Какие ууд формируются проектной деятельности. Формирование УУД в проектной деятельности на уроке английского языка: из опыта работы. Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как один из методических приемов формирования универсальных учебных д

«Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность».

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

Сегодня возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Сегодня школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» .

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться . Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий, является проектный метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребёнок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдёт его презентация. Работа над проектом ведётся поэтапно.

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы:

1. Мотивационный этап

2.Этап планирования

3.Информационно – аналитический этап

4.Этап реализации проекта

5.Защиту проекта

6.Рефлексивный этап

Проектная деятельность формирует УУД разных групп, но на каждом этапе создания проекта могут доминировать определенные универсальные учебные действия.

На каждом этапе решаются определённые задачи, намечается деятельность учащихся и учителя, формируются определённые универсальные учебные действия.

Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД : в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Совместная проектная деятельность учащихся при работе в группе способствует формированию коммуникативных УУД : организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Проектная деятельность будет являться эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников, если стараться выполнять методические рекомендации по организации работы в этом направлении:

1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций;

2. Не сдерживайте инициативы детей;

3. Не делайте за них то, что они могут делать (или могут научиться делать) самостоятельно;

4. Не спешите с вынесением оценочных суждений;

5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

Самостоятельно выявлять проблемы;

Прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;

Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

Учите анализу, классификации, обобщению информации;

6.Учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

    Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

    Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

    Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

    Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

    Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Правила успешности проектной деятельности:

    В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

    Команды не соревнуются.

    Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

    Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

    Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».

    Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Формирование УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Овладение учащимися УУД создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Метод проектов требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях, что формирует универсальные учебные действия. Через проектную деятельность происходит становление современного человека. Вот поэтому мы используем на уроках и во внеурочной деятельности проектную деятельность.

Аннотация : В статье раскрывается структура проектной деятельности, состоящая из совокупности логически связанных универсальных учебных действий. Их формирование предстает как реализация учителем дидактической технологии проектной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия, являясь одним из видов в системе универсальных действий, имеют, в свою очередь, свои разновидности. Мы выделяем такую их разновидность, как «универсальные учебные действия, составляющие способ познавательной деятельности». С каждым способом познавательной деятельности соотносится определенная совокупность универсальных учебных действий (далее – УУД).

Понятие «способ деятельности» («способ познавательной деятельности») для педагогики не является новым. Однако не всякий способ деятельности (метод) интересует новую школу. Современную школу интересуют способы деятельности:

– на которых строятся и будут в перспективе строиться производственная, организационная, научная, познавательная деятельность человека;

– общие основы которых могут быть включены в общеобразовательный и профессионально значимый процесс и подготавливать личность к жизни в ее широком понимании;

– основанные на определенной научно и практико-обоснованной совокупности учебных действий, являющихся необходимыми и достаточными для этого способа и общими при его применении в разных жизненных обстоятельствах, то есть УУД;

– выстроенные на посильном для учащихся определенного возраста выполнении всех составляющих его УУД.

Способ познания есть логически единый, системный, самодостаточный (самостоятельно решающий определенный круг педагогических задач) познавательный процесс.

Способы познания, основывающиеся на ограниченной совокупности УУД, технологичны: они реализуются в технологической организации познавательного процесса. Компоненты технологии обучения есть отдельные УУД, закономерно связанные между собой.

Наиболее значимыми для современной школы развивающими способами познания являются: проектный, исследовательский, проектно-исследовательский, проблемный.

Остановимся на проектной деятельности.

Проект – это: а) жизненно (социально и личностно) значимое задание (В. Кильпатрик); б) реальное дело (Е. Паркхерст); в) прообраз, прототип предлагаемого объекта (Н.Ю. Пахомова); г) план, замысел какого-либо действия (К.Н. Поливанова, Н.В. Матяш).

Проектирование – разработка плана проектной деятельности; тождественно понятию «планирование».

Проектная деятельность есть целостная деятельность по реализации проекта: от появления задания (дела) до получения результатов его выполнения.

Проектное задание – то же, что и проект.

