Конфликты в межличностных отношениях конспект урока. Конспект по обществознанию на тему "Конфликты в межличностных отношениях" (6 класс). Что мы узнали

Тест по обществознанию Конфликты в межличностных отношениях для учащихся 6 класса с ответами. Тест содержит 2 варианта по 8 заданий и предназначен для проверки знаний по теме Человек среди людей.

1 вариант

1. Столкновение и противоборство противоположных взгля­дов, интересов, стремлений -это

1) деятельность
2) общение
3) война
4) конфликт

2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: сотрудничество, избегание, приспособление, __________.

1) компромисс
2) конфликт
3) конфликтное поведение
4) конфликтная ситуация

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведенный перечень: подчинение, прерывание, ин­теграция.

1) виды деятельности
2) поиск компромисса
3) разрешение конфликта
4) межличностные отношения

4. Объединение элементов в единое целое — это

1) целостность
2) интеграция
3) инцидент
4) приспособление

5. В каком из приведённых примеров речь идёт о разрешении конфликта?

1) Иван Иванович назвал Ивана Никифоровича обидным словом «гусак».
2) Свои претензии на спорную территорию высказали не­сколько воюющих государств.
3) Братья договорились, что компьютером будут пользо­ваться по очереди.
4) Ученики 6-го класса победили семиклассников в фут­больном матче.

6.

1) У частники конфликта бросились в драку.
2) Ольга не дала Ирине списать домашнее задание, и Ирина подговорила подружек не общаться с девочкой.
3) Иван поссорился с Денисом и тайно разрисовал его учеб­ник.
4) Всеволода обидело поведение друга. Он открыто выска­зал ему своё недовольство и выслушал ответные доводы.

7.

1) В межличностных конфликтах всегда участвуют две сто­роны.
2) Конфликтное поведение может быть не связано с грубо­стью и оскорблениями.
3) Приспособление -это односторонние уступки в ходе конфликта.
4) К конфликтам относят избегание и приспособление.
5) Сотрудничество -это урегулирование разногласий пу­тём взаимных уступок.

8. Заполните пропуск в схеме.

2 вариант

1. Противостояние, которое ведёт к изменению межличност­ных отношений, — это

1) борьба
2) общение
3) конфликт
4) взаимодействие

2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: подчинение, прерывание, компромисс, __________.

1) избегание
2) конфликтное поведение
3) интеграция
4) конфликтная ситуация

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обоб­щает приведенный перечень: сотрудничество, избегание, приспособление.

1) поведение в конфликтной ситуации
2) поиск компромисса
3) разрешение конфликта
4) совместная деятельность

4. Случай, происшествие, недоразумение можно назвать
1) компромиссом
2) инцидентом
3) столкновением
4) соперничеством

5. В каком из примеров речь идёт об интеграции?

1) Конфликтующие стороны провели переговоры и пошли на взаимные уступки.
2) Представители участников конфликта сумели вырабо­тать единое мнение.
3) Участники конфликтной ситуации не уступают друг другу ни в чём.
4) Каждая из сторон ищет союзников для продолжения конфликта.

6. В какой ситуации говорится о конструктивном конфликте?

1) Участники конфликта неоднократно оскорбляли друг друга в социальных сетях.
2) Поссорившись из-за мобильного телефона, сестры Алина и Вера громко кричали и размахивали руками.
3) Николай решил отомстить Петру и от его имени разослал одноклассникам обидные карикатуры.
4) В день рождения Наталья раздала приглашения всем од­ноклассницам, кроме лучшей подруги: она считала, что Галя свой человек в их доме и придёт на праздник и без приглашения. Галина обиделась и объяснила причины своей обиды. Именинница поняла свою ошибку и испра­вила её.

7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Конфликт — это всегда нежелательное и вредное разви­тие событий.
2) Прерывание конфликтных действий — один из способов разрешения конфликтной ситуации.
3) В конфликтной ситуации важно взять верх любой ценой.
4) Конфликтные ситуации невозможно предвидеть и пре­дотвратить.
5) Избегание позволяет отдалить конфликт, но не разреша­ет противоречий между участниками конфликта.

