Окружающий мир 2 кл формы земной поверхности. Презентация урока по окружающему миру "Формы земной поверхности" (2 класс). VI. Продолжение изучения нового материала

Скажем "Здравствуйте!" - руками

Скажем "Здравствуйте!" - глазами

Облегченно все вздохнём, станет радостным наш дом.

Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вас видеть бодрыми, готовыми получать новые знания. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пожелайте удачи друг, другу!

Садитесь, ребята. Я вам открою секрет. Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие и узнаем много нового и интересного.

Какие качества Вам сегодня особенно понадобятся, как вы думаете?

Да, действительно Вам понадобятся эти качества и в этом нам будет помогать и следить за каждым из нас Матрица достижений, в которой вы будите работать.

- Разделите предложенные слова на группы. Объясните, почему вы так считаете.

Слова: ориентирование, компас, формы поверхности земли, стороны горизонта, глобус.

Деление слов:

Ориентирование

Формы поверхности Земли

Стороны горизонта

Глобус

По какому принципу вы разделили слова?

Давайте дадим этим словам объяснения.

Какие слова остались без объяснения?

Назовите тему нашего урока и цели.

Проговорите их в паре и оцените себя на матрице.

Озвучте свои достижения.

Послушайте стихотворение:

Есть у нас в России прекрасные равнины,

Там чистейший воздух, там цветут люпины,

Кое - где с холмами, плоские другие

На равнине также мы живем с родными.

У моей России горы величавы,

Выросли грядами, гордые, как павы.

Вот седой Урал, он порос травою,

А Кавказ высокий укрылся снежной мглою.

У моей России бескрайние просторы

Не окинешь взглядом, не объедешь скоро.

Отправляйся в горы, отдохни в низине, -

Все, что ты увидишь - Родина, Россия!

Какие строки стихотворения вас больше всего поразили? Можете ли вы из стихотворения выбрать формы поверхности Земли.

Конечно, мы пока не знаем верны ли наши предположения, но надеюсь в ходе урока мы в этом разберёмся.

Путешествуя по предмету окружающий мир, у нас есть книжные друзья, кто это?

Ребята, наши герои Серёжа и Лена отправились в гости к своему знакомому художнику в мастерскую. Он показал им множество своих картин, на которых запечатлел пейзажи тех мест, где он побывал. Но одна из них заинтересовала их больше всего.

Как вы думаете, что это?

(карта)

Перед вами физическая карта России. Изображения, какого цвета вы видите на ней? (Синего, желтого, зеленого.)

Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым?

Коричневым и зеленым цветом?

Так выглядят равнины и горы на карте.

Используя слова: равнины и горы,употребите новый термин.

Основные формы земной поверхности нам покажет физическая карта.

Работа в паре.

Обратитесь к физической карте, исследуйте её, найдите основные названия форм поверхности земли нашей страны.

Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Уральские горы, горы Алтая

Какими цветами они обозначены? Равнина, почему так называется?

Работа по учебнику в паре.(Стр.78)

Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? (Есть возвышения).

Возвышения на равнине - это холмы.

Холм, а что это такое?

Сегодня на уроке толкователем слов будет Егор. Егор читает объяснения по словарю, а вы извлекаете из этого научную информацию.

Обратимся к словарю Ожегова холм, что это?

Какие части холма различают?

В строении холма различают такие части: подошва (или подножие) - самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон . Он может быть пологим и крутым.

Мы закроем все глаза

Необъятная страна

Руки тянем мы друг к другу

Разве это ли не чудо!!!

Отгадайте загадку.

В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
Как вы думаете, что это? (Гора.)

Посмотрите на изображение на слайде, как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой? (Возвышения.) Горы - очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

На вершинах гор очень холодно и лежит снег.

Каждая гора, как и холм, имеет свои части, попробуйте их назвать. (Подошву или подножие, склон и вершину.)

Посмотрите на физическую карту России Найдите на ней горы. Каким цветом обозначают горы на карте.

Какие горы вы нашли на карте?

(Алтайские, Уральские.)

Кто-нибудь из вас был в горах? Лучше представить вам горы помогут слайды.

Ребята, а как называется страна, в которой мы живём?

А в каком субъекте федерации мы живём?

А на нашей территории есть ли горы?

