Основные направления внутренней политики александра 3 презентация. Конспект, рабочий лист, приложение и презентация к уроку Внутренняя политика Александра III. Просмотр содержимого документа «выступления учащихся»

Внутренняя политика Александра III

История России 19 век


План работы

  • 1) Контроль знаний
  • 2) Портрет Александра III и его современников
  • 3) Реформы Александра III
  • 4) Рефлексия

Контроль знаний

1.Социальное происхождение народников

можно определить как…

2.Теоретиком бунтарей был…

3.Народная воля образовалась в……….г.

4.Первое покушение на Александра II совершил …

5. На Александра II было совершено ….покушений

6.На месте гибели царя был возведен храм…

разночинцы

Дмитрий Каракозов

Спаса – на- Крови, г. Санкт- Петербург


Цель урока

  • Сформировать представление, какой характер носила политика Александра III , и понять, чем это было обусловлено.

10.03.1845 - 01.11.1894г

Второй сын Александра II ,

В 20 лет после смерти старшего брата становиться наследником престола. Участник русско -турецкой войны. Создатель русского исторического общества. Трудолюбив.



  • 1845-1894 –

годы правления Александра III


Манифест о незыблемости самодержавия

«Я никогда не допущу ограничений самодержавной власти, которую нахожу нужной и полезной для России»




Контрреформы -

  • Реакционные преобразования, проведённые в 80 - начале 90-х гг. 19 в. в России Александром III по пересмотру итогов реформ 1860-70-х гг.

  • Стабилизация
  • Спокойствие страны

  • 2 группа – Реформа в области просвещения (с.211 – 212)
  • 3 группа – Земская контрреформа (с.212 – 213)
  • Группа 4 – Национальная и религиозная политика (с.213 – 214)


Судебная контрреформа (1887-1894гг)

  • Повышение имущественного и образовательного ценза для присяжных заседателей
  • Закрытые заседания по политическим делам
  • Изъятие некоторых дел из суда присяжных


  • 1887г. - «Циркуляр о кухаркиных детях»
  • 1886 г. – закрыты Высшие женские курсы

Запрет изданий вредного направления

Ограничение круга тем для освещения

Запрет книг, пьес

Чистка библиотек



  • Замена крестьянской администрации дворянской
  • Сословный принцип выборов
  • Увеличение имущественного ценза
  • Отмена мировых судов и посредников
  • Отмена земских школ
  • 1890 – «Положения о губернских и уездных земских учреждениях»


  • Насильственная русификация и ущемление прав местной национальной автономии (на тер-ии Финляндии введены русские деньги)
  • Насильственное насаждение христианства


Домашнее задание

  • Параграф 30 пересказ
  • Доклады: С.Ю.Витте, Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградский

Контроль знаний:

1.Александр правил вместо умершего брата…

2.Министром внутренних дел стал…

3.Общая направленность всего правления Александра может быть определена как…

4.Александр получил прозвище «миротворец», за то что…

Николая Александровича

Д. Толстой

Учитель: Антонова Галина Ивановна

Предмет: история и обществознание

МБОУ СОШ № 31 города Тамбова

Урок по истории в 8 классе

Тема урока: «Внутренняя политика Александра III ».

Тип урока: учебное занятие обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования.

Задачи:

Общеобразовательные:

Развить и конкретизировать знания об «эпохе «контрреформ»;

Развивать умения аргументированно оценивать исторические события и личности.

Развивающие:

Развивать историческое мышление;

Развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия.

Воспитательные:

Формировать чувство гражданственности и сопричастности к отечественной истории;

Развивать подлинный интерес к истории.

Оборудование: проектор, презентация.

Иллюстрированная история Российского государства. Биография правителей. (Ссылка на интернет ресурс - http://statehistory.ru/395/Aleksandr-III/ ).

Литература: Учебник. История России: XIX век. 8 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Издательство Просвещение. Год издания: 2010г.

Поурочные разработки по истории России: XIX век. 8 класс. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Издательство Москва «ВАКО» 2010г.

Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты – М.: Худож. Лит., 1993г.

Чернуха В.Г. Александр III // Вопросы истории. - 1992. - №11 – 12.

Российские самодержцы. 1801 – 1917. – М., 1994г.

План урока:

    «Миротворец», который не принес настоящего мира.

