Особняк румянцева английская набережная 44 f3 forum. Особняк Н. П. Румянцева (начало) (по Английской наб.). Особняк Румянцева в СПб: отзывы

Особняк Румянцева (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

История

Свой торжественный, монументальный вид здание обрело не сразу. Изначально это было каменное строение, принадлежавшее князьям Голицыным со времени его постройки в 1740-х гг. Спустя 30 лет владельцы решили его перестроить. Проектом занялся первый российский профессор архитектуры, преподававший в Императорской Академии художеств, Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Он заложил архитектурные пропорции здания, сохранившиеся и по сей день: особняк в три этажа на 11 осей.

Познее Голицыны расстались с владением. Дом кочевал между английскими торговцами, пока в 1802 г. его не выкупил дипломат Николай Румянцев. В 1808 г. Александр I назначил его министром иностранных дел: возникла необходимость преобразовать здание так, чтобы оно привлекало внимание и соответствовало статусу хозяина.

Именно при Румянцеве появился выдающийся портик на высоком цоколе с дюжиной колонн, поддерживающих крышу.

Николай Румянцев всю жизнь коллекционировал памятники российской истории. После его смерти брат Сергей Петрович по устному поручению создал из особняка и собраний родственника первый в России частный музей. Однако в здании на Английской набережной он оставался 30 лет, а затем был перенесен в Москву, в Пашков дом, поскольку с уходом Сергея Румянцева особняк начал приходить в упадок.

Вновь последовал калейдоскоп перепродаж; первый же покупатель переделал роскошное строение из общественной площадки в жилое помещение, организовав доходный дом.

В годы Революции особняк опустел. Позднее здесь разместили облсоюз, центр социального страхования, Леноблкоопсоюз, школу пионервожатых и другие организации. Были и жилые квартиры. С 1938 г. помещения начали постепенно передавать Музею истории Ленинграда, но последние жильцы покинули здание только в начале 90-х.

Что посмотреть

Сегодня в особняке Румянцева располагаются экспозиции Музея истории Санкт-Петербурга, посвященные жизни города в начале 20 века, а также его обороне во время Великой Отечественной войны.

Кроме того, можно посетить экскурсию, рассказывающую о самом доме и его хозяевах. Гостей проводят по отреставрированным парадным залам. В большинстве из них сохранились подлинные люстры и зеркала эпохи Наполеона, воссозданы интерьеры, реставрация продолжается и сейчас.

Наибольший интерес представляет роскошная парадная лестница из мрамора. Ее возвели в 1882 г., когда владелицей особняка стала жена Его императорского высочества 5-го герцога Лейхтенбергского Зинаида Богарне. В эти годы появилась и боковая дубовая лестница, которую также демонстрируют туристам.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, Английская наб., 44 (станция метро «Невский проспект»). Веб-сайт .

Часы работы: четверг-понедельник с 11:00 до 18:00; вторник с 11:00 до 17:00. Взрослые билеты - 200 RUB, учащимся и пенсионерам - 100 RUB. Цены на странице указаны на август 2018 г.

Первый каменный дом, расположенный на участке набережной Невы(Английская наб.,44), предположительно принадлежал князьям Голицыным, и был построен еще в 1740- х годах.

В 1738 году в Северной столице была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, которая контролировала планомерную городскую застройку. На набережной Невы возводились «образцовые дома», одним из них и был дом Голицыных - двухэтажное здание, центральный ризалит в три этажа отмечен портиком с небольшим фронтоном. На гравюре М.И.Махаева «Перспективный вид Невы от Галерной верфи и 13-й линии Васильевского острова вверх по течению» видно, что дом Голицыных ничем не выделяется из ряда окружающих домов, имя архитектора, спроектировавшего здание, осталось неизвестным.
После смерти Голицына дом перешел по наследству к его сыну, который умер, не оставив наследников. Следующими владельцами особняка были английские купцы Фаркварсан, а затем Варра. В этом районе домовладельцы часто сдавали иностранным купцам внаем свои дома, освобождаясь от повинности - воинского постоя. Постепенно богатые особняки на набережной были заселены преимущественно англичанами, что определило к концу XVIII века название набережной- Английская.
В 1802 году особняк на Английской набережной приобрел граф Николай Петрович Румянцев (1754- 1826), сын прославленного полководца времен Екатерины II – Петра Александровича Румянцева- Задунайского и Екатерины Михайловны Голицыной. При новом владельце особняк превратился в «центр наук» и «храм муз».

