Орденская система древней греции презентация. Ордерная система храмов Архитектура Древней Греции Изобразительное искусство Учитель: Л. В. Кукарева. Ионический ордер был более легким, изящным, нарядным



Символом Древней Греции стал знаменитый Акрополь построенный гениальным Фидием на высоком холме в Афинах.



Акрополь по-гречески означает «Верхний город».

В древние времена Акрополь в Греции служил для того же, что и Кремль на Руси: в огражденном месте находились главные святыни и драгоценности, казна государства, Здесь же располагались те, кто правил городом. Акрополь состоял из нескольких великолепных строений. Он был поставлен на возвышении, как будто специально созданном природой – крутом холме с плоской вершиной.


Горожане, поднимающиеся сюда в дни больших праздников, сначала проходили через Пропилеи . Это здание с колоннами служило парадными воротами. В боковых пристройках находились духовные сокровища Афин: старинная библиотека и картинная галерея. Тут же был устроен маленький но очень красивый храм богини Победы – Ники .





Парфенон-храм Афины

Перикл – знаменитый правитель Афин, при котором был построен этот греческий кремль, очень хорошо сказал о Парфеноне: «Мы любим мудрость без изнеженности и красоту без прихотливости». И, действительно, священный дом Девы Воительницы отличается не украшениями, а своей строгостью и величием.


Последним шедевром Акрополя был храм Посейдона и Афины Эрехтейон . По преданию храм стоял на месте спора Афины и Посейдона. Рядом с храмом росло древнее оливковое дерево. Греки верили, что оно выросло из древка копья Афины.




Основным типом храма в греческой архитектуре был периптер (оперенный), то есть окруженный по периметру колоннами


Ордер – система соотношений между несущими и несомыми частями здания(стоечно-балочная система)

антаблемент

архитрав

капитель

ствол колонны

стереобат


Ордерные системы

дорический ионический коринфский тосканский композитный


Капитель – верхняя часть колонны.

Древнегреческий теоретик архитектуры Витрувий сравнивал дорический ордер «с крепостью и красотой мужского тела», как выражение его силы, духовной и физической. Иногда вместо колонны в дорическом ордере устанавливали мужскую статую, т.н. атлант

Дорический ордер


В пластике и пропорциях ордеров нашли отражение поиски образов по подобию строения человека.

Волюты

Ионический ордер Витрувий сравнивал с «утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью». Не случайно в ионическом ордере колонны иногда заменялись женскими фигурами, т. н. кариатидами.



Коринфский ордер

Коринфский ордер – самый легкий, самый стройный из трех ордеров греческой системы. Во времена Витрувия коринфскую колонну было принято символизировать как образ прекрасной девушки, а сам ордер – как выражение ее нежности и чистоты.

каннелюры







Творческое задание.

Придумайте и нарисуйте сказочный архитектурный ордер.






Использованные ресурсы:

  • http://www.vanderbilt.edu/AnS/Classics/roman_provinces/greece/Acropolis.JPG
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/9/nadine462007.3/0_3cce_f7656a00_XL
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/6005/sv-bozhko.0/0_643be_92b0d17e_L.jpg
  • http://www.piterra.ru/gallery/catalog/full_de3e310652.jpg

«Культура и история Греции» - Впечатляют знания древних греков о происхождении Вселенной и человека. Greece. И кажется, что с течением времени ничего не меняется. Современные скульпторы учатся по шедеврам древнегреческих мастеров. Архитекторы равняются на классические каноны античных храмов. Людям философского склада открывается суть вещей.

«Школы Древней Греции» - 4.Научные знания в Древней Греции. План урока. Школа и наука в Древней Греции. Задание на урок. Здравствуйте дети! В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Сократ –отец философии. Содной стороны сти-ло было острым. Геродот-отец истории. При обучении грамоте учитель читал вслух текст написанный на папирусе.

«Вазопись Древней Греции» - Излюбленной темой в искусстве Древней Греции был человек. Искусство Д. Греции, как и во всех древних странах связанно с верованием и мифологией. Геометрический стиль. ЗАДАНИЕ. Чернофигурный стиль. В 6 веке в Афинах появился новый стиль росписи греческих сосудов. По поверхности красной обожженной глины рисовали черным лаком.

«Театр Древней Греции» - Дифирамбы. Орхестра - круглая площадка, на которой выступает хор античного театра. Комедиографы. Театрон - здание греческого театра. Менады. Дионис. Древнегреческие трагики. Сатиры. Театр IV в. до н.э., Эпидаврос. Аристофан. Парод - проход, разделяющий сектора амфитеатра. Орхестра. Проскений - узкая площадка между скеной и орхестрой, на которую выходят цари.