    Контрреформы или ограничение реформ?

    Оценка личности и деятельности Александра III .

«…И нет нигде такого безнародья

И власти нету более крутой…»

(М.Волошин)

По закону о престолонаследии после кончины Александра II российский престол занял его старший сын Александр III . На уроке мы составим устный портрет царя и попытаемся определить свое отношение к нему и его деятельности в области внутренней политики.

Просмотр видеоролика. Иллюстрированная история Российского государства. Биография Александра III .

Опыт показывает, что исторические портреты нельзя писать одной краской. В настоящее время опубликованы мемуары выдающихся людей об Александре III . Разные взгляды, разные мнения совершенно противоположные. Нет однозначной оценки личности этого императора.

Например, С.Любеш писал, что именно нефрит освободил Россию от этого «тупого и ограниченного гиганта, свободно ломавшего подковы и гнувшего рукой серебряные рубли».

С.Ю.Витте: « Но напрасно лица, не знавшие императора Александра III , рисуют его как человека реакционного, как человека жестокого, ограниченного и тупого. Император Александр III обладал благороднейшим именно царским сердцем».

Г.И.Чулков опровергает Витте. Он утверждает, что Александр III не был проницательным и умным государем (у него ленивый нескладный ум, отсутствие воли и вообще он не был сильным человеком).

Какой же он Александр III ?

Сообщение учащегося о наследнике престола Александре Александровиче.

И все-таки имеющаяся в распоряжении современного читателя историческая литература позволяет нарисовать более привлекательный, менее одиозный и однозначный портрет Александра III.

Пожалуй, никто из российских императоров XIX века не отличался такой приверженностью ко всему русскому, как Александр III .

Сообщение учащегося.

Кстати о рыбалке…. Рассказывают, что однажды в Гатчине во время рыбной ловли один из европейских дипломатов добивался срочного свидания с царем. После того, как об этом доложили Александру, он ответил: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать». (Подчеркнув свой вес в мире).

Вступив на престол, Александр III был вынужден решить сложную дилемму: вводить или нет в действие подписанную его отцом Александром II 1 марта 1881г. «Конституцию» Лорис-Меликова». Что вам об этом известно?

Воспитанник Победоносцева и знаменитого историка Соловьева, император любил и знал русскую историю…. Как русский человек он был образцовым патриотом. Русский до мозга костей. Его радовало прозвание «мужицкий царь». Однако подданных своих он ставил невысоко и самодержавное отношение к ним выразил фразой: «Конституция? Чтобы русский царь присягал каким-то скотам?»…

Другая точка зрения. Первые месяцы после восшествия на престол Александр III характеризуются как период колебаний нового царя в выборе политического курса. Действительно, император был нерешителен и растерян. Казнь Александра II в центре столицы, средь бела дня, оказалась огромным потрясением для его сына. Кончина отца – реформатора являлась как бы грозным предупреждением о том, что бывает с тем, кто попытается изменить веками сложившийся порядок. (Анонимная записка «Отец твой не мученик, и не святой, потому что пострадал не за церковь, не за крест, не за христианскую церковь, не за православие, а за то единственно, что распустил народ, и этот распущенный народ убил его…»)

Манифест 29 апреля, возвестивший о незыблемости самодержавия, послужил сигналом к смене правительства и перегруппировке сил в верхах. Для политического курса Александра III нужны были совсем иные люди, чем Лорис-Меликов и его министры. И совершенно прав был Любеш, считавший, что император умел подбирать знающих дело компетентных помощников. Одним из них был С.Ю.Витте. Умный, энергичный, смелый до дерзости, твердый политик, опытный и умелый экономист.

Думая о выходе из кризисной ситуации, Александр Александрович не предполагал принимать никаких радикальных мер, ведь источник кризиса он искал не в социально-экономическом положении, и не в отсталости власти от задач времени, а в ложных, занесенных с Запада идеях, помутивших общественное сознание. Свою задачу император видел в укреплении верховной власти и ее пошатнувшегося авторитета.

Уже в самом начале царствования Александра III можно говорить о существовании у него общего плана контрреформ, т.е. преобразований, призванных устранить противоречия, внесенные в самодержавную монархию учреждениями и установлениями 60-х годов.

Так в 1881 году вступило в силу «Положение о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Назовите эти меры.

Любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, и каждый ее житель мог быть подвергнут аресту, предан военному суду и сослан без суда на 5 лет;

Генерал-губернаторам и градоначальникам давались особые полномочия (неспособность самодержавия управлять на основе собственных же законов);

Высылки без суда, военные суды, закрытые судебные процессы – нормы авторитарного государства;

Местная администрация могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Это распоряжение действовало до 1917 г.

Как вы думаете? для чего предпринимались такие суровые меры? (Главной задачей царствования Александра III стало подавление революционного и любого оппозиционного движения).

Что-нибудь предпринималось для облегчения положения крестьянских масс?

Обязательный перевод оставшихся временнообязанных крестьян на выкуп (1881г.);

Понижение выкупных платежей на 16 %;

Постепенная отмена подушной подати;

Организация крестьянских переселений на свободные земли.

В 1882г. был учрежден Крестьянский банк, который льготными ссудами должен был облегчить приобретение крестьянами земельных участков. Эта мера не могла ликвидировать земельную нужду, но рекламировалась как самая серьезная помощь крестьянину-землевладельцу. А в 1893г. был принят закон о не отчуждаемости крестьянских наделов. (Картинка – мужик с сохой и лошадью, осеняет себя крестным знамением, устремляет взор ввысь – государственный российский герб)

Важнейшим мероприятием эпохи контрреформ было введение института земских начальников в 1889 году. Что входило в функции земских начальников?

Их функции – надзор за деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, а также за всем податным населением своего участка. Земские начальники могли подвергать телесному наказанию, аресту до трех дней, штрафу до шести рублей. Они также могли отменять любое постановление Волостного суда, а судей отстранять от должности и оштрафовать.

Итак, была ли внутренняя политика Александра III контрреформами, т.е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования?

Говорить об отказе от Великих реформ для царствования Александра III не правильно. Это скорее ограничение действия реформ 60-70-х годов, но не ликвидация. Хотя ограничения подчас были очень существенными. Те небольшие свободы и права, в частности всесословное местное представительство, вновь были отобраны. Что же касается понижения выкупных платежей на 16 %, то это не ликвидировало той ситуации, когда крестьяне платили больше рыночной стоимости за выкупаемую землю.

Перечислите реформы Александра II , которые в царствование Александра III были затронуты контрреформами.

Земская реформа - «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». 1890г.

Городская реформа. – Новое городовое положение. 1892г.

Школьная реформа – «Циркуляр о кухаркиных детях». 1887г.

Университетский устав. 1884г.

Судебная реформа. 1887г.

Почему Александр III пошел по пути укрепления помещичьего хозяйства? (Опора самодержавия).

Как относились представители разных партий к эпохе «контрреформ»?

Для сторонников либеральной и социалистической идеологий:

это эпоха «сна разума», время мракобесия, время, потерянное для поступательного развития освободительного движения в России. Соответственно и сам самодержец – тупой и мрачный деспот, самодур и алкоголик, душитель свободы, преграда на пути прогресса (ретроград).

Главной задачей царствования Александра III стало подавление революционного и любого оппозиционного движения. Правительственный курс направлен на укрепление сословного строя, самодержавного режима, патриархального строя в деревне.

Для консерваторов:

Это «островок» стабильности среди моря анархии и революционного террора, разбушевавшегося во время правления Александра II и Николая II , которые своим неумелым реформаторством привели Россию к катастрофе. Царь – миротворец предстает в образе мудрого и проницательного правителя, прекрасного семьянина, заботящегося о своих подданных и стремящегося вернуть страну с гибельного пути к исконным началам православия и патриотизма (патриот, миротворец).

На Александра III было совершено покушение. Арестована группа людей с бомбами в форме книг в руках. А государь не принимает жестких мер, накладывает резолюцию – главных зачинщиков хорошенько посечь. «Они на него с бомбами, батюшку в клочья бомбой разорвали, а он – посечь…» - негодует С.Любеш.

Каково же ваше отношение к личности Александра III ? Пусть каждый определит свое отношение к личности и деятельности императора. Выскажите свое мнение и аргументируйте (найдите положительные и отрицательные стороны).

Приложение № 1.

В понедельник 26 февраля 1845г. В Аничковом дворце в семье наследника престола Александра Николаевича родился второй сын, названный в честь отца, будущего Александра II .

