Обзор пт сау всех наций. Противотанковая сау Отличия САУ от танков

Называют боевые машины, которые являются не чем иным как смонтированным на самодвижущихся шасси артиллерийским орудием. В обиходе их иногда называют самоходками или артсамоходами. В этой статье мы с вами разберемся, что такое САУ, где они используются, как классифицируются и чем отличаются от других видов вооружения.

Резюме

Итак, что такое САУ? В широком смысле в качестве САУ можно рассматривать все боевые машины, которые вооружены пушками. Однако в узком смысле к САУ относятся только те машины, которые вооружаются пушками или гаубицами, но не являются танками или бронеавтомобилями.

Виды САУ разнообразны, равно как и сфера их применения. Они могут иметь колесное или гусеничное шасси, защищаться или не защищаться броней, иметь фиксированную или башенную монтировку основного орудия. Многие самоходные артиллерийские установки мира, оборудованные башенной установкой, внешне напоминают танки. Однако они существенно отличаются от танков по тактическому применению и балансу «броня-вооружение».

Самоходная артиллерийская установка (САУ) начала свою историю примерно тогда же, когда и первые пушечные бронеавтомобили, - в начале 20 века. Более того, с точки зрения современной военной науки, первые были скорее аналогом более поздних САУ, нежели танками. В середине и второй половине двадцатого века в ведущих государствах настал период бурного развития всяческих самоходных артиллерийских установок.

В начале двадцать первого века, благодаря внушительному скачку военной науки, САУ, по мнению многих экспертов, стали претендовать на первенство среди прочей бронетехники. Раньше, оно, безусловно, принадлежало танкам. Роль САУ в условиях современного военного сражения растет с каждым годом.

История развития

На поле боя Первой мировой войны использовали самоходные установки, построенные на базе грузовиков, тракторов или гусеничных шасси. Позже, с развитием танков, инженеры осознали, что для монтажа мощных артиллерийских систем лучше всего подходит танковая база. Орудия на небронированных шасси также не были забыты, ведь они славились большой мобильностью.

В России первую бронированную САУ предложил сын Д. И. Менделеева - В. Д. Менделеев. Во времена Первой мировой и Гражданской войны активно использовали 72-миллиметровые орудия Лендера, построенные на базе грузовика «Руссо-Балт». Кабины некоторых из них даже частично бронировались. В 20-е годы прошлого века разработкой САУ занимались СССР, Германия и США, однако большинство проектов представляло собой не более чем суррогатные установки.

Когда Советский Союз и Германия стали активно развивать свои танковые силы, появилась возможность массово устанавливать на танковые шасси артиллерийские установки. Так, в СССР на базе танков Т-35 и Т-28 был создан прототип САУ СУ-14. В Германии для переделки под САУ применяли устаревшие танки Pz Kpfw I.

Вторая мировая война потребовала использования всех ресурсов участников. Германия массированно производила САУ на основе старых и трофейных танков. На базе собственных машин они делали более простые и дешевые установки. В историю вошли такие немецкие образцы: StuG III, и StuG IV, Hummel и Wespe, самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» (так называли истребители танков Hetzer и Elefant) и некоторые другие. С конца 1944 года производство САУ в Германии превысило по объему производство танков.

Красная Армия начинала воевать без серийной самоходной артиллерии. Производство единственной самоходной гаубицы СУ-5 было остановлено еще в 1937 году. Но уже в июле 1941 года появилась САУ ЗиС-30 суррогатного типа. А в следующем году с конвейера сошли штурмовые орудия модели СУ-122. Позже в противовес немецкой тяжелой бронетехнике появились знаменитые СУ-100 и ИСУ-152.

Инженеры Англии и Америки сосредотачивали свои силы в основном на производстве самоходных гаубиц. Так появились модели: Sexton, Bishop, М12, и M7 Priest.

Из-за развития основных боевых танков, необходимость в использовании штурмовых орудий отпала. системы вместе с боевыми вертолетами вполне успешно могут заменить противотанковые САУ. А вот гаубицы и зенитные установки развиваются до сих пор.

По мере развития САУ сфера их применения росла, а классификация расширялась. Рассмотрим типы самоходных артиллерийских установок, фигурирующих в военной науке на сегодняшний день.

Как можно понять из названия, такие боевые машины специализируются на уничтожении бронетехники. Как правило, они получают в качестве вооружения длинноствольные полуавтоматические орудия калибром от 57 до 100 мм с унитарным способом заряжения, позволяющим достичь высокой скорострельности. Тяжелые истребители танков, предназначенные для борьбы с аналогичными машинными противника и тяжелыми танками, могут вооружаться длинноствольными орудиями с раздельным заряжением, калибр которых доходит до 155 мм. Установки такого класса малоэффективны против укреплений и пехоты. Скачок в развитии они получили во времена Второй мировой войны. Характерными представителями истребителей танков того времени являются советская САУ модели СУ-100 и немецкая «Ягдпантера». В настоящее время установки этого класса уступили свое место ракетным противотанковым системам и боевым вертолетам, которые гораздо эффективнее справляются с танками.