Да, вы правы- Это горы Алтая- величественные и прекрасные.

На Африканском материке депрессии мы находим в шоттах Алжира (до -32 м в шотте Мельрир), на севере Ливийской пустыни (от-30-50 м до-75 м в оазисе Арадж) и к востоку от Абиссинии, где депрессия Биркет-эль-Азаля на 174м ниже уровня океана.

Самая глубокая депрессия находится в долине реки Иордана, где расположены Тивериадское озеро и Мертвое море, поверхность которых на 208 м и 394 м ниже уровня океана.

В пределах СССР небольшие по площади депрессии известны в Средней Азии. Дно Сары-Камышской котловины, расположенной в северной части Кара-Кумов и к юго-западу от Аральского моря, лежит на 39 м ниже уровня океана. Южнее, на плато Ишек-Анкрен-кыр, имеются еще две замкнутые сухие впадины, опускающиеся на 60 м ниже уровня океана. Одна из этих впадин имеет до 30 км в длину при ширине 8-10 м. Бессточная впадина соленого озера Кашкар-Ата на южном Мангышлаке достигает - 20 м высоты при площади 50 кв. км. Еще больших горизонтальных размеров и глубины (до -60 м) достигает другая впадина Мангышлака - Карагие.

Депрессии встречаются даже среди или по соседству высоких гор. Так, в восточной части Тянь-Шаня, у его подножия, лежит Люкчунская впадина (до 130 м ниже уровня моря). В Америке имеется депрессия на продолжении Калифорнийского залива и в пустыне Колорадо.

Большинство депрессий в основе - тектонического происхождения, но в расширении и даже углублении их могут принимать участие и другие процессы (эрозия, эоловая дефляция). Существование сухих депрессий возможно лишь в условиях сухого пустынного климата. Во влажном климате многие депрессии замаскированы тем, что впадины, дно которых ниже уровня моря, заполнены водой. Это так называемые крипто-депрессии.

К ним относятся у нас в СССР озера Ладожское, Онежское, многие озера Фииляндии, Скандинавии, южного подножия Альп. Самой глубокой крипто-депрессией является Байкал. Его глубина достигает 1741 м, или на 1288 м ниже уровня океана.

III. Наибольшего внимания заслуживает классификация форм рельефа, основанная на генетическом принципе.

С этой точки зрения формы земной поверхности, которые мы предварительно разделяем на две группы: А. Страны пересеченные (гористые и холмистые) и Б. Равнины, представляют большое разнообразие.

Рассмотрим сначала, какие категории могут быть установлены в первой группе.

А. Отдельные горы, хребты и холмы, вообще все выступающие формы рельефа, могут возникать под влиянием троякого рода процессов, в связи с чем можно выделить:

1) Дислокационные, или тектонические, горы и холмы, вызванные тектоническими процессами (сбросами и складчатостью). К этой категории принадлежат наиболее значительные возвышенности земного шара.

2) Насыпные, или аккумуляционные, горы и холмы, образовавшиеся вследствие накопления или отложения твердого материала на поверхности. Среди них встречаются поднятия, иногда значительные по горизонтальным размерам и высоте.

К этой категории относятся: а) вулканические горы, образовавшиеся путем отложения вокруг кратера вулкана пепла и лав; б) холмы эолового происхождения, образовавшиеся из навеянного рыхлого материала - песка, снега (дюны, барханы, заструги); в) возвышенности из материала, отложенного непосредственно ледниками или их талыми водами (моренные холмы и гряды, друмлины, озы); г) холмы органогенного происхождения (например торфяные бугры в тундре); д) холмы, образованные отложениями источников (холмы из травертина, конусы гейзеров и т. д.).

3) Эрозионные, или денудационные, горы и холмы, возникшие вследствие размыва первоначальной равнинной местности (плоскогорье, столовая страна) и уноса части материала, из которого была сложена местность. Сюда же должны быть отнесены и отдельные возвышенности упомянутого выше ландшафта островных гор.

В. Равнины тоже могут быть различны по происхождению. Среди них можно различать:

1) Первичные равнины, или морские плато, представляют часть выравненного отложением осадков морского дна, обнажившегося при регрессии моря. Если обнажение морского дна произошло вследствие поднятия прилегающей древней суши, то по окраине последней получается более или менее широкая полоса слегка наклоненной в сторону моря береговой равнины. Большая часть равнин СССР представляет морские плато разного возраста. Примером наиболеемолодого, почти не измененного последующими процессами, морского плато может служить Прикаспийская низменность.