Находясь на дипломатической службе, Н.П.Румянцев собирал памятники русской культуры и истории. Особый интерес граф проявлял к письменным памятникам – инкунабулам (первопечатным книгам, изготовлявшимся с наборных форм до 1501 года), древним рукописям, церковным книгам, государственным актам. Румянцев так же коллекционировал медали, монеты и предметы декоративно-прикладного искусства.

Прекрасное образование, способность к систематизации и наличие капитала позволили ему собрать уникальные по качеству и составу коллекции. Выйдя в отставку в 1814 году с сохранением пожизненного звания Государственного канцлера, Н.П.Румянцев до конца жизни занимался организацией и финансированием научных исследований по изучению истории России. Работа в архивах, археологические раскопки, этнографические изыскания осуществлялись членами кружка - «Ученой дружины», сложившегося вокруг Румянцева. Мореплаватели И.Ф.Крузенштерн и О.Е.Коцебу, руководитель Московского архива Коллегии иностранных дел Н.Н. Бантыш – Каменский, ученый И.И.Кеппен и др. внесли большой вклад в развитие исторической науки. Благодаря им в России появились такие науки, как археография и источниковедение.
В 1824 году по проекту архитектора В.А.Глинки началась перестройка особняка на Английской набережной, прежний скромный облик здания не отвечал новому назначению. Глинка практически не изменил пропорции архитектурного объема, при этом создал новый торжественный фасад. Двенадцатиколонный портик, установленный на высокий цоколь, сразу привлекает внимание. Коринфские колонны, придают фасаду особую нарядность. Горельеф в тимпане треугольного фронтона «Аполлон – Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины», созданный скульптором И.П.Мартосом, тематически связан с назначением здания – первого в России частного публичного музея. По сторонам композиции – атрибуты наук и искусств.
В 1826 году Н.П.румянцев скончался, поручив своему младшему брату Сергею Петровичу Румянцеву предоставить дом на Английской набережной со всеми находящимися в нем коллекциями под музей. На фронтоне здания появились слова Николая Петровича: «На благое просвещение». По воле покойного брата, С.П.Румянцев осуществил переделки внутренних помещений под нужды музея. В одном из залов особняка разместилась галерея с портретами представителей рода Румянцевых. В 1828 году Сергей Петрович заказал портрет старшего брата английскому живописцу Д.Доу.

При С.П.Румянцеве обогатилось собрание будущего музея большим количеством книг и произведений живописи и скульптуры. 28 мая 1831 года музей был открыт. Посещение было бесплатным для всех желающих, без сословных ограничений. Здесь проводились публичные чтения, лекции, концерты. В 1830-1855 годах в особняке Румянцева размещалось Общество поощрения художеств.
В 1838 году С.П.Румянцев скончался, после чего состояние здания и коллекции стало ухудшаться. В 1845 году управление Румянцевским музеем было передано Императорской публичной библиотеке, но из- за отсутствия должного финансирования ситуация не улучшилась. В 1860 году комиссия в которую вошли известные архитекторы, признала состояние дома. В 1861 году по решению Кабинета Министров Румянцевский музей, несмотря на возражения Петербургской интеллигенции, был переведен в Москву.
Средства, вырученные от продажи дома Румянцевых, ушли на благоустройство нового музейного здания в Москве(Дом Пашковых).
В 1863 году дом на Английской набережной приобрел Адальберт-Войтех Викентьевич Старчевский- журналист, писатель и переводчик, второй редактор ежемесячного журнала «Библиотека для чтения». При нем по проекту архитектора А.И.Цима были капитально перестроены корпуса и частично перестроены внутренние помещения, которые необходимо было обустроить для проживания, превратив общественные залы в жилые. Перестройка оказалась слишком дорога для нового владельца, и в 1868 году дом был выставлен на торги и продан.
С 1868 по 1882 годы дом сменил нескольких хозяев. В 1882 году владелицей особняка стала супруга его императорского высочества Евгения Максимилиановича Романовского, 5-го герцога Лейхтенбергского – Зинаида Дмитриевна Богарне(1856-1899).

