Вы здесь

Удар под водой

Первые торпеды были очень несовершенными. Они могли проходить расстояние не более 640 м со скоростью до 7 узлов, а их заряд весил всего 8 кг. Механизм и приборы этих торпед имели большие недостатки. Такими торпедами трудно было попасть даже в неподвижный корабль.
К началу первой мировой войны торпеды были значительно усовершенствованы. Они могли проходить расстояние в 6000 м, а скорость их увеличилась до 43 узлов, а вес заряда до 120 кг.
Мощь торпедного оружия подводной лодки выявилась в начале первой мировой войны. 22 сентября 1914 г. три английских крейсера, вооруженные восьмидюймовыми пушками, находились в дозоре в Северном море. Ночью разразился сильный шторм. Эсминцы, охранявшие крейсеры, бросало из стороны в сторону. Командир бригады крейсеров вынужден был отпустить эсминцы на базу. Под утро шторм утих. Установился штиль. Корабли шли развернутым строем. Никем не замеченная германская подводная лодка «U-9» подошла близко к кораблям и стала ожидать удобного момента для атаки.
Сначала крейсеры шли полным ходом. Но командир бригады, не желая расходовать лишнего топлива, приказал сбавить ход наполовину. Это был необдуманный приказ: чем медленнее идет корабль, тем легче подводной лодке его атаковать. Крейсеры шли не зигзагами, а прямым курсом, что тоже облегчало атаку подводной лодки. Очевидно, о возможной встрече с подводной лодкой никто на крейсерах не думал. В то время еще не верили в боевые качества этого маленького корабля. Правда, за три недели до этого немецкая подводная лодка «U-21» потопила английский крейсер «Патфайн- дер». Но англичане объясняли этот успех лодки случай
ностью. События 22 сентября 1914 г. в Северном море резко изменили такие взгляды.
В этот день радиостанция английского адмиралтейства приняла бессвязную радиограмму: «Абукир... Хог... тонем... долгота...». «Абукир» и «Хог» — это были английские крейсеры, ставшие жертвами немецкой подводной лодки. Третий крейсер назывался «Кресси». Он и дал радиограмму. Никто в адмиралтействе не мог понять, что случилось с крейсерами.
Тайну раскрыл голландский пароход. Он подобрал из воды 837 окоченевших англичан. Спасенные моряки рассказали, как крейсеры были потоплены подводной лодкой.
С расстояния шести кабельтовых подводная лодка выпустила первую торпеду. Попасть в тихо идущий крейсер было нетрудно. У правого борта крейсера «Абукир» взметнулся огромный столб воды. Крейсер осел на корму, перевернулся и затонул. На месте его гибели в воде плавали сотни людей. К ним на помощь поспешил другой крейсер — «Хог». Его командир решил, что «Абукир» наскочил на мину. Командир крейсера приказал застопорить машины и спустить шлюпки. В это время с корабля заметили в воде перископ. Теперь только командир «Хога» понял, какую непоправимую ошибку он совершил, застопорив машины. Командир «Хога» дал команду «Полный вперед». Но было уже поздно. К крейсеру мчались сразу две торпеды, оставляя за собой пенистый след. Раздались оглушительные взрывы. Корма «Хога» поднялась кверху. Корабль разломился пополам и погрузился в морскую пучину.
Командир третьего крейсера «Кресси» тоже приказал застопорить ход. Пока спускали шлюпки, радист пытался связаться с адмиралтейством. Но в это время с правого борта крейсера показался в воде перископ. С крейсера открыли огонь из пушки, но торпеды уже приближались к борту корабля. Громовой удар потряс весь крейсер. Так и не успел радист «Кресси» передать в адмиралтейство радиограмму. Взрывом разрушило радиорубку, крейсер медленно погрузился в морскую бездну. Из этого рассказа видно, что уже в начале первой мировой войны торпеда была довольно грозным оружием.