Конспект урока по литературе на тему "Золотой петух" (5 класс). Урок на тему "Золотой петух" А.Куприна. Тема, особенности создания образа" Урок литературы куприн золотой петух

другие презентации на тему «Александр Иванович Куприн «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ»»

«Рассказы Куприна» - Рассказ «Барри». О собаках. Невыдуманные рассказы. А.И. Куприн и Э.Сетон -Томпсон. Олицетворение земной красоты. А.И.Куприн и А.П.Чехов. Рассказ «Барбос и Жулька». Рассказ «Бальт». Рассказ «Сапсан». Рассказ «Ю-ю». По страницам рассказов Куприна. Рассказ «Изумруд». Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал.

«Жизнь Куприна» - Рассказ автобиографичен: мать писателя получала письма от анонимного влюбленного. 7. Расскажите историю любви Желткова. Александр Иванович Куприн (1870 – 1938). Как отнеслась к самоубийству Желткова Вера Николаевна? 14. Отец умер от холеры. Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку.

«Урок Куприн» - Гостиная – комната для приема гостей. Сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство. Воспитывать доброту силой художественного слова. Словарь толкований: Щеколды – род дверного запора; металлические пластинки с рычажком. Публикум, или публика – люди, находящиеся в качестве зрителей, слушателей. Составить план.

«Куприн Олеся» - Повесть "Олеся". Не буду же я несчастнее других?». Какой цвет сопровождает образ Олеси? Тема «волшебной любви» сменяется темой недостижимости счастья. С молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора. Как построен сюжет повести? С чем сравнивает Куприн героиню? Слову вы своему не господин…

«А.И.Куприн» - В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. А.И.Куприн в своем кабинете.1912 -1913г. Полотеры – работник, занимающийся натиркой паркетных полов. Александр Иванович Куприн. Наставления –настоятельный совет, поучение. При мысли о Куприн хочется сразу сказать: добрый талант. А.И.Куприн.Кадет.1880г.

«Куприн Слон» - Прыгали, скакали, В школу прибежали. Гостиная – комната для приема гостей. Итог урока Что вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна? Делать из мухи слона. Слон в посудной лавке. Удивляюсь! Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину. А теперь все тихо встали, встали… Попона – покрывало, закрывающее спину или туловище.

Тема : «Простое и прелестное чудо» (по рассказу А. И. Куприна «Золотой петух»)

Цели урока:

Образовательные: формировать осознание себя как части природы

Воспитательные: - усвоение общечеловеческих ценностей

Привития любви к природе

Воспитание вдумчивого читателя

Развивающие : - развитие бережного отношения к природе

Тип урока : Открытия новых знаний

Оборудование : интерактивная доска, слайды

Литература : учебник Меркина, рассказ А. Н Куприна «Золотой петух»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

    Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы начинаем урок.

    Мотивация

Ребята, знакомы ли вам такие произведения как «Белый пудель», «Барбос и Жулька», «Слон»?

Да, эти произведения вы изучали в начальной школе и их автором является А.Куприн. С каким рассказом Куприна вы познакомились дома?
(проверка ДЗ с помощью кроссворда)

3. Целеполагание

Верно, в ходе нашей работы мы проверим, как вы справились с этим заданием.

Ребята, обратите внимание на доску(слайд с темой). Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Давайте сформулируем цели нашего урока и запишем их в тетрадь. Лена, прочти свои цели.

Хорошо. Сегодня мы узнаем о каком простом и прелестном чуде говорит Куприн в своем рассказе, но сначала давайте познакомимся с биографией писателя.

4. Новый материал

А. И. Куприн был очень ярким человеком, интересной личностью. Я думаю, что некоторые факты его биографии вам будут особенно интересны.

Александр Иванович Куприн прожил 68 лет. Куприн был мускулистым силачом с зоркими глазами, человеком энергичным, волевым, азартным и даже рискованным. Обратите внимание на его портрет.