Российское образование стоит в начале пути освоения проектной деятельности. Обращаем внимание читателя на то, что в многочисленных публикациях по вопросу проектной деятельности наблюдаются серьезные искажения педагогической сущности этого явления: структуры проектной деятельности, роли учащихся и учителя в ней, сведения проектной деятельности к традиционным обучающим процессам, когда теряется основная развивающая значимость проектной деятельности. Причины этих явлений: 1) незнание классической модели метода проектов; 2) неосмысленность развивающего ядра вводимой процедуры; 3) непонимание необходимости учить детей базовой основе проектной деятельности как принципиально новой; 4) недостаточное осознание важности постепенного перехода учащихся в массовом обучении по все более высоким уровням проектов.

Проектная деятельность имеет разные уровни сложности. Остановимся на том ее уровне, который характеризуется учебными проектами. Учебный проект – это задание (дело), взятое из социальной практики, связанное с учебной программой, выполняемое проектным способом. Он ориентирован на освоение проектной деятельности в ее базовой структуре; процедура его выполнения является посильной для массового ученика; он не претендует на исследовательский подход. Учебная проектная деятельность призвана выполнить и ту функцию, которая является общей для всякой проектной деятельности: максимально, для конкретного возраста обучающихся, стимулировать самостоятельное осуществление проектной деятельности.

Мы обращаем внимание на поиск дидактической технологии проектной деятельности, применимой к разному предметному содержанию, позволяющей разрабатывать частные технологические процедуры проектной деятельности с общих, принципиально значимых позиций.

Кратко охарактеризуем структуру технологического способа проектной деятельности с составляющими его компонентами – УУД.

Определение проекта и его качественных характеристик. Это может выступать как задание учителя или же как «дело», предлагаемое самими учениками по ходу учебной практики. Проект имеет четко очерченные качественные характеристики. Дети изначально приучаются к тому, что изначально следует четко представлять, какого качества продукт следует получить. Возникает прообраз будущего продукта.

Планирование проектной деятельности. Приучение обучающихся к самостоятельному обоснованному планированию деятельности требует от учителя высокого профессионализма, видения рациональных вариантов планирования, терпения. Однако безусловным является требование всестороннего и тщательного продумывания учащимися плана действий.

Защита проекта. После завершения планирования действий, получения ясного представления о методах, условиях, средствах и времени выполнения проекта, сформированности ясного представления о проекте как прообразе будущего объекта проект можно защищать. Защита проекта должна следовать за планированием, а не в конце проектной деятельности, когда дети защищают полученный результат слабо продуманной и плохо организованной деятельности. Детей следует приучать защищать продукт интеллектуального труда, то, что предлагается реализовать на практике и обеспечит успех в соответствии с критериями качества продукта, а не всякий полученный результат. Тогда выполнение деятельности осуществляется полностью в соответствии с защищенным планом действий, его обоснованным утверждением.

Рефлексивная оценка результата. Согласно педагогическим задачам проектной деятельности рефлексивной оценке следует подвергнуть:

– качество выполненного проекта в соответствии с заданными его качественными характеристиками;

– освоение целостного способа проектной деятельности с составляющими его УУД;

– самостоятельность детей в выполнении проекта.

Презентация продукта как результата деятельности.

Подчеркнем закономерность струк­туры проектной деятельности: строго определенный комплекс составляющих ее УУД, их логическую последовательность и соотнесенность, необходимость полноценной сформированности и реализации каждого УУД как структурного компонента системного, технологического способа познавательной деятельности.

Покажем организацию учебного проекта учителем математики Бабаевской СОШ № 1 Вологодской области Т.Н. Глухих (по материалам дистанционного повышения квалификации учителей по программе «Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся», осуществленного под нашим руководством).

УУД № 1 (первый компонент проектной деятельности) – «Определение проекта и его качественных характеристик».

Тема программы – «Площадь поверхности и объем прямоугольного параллелепипеда».

Учебный проект: изготовить макет городского перекрестка со всеми атрибутами. Название проекта – «Макет перекрестка».