Штурмовые орудия

Представляют собой бронированные машины для огневой поддержки танков и пехоты. САУ такого типа вооружаются крупнокалиберными (105-203 мм) короткоствольными или длинноствольными орудиями, которые без проблем поражают укрепленные позиции пехоты. Кроме того, штурмовые орудия могли эффективно применяться против танков. Этот вид САУ, так же как и прошлый, активно развивался во время Второй мировой войны. Яркими примерами германских штурмовых самоходных орудий стали StuG III, StuG H42 и Brummbar. Среди советских машин отличились: Су-122 и Су-152. После войны развитие основных боевых танков привело к тому, что их стали вооружать крупнокалиберными орудиями, способными без проблем поражать укрепления противника и небронированные цели. Таким образом, необходимость в использовании штурмовых орудий исчезла.

Самоходные гаубицы

Представляют собой мобильные орудия для огня с закрытых позиций. По сути, это самоходный аналог буксируемой артиллерии. Такие САУ вооружались артиллерийскими системами калибром от 75 до 406 миллиметров. Они имели легкое противоосколочное бронирование, которое защищало разве что от контрбатарейного огня. С самого начала развития самоходной артиллерии развивались и самоходные гаубицы. Пушки крупного калибра вместе с высокой мобильностью и современными системами позиционирования делают этот вид вооружения одним из наиболее эффективных по сей день.

Особое распространение получили самоходные гаубицы калибром более 152 миллиметров. Они могут наносить удар по врагу ядерными боеприпасами, что дает возможность уничтожать крупные объекты и целые группы войск при малом количестве выстрелов. Во времена Второй мировой войны прославились немецкие машины Wespe и Hummel, американские гаубицы M7 (Priest) и M12, а также британские САУ Sexton и Bishop. СССР пробовала наладить выпуск таких машин (модель Су-5) еще в 40-х годах прошло века, однако эта попытка не увенчалась успехом. Сегодня на вооружении современной российской армии стоит одна из лучших самоходных гаубиц в мире - 2С19 «Мста-С» калибром 152 мм. В армиях стран НАТО на вооружении стоит ее альтернатива 155-миллиметровая САУ «Паладин».

Противотанковые

САУ данного класса представляют собой полуоткрытые или открытые машины, вооруженные противотанковым оружием. Обычно их строят на базе легкобронированных танковых шасси, которые уже устарели для своего прямого назначения. Такие машины отличались хорошим сочетанием цены и эффективности и выпускались в довольно больших объемах. Вместе с тем они все же проигрывали по боевым характеристикам машинам более узкой специализации. Неплохим примером противотанковой САУ Второй мировой войны являются немецкая машина Marder II и отечественная СУ-76М. Как правило, такие установки вооружали мелко- или среднекалиберными орудиями. Однако иногда встречались и более мощные версии, к примеру, немецкая Nashorn калибром 128 мм. В современной армии такие агрегаты не используют.

Зенитные установки

Это специализированные пушечно-пулеметные установки, задача которых состоит в поражении низколетящих и средневысотных самолетов, а также вертолетов противника. Обычно они вооружались мелкокалиберными автоматическими пушками (20-40 мм) и/или пулеметами крупного калибра (12,7-14,5 мм). Важным элементом была система наведения на быстролетящие цели. Иногда они дополнительно вооружались ракетами типа «земля-воздух». В городских боях и в случаях, когда нужно противостоять большой массе пехоты, зенитные установки показывали себя как нельзя хорошо. Во времена Второй мировой войны особо отличились немецкие зенитные установки Wirbelwind и Ostwind, а также советская ЗСУ-37. Современная российская армия имеет на вооружении две ЗСУ: 23-4 («Шилка») и «Тунгуска».

Суррогатные

Представляют собой импровизированные боевые машины, сконструированные на базе коммерческих или тракторов. Бронирование у суррогатных САУ, как правило, отсутствовало. Среди отечественных установок такого класса распространение получила 57-миллиметровая противотанковая самоходная боевая машина ЗиС-30, построенная на базе гусеничного артиллерийского тягача «Комсомолец». Наиболее широко суррогатные машины использовали нацистская Германия и фашистская Италия по причине недостатка другой бронетехники.

Типичная самоходная артиллерийская установка СССР с успехом совмещала в себе функции сразу нескольких классов. Явным тому примером стала модель ИСУ-152. Немцы придерживались стратегии создания узкоспециализированных САУ. Как следствие, некоторые немецкие установки были лучшими в своих классах.

Тактика использования

Разобравшись, что такое САУ и какими они бывают, давайте узнаем, как их используют на практике. Основной задачей самоходной артиллерийской установки на поле боя является поддержка других родов войск артиллерийским огнем с закрытых позиций. Благодаря тому, что САУ обладают высокой мобильностью, они могут сопровождать танки во время прорывов через линию обороны противника, значительно повышая боевые возможности танковых и мотопехотных войск.

Высокая мобильность также дает самоходной артиллерии возможность самостоятельно атаковать противника. Чтобы это осуществить, заранее рассчитываются все параметры стрельбы. Затем САУ выходят на огневую позицию и без пристрелки ведут массированную атаку по врагу. После этого они быстро покидают огневой рубеж, и к тому времени, когда противник рассчитает место для ответного удара, позиции уже будут пусты.

Если вражеские танки и мотопехота прорывают линию обороны, самоходная артиллерия может выступить в качестве успешного противотанкового средства. Для этого некоторые модели САУ получают в свой боекомплект специальные снаряды.

В последние годы самоходная артиллерия стала применяться для уничтожения снайперов, которые укрываются в неудобных для атаки другими огневыми средствами местах.