Он жил в постоянном движении и поиске: в 43 года начал учиться плавать у мирового рекордсмена (вы представляете, в 43 года!), с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме.

Он любил жизнь, любил цирк, животных , особенно лошадей. Детство Куприна было тяжелым.

Его мама рано стала вдовой и в 6 лет его отдали на воспитание в сиротское училище.

Александр Инванович с детства узнал горечь жизни, стал чуток к чужим страданиям .

Писать Куприн начал рано. Он работал много и упорно. Чтобы знать жизнь и лучше писать, он много ездил, переменил несколько профессий: был рыбаком, актером, грузчиком, певцом.

Александр Иванович был человек очень смелый. Однажды он вошел в клетку со львами . Побыв в клетке несколько мгновений, пока звери не опомнились, он благополучно вышел. А львы были свирепы и злы и могли растерзать его.

Куприн горячо любил Россию, хотя и прожил долгое время во Франции. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных.

Александр Иванович написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах, птицах. С одним из таких рассказов мы и будем работать сегодня.

(сообщение ученика об истории создания рассказа по учебнику)

Давайте теперь обратимся к самому рассказу «Золотой петух». Какое событие описывается в рассказе?

Да, верно, мы видим рождение нового дня.

Давайте обратимся к началу рассказа, к нашей 1 части. Какое словосочетание, прозвучавшее в данной части текста, передает впечатление, испытанное рассказчиком при виде картины пробуждающийся природы?

Что пробуждает природу?

Подумайте, что восхитило рассказчика в петушином хоре? Что он услышал в нем? Найдите ответ в тексте.

Если человек называет чудом такое обыденное ежедневное для деревни явление, то как это характеризует человека? Каким вы представляете себе героя?

(Звук петушиного крика)

Ребята, что это за звук?

Приходилось ли вам когда-нибудь слышать его?

Подумайте, где и когда происходит это чудо?

Верно, и сам Куприн долгое время жил во Франции. Можно ли сказать, что в рассказе отражены реальные факты жизни писателя?

Да, это автобиографичный рассказ, т.е. рассказ, который содержит элементы из жизни автора.

Обратите внимание на описание пейзажа. Какие средства выразительности использует автор? Давайте назовем их, а потом найдем в тексте.

Правильно. То есть как герой воспринимает природу?

Совершенно верно. В описании мы с вами отметили одну любопытную деталь – паникадила каштанов. Давайте посмотрим что это такое (слайд). Мы видим, что паникадила – это атрибут храма. Герой не случайно использует это сравнение в характеристике. Он относится к природе не только, как к человеку, как к живому организму, но и как к храму, к священному месту.

Подумайте, кто может так точно, так красиво, возвышенно и поэтично описать природу?

Верно! Наш герой автобиографичен, это и есть сам Куприн. Потому что только писатель может так тонко чувствовать природу, так владеть искусством слова. И действительно, природа – сама по себе является хоть и такой привычной нам, но в то же время имеет много тайн и загадок, она является настоящим чудом.

Перейдем ко второй части рассказа. Давайте прочитаем эпизод со слов «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика» до слов «Я слушал эту чудесную музыку…».

А почему стыдливым?

Правильно. С чем сравнивает автор петушиный крик?

А какие ещё ассоциации вызывает у героя петушиный крик? Давайте найдем в тексте.

Верно.Давайте посмотрим на слайд, как выглядят римские воины (слайд)

Мы видим их воинственность, мощь, силу.

Как вы понимаете это сравнение?

Давайте посмотрим на значение новых слов: Когорта – отряд войск, десятая часть легиона (5-7 тыс пехотинцев инесколько сотен всадников) в Древнем Риме. Триумфатор-Цезарь – император-победитель. Цезарь – известнейший правитель Древнего Рима. Обратите внимание на картины на доске, где изображается Триумфальное шествие в Риме, и послушайте информацию об этом: Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.