Е.М. Лейхтенбергский (1847-1901) был потомком правящих династий. Его предками были российский император НиколайI и императрица Франции Жозефина. З.Д.Богарне обладала экстравагантным характером и изысканным вкусом. По ее заказу началась перестройка дома под руководством архитектора А.А.Степанова.

Внешний облик сохранился неизменным, а интерьеры были оформлены в стиле эпохи. Владелица превратила дом в модный особняк, отвечавший вкусам аристократии. Строительные работы длились около двух лет. После продажи Мариинского дворца в 1884 году резиденцией Лейхтенбергского и Богарне стал дом на Английской набережной.
Дочь герцога Лейхтенбергского от первого брака- Дарья(Долли) поселилась в особняке после возвращения с обучения в Сорбонне. В 1893 году она вышла замуж за князя Л.М.Кочубея, в доме на Английской набережной прошло детство их детей Натальи и Евгения, последний владел особняком до 1916 года.
В 1916 году здание приобрело «Общество товарных складов, страхования и транспортирования товаров». Городская управа утвердила проект капитальной перестройки дома, но из- за начавшейся февральской революции 1917 года, проект не был реализован. После октябрьской революции 1917 года особняк был национализирован. Часть помещений заняли различные организации, другую часть отдали под жилые квартиры.
В 1938 году в здании разместился Музей истории и развития Ленинграда. С 5 апреля 1953 года музей стал именоваться Государственным музеем истории Ленинграда, сохранив краеведческий профиль. Постепенно к Музею перешли и некоторый другие городские здания, в 1964 году отдел истории города и дирекция музея были переведены в Петропавловскую крепость. В 2003 году, к 300- т летнему юбилею Санкт-Петербурга, в парадных залах особняка Румянцева были завершены реставрационные работы. По состоянию на 1880- е годы были воссозданы интерьеры залов, выходящих окнами на Неву: Парадная лестница …… На фасаде восстановлена надпись «ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАНЦЛЕРА РУМЯНЦЕВА НА БЛАГОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ».
В настоящее время особняк Румянцева является филиалом Государственного музея истории Санкт- Петербурга.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга, Три века истории.Славия.,СПб.,2004; Особняк Румянцева и его владельцы, Государственный музей истории Санкт- Петербурга 2004. Буклет издательского отдела ГМИ СПб./автор текста Пияева Э.Е./

© Е. А. Паршина, 2011

Особняк графа Румянцева с самого начала был одним из центров культурной жизни Петербурга. Граф был просветителем и меценатом, он собрал уникальную коллекцию различных древностей, старинных рукописей, церковных книг и прочих памятников российской истории и культуры. В настоящее время здесь находится филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Первый каменный дом на этом участке Английской набережной был построен в 1740-х годах для князя Михаила Васильевича Голицына. Дом был построен согласно общему плану застройки набережной. Двухэтажное здание мало выделялось среди всех окружающих его построек.

После смерти князя в 1749 году особняком владел его сын Александр, который в свою очередь детей не имел. Александр Михайлович Голицын скончался в 1774 году. Затем участком владели английские купцы Бель, Вар. Вообще, аренда особняков англичанами в этом районе не была редкостью. Поэтому набережная и стала называться Английской.

В 1802 году дом приобрёл граф Николай Петрович Румянцев, сын Петра Александровича Румянцева-Задунайского и Екатерины Михайловны Голицыной. В его доме хранились богатые коллекции письменных памятников, монет, медалей, предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь была библиотека из 28 500 книг, куда входили труды русских учёных XVIII — начала XIX века, издания русских летописей, работы русских путешественников. Более 13 000 книг было на иностранных языках.