2) Аккумуляционные, или насыпные, равнины, которые образовались вследствие засыпания рыхлыми отложениями (речными, флювио-гляциальными, эоловыми продуктами выветривания) какой-нибудь впадины или вообще пониженного пространства, имевшего, быть может, первоначально неровную поверхность. Сюда относятся:

а) Аллювиальные равнины, сложенные наносами больших рек (Ломбардская низменность, Месопотамия, Рионская и Куро-Араксинская низменности Закавказья). Большинство этих равнин образовалось на месте бывших здесь морских заливов, в которые впадали реки.

б) Флювиогляциальные (ледниковоречные) наклонные равнины прилегают к подошвам гор, подвергавшихся интенсивному оледенению в плейстоценовое время; они представляют большей частью галечпиковые конусы выноса ледниковых рек, слившиеся по окраине гор в сплошную кайму; примерами могут служить: Мюнхенская наклонная равнина у северного подножия Альп, Прикубанская, Кабардинская и Чеченская наклонные равнины Северного Кавказа и др.

в) Озерные равнины, образовавшиеся на месте спущенных или высохших озер: равнина плейстоценового озера Агассица в Северной Америке, днища некоторых котловин Армянского нагорья (Цалка и др.).

г) Равнины, образованные продуктами выветривания. Положим, мы имеем горы в условиях сухого пустынного климата. Вершины их подвержены в сильной степени физическому выветриванию. Продукты выветривания благодаря обвалам, оползням, медленному движению вниз, сносу временными дождевыми потоками и т. д. заполняют впадины, лежащие между горами. Таким образом вершины хребтов понижаются, впадины заполняются все больше и больше, так как при отсутствии стока продукты выветривания отсюда не выносятся водами. В результате поверхность страны превратится в равнину, снивелируется. Большее или меньшее приближение к этому наблюдается во внутренних частях Ирана, в Тибете, Гоби.

д) В некоторых случаях в нивелировании древнего рельефа играл главную роль вулканический пепел, разносившийся ветром и засыпавший окрестности центров вулканической деятельности. Таковы некоторые равнинные участки Армянского нагорья (Ленинаканское плато и др.). Здесь мы имеем переход к следующему типу равнин.

3) Вулканические, или лавовые, плато. Изливающиеся иногда в громадных массах жидкие и легко подвижные основные (базальтовые) лавы могут покрывать огромные пространства и, погребая под собой прежний рельеф, превращают местность в ровное лавовое плато. Таковы Колумбийские плато Северной Америки, область траппов Декана, некоторые плато Армянского нагорья и др.

4) Остаточные, или предельные, равнины. Они возникают в результате продолжительного воздействия деструкционных сил, в особенности речной эрозии и континентальной денудации, на местность, имевшую первоначально складчатое строение и резко выраженный печьеф. В результате такая местность оказывается снивелированной в волнистую равнину - пенеплен («почти равнина», или «предельная равнина»).

ГЛУБИННОЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМНОГО ШАРА

Что значит выяснить глубинное строение Земли? Необходимо узнать характер изменения основных характеристик вещества литосферы с глубиной: изменения структуры, энергонасыщенности и химического состава. Изучать необходимо именно вещество, потому что им сложен земной шар, а не просто отвлеченные геофизические параметры в виде скоростей сейсмических волн, различий магнитных свойств, плотности. Эти данные нужны для решения разных конкретных практических задач: сейсмическом районировании и других.

До какой глубины от поверхности литосферы можно изучать глубинное строение земного шара? Хотелось бы до центра нашей планеты. Но ограничения вызваны тем, что предстоит изучать структуру, энергонасыщенность и химический состав вещества каменной оболочки. Без получения вещества для анализа определить его структуру, энергонасыщенность и химический состав невозможно.

Следовательно, познание глубинного строения Земли возможно лишь до глубин, с которых удастся получить образцы проб для анализа. Сделать это можно до глубин видимой части литосферы, или порядка 15 км. Самые глубокие скважины так и не достигли глубины 13 км. Почти до такой глубины пробурена Кольская сверхглубокая скважина. Это реалии нашего времени.