Одиночные самоходные артиллерийские установки, вооруженные ядерными снарядами, могут уничтожать крупные объекты, укрепленные населенные пункты, а также места скопления вражеских войск. При этом ядерные снаряды САУ практически невозможно перехватить. Вместе с тем радиус возможных поражаемых целей у артиллерийских боеприпасов меньше, чем у авиации или тактических ракет, равно как и мощность взрыва.

Компоновка

Наиболее распространенные на сегодняшний день самоходные машины обычно строятся на базе танкового шасси или легкобронированных гусеничных машин. В обоих случаях компоновка узлов и агрегатов схожа. В отличие от танков, башенная установка САУ располагается в задней части броневого корпуса, а не в средней. Так процесс подачи боеприпасов с земли значительно облегчается. Моторно-трансмиссионная группа, соответственно, находится в передней и средней части корпуса. Из-за того, что трансмиссия расположена в носовой части, целесообразно, чтобы передние колеса были ведущими. Однако в современных САУ наблюдается тенденция к использованию заднего привода.

Отделение управления, оно же - рабочее место механика-водителя, располагается возле коробки передач по центру машины или ближе к ее левому борту. Мотор размещается между местом механика-водителя и боевым отделением. Боевое отделение включает в себя боезапас и устройства для наводки орудия.

Кроме описанного варианта размещения узлов и агрегатов, ЗСУ может компоноваться по танковому образцу. Иногда они и вовсе представляют собой танк, штатная башня которого заменена на специальную башню со скорострельным орудием и оборудованием для наведения. Вот мы с вами и узнали, что такое САУ.



План:

    Введение
  • 1 История развития
  • 2 Выдающиеся образцы противотанковых САУ
    • 2.1 Германия
    • 2.2 Советский Союз
    • 2.3 США
    • 2.4 Великобритания
  • 3 Компоновочные особенности

Введение

Советская лёгкая противотанковая САУ СУ-76М

Противотанковая САУ - специализированная для борьбы с бронетехникой противника частично и легкобронированная самоходно-артиллерийская установка (САУ). Именно по своему бронированию противотанковая САУ отличается от истребителя танков, который имеет полную и хорошую броневую защиту.


1. История развития

Во время Второй мировой войны массированное использование танков воюющими сторонами поставило вопрос о создании адекватных средств противодействия. Существовавшие ранее противотанковые буксируемые пушки представляли лишь частичное решение проблемы. Буксируемая противотанковая артиллерия как правило была эффективна в случае заранее подготовленной обороны, насыщенной большим количеством фортификационных сооружений, инженерных заграждений и минных полей, дающих базовую защиту орудиям и резко сковывающих противника в свободе манёвра. Однако даже с наличием достаточного количества тягачей противотанковые буксируемые орудия не являлись высокомобильным средством противотанковой обороны (ПТО). Расчёты и материальная часть буксируемых противотанковых пушек в боевом положении являются крайне уязвимыми для ружейно-пулемётного огня противника, артиллерийского обстрела осколочными снарядами или любых атак с воздуха. Для максимально эффективного действия противотанковые буксируемые орудия требуют отлаженного тактического взаимодействия со своей пехотой и зенитчиками, что далеко не всегда является возможным.

Решением проблемы была разработка и запуск в серийное производство специализированных истребителей танков, однако на это требовалось время и значительные ресурсы, тогда как острый вопрос организации мобильной ПТО не терпел отлагательства. Неплохим выходом из создавшейся ситуации стал монтаж полевых противотанковых пушек на шасси устаревших или трофейных танков, достаточно мощных тягачей или бронетранспортёров. Как правило и орудие, и танковая база подвергались минимально возможным переделкам с целью убыстрения производственных процессов конверсии. Для обеспечения удобства работы расчёта рубка или башня противотанковой САУ делались открытыми, в подавляющем большинстве случаев бронирование машины было противопульным.

Противотанковые САУ могли оснащаться весьма мощными (а следовательно и тяжёлыми) пушками, вплоть до таких образцов, как немецкое 128-мм орудие 12,8 cm Pak 44. Тем самым решались проблемы их мобильности и быстрого поворота в заданном направлении (вручную повернуть орудие массой более 3 тонн в направлении атакующего с фланга или тыла вражеского танка было практически невозможно - для расчёта такая ситуация была гарантированной смертью). Дешевизна в производстве зачастую приводила к тому, что изначально задумывавшиеся как временная мера противотанковые САУ выпускались и воевали вплоть до конца войны.

Недостатки противотанковых САУ в значительной мере общие с недостатками буксируемых противотанковых пушек за исключением низкой мобильности последних: они по-прежнему являются уязвимыми для осколков снарядов при артобстреле, попаданий фугасных и кумулятивных снарядов из-за «затекания» ударной волны от взрыва в открытое боевое отделение, любых атак с воздуха, а также слабы в ближнем бою против вражеской пехоты - для уничтожения расчёта такой САУ достаточно забросить в её боевое отделение ручную гранату. Также противотанковые САУ относительно неэффективны против небронированных целей. С другой стороны открытое боевое отделение позволяет весьма тесно взаимодействовать в бою со своей пехотой, дает шанс быстро покинуть подбитую машину, а также устраняет проблему загазованности САУ при длительной стрельбе.