«Художественная культура Древней Греции» - Курос из Аттики. Около 450 г. до н.э. Мраморная римская копия греческого бронзового оригинала. Дорифор. Акрополь- общественный и культурный центр Афинского государства. Скульптура периода архаики. Перикл. Ника Самофракийская. Эрехтейон. До н.Э.). Ордерная система. Около 530 г. до н.э. Музей Акрополя.

«Олимпийские игры в Древней Греции» - Родина Олимпийских игр. Кулачный бой. Пятиборье: Бег Прыжки в длину Метания копья Метания диска Борьба. Время проведения игр. Следующие три дня отводились состязаниям. Олимпийские игры в Древней Греции (5 кл.). История Древней Греции. Награда -лавровый венок. Спортивные дни. Посвящение Олимпийских игр.

Всего в теме 19 презентаций

Cлайд 1

Cлайд 2

О греческом доме 6 и 5 вв. до н.э. известно мало. Мы знаем, что он имел весьма скромные размеры и простую конструкцию. Несколько помещений, где готовили, обедали, мылись и спали, окружали внутренний дворик, через который освещались комнаты. В парадных комнатах полы нередко украшали мозаикой; утварь, в особенности керамические вазы, отличались изысканностью форм и тонкостью росписи. Все достижения древнегреческой архитектуры связаны со строительством храмов. Олимпийские боги, мудрые и совершенные, должны иметь и достойные жилища – храмы. Жилые же постройки (даже самых богатых горожан) были непрочными и скромными. Жилая архитектура

Cлайд 3

Храм, посвященный богу-покровителю города, строился на деньги города-полиса и принадлежал всему обществу. Номинально оставаясь жилищем бога, он служил земным, общественным целям: был хранилищем городской казны, художественных ценностей. Храм возводился на самом высоком месте, обычно на акрополе, доминируя над городскими постройками, в центре городской площади, служившим местом общественных собраний, празднеств, религиозных шествий.

Cлайд 4

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выписать в тетрадь значение терминов и обозначить на рисунке: Антаблемент- База- Архитрав- Фриз- Карниз- Метопа- Каннелюры- Фронтон- Триглиф-

Cлайд 5

ТИПЫ ГРЕЧЕСКИХ ХРАМОВ Храм в антах Простиль Амфипростиль -периптер -диптер -ложный периптер (двойной периптер) (римский)

Cлайд 6

Храм Посейдона в Пестуме Классическим, наиболее распространенным типом греческого храма стал периптер (что означает «оперенный») – прямоугольный храм, со всех сторон окруженный колоннами. Примером такого храма может служить храм Посейдона в Пестуме. План греческого храма. Периптер.

Cлайд 7

А – дорический, Б – ионический, В – коринфский. Цифрами показаны части ордера: 1 – карниз, 2 – фриз, 3 – архитрав (карниз, фриз и архитрав вместе образуют антаблемент), 4 – капитель, 5 – ствол колонны, 6 – база.

Cлайд 8

Cлайд 9

В результате длительной эволюции храма сложилась архитектурная система, впоследствии названная ордером (что означает "порядок"). Ордер - это система соотношений между колоннами (несущая часть) и антаблементом (несомая часть). ЧАСТИ ОРДЕРА В ВЕРХУ: АРХИТРАВ ФРИЗ КАРНИЗ образуют АНТАБЛЕМЕНТ

Cлайд 10

колонна, поставленная на базу или без базы, стоящая на стилобате (верхней плите каменного основания); колонну украшает капитель, на которую опирается несущая балка - архитрав, вместе с декоративным фризом и карнизом образующий антаблемент. Греческий архитектурный ордер состоял из следующих элементов:

Cлайд 11

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР В эпоху архаики ордер сложился в двух вариантах: дорическом и ионическом. Храм Афины в Пестуме. Построен около 570 года. Дорический ордер сложился на Пелопоннесе и в греческих колониях на Сицилии и в южной Италии.

Cлайд 12

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР Дорический периптер стоял на каменном основании - стереобате (обычно из трех ступеней). Колонна, украшенная вертикальными желобками - каннелюрами, не имела базы, её завершала простая по форме круглая подушка, над ней квадратная плита. По мнению греков, дорический ордер - воплощение идеи мужественности, строгости, простоты. Колонны дорических храмов впоследствии нередко заменялись мужскими фигурами (атлантами).

Cлайд 13

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР Кариатиды храма Эрехтейон Ионический ордер получил наибольшее распространение в Малой Азии и на островах Эгейского моря. Ствол ионической колонны изначально был тоньше, чем ствол дорической колонны, что подтверждает ее происхождение от деревянной конструкции. Ионическая колонна имеет базу. храм Нике Аптерос

Cлайд 14

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР Ионический ордер был более легким, изящным, нарядным. Стройная колоннада имела в основании базу и была украшена капителью в виде двух изящных завитков, которые называются волютами. Колонны ионического ордера нередко заменялись женскими фигурами (кариатидами).