8. Заполните пропуск в схеме.

Ответы на тест по обществознанию Конфликты в межличностных отношениях
1 вариант
1-1
2-3
3-4
4-2
5-4
6-3
7-1
8-антипатия
2 вариант
1-3
2-4
3-1
4-3
5-2
6-1
7-2
8-товарищество


Конфликтология – наука, изучающая содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов Конфликтология – наука, изучающая содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов Конфликт – противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон. Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон.




ТИПЫ КОНФЛИКТОВ По степени остроты противоречий недовольство недовольство разногласие противоречие размолвка раздор разногласие противоречие размолвка раздор перебранка перебранка стычка стычка ссора ссора скандал скандал вражда вражда война война По проблемно-деятельностному типу управленческие управленческие педагогические педагогические экономические экономические политические политические творческие творческие


Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: целей, интересов, позиций; целей, интересов, позиций; мнений, взглядов, убеждений; мнений, взглядов, убеждений; личностных качеств; личностных качеств; межличностных отношений; межличностных отношений; знаний, умений, способностей; знаний, умений, способностей; функций управления; функций управления; средств, методов деятельности; средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; понимания: интерпретации информации; понимания: интерпретации информации; оценок и самооценок. оценок и самооценок.


Структура конфликта Конфликтная ситуация Конфликтная ситуация Объект конфликта Объект конфликта Участники конфликта Участники конфликта Инцидент Инцидент Стороны конфликта Условия протекания конфликта Образы конфликтных ситуаций Возможные действия участников конфликта Исход конфликтных действий




Поведение личности в конфликте Основные стили поведения Кооперация, которая возможна только при внимательном отношении человека к интересам других людей, находящихся в конфликте. Кооперация, которая возможна только при внимательном отношении человека к интересам других людей, находящихся в конфликте. Конкуренция (напористость), когда, прежде всего, защищаются свои интересы. Конкуренция (напористость), когда, прежде всего, защищаются свои интересы.


Основные стратегии взаимодействий в конфликте Стратегия Характеристика и анализ Избегание(уход) уклонение, как от кооперации, так и пренебрежение собственными интересами Конкуренция (соперничество) стремление добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других Приспособление пренебрежение собственными интересами ради других Сотрудничество стремление к интеграции интересов всех участников конфликта Компромисс соглашение между конфликтующими сторонами, которое достигается путем взаимных уступок


Приведите в соответствие девиз и стиль поведения Девиз Стиль поведения 1.«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу из него» А. Компромисс 2. «Чтоб я победил, ты должен проиграть» Б. Сотрудничество 3. «Чтоб ты выиграл, я должен проиграть» В. Избегание 4. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что- то проиграть» Г. Приспособление 5. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть» Д. Конкуренция


Приведите в соответствие девиз и стиль поведения Девиз Стиль поведения 1.«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу из него» В. Избегание 2. «Чтоб я победил, ты должен проиграть» Д. Конкуренция 3. «Чтоб ты выиграл, я должен проиграть» Г. Приспособление 4. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что- то проиграть» А. Компромисс 5. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть» Б. Сотрудничество






Предупреждение конфликтных ситуаций и конфликтов 1. Предупреждение развития конфликтной ситуации на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии ее зарождения. 2. Здоровый нравственно-психологический климат. 3. Значимость личного примера руководителя фирмы, начальника отдела. 4. Сохранение национальной стабильности, профессиональной компетентности и уважение достоинства личности каждого сотрудника, партнера, клиента. 5. Устранение из делового общения суждений и оценок, ущемляющих честь и достоинство собеседника. 6. Недопущение при деловом общении спора. 7. Умение слушать собеседника. Пассивное выслушивание (невмешательство в разговор), активное выслушивание (уточнение слов говорящего собеседника). 8. Уважительная манера разговора.


Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций 1. Установить действительных участников конфликтной ситуации. 2. Изучить мотивы, цели, способности, особенности характера, профессиональную компетентность всех участников конфликта. 3. Изучить существовавшие ранее до конфликтов ситуации межличностные отношения участников конфликта. 4. Определить истинную причину возникновения конфликта. 5. Изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта. 6. Выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении. 7. Определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации.


Несколько правил разрешения конфликта: Конфликтуйте не спеша Конфликтуйте не спеша Анализируя конфликтную ситуацию, ищите причину и не «зацикливайтесь» на самом факте конфликта. Анализируя конфликтную ситуацию, ищите причину и не «зацикливайтесь» на самом факте конфликта. Мысленно проиграйте все «позитивные» и «негативные» стороны, моменты тех или иных вариантов развития конфликта. Мысленно проиграйте все «позитивные» и «негативные» стороны, моменты тех или иных вариантов развития конфликта. Конфликт не стремитесь «замять», а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе, если не все, то наиболее прогрессивная часть коллектива. Конфликт не стремитесь «замять», а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе, если не все, то наиболее прогрессивная часть коллектива. Не конфликтуйте по пустякам. Не конфликтуйте по пустякам.


Правила высоконравственного поведения и общения: Не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Дайте людям ощутить свою значимость. Дайте людям ощутить свою значимость. Разрешая конфликт, четко определите свои цели. Разрешая конфликт, четко определите свои цели. Кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает. Кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает.

Разделы: История и обществознание

Класс: 10

“Если мира нет в тебе, то
мира вокруг тебя быть не может”

Святое Писание

Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Сформировать представление учащихся о понятиях: “конфликт”, “социальный конфликт”, “личностный конфликт”, “межличностный конфликт”, “межгрупповой конфликт”;
  • Формирование представления о субъектах конфликтов и их роли;
  • Формирование представления о классификации конфликтов и стратегиях поведения в конфликтных ситуациях;

Развивающие:

  • Способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
  • Развитие навыков анализа ситуаций;
  • Развитие коммуникативной способности;

Воспитывающие:

  • Воспитание толерантного отношения к окружающим.

Тип урока: изучение нового материала.

Способы и методы проведения урока: проблемное изложение материала, использование собственного опыта и знаний.

Оборудование:

  • Интерактивная доска
  • Презентация для интерактивной доски
  • Раздаточный материал

План урока

Структура урока Формы этапов урока
I Организационный момент Приветствие. Проверка отсутствующих.
II Актуализация субъектного опыта учащихся Выполнение синквейна
III Этап изучения нового материала Проблемное изложение материала учителем

Работа с интерактивной доской и понятиями урока

Выполнение практических заданий в группах

IV Рефлексия Самоконтроль с применением интерактивной доски
V Подведение итогов урока Обобщение
VI Постановка домашнего задания Самостоятельная работа

Ход урока

Если мира нет в тебе, то мира и вокруг тебя быть не может.
Св. Писание

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих. Создание позитивного настроя.

II. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Учитель: Послушайте одну, довольно известную притчу: два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль – выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нажжен апельсин, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, можно решить проблему.

1. Выберите из предложенных на доске качеств, которые помогают человеку договариваться с другими людьми, общаться.

На доске: скромность, справедливость, честность, стыдливость, искренность, порядочность, злость, честолюбие, милосердие, грубость, ответственность.

Что же происходит, когда люди утрачивают в процессе общения качества, указанные вами? (Конфликт)

2. Напишите синквейн, используя понятие “конфликт”.

На доске:

Порядок написания синквейна.

  • Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна
  • Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие
  • Третья строка -три глагола, показывающие действия понятия
  • Четвертая строка – короткое предложение, в котором высказывается отношение к понятию.
  • Пятая строка – одно слово (существительное), через которое можно выразить свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

После озвучивания некоторых синквейнов появляется информация о знании старшеклассниками понятия “конфликт”.

III.Этап изучения нового материала.

  1. Понятие “конфликт”.
  2. Классификация конфликтов.
  3. Ступени конфликта.
  4. Стратегии разрешения конфликтов.