Несмотря на все достоинства, в послевоенное время из-за своих неустранимых в принципе недостатков противотанковые САУ достаточно быстро сошли со сцены. Не последнюю роль в этом сыграла ориентация на использование техники в условиях применения ядерного оружия - экипаж получает базовую защиту от поражающих факторов только в герметично закрытой боевой машине, что для противотанковых САУ невозможно в принципе.


2. Выдающиеся образцы противотанковых САУ

2.1. Германия

Nashorn (Hornisse) - одна из самых тяжёлых и мощно вооружённых САУ этого класса на базе танка Pz Kpfw IV

Marder III - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на базе чешского танка TNHP-S «Прага» (Pz Kpfw 38(t)).

СУ-76 - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на модифицированной базе танка Т-70.

2.3. США

Американские противотанковые САУ официально классифицировались как «истребители танков», однако неполное и частичное бронирование не позволяют их отнести к полноценным истребителям танков. Характерной чертой американских машин было размещение вооружения в открытой сверху вращающейся башне с развитым противовесом на кормовой её стороне.

  • M10 Wolverine - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на базе среднего танка M4 Sherman.
  • M18 Hellcat - версия M10 с уменьшенной броневой защитой, но более высокой подвижностью. Дополнительно вооружалась тяжелым зенитным пулеметом Browning M2HB для защиты от атак с воздуха и борьбы с живой силой противника.
  • M36 Jackson (или Slugger) - тихоходная, но очень мощно вооружённая противотанковая САУ на базе среднего танка M4 «Шерман»; обладала хорошим лобовым бронированием, но бортовая броня по прежнему оставалась противопульной.

2.4. Великобритания

  • Archer - тихоходная, но очень мощно вооружённая противотанковая САУ на базе среднего танка «Валентайн»;

3. Компоновочные особенности

По своей компоновке противотанковые САУ (с размещением орудия в рубке) достаточно типичны - рубка с орудием располагаются в корме, двигатель - в средней, а отделение управления - в носовой части машины. Интересным исключением является САУ «Archer», которая внешне похожа на все остальные машины этого класса, но на самом деле по компоновке аналогична советскому истребителю танков СУ-85 - боевое отделение и отделение управления располагаются в носу машины, а двигатель в корме. Разница заключается в том, что у СУ-85 орудие направлено по ходу самоходки, а у «Archer» - против. В боевом положении «Archer» разворачивался кормой вперёд и её механик-водитель не видел поля боя. Однако это позволяло без разворота машины быстро покинуть огневую позицию ходом вперёд.

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 01:59:02
Похожие рефераты:

, БТР или другой БТВ и вооружалась средствами борьбы с танками на средних и больших дистанциях: противотанковой пушкой или ракетой .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Истребитель танков СУ 100

Субтитры

История развития

Во время Второй мировой войны массированное боевое применение танков воюющими сторонами поставило вопрос о создании адекватных средств противодействия. Существовавшие ранее противотанковые буксируемые пушки лишь частично решали проблему. Буксируемая противотанковая артиллерия как правило была эффективна в условиях заранее подготовленной противотанковой обороны (ПТО), насыщенной большим количеством фортификационных сооружений , инженерных заграждений и минных полей , дающих базовую защиту орудиям и резко ограничивающих противника в манёвре . Однако даже при наличии достаточного количества тягачей противотанковым буксируемым орудиям не свойственна высокая мобильность. Расчёты и материальная часть буксируемых противотанковых пушек в боевом положении крайне уязвимы для ружейно-пулемётного огня противника, артиллерийского обстрела осколочными снарядами или любых атак с воздуха. Для максимально эффективного действия противотанковые буксируемые орудия требуют отлаженного тактического взаимодействия со своей стрелковыми войсками (пехотой) и войсковой ПВО , что далеко не всегда возможно.

Решением проблемы была разработка и запуск в серийное производство специализированных истребителей танков (танк-истребителей), однако на это требовалось время и значительные ресурсы, тогда как острый вопрос организации мобильной ПТО не терпел отлагательства. Неплохим выходом из создавшейся ситуации стал простой монтаж полевых противотанковых пушек на шасси устаревших или трофейных танков, достаточно мощных тягачей или бронетранспортёров . Как правило и орудие, и танковая база подвергались минимально возможным доработкам с целью ускорения конверсии производства . Для обеспечения удобства работы расчёта рубка или башня противотанковой САУ часто делались открытыми, в подавляющем большинстве случаев бронирование машины было противопульным.

Противотанковые САУ (ПТ-САУ) могли оснащаться весьма мощными и, следовательно, тяжёлыми пушками , вплоть до таких образцов, как германское 128-мм орудие 12,8 cm Pak 44 . Тем самым решались проблемы их мобильности и быстрого поворота в заданном направлении, - вручную повернуть орудие массой более трёх тонн в направлении атакующего с фланга или тыла вражеского танка было практически невозможно (для расчёта такая ситуация была гарантированной смертью). Дешевизна в производстве зачастую приводила к тому, что изначально задумывавшиеся как временная мера противотанковые САУ выпускались и воевали вплоть до конца войны.

