Почему на поминках нет вилок и ножей. Вопрос священнику. О поминовении усопших. После покойника нужно переосвятить дом

У современного человека много вопросов, связанных со старинными обычаями - почему на поминках нельзя есть вилками, пить ли алкоголь на скорбной трапезе, присутствовать ли на ней беременным и многие другие. Ниже вы найдете пояснения по всем существующим поминальным поверьям.

Застольные приметы

До правления Петра l русский народ вообще ел только ложками. Появление вилок на столах восторга не вызвало. Их сравнивали с чертовыми хвостами и вилами, которыми истязают грешников. Особо прикипевшими к старым укладам люди считали, что появление этого столового прибора - еще один инструмент «царя-антихриста» против христианских душ.

Со временем вилка все-таки прижилась в России. Но на поминках все же не пользовались из-за «сатанинского» внешнего вида. Эта традиция дожила до сегодняшних дней. В общинах староверов и вовсе по сей день едят только ложками.

Еще одна причина отсутствия вилок на поминальном столе - боязнь потревожить спокойствие умершего. Дело в том, что кутья, одно из обязательных угощений, символизирует Царство Небесное. Если ткнуть в обрядовую пищу ножом или вилкой, можно растревожить мертвых. Впрочем, большинство поминальных блюд не слишком удобно ими есть. Традиционно это кутья, блины и кисель.

Народные поверья, как известно, часто бывают рациональными. Так, использование острых столовых приборов можно объяснить попыткой предотвратить драки с поножовщиной. На поминки съезжаются даже самые дальние родственники, которые могут не упустить шанса припомнить друг другу старые обиды. Кроме того, к дележу наследства, в старину приступали практически сразу же .

С точки зрения биоэнергетики, с острых концов вилок и ножей стекает энергия. Поэтому запрет на их использование вызван необходимостью защитить поминающих от энергетических атак. Астральное тело усопшего может находиться рядом с близкими, и такая атака может причинить боль и ему. Известно, что на похоронах и поминках энергетика не слишком-то позитивная.

Кстати, несмотря на суеверия, которые ходят в народе, церковь разрешает пользоваться ножом и вилкой во время поминальной трапезы.

Алкогольные суеверия - поминание спиртным

Стакан водки возле портрета усопшего и утверждение, что хотя бы одну рюмку за упокой души нужно выпить - все это известно каждому. Однако можно ли на поминках пить спиртное? Откуда пошла эта традиция?

Церковь к питью на поминках относится отрицательно. Это касается и водки, и вина, и других алкогольных напитков. Так, вино – символ земной радости, которая на поминальной трапезе неуместна. Очевидцы, побывавшие на том свете, рассказывали, что страдания человека, которого помянули алкоголем, многократно усиливаются.

Несложно понять, почему нельзя поминать водкой с точки зрения христианства. Алкоголизм - грех, а ведь родственники собрались за столом для того, чтобы способствовать своими добрыми словами и молитвой прощению грехов умершего. Не допустима просить у Бога о прощении и одновременно грешить. В народе говорят, что детей тех, кто пил вино или водку за поминальных столом, Бог наказывает алкоголизмом.

Традиция употреблять алкоголь на кладбище, похоронах и поминках - не дань древним традициям, а относительно современный стереотип. Он уже успел обрасти различными поверьями, например, о том, что нельзя чокаться на скорбном застолье. Так можно ли выпивать на поминках, когда так делают практически все? Советуем не делать этого. Даже старинных примет на эту тему нет, потому как нашим предкам и в голову не приходило употреблять алкоголь на поминальной трапезе.

Можно ли забирать еду домой

Известно, что еду с кладбища не едят. Это в некой мере позволено только тем, кто не имеет другого способа добыть пропитание, кроме как взять с могилы помин. Но можно ли забирать еду с поминок домой?

Еда с поминального стола предназначена для того, чтобы накормить ей как можно большее количество людей. Остатки принято раздавать нуждающимся. Эта пища не несет в себе негатива. Она была приготовлена для того, чтобы люди угостились и за трапезой вспомнили светлые дела покойного при жизни.

Можно также отдавать еду пришедшим почтить усопшего с собой. Для вас передали что-то с поминок, на которых присутствовал ваш близкий человек? Угоститесь, вспомните об умершем человеке, пожелайте ему упокоения. Правда, здесь есть одно «но». На поминальные яства часто делают колдовство с различными целями. Поэтому не берите их из рук тех, кто может желать вам зла.

Если после застолья что-то осталось, можно забрать угощения с собой. А вот выбрасывать их нельзя, лучше отдайте объедки животным.

Во время скорбной трапезы выставляют портрет покойного, а возле него - стакан воды и кусок хлеба . Тот, кто выпьет или съест его угощение, заболеет и умрет вскоре. Его нельзя отдавать даже животным.

Поминальное меню - о конфетах и не только

Раздавать сладости в поминальные дни - старинная традиция. Это часто делают на кладбищах, не стоит пугаться таких подарков.

Нельзя есть только те угощения, которые ранее лежали на могилах . Такие сладости предназначены усопшему. Традиционно их могут забрать только люди, живущие в нужде.

Опасения может вызывать тот факт, что на любые поминальные блюда, в том числе и конфеты, можно навести приворот или порчу. Поэтому не нужно есть то, что было получено из рук человека, который может желать вам вреда. Незнакомцев со сладостями зачастую пугаться не стоит - они просто соблюдают древнюю поминальную традицию.

Стоит ли беременным ходить на поминки

Известно, что не рекомендуют им ходить на кладбище и посещать похороны. Не стоит им ходить и на поминки, которые, по сути, являются логическим продолжением похорон. Энергетика там все та же - скорбь, смерть, горе . Если имеется возможность отказаться от поминания, лучше сделать это. Если прощание с покойным можно отнести к необходимым мероприятиям, то поминки - уже нет.

Биополе беременной женщины слабо защищено. А ведь она отвечает не только за себя, но и за ребенка. Подпитаться его энергетикой окажутся совсем не против сущности, которых притягивают сильные негативные эмоции большого количества людей.

Церковь не запрещает беременным ходить на поминальные обеды, похороны и кладбище. Однако и не обязывает делать это. Если самочувствие не позволяет присутствовать, можно посетить церковь вместо кладбища, поставить свечку за упокой души, заказать молебен.

Другие суеверия на поминках

Соблюдать народные приметы на поминках крайне важно. От этого зависит качество загробной жизни человека, ушедшего в мир иной. Так, на поминальном обеде полагается вспоминать только хорошие его поступки и черты характера. Оставьте обсуждение недостатков. О мертвых - либо хорошо, либо ничего. Неспроста придумана эта пословица.

Приметы после похорон советуют по возвращению с кладбища согреть руки над пламенем свечи, желательно церковной. Но после кладбища обычно сразу едут на поминки. Перед едой полагается мыть руки, и это правило заменяет свечную примету. Не стоит переживать о том, что съедите частицу мертвой энергетики. Во время мытья рук вода смоет ее.

Поминки - не время для слез. Много плакать по умершему нельзя, иначе он захлебнется в загробной жизни. Смеяться тоже не рекомендуется. Тот, кто засмеется на поминках, в скором времени прольет много слез.

В целом, существует множество поминальных примет. Некоторые из них появились относительно недавно, но большинству суеверий - сотни, если не тысячи лет. Они предназначены для того, чтобы научить правильному поведению поминающих, ведь от него зависит то, куда попадет душа покойного после смерти.