Качественные характеристики проекта: а) атрибуты перекрестка (здания, элементы светофора, транспортные средства) должны иметь форму прямоугольного параллелепипеда; б) все модели атрибутов должны быть правильно и аккуратно выполнены (формы, размеры, роспись); в) макет должен обладать характеристиками по улучшению безопасности движения автотранспорта и пешеходов.

Практическая значимость проекта: его результаты будут использоваться как наглядное пособие при изучении правил дорожного движения учащимися школы. В процессе выполнения проекта учащиеся самостоятельно сделают параллелепипед (трехмерную фигуру), рассчитают площадь его поверхности и объем, тем самым подведут итог изучения темы «Параллелепипед». Так объединяется учебное и жизненное значение данного проекта.

УУД № 2 (второй компонент проектной деятельности) – «Планирование деятельности».

В процессе планирования предусматриваются следующие операции: а) определить количество элементов макета, их размеры; б) вырезать развертки; в) надрезать развертки по сгибам г) склеить параллелепипеды (элементы проекта); д) расписать все элементы; е) установить их на основании макета.

Планируется групповая работа с распределением заданий. В группе 6 человек: три ученика выполняют модели трех домов и трех транспортных средств и расписывают их; два ученика выполняют модели всех светофоров и расписывают их; шестой выполняет и расписывает основание макета.

Планируются консультации: а) по правильному выполнению плана перекрестка (с работником ГИБДД); б) по правильному выполнению разверток (с учителем математики); в) по качеству росписи элементов макета (с учителем ИЗО).

Осуществляется расчет времени: на уроке повторить тему «Параллелепипед, его площадь поверхности и объем» – 15 минут; после уроков – групповая работа по расчетам – 3 часа; индивидуальная работа дома – 4 часа. Определяются материалы и их количество: фанера, ватман (картон), краски, чертежные инструменты и др.

Предусматривается, что учащимся предварительно надо пройти наиболее опасные перекрестки в городе и зарисовать их план.

УУД № 3 (третий компонент проектной деятельности) – «Защита проекта».

Защита модели макета перекрестка и плана его качественного изготовления осуществляется в форме доклада с представлением рисунков, чертежей. Доклад поручается одному из учащихся с последующим добавлением информации другими участниками проекта. На доклад (на классном часе) отводится 7 минут. «Защита» заключается в ответах докладчика и других участников проекта на вопросы присутствующих одноклассников, учителей и работника автоинспекции. Оценка со стороны присутствующих осуществляется на основании того, как представленная модель и план действий отвечают качественным характеристикам проекта, которые вполне понятны пятиклассникам.

Учитель, приняв участие в подготовке доклада (консультация), предоставил самостоятельность действий детям во время доклада и ответов на вопросы.

УУД № 4 (четвертый компонент проектной деятельности) – «Выполнение деятельности».

Участники проекта старались выполнять намеченный план действий, чему содействовал учитель математики. Имелся важный стимул для того, чтобы сосредоточить внимание учащихся на точном выполнении разработанного плана: проект готовился для участия в районном конкурсе по правилам дорожного движения, а в дальнейшем – для использования его при повторении ПДД на классных часах.

При выполнении проекта встречались естественные затруднения, связанные с его содержанием: необходимо было точно соблюсти все пропорции элементов модели, сделать очень аккуратно чертежи. Но эти трудности были преодолены.

УУД № 5 (пятый компонент проектной деятельности) – «Рефлексивная оценка результата».

А. Участникам проекта с самого начала работы были представлены качественные критерии оценки продукта – макета перекрестка: 1) правильность и аккуратность выполнения развертки и модели параллелепипеда по его размерам и росписи; 2) правильность расчета площади поверхности параллелепипеда и его объема; 3) установка объектов и оформление макета перекрестка по современным правилам дорожного движения.