Довольно многие ПТ-САУ будучи САУ с открытым боевым отделением в значительной мере сохранили большинство недостатков буксируемых противотанковых пушек, за исключением низкой мобильности последних: они по-прежнему были уязвимы для:

  • осколков снарядов при артобстреле позиций,
  • попаданий фугасных и кумулятивных снарядов из-за «затекания» ударной волны от взрыва в открытое боевое отделение,
  • любых атак с воздуха,
  • а также слабы в ближнем бою против вражеской пехоты - для уничтожения расчёта такой САУ достаточно забросить в её боевое отделение ручную противопехотную гранату.

В то же время открытое боевое отделение позволяет весьма тесно взаимодействовать в бою со своей пехотой, предоставляет экипажу возможность быстро покинуть подбитую машину, а также устраняет проблему загазованности боевого отделения САУ при интенсивной длительной стрельбе.

Несмотря на все достоинства, в послевоенное время из-за своих неустранимых в принципе недостатков противотанковые САУ с открытым боевым отделением достаточно быстро утратили боевое значение. Не последнюю роль в этом сыграла ориентация на использование техники в условиях ядерной войны - экипаж получает базовую защиту от поражающих факторов только внутри герметично закрытой боевой машины, что для противотанковых САУ с открытым боевым отделением невозможно в принципе.

Иначе получалось с ПТ-САУ с закрытым боевым отделением, сочетавших в себе все достоинства буксируемых противотанковых пушек и САУ с закрытым боевым отделением. Яркий пример таких ПТ-САУ - советская СУ-100 , созданная на базе танка Т-34-85 и унаследовавшая от него достаточно хорошую бронезащиту. В частности такие ПТ-САУ надежно защищали свои экипажи от огня стрелкового оружия, воздействия ударных волн близких взрывов, осколков снарядов и шрапнели. Уничтожить такую ПТ-САУ можно было уже только противотанковым оружием. Но также такой ПТ-САУ свойственны и все недостатки любой САУ с закрытым боевым отделением. Этот вид ПТ-САУ в СССР развивался вплоть до появления истребителей танков на основе БРДМ , вооружённых ПТУРСами . (В дальнейшем такие ракетные истребители танков делались и на гусеничной базе.)

И любые ПТСАУ довольно неэффективны против небронированных целей.

Выдающиеся образцы противотанковых САУ

Германия

  • Ягдтигр - наиболее мощно вооруженная противотанковая САУ Германии времён Второй Мировой войны из серийно выпускавшихся, вооружена 12,8 см противотанковым орудием Pak-44 L/55; выполнена на шасси танка PzKpfw. VIB Tiger II .
  • Фердинанд - один из самых вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники периода Второй Мировой войны на базе шасси непринятого на вооружение танка PzKpfw VI Tiger (P) .
  • Nashorn (Носорог) - аналогичная САУ этого класса на базе танка Pz Kpfw IV с более легким бронированием.
  • Marder III - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на базе чешского танка TNHP-S «Прага» (Pz Kpfw 38(t)) .
  • Hetzer - немецкая лёгкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков.
  • Marder I (Sd.Kfz. 135) - немецкая самоходная артиллерийская установка, истребитель танков.
  • СУ-76 - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на модифицированной базе танка Т-70 .
  • СУ-100 - противотанковая САУ , создана на базе среднего танка

Самоходные артиллерийские орудия во Второй мировой войне выполняли самые разнообразные роли - от средств поддержки пехоты при обороне до мобильного противотанкового оружия, способного вести наступление совместно с другими частями.

Основным вооружением САУ, в зависимости от их типа, служили противотанковые орудия калибром от 47 до 128 миллиметров или гаубицы калибром до 380 миллиметров. В зависимости от мощности орудия менялось бронирование, и масса самоходок. У "Штурмтигра" она достигала 68 тонн, а у противотанковой САУ "Ягдтигр" - 70 тонн, эта САУ была самой тяжелой машиной Второй мировой войны. Чаще всего САУ конструировались на шасси различных танков, иногда устаревших, но сохранившихся в большом количестве (как немецкие Pz-I и Pz-II к 1941 году). Главным отличием САУ от танков было отсутствие вращающейся башни, что снижало высоту (и, соответственно, уязвимость) машины, но уменьшало и боевые характеристики. Наиболее часто САУ применялись в мобильных частях, особенно в танковых дивизиях при прорыве обороны врага, а также при отражении танковых атак. Они показали свою высокую эффективность, хотя тяжелые САУ с мощными орудиями ("Фердинанд", "Насхорн", "Ягдпантера") были уязвимы для авиации и гораздо более подвижных средних танков.
Оценивая успехи немецких войск в Африке Миллентин писал:
"Чем же тогда следует объяснить блестящие успехи Африканского корпуса? По моему мнению, наши победы определялись тремя факторами: качественным превосходством наших противотанковых орудий, систематическим применением принципа взаимодействия родов войск и - последним по счету, но не по важности - нашими тактическими методами. В то время как англичане ограничивали роль своих 3,7-дюймовых зенитных пушек (очень мощных орудий) борьбой с авиацией, мы применяли свои 88-мм пушки для стрельбы как по танкам, так и по самолетам.