Все, что изучается глубже интервалов возможного отбора проб вещества косвенными геофизическими методами по скорости сейсмических волн, измерениям электропроводности, силы тяжести, магнитных свойств – иными словами, снимающими физические характеристики вещества, должно обязательно заверяться образцами вещества с изучаемых глубин, т. е. интерпретироваться геологически. Если провести геологическую интерпретацию результатов геофизических исследований невозможно, нет смысла проводить эти работы для выяснения глубинного строения земного шара. Можно и нужно изучать характер изменения скоростей сейсмических волн от поверхности до центра планеты, плотностных и других особенностей, но это не будет познание глубинного строения Земли по веществу. По результатам таких измерений нельзя говорить о перидотитовой мантии, базальтовом слое земной коры, как и о земной коре, мантии и ядре в их вещественном выражении.

Глубинное строение литосферы начинается ниже ее поверхности. Геологическая карта показывает геологическое строение района на дневной поверхности. Недаром на геологической карте показывается возраст горных пород (обычно коренных), выходящих на поверхность. Чтобы выяснить геологическое строение объемное или на глубину, строятся геологические разрезы.

Разделы: Начальная школа

Продолжительность урока: 35 минут

Класс: 2

Цели урока:

  • Изучение учащимися нового материала по теме урока и закрепление полученных знаний
  • Формирование представлений о формах земной поверхности.
  • Формирование эмоционально-положительного отношения к предмету.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить детей с основными формами земной поверхности; со строением холмов и гор.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.
  • Развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания;
  • Расширять кругозор детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать экологическую культуру школьников.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
  • Место урока в учебном плане: 3 урок по теме "Путешествия".
  • Методические приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядно-демонстрационные: (видеометод, объяснительно-иллюстративные).
  • Тип урока: урок изучения нового материала.
  • Формы работы на уроке: самостоятельная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование урока:

Техническое обеспечение: персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, сканер, принтер.

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Word, CD "География России. Природа и население ".

Литература: Учебник А.А. Плешаков "Мир вокруг нас" 2 класс, рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" автор А.А. Плешаков, А.Дитрих "Почемучка", М. "Педагогика", 2000, "Детская энциклопедия. Земля", М., "Педагогика", 2002.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Интересные вопросы
Ожидают смельчаков.
Пожелаю им удачи.
Выходите!
Кто готов?

II. Проверка домашнего задания.

Учитель выдает трем ученикам карточки для самостоятельной работы. Ученики готовят ответы, а затем отвечают. Проверка осуществляется с помощью слайдов.

Карточка 1

  1. Объясни, что такое горизонт?
  2. Что такое линия горизонта? Покажи на рисунке линию горизонта. Слайд 2. (Линия становится пунктирной)
  3. Допиши на рисунке-схеме названия сторон горизонта. Объясни, как стороны горизонта располагаются относительно друг друга. Слайд 2.(Появляются названия сторон горизонта.)

Карточка 2

  1. К карточке прилагается компас. Как называется прибор для определения сторон горизонта?
  2. Назови и покажи, из каких частей он состоит. Объясни и покажи, как им пользоваться. Слайд 3. (Рисунок компаса, предохранитель, магнитная стрелка, корпус).

Карточка 3

Расскажи, как можно определить стороны горизонта без компаса по местным признакам "Ориентирования на местности". Слайд 4. (Природные признаки ориентирования на местности.)

Остальные дети выполняют задания учителя в тетрадях.

Начертите маршрут путешественника, если 1 клетка - это путь, который путешественник проходит за 1 час:

"Путешественник вышел из точки А и два часа шел на север, затем 2 часа - на запад, 2 часа на север и 2 часа на восток. Затем он сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 2 часа на юг и 3 часа на восток. Здесь он переночевал (точка С). Утром отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 4 часа на юг и 2 часа на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка D). Затем он отправился дальше: 2 часа шел на север, 1 час - на запад, 2 часа на юг, 2 часа на запад... И вернулся домой.

По окончании работы дети, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями. Осуществляется взаимопроверка. Затем заслушиваются и оцениваются ответы детей, работавших с индивидуальными карточками.

