 задание викторины

Назовите даты, связанные с правами человека .


Даты международного календаря



Проверь себя

Права школьника право на бесплатное образование право на получение дополнительного образования право на охрану жизни и здоровья право свободы выражения своих убеждений право посещать мероприятия право на защиту право на отдых право пользоваться библиотекой право избирать и быть избранным право на обучение по индивидуальным программам право на выбор образовательного учреждения право вступать в общественные организации право на уважение собственного достоинства


Проверь себя

Обязанности школьника добросовестно учиться беречь школьное имущество уважать учащихся и работников школы выполнять устав школы выполнять правила внутреннего распорядка


3 задание Конкурс “Придумай-ка!” Придумайте пословицы к статьям Конвенции о правах ребенка.


1) статья 26: право на образование

2) статья 24: право на отдых и досуг

3) статья 23: право на труд

4) статья 23: право на достойное вознаграждение за труд

5) статья 21: право принимать участие в управлении своей страной

6) статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье


Проверь себя

1) статья 26: право на образование - Грамоте учиться – всегда пригодится.

2) статья 24: право на отдых и досуг - Делу – время, а потехе – час.

3) статья 23: право на труд - Дело мастера боится, Хочешь есть калачи, так не сиди на печи, Любишь кататься – люби и саночки возить.

4) статья 23: право на достойное вознаграждение за труд - Дружба дружбой, а денежки врозь.

5) статья 21: право принимать участие в управлении своей страной - Жить – родине служить. По заслугам и почёт.

6) статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье - При солнышке тепло, при матери – добро.


4 задание

Конкурс “Разгадай-ка!”

Разгадайте кроссворд .


По горизонтали

1 . По конвенции им является каждое

человеческое существо до достижения

им 18 –летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с

16 лет может заниматься…….деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность

встать на …… учет.

По вертикали

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность

за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время

и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.



Права литературных героев

1 . В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность,

жизнь и свободу?

2 . Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? ?

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом ?

4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?



2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено

его право на неприкосновенность жилища?



4. Какие литературные герои

воспользовались

правом на свободу мирных собраний?


Угадай-ка!”

Угадай сказочного героя по описанию .


Права человека в песнях

Задание:

Прослушать фрагмент

песни и определить,

о каких правах в

ней идет речь .


Итоги игры

Поздравляем!


Подведение итогов

Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?


Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других; заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех; уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.


Игра-викторина «Права и обязанности ребенка» для 1 класса

Цель: активизировать познавательные процессы учащихся, выяснить знания детей по данной теме.

Правила игры.

Вопросы игры разделены на 5 категорий:

В каждой категории 4-5 вопросов. Цена вопросов: 1, 2, 3, 4, 5 баллов. Дети разделяются на две команды. Команда игры имеет право выбрать в 5 категориях любой из 4-5 вопросов. За правильный ответ команде выдаётся карточка, соответствующая цене вопроса. В конце игры каждая команда подсчитывает набранные баллы. Победителем становится та команда, набравшая большее количество баллов.

Задания:

1балл. Закончи стихотворение:

1) Мама работала,

Папа трудился,

А я в детском садике все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …(отдых)

2) Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пес - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …(имя)

3) Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на … (образование)

4) Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только… (врач)

5) Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …(жильё)

2 балла. 1) На Ваш взгляд, какие права есть у обучающихся общеобразовательного учреждения:

А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

Б) Право на получение объективной оценки своих знаний;

В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;

Г) Право на платное пользование информационными ресурсами библиотеки образовательного учреждения;

Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь и освобождение от учебных занятий в установленном порядке.

(Ответ: А, Б, В, Д)

2) Какие имеются обязанности у обучающихся общеобразовательного учреждения:

А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;

Б) Бережное отношение к имуществу школы;

В) Допустимость пропуска учебных занятий;

Г) Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы.

( Ответ: А, Б, Г)

3 балла. Назовите какие существуют права у несовершеннолетних и какие обязанности вытекают из этих прав?

права

обязанность

Право на имя

Право на образование

Право на медицинский уход

Право на отдых и досуг

Право управлять велосипедом

Право на семью

4 балла. Назовите 10 правил безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах.

1балл. Человек, принадлежащий к постоянному населению государства - это …. (Гражданин)

2балл . Норма, поддерживаемая государством это … (Закон)

3балла. Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок – это….. (Наказание)

4балла. Определенный круг возложенных на человека действий, безусловных для выполнения - это ….. (Обязанность)

5баллов. Обязанность человека отвечать за совершенные действия или их последствия – это ……. (Ответственность)

1балл. Как вы думаете, до какого возраста в документах о правах ребенка человеческие существа считаются детьми? (До 18 лет).

2балла. С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).

3балла. Какое образование вы должен получить бесплатно по Конституции РФ? (9 классов).

4балла . С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет).

5балла. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет).

1балл. Закончи пословицу: Украсть – в беду … (попасть).

2балла . Закончи пословицу: Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом).

3балла. Закончи пословицу: Легко воровать, да тяжело … (отвечать).