Основным средством противотанковой обороны считались танки и огонь артиллерии, прежде всего противотанковой в сочетании с инженерным оборудованием местности и естественными препятствиями, авиация и минные поля. Уставы требовали создавать противотанковую оборону по рубежам (батальонным, полковым и дивизионным) и в первую очередь перед передним краем. Оборонительный бой требовалось начинать на дальних подступах к основной полосе, нанося, по противнику, удары авиацией и дальнобойной артиллерией. В полосе обеспечения в бой вступали передовые отряды. А затем подразделения, выделенные в боевое охранение. В бой за основную полосу обороны вводились главные силы и огневые средства стрелковых частей и соединений. При прорыве танков противника в глубину основной полосы обороны командир соединения должен организовать контратаку, с целью задержать продвижение противника.

Для борьбы с новыми средними и тяжелыми танками, появившимися в США и Великобритании, в СССР после войны были разработаны несколько типов противотанковых самоходок.

В середине 50-х началось производство спроектированной на базе среднего танка Т-54 - САУ СУ-122. Новая самоходка, обозначаемая для избегания путаницы как СУ-122-54, проектировалась и изготавливалась с учетом предыдущего боевого опыта использования САУ в военные годы. Ведущим конструктором был назначен А.Е. Сулин.


Основным вооружением СУ-122 являлась пушка Д-49 (52-ПС-471Д) - модернизированная версия орудия Д-25 которым вооружались послевоенные серийные танки серии ИС. Пушка оснащалась клиновым горизонтальным полуавтоматическим затвором с электромеханическим механизмом досылания, за счёт которого удалось довести скорострельность орудия до пяти выстрелов в минуту. Подъемный механизм орудия секторного типа, обеспечивает углы наведения орудия от -3° до +20° по вертикали. При придании стволу угла возвышении на 20° дальность стрельбы с использованием ОФ боеприпасов составляла 13400 м. Стрельба из пушки велась танковыми бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, а также осколочно-фугасными гранатами гаубиц М-30 и Д-30. С появлением в начале 1960-х гг. американского танка М60 и английского танка Чифтен для нарезной пушки Д-49 были разработаны подкалиберный и кумулятивный снаряды. Боекомплект - 35 выстрелов раздельно-гильзового типа. Дополнительным вооружением являлись два 14,5-мм пулемёта КПВТ. Один с пневматической системой перезарядки спарен с пушкой, другой - зенитный.

Корпус САУ полностью закрыт и сварен из броневых катаных плит, толщиной в лобовой части -100-мм, борт - 85-мм. Боевое отделение было совмещено с отделением управления. В передней части корпуса находилась боевая рубка, в которой размещалась пушка.
Во вращающейся башенке, расположенной справа на крыше рубки, устанавливался дальномер.

САУ СУ-122-54 не было бы равных на полях сражений Второй мировой. Но совершенствование самих танков, которые стали способны поражать не только огневые средства и пехоту, но и бронированные цели, так как улучшилось их вооружение, и появление ПТУР, сделали производство специализированных ПТ САУ бессмысленным.

С 1954 по 1956 годы, общее количество выпущенных машин составило 77 единиц. В последствии, после проведения ремонта, эти машины переоборудовались в бронированные тягачи и машины технической поддержки.

К началу 80-х в большинстве армий развитых стран самоходные противотанковые артиллерийские установки практически исчезли. Их функции взяли на себя ПТРК и отчасти так называемые «колёсные танки» - легко бронированные универсальные машины с мощным артиллерийским вооружением.

В СССР развитие ПТ САУ продолжилось для обеспечения противотанковой обороны воздушно-десантных частей. Специально для Воздушно-десантных войск (ВДВ) были спроектированы и производились несколько типов САУ.

Первым образцом бронетехники, спроектированным специально для воздушно-десантных войск, стала вооружённая 76-мм пушкой АСУ-76, созданная под руководством Н. А. Астрова. Проект машины был разработан в октябре 1946 - июне 1947 года, а первый прототип САУ был завершён в декабре 1947 года. АСУ-76 имела экипаж из трёх человек, минимизированные размеры, лёгкое противопульное бронирование и силовую установку, созданную на базе автомобильных агрегатов. После завершения проведённых в 1948-1949 годах испытаний, 17 декабря 1949 года АСУ-76 была принята на вооружение, однако серийное её производство, за исключением двух собранных в 1950 году машин установочной партии, не выдержавших полигонных испытаний, не осуществлялось. Вследствие ряда причин, прежде всего отказа от производства тяжёлого транспортного планёра Ил-32 - единственного на тот момент средства десантирования 5,8-тонной машины.

В 1948 году в конструкторском бюро завода № 40 под руководством Н А. Астрова и Д. И. Сазонова была создана САУ АСУ-57, вооружённая 57-мм полуавтоматической пушкой Ч-51, с баллистикой грабинской ЗиС-2. В 1951 году АСУ-57была принята на вооружение Советской Армии.

Основное вооружение АСУ-57 составляла 57-мм полуавтоматическая нарезная пушка Ч-51, в базовой модификации или модификации Ч-51М. Пушка имела ствол-моноблок длиной 74,16 калибра. Техническая скорострельность Ч-51 составляла до 12, практическая прицельная - 7…10 выстрелов в минуту. Углы горизонтального наведения орудия составляли ±8°, вертикального наведения - от −5° до +12°. Боекомплект Ч-51 составлял 30 унитарных выстрелов с цельнометаллическими гильзами. В боекомплект могли включаться выстрелы с бронебойными, подкалиберными и осколочными снарядами, по ассортименту боеприпасов Ч-51 была унифицирована с противотанковой пушкой ЗИС-2.

