Киевская русь мхк. Художественная культура киевской руси. главное церковное и общественное

Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (XVIII вв.)

Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты

«Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывавший несколько новых зерен-княжеств» Б.А. Рыбаков, историк «Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывавший несколько новых зерен-княжеств»

В числе наиболее значительных преемников Киева стал «господин Великий Новгород», где русская художественная культура приобрела черты большей национальной самобытности и достигла новых высот своего развития. В числе наиболее значительных преемников Киева стал «господин Великий Новгород», где русская художественная культура приобрела черты большей национальной самобытности и достигла новых высот своего развития.

из Именно земле земля была Новгородская одним центров образования Древнерусского в государства. Новгородской и возникло государственное образование, получившее в историографии названия Новгородская Русь, Верхняя Русь, Поволховская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности. Новгородская Русь – это огромная территория от Балтики до Ледовитого океана и Урала. Когда в последствии новгородские земли были присоединены к Московскому царству, сразу вдвое увеличились его размеры. Новгородская земля была одним из центров образования Древнерусского государства. Именно в Новгородской земле и возникло государственное образование, получившее в историографии названия Новгородская Русь, Верхняя Русь, Поволховская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности.Новгородская Русь – это огромная территория от Балтики до Ледовитого океана и Урала. Когда в последствии новгородские земли были присоединены к Московскому царству, сразу вдвое увеличились его размеры.

Новгород возник в IX в. благодаря выгодному географическому положени на обоих берегах реки Волхов недалеко от Ильмень-озера, откуда вытекает эта река. На левом берегу высился Кремль, на территории которого располагалась главная святыня города и земли - Софийский собор. Напротив Кремля находились торг, вечевая площадь, Ярославово дворище, дворы иноземных купцов и купеческие церкви. Подход к городу прикрывали монастыри: с юга - Юрьевский, а с севера - Антониев. Все население Новгорода объединялось в общину, становление которой происходит на протяжении XI столетия. Одна из древних былин так описывает торговые Река да озера к Нову-городу, пути, сходившиеся в Новгород и способствовавшие его быстрому росту и По одной из А мхи да болота к Белу-озеру, процветанию. гипотез, Новгород Да чистое поле ко Пскову; возник на месте Темные леса Смоленские… трех небольших поселков. Широка мать-Волга под Казань Объединившись, шла, они огородили Подале того – и под Астрахань… свое новое Из-под белого горючего из-под поселение и стали камешка Новым городом – Выбегала мать Днепра-река Новгородом Да устьем впадала в море Новгород возник в IX в. благодаря выгодному географическому положени на обоих берегах реки Волхов недалеко от Ильмень-озера, откуда вытекает эта река. На левом берегу высился Кремль, на территории которого располагалась главная святыня города и земли - Софийский собор. Напротив Кремля находились торг, вечевая площадь, Ярославово дворище, дворы иноземных купцов и купеческие церкви. Подход к городу прикрывали монастыри: с юга - Юрьевский, а с севера - Антониев. Все население Новгорода объединялось в общину, становление которой происходит на протяжении XI столетия. Одна из древних былин так описывает торговые пути, сходившиеся в Новгород и способствовавшие его быстрому росту и процветанию. Река да озера к Нову-городу,А мхи да болота к Белу-озеру,Да чистое поле ко Пскову;Темные леса Смоленские…Широка мать-Волга под Казань шла,Подале того – и под Астрахань…Из-под белого горючего из-под камешкаВыбегала мать Днепра-рекаДа устьем впадала в море Черное… По одной из гипотез, Новгород возник на месте трех небольших поселков. Объединившись, они огородили свое новое поселение и стали Новым городом – Новгородом