4балла. Закончи пословицу: Хоть с умом воровать, а беды …(не миновать).

5баллов. Закончи пословицу: Возможность украсть создаёт …(вора).

1балл . Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).

2балла .

1) Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).

2) Кто кого в сказке «Лиса и заяц» лишил права владеть имуществом? (Лиса – зайца).

3бала.

1) Кто кого в сказке «Золотой ключик» лишил имущества? (Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино). 2) Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку).

4балла . Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх.

1) Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).

2) Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка).

3) Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка).

4) Право на свободу вступление в брак: Золушка, Дюймовочка, Алёнушка. (Дюймовочка).

5) Право на владение личным имуществом: Красная Шапочка, Буратино, Баба Яга. (Буратино).

5баллов . Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека.

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино: … (Не имеешь права лишать меня имущества).

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок: …(Не имеешь права посягать на мою жизнь).

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята: … (Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно).

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу).

Подведение итогов. Награждение.

Таблица результатов

1 категория

Права и обязанности

Правовой словарь

Цифры и факты

Сказки

Итого:

КОМАНДА 1

КОМАНДА 2

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

МКС (К) ОУ «Краснинская школа-интернат VIII вида».

Игра – викторина «Права ребёнка» (для учащихся 1-4 классов)

Воспитатель: Беккер Наталья Викторовна

С. Красное, 2013 г. Цель: Формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией РФ, воспитание чувства гражданского долга и ответственности. Задачи: -дать первоначальные правовые знания; - сформировать понятия «закон, порядок, права»; -познакомить с основным законом страны-с Конституцией РФ; -познакомить с правами ребенка; -формировать представления о правах школьника; -воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.
Ход занятия.
Организационный момент. Игра «Разгадай шифровку». Воспитанникам предлагается узнать о теме занятия, предварительно разгадав шифровку: Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза. Права ребёнка.
Б А Р П А Н К Ё Е Р А В

    Введение в тему.
Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы? Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны. Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя». Ребята, вы знаете, что является главным законом нашей страны? (ответы детей). Предлагаю вам упражнение, выполнив его, мы с вами узнаем, что же является главным законом страны.
Упражнение «Собери слово из букв» Воспитанникам предлагается из букв, разбросанных на доске собрать слово Конституция . Коррекционное упражнение на развитие внимания, мышления.
Конституция – главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан , есть права и обязанности. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником - Днем Конституции РФ.
2. Обзорное знакомство с Конституцией РФ.
Главный закон состоит из 9 глав. В первой главе рассказывается об устройстве нашего государства: полное название государства – Российская Федерация . Федерация – это значит, что наша страна состоит из частей. Россия - это правовое государство; форма правления – республика, т.е. власть выбирает сам народ. В третьей главе рассказывается о том, как устроено наше государство. Четвертая глава определяет деятельность президента РФ. Отдельные главы посвящены деятельности правительства, органов местного самоуправления и органов судебной власти РФ.
Во второй главе - самой большой - записаны права и свободы граждан РФ: -право на жизнь, -право на неприкосновенность жилища, -право на свободный труд, -право на охрану здоровья и медицинскую помощь, -право на образование. Права - те правила по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Физминутка «Распускается цветок»
    Путешествие по стране «Правознайке».
Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.
Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке, будем отвечать на вопросы викторины, разгадывать загадки.
Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.
Вопросы викторины: 1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)
2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)
На доске 3 листа: Право на бесплатное образование. Право на свободный труд, защита от безработицы. Право на неприкосновенность жилища.
Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке:

Вопросы викторины: 1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)
2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 право на свободный труд, защита от безработицы.)
3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)
Молодцы ребята. С заданием викторины вы справились, а теперь дальше в путь по стране «Правознайке», нам с вами предстоит отгадать загадки.
Загадки: Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть
Всех на пальцах и не счесть (право)
Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (право на образование)
У взрослых право на работу,
А у детей есть на ___?___
Есть право на игру и отдых,
Я это говорю для взрослых. (право на заботу)
Вот, к примеру, право.__?__
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна. (право на жизнь)
В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование... ».
- Какие же права есть у вас, школьников?

Дети отвечают:
1.Право на учебу. 2. Право на отдых между уроками. 3.Право на каникулы. 4.Право на занятия в кружках и секциях.
4. Заключительная часть.

Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте подведем итог.

Блицопрос

1. Что такое Конституция? (Главный закон страны)

2. Где записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России- Конституции.)

3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

В заключение нашего занятия ребята прочтут стихи

1 - й чтец. Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

2 - й чтец. Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3 - й чтец. Нужны реки и леса,

Нужно счастье, нужно горе

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

4 - й чтец. Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

Список используемой литературы

1. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Авт.- сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина.-М.: ВАКО, 2008.-368с.

2.Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2006. – 204 с.

3.Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы / Л.И. Саляхова – М.: Глобус, 2007. -367с

4.Конвенция о правах ребенка (любое издание).

5.Конституция РФ (любое издание, не позднее 1993 года.