Для самообороны экипажа АСУ-57 в первые годы э комплектовалась перевозившимся на левом борту боевого отделения 7,62-мм станковым пулемётом СГМ или ручным пулемётом РПД.

АСУ-57 имела лёгкую противопульную бронезащиту. Корпус САУ, полузакрытого типа, представлял собой жёсткую несущую коробчатую конструкцию, собранную из листов броневой стали толщиной 4 и 6 мм, соединявшихся между собой в основном при помощи сварки, а также неброневых дюралюминиевых листов, соединённых с остальными деталями корпуса при помощи клёпки.

АСУ-57 оснащалась рядным 4-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным автомобильным двигателем модели М-20Е производства завода ГАЗ, максимальной мощностью 55 л.с.

До появления военно-транспортного самолётов нового поколения по воздуху АСУ-57 могли транспортироваться только с помощью буксируемого транспортного планера Як-14. АСУ-57 заезжала в планёр и покидала его своим ходом через откидную носовую часть; в полёте установка крепилась тросами, а для предотвращения раскачивания узлы её подвески блокировались на корпус.

Значительно изменилась ситуация с принятием на вооружение новых военно-транспортных самолётов повышенной грузоподъёмности Ан-8 и Ан-12, обеспечивавших десантирование АСУ-57 как посадочным, так и парашютным способом. Также для десантирования САУ посадочным способом мог использоваться тяжёлый военно-транспортный вертолёт Ми-6.

На вооружение ВДВ СССР АСУ-57 поступала в сравнительно небольших количествах. Так, по штатному расписанию, в имевшихся к концу 1950-х годов семи воздушно-десантных дивизиях, не считая одной учебной дивизии, в общей сложности должно было насчитываться лишь 245 САУ. В войсках САУ за характерные особенности конструкции получила прозвище «голожопый „Фердинанд“», ранее носившееся СУ-76, которую АСУ-57 заменила в самоходно-артиллерийских дивизионах.

Поскольку имевшаяся на вооружении ВДВ транспортная техника в начале 1950-х годов не имела средств воздушного десантирования, САУ применялась и в роли лёгкого тягача, а также для перевозки на броне до четырёх десантников, последнее применялось, в частности, при фланговых или тыловых обходах противника, когда требовалась быстрая переброска сил.

Появление на вооружении ВДВ более совершенных образцов не повлекло за собой снятия АСУ-57 с вооружения; последние лишь, после ряда реорганизаций, были переведены из дивизионного звена ВДВ в полковое. АСУ-57 ещё длительное время оставалась единственным способным оказывать огневую поддержку десанту образцом бронетехники ВДВ, могущим десантироваться парашютным способом. По мере перевооружения парашютно-десантных полков в 1970-х годах на новые авиадесантные БМД-1, обеспечивавшие противотанковую оборону и огневую поддержку вплоть до уровня отделений, полковые батареи АСУ-57 постепенно расформировывались. Окончательно сняты с вооружения АСУ-57 были в начале 1980-х годов.

Успех лёгкой авиадесантной самоходки АСУ-57 породил у советского командования желание иметь ещё и среднюю самоходку с 85-миллиметровой пушкой.

В 1959 году на вооружение поступила разработанная ОКБ-40 во главе с Н.А. Астровым
АСУ-85. Основным вооружением АСУ-85 была пушка 2А15 (заводское обозначение - Д-70), имевшая ствол моноблок, оборудованная дульным тормозом и эжектором для удаления остатков пороховых газов из ствола. Секторным подъемным механизмом с ручным приводом обеспечиваются углы возвышения в диапазоне от -5 до +15 градусов. Горизонтальное наведение – 30 градусов. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемёт СГМТ

В возимый боекомплект из 45 унитарных выстрелов входили унитарные выстрелы массой по 21,8 кг со снарядами нескольких типов. К ним относились осколочно-фугасные гранаты УО-365К весом 9,54 кг, обладавшие начальной скоростью 909 м/с и предназначавшиеся для уничтожения живой силы и разрушения укреплений противника. При стрельбе по подвижным, бронированным целям - танкам и самоходкам - применялись бронебойно-трассирующие остроголовые снаряды Бр-365К весом 9,2 кг с начальной скоростью 1150 м/с. Этими снарядами можно было вести прицельный огонь на расстоянии до 1200 м. Бронебойный снаряд на дистанции 2000 м пробивал броневую плиту толщиной 53 мм, расположенную под углом 60°, а кумулятивный снаряд - 150 мм. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляла 13400 м.

Защищенность АСУ-85 в лобовой части корпуса была на уровне танка Т-34. Гофрированное днище придавало корпусу дополнительную прочность. В носовой части справа находилось отделение управления, в котором располагалось место механика-водителя. Боевое отделение находилось в средней части машины.

В качестве силовой установки использовался автомобильный 6-цилиндровый, V-образный, двухтактный 210-сильный дизельный двигатель ЯМЗ-206В.

В течении длительного времени самоходка могла десантироваться только посадочным способом. Только в 70-е годы были разработаны специальные парашютные системы.
АСУ-85, как правило, транспортировались военно-транспортными Ан-12. Самоходка устанавливалась на платформе, к которой прикреплялось несколько парашютов. Перед соприкосновением с землей начинали работать специальные тормозные ракетные двигатели, и самоходная установка благополучно приземлялась. После выгрузки машины переводилась в боевое положение в течение 1-1,5 минут.