Берестяные грамоты Жители новгородских земель были повсеместно грамотными, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, простых горожан, написанные по самым обыденным случаям и поводам: долговые расписки, любовные послания, приглашения и т.д. письма эластичнее, Для бересту специально подготавливали, ее варили в воде, делавшей кору ее расслаивали, убирая наиболее грубые слои. Подготовленный для письма лист бересты чаще всего обрезался со всех сторон и имел аккуратные прямые углы. Наконец, надпись в большинстве случаев наносили на внутренней стороне коры, то есть на той поверхности бересты, которая всегда оказывается снаружи, когда берестяной лист сворачивается в свиток. Берестяные грамотыДля письма бересту специально подготавливали, ее варили в воде, делавшей кору эластичнее, ее расслаивали, убирая наиболее грубые слои. Подготовленный для письма лист бересты чаще всего обрезался со всех сторон и имел аккуратные прямые углы. Наконец, надпись в большинстве случаев наносили на внутренней стороне коры, то есть на той поверхности бересты, которая всегда оказывается снаружи, когда берестяной лист сворачивается в свиток.Жители новгородских земель были повсеместно грамотными, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, простых горожан, написанные по самым обыденным случаям и поводам: долговые расписки, любовные послания, приглашения и т.д.

Архитектура древнего занимает в место русской второй века Искусство Новгорода отдельное истории культуры. Во половине XII новгородские архитекторы строят здания по собственному образцу, отделывают стены культовых сооружений собственными, самобытными фресками. Могущество церкви щедро подкреплялось доходами от обширных земельных угодий, пожертвований частных лиц, системы повинностей и штрафов. Основная достопримечательность Новгородского кремля -Софийский собор, первое каменное здание Новгорода, бесценный памятник русской архитектуры XI века. АрхитектураИскусство древнего Новгорода занимает отдельное место в истории русской культуры. Во второй половине XII века новгородские архитекторы строят здания по собственному образцу, отделывают стены культовых сооружений собственными, самобытными фресками. Могущество церкви щедро подкреплялось доходами от обширных земельных угодий, пожертвований частных лиц, системы повинностей и штрафов.Основная достопримечательность Новгородского кремля -Софийский собор, первое каменное здание Новгорода, бесценный памятник русской архитектуры XI века.

Юрьев монастырь в Новгороде Монументальные сооружения начала XII в. Связывают с работой русского зодчего Петра, чье имя сохранилось в летописной записи строительства Георгиевского собора Юрьева монастыря. сдвинул «Мастер Петр сделал церковь о трех верхах». Главное отличие: ассиметричное завершение храма. Зодчий центральный купол храма по отношению к двум боковым его вершинам. Именно пластичность и красота ассиметрии станут примечательными чертами стиля Монументальные сооружения начала XII в. Связывают с работой русского зодчего Петра, чье имя сохранилось в летописной записи строительства Георгиевского собора Юрьева монастыря.Юрьев монастырь в Новгороде«Мастер Петр сделал церковь о трех верхах». Главное отличие: ассиметричное завершение храма. Зодчий сдвинул центральный купол храма по отношению к двум боковым его вершинам. Именно пластичность и красота ассиметрии станут примечательными чертами стиля северной архитектуры.

Церковь Спаса на Нередице,1198год Во второй половине XII в. Складывается новый тип храма, одноглавого, камерного по размерам, простого и строгого по облику. одноглавая, 4-столпная Кубическая, трёхапсидная церковь - типичный образец новгородских храмов конца 12 в. с присущей им простотой, лаконизмом форм. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают церкви особую пластичность. Построена она в 1198 году новгородским князем Ярославом близ княжеской резиденции и посвящена памяти его сыновей. Владимировичем Во второй половине XII в. Складывается новый тип храма, одноглавого, камерного по размерам, простого и строгого по облику.Церковь Спаса на Нередице,1198годКубическая, одноглавая, 4-столпная трёхапсидная церковь - типичный образец новгородских храмов конца 12 в. с присущей им простотой, лаконизмом форм. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают церкви особую пластичность. Построена она в 1198 году новгородским князем Ярославом Владимировичем близ княжеской резиденции и посвящена памяти его сыновей.