Юный великий князь не должен был занять престол Российской империи, ему была уготована родителями военная карьера. Уже в день своего рождения Александр был назначен высочайшим указом шефом Астраханского карабинерского полка. Поэтому основной упор в обучении князя делался на военное и морское дело.

Участь Александра переменилась в ночь с 11 на 12 апреля 1865г., когда в Ницце скончался его старший брат Николай. В соответствии с династическим договором новый наследник престола Александр присягнул на верность императору и обвенчался с бывшей невестой своего брата – дочерью датского короля.

В отличие от отца Александра II , Александр III зарекомендовал себя как отличный семьянин, любящий муж и отец пятерых детей.

1 марта 1881г. Смертельно раненный народовольцами Александр II скончался. Перед новым императором встал вопрос о выборе политического курса. Потрясенный злодейским убийством отца, Александр III , после некоторых колебаний, встал на путь укрепления самодержавия.

Была проведена реорганизация армии, улучшено финансовое положение, ликвидирован бюджетный дефицит. Страна встала на путь быстрого развития промышленности и торговли. В области внешней политики самодержавие вступило в союз с республиканской Францией.

Правление Александра III было недолгим. 17 октября 1888г. Поезд, в котором императорская семья возвращалась из Закавказья в Москву, сошел с рельс. По одной из версий, государь неимоверными усилиями поддерживал свалившуюся крышу вагона. Возможно, это подорвало богатырское здоровье императора. Врачи обнаружили болезни почек и сердца. И хотя, император старался казаться бодрым и вести привычный образ жизни, но сил противиться болезни уже не было (отекли ноги, плохо работало сердце, наблюдалась общая слабость).

20 октября 1894г. Александр III скончался на пятидесятом году жизни. Похоронен он в царской усыпальнице в Петропавловском соборе в Петербурге.

Приложение № 2. Император Александр III был преисполнен горячей беззаветной любви к России. Как в государственной, так и в личной жизни Александр III был человеком русским и только русским.

За любовь и приверженность ко всему родному, русскому Александр III первый из императоров начал носить окладистую русскую бороду. Для всех военных он ввел наряд в виде русского казакина, кушака, круглой шапки и высоких сапогов.

Его чисто русская черта сказалась даже в любви к русскому столу. Он не любил французской кухни и предпочитал борщ, кашу, и особенно квас.

Государь удивлял всех простотой своей ежедневной жизни: не любил внешнего блеска, роскошь. По вступлении на престол он не переехал в Зимний дворец, а остался в небольшом Аничковом дворце, где родился, провел юные годы и жил скромно много лет наследником. Любя скромную обстановку, государь вел и простой образ жизни. Утром он прочитывал полученные письма и бумаги, принимал доклады, беседовал с министрами. Отличался доступностью.

На приемах в обращении был прост и вежлив, каждому подавал руку и всем говорил «вы». С почтением относился и к иноземцам. Французских гостей, во время кронштадтского посещения, поразило то, что он выслушал «Марсельезу» стоя.

Урок по теме: «Внутренняя и внешняя политика Александра III». 1. Рукой железной правя твердо, Ты порождал любовь и страх, И Флаг Российский реял гордо В нам чуждых странах и морях. Таких Царей, как Ты, не будет, Вот почему Ты мог сказать: «Когда Царь Русский рыбу удит – Европа может подождать!» 1. Рукой железной правя твердо, Ты порождал любовь и страх, И Флаг Российский реял гордо В нам чуждых странах и морях. Таких Царей, как Ты, не будет, Вот почему Ты мог сказать: «Когда Царь Русский рыбу удит – Европа может подождать!» 2) С.Ю. Витте: «…император … был совершенно обыденного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования; по наружности-походил на большого русского мужика…; и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость, несомненно, импонировал… »

  • 2) С.Ю. Витте: «…император … был совершенно обыденного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования; по наружности-походил на большого русского мужика…; и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость, несомненно, импонировал… »
  • 3) казнь народовольцев, начало сооружения Великого Сибирского пути- Транссибирской железной дороги, заключение русско-французского союза, образование Закаспийской области, установление окончательных границ с Афганистаном.
Заполните таблицу Современники об Александре III
  • “Все описывают государя Александра III человеком с необычайно простыми манерами и вкусами… Леди Черчилль пишет, что при русском дворе существуют странные обычаи, трудно соглашающиеся с идеей о самодержавно-деспотическом правителе. Вид царя, стоящего во время ужина и разговаривающего с молодым офицером, остающимся сидеть за столом, просто пугает нас”. (Морнинг Пост, 1880-е годы)
  • “Во время поездки Александра III по России как-то раз царский поезд неожиданно остановился на маленьком разъезде. Один из собравшихся поглазеть мужиков увидел Александра, снял шапку и прошептал: “Вот это так - царь!” И тут же добавил обычную деревенскую матерщину от глубокого волнения. Жандарм хотел его арестовать, но царь подозвал перепуганного мужика и дал тому 25-рублевку (где было изображение царя) со словами: “Вот тебе мой портрет на память””. (Ходячий анекдот-быль)
  • “Император Александр III был совершенно обыкновенного ума, пожалуй, ниже среднего ума, ниже средних способностей, ниже среднего образования; по наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний”. (С.Ю. Витте)
“Об императоре Александре III все знали, что, не желая никаких военных лавров, император никогда не поступится честью и достоинством вверенной ему Богом России1”. (С.Ю. Витте)
  • “Об императоре Александре III все знали, что, не желая никаких военных лавров, император никогда не поступится честью и достоинством вверенной ему Богом России1”. (С.Ю. Витте)
  • “Александр III не был сильным человеком, как многие думают. Этот большой, толстый мужчина не был, правда, “слабоумным монархом” или “коронованным дураком”, как его величает в своих мемуарах В.П. Ламздорф, но он также не был тем проницательным и умным государем, каким его стараются изобразить1”. (С.Ю. Витте)
  • “Александр III повел русский государственный корабль иным курсом, чем Его отец. Он не считал, что реформы 60–70-х годов - безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые, по Его мнению, были необходимы для внутреннего равновесия России”. (С.С. Ольденбург)

Руководители групп заполните карту «Оценка работы группы».

Руководитель группы

Ф.И.______________________________________________________

краткое содержание других презентаций

«Александр III и его внутренняя политика» - Внутренняя политика. Манифест. Выход крестьян из общины. Рабочее законодательство. Экономика при Александре III. Борьба с крамолой. Цензура. Правление Александра III. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Заслуги Александра III. Контрреформа. Портрет. Александр III 1881-1894. Меры для смягчения малоземелья крестьян. Сведущие люди. О каких событиях рассказывается. Судебная контрреформа.

«Контрреформы во внутренней политике Александра III» - Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Политика в области образования. Идеология. Закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Александр III. Смена правительства. Внутренняя политика Александра III. События. Документ. Временные правила о печати. Персоналии. Выход крестьян из общины. Меры для смягчения малоземелья крестьян.

«Экономическое развитие при Александре 3» - Экономический подъем 90-х годов. Основные направления экономической политики. Роль государства в развитии промышленности. Результаты экономической политики С.Ю. Витте. Н.А.Вышнеградский. Сельское хозяйство. Основные направления экономической политики Н.Х. Бунге. Характеристика. Экономическое развитие в годы правления Александра 3. Развитие сельского хозяйства. Направления экономической политики И.А. Вышнеградского.

«Внутренняя политика Александра 3» - Ликвидация мирового суда. Сословный состав земских собраний. Отставка Н.П. Игнатьева. Учреждение присяжных в уголовном суде оказалось для России совершенно ложным. Внутренняя политика Александра III. В 1887 г. был значительно увеличен имущественный ценз для присяжных. Я никогда не допущу ограничения самодержавной власти. Игнатьев предложил созвать Земский собор. Земские начальники. Полностью ликвидировать судебные уставы 1864 г. не удалось.

«Контрреформы Александра III» - Россия при Александре III. Завод братьев Мамонтовых. Однако «сведущие люди» не избирались земствами, а назначались правительством. Редакции были обязаны раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей. Реформирование налоговой системы. Смерть переселенца. 1889. В нем высказывалось желание следовать реформаторским путем и дальше. Предоставление крестьянам льготных кредитов на покупку земли.

«Контрреформы Александра 3» - Судебная контрреформа (1887-1894гг). Национальная и религиозная политика. Судебная реформа. Реформа в области просвещения. Новые назначения. Какой характер носила политика. Отставки. Внутренняя политика Александра III. Воспитатели. 1845-1894 – годы правления Александра III. Контрреформы. Александр правил вместо умершего брата. Циркуляр о кухаркиных детях. Замена крестьянской администрации дворянской.

Слайд 2

  1. Детство
  2. Семья
  3. Личность и мировоззрение
  4. Начало царствования
  5. Внешняя политика
  6. Внутренняя политика
  7. Александр III – глазами современников.....
  8. Итоги царствования
  9. Через века...
  • Слайд 3

    Александр III -второй сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Вступил на престол 2 марта 1881 года. Александр не был наследником престола и воспитывался не как император, а как князь, для военной карьеры.

    Слайд 4

    Детство

    Воспитателем его был теоретик самодержавия обер-прокурор святейшего Синода К. П. Победоносцев. Среди наставников Александра были также С. М. Соловьев (история), Я.К. Грот (история литературы).

    Слайд 5

    Семья

    В 1866 Александр женился на невесте брата, датской принцессе Дагмаре (в православии - Мария Федоровна).

    Слайд 6

    У супругов родились дети: Николай, Георгий, Ксения, Михаил, Ольга. Наследник жил довольно замкнутой семейной жизнью.

    Слайд 7

    В семейной жизни Александр III был крут, причем доставалось не только женщинам и детям, но и Великим Князьям. В глазах общества он пользовался репутацией примерного семьянина и человека с гуманными и либеральными взглядами.

    Слайд 8

    любил заниматься историей, собиранием исторических памятников, особенно связанных с патриотическими воспоминаниями, и изучением русской художественной старины.

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Личность и мировоззрение

    Александр III был набожен, отличался бережливостью, досуг проводил в семейном кругу. Интересовался музыкой, живописью. В реформах своего отца видел негативные аспекты - рост бюрократии, тяжелое положение народа, подражание западным образцам.

    Слайд 12

    Он испытывал неприязнь к либерализму и интеллигенции. Эти взгляды подкреплялись впечатлениями от быта и нравов высших сфер (многолетняя связь его отца с княжной Е. М. Долгоруковой, коррупция в правительственных кругах и др.)

    Слайд 13

    Начало государственной деятельности

    Александр состоял наказным атаманом казачьих войск, занимал ряд военных должностей. 1868 г.- член Государственного совета и Комитета министров. В русско-турецкой войне 1877-78 командовал Рущукским отрядом в Болгарии. Участвовал в создании Добровольного флота -судоходной компании, призванной содействовать внешнеэкономической политике правительства.

    Слайд 14

    Начало царствования

    Начало правления характеризовалось ужесточением административных репрессий и цензуры:

    • Положение о мерах к охранению государственной безопасности (1881);
    • Временные правила о печати(1882).
  • Слайд 15

    В 80-х годах репрессиями удалось подавить движение, «Народную волю». В это же время принят ряд мер, облегчающих положение народа в обществе:

    • Введение обязательного выкупа и снижение выкупных платежей.
    • Учреждение Крестьянского банка.
    • Поэтапная отмена подушной подати.
  • Слайд 16

    Внутренняя политика

    1. Университетский устав 1884 г. урезал автономию высшей школы. («Циркуляр о кухаркиных детях», 1887).
    2. Крестьянское самоуправление с 1889 г. было подчинено земским начальникам, соединявших в своих руках судебную и административную власть.
    3. Земское и городовое положения (1890,1892) ужесточили контроль над местным самоуправлением, ограничили права избирателей низших слоев.
  • Слайд 17

    4.Меры по охране сословных прав дворян, усиление административной опеки над крестьянством, консервация общины.

    5.Ужесточились репрессии против старообрядцев.

    6.Проводилась политика русификации, ограничивались права инородцев (особенно евреев).

    Слайд 18

    Слайд 19

    Внешняя политика

    Внешняя политика России при Александре III в основном направлялась самим царем и отличалась прагматизмом, стремлением уберечь страну от втягивания в международные конфликты. Главным содержанием этой политики был поворот от традиционного сотрудничества с Германией к союзу с Францией (заключен в 1891-93 гг).

    Слайд 20

    В 1880-90-е годы Россия практически не вела войн (кроме завершившегося взятием Кушки в 1885 г. завоевания Средней Азии), именно поэтому царя называли «миротворцем». Ослабление российского влияния на Балканах. Установление границ с Афганистаном.