Хозяин особняка жил в парадных помещениях второго этажа. Здесь находились три больших зала с наборным паркетом, золотой лепниной на стенах и израсцовыми печами. Весь третий этаж был отдан под хранение коллекций.

Понимая ценность своей коллекции, Румянцев задумал отдать её в пользу государства вместе с особняком. Дом на набережной отдавался под музей. Жилые корпуса со стороны Галерной улицы должны были стать доходными домами, прибыль с которых шла бы на нужны музея.

В 1824 году для перестройки особняка под музей Румянцев пригласил молодого архитектора Василия Алексеевича Глинку. Зодчий сохранил пропорции и объём здания, но полностью изменил облик фасада. Особняк Румянцева был украшен двенадцатиколонным портиком. Роскошная скульптурная группа «Апполон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины» украшающие аттик здания, работы И. П. Мартоса. Размещённые рядом атрибуты наук и искусств символизировали увлечения хозяина дома.


Выдающийся государственный деятель, дипломат, покровитель наук и коллекционер Румянцев завещал особняк и все собранные им коллекции художественных произведений искусства, минералов, рукописей и книг — для устройства «Публичного музеума», что и было сделано его младшим братом С. П. Румянцевым. Открытие музея состоялось 28 мая 1831 года. Он был открыт для бесплатного посещения всеми желающими, без сословных ограничений. Здесь проводились публичные чтения, лекции, концерты. В 1830–1855 годах в особняке Румянцева размещалось Общество поощрения художеств. Со временем музей стал испытывать серьезные трудности с финансированием. Поэтому в 1861 году музей был перенесен в дом Пашковых в Москву. А особняк снова превратился в жилую усадьбу. Почти 80 лет здание меняло владельцев.

В 1939 году особняк Румянцева был передан Музею истории и развития Ленинграда. Для него здание было в значительной степени реконструировано. Музей в этом особняке был открыт только после Великой Отечественной войны в 1955 году. Впоследствии стал частью Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В 2003 году проводилась реставрация парадных залов особняка. Им был возвращён облик, который они имели в 1880-х годах. В Особняке Румянцева имеется уютный внутренний двор.

В 1740-х годах на участке Английской набережной между Ново-Адмиралтейским и Крюковым каналами, был построен первый каменный дом. Для строительства собственного особняка князь Михаил Васильевич Голицын был вызван из Москвы специальным указом императрицы Анны Иоанновны. Двухэтажное здание, построенное согласно общему плану застройки набережной, ничем не выделялось из окружающих его построек.
После того, как в 1749 году владелец здания скончался, особняк перешел к его бездетному сыну Александру. Александр Михайлович Голицын умер в 1774 году. После этого участок принадлежал английским купцам, что не было редкостью для того района города. Именно поэтому набережная и получила название Английской.

В 1802 году особняк купил граф Николай Петрович Румянцев, сын русского полководца, генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского и Екатерины Михайловны Голицыной. На противоположном берегу в сквере Невы установлен памятный обелиск "Румянцева победам", посвящённый отцу Николая Петровича.

В 1808 году будучи министром коммерции граф получил одновременно еще назначение на должность министра иностранных дел. Он стал государственным канцлером за заключение им Фридрихсгамского договора, согласно которому России отошла Финляндия. В 1814 году граф Румянцев ушел в отставку, но будучи человеком деятельным, он занялся организацией научных исследований в области русской истории. В его доме образовалась богатая коллекция письменных памятников, медалей, монет, предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь имелась библиотека из почти тридцати тысяч книг, в том числе русских летописей, трудов русских учёных XVIII - начала XIX века, работы русских исследователей и путешественников. Более трети книг было на иностранных языках. Под хранение этих коллекций был отдан весь третий этаж особняка.
Хозяин же обитал в парадных помещениях второго этажа. Здесь располагались три роскошных зала с золотой лепниной на стенах, с наборным паркетом, с изразцовыми печами.