Зрелый этап развития новгородской архитектуры. Конец XIII в. С конца XIII в. В новгородской архитектуре начинается наиболее интересный и зрелый этап ее развития. Глубоко и ярко принципы новгородской архитектуры отразились в постройках церквей Петра и Павла в Кожевниках, (1406) , Федора Стратилата на Ручью (1361). В архитектуре были использованы приемы декоративного украшения: стрельчатые порталы, глубокие впадины окон, декоративные детали в оформлении барабана и апсиды. Сложные порталы, многолопастные арки, ниши, оконные наличника – все это передает радостное мироощущение, соответствующее настроениям новгородцев. Церковь Петра и Павла в Кожевниках Церковь Федора Стратилата на Ручью Зрелый этап развития новгородской архитектуры. Конец XIII в.Церковь Петра и Павла в КожевникахЦерковь Федора Стратилата на Ручью В архитектуре были использованы приемы декоративного украшения: стрельчатые порталы, глубокие впадины окон, декоративные детали в оформлении барабана и апсиды.Сложные порталы, многолопастные арки, ниши, оконные наличника – все это передает радостное мироощущение, соответствующее настроениям новгородцев.

Фрески История монументальной живописи новгородской школы ведет свое начало от художников Стефана, Микулы и Радко, которые расписывали стены храма Святой Софии. Фрески покрывали стены храма Спаса Нередицы от цоколя до главы храма. Ученые считают, что их создавали не менее 10 мастеров. Художественный язык фресок отличается простотой и свободой, что свидетельствует о зарождении самобытного новгородского искусства. ФрескиИстория монументальной живописи новгородской школы ведет свое начало от художников Стефана, Микулы и Радко, которые расписывали стены храма Святой Софии.Фрески покрывали стены храма Спаса Нередицы от цоколя до главы храма. Ученые считают, что их создавали не менее 10 мастеров.Художественный язык фресок отличается простотой и свободой, что свидетельствует о зарождении самобытного новгородского искусства.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура Киевской Руси МХК 10 класс

Архитектура Киева Золотые ворота – главный вход в город с юго-запада, со стороны Византии. Если ворота таковы, то каков же сам город? Золотые ворота. Реконструкция С.Высоцкого

Остатки Золотых ворот Парадный въезд в Киев представлял собой гигантское архитектурное сооружение – сводчатый массив, сложенный из кирпича и камня. Две параллельные стены, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной в 25 м. Надвратная церковь Благовещения с золоченым куполом венчала сооружение. Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. Вероятнее всего, э то и определило их название. В нижней части Золотых ворот, под церковью, находились хранилища для ценностей.

Реконструкция - саркофаг над Золотыми воротами

Собор Святой Софии Крестово-купольный пятинефный тринадцатиглавый храм, построенный после победы Ярослава Мудрого над печенегами. Продолжает традиции древнеславянского зодчества с его столпообразными срубами, клетями и златоверхими вышками. Храм не был побелен, а кирпич и серый гранитный камень (плинфа) чередовались с розовой цемянкой (раствор извести, песка и толченого кирпича), что придавало его стенам радующую глаз нарядность. Софийский собор в Киеве. XI в. (реконструкция).

София Киевская Св. София горела два раза. В XIV в. храм стоял без крыши, с обрушившимися стенами и развалившейся западной стороной. Несколько раз храм перестраивали. Последний – в XVIII в. в стиле украинского барокко. Современный вид

София Киевская Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяют огромное внутреннее пространство Софии. Под главным куполом, в залитом светом пространстве произносились проповеди и совершались торжественные государственные церемонии, а в самом алтаре собиралось высшее духовенство. Наверху, на хорах, появлялись земные владыки: князь и его приближенные. Внизу же, там, где свет переходил в полумрак, толпился народ. Интерьер

София Киевская Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся мозаики, покрывающие снизу доверху подкупольное пространство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность. Интерьер

Архитектура Великого Новгорода Новгородский Софийский собор в том виде, в каком он был возведен в XII в., не сохранился. Вначале он был одноглавым, с круглым куполом и тремя апсидами. При отстройке сгоревшего собора вокруг главы, поставленной на место старой, возвели еще четыре меньшего размера. К храму с обеих сторон стали пристраивать приделы.