(картинки на слайде)

Опишите, что вы видите на картинках.

Какие ощущения вы испытываете, глядя на эти картинки?

Вам когда-нибудь доводилось видеть петуха?

Боялись ли вы его?

Петухи действительно сильные и иногда опасные существа. Они иногда дерутся друг с другом, борются за лидерство, устраивая петушиные бои. Давайте почитаем этот фрагмент в тексте. (не празднуют ли они самый долгий солнечный день).

Хорошо. Давайте посмотрим, как выглядят петушиные бои (слайд).

Хорошо. В тексте нам встретилось упоминание Древнего Петуха. На самом деле, петух всегда был не просто птицей для людей, с ним связано много различных мифов. Например, в греческой мифологии петух является атрибутом богини Афины, покровительницы ремесел, так как своим пением он поднимает людей на работу. Так же является символом воинственности, независимости. Изображение петуха – бдительного стража – часто помещали на крышах домов, на шпилях и башнях в виде флюгера.

У восточных славян считалось, что петух своим утренним криком отгоняет нечистые тёмные силы.

Почитаемой птицей является золотой петух в Китае. Каждый день он участвует в том, чтобы разбудить солнце. Вы знаете, что по китайскому календарю у нас есть год петуха.

(индивидуальное задание миф о Фениксе)

Молодец, спасибо. Мы прослушали различные мифы о петухе, о фениксе. И мы убедились, что петух – не просто птица. Что общего имеют все эти сказания?

Правильно. Давайте посмотрим видеофрагмент восхода солнца, обратим внимание, какая используется цветовая палитра. (видеофрагмент)

Какие цвета мы видим при восходе солнца?

Правильно. И что же общего у солнца и петуха? Чем они похожи?

Верно. И солнце, как и птица-феникс каждый день как бы умирает и рождается каждый день. Как вы считаете, является ли это чудом?

Хорошо. Таким образом, что является главным в данном фрагменте?

Правильно. Солнце взошло и петухи перестают петь. Третьей частью нашего рассказа является встреча героя с петухом.

Перескажите этот фрагмент от 3-его лица

Учитель: Можно ли назвать рассказчика сказочником?

Учитель: Поч ему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы», а себя «слабым, жалким человеком, не более»?

Обратите внимание на фотографию лоншанского петуха. Чем примечателен этот петух? Чем он отличается от других? Опишите его. Действительно ли он имеет статный и важный вид?

Как вы понимаете финальный вопрос рассказа: «Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?»

Правильно. Герой понимает то, что не понимают другие. Автор преклоняется перед природой, не ставит себя выше неё. Об этом свидетельствует его фраза «Я знаю, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более». Он понимает, что природа сильнее, мощнее человека. И петух – как символ природы, её воплощение. Автор любит природу, а значит и саму жизнь. Такую обычную но в то же время такую загадочную! Жизнь является простым прелестным чудом. Давайте ещё раз вспомним характеристики нашего героя и запишем их. (выведено на слайде)

6. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. В чем же смысл называния «Золотой петух»?

Правильно. Так что же автор называет простым прелестным чудом?

Хорошо. Мы сегодня хорошо потрудились. Желаю вам так же полюбить природу, беречь её и заботиться о ней. Ведь природа – это и есть наша с вами жизнь. Такая простая и такая волшебная одновременно.

2 УРОК(письменная работа)

- Ребята, сегодня вы попробуете себя в роли писателей. Перед вами стоит задача: написать сказку про петуха. Главным героем рассказа Куприна является петух. Давайте составим группу поэтических образов к слову «Петух» по тексту. Каким предстает Петух перед нами? Он певец восходящего солнца, воин, царь, трубач, кудесник, глашатай нового дня; солнцепоклонник; царь.

Каким предстает перед нами пение петуха?

Пение петуха-мощное, звонкое, от которого дрожала каждая частица воздуха; победоносный крик; волшебный и могучий хор; человеческий оркестр; гимн, огонь, костер.