Высоко и по достоинству оценивая свою коллекцию, граф Румянцев решил передать её государству вместе с особняком под музей. Для постоянного финансирования нужд музея было решено превратить в доходные дома жилые корпуса по Галерной улицы. В 1824 году Румянцев пригласил молодого еще тогда архитектора Василия Алексеевича Глинку для перестройки здания под музей. Зодчий постарался сохранить объём и пропорции здания, но полностью преобразил фасад. Теперь особняк был украшен двенадцатиколонным портиком. В тимпане размещён барельеф "Апполон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины", выполненный скульптором И. П. Мартосом. Рядом с ним размещены атрибуты наук и искусств, которые символизируют увлечения владельца дома. За этот проект молодому архитектору было присвоено звания академика.

Перестроили внутренние помещения, приобрели специальную музейную мебель. В одном из залов разместили галерею портретов родственников Румянцева, в том числе и портрет основоположника музея графа Румянцева, кисти английского художника Доу. 28 мая 1831 года музей был открыт для бесплатного посещения всеми желающими, без различия сословий и званий. Но после смерти младшего брата основателя музея финансовые дела его пошли всё хуже и хуже. Вследствие чего музей был перевезен в Москву и размещен в доме Пашкова.

В конце 19 века архитектор Александр Александрович Степанов переустроил особняк для семьи Богарне, тогдашних владельцев особняка. Необходимо было делать срочный ремонт из-за деформации цокольного этажа. Для укрепления его нижняя часть дома была существенно усилена, был сделан крытый каменный подъезд. Две боковые двери превратились в окна, а центральную дверь расширили. В доме была установлена мраморная лестница, для чего архитектор Степанов придал стене здания, выходящей во двор, полукруглую форму. В стиле историзма были оформлены парадные залы особняка: Белый (Танцевальный) зал, Дубовый кабинет, Концертный зал.

После революции в особняке размещались различные конторы и коммунальные квартиры. В 1938 году особняк Румянцева передали Музею истории и развития Ленинграда, который тогда размещался в Аничковом дворце. Здание снова подверглось реконструкции, поэтому музей открыт был тут только в 1955 году. Сейчас "Особняк Румянцева" является отделением Государственного музея истории Ленинграда.

Особняк Румянцева, прежде чем «попасть в руки» хозяина, чье имя он носит сегодня, ранее принадлежал другому знатному роду – Голицыным. Еще при правлении Анны Иоанновны князь Михаил Васильевич в срочном порядке был вызван в Северную столицу для обустройства здесь своего поместья. Двухэтажный, построенный в 1740-х годах, дом не выделялся из общего плана застройки городской Английской набережной, ставши первым каменным домом, ее украшающим.

Через несколько лет особняк перешел в руки сына покойного князя Голицына – Александра. Скончался тот в 1774 году, не оставив после себя потомков. Поэтому участок неоднократно побывал во владении английских купцов, арендующих его.

В начале XIX века здание приобрел граф Николай Румянцев. Спустя несколько лет он стал министром иностранных дел, одновременно пребывая в должности министра коммерции. Такое событие пышно отпраздновали в именном особняке: обед собрал до 50-ти WIP-персон – министров, членов дипломатического корпуса и высших чинов империи. В дар граф Румянцев получил, среди прочего, огромную библиотеку книг отменной печати и переплета. Много лет посвятив работе и затем, уйдя в отставку, граф Румянцев занялся организацией научных исследований, касающихся русской истории. Все располагало к этому «хобби»: и личная библиотека, состоящая из 30 тысяч книг с трудами ученых, русскими летописями и работами путешественников, письменные памятники, медали и монеты, а также многочисленные предметы декоративно-прикладного искусства.

Я сам музей себе воздвиг…

Атмосфера особняка словно располагала к работам в области изучения русской истории. Сам хозяин удобно разместился в парадных помещениях второго этажа: в его распоряжении были три огромных зала с паркетом, стенами, украшенными золотой лепниной, и изразцовыми печами. А вот третий этаж был отведен под хранение коллекций.

Граф Румянцев, зная о бесценности своей коллекции, по велению сердца принял решение передать ее государству вместе с драгоценной «оправой» – особняком. Таким образом сам дом на английской набережной должен был стать первым российским частным публичным музеем, а жилые помещения на улице Галерной – доходными домами, вся прибыль которых покрывала бы потребности музея.

Идея зародилась – оставалось воплотить ее в жизнь. Сие серьезное дело Румянцев отдал в руки молодого архитектора Василия Глинки. Зодчий сохранил и пропорции, и объем здания, но фасад перетерпел полное изменение. Благодаря стараниям Глинки особняк приобрел новое «стильное» украшение – двенадцатиколонный портик и барельеф работы скульптора Ивана Мартоса. Размещенные друг подле друга характерные для науки и искусства предметы, красноречиво свидетельствовали об увлечении хозяина особняка. За все это архитектурное великолепие Глинку удостоили звания академика.

Граф Николай Румянцев скончался в 1826 году, а продолжил создание музея его младший брат – Сергей Петрович.

Так уже под его руководством были переоборудованы внутренние помещения, а комнаты украсила специальная музейная мебель.

Как дань памяти знатному прошлому рода Румянцевых, в одном из залов поместили портретную галерею предков. Сергей Петрович даже заказал портрет своего старшего брата художнику-англичанину Джорджу Доу. Открытие музея припало на 28 мая 1831 года. Его особой примечательностью стало бесплатное посещения для всех желающих. Заведение сразу стало использоваться для публичных чтений, лекций и концертов. Кроме того, около 25 лет в румянцевском особняке размещалось Общество поощрения художеств.

Переезд музея в Москву

Музей процветал благодаря капиталовложениям Сергея Румянцева, а вот после его смерти состояние и здания, и коллекций стало стремительно приходить в упадок. Музей передали Императорской Публичной библиотеке, что тоже не лучшим образом отразилось на его финансовом состоянии: прибыль с доходных домов шла на содержание библиотеки. Видя положение дел, высшие чины стали предлагать перевести музей Румянцева в Москву. Это решение вызвало негативную реакцию среди общественности. Ученые писали письма-протесты, общество негодовало, но переезд таки состоялся. С тех пор коллекции располагаются в доме на столичной Неглинке.

Когда зданию суждено быть музеем…

Участь дома Румянцевых предрешил журналист и писатель Старчевский, приобретя его в 1863 году. Общественное здание начали переустраивать в жилое, но средств для подобной работы не хватило. Около 20 лет особняк менял своих владельцев, пока его не купила жена герцога Лейхтенбергского. Чета поселилась на Английской набережной вместе со взрослыми детьми. Переустройством особняка занялся архитектор Александр Степанов, укрепив нижнюю часть дома и создав крытый каменный подъезд. Претерпели изменения и окна с дверьми, появилась мраморная лестница. Парадные помещения оборудовали в историческом стиле. Уже в начале XX века особняк Румянцева перешел к зятю герцога – князю Льву Кочубею, а затем и к сыну князя.

В 1916 году дом опять должен был поменять владельца, но из-за революционных событий план не был реализован. После 1917 года помещения особняка Румянцева занимали коммунальные квартиры и офисы. А в 1938 году здание передали Музею истории и развития Ленинграда, но музей открылся лишь спустя годы – после Великой Отечественной, получив название Государственного музея истории Ленинграда. Его отделение работает здесь до сих пор.

Вернуть прежний облик парадным залам музея было решено в 2003 году. Так к 300-летнему юбилею города в особняке завершились реставрационные работы. Посетители могут лицезреть воссозданные по состоянию на 1880-е годы интерьеры залов.

Спустя столетия потомки помнят об уникальном человеке – меценате и просветителе графе Румянцеве, собравшем редкостную коллекцию древностей. А особняк графа, бывший в свое время одним из центров культурной жизни города, сейчас является памятником огромного историко-культурного значения.