III. Сообщение темы урока.

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

Мой край - моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы.
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

Посмотрите на слайд 5, перед вами физическая карта России. Изображения, какого цвета вы видите на ней? (Синего, желтого, зеленого.) Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым, коричневым и зеленым цветом? (Моря, озера, реки, горы, равнины.)

Так выглядят равнины и горы на карте. Сегодня на уроке мы будем говорить о формах поверхности нашей страны, научимся находить и различать их на карте. Слайд 6. (Тема урока)

А теперь рассмотрите изображения на слайдах. Слайд 7. (Равнина и горы.) Здесь вы можете увидеть основные формы земной поверхности - равнины и горы. Попробуйте, объяснить, что это такое. (Дети пытаются объяснить, почему они так названы.)

Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? (Ровный.) Слайд 8. (Изображение равнины и определение.)

Равнина - ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.

Учитель показывает слайд с изображением "Холмистой и плоской равнины". Слайд 9. на слайде вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются? (Высотой).

Равнины бывают плоские и холмистые. Какая поверхность изображена на первой иллюстрации? (Холмистая.) На второй иллюстрации? (Плоская).

Объясните, почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.)

Откройте учебники на странице 90-91. Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их. Обратите внимание на то, каким цветом они изображены на карте. (Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом). Слайд 10. (Физическая карта, равнины, будут выделяться.) (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.)

Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? (Есть возвышения). Возвышения на равнине - это холмы. Появляется слайд 11("Холм"). В строении холма различают такие части: подошва (или подножие) - самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон. Он может быть пологим и крутым. На слайде появляется анимация - части холма.

Подготовленный ученик читает стихотворение А. Шаталова "Холм".

Я взобрался на холм, оглянулся вокруг -
В этот сумрачный час не узнал я равнины.
Плыл с болота туман, надвигаясь на луг,
И над ним возвышались деревьев вершины.
А внизу, вдалеке, у подножья холма,
Где в овраге ручей извивался, играя,
Всем уже завладела и правила тьма.
Я спустился туда, осторожно ступая,
Свежий запах травы и вечерний туман,
Засыпающих птиц одинокие всхлипы -
Ночь для нас сотворили пьянящий дурман.
Я качнулся и сел под раскидистой липой.

IV. Работа в тетради. В тетради на странице 32 подпишите части холма. Проверьте у соседа по парте.

V. Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, "тянутся к солнышку ")
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (Машут руками )
Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши )
Ногами топаем! (Топают ногами )
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох)
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места )

VI. Продолжение изучения нового материала.

Мы говорили о возвышениях на равнинах - холмах. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами - это овраги. Учитель показывает слайд 12("Овраг").

На равнинах человек распахивает земли и высаживает культурные растения. Но иногда на равнинах могут встретиться не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги. Как они образуются? Подготовленный ученик рассказывает.

"Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими - в несколько десятков метров. Дно оврага всегда уже его верхней части. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото.

Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве".

Видеоклип 13. "О том, как появляются возвышения и понижения земной поверхности".

Отгадайте загадку.

В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
Как вы думаете, что это? (Гора.)

Верно, это гора.

Учитель показывает слайд 14"Гора".

Посмотрите на изображение на слайде, как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой? (Возвышения.) Горы - очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

На вершинах гор очень холодно и лежит снег.

Слайд 15. (Части горы) Каждая гора, как и холм, имеет свои части, попробуйте их назвать. (Подошву или подножие, склон и вершину.)

Откройте физическую карту России в учебнике с. 90-91. Найдите на ней горы. Каким цветом обозначают горы на карте. Слайд16. (Физическая карта, выделить горы с помощью анимации) Какие горы вы нашли на карте? (Уральские и Кавказские горы.)

Кто-нибудь из вас был в горах? Послушайте мой рассказ о Кавказских горах. Лучше представить это вам помогут слайды 17. (Горы Кавказа)

Основная горная область Кавказа - Большой Кавказ - грандиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Он тянется с северо-запада на юго-восток. Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 километров видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса (слайд 18) который белеет в ясное утро над равниной. Высота Эльбруса 8848 метров. Это самая высокая гора. Слайд 19.