Все участники проекта научились строить развертки параллелепипеда. Аккуратно осуществляли роспись элементов макета. Самостоятельно сделали трехмерную фигуру – параллелепипед. Ребята научились рассчитывать площадь поверхности и объем параллелепипеда, закрепили знания правил дорожного движения и воплотили их в макете перекрестка (одобрен работником ГИБДД). Результаты соответствуют критериям качества продукта.

Б. Для оценки полноты структуры учебной проектной деятельности (отработки всех составляющих ее универсальных учебных действий) использовалась предложенная нами методика (табл. 1). Проектная деятельность осуществлена по всем ее компонентам; учащиеся прошли через процесс формирования всех составляющих ее УУД.

В. При оценке и самооценке самостоятельности детей в данной учебной проектной деятельности результат оказался на уровне «частичной самостоятельности» (по разработанной нами методике, которую мы здесь не приводим из-за ограниченности объема статьи). Такой результат для пятиклассников вполне удовлетворительный.

УУД № 6 (шестой компонент проектной деятельности) – «Презентация результата».

Продукт проектной деятельности был представлен в форме макета «Перекресток». Организация презентации в 5-м классе носила несложный характер: присутствовали учащиеся класса. Учитель произнес краткое вступительное слово о цели проектной работы, критериях оценки результатов, ознакомил с группами участников, трое из которых представили макет «Перекресток», рассказали о его содержании и практическом использовании в будущем. Важно, что все участники сообщили о расширении своего личного опыта: что поняли в процессе работы, чему научились (в том числе в ходе общения), что было наиболее интересно в выполнении проекта, как поощрялось стремление каждого из них находить свой способ работы.

Ученики, не участвовавшие в проекте, приглашались к обсуждению макета и его значения в расчете на появление у них желания выполнить свой проект.

Выводы:

1) важнейшей разновидностью познавательных УУД являются те УУД, которые составляют проектный способ познавательной деятельности;

2) первейшей задачей образовательного процесса в отношении проектной деятельности является освоение закономерной структуры учебной проектной деятельности в ее строгой логической последовательности универсальных учебных действий;

3) только после отработки учащимися этой закономерности в самостоятельной деятельности и на ее основе возможно переходить к творческому самостоятельному созданию конкретных, усложненных вариантов проектной деятельности (например, проектно-исследовательской).

Слпайд 1

Внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, предусматривает необходимость разработки новых результативных методик обучения, соответствующих требованиям данного стандарта. Одним из центральных понятий стандарта выступают универсальные учебные действия. Таким образом, перед учителями встает новая задача - развитие УУД.

Слайд 2

Изучив программу формирования УУД, я использую деятельностный подход в обучении. На мой взгляд, проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы .

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

Слайд 3

  1. Этап Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

На данном этапе формируются Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Слайд 4

2. Этап Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

На этом этапе формируются Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации ; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Слайд 5

  1. Этап Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Здесь формируются Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование .

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слайд 6

4. Этап Презентация результатов .

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.

Слайд 7

В таблице представлены какие УУД формируются в различных видах проектов

Виды проектов

УУД

Результативность деятельности

Творческие

Регулятивные

метапредметные

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Информационные

Познавательные

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет

Коллективные

Коммуникативные

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Культурно-исторической тематики

Личностные

формирование самоопределения школьников как граждан России.

Слайд 8

Как происходит формирование универсальных учебных действий, рассмотрим на примере работы над проектом «Домашние животные».

На уроке «Окружающего мира», изучая тему «Рукотворная жизнь» я предложила ответить на вопрос: почему человек выращивает домашних животных и как они появились у него. Если на первый вопрос учащиеся нашли ответ на уроке, то ответ на второй вопрос ответить им было трудно. Так появился проект «Домашние животные».

По методу, доминирующему в проекте, это проект творческий. По количеству участников - групповой. По продолжительности проведения - средней продолжительности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная.

Моя роль как учителя на первом этапе - этапе замысла - весома и значима. От того, как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит судьба проекта в целом.

На следующем этапе организуется деятельность детей. Учащиеся самостоятельно разделились на группы: историки (работали с научной литературой), скульпторы (представили поделки домашних животных), аниматоры (подобрали мультипликационные фильