Переходный возраст и кризис у подростков — советы психолога. Кризис в подростковом возрасте: особенности проявления Характерные проявления подросткового кризиса

Выстроить конструктивный диалог с подростком крайне сложно. Грубость, эмоциональный шантаж, провоцирующее поведение - это самые распространенные реакции ребенка даже на «безобидные» замечания родителей. В семье царит недопонимание, каждый затаил глубокие обиды. Но всегда ли переходный возраст протекает столь болезненно? В статье поднимем важную тему: как родителям и ребенку с наименьшими потерями пройти этот сложный кризисный период.

Подростковый возраст: особенности развития ребенка

В психологии кризис подросткового возраста считается труднейшим этапом взросления каждого человека. В этот период ребенок преодолевает границу между детством и зрелостью, что в корне меняет его мировоззрение. Отсюда и все изменения в поведении подростка - еще вчера он был милым малышом, а сегодня будто взбесился.

Подростковый кризис начинается с 11-12 лет и продолжается до 17-18 лет. И у него, несмотря на все негативные проявления, есть важная функция - ребенок ищет себя в этом мире, разбирается в собственных чувствах, расставляет приоритеты, активно накапливает опыт социальной жизни. Бегство от кризиса только задерживает развитие человека. Молодые люди, достойно прошедшие через этот сложный период, становятся сильнее и увереннее в себе, обретают способность управлять своей судьбой.

«Гормональный взрыв», присущий подростковому кризису, сопровождается яркими внешними проявлениями - интенсивный рост и половое созревание. Это во многом влияет и на поведение ребенка. Обозначим основные особенности кризиса подросткового возраста:

  • Крайне критичное отношение к собственной внешности, что развивает застенчивость и неуверенность в себе.
  • Резкость и категоричность в общении со взрослыми.
  • То грубость, то доброжелательность из-за резких перепадов настроения.
  • Проявление острого интереса к сексуальным темам.
  • Нарушение родительских табу - первый опыт употребления алкоголя и курения.
  • Показное равнодушие ко всему окружающему.
  • Выстраивание личных границ и соблюдение определенной дистанции с родителями.
  • Депрессивные состояния.
  • Плохая успеваемость в школе, поскольку вокруг появляется множество отвлекающих факторов - влюбленность, новые друзья и интересы.

Далеко не всегда у ребенка проявляются все «симптомы» кризиса подросткового возраста. Так, по мнению психологов, существуют 2 основных пути его протекания.

  1. Кризис независимости

Наиболее часто встречающаяся форма подросткового кризиса. В этом случае ребенок становится настоящим бунтарем - строптивым, непослушным, упрямым, своевольным. Его поведение и отношение к окружающему миру становятся своеобразным рывком вперед, выходом за пределы «детских» норм и правил. Подросток всеми доступными способами заявляет миру: «я уже взрослый, и теперь все будет по-моему».

  1. Кризис зависимости

В данном случае поведение подростка тоже меняется, но совершенно в противоположную сторону, чем бунт. Ребенок выказывает чрезмерное послушание, зависимость от родителей или своих более взрослых приятелей. Происходит будто регресс в эмоциональном развитии, откат к детским формам поведения. Ребенку страшно входить во взрослую жизнь, и он всеми силами старается остаться в том периоде жизни, где он чувствует себя в безопасности «под крылом» взрослых.

По мнению психологов, подросток часто занимает двойственную позицию, то есть проявляет симптомы и кризиса независимости, и кризиса зависимости. Но чтобы помочь ребенку, важно понимать, какие именно признаки проблемного сценария доминируют.

Этапы подросткового кризиса

Темам подросткового кризиса посвятил множество научных работ психолог и педагог Л. С. Выготский. Этот период в жизни ребенка он считал самым значимым, своеобразным фундаментом в развитии личности. По мнению Л. С. Выготского, подростковый кризис плавно проходит 3 фазы.

1 фаза - предкритическая (негативная)

Ребенок начинает «ломать систему», меняя свое поведение. Это кризис младшего подросткового возраста. Ребенок с 11 лет прощупывает границы дозволенного, пытается выйти из-под опеки родителей, меняет старые привычки, начинает по-новому смотреть на происходящее вокруг.

2 фаза - кульминационная

Л. С. Выготский обозначает кульминационную точку подросткового кризиса - 13 лет. Начиная с этого возраста поведение ребенка резко меняется, и не всегда в лучшую сторону. Подросток действует непредсказуемо и остро реагирует на все процессы, происходящие вокруг него. Перепады настроения и нежелание учиться плохо отражаются на (памяти, внимании, мышлении), если с этим не работать, в будущем ребенку может быть сложно поступить и учиться в высшем учебном заведении.

3 фаза - посткритическая

На этом этапе возрастного кризиса подросток уже примиряется с переменами в себе. Он старается собрать воедино накопленный опыт и учится находить компромиссы с собственным «Я». Пусть и не без труда, но подросток получил азы общения со сверстниками и старшими. Он понимает, что такое «хорошо» и «плохо». При благополучном исходе возрастного кризиса ребенок вполне готов перейти во взрослую жизнь.

Причины подросткового кризиса

Вызывающее поведение ребенка, по мнению психологов, может быть связано с его страхами и неуверенностью в себе. Причины кризиса подросткового возраста кроются не в том, что он хочет конфликта как такового. Ребенок пытается разобраться в собственных мыслях и донести до окружающих свои убеждения:

  1. «Я уже взрослый»

Бунт - это наиболее простой для подростка способ добиться равных прав, доказать свою значимость, расширить границы дозволенного. Ребенок считает себя взрослым и хочет самостоятельно принимать решения. И конечно, его интересы сталкиваются с жесткой родительской критикой. Мама и папа не готовы признать того, что их малыш подрос и действительно имеет право открыто выражать свое мнение. Отсюда и многочисленные проблемы, вытекающие из кризиса подросткового возраста.

  1. «Кто я?»

До 10-11 лет ребенок активно познает окружающий мир. Но потом все меняется - теперь взгляд подростка больше направлен внутрь себя. Он начинает «копаться» в своих мыслях, пытается найти свое предназначение в этом мире, занять определенные позиции в социуме. Это так называемый кризис идентичности подростка. Пережить его психологически сложно для ребенка.

Процесс осознания себя требует уединения. Вот почему многие подростки становятся молчаливыми и замкнутыми, ограничивают свое общение с родителями. Дети боятся, что взрослые их не поймут. Это одна из главных причин, которая может толкнуть ребенка на побег из дома и бродяжничество.

  1. «Это моя территория»

Все подростки ревностно охраняют личную территорию. Они пытаются очертить границы, за которые родителям переступать нельзя. Ребенок считает жизненные взгляды мамы и папы «устаревшими», а значит и не достойными внимания. Подросток с помощью выстраивания личных границ пытается оградить себя от критики родителей и жизненных трудностей.

  1. «У меня есть собственное мнение»

В возрастном кризисе, связанном с подростковым возрастом, умом подростка овладевает жесткая логика. Ему нужны однозначные ответы на важные вопросы. Критическое мышление ребенка еще недостаточно развито, поэтому окружающий мир кажется ему биполярным - черным или белым, с полным отсутствием полутонов. Пока подросток не способен понять сложную палитру отношений между людьми. Многие жизненные процессы не вписываются в его картину мира, где правит только добро и зло. Это провоцирует многочисленные конфликты со сверстниками и родителями. Так же подросток может «навсегда» поссориться с другом или полностью разочароваться в чем-то.

Особенности подросткового кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и мальчиков подростковый кризис протекает по-разному. В чем особенности этого сложного периода взросления?

Подростковый кризис у девочек

«Моей дочке 12 лет. И за последний год она сильно изменилась, я буквально не узнаю мою девочку.

Проблем с успеваемостью в школе нет. Но знаю, что в их девичьей компании появились мальчики. И теперь все мысли дочери заняты только любовными перипетиями. Мне, конечно, это кажется глупым, но вижу, как моя девочка переживает. Она стала замкнутой, постоянно плачет. На все мои вопросы отвечает, что «все нормально». Но я же вижу - она переживает. Стала часто говорить о том, что некрасивая. Раньше могла даже в школу пойти растрепанной, но теперь проводит часы перед зеркалом.

Недавно она решила сесть на диету, практически ничего ест. Но какая может быть диета, если она и так худая. Боюсь, что «голодовки» подорвут ее здоровье. Подозреваю, что это все для того, чтобы нравиться мальчикам».

Ирина, 40 лет

По мнению психологов, девочки немного раньше вступают в кризис развития подросткового возраста. Он начинается в 10-11 лет и заканчивается в 16-17 лет. При этом кризис протекает «мягче».

Девочки-подростки гораздо реже проявляют негативизм, скрытую или пассивную агрессию. Это во многом связано с тем, что они крайне остро переживают внутренний конфликт из-за осознания того, что нарушают общепринятые нормы поведения, которые приписываются женщинам. Большинству девочек свойственен жесткий контроль за своим поведением в подростковом кризисе - они пытаются вести себя правильно, чтобы не вызвать недовольство взрослых.

Еще одной отличительной особенностью трудного кризиса возраста в подростковом периоде у девочек является тот факт, что они часто зациклены на несовершенствах своей внешности. Девушки ищут всевозможные способы, чтобы достичь недосягаемого идеала красоты. И зачастую эти методы совсем не оправдывают цель, подрывая здоровье, - например, жесткие диеты. А яркий вызывающий макияж девочки, которым она пытаются «украсить» себя, совершенно неуместен в средних и старших классах.

Некоторые девочки-подростки демонстрируют негативизм с общественно-значимой направленностью - пытаются защитить права других людей, ограждают близких друзей от неприятностей.

Подростковый кризис у мальчиков

«Моему сыну 15 лет, переходит в старшие классы. Уже пару лет все вместе боремся с его подростковым кризисом. Сын устраивает нам такие бунты, что мы уже с ума сходим.

Постоянные гулянки и игры за компьютером - еще половина беды. Он учится «из-под палки». А ведь совсем скоро поступать в университет. Вместе с успеваемостью «хромает» и дисциплина в школе. Меня постоянно вызывают к директору, поскольку сын устраивает драки и хамит учителям.

Мы с мужем перепробовали все - и спокойно разговаривали с сыном, и дома запирали, и гаджетов лишали. Ничего не помогает».

Марина, 38 лет

У мальчиков психологический кризис подросткового возраста начинается в 11-12 лет и заканчивается в 17-18 лет. Протекает он зачастую очень бурно. Дело в том, что у юношей уже начинает складываться представление о мужском типе поведения. Но не всегда это правильные поведенческие установки - многие проблемы мальчик пытается решить силой, проявляя агрессию. Другая крайность - полный уход в себя и отдаление от близких, чтобы скрыть свои истинные чувства, ведь считается, что «мужчина не должен проявлять эмоций». А в подростковом возрасте, учитывая, насколько сильно «бунтуют» гормоны, сложно скрывать свои чувства - проще стать «одиночкой».

Мальчики более спокойно воспринимают собственные проявления агрессии, имея установку на то, что мужчинам в случае необходимости свойственно такое поведение. Никакого сожаления и рефлексии. Свои вспышки ярости подростки чаще списывают на внешние факторы - «я не виноват, так сложились обстоятельства».

Негативизм подростков

Негативизм - отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий.

Негативизм особенно ярко проявляется у подростков как раз в возрастном кризисе. Учитывая незрелость личности ребенка и его черно-белую картину мира, многие жизненные ситуации он воспринимает крайне негативно. Ребенок становится упрямым, замкнутым, грубым, даже агрессивным, то и дело нарушает дисциплину в школе. Но это лишь внешняя оболочка - негативизм становится своеобразной броней, которая прикрывает многочисленные страхи ребенка на пороге взросления. По сути, негативизм - это реакция подростка на какую-то неудовлетворенную личную потребность. Например, дефицит уважения, понимания и любви со стороны родителей и близкого окружения.

По мнению психологов, негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой он растет. Если ребенок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, где правят неуважение друг к другу и агрессия, негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя проявит.

Подростковый негативизм психологи разделяют на пассивный и активный. Пассивный негативист не перечит открыто, он просто пропускает «мимо ушей» все просьбы, требования и замечания родителей. Специфика активного негативизма заключается в том, что подросток все силы бросает на то, чтобы перечить взрослым - совершает противоположное тому, о чем его просят.

Сложный подросток: что делать родителям?

Насколько благополучно пройдет пубертатный кризис подросткового возраста, зависит от особенностей самого ребенка и тех основ воспитания, что заложили родители. Не меньшее значение имеет и позиция близкого окружения. Несмотря на то, что «колючий» подросток всем и вся показывает свой негативизм, ему как никогда нужна поддержка. Не отталкивайте ребенка, помогите ему разобраться в собственных чувствах и войти во взрослую жизнь с ощущением прочного фундамента.

Родителям при решении многочисленных проблем, сопровождающих кризис возраста у подростков, предстоит запастись терпением, чтобы не испортить отношения с ребенком. Какие рекомендации помогут?

1. Научитесь грамотно разрешать конфликты со своим ребенком

Строгие запреты и наказания, эмоциональный шантаж, острая критика, навязывание собственного мнения - все это не работает в воспитании подростка. Родителям важно научиться эффективно . Только доверительный диалог и искреннее желание помочь. Выслушайте, научите, дайте советы.

2. Уважайте личное пространство подростка

Несмотря на то, что вы имеете полное право давать советы и наставления своему ребенку, уважайте его личное пространство и не навязывайте свое мнение по тем или иным вопросам. Чтобы не испортить отношения с подростком, соблюдайте те границы, что он установил. Стучите в дверь, прежде чем зайти в комнату ребенка, не читайте его переписки в телефоне и в соцсетях, слишком активно не расспрашивайте о друзьях. Даже эти, казалось, бы несущественные изменения в вашем поведении, дадут ребенку понять, что вы не посягаете на его личную жизнь.

Это не означает, что нужно пустить на самотек жизнь подростка. Продолжайте мониторить его времяпрепровождение и успеваемость в школе. Но это не должно выглядеть как посягательство на свободу.

3. Относитесь к подростку как к взрослому человеку

Пора перестать смотреть на своего ребенка как на малыша. Подросток уже достаточно взрослый, чтобы принимать те или иные решения. Дайте ему определенную свободу действий и уважайте его желание совершать «взрослые» поступки.

Каждый человек, даже ребенок, имеет право на ошибку. Это развивает личность и помогает накопить жизненный опыт.

4. Не обесценивайте переживания подростка

Буквально каждое событие в своей жизни подросток воспринимает очень остро. Помогите ему безболезненно выходить из конфликтов с друзьями и поддерживайте, когда он терпит неудачи. Видя, что вам не все равно, ребенок будет увереннее в себе и станет прислушиваться к вашим советам, что крайне важно.

Приветствую вас, дорогие читатели и создатели (родители) нашего будущего – подростков. Ваше чадо перешло в средние классы школы, а вместе с этим вы перестали его узнавать? Вы догадываетесь, что наступил подростковый период, но пока еще не уверены точно? Тогда читайте эту статью.

Сразу хочу оговориться, что материал в статье представлен с позиции старых вариантов определения подросткового возраста, а не новых предложений о его продлении до 24 лет (пока, кстати, это в любом случае не утвердили).

Поясню почему. На мой взгляд, психофизиологические изменения первичны, и эти нормы давно были установлены. Другой вопрос, что далеко не все люди проходят своевременно этапы «переключения» от одного возраста к другому. В связи с чем речь должна идти не о смещении границ в возрастной классификации, а о инфантилизме и аномалиях современного поколения.

  • Представители новой теории оперируют идеей того, что современная молодежь поздно заканчивает обучение, но напомню, что поступать в ВУЗ можно в любом возрасте.
  • Еще один аргумент – поздние браки. Но я думаю, что это признак изменения менталитета, стереотипов, гендерной идентификации и, наконец, влияние государственных условий, диктующих необходимость длительной и сложной самореализации перед созданием новой ячейки и новых жизней. Дело не в неготовности выполнять репродуктивную функцию, а в сознательном решении, принятом созревшим человеком.

То есть я считаю, что современные ученые предлагают менять отношение к ситуации и перетрактовать ее в норму, а не решать наблюдаемые в обществе проблемы.

Но хватит лирики. Поговорим о том, что такое подростковый возраст в устоявшейся теории психологии, которая пока и остается ведущей.

Дословно этот период трактуется как «превращаться во взрослого». Подростковым возрастом принято называть этап жизни между 10 и 17 годами. При этом выделяют:

  • ранний подростковый возраст (10-14);
  • старший подростковый возраст (15-17).

Однако иногда старший возраст относят к раннему юношескому. Всемирная организация здравоохранения вовсе считает подростковым возраст периодом от 10 до 20 лет. Таким образом, в среднем подростковый возраст длится от 10 до 15 лет.

Резюме

Ведущая потребность возраста – стремление к нарочитой взрослости, самоутверждению.

Социальная ситуация развития – подросток-сверстник.

Ведущая деятельность возраста – интимно-личностное общение со сверстниками.

Из-за выплеска гормонов возникает:

  • повышенная утомляемость,
  • рассеянность,
  • вялость,
  • обидчивость.

К главным новообразованиям подросткового возраста относится:

  • становление Я-концепции, самосознания, рефлексии;
  • идентификация;
  • осознание индивидуальности.

Всего в подростковом периоде можно выделить две фазы: негативную и позитивную. Переходом от первой ко второй считается начало продуктивной деятельности.

Специфика подросткового возраста

Переходный этап полон противоречий, но именно они обеспечивают развитие и становление личности. Основное противоречие, с которого и начинается этот период – несоответствие имеющихся инструментов (знания, опыт, навыки, мотивы) и новых социальных ситуаций, типов взаимодействия с миром.

В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон личности:

  • биологической (половое созревание и физический рост);
  • психофизиологической (самосознание, самоуважение, идентификация);
  • когнитивной (мышление);
  • социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение).

Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их развитии возникают противоречия личности.

Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков. Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.

К естественным негативным проявлениям возраста относится:

  • пессимистичный настрой;
  • повышенная чувствительность и раздражительность;
  • физическое и душевное недомогание (капризы и драки);
  • мечтательность и неопределенность;
  • амбициозность;
  • нервозность;
  • неудовлетворенность собой.

Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое). Подробнее о подростковых девиациях вы можете прочитать статье .

Стоит отметить, что проявления подросткового возраста не только отличаются по гендеру, но и зависят от ряда других факторов. Например, региона, места (город, село), климата, времени, страны и так далее. От чего представленные варианты поведения и состояния подростков стоит рассматривать как основу, но не как обязательную истину и единственный возможный вариант развития личности.

Характерные для возраста реакции

Для подросткового возраста характерны четыре реакции:

  • эмансипации;
  • группирования со сверстниками;
  • интереса к противоположному полу;
  • многочисленных увлечений.

Давайте рассмотрим каждую из них подробнее.

Реакция эмансипации

Это желание поступать самостоятельно. Оно пронизывает весь быт подростка, то есть наблюдать эту реакцию можно ежедневно. Выделяют:

  • эмоциональную (уход к общению с ровесниками);
  • поведенческую (уход от контроля родителей);
  • нормативную эмансипацию (отрицание привычных ценностей, поиск новых).

Группирование со сверстниками

Группа ровесников – регулятор поведения подростка. Он ищет самоутверждение в ней.

Интерес к противоположному полу

Отношения с противоположным полом складываются двоякие: с одной стороны – интерес, а с другой – напускное равнодушие.

Увлечения

Можно выделить несколько групп подростковых увлечений:

  • интеллектуально-эстетические (глубокая увлеченность чем-либо);
  • телесно-мануальные (цель занятий – сила и выносливость);
  • лидерские;
  • эгоцентрические (самодеятельность);
  • азартные (ставки);
  • информативно-коммуникативные (телевизор, интернет, телефон).

Половое развитие

Проходит по двум направлениям:

  • осознание собственной телесной сексуальности;
  • поиск родственной души и любви, романтизация отношений.

Ш. Бюллер отметила, что существует еще и психическая пубертатность. Она может возникнуть задолго до физического созревания, а закончиться после него. Говоря простым языком, это стремление быть с кем-то, дополнять друг друга, которое согласно теории автора свойственно всем людям. Таким образом, можно сказать, что это как раз направление романтизма, отношений без сексуального подтекста: разговоры, совместное времяпрепровождение.

Половая идентификация – одно из новообразований возраста. То есть происходит становление половой ориентации, самовосприятия подростка по гендеру. Половая идентификация бывает биологической и психологической. Их расхождение чревато внутриличностным конфликтом и расстройствами полового поведения.

Учеными отмечено, что на становление половой идентификации больше влияет социокультурный фактор, нежели биологический. То есть решающая роль отводится культивируемым в обществе образцам и стереотипам, а также условиям среды подростка.

Физическое развитие

В год подростки вырастают в среднем на 9 сантиметров. Происходит стремительный рост сердечной мышцы (длина, ширина, объем). Изменяется давление (как правило, повышенное), сердечный ритм. Все системы организма стремительно видоизменяются.

Для современных подростков характерно общее ослабление. Несмотря на кажущуюся акселерацию, в сравнении с подростками прошлых десятилетий современные девушки и юноши, согласно результатам исследования Л. В. Мищенко, более чем в 80 % случаев испытывают дефицит веса. Уменьшилась и общая сила.

Эмоциональная сфера

Характерна эмоциональная неустойчивость и противоречивость:

  • целеустремленность и импульсивность;
  • самоуверенность и легкая ранимость;
  • неуверенность, романтизм и рационализм, цинизм.

Эмоции отличаются длительностью и интенсивностью.

Когнитивное развитие

Происходит переход к абстрактному мышлению, гипотетико-дедуктивным рассуждениям, методам анализа и синтеза, умозаключениям, произвольному вниманию и памяти. Подросток может:

  • видеть перспективы;
  • ориентироваться на возможное будущее;
  • анализировать собственное поведение;
  • мыслить гипотетически;
  • планировать будущее;
  • двигаться от общего к частному;
  • запоминать материал с помощью мнемонических приемов.

Личностное развитие

Для подростков характерно чувство взрослости. Взрослость у них может носить следующий характер:

  • подражательный (самый простой, но сомнительный путь: имитация внешнего вида);
  • образцовый (стремление походить на «настоящую женщину», «настоящего мужчину»);
  • социальный (сотрудничество со взрослыми, участие в жизни семьи, общества);
  • интеллектуальный (самообразование, дополнительный поиск научной информации).

В подростковом возрасте происходит слом прежних ценностных ориентаций и поиск либо создание новых ориентиров.

Самосознание формируется через эгоцентризм, который преодолевается путем познания сверстников (общение). Изначально эгоцентризм проявляется двумя вариантами:

  • ощущение себя актером и восприятие мира как сцены;
  • убежденность в уникальности своих эмоций.

Общение со сверстниками и любовь

Общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового возраста. Родителям нужно смириться, что былое доверие с их ребенком исчезнет. Однако его можно снова заслужить, если поменять тактику взаимодействия и признать в своем чаде равного партнера.

Но общение со сверстниками все же выходит на первый план. Оно выполняет ряд важных функций:

  • передача опыта взросления, обсуждения (особенно актуально для половой сферы);
  • половая идентификация (усвоение ролей, стереотипов, предпочтений, выявление ориентации);
  • психотерапевтическая функция (подросток высвобождает свои душевные переживания);
  • эмансипация от родителей.

Очень важна для подростков влюбленность. Любовь имеет 3 составляющие:

  • платонический,
  • эротический,
  • сексуальный компонент.

Только сочетание всех трех обеспечивает гармонию в отношениях. В подростковом возрасте этого еще не происходит. У мальчиков, как правило, преобладает эротический характер, а у девочек – платонический. Тем не менее через отношения подросток готовится к будущей роли мужа (жены), отца (матери).

Задачи возраста

В процессе переходного возраста для благополучной социализации в дальнейшем подростку нужно успешно решить ряд задач. В чем поддержка и помощь родителей будет неоценима. Однако важно помнить, что речь может идти только о сотрудничестве. Итак, что это за задачи возраста.

  1. Принятие своей внешности.
  2. Успешная половая идентификация (усвоение мужской и женской роли, принятой в обществе).
  3. Изменение стиля и форм общения со сверстниками.
  4. Установление нового стиля отношений с родителями (равноправное сотрудничество).
  5. Развитие профессиональных интересов и способностей для дальнейшего профессионального ориентирования в юности.
  6. Принятие и усвоение зрелого поведения, предполагающего ответственность и инициативность.

Если на все эти пункты относительно какого-то подростка на этапе завершения возрастного периода можно ответить утвердительно, то значит, его переходный возраст прошел успешно.

Дезадаптация

Дезадаптация, то есть проблемы с принятием новой социальной ситуации и вхождением в нее, является нормативным феноменом подросткового возраста. Возникает это на фоне неравномерного развития сфер личности. Дезадаптация проявляется:

  • критичностью к себе и другим;
  • сверхчувствительностью;
  • ранимостью;
  • агрессивностью;
  • неустойчивостью желаний и настроений;
  • внутриличностными конфликтами (самый популярный – «Кто я?»).

Подросток стремится познать себя, отсюда вытекает тяга к сверстникам (клубы по интересам, субкультуры, множественные знакомства). То есть подросток получает информацию о себе, глядя на своих ровесников.

Все подростки – исследователи. Они изучают мир, себя, других людей. Иногда самоанализ принимает крайний вариант и превращается в самокопание, самобичевание.

  • Экспериментальным путем было выявлено, что проблемы с адаптацией имеют тревожные, неуверенные, некоммуникабельные, замкнутые, чрезмерно контролирующие себя и испытывающие чувство вины подростки.
  • Средний уровень адаптации был отмечен у неустойчивых подростков со средним уровнем самоконтроля, склонных к доминированию и агрессии.
  • Успешной адаптацией отличаются уверенные, коммуникабельные, нетревожные подростки с адекватной самооценкой и уровнем самоконтроля.

Иногда нормативная дезадаптация затягивается, и тогда, как правило, речь идет об .

Подростковый кризис

Подростковый кризис – понятие относительное:

  • часть исследователей считает, что это и есть весь период переходного возраста;
  • кто-то отводит на это первый год;
  • а кто-то считает, что это индивидуальный феномен, который может возникнуть в любое время в рамках подросткового возраста или не возникнуть вовсе.

Например, психолог Л. С. Выготский на этапе отрочества (подростковый период) выделил два кризиса – 13 лет и 17 лет. Первый кризис знаменует переход от детства к отрочеству, второй – от отрочества к юности.

Говоря упрощенно, кризис подросткового возраста – это пик эмоциональной активности, гормонального выброса, личностного развития. Крайний вариант кризиса – .

Таким образом, подростковый кризис – это проявление внутриличностного конфликта, формируемого под влиянием внешних факторов (стиль воспитания родителей) и внутренних (несоответствие потребностей подростка и возможностей их удовлетворения).

Если родители педагогически грамотно поступают, то девиаций, аффективных вспышек и конфликтов можно избежать. Правда важно не путать гладкое течение подросткового возраста со специфическим кризисом. Некоторые дети наоборот излишне замыкаются в себе, что опасно депрессией и суицидом.

Если говорить о первичном кризисе начала подросткового возраста (переход от детства к отрочеству), то для него свойственны две главные черты:

  • снижение работоспособности, школьной успеваемости (обусловлено происходящей сменой типа мышления);
  • негативизм (негативные поведенческие реакции, вызванные стремлением к эмансипации).

  1. Несмотря на стремление подростков отойти от семьи, важно оказывать им поддержку. Подростки нуждаются в опоре и ненавязчивой подсказке взрослого человека в трудную минуту. Однако родителям важно исключить назидательность, подозрительность и строгий контроль.
  2. От сложившихся до подросткового возраста взаимоотношений родителей и детей зависит возможность ребенка любить. А первая любовь – важное чувство для личности. Любовные отношения необходимы. Только так подросток сможет узнать себя и противоположный пол для того, чтобы в будущем построить семью.
  3. Взаимодействуя с подростком, важно помнить, что идеальных отношений не бывает. Бывают «достаточно хорошие», как говорят в психологии. То есть вам нужно научиться сопереживать своему ребенку, признать в нем индивидуальность и личность.
  4. Подростки занимают маргинальное, то есть пограничное положение, то же происходит со взрослыми. Общаясь с подростком (полуребенком-полувзрослым), вам нужно одновременно выступать родителем и равным партнером.
  5. Не стоит пытаться вызвать уважение к вам с помощью чувства долга («мы тебя кормим, растим, поим») или возраста («я старше»). Так вы встретите только протест. Ребенок должен сам прийти к уважению вас, основанному на родительской поддержке. Вам нужно принять ребенка, не акцентировать внимание на его недостатках. Понимайте, а не судите.
  6. Если подросток говорит о чем-то, значит, для него это важно. Недопустимы фразы со стороны родителей типа «Не сходи с ума. Это разве проблемы! Вот у меня …», «Хватит ерундой страдать» и подобные. Выслушайте ребенка и помогите решить задачу. Если вы убеждены, что его проблема – пустяк, то, значит, вы можете ему помочь быстро от него избавиться. Научите подростка (фактами и аргументами, действиями) тоже считать это пустяком.

Запомнить новый принцип взаимодействия просто:

  • не приказы, а просьбы;
  • не нотации, а пожелания;
  • не контроль, а просьба информировать и так далее.

Оптимального и единого стиля нет. Ведь ваш ребенок единственный и неповторимый. Вы сами должны выстроить взаимоотношения на основе общих принципов, возрастных и личностных особенностей вашего ребенка.

Большая часть скандалов и капризов в отношениях родителей и подростков объясняется нежеланием родителей (или непониманием необходимости) менять привычный стиль взаимодействия. Для изучения сути капризов и перестройки взаимоотношений рекомендую прочитать книгу Е. Н. Корнеевой «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». В книге подробно рассмотрены все возрастные кризисы (в том числе подростковый) и наиболее популярные конфликты детей и родителей.

Как поспособствовать положительному поведению ребенка

Представленная ниже информация актуальна для преодоления и профилактики девиаций, коррекции . То есть это базовые принципы поведения родителей для успешного прохождение подросткового возраста у их чада.

  1. Пригласить подростка на диалог. Банальное и простое «давай поговорим?».
  2. Хвалить по каждому поводу. Нельзя сочетать похвалу и ругань. В силу естественного возрастного негативизма подросток не заметит похвалы, а возьмет на заметку только порицание.
  3. Совместно с подростком написать желаемые стили поведения (актуально для обеих сторон), обсудить их.
  4. Важно устанавливать реальные и четки границы, запреты и наказания. Нередко подростки проверяют родителей на прочность и ценность их слова. Сдерживайте любые обещания и не говорите: «Я тебя убью» (ведь не убьете же, надеюсь). Вот «На день буду вынуждена отключить интернет» звучит куда лучше и реалистичнее.
  5. Не требуйте мгновенного выполнения просьбы. Подростку нужно дать 5-10 минут на обдумывание и внутреннее размышление.
  6. Ненавязчиво напоминайте об обязанностях подростка.
  7. Всегда предлагайте альтернативу (или хотя бы держите ее наготове).
  8. Ориентируйтесь на положительные и желаемые явления, игнорируйте нежелательные.
  9. Договаривайтесь о наказании заранее. Не имеет смысла придумывать порицание после того, как подросток не ночевал без предупреждения дома. Он должен был знать все риски и последствия заранее.

Критичные ситуации

В подростковом возрасте, к сожалению, нередко встречаются крайне опасные для самого ребенка и его окружения ситуации:

  • преступность,
  • зависимости,
  • депрессии и суицид,
  • психосоматические заболевания.

Это опасные состояния, требующие незамедлительного обращения к специалисту. Для их предотвращения важно избегать разрушающих стилей воспитания и заниматься профилактикой девиаций у подростков.

В заключение рекомендую прочитать книгу О. В. Холодковской, В. А. Пашниной «Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем». В работе отведена целая глава на подробное рассмотрение этих проблем (признаки, практические советы).

Итак, подростковый период – непростой этап для родителей и ребенка. Но при успешном его прохождении вы получите хорошего собеседника, компаньона, поддержку, понимание.

О половых различиях в протекании переходного возраста вы можете узнать из статей и .

Желаю вам взаимопонимания с вашим прекрасным отпрыском!

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле. В литературе он описан как «возраст второй перерезки пуповины», «негативная фаза полового созревания». Этот период характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности, максимальным разделением «Я» подростка и мира. Кризис относится к числу острых.

Подростковый кризис имеет и свой позитивный смысл. Он заключается в том, что, проживая этот период в борьбе за независимость, которая происходит в относительно безопасных условиях и не принимает крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. Кроме того, у него не только возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Основными симптомами кризиса являются:

    Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретными вопросами, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь.

    Н егативизм . Иногда этот период называютфазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Важно понимать, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, это скорее эпизодические явления, хотя порой они повторяются достаточно часто. Кроме того, интенсивность кризисных симптомов и способы их выражения могут существенно различаться.

Выделяют два основных пути протекания данного кризиса: 1. Кризис независимости, при котором основными симптомами являются строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. 2. Кризис зависимости, симптомами которого являются чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения, что «возвращает» подростка назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности ("я ребенок и хочу оставаться им").

Как правило, в симптомах кризиса могут присутствовать обе тенденции с доминированием одной из них. Одновременное присутствие стремления к независимости и стремления к зависимости связано с двойственностью позиции школьника. Подросток в силу недостаточной психологической и социальной зрелости, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от них помощи, поддержки и защиты, ждет (чаще неосознанно), что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы и оградят его от чрезмерно рискованных шагов. Именно в связи с этим избыточно разрешающее отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но при этом аргументированный) запрет, вызвав вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.

Таким образом, поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

    Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

    Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

    Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

В связи с этим можно предположить, что негативизм является следствием недостатков педагогического подхода. К слову, этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.

Следует отметить, что трудности воспитания взрослые (родители, учителя) обычно связывают не с кризисом как таковым, когда начинается ломка прежних психологических образований, а с посткризисным периодом. Трудным для окружающих становится период формирования новых психологических образований у подростка, так как перенос на этот возраст прежних воспитательных мер оказывается неэффективным.

Вопросы для самоконтроля:

    Основные проявления подросткового кризиса

    Какие изменения происходят в моторном и физическом развитии подростка?

    Каковы особенности взаимоотношений подростков со сверстниками и взрослыми?

    Каковы особенности мотивационной сферы подростков?

    Охарактеризуйте ведущую деятельность в подростковом возрасте

Текст статьи

Тимофеева Мария Александровна,студенткаФГБОУ ВПО «ЧГПУ», г. Челябинск[email protected]

Особенности и проблематика подросткового кризиса

Аннотация.В данной научной статье рассмотрены проблематика и особенности подросткового кризиса. Проанализированы основные положения работ Л.С. Выготского, посвященные подростковому кризису. Обнаружено совпадение мнения Л.С. Выготского и практикующих педагогов. На основе полученных данныхбыл произведен анализ подросткового кризиса и даны некоторые рекомендации педагогам и родителям.Ключевые слова:подростковый кризис, подростки, проблематика, особенности, причины кризиса, перестройка.

В отечественной психологии возрастной кризис рассматривается как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее на стыке стабильных периодов, обусловленное возникновением основных психологических новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной психологическому облику ребенка. Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он представляется нам самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в формировании личности ребенка.Весь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Л.С. Выготский писал о подростковом возрасте: «Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, котороеразветвилось на три отдельных русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным. В самом деле, сам по себе подъем труден и ответственен. То же самое явление, которое на путника, идущего по ровной дороге, не окажет заметного действия, может стать труднейшим препятствием, иногда опрокидывающим, для путника, идущего в гору». В этой статье мы хотим рассмотреть проблемы подросткового кризиса и исследовать мнение педагогов по поводу его особенностей. Цель исследования: выяснить представления педагогов об особенностях протекания подросткового кризиса у учащихся.Объект исследования: подростковый кризис.Предмет исследования: особенности и причины проявления подросткового кризиса.Тема, которую мы затрагиваем в статье, актуальна, так как в настоящий момент каждый учитель (и родитель) сталкивается с подростковым кризисом и ему приходится преодолевать этот путь взросления вместе с подростком, помогая ему во время этого подъема обрести равновесие.

Гипотеза исследования: педагоги, работающие с подростками, знакомы с трудами Л.С. Выготского, посвященными понятию «подростковый кризис», и имеют полное представление о причинах и особенностях этого кризиса.Данная тема отнюдь не нова. Л.С. Выготский поставил вопрос о важности изучения критических возрастов, обосновал необходимость выделения основного новообразования в психике, социальной ситуации развития, полагая, что перестройка системы отношений между ребенком и средой составляет главное содержание кризиса переходного возраста. Об этом он рассуждает в своей работе «Проблема возраста».По его мнению, подростковый кризис –это резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания.Л.С. Выготский выделял возраст 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (1415 лет), когда складываются ипредъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные.Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Подростковый кризис длится у каждого ребенка поразному, в зависимости от многих факторов: внимания к нему взрослых, влияние сверстников, окружающих, родителей. При неблагоприятном стечении обстоятельств, кризис может затянуться на несколько лет и проходить довольно неприятно как для учителей и родителей, так и для самого подростка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях совзрослыми. Л.С. Выготский считал, что яркие проявления кризиса –это скорее проблема социального окружения, не сумевшего перестроиться, чем ребенка.

Кризис подросткового возраста: суть, причины и проявления

Пережив кризисы 1, 3 и 7-летнего возрастов, родители сталкиваются с ещё одной проблемой - пожалуй, самой сложной в психологическом и физиологическом плане. Речь идее о пубертатном кризисе подросткового возраста: он начинается по достижении тинейджером 12 лет и продолжается почти до совершеннолетия. Факторов, влияющих на протекание кризиса подросткового возраста, великое множество, всё предусмотреть и оградить ребенка от многих «ненужных» контактов в современном обществе удастся едва ли. Да и многие психологи, давая родителям рекомендации по преодолению кризиса подросткового возраста, не советую форсировать события, пытаясь пережить этот период как можно безболезненнее. Ошибаясь, «набивая шишки», наступая на «чужие грабли», тинейджер приобретает бесценный жизненный опыт. Но все же справляться с основными проблемами подросткового возраста лучше сообща, при слаженном взаимодействии родителей и педагогов.

Основа психологического кризиса подросткового возраста

Если сказать о современных подростках, что они умные, деловые, коммуникабельные, целеустремленные, знающие, много понимающие и многое умеющие, это будет правда. Если же сказать, что самолюбивые, капризные, легко ранимые, непослушные, трудноуправляемые, склонные к необдуманным поступкам и вечно конфликтующие с взрослыми, то и это будет правда. Потому что они очень разные, постоянно меняющиеся, каждый день раскрывающиеся новыми гранями своих непохожих и только лишь формирующихся характеров. Как понимать и правильно трактовать поведение и поступки своего взрослеющего ребенка? Как справиться с кризисом подросткового возраста и постараться сделать так, чтобы в современном ритме жизни с ее требованиями и законами, среди массы соблазнов и опасных увлечений тинейджер смог правильно ориентироваться и выбирать свой путь? Как вести молодого, только начинающего свою самостоятельную жизнь человека в завтрашний день?

Период с 12 до 17 лет принято называть подростковым, неким абстрактным, неосязаемым, неуловимым понятием, характеризующим определенный, закономерный период в жизни человека, когда детство осталось в прошлом, а взросление еще не наступило. Именно в этом периоде совершаются самые необдуманные поступки и принимаются самые невероятные решения, происходят самые запоминающиеся события. В основе кризиса подросткового возраста лежит множество факторов. Осуществляются окончательный выбор будущей профессии, формирование принципов и идеалов, необходимых для дальнейшей жизни. Наконец, случается самое прекрасное в жизни любого человека событие — первая любовь, которая запоминается навсегда, оставляет неизгладимое впечатление и впоследствии во многом определяет дальнейшую судьбу человека.

Одна из важнейших особенностей кризиса подросткового возраста — развитие самосознания, открытие собственного «Я».

Для взрослеющего человека как для формирующейся личности очень важно осознание себя, своих идеалов и приоритетов в окружающем его обществе, желание понять свою значимость, определить свое место в жизни. Кризис периода подросткового возраста объясняется и возрастающим интересом тинейджера к себе, активизирующимися процессами полового созревания и связанными с ним психофизиологическими изменениями. Наиболее важными в данной ситуации являются не столько физиологические изменения, сколько телесные метаморфозы, которые становятся для подростка предметом повышенного интереса.

Психология: симптомы и причины кризиса подросткового возраста

Наряду с физическими, важны и психологические изменения. Психология кризиса подросткового возраста во многом объясняется значительным расширением в этот период круга интересов и проблем. Приобретают огромное значение ранее не интересовавшие предметы, у обыденных вещей появляется особый, глубинный смысл.

Это легко проследить на простом примере, когда один и тот же фрагмент художественного текста трактуется детьми разных возрастных групп по-разному. Например, младшие дети, прежде всего, выделяют в тексте действующее начало, характеризуют события формально и воспринимают вещи в буквальном их значении. Но когда начинаю проявляться симптомы кризиса подросткового возраста, тот же самый текст тинейджеры рассматривают уже с других позиций. Они обращают внимание на скрытый конфликт персонажей, ведущее значение приобретает сфера чувств, эмоций, душевных переживаний. Возможно, такой подход объясняется собственными переживаниями, которые в период взросления ребенка являются для него ведущими в жизни.

Наряду с переменой взглядов, привычек и пристрастий, в психологии одной из причин кризиса подросткового возраста принято считать изменение сферы общения и интересов.

Общение на данном этапе перестает быть формальным обменом информацией или способом получения сведений, оно приобретает новое значение. В процессе своего общения со сверстниками ребенок раскрывает свой внутренний мир, он получает возможность реализовать часть своих замыслов, догадок, предположений. В период психологического кризиса подросткового возраста расширяется и круг общения, он выходит за пределы домашних стен, приобретает характер общественных отношений. Именно поэтому в юности у человека возникает так много новых знакомств. Общение за пределами определенной социальной группы, общение с разными по убеждениям и взглядам людьми дает человеку возможность в полной мере раскрыть себя и обогатиться новыми знаниями, а также разобраться в себе. Школа перестает быть обособленной частичкой, она становится частью широкого мира отношений.

Психологические причины проблем кризиса личности в подростковом возрасте

Одной из причин кризиса подросткового возраста также является страстное желание ребенка понять истинный смысл своего предназначения. Подросток хочет разобраться в том, кто он такой, на что способен, каковы его перспективы на будущее и как сложится его дальнейшая судьба.

Для определения своих возможностей и способностей и существует понятие «самооценка». Оценить свои возможности можно двумя основными способами. Первый вариант проверки заключается в сравнении уже достигнутых результатов с эталоном, сложившимся еще до начала реализации замысла. Однако таким способом не всегда можно объективно оценить себя, поскольку небогатый жизненный опыт не позволяет произвести экспериментальную проверку в отношении многих, еще не пережитых им самим событий.

Проблемы личности подросткового возраста часто проявляются в совершении различного рода нелепостей, необдуманных действий, напрасном риске и даже хулиганстве. Это происходит не из-за желания досадить взрослым, не из-за стремления выделиться в круге общения или произвести впечатление (хотя и это не исключено), а в силу отсутствия достаточных способов самовыражения. Другой способ оценить себя заключается в сравнении собственного мнения о себе с мнением окружающих. Бывают случаи, когда эти мнения сильно разнятся. В случае обнаружения подростком слишком выраженных различий начинается длительный и мучительный процесс анализа собственного «Я», который в большинстве случаев благоприятно сказывается на самом ребенке. Взрослеют все, но данный процесс у всех протекает по-разному.

Одно из проявлений кризиса подросткового возраста - частое желание побыть в одиночестве. Процесс осознания себя, своего личного начала, и понимание происходящих перемен требуют уединения. Лишь уединение от внешнего мира, ограждение от постороннего шума и суеты дают возможность человеку услышать свой собственный внутренний голос и обрести гармонию и единение с собой. Поэтому проблемами подросткового возраста становятся проявления таких черт характера, как замкнутость, молчаливость, стремление к уединению и тишине, а также склонность к бродяжничеству и уходам из дома.

Что ещё характерно для кризиса подросткового возраста и примеры проблем

Для кризиса подросткового возраста характерно обретение своего уникального, неповторимого «Я» с его многогранным внутренним миром. Это лишь отдалит вас от ребенка, а вы должны быть союзниками и вместе достойно пережить данный критический этап. Подростковое «Я» всегда соотносится с неким коллективным «Мы», которое объединяет подростков по интересам, возрасту, принадлежности к определенной социальной группе. Формирование общего, массового «Мы» продиктовано, прежде всего, желанием создать нечто свое, отличное от взрослых, присущее только определенной социальной группе — группе подростков.

Ещё один пример проблем подросткового возраста - копирование привычек, жестов, поведенческих реакций взрослых. Это обусловлено желанием тинейджеров продемонстрировать перед другими свою значимость и уникальность. Если сказать проще, это просто желание самоутвердиться, выразиться. Ведь многие молодые люди и девушки курят, принимают алкоголь и нецензурно выражаются не потому, что этого хотят, а потому, что так принято среди их сверстников. И не просто принято, а даже в ряде случаев модно.

В период развития кризиса подросткового возраста тинейджер уверен, что в глазах окружающих он выглядит взрослым, кажется самостоятельным, но забывает о том, что таковым на самом деле не является. Хотя в отношении одежды и внешнего вида подростки, напротив, стараются разительно отличаться от взрослых. Это, пожалуй, основная причина различных фантастических стрижек, окрашивания волос в самые немыслимые цвета, ношения рваных джинсов, длинных металлических цепей, свисающих ниже колен, и других атрибутов современного стиля, который представляет собой обобщение и смешение разных стилей и направлений. Данная концепция стиля и поведения в период кризиса подросткового возраста позволяет «своим» узнавать друг друга, отличать от «чужих» членов их маленького мира. Стремление подростков к формированию собственных мини-обществ объясняется особенностями их психоэмоционального развития.

Причиной проблем в подростковом возрасте могут быть завышенная, гипертрофированная самооценка, сознание собственной гениальности, неповторимости и непохожести на других. Казалось бы, наличие такого самомнения предполагает другую поведенческую стратегию — выделиться из общей массы и продемонстрировать всем свои преимущества. На практике же все обстоит несколько иначе.

Факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста

Обязательным этапом кризис личности в подростковом возрасте является период сомнений, период неуверенности в себе и собственных силах, причем этот фактор парадоксально сочетается с убежденностью в собственной гениальности. Именно неуверенность в себе и страх быть непонятым, оказаться за пределами некоего микросоциума заставляют многих подростков подавлять собственные интересы и желания и подчиняться правилам созданного другими «мира». По мере преодоления кризиса подросткового возраста, развития самосознания, приходит и новое понимание проблемных вопросов. Собственный внутренний мир и внутреннее содержание личности становятся в глазах человека шире, богаче, значительнее, поэтому образ усредненного сверстника перестает быть непоколебимым ранее идеалом. Приходит истинное осознание своего «Я», поэтому необходимость прятаться за собирательным образом просто отпадает. Как правило, понимание данного обстоятельства приходит ко всем тинейджерам, но у некоторых процесс может и затянуться. В это время необходима помощь старшего поколения, которое должно деликатно корригировать поведение почти уже взрослого человека.

Немаловажным при возрастном кризисе подросткового возраста является и самоопределение — процесс скорее практический, чем теоретический. Сущность его главным образом заключается в желании подростка найти себя в жизни, найти свое место и понять свою социальную значимость. Это в большинстве случаев сводится к выбору профессии или поиску определенного рода занятий. Поиск своего места под солнцем и реализация потенциальных возможностей — процесс трудоемкий и сугубо индивидуальный. Какие-либо вмешательства со стороны близких, родственников совершенно излишни. Не забывайте, что данный выбор делается на всю жизнь, и каким он будет, зависит только от самого человека.

Помня об этой немаловажной характеристике кризиса подросткового возраста, самым верным в данной ситуации станет ненавязчиво рекомендованное решение, а не грубое давление. Помните, что в этот период своей жизни подростки эмоционально лабильны и бурно реагируют на критику и разного рода вмешательства в личную жизнь. Поэтому не провоцируйте их на необдуманные, принятые поспешно решения.

Не стоит забывать, что взрослеющие молодые люди отличаются особым критическим подходом к своей одежде, внешности, привычкам и личности в целом. Как показывают многочисленные исследования и эксперименты, адекватно и правильно себя оценивают подростки с разного рода талантами: музыкальными, художественными, литературными и т. д. Но согласитесь, что среди современной молодежи чаще встречаются обыкновенные ребята, интересы которых в ряде случаев далеки от эстетики.

Характеристика кризиса подросткового и юношеского возраста

Кризис подросткового и юношеского возраста часто проявляется в заниженной или завышенной самооценке тинейджера.

Заниженная самооценка встречается среди людей 12-17 лет чаще. Проблема несоответствия собственной внешности придуманному идеалу в этом возрасте глобальна. В этом случае кризис подросткового возраста характеризуется всевозможными ухищрениями, к которым прибегает тинейджер, чтобы хоть чуточку приблизиться к идеальному образу: голодание, диеты, изнуряющие тренировки до седьмого пота в тренажерных залах, макияж… И все равно остается что-то, что отдаляет подростка от совершенства. Если только посмотреть на «идеального человека», сразу станет все ясно. Кто становится кумиром современного поколения? Фантастические герои триллеров, безжалостные суперагенты или модные красавицы, покорившие все подиумы мира. Если вдуматься, то ни один из них или даже похожий персонаж не может считаться героем.

Ведь суть кризиса подросткового возраста состоит не в степени выраженности мышц, а во внутреннем содержании, в том, что он несет в себе, какую цель преследует, совершая то или иное деяние. Важно объяснить подростку, что истинная ценность и значимость человека заключаются в его внутреннем содержании, а не во внешней эпатажности, тем более что современное общество постепенно приходит к такой модели отношений. Никто не отрицает значения внешних данных, поэтому всячески помогайте подростку справляться с косметическими проблемами, подскажите методы борьбы с недостатками, пытайтесь всячески поддержать в нем чувство собственного достоинства. Только не превращайте заботу о собственной внешности в культ или основное занятие. Адекватная оценка сложится после преодоления критического периода взросления.

Другая ситуация возникает, когда у ребенка в процессе развития складывается необоснованно завышенная самооценка. В данной ситуации преобладает убежденность в собственной уникальности и неповторимости, характерно полное противопоставление себя окружающим. Такие ребята убеждены, что все самое лучшее и уникальное сосредоточено в их персоне. Часто причиной формирования у подростка такой позиции является неправильное поведение самих родителей. Это ситуации, когда все происходящие события вращаются вокруг любимого чада. Завышенное самомнение — результат бесконечного поощрения и льстивой похвалы родителей. Никто не спорит, что для каждого родителя его ребенок — самый умный, талантливый, уникальный, гениальный. Но помня о причинаях и проявлениях кризиса подросткового возраста, очень важно не перехвалить, чтобы не спровоцировать развитие необоснованно завышенной самооценки, которая сможет лишь навредить в будущем.

Чем характеризуется пубертатный кризис подросткового возраста

Еще одной особенностью кризиса подросткового периода является повышенная утомляемость. Причина ее кроется в непрерывно протекающих в головном мозге процессах по переработке получаемой информации, ее интенсивному синтезу, осмыслению. Наш мозг постоянно воспринимает различного рода информацию, производит сложные операции по ее обработке, анализу, синтезу, формированию конечного результата. Определенные повторяющиеся процессы откладываются в определенных структурах мозга и по мере необходимости извлекаются в нужный момент. Так организована функциональная активность мозга у взрослого человека. Да и не стоит забывать, что психоэмоциональная сфера у взрослого значительно меньше подвержена колебаниям, переменам.

Психика молодого человека еще окончательно не сформирована, поэтому различные обыденные, как нам кажется, вещи вызывают со стороны подростка более выраженную реакцию. Проблемы подросткового периода легко объяснить с позиций физиологии. В переходном (пубертатном) периоде происходит один из важнейших процессов — половое созревание, одним из компонентов которого является изменение гормонального фона (активация ранее дремавших структур головного мозга). Для данного периода характерными являются так называемые гормональные бури. Именно гормональными выбросами объясняются резкие перепады настроения и эмоциональные всплески, немотивированные эпизоды агрессии и непослушания. Поэтому, помня об основных проблемах подросткового периода, не спешите наказывать ребенка за «переговоры» и бранить его за непослушание. Умный и знающий родитель просто сделает вид, что никакого конфликта и не было вовсе, не заострит внимание. С возрастом данные всплески купируются, и все возвращается на круги своя.

С какими первыми проблемами сталкиваются современные дети в подростковом возрасте

Какие ещё проблемы в подростковом возрасте проявляются ярче всего? Гормональный фон обусловливает и формирование в мозговых центрах, так называемых доминант, т. е. очагов наибольшего возбуждения. Не надо быть специалистом или иметь специальное медицинское образование, чтобы понять, что любому нашему поступку или порыву к действию предшествует возбуждение. Именно благодаря ему совершаются все действия. Оно является стимулом, толчком к началу действия. В подростковый период в головном мозге человека возникает сразу несколько подобных очагов, каждый из которых хочет стать приоритетным. Именно данный факт объясняет такую довольно современную проблему подросткового возраста, как стремление молодых людей заниматься несколькими делами одновременно, начинать сразу несколько дел, способствует развитию такого обширного спектра переживаний.

Но способности нашего организма не безграничны. Как и всякий долго функционирующий аппарат, наш мозг нуждается в отдыхе. Поэтому в период взросления как никогда требуется полноценный отдых. Это легко объясняет ту самую подростковую усталость и апатию, когда вроде бы ничего колоссального не сделал, а устал неимоверно. Поэтому не стоит спешить с выводами и думать, что ребенок просто ленится что-либо делать.

Учитывая первые проблемы подросткового возраста, не забывайте, что тинейджеру во многих отношениях труднее, чем вам. Перед ним стоит самая важная и трудная задача — найти собственное «Я», понять свое истинное предназначение и определить свое место в мире.

Ещё одна проблема, с какой тинейджеры сталкиваются в подростковом возрасте, — это высокая чувствительность к различным раздражителям, особенно невзначай брошенным словам, особенно если эти слова сказаны родителями — людьми, которые длительное время были авторитетом, объектом обожания и уважения. Всегда учитывайте, что сказанное необдуманное вами слово надолго запомнится и даже обидит вашего ребенка.

Многие родители несправедливо обвиняют детей в отсутствии помощи, упрекают их в бездействии и бесполезном проведении своего времени, аргументируя это отсутствием проблем и забот. Это не совсем верный подход к проблеме занятости и досуга. Нежелание ребенка выполнять какие-либо действия или работу по дому продиктовано совсем иными причинами.

Это желание разобраться в собственной личной жизни, так как эта проблема детей подросткового возраста на данный момент является главной, а потом уже желание заниматься общественными делами. То, что не является причиной беспокойства для взрослого человека, становится непреодолимым препятствием для подростка.

Как же помочь ребенку подросткового возраста, чтобы избежать проблем в будущем? Для этого следует с самого раннего детства оценивать возможности ребенка объективно. Стоит ли хвалить ребенка? Однозначного ответа не даст никто: сколько людей, столько и мнений. Но бесспорно то, что всегда нужно поощрять ребенка за истинную победу (не важно, морального или физического плана). Старайтесь говорить ему правду и оценивать его объективно. Не бойтесь обидеть любимое чадо, справедливая критика всегда полезна, она лучше любой, даже самой сладкой лести. Но не переборщите с нотациями, не развивайте у ребенка комплекс собственной неполноценности и ничтожности. Помните: правильно построенное общение поможет ребенку легче и менее болезненно пережить период перехода к взрослой жизни.

Важно внимательное наблюдение в подростковом возрасте, так как именно в этот период человек испытывает основные эмоциональные нагрузки своей жизни.

Многие родители могут заметить явное бездействие и апатию со стороны подростка, причины которых банальны: болезни, плохое самочувствие и, наконец, просто усталость. В данной ситуации важно правильно дифференцировать причину нежелания что-либо делать. Зная о данных психологических проблемах подросткового возраста, родители должны правильно реагировать на подобные вещи. Не стоит читать нотаций и упрекать.

Как благополучно пережить подростковый возраст и справиться с проблемами?

Не стоит обвинять ребенка в своеобразном видении мира и другом взгляде на обыденные вещи. По мере своего взросления человек сам осознает происходящее. И помните, что любое давление на ребенка лишь отдалит его от вас и вызовет обратную реакцию, по принципу «наоборот». Не насаждайте собственное мнение. Подросток должен сам прийти к решению вопроса.

Как же благополучно пережить подростковый возраст и остаться ребенку другом? Давайте ему больше свободы и прежде всего свободу выбора. Современный молодой человек значительно отличается от прошлого поколения молодежи. Он гораздо грамотнее, смелее, умнее и мобильнее. Представляйте подростку больше альтернатив.

Современная молодежь не так плоха, как принято считать. Человек все равно придет к правильному решению, надо лишь умело направить его и подсказать более короткий путь к нему.

Учитывая все рассмотренные выше особенности развития подростка и нюансы формирования его личности, постарайтесь построить воспитательный процесс таким образом, чтобы помочь своему ребенку в выборе жизненного пути.

Говорят, что счастье — это когда тебя понимают. Но счастье без взаимности невозможно. Поэтому нужно прививать нашим детям принципы заботы и уважения к старшему поколению, тем, кому они обязаны своим появлением на свет. Ведь именно вы сделали из них тех, кем они являются, сильных, умных, красивых. Но и взрослые не должны забывать, что они со своей стороны обязаны приложить максимальные усилия, чтобы понять своих детей. И лишь при наличии взаимопонимания можно пережить непростой период в жизни подростка — переходный возраст, самый прекрасный и волнующий.