Растительность Кавказских гор - это сложный мир, в котором высота играет большую роль. Подъем на каждые 200 метров в горах означает понижение температуры на 1-2 градуса. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем быструю смену растительности и попадаем, наконец, в область вечных снегов, где мороз и метели так свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны.

Северный Кавказ - один из главных курортных центров России. Анапа - самый большой детский курорт с удобным песчаным пляжем. (Слайд 20)

Другой крупнейший курорт - Кавказские Минеральные Воды на Ставрополье. (Слайд 21). Здесь два раза был Пушкин. Сюда был сослан Лермонтов. Здесь же, в Пятигорске, в 1841 году он был убит на дуэли. Много памятных мест связано в Пятигорске с этим русским поэтом. Послушайте стихи, в которых поэты описывают Кавказ.

Подготовленный ученик читает отрывок из поэмы А. Пушкина "Кавказский пленник".

В час ранней, утренней прохлады
Вперял он любопытный взор
На отдаленные громады
Седых, румяных, синих гор.
Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков.
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый
Белел на небе голубом...

Подготовленный ученик читает стихотворение М. Лермонтова "Кавказу".

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой.
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга да утесы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы.

Этими прекрасными лирическими строчками мы закончим знакомство с горами.

VII. Итог урока

С какими формами земной поверхности вы познакомились? (Горы и равнины) какие бывают равнины? (Плоские и холмистые). Какая форма земной поверхности называется холмом? Какая форма земной поверхности называется оврагом? Какие горы нашей страны вы можете назвать? Какие равнины вы знаете?

В результате на доске появляется схема. "Формы земной поверхности". Слайд 22.(схема)

Домашнее задание: Слайд 23.

  1. Вариант - разгадать кроссворд.
  2. Вариант - выполнить рисунок в тетради.

Вам поможет выполнить задание учебник с.76-78.

Слайд 24.(Спасибо за работу на уроке!)

Разгадайте кроссворд.

г
о
р а в н и н а
а е
р
п о д о ш в а
в и
л е р м о н т о в
а а
г

По горизонтали:

Большое пространство ровной поверхности. (Равнина)

Самая низкая часть холма. (Подошва)

Русский поэт, погибший на Кавказе. (Лермонтов)

По вертикали:

Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. (Гора)

Самое низкое место холма. (Вершина)

Извилистое резкое понижение местности. (Овраг)

Татьяна Норинская
«Формы земной поверхности». Конспект открытого урока по окружающему миру во 2-м классе (программа Школа России)

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2-м классе

(программа Школа России )

Учитель : Норинская Татьяна Александровна

Тема урока : Формы земной поверхности .

Тип урока : Изучение нового материала.

Цели урока :

1. Дидактические :

дать детям понятие основных форм земной поверхности ;

познакомить со строением холмов и гор;

познакомить учеников с видами водоемов;

научить различать части реки (исток, устье, русло, берега) ;

сравнить реку и озеро.

2. Развивающие :

способствовать развитию творческого, логического мышления на основе наблюдения и сравнения.

3. Воспитательные :

воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через изучение природы родного края; воспитывать экологическое отношение к окружающему миру .

Ход урока.

Организационный момент

Прозвенел звонок

Встали дети на урок

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости .

Давайте мы их поприветствуем.

Садитесь.

Проверка домашнего задания

Учитель выдает карточки для самостоятельной работы трем парам учеников на каждом ряду. Ученики готовят ответы, а затем отвечают.

КАРТОЧКА№1

ЗАДАНИЕ :

1. ОБЪЯСНИ, ЧТО ТАКОЕ ГОРИЗОНТ?

2. ЧТО ТАКОЕ ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА?

3. ДОПИШИ НА РИСУНКЕ-СХЕМЕ НАЗВАНИЯ СТОРОН ГОРИЗОНТА. ОБЪЯСНИ, КАК СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА РАСПОЛАГАЮТСЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГ ДРУГА.

КАРТОЧКА№2

ЗАДАНИЕ :

1. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОРОН ГОРИЗОНТА?

2. НАЗОВИТЕ И ПОДПИШИТЕ, ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ ОН СОСТОИТ?

КАРТОЧКА№3

ЗАДАНИЕ :

НАЗОВИТЕ ПО КАКИМ ПРИРОДНЫМ ПРИЗНАКАМ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА?

Остальные дети выполняют задание учителя на листочках в клетку.

Начертите маршрут путешественника, если 1 клетка – это путь, который путешественник проходит за 1 час :

«Путешественник вышел из точки А и 2часа шел на север, затем 2 часа-на запад, 2 часа- на север и 2 часа-на восток. Затем он сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше : 1 час шел на север, 1 час-на восток, 2часа – на юг и 3 часа-на восток. Здесь он переночевал (точка С) . Утром отправился дальше : 1 час шел на север, 1 час-на восток, 4 часа-на юг и 2 часа – на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка Д) . Затем он отправился дальше : 2 часа-на север, 1 час-на запад, 2 часа –на юг, 2 часа-на запад… И вернулся домой.

По окончании работы идет самопроверка, затем сидящие за партой, обмениваются тетрадями. Осуществляется взаимопроверка.

Кто себя оценил на высшую оценку?

Кто на среднюю?

Кто не доволен своей работой?

Ученики, которые готовились по карточкам отвечают.

Постановка проблемного вопроса

Откройте учебник на странице 90-91. Перед вами карта. Как она называется? (физическая карта России )

Что вы можете рассказать по этой карте? (синим – океаны, моря, реки, озера; зеленым-равнины; коричневым-горы) Найдите и назовите реки, моря, океаны.

Я вам буду называть объекты по карте, а вы внимательно просмотрите и подумаете, какая буде тема сегодняшнего урока . (Восточно-европейская равнина, Западно-сибирская равнина, Уральские горы)

Как вы думаете, какая будет тема урока ? (горы и равнины)

Да. Тема урока – формы земной поверхности . Слайд1

Работа по теме урока .

Отгадайте загадку : Носит бабка снежную шапку.

Каменные бока закутаны в облака. (гора) Слайд2

Попробуйте объяснить, что такое горы? (ответы детей) Слайд3

Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами и их называют горными хребтами. Слайд4

Как вы можете объяснить что такое равнины? Слайд5

Физкульминутка.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше

Продолжение работы по теме урока .

Равнины бывают плоские и холмистые.

Объясните почему равнины получили такое название? Слайд6

Возвышения на равнине – это холмы. Слайд7

Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами – это овраги. Слайд8

Если холм и гора возвышаются над земной поверхностью , можно ли сделать вывод, что это одно и тоже? (ответы детей) Слайд9

Работа по учебнику.

Откройте учебник на странице 79.

Рассмотрите схему и скажите в чем сходство горы и холма? Слайд10

Назовите части холма.

Назовите части горы.

Какой можно сделать вывод?

Давайте, рассмотрим подробнее : подошва – это место, где начинается холм или гора; вершина – самая высокая часть холма или горы; склон – это часть холма или горы, которая располагается между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые или пологие. Слайд 11

Чем отличаются холм и гора? Слайд12

Какие бывают горы? Слайд13

Откройте страницу 80-81 . Прочитаем вслух рассказ Николая Ивановича Сладкова «Красота гор» (читают)

Что вас поразило и удивило в этом рассказе? Слайд14

Работа в тетради.

Откройте тетради на странице 32. Подпишите части холма. Самопроверка. Взаимопроверка. (дети проверяют работы друг друга и выставляют отметки)

Кто не допустил ни одной ошибки?

Кто допустил 1-2 ошибки? Какие ошибки были допущены?

Кто допустил более 2-х ошибок?

Все справились достаточно хорошо с этим заданием. Кто допустил ошибки у них есть возможность внимательно ознакомиться дома с этой темой и на следующем уроке успешно выполнить тест.

Итог урока . Рефлексия.

С какими формами земной поверхности вы познакомились (горы и равнины)

Какие бывают равнины (плоские и холмистые) Слайд15

Какая форма земной поверхности называется холмом (возвышения на равнине)

Какая форма земной поверхности называется оврагом (углубления с крутыми склонами)

Кто свою работу на уроке оценил на высшую оценку?

Кто оценил себя на среднюю? Что не получилось?

Кто на низкую? Почему?

Что нового узнали?

На уроке вы все поработали хорошо и я очень довольна вашей работой.

Оценки за урок… .

Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание

Учебник страница 78-81, тетрадь 32

Урок окончен . Спасибо за урок .