АСУ-85 находилась в производстве с 1959 по 1966 год, за это время установку дважды модернизировали. Сначала над боевым отделением установили вентилируемую крышу из листов катаной стали толщиной 10 мм с четырьмя люками. В 1967 году АСУ-85 участвовали в арабо-израильском конфликте, известном как «шестидневная война», и опыт их боевого применения выявил необходимость установки на рубке 12,7-мм зенитного пулемета ДШКМ. Поставлялась в ГДР и Польшу. Принимала участие в начальном периоде Афганской войны в составе артиллерийских подразделений 103-й воздушно-десантной дивизии.

Основная масса произведенных машин направлялось на комплектование отдельных самоходных артиллерийских дивизионов воздушно-десантных дивизий. Несмотря на прекращение серийного производства, АСУ-85 оставались на вооружении воздушно-десантных войск до конца 80-х годов прошлого века. АСУ-85 снята с вооружения Российской армии в 1993 году.

В 1969 году на вооружение была принята боевая машина десанта БМД-1. Что позволило поднять возможности ВДВ на качественно новый уровень. Комплекс вооружения БМД-1 позволял решать задачи борьбы с живой силой и бронетехникой. Противотанковые возможности машин ещё больше возросли после замены ПТРК «Малютка» на 9К113 «Конкурс» в 1978 году. В 1979 году на вооружение принят самоходный ПТРК «Робот» созданный на базе БМД. В 1985 году на вооружение поступила БМД-2 с 30-мм автоматической пушкой.

Казалось бы, авиатранспортабельные машины на едином шасси позволяют решать все задачи стоящие перед ВДВ. Однако опыт участия этих машин в многочисленных локальных конфликтах выявил острую необходимость в авиатранспортабельных, амфибийных бронированных машинах с мощным артиллерийским вооружением.
Которые были бы способны, оказывать огневую поддержку наступающему десанту, действуя наравне с БМД, а так же бороться современными танками.

Самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД" создана в начале 90-х, на удлиненной (на два катка) базе боевой машины десанта БМД-3 акционерным обществом "Волгоградский тракторный завод", а артиллерийская часть к ней - на артиллерийском заводе N9 (г. Екатеринбург). В отличие от буксируемой артиллерийской системы "Спрут-Б" новая САУ получила наименование "Спрут-СД" ("самоходная"- десантируемая").


САУ "Спрут-СД на огневой позиции

125-мм гладкоствольная пушка 2А75 является основным вооружением CAУ Спрут-СД.
Пушка создана на базе 125-мм танковой пушки 2А46, которая устанавливается на танки Т-72, Т-80 и Т-90. При установке на более легкое шасси пушка была оснащена противооткатным устройством нового типа, обеспечивающего откат не более 700 мм. Установленное в боевом отделении гладкоствольное орудие высокой баллистики оснащено компьютеризированной системой управления огнем с рабочих мест командира и наводчика, которые функционально взаимозаменяемы.

Пушка без дульного тормоза оборудована эжектором и термоизоляционным кожухом. Стабилизация в вертикальной и горизонтальной плоскостях позволяет вести огонь 125-мм боеприпасами раздельно-гильзового заряжания. Спрут-СД может использовать все виды 125-мм отечественных боеприпасов, в том числе бронебойные подкалиберные оперённые снаряды и танковые ПТУР. В боекомплект пушки (40 125-мм выстрелов, из них 22 в автомате заряжания) может входить снаряд с лазерным наведением, обеспечивающий поражение цели, находящейся на дальности до 4000 м. Пушка может вести огонь на плаву при волнении до трёх баллов в секторе ±35 град., максимальная скорострельность – 7 выстрелов в минуту.

В качестве вспомогательного вооружения САУ Спрут-СД оснащена спаренным с пушкой 7,62-мм пулемет с боекомплектом из 2000 патронов, снаряженных в одну ленту.

САУ Спрут-СД по внешнему виду и огневой мощи неотличима от танка, но уступает ему в защищённости. Это и предопределяет тактику действия против танков - главным образом из засад.

Силовая установка и ходовая часть имеет много общего с БМД-3, база которой была использована при разработке САУ 2С25 Спрут-СД. Установленный на ней многотопливный горизонтально-оппозитный шестицилиндровый дизельный двигатель 2В06-2С с максимальной мощностью 510 л.с. сблокирован с гидромеханической трансмиссией, гидрообъемным механизмом поворота и отбором мощности для двух водометных движителей. Автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.

Индивидуальная, гидропневматическая, с изменяемым с места механика-водителя клиренсом (за 6-7 с от 190 до 590 мм) подвеска шасси обеспечивает высокую проходимость и плавность хода.

При совершении маршей до 500 км машина может двигаться по шоссе с максимальной скоростью до 68 км/ч, по грунтовым дорогам – со средней скоростью 45 км/ч.

САУ Спрут-СД может транспортироваться самолетами ВТА и десантными кораблями, десантироваться парашютным способом с экипажем внутри машины и без подготовки преодолевать водные преграды.

К сожалению, количество этих очень востребованных машин в войсках пока не велико, в общей сложности поставлено около 40 единиц.

По материалам:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4200/СУ
http://www.tankovedia.ru/catalog/sssr/su
http://voencomrus.ru/index.php?id=120