1. Учитель: Давайте вместе разберемся, что такое конфликт, какими они бывают и какие существуют пути выхода из конфликта.

На доске: Конфликт – это ситуация, когда одна сторона нарушает, ущемляет, игнорирует интересы другой стороны; это столкновение, предельное обострение противоречий двух или нескольких сторон.

Каждый человек не раз становился участником того или иного конфликта, т.е. субъектом конфликта. Все конфликты можно разделить на три группы.

2. Учитель : давайте заполним таблицу, которая появилась на доске и определим суть каждого типа конфликта.

3.Учитель: Итак, если конфликт все-таки возник, о чаще всего он проходит определенные стадии в своем развитии. Какие же это стадии? Для этого предлагаю проанализировать материал в течение 3-5 минут и попробовать выделить основные этапы конфликта.

Учащиеся: работают в группах по 4 человека с раздаточным материалом и заполняют таблицу.

Материал: Случай в поезде.

В купе вбежал паренек странного вида: в лаптях, в полосатых штанах, в красной рубахе навыпуск, подвязанной толстой веревкой, волосы – копна соломы! Он плюхнулся рядом с востроносой старушкой, сидевшей на нижней полке, и ну давай махать кому-то в окно.

Ты чего это сел на мою полку? – вдруг взъерепенилась старуха. – Где твое место? На верхней полке! вот и лезь туда и сиди!

Да мне же там сидеть неудобно… - начал оправдываться паренек.

Ничего не знаю! У тебя верхнее место куплено! Вот сейчас я тебя огрею батогом-то по спине! Спорщик какой!

Паренек не стал дожидаться исполнения угрозы, а залез на верхнюю полку и, свесив ноги прямо перед носом бабки, начал ими болтать. В этот момент поезд неожиданно резко дернулся, и бабка получила удар лаптем в глаз. Бабка взвизгнула, запричитала, а под ее глазом начал набухать синяк…

Хулиганы! Избивают! На помощь! Полиция! – кричала бабка. Сбежавшиеся пассажиры и проводница насилу ее успокоили. Проводница принесла даже какие-то примочки, а паренька отвели в соседнее купе. Подальше от бабки. Та еще долго ворчала.

По истечении отведенного времени, представители от каждой группы высказывают свои предположения, учитель предлагает сравнить их с правильными ответами и записать в таблицу.

Этапы протекания конфликта
предконфликтный этап осознание конфликта непосредственно конфликт разрешение конфликта
появляется основная проблема (объект конфликта), возникает объективная конфликтная ситуация объективная ситуация осознается в качестве таковой участниками переход к конфликтному взаимодействию, обострение эмоционального фона полное или частичное разрешение конфликта
Пример: Пример: Пример: Пример:

4. Учитель: К сожалению, конфликты в нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако все люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному. Наверное, и некоторые из вас, участвуя в конфликте, находили пути выхода из него. Давайте разделимся на группы и каждая попытается выработать стратегию поведения в конфликте согласно полученному девизу (работа в группах).

Девизы: “Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него”

  • “Чтобы я победил, ты должен проиграть”
  • “Чтобы ты выиграл, я должен проиграть”
  • “Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть”
  • “Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть”

На доске:

Основные стратегии взаимодействий в конфликте

Избегание (уход) Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорирование или фактическом отрицании конфликта.

Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов.

Конкуренция (борьба) Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте.

Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов.

Приспособление Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов.
Сотрудничество Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны.

Сотрудничество соединяет максимально настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны.

Компромисс Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны.

IV. Рефлексия.

Учитель: Возможно, в ходе урока некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: “А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной?”

Чтобы развеять ваши сомнения и помочь вам определиться со стратегией поведения в конфликтной ситуации я предлагаю вам пройти несложный тест. Результаты вы узнаете после прохождения теста. (Приложение 1)

На доске: результаты теста. За каждый ответ “а” - 4 очка, “б” - 2, “в” - 0 очков.