София Новгородская Стены храма снаружи были лишены каких-либо декоративных деталей. Внешний облик отличается простотой, строгостью и асимметрией форм.

София Новгородская Во внутреннем убранстве храма применены двухарочные пролеты, четырех- и восьмигранные столбы. Стены и своды покрыты удивительными по красоте фресками.

«Где София, там и Новгород»


1 слайд

Культура Киевской Руси. О, светло-светлая и украсно- украшена земля русская! И многими красотами удивлена еси. Всего еси исполнена земля Русская. Далее

2 слайд

3 слайд

СЛОВАРЬ УРОКА Фреска Икона Апсида Закомара Пилястра Барабан Крестово-купольный храм Зернь Скань Перегородчатая эмаль Многоглавие Ярусность Далее

4 слайд

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. -Прямоугольное строение, лежащее в основе архитектуры Греции, Рима, Византии. -Опора, поддерживающая крышу. -Полукруглое завершение стены, место расположения алтаря. -Тип здания, в плане имеющий крест, завершающийся куполом. -Основание купола. -Главный храм Константинополя. -В дословном переводе с греческого означало «изображение». -Картина, выложенная из кусочков цветного стекла – смальты. -Живопись красками по сырой штукатурке. -Вид ИЗО, искусство строить и украшать здания. Далее

5 слайд

Русь называют Гардариком – страной городов. Киев (или Куяба) как называли его арабские купцы – столица, главный город русов. Далее

6 слайд

Путешествие в Древний Киев Ладья византийских гостей причаливает к пристани города Киева. Далее

8 слайд

Город располагается на высоком берегу Днепра, всюду возвышаются холмы. Прежде город был укреплён земляным валом с бревенчатыми стенами. Далее

9 слайд

При нынешнем князе Ярославе Мудром выстроены каменные стены с пятью воротами. Самые красивые из них – Золотые ворота. Далее

10 слайд

Зажиточные горожане живут в двухэтажных срубах. Первый этаж – хозяйственный, верхний – жилой. Здание состоит из нескольких комнат (покоев), в которых стоят деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развешаны полки для посуды. Далее

11 слайд

12 слайд

Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки.

13 слайд

Мастерские ремесленников – ювелиров древнего Киева Далее Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев.

14 слайд

Колты – женские височные украшения, выполненные в технике зерни, перегородчатой эмали, филиграни. Далее

15 слайд

Филигрань (скань) – один из древнейших видов художественной обработки металла. Название Филигрань происходит от двух латинских слов – «филюм» (нить) и «гранум» - зерно. Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. Оба названия указывают на особенность этого вида обработки металла. Далее

16 слайд

Зернь – мелкие золотые или серебряные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Далее

17 слайд

Перегородчатая эмаль – техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими проволочками, напаянными на пластину, а затем образовавшиеся ячейки заполняют эмалями разных цветов, после чего изделие обжигают. Далее

19 слайд

Софийский собор в Киеве – гордость всех русичей Собор построен по византийским традициям и назван в честь Богоматери Премудрой. Далее

20 слайд

21 слайд

Основа собора – крестово-купольная форма. В плане храм представляет собой крест, а венчают его 13 куполов. Высота центрального купола – 30 метров, а площадь – 1300 кв. м. Далее

22 слайд

С именем какого великого князя было связано строительство храма Святой Софии в Киеве? Княгиня Ольга Князь Святослав Ярослав Мудрый Князь Владимир Владимир Мономах Далее

Слайд 2

Первый расцвет древнерусского искусства связан с эпохой Киевской Руси, которая стала преемницей византийских традиций.

Слайд 3

  1. Каковы основные особенности культуры Древней Руси, какой промежуток времени занимает этот период?
  2. Перечислите языческих богов древних славян.
  3. Что такое «капище»?
  4. С какими событиями связано формирование государства на Руси?
  5. Расскажите о первых князьях Древней Руси.
  • Слайд 4

    До принятия православия языческая Русь поклонялась множеству богов. Крещение Руси в 988г. Дало мощный толчок развитию художественной культуры.