Можете преступать к работе над сочинением.

Да!

С рассказом «Золотой петух»

Мы будем говорить о биографии Куприна и о его рассказе «Золотой петух».

Цели нашего урока: познакомиться с биографией Куприна и выяснить, что он называет «простым и прелестным чудом».

В рассказе описывается восход солнца, как просыпается природа.

Простое и прелестное чудо

Петушиный крик

Удивили мощные звонкие звуки, казалось, дрожала каждая частица воздуха, казалось, трубят золотые и серебряные трубы, посылая ввысь звуки изумительной частоты, красоты и звонкости.

- Главный героя рассказа тонко чувствует природу (В еще холодном воздухе стояли наивные ароматы трав, листьев, коры, земли... Мне казалось, что по всей земле трубят золотые и серебряные трубы, посылая ввысь звуки изумительной чистоты, красоты

и звонкости), он был охотником, а значит, хорошо знает природный мир (В прежние времена, охотясь на весенних глухариных токах в огромных русских лесах, я перед восходом солнца улавливал своим напряженным слухом лишь два звука, напоминающих о человеке: изредка отдаленный паровозный свисток и петушиные крики в ближних деревнях), герой относится к природе с большим уважением и считает ее живым существом (Но деревья уже проснулись и поеживались, открывая радостно и лениво миллионы своих глаз: разве деревья не видят и не слышат?)

Это и есть петушиный крик

Да, приходилось слышать крик петуха в деревне

Летом, в июне, недалеко от Парижа в городке Виль д;Авре, на даче.

Да.

Нежная ясность утра – эпитет; наивные ароматы трав – метафора; паникадила каштанов – метафора; обрывки ночного тумана – метафора; деревья проснулись и поёживались – олицетворение; деревья не видят и не слышат – олицетворение; дрожала каждая частица воздуха – олицетворение;

Герой воспринимает природу как живого человека, как единый организм, который живет, дышит, просыпается.

Писатель, поэт.

(Ученик читает)

Стыдливым часом

Это утренний час, когда природа тоже только проснулась, и ей нужно «одеться». Автор застал её как бы без одежды.

С человеческим оркестром. Но он жалок по сравнению с петушиной песней, которую автор называет волшебной, восторженной.

С римскими войсками, встречающими своего триумфатора-цезаря, с когортами, с легионами.

(ответы учеников)

Ощущение величественности и торжественности. Автор не случайно сравнивает песнь петуха с приветствием римского войска, она такая же торжественная и величественная, как и крики людей, приветствующих своего правителя.

Феникс – мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя, а затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям, из пепла возрождается сам Феникс. Феникс – символ вечного обновления и бессмертия. Этот миф связан с солнцем. Феникс – это и есть солнце, а солнце – это жизнь на земле.

То, что петух и солнце имеют много общего. Они неразрывно связаны друг с другом в понимании людей.

Желтый, золотой, красный, оранжевый, розовый, белый. Все цвета очень яркие, переливающиеся.

Солнце и петух оба просыпаются рано, петух возвещает приход солнца, петух имеет такой же яркий окрас, как и солнце – золотой, огненный.

Солнце, как и феникс каждый день умирает на заре, а на рассвете возрождается.

Главным является восход солнца.

Ученик: « В ярких солнечных лучах почти ослепительно сверкало золото его мундира, блестели зеленые и голубые отливы его доспехов вороненой стали, развевались атласные ленты: красные, черные и белые.»

(ученик пересказывает)

Ученик: Да, можно, т.к. он изображает петуха в мундире, в доспехах, с лентами. Петух смотрит с презрением на человека. Такое описание птиц свойственно сказкам.

Ученик: Человеку свойственно ощущать свое несовершенство перед лицом идеально прекрасной природы, исполненной величия и гармонии.

Петух очень статен и горд, это боевой петух, который сравнивается с военным.

Несмотря на свою ничтожность, герой хочет любить такую огромную и мощную природу.