ПОЧЕМУ НА ПОМИНКАХ ЕДЯТ ЛОЖКАМИ Вчера была на поминках, на поминальном столе, из приборов, только ложки. Так неудобно ложками рыбу, колбасу, винегрет... Но, других приборов нет - не положено. Кем и почему не положено? Решила я в этом вопросе разобраться. Православные верующие после похорон проводят несколько поминальных дней по умершим. Это происходит в день похорон, на третий день после смерти, на девятый, сороковой и на год. Потом ежегодно умершего поминают в годовщину смерти. Естественно, родственники умершего желают провести поминальный день по всем правилам православной веры. Но при этом мало кому удаётся избежать скатывания в языческие обряды и прочую ересь. Православные верования оказываются обильно сдобрены предрассудками. Например, чего стоит только один обычай оставлять на могиле умершего рюмку водки с куском чёрного хлеба, или втыкать зажжённую сигарету в могилу, если покойный был заядлым курильщиком. Человек умер, материальный мир его уже не интересует. Всё, чем родственники могут помочь ему, это вспоминать его в своих молитвах, раздавать милостыню от его имени, говорить о нём добрые слова и проводить достойные поминальные обряды. Одно из таких суеверий – это запрет на использование колюще-режущих предметов (вилок и ножей) во время поминального обеда. Церковь уже заявляла, что сервировка стола вилками и ножами никоим образом не противоречит канонам православной веры. Но данный предмет сервировки упорно не используется во время поминок, чем создаёт трудности участникам обряда при приёме пищи. Ведь разделывать крупный кусок мяса при помощи ножа и вилки намного удобнее, чем раздавливать его ложкой. Откуда же взялось заблуждение, что на поминках можно есть только ложками? Есть несколько версий возникновения этого суеверия. Как известно, на Руси ножи и вилки стали использоваться во время еды только при Петре I, который привёз этот обычай из Европы. Многие из его нововведений воспринимались консервативной частью населения (то есть, большинством) в штыки, и вилки также не были исключением. Староверы увидели в ней сходство с чёртовым хвостом или чёртовыми вилами, и считали грехом использовать на христианских поминках «дьявольское» изделие. И продолжали пользоваться за столом только ложками, причём не только на поминках, но и в повседневной жизни. Ещё одна версия связана с тем, что одним из обязательных блюд на поминальном столе является кутья, которая символизирует сладость Царствия Небесное. В этом случае суеверие гласит, что ткнув в неё острым предметом, можно потревожить покой усопшего, так сказать, «уколоть» его. Есть ещё одна историческая версия о причине того, что на поминках нельзя есть вилками. Когда умирал человек, а особенно богатый и могущественный, то на его похороны съезжались множество близких и дальних родственников. Отнюдь не всегда их целью было оказать почёт умершему и достойно проводить его в последний путь. Первоочередной причиной присутствия на похоронах был делёж наследства. И очень часто этот нервный и возбуждающий процесс начинался прямо во время поминальных обедов. Множество малознакомых людей, жаждущие урвать лишний кусок богатого наследства, подогретые спиртными напитками, предъявляли свои права, обоснованные и не очень, на наследство покойного. И вполне естественно, что дискуссия потенциальных наследников вскоре выходила за рамки словесных оскорблений и угроз, и начиналась массовая драка. Наличие на столе острых предметов грозило их активным применением в побоище и нанесением его участникам тяжёлых травм. С тех пор на столе во время поминального обеда находятся только ложки, которые крайне сложно использовать в качестве оружия. Это единственная версия, которая имеет рациональную основу, а не религиозную. Наиболее правдоподобная версия (также исторического генезиса) следующая. Как известно, канонический поминальный обед состоит из трёх блюд: кутьи, блинов и киселя. Кутью едят ложками (вилкой это будет просто неудобно), блины берут руками, а компот пьют из сосуда. Вилка и нож просто не нужны для такого поминального меню! Нечего резать, нечего накалывать. Видимо, именно поэтому их не было на столах, просто за ненадобностью. На самом деле, и вилка, и нож, могут быть спокойно использованы при сервировке на поминках. Гораздо важнее соблюдать поминальные дни, проводить обряды по усопшему, молить за его пребывание в Царствии Небесном, и творить добрые дела в память о нём. Это истинно православные и общечеловеческие ценности, а не языческие суеверия. (из инета)

На поминальном обеде нельзя использовать вилки. Люди предпочитают ложками, хотя это не всегда удобно.

Бытовые версии

Одна из самых распространенных версий возникновения такого ограничения весьма проста: еще несколько веков назад вилки были не известны народу, ведь даже в советских столовых преимущественно ели ложками. Может, именно это послужило основанием для того, вилками на «грех».

В советские времена объясняли традицию еще более банально: вилки предметы острые, «поминающие», те, кто пришел проводить усопшего в последний путь, могли нанести телесные повреждения друг другу, например, в пылу эмоций, при дележе наследства и пр.

Версии традиционные

– поминальная каша из пшеницы с медом, растворенным в воде (сыто). Кутью готовят не только на поминки, но и в канун Рождества, Крещения.

Более объективно и правдоподобно с точки зрения истории выглядит версия о том, что изначально главное поминальное блюдо – кутью - ели ложками, а блюда, которые требовалось делить на куски, попросту ломались.

Поминальный обед традиционно начинается с того, что все съедают ровно три ложки кутьи. Хлеб люди берут руками. В современной традиции, к слову, при проведении кутью нередко заменяют на блины, которые непременно должна испечь вдова или вдовец, а в их отсутствие – ближайший родственник усопшего.

Первый поминальный ужин открывал собою шесть траурных недель, в период которых в доме не должно быть увеселений, а в семье праздников и свадеб.

В старых церковных книгах нередко можно встретить высказывания, будто вилка – предмет бесовской (вспомните, что у дьявола есть трезубец, а черти наделены хвостом с крючкообразным острием). Впрочем, подобные воззрения характерны были в период введения в обиход нового предмета, ведь отвергать все новое свойственно консервативному человеческому мышлению. Сегодня такие речи можно слышать от старообрядцев, которые по старинке пользуются только ложками даже в повседневной жизни.

Современные священнослужители разъясняют, что канонического запрета на использование вилок на похоронах не существует, однако это традиция, которую неплохо было бы соблюдать. Однако гораздо важнее соблюсти похоронный церемониал: отпеть усопшего, провести погребальный обряд с молитвою и смирением, а также совершить церковное поминание на девятый и сороковой день после похорон.

Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.


Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.

Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.

Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.

Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.

Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.

К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.

Можно ли поминать усопших водкой?


Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.

Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.

Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.

Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.

Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).

Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.

Православные поминальные традиции касаются не только дней и дат, но некоторых условностей . Одной из них является то, что на поминальный стол кладут только ложки. Чтобы ответить на вопрос, почему на поминках нельзя есть вилками, необходимо заглянуть в историю.

Одной из исторических предпосылок, почему на поминках не едят вилками, можно считать исключительно бытовой факт – на Руси вообще не пользовались вилками до времен Петра Великого. Именно первый российский император ввел в обиход вилки, а до этого даже в боярских домах пользовались только ложками. Как и любое нововведение, вилки вызывали неприязнь, их даже называли бесовским орудием по аналогии с трезубцем дьявола или хвостом черта. Неприятие особенно остро это проявилось у староверов, в их общинах до сих пор едят только ложками.

Еще одной версией, почему не нельзя пользоваться вилками на поминках, является обычная человеческая жадность и импульсивность. На поминальный обед съезжаются близкие родственники умершего человека, нередко прямо там же начинался дележ наследства, который в пылу могу закончиться поножовщиной.

Можно ли на поминках есть вилками по церковным канонам?

Представители православной церкви уже не единожды говорили о том, что использование вилок никак не противоречит церковным канонам. Для священнослужителей гораздо важнее проведение отпевания и соблюдение похоронной церемонии. Вопрос, почему на поминки не кладут вилки, к и ее обрядам не имеет никакого отношения.

Самой вероятной из всех причин не использования вилок на поминальных обедах, является традиция на поминках первым блюдом употреблять кутью. Также на поминки готовили блины, ставили блюда с хлебом и киселем. Для всех этих блюд вилка попросту не нужна, поэтому ее и не клали на стол.