    Слайд 5

    Вопросы к тексту «Принятие христианства на Руси»:

    1. Назовите причины, по которым Русь принимает православное (византийское) христианство.
    2. Каково значение принятия христианства для развития русской культуры.
    3. Как происходил процесс принятия христианства народом.
  • Слайд 6

    • купол
    • барабан
    • закомара
    • апсида
    • столб
    • Боковой неф
    • Боковой неф
    • Центральный неф
    • Устройство крестово - купольного храма.
  • Слайд 7

    Одним из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возведенная в 989 – 996гг. В честь пресвятой Богородицы.

    Реконструкция

    Слайд 8

    Киевская София

    Самым древним из дошедших до нас архитектурных сооружений является Софийский собор (возведен между 1017 – 1037гг.)

    Строили этот храм в период правления Ярослава Мудрого с помощью греческих мастеров.

    Слайд 9

    Собор был выложен из красного кирпича, чередующегося с розовой цемянкой.

    Слайд 10

    Многоглавие составляет отличительный признак Софийского собора. Один большой и двенадцать более мелких куполов символизируют Христа и его двенадцать учеников.

    Слайд 11

    Обилие пролетов и арок различного характера составляет существенную особенность помещений Софийского собора.

    Слайд 12

    Пролеты и арки как бы «рифмуются» друг с другом, растут, ширятся и завершаются в обширном подкупольном пространстве огромной, обрамляющей алтарь триумфальной аркой.

    Слайд 13

    Внутри здания купол воспринимался не как наибольший объем, а как наивысшее пространство, как главный источник света.

    Слайд 14

    Внутри собора, высоко в центре под самым куполом, изображен Христос Вседержитель (Пантократор).

    Слайд 15

    Грандиозная фигура Богоматери Оранты (молящейся), вознесшей руки к своему Божественному сыну в молитве за род людской находится в апсиде.

    Слайд 16

    Евхаристия

    Слайд 17

    Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии изображено, как апостолы с протянутыми руками подходят к алтарю; Христос подает им вино и хлеб.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Главные изображения Софийского собора выполнены мозаикой и сосредоточены в центральной, самой парадной и светлой части храма. Круг сюжетов давал представление о христианском вероучении, наглядно выражая понимание небесной иерархии как подобия иерархии земной.

    Слайд 20

    Мозаики, изображающие отцов церкви, отличаются исключительной тонкостью красочных оттенков. Лучезарные краски вносят нечто светлое в эти строгие образы.

    Слайд 21

    • Христос Иерей
    • Богоматерь
  • Слайд 22

    • Григорий Чудотворец
    • Григорий Нисский
  • Слайд 23

    Архангел

    Слайд 24

    В наибольшей степени о культуре Древней Руси можно судить по архитектурным памятникам . В дохристианской Руси были замечательные деревянные строения, в том числе церковные, с приходом же христианства началось и каменное строительство (поначалу под руководством византийских мастеров). Византийский крестово-купольный храм стал основной архитектурной формой на Руси. Одним из первых таких строений была Десятинная церковь Успения Богородицы под Киевом (989-996). Она имела 25 глав и занимала 900 м 2 , на ее содержание отпускалась десятина доходов князя. Была разрушена Батыем в 1240 г. Величественный 13-купольный собор Киевской Софии был возведен при Ярославе Мудром. Название собора, одинаковое с константинопольским, свидетельствовало о претензиях Киева на равенство с Царьградом, Руси с Византией. Сохранились мозаики на стенах и полу, фрески с изображением не только религиозных, но и бытовых сцен - скоморошьих плясок, охоты на медведя, а также семей Ярослава и других князей. Вместе с тем в самой символике русского православного храма с самого начала происходило неукоснительное следование классическим византийским канонам. На Руси и до этого строили купольные храмы, а теперь подкупольное пространство занимал Вседержитель, как бы царящий над миром. В апсиде (округлой алтарной части) находилась Богоматерь молящая. На сводах, столпах и стенах в сложном иерархическом порядке изображались архангелы - христово воинство, затем - пророки, отцы церкви, мученики, сцены из Нового Завета.

    В 30-е гг. XI века были установлены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Софийский собор был построен (в 1045-1050 гг.) также в Новгороде. В нем явственны черты уже русского северного зодчества, он строже, мощнее известняковые стены. Соборы были построены в Полоцке, Чернигове и даже в Тмутаракани, на самом юге Киевской Руси, в городе, столь далеком по тем временам, что он казался даже скорее сказочным. В раскопках русских городов удалось обнаружить и следы гражданского строительства в X-XI вв., вполне добротного.

    Выдающиеся произведения древнерусской культуры были созданы в области литературы . Наивысшие ее достижения - безусловно, летописи . Древнейшая из них - «Повесть временных лет », авторство которой приписывают Нестору. Сохранилась она только в рукописных копиях - в сборнике 1377 г. под названием Лаврентьевской рукописи (по имени монаха-переписчика), куда были приписаны и более поздние события, добавлены «Поучения Владимира Мономаха» и «Суздальская летопись» (до 1305 г.), а также в Ипатьевской рукописи начала XV века. Нестору приписывается авторство и первых «Житий» - Бориса и Глеба, а также Феодосия Печерского. Ярким образцом торжественного красноречия является «Слово о законе и благодати » XI века. Сохранились также переводы раннехристианских отцов церкви - Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского. Широкой популярностью пользовалась знаменитая в средневековой Европе «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. Переводчики, как правило, давали собственную трактовку событий, многое добавляли от себя, что делало и перевод самостоятельным жанром.


    Создание книг само по себе было целым искусством, сложным и ответственным. Даже после появления печатного станка на Руси длительное время писали на пергаменте, выделанном из телячьей шкуры. Использовались для этого гусиные перья, обмакиваемые в чернила или киноварь. Сложность и дороговизна работы вынуждала к экономии письма: слова не разделялись, наиболее употребимые слова сокращались под «титлами». Торжественный, строгий почерк XI-XIII века получил название уставного . Тем не менее, страницы книг украшались художественными миниатюрами, затейливо выписывались заглавные буквы. Переплет-оклад делался из дерева и обтягивался тисненой кожей, нередко украшался золотом или серебром, драгоценными камнями, финифтью. Наиболее известны Остромирово Евангелие XI века и Мстиславово Евангелие XII века.

    Важнейшее место как в церковной службе, так и в повседневной жизни принадлежало музыке . Уже в первых рукописных книгах содержались песни для богослужения, приглашались поначалу греческие и болгарские мастера церковного пения. Стали сочиняться также гимны в честь собственных святых. Наиболее ранний из них - кондак (торжественное песнопение) памяти невинно убиенных Бориса и Глеба. Церковное пение длительное время было одноголосным, как и в Европе.

    Не была забыта и народная музыка . Пели и плясали не только простые люди, но и знать. При княжеских дворах появились и профессиональные музыканты. Особым явлением народной, «смеховой» культуры на Руси были скоморохи , соединявшие в себе музыкантов, певцов, плясунов, акробатов, жонглеров, фокусников, шутов, потешников. В «Повести временных лет» говорится о скоморохах, игравших на гуслях, сопелках, бубнах, гудках, трубах, рожках, свирелях, цевницах, волынках. На торжественных событиях звучали фанфары. Народ любил коллективные игрища, устраиваемые на бытовые и земледельческие праздники.

    Произведения художественной культуры создавались также мастерами ремесел . В Киевской Руси развиты были металлообработка, гончарное и ювелирное ремесло. Изделия русских ювелиров пользовались особым спросом. Они выполнялись в технике зерни - напаянного узора из многих шариков, скани - рисунка из тонкой проволоки, с высоким мастерством создавались эмали .