  • От 22 до 32 очков. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение “Платон мне друг, но истина дороже!” никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
  • От 12 до 20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете, если нет другого выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или на приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
  • До 10 очков. Споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете “съесть живьем”. Ваша критика- ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами – на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

V. Подведение итогов.

Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с такими понятиями как “конфликт” и “социальный конфликт”. Выяснили, что существуют разнообразные виды конфликтов. Обсудили, каковы могут быть стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Какая самая лучшая, решать вам самим. И все-таки, стоит заметить, что побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто сумеет пресечь ссору. Войну можно победить только отказом от нее.

VI. Постановка домашнего задания.

Выучить П. 37 и основные понятия.

В тетради аргументировано ответьте на вопросы:

а) Конфликты делятся на ссоры и споры. Как вы думаете, чем они отличаются?

б) Перечислите основные функции, которые конфликты выполняют в обществе

Учитель: Урок окончен. Спасибо за внимание. Удачи Вам!

Приложение 1

Тест по определению уровня конфликтности.

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а) не принимаю участия

б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой

в) активно вмешиваюсь, чем “вызываю огонь на себя”

2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?

б) только если имею на это веские основания

в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает

3. Часто ли спорите с друзьями?

а) только если люди необидчивые

б) лишь по принципиальным вопросам

в) споры – моя стихия

4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то лезет в обход?

а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже

б) делаю замечание

в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком

5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

а) не буду поднимать бучу из-за пустяков

б) молча возьму солонку

в) не удержусь от едких замечаний и, может быть, демонстративно откажусь от еды

6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу:

а) с возмущением посмотрю на обидчика

б) сухо сделаю замечание

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях!

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась:

а) промолчу

б) ограничусь коротким тактичным комментарием

в) устрою скандал

8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней

б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш

в) проигрыш надолго испортит мне настроение

Учитель: Радюк И.П., учитель истории и обществознания Тема, класс: Конфликты в межличностных отношениях, 6 класс Учебник: Обществознание 6 кл. под ред. Л.Н. Боголюбова Цели: Предметные УУД: дают определение понятия конфликт. Метапредметные УУД: Познавательные: определяют этапы конфликта, соотносят причины конфликта с заданной ситуацией. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы (слушают друг друга, обсуждают); Регулятивные: оценивают деятельность свою и одноклассников Личностные: адекватно реагируют на мнение других и отстаивают свою точку зрения Блоки урока Мотивационный 4 минуты Организационный 2 минуты Информационный 8 минут 10 минут Деятельность учителя Показывает мульт.фильм; задает к нему вопросы: 1 О чем данный мульт.фильм? 2 О чем пойдет речь на уроке? 3 Определите тему урока Проблемный вопрос: Возможна ли жизнь без конфликта? Проводит инструктаж: 1 Делит класс на группы 2 Объясняет принцип работы с оценочными листами (Приложение 1) 3 Просит придумать названия групп 1 Понятие «конфликта" ­ В группе ученикам предлагается сформулировать и написать на листах свой вариант определения понятия «конфликт». ­ После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Кроме того. Учитель добавляет вой вариант определения понятия, но вариант заведомо неправильный. Учитель подходит по очереди к каждой группе, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. ­ Таким образом, можно выйти на определение понятия «конфликт», затем записать в тетради. ­ Учитель просит группы заполнить оценочный лист. Деятельность ученика Смотрят мульт.фильм, отвечают на вопросы, определяют тему урока 1 Делятся на группы 2 Выбирают эксперта группы (для заполнения оценочного листа) 3 Придумывают название группы 1 ­ Формулируют и записывают определение понятия «конфликт»; ­ Обсуждают получившиеся определения понятия; ­ Формулируют единое определение понятия «конфликт»; ­ Заполняют оценочный лист. 2 ­ Работают с текстом в группах (с 77);

2 Причины конфликта Учитель дает задание: ­ прочитать текст на с. 77, выявить в нем причины конфликтов; ­ соотнести причины с ситуациями и подобрать к ним соответствующие картинки (Приложение 2); ­ выполнит взаимопроверку (обменяться группам оценочными листами и экспертам, глядя на правильные ответы (на слайде) выставить баллы за работу) 3 Этапы конфликта ­ Учитель объясняет, что конфликт проходит пять этапов своего развития, обращает внимание учащихся на схему на с. 76 учебника; ­ Раздает текст (Приложение 3) для работы в группах (каждой группе раздает текст, соответствующий одному этапу развития конфликта); ­ Дает задание: определить этап, опираясь на схему – с. 76 учебника), затем озвучить свой ответ; ­ Учитель просит группы заполнить оценочный лист. Учитель просит каждую группу составить ментальную карту по теме, а затем представить ее классу. (Приложение 4) Данный вид работы оценивается учителем (по одному баллу за каждый правильный элемент; всего 9 баллов) Задает вопросы: 1 Какое основное понятие вы изучали? 2 Что вы делали, чтобы раскрыть смысл данного понятия? 3 Возможна ли жизнь без конфликта? 4 Конфликт – это всегда плохо? 5 Вспомните окончание мульт.фильма – какие варианты решения конфликта в нем отображены? Делает вывод: существуют разные пути его решения Д/з с. 76­78 прочитать; с. 82 «Проверь себя» ­ вопрос №1 (устно) – Б; с. 83 Задание №2 – П. Учитель просит группы в оценочных подсчитать баллы, полученные ими за урок и сдать оценочные листы ­ соотносят причины с ситуациями и подбирают картинки; ­ выполняют взаимопроверку заданий и оценивание 3 ­ определяют этап, опираясь на схему; ­ озвучивают свой ответ; ­ заполняют оценочный лист Составляют ментальную карту, устно ее представляют ­ Отвечают на вопросы (устно, фронтально) ­ Отвечая на проблемный вопрос (№3), дети приходят к выводу, что жизнь без конфликта не возможна ­ Записывают Д/з Оценивают работы своей группы, подсчитывая баллы за выполнение задний на всех этапах 10 минут Аналитический 6 минут Рефлексивный 3 минуты Оценочный 2 минуты

Приложение 1 №№ пп. Фамилии участников группы Оценочный лист «Работа в группах» Критерии оценивания Участие в обсуждении и принятии рабочего решения Баллы за правильное выполнение задания Оценка группы (максимальный балл за все задания) 1 2 3 4 5 50­69% – 3 70­89% – 4 90­100% ­ 5 Приложение 2 1 Маша зовет Галю в библиотеку готовиться к уроку, а Галя хочет пойти в бассейн. А (противоположные желания и интересы) 2 Галя часто говорит неправду, Маша никогда не лжет. Г (моральный барьер) 3 Маша рассказывает об общении «В контакте» Гале, которая никогда не работала с Интернетом. Б (смысловой барьер) 4 Галя получила 2, а Маша 5 и говорит Гале, что получит губернаторскую стипендию. В (эмоциональный барьер) А Б В Г

Приложение 3 Тест 1. Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать: Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер Текст 2. Противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам. Поведение: Сотрудничество ­ направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны Компромисс ­ для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Приспособление ­ только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами Избегание ­ заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Текст 3. необходим инцидент ­ «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте. Текст 4. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. конфликте стороны не выходят за рамки деловых Текст 5. может быть полным или частичным. Поведение: Подчинение ­ одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Компромисс ­ обоюдные уступки смягчают причины конфликта прерывание конфликтных действий интеграция – наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение. ­ по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из­за объективного разделения конфликтующих Приложение 4 (ментальная карта) Возникновение Противоположные желания и интересы Осознание Этапы Причины Смысловые барьеры Проявление Эмоциональные барьеры Углубление Моральные барьеры Конфликт

Как мы ссоримся? Почему? Может ли человек обойтись без конфликтов? Как возникают конфликты? На что обижаются люди и как научиться контролировать себя? На уроке мы постараемся найти способы избежания конфликтов.

Тема: Человек среди людей

Урок: Как возникает межличностный конфликт

Все люди хоть однажды попадали в конфликтные ситуации. Как они возникают? Какие фазы проходит конфликт, как из него выйти?

Все люди общаются друг с другом. Это называется коммуникацией. Они взаимодействуют друг с другом, выбирая себе круг общения. Этот круг предполагает определенные правила общения. В одном кругу человек может позволить себе говорить одно, а в другом совсем другое. Способы общения у них разные, например, то, как подростки общаются со своими сверстниками и со своими родителями, естественно отличается.

Нарушение правил взаимности в общении приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Межличностный конфликт – это всегда столкновение интересов двух и более людей, не могущих договориться по тому или иному вопросу.

Что же приводит к конфликту? Неприятное слово, поведение другого человека; ответная реакция другого, которому неприятны были эти факторы, и приводит, в конце концов, к конфликту. Противостояния сразу может и не быть, но конфликтная ситуация сама по себе уже начинает складываться.

Каковы поводы к конфликтным ситуациям?

Причин может быть много: эмоциональная составляющая, непонимание смысла сказанного другим человеком. Иногда конфликты происходят «на ровном месте», но даже в них причина обязательно есть. Самые тяжкие конфликты – морально-нравственные. Если кто-то не соблюдает морально-этических норм в той или иной ситуации – это и порождает морально-нравственные конфликты.

Иногда конфликты возникают между людьми вследствие разности их социального или материального положения. Это объективная причина. Человеческое общество устроено по принципу социального неравенства. Так было всегда, и не зря великий немецкий философ Ф. Ницше говорил: «Справедливость требует, чтобы люди были не равны».

Если человек понимает причину конфликта, но не пытается ее предотвратить – возникает вторая фаза конфликта, активная.

Попадая в конфликтные ситуации, люди понимают, что им надо как-то решить проблему, как-то выйти из нее.

Специалисты выделяют четыре основных варианта поведения человека в конфликтной ситуации: сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.

Сотрудничество – это вариант, когда в конфликтной ситуации одна или обе стороны ищут способ выйти из конфликта, не навредив друг другу. Это самый нормальный, объективный, «человеческий» способ решения конфликта, но в то же время и самый сложный. Если человек ищет варианты преодоления проблемы в сотрудничестве, то в любом случае должен будет поступиться какими-то своими интересами. Это сложно, потому что многие люди обладают большими амбициями, завышенным чувством гордости, и это не позволяет человеку адекватно и правильно воспринимать другого.

Компромисс близок к первому варианту, но имеет свои особенности. При компромиссном исходе люди обоюдно отказываются от всех или части тех претензий, которые предъявляли друг другу. Полного примирения в таком случае трудно достичь. Если человек отказывается от своих слов, значит, он был изначально не прав. И это не всегда приемлемо для людей, вступивших в спор.

Приспособление – когда кто-то из конфликтующих сторон пытается приспособиться к ситуации, умерить свои амбиции и каким-то образом разрешить проблему. Тот, кто пытается приспособиться, поступается своими интересами, и таких людей тоже не так уж много.

Если же человек вообще не хочет конфликтовать и пытается избежать острой фазы столкновения – то такой вариант поведения называется избегание. Это возможность избежать конфликта, но в то же время при таком варианте человек никак не может защитить свои интересы.

Любой из вариантов не является истинно правильным, они могут быть приемлемы в определенной ситуации и для определенного человека. Что делать, когда конфликт уже развивается, будет рассмотрено на следующем уроке.

1. Певцова Е. А., Кравченко А. И. Обществознание 7. – М.: ТИД «Русское слово».

2. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7 – М.: Дрофа.

3. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Стрелова О.Ю. Обществознание 7 – М.: Мнемозина.

1. Придумайте 3 тестовых вопроса на тему «Конфликты».

2. Найдите в интернете несколько примеров международных конфликтных ситуаций, подумайте, как бы вы их разрешили, если бы могли.

3. Напишите небольшое эссе на тему: «Как выходить из конфликтных ситуаций».

4. *Проведите социологический опрос в своем классе. Какие основные причины возникновения конфликтных ситуаций среди ваших сверстников? Составьте диаграмму, на ее основе сделайте выводы.