Любит природу, жизнь;

Внимательный;

Чувствительный;

Тонко понимает природу;

Ощущает себя частью природы

Петух такой же золотой, как солнце, они имеют много общего. Они воплощают жизнь.

Коршакова А.Г.,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Мезенская СОШ»

Урок-мастерская по рассказу А.И. Куприна «Петух»

Выявление художественной идеи рассказа, роли художественно-изобразительных средств в рассказе средствами мастерской.

Формирование навыков выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы в группах;

Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа рассказа.

Ход урока.

1.Вступление .

А) Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам!

Б) Организационный момент (повторение правил, определение ролей)

2. Индуктор

Утро… Какие слова притягивает к себе это слово? Утренние слова! Ловите!

3.Чтение начала текста (ученик)

Какие вопросы, на ваш взгляд, требуют обдумывания?

(ответы на вопросы по первой части текста, составленные учащимися дома)

Как, по вашему мнению, должен завершиться данный текст?

4. Разрыв

…Я не вдруг понял, что это пели…(магнитофонная запись «Крик петуха»)

Подберите ассоциации.

Самоконструкция, социоконструкция.

5. Чтение остального текста учителем.(Название рассказа учащимся не сообщается)

Выразите одним словом свои впечатления. (Работа по цепочке)

Презентация: 1- 7 слайды

7. Восстановите последовательность микротем текста (работа в группах). Совместная проверка с использованием презентации и обсуждение итогов работы.

8 слайд - План

    Пробуждение человека и природы.

    (Непонятные звуки).

    Удивительное открытие

а) волшебный хор петушиного племени

б) (чудесная фуга)

4. Что случилось сегодня с петухами?

5. (Великий Золотой Петух).

6. Встреча с лошанским петухом

7. (Но разве не позволен и мне?)

Самоконструкция, социоконструкция

8. Работа в группах.

Давайте наметим маршрут дальнейшей работы. Какие слова в данном тексте чаще всего повторяются, являются ключевыми?

(петух, музыка, цвет, чудо, солнце)

9 слайд – заповеди 6, 1

Задание группе музыкантов:

    Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Музыка»

    Объясните толкование незнакомых слов (9 слайд - см. гиперссылку- презентация «Музыкальный словарик», подготовленная учащимися дома)

    Укажите месторасположение данных терминов в тексте. С какой целью их использует автор?

    Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики звуковой гаммы рассвета? Что помогают понять они в тексте.

Задание группе художников:

    Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Цвет», составив на доске цветовую палитру текста.

Укажите месторасположение их в тексте. С какой целью их использует автор в каждом случае?

    Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики цветовой палитры текста?

Задание группе

    Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Чудо».

    Познакомьтесь с происхождением этого слова по этимологическому словарю. О каком чуде рассказывает Куприн?

    Какие эмоции вы связываете со словом «чудо»? А какие эмоции испытывает герой текста? Составьте на доске эмоциональный ряд текста. Как он связан с содержание текста?

    Объясните значение слова «экстаз»

9.Выступление групп. (Тематические группы слов записываются учащимися на доске)

Отметьте знаком «+» предложения, содержащие уже известную вам по рассказу А.И.Куприна информацию.

- Что в статье показалось вам интересным, помогающим понять рассказ А.И.Куприна?

Какие слова, словосочетания, фразы в тексте рассказа передают слияние музыки и цвета?

10 слайд – орган

11. Индуктор .

Золотой, пурпурный, розовый, мажорный, чудесный, гимн, хор, восторг, радость, старые, пожилые, молодые…

К какому слову подобраны ассоциации? (праздник)

12.Работа со «Словарем поэтических образов» Н.Павлович

Кто же творит чудо, превращая обыкновенный рассвет в праздник? Кого Куприн называет чудотворцем?

(человек, племя петухов, лошанский петух, Солнце-Петух)

Знакомство со словарем (рассказ учителя с показом некоторых страниц электронной версии словаря).