Cлайд 15

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР в эпоху классики получил развитие третий ордер - коринфский, близкий по пропорциям к ионическому, но ещё более стройный и праздничный.

Cлайд 16

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР К концу 5 в. до н.э. возник третий архитектурный ордер, коринфский. Его колонны столь же изящны, как колонны ионического ордера, а антаблемент более пышный. Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам.

Cлайд 17

Cлайд 18

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Греческий архитектурный ордер нашел применение не только в античном зодчестве, а также стал основным элементом архитектуры Возрождения, барокко, классицизма. НАПИШИТЕ В ТАБЛИЦЕ В ТЕТРАДИ ИЗВЕСТНЫЕ ВАМ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗДАНИЯ, ГДЕ ПРИМЕНЕНА СИСТЕМА ГРЕЧЕСКИХ ОРДЕРОВ СЛЕВА, А ГОД СОЗДАНИЯ СПРАВА.

Cлайд 19

Сын Кроноса и Реи. Повелитель богов, прародитель богов и людей. Храм Зевса в Олимпии ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ХРАМА И ОРДЕР Храм Зевса в Олимпии, построенный между 468 и 456 гг. до н.э. архитектором Либоном, имел значение общеэллинского святилища и являлся самым крупным храмом всего Полопоннесса. Храм почти полностью разрушен, но на основании раскопок и описаний древних авторов его общий вид может быть достаточно точно реконструирован.

Цель урока: познакомить учащихся с ордерной системой, доказать, что в основе культурных достижений античности лежит любовь к человеку.

Задачи:

  • расширить представления учащихся о роли и вкладе в культуру Древних Греков;
  • сформировать у школьников навыки сравнения, умения выделять главное;
  • расширить тезаурус учащихся за счет введения новых терминов и понятий;
  • мотивировать ребят на дальнейшее самостоятельное знакомство с элементами архитектурного убранства городов.

Тип урока: объяснение новых знаний.

– Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об удивительной и до сих пор таинственной для нас Древней Греции. Не секрет, что именно эта эпоха – эпоха античности, являясь образцом внутренней и внешней красоты человека, впервые показала миру, каких вершин может достичь человек. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла афоризм Протагора "Человек – мера всех вещей". Ребята, как вы понимаете эти слова?

(Выслушиваются мнения учащихся.)

– Эти слова высечены на фронтоне храма в Дельфах и, как мне кажется, соответствуют всей архитектуре Древней Греции, главной особенностью которой были органичность и соразмерность человеку.
Итак, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем рассматривать архитектуру Древней Греции, а именно ордерную систему: познакомимся с тремя видами ордеров и проследим, как в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Ребята, на протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна. Вспомните, что такое колонна? Можно обратиться к словарикам. (Колонна (фр.) – элемент здания, опора, обычно круглого или квадратного сечения, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки)

– Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назван латинским словом "ОРДО". Отсюда и название "ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА", архитектурный ордер.
Основные греческие ордера – дорический, ионический и коринфский – сформировались не сразу (см. Приложение 1 ).
В конце VII века до нашей эры появилась дорическая система, ее название произошло от названий одного из главнейших греческих племен – дорян, живших в Пелопоннесе, В Сицилии и южной части Апеннинского полуострова. Доряне отличались особым мужеством и суровостью. Давайте проследим, как особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре. Как вы думаете, чему уделялось главное внимание в такой колонне? Есть ли в ней декоративные элементы? (Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий.)

– Обратите внимание на капитель – так называется верхняя завершающая часть колонны. Опишите ее, опираясь на иллюстрацию и слайд дорической колонны храма Геры в Пестуме . (Колонна отличается простотой, особой торжественностью, не имеет базы, вырастает прямо из фундамента.)

– Ребята, обратите внимание на раздаточный материал (см. Приложение 2 ). Прочтем текст и ответим на вопрос: что брали за основу древние греки при создании дорической колонны? (В дорической колонне воспроизведены пропорции несущей части мужского тела 1: 5.)

Список литертуры:

1. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– 400 с.

2. Постникова Т.В. Античность. Науч.-поп. издание для детей. – М.: ООО "Издательство "РОСМЭН-ПРЕСС", 2002.– 127 с.– (История искусства для детей).

3. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Возрождение: Часть 2, книга 2: Учеб. Пособие для старших классов общеобразоват. Учреждений.– М.: ООО "Издательство Астрель", 2001.– 304 с.

4. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: XVIII–XIX вв. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.– 320 с.

5. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.– 608 с.

6. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVIII века. (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2006.– 416 с.

7. Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч. 2. Культуры мира. – Глав. ред. Е. Ананьева; вед. ред. М. Боярский. – М.: Аванта +, 2004.– 640 с.

8. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург. Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта +, 2001.– 448 с.

9. Храмы. Монастыри. Самые красивые и знаменитые. Вед. ред. Е. Ананьева ; отв. ред. Т. Каширина .– М.: Аванта +, 2003.–184 с.

10. Замки. Дворцы. Самые красивые и знаменитые. Ред. группа: Е. Ананьева, Т. Евсеева, Е. Дукельская .– М.: Аванта +, 2005.– 184 с.

11. 100 великолепных соборов мира. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах. Пер с нем.– М.: ООО "Мир книги", 2004.– 2008 с.

12. Санкт-Петербург. Альбом. Ред. М. Лыженкова. – СПб.: "П-2", 1998.

Цель урока: познакомить учащихся с ордерной системой, доказать, что в основе культурных достижений античности лежит любовь к человеку.

Задачи:

  • расширить представления учащихся о роли и вкладе в культуру Древних Греков;
  • сформировать у школьников навыки сравнения, умения выделять главное;
  • расширить тезаурус учащихся за счет введения новых терминов и понятий;
  • мотивировать ребят на дальнейшее самостоятельное знакомство с элементами архитектурного убранства городов.

Тип урока: объяснение новых знаний.

– Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об удивительной и до сих пор таинственной для нас Древней Греции. Не секрет, что именно эта эпоха – эпоха античности, являясь образцом внутренней и внешней красоты человека, впервые показала миру, каких вершин может достичь человек. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла афоризм Протагора "Человек – мера всех вещей". Ребята, как вы понимаете эти слова?

(Выслушиваются мнения учащихся.)

– Эти слова высечены на фронтоне храма в Дельфах и, как мне кажется, соответствуют всей архитектуре Древней Греции, главной особенностью которой были органичность и соразмерность человеку.
Итак, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем рассматривать архитектуру Древней Греции, а именно ордерную систему: познакомимся с тремя видами ордеров и проследим, как в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Ребята, на протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна. Вспомните, что такое колонна? Можно обратиться к словарикам. (Колонна (фр.) – элемент здания, опора, обычно круглого или квадратного сечения, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки)

– Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назван латинским словом "ОРДО". Отсюда и название "ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА", архитектурный ордер.
Основные греческие ордера – дорический, ионический и коринфский – сформировались не сразу (см. Приложение 1 ).
В конце VII века до нашей эры появилась дорическая система, ее название произошло от названий одного из главнейших греческих племен – дорян, живших в Пелопоннесе, В Сицилии и южной части Апеннинского полуострова. Доряне отличались особым мужеством и суровостью. Давайте проследим, как особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре. Как вы думаете, чему уделялось главное внимание в такой колонне? Есть ли в ней декоративные элементы? (Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий.)

– Обратите внимание на капитель – так называется верхняя завершающая часть колонны. Опишите ее, опираясь на иллюстрацию и слайд дорической колонны храма Геры в Пестуме . (Колонна отличается простотой, особой торжественностью, не имеет базы, вырастает прямо из фундамента.)

– Ребята, обратите внимание на раздаточный материал (см. Приложение 2 ). Прочтем текст и ответим на вопрос: что брали за основу древние греки при создании дорической колонны? (В дорической колонне воспроизведены пропорции несущей части мужского тела 1: 5.)

Список литертуры:

1. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– 400 с.

2. Постникова Т.В. Античность. Науч.-поп. издание для детей. – М.: ООО "Издательство "РОСМЭН-ПРЕСС", 2002.– 127 с.– (История искусства для детей).

3. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Возрождение: Часть 2, книга 2: Учеб. Пособие для старших классов общеобразоват. Учреждений.– М.: ООО "Издательство Астрель", 2001.– 304 с.

4. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: XVIII–XIX вв. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.– 320 с.

5. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.– 608 с.

6. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVIII века. (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2006.– 416 с.

7. Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч. 2. Культуры мира. – Глав. ред. Е. Ананьева; вед. ред. М. Боярский. – М.: Аванта +, 2004.– 640 с.

8. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург. Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта +, 2001.– 448 с.

9. Храмы. Монастыри. Самые красивые и знаменитые. Вед. ред. Е. Ананьева ; отв. ред. Т. Каширина .– М.: Аванта +, 2003.–184 с.

10. Замки. Дворцы. Самые красивые и знаменитые. Ред. группа: Е. Ананьева, Т. Евсеева, Е. Дукельская .– М.: Аванта +, 2005.– 184 с.

11. 100 великолепных соборов мира. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах. Пер с нем.– М.: ООО "Мир книги", 2004.– 2008 с.

12. Санкт-Петербург. Альбом. Ред. М. Лыженкова. – СПб.: "П-2", 1998.