Человек живет в двух языковых мирах. Первый – это мир, в котором ценится точность и однозначность высказывания. Депутат в Думе, покупатель в магазине – все они должны сделать так, чтобы их высказывание понималось однозначно. Второй языковой мир – это мир необычных смыслов – поэтические образы, шутки, намеки, придумывание слов, детские слова. Это мир поэтический. В нем часто несходное становится сходным. Ни один из нас не принадлежит только одному из этих миров. Оба они одинаково важны для нас. Словарь образов облегчает путь читателя во второй мир – поэтический. Зачем это нужно делать? Известно, что одни люди любят поэзию, другие к ней равнодушны. Но любить можно только то, что понятно. Чтобы получать радость от поэзии, наслаждаться ее чудесами, необходимо понимать поэтический язык.

Познакомьтесь с несколькими страницами словаря. Какие поэтические образы, строчки, найденные вами, перекликаются с рассказом Куприна? Найдите им соответствия в рассказе.(группам раздаются ксерокопированные страницы словаря)

Составьте группу поэтических образов

(Самоконструкция. Социоконструкция)

1)Петух – … воин, витязь, рыцарь, герой, часовой

Певун, певец

Кудесник

Бог, божок

Труба иерихонская, фанфара

Глашатай новой жизни

2) Пение петуха – гимн

Богослужение, благовест

Огонь, костер

(Петух – трубач

солнцепоклонник

Пение петухов – фуга

славословие)

А если бы вам пришлось на основе текста составлять ряд поэтических образов к слову «солнце», как выглядела бы статья словаря?

(Солнце – петух

музыкант, органист,

Какие поэтические образы повторяются в полученных группах? (группы следует записать на доске)

С какой целью Куприн вводит в рассказ образ птицы Феникс?

11 слайд –мифологическая справка, значение образа

Какие образы из славянских мифов, народных сказок можно было бы ввести в словарную статью? Объясните свой выбор.

12 слайд – Ярила, Даждь-бог, Жар-птица

Чему, кому поют гимн земные петухи и Солнце-Петух?

13 слайд - заповеди 2, 9

В каких частях текста вы почувствовали присутствие автора?

Как завершается рассказ? Каким вы увидели здесь автора?

14 слайд – «А.И.Куприн – художник, близок душою к радостному лозунгу: « Да здравствует…!» (В.Львов-Рогачевский)

Какой заголовок к рассказу вы бы подобрали? (ответы по цепочке)

14. Музыкальная иллюстрация

Многие композиторы в своем творчестве пели тоже пели гимн солнцу. В русских операх «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь», А.П. Бородина и др.звучат хоры «Славься», в которых образ солнца является центральным. Существуeт и инструментальная музыка, рисующая рассвет..

Прослушайте 3 музыкальных отрывка. Какой из прослушанных отрывков мог бы, по вашему мнению, стать музыкальной иллюстрацией к рассказу Куприна? Аргументируйте свой ответ. Напишите сочинение-миниатюру.

(С.С.Прокофьев Концерт для фортепиано с оркестром № 1; А.Н.Скрябин «Божественная поэма», «Поэма экстаза»; Э.Григ «Утро»; М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» и др.)

(выступление по желанию)

15. Рефлексия

Звучит крик петуха (см. 15 слайд)

1. Сегодня я понял…,

2. Я почувствовал…,

3. Сегодня меня удивило…,

4. Сегодня было (интересно, неинтересно)…, т.к…

5. Сегодня мне было …(трудно, легко и т.д.) работать в группе, потому что…

6. Самое главное для себя я понял, когда…(слушал,читал, смотрел, сравнивал, подбирал и т.д.)…

    Где родился А.И. Куприн?

А) в г. Орле Б) в г. Наровчате в) в г. Петербурге

2. Где мальчик начал обучаться с шести лет?

А) в сиротском приюте б) в Петербургской гимназии в) дома

3. Где еще он учился?________________________________________________________________

4. Во сколько лет А. И. Куприн начал писать стихи?

А) с 10 лет б) с 13 лет в) с 6 лет

5. Как зовут родителей? ______________________________________________________________

6. Назовите жанр произведения А.И. Куприна «Золотой петух» ?____________________________

7. Какое чудо произошло однажды?

А) песня скворца б) свист черного дрозда в) пение петухов

А) с оркестром б) с пением соловья в) с хором

9. О какой прекрасной птице упоминается в этом произведении?

А) Феникс б) Жар птица в) Ястреб

10. Почему главный герой произведения так сильно восхищается простым пением петуха? Как вы думаете?

Ответы: 1. В Наровчате. 2. В сиротском приюте

Проверочная работа. А. И. Куприн «Золотой петух», 5 кл.

    Где родился А.И. Куприн?

А) в г. Орле Б) в г. Наровчате в) в г. Петербурге

2. Где мальчик начал обучаться с шести лет?

А) в сиротском приюте б) в Петербургской гимназии в) дома

3. Где еще он учился?________________________________________________________________

4. Во сколько лет А. И. Куприн начал писать стихи?

А) с 10 лет б) с 13 лет в) с 6 лет

5. Как зовут родителей? ______________________________________________________________

6. Назовите жанр произведения А.И. Куприна «Золотой петух» ?____________________________

7. Какое чудо произошло однажды?

А) песня скворца б) свист черного дрозда в) пение петухов

А) с оркестром б) с пением соловья в) с хором

9. О какой прекрасной птице упоминается в этом произведении?

А) Феникс б) Жар птица в) Ястреб

10. Почему главный герой произведения так сильно восхищается простым пением петуха? Как вы думаете?

Тема урока: Рассказ «Золотой петух».
Тип урока:
комбинированный
Цель урока:
Совершенствование анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого.

Задачи урока

Обучающие:

    Познакомить учащихся с рассказом А.И. Куприна «Золотой Петух».

    выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;

    формировать навыки выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы с учебником;

Воспитательные:

    Воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе анализа рассказа

    Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответов товарищей.

Развивающие:

    Совершенствовать связную устную и письменную речь учащихся (при помощи аргументированных ответов).

    Содействовать развитию у учащихся разных видов памяти при организации различного восприятия исходного текста (на слух и зрительно)

Оборудование:

    Учебник Г.С. Меркин;

    Рабочая печатная тетрадь;

    технические средства обучения: мультимедийный проектор, ПК.

Методическое обоснование:

Данный конспект урока предназначен для проведения уроков литературы в пятом классе по рассказу А.И. Куприна «Золотой Петух». В системе уроков по творчеству писателя это первый урок, который кратко знакомит учащихся с биографией А.И. Куприна. Лексическая работа поможет реализовать межпредметные связи с уроками истории. Через осмысление содержания рассказа А.И. Куприна «Золотой Петух» учащиеся должны выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя, ведущее слово учителя (требования)

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Тема нашего сегодняшнего урока – рассказ Куприна «Золотой петух».

Метод: слушание

2. Актуализация знаний.

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Совсем недавно мы с вами писали изложение по рассказу Куприна «Ю-ю» и уже немного поговорили о биографии автора. Ребята, что вы запомнили и можете рассказать?

Метод: говорение

Родился 26 августа 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.

Примечательно, что в произведениях, написанных за рубежом, писатель уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, Куприн, однако, вспоминает черты родной русской природы.

Для всех произведений Куприна этого периода характерна одна особенность: писатель с любовью отмечает черты уходящего, бесконечно милого его сердцу и явно идеализируемого им прошлого.

В 1923 г. появились его новые произведения «Судьба» и «Золотой Петух».

Прошлое России, воспоминания о русских людях, нравах и обычаях, природа и легенды, повествующие о человеческой красоте и благородстве, - вот чему отдаёт Куприн силы своего таланта.

Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нём писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюблённости в жизнь.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, сейчас обратимся непосредственно к тексту. Подумайте, каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух»?

Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?

Где происходят события, описанные в рассказе?

Метод: говорение

Прием: устный ответ по предмету

Описания природы проникнуты лирическим теплым настроением.

Сравнение петушиного пения с музыкой звучащей при встрече триумфатора-цезаря в Древнем Риме и упоминание легенды о фениксе.

В Виль д’Авра, в 10 км от Парижа.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

Как мы уже сказали, Куприн был вынужден поселиться во Франции. Его дочь позднее написала книгу воспоминаний и в главе «Пригород» как раз рассказывается об этом периоде его жизни. Куприн снял дачу как раз-таки в Виль д’Авра. Он хотел заниматься цветами и просто «покопаться в земле». Но ч ужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у Куприна горькую тоску по далёкой России.

Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. И очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя

Сейчас, ребята, обратимся непосредственно к тексту. Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины. Выразительно прочитайте их.

«Я знаю силу и пронзительность петушиного крика. В прежние времена, охотясь на весенних глухариных токах в огромных русских лесах, в десяти, пятнадцати верстах от какого-либо жилья, я перед восходом солнца улавливал своим напряженным слухом лишь два звука, напоминающих о человеке: изредка отдаленный паровозный свисток и петушиные крики в ближних деревнях. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полете на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но еще дольше их доносился победоносный крик петуха».

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, откройте ТПО на 16 странице и найдите 3 задание. Нам нужно будет определить значение данных слов. Сейчас по истории вы как раз изучаете древний мир, поэтому я думаю, что особых трудностей у нас не должно возникнуть.
К чему относятся первые два слова, по отношению к чему их употребляют?
Итак, когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии.

И еще одно слово, которое имеет непосредственное отношение к Древнему Риму – триумфатор-цезарь.

Триумфатор -цезарь – п олководец-победитель , встречаемый с триумфом.

Запишите.

Метод: говорение

Прием: устный ответ по предмету

Когорта и легион относятся к римской армии.

Письмо.

Когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии.

Легион – основная единица в армии древнего Рима.

Триумфатор-цезарь – полководец-победитель, встречаемый с триумфом.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, подумайте, каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором в тексте?

Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование

Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, передающий символическое значение образа петуха, от слов «Я слышал эту чудесную музыку с волнением…» до слов «…в священном нетерпении своего огнеликого бога».

Метод: говорение

Прием: устный ответ по предмету

Петух – птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни.

Чтение: выразительное, озвученное

Следующие слова, на которые мы обратим внимание – это пианиссимо и фуга. Ребята, возможно среди вас есть те, кто ходят в музыкальную школу, и пояснит нам значение этих слов?

Следующие слова – самозабвенный и экстаз.

Кто знает значение этих слов?

И слово, которое у нас осталось – феникс.

Ребята, вы знаете кто такой феникс?

Пианиссимо – очень тихо, тише, чем пиано (пиано – не громко, не в полную силу).

Самозабвенный – восхищенный.

Экстаз – Исступленно восторженное состояние, крайняя степень воодушевления, доходящая до болезненности.

Феникс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

С фениксом связанно множество легенд особенно на востоке. Считается, что предчувствуя близость смерти, Феникс строил себе гнездо на высокой пальме из ветвей ароматических растений, клал в гнездо ладан, зажигал его, и сгорал в пламени этого костра. И возникал чудесным образом из пепла - новый Феникс, который возлагал прах своего "отца" на алтарь Солнца.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование

Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, в котором упоминается феникс.

Чтение: выразительное, озвученное

Домашнее задание.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование

Сейчас вам нужно будет закончить 67 урок в ТПО, и в конце занятия я соберу тетради, проверю это задание.

Ребята, кому не понятно, что нужно делать? Это задание до конца урока. Приступайте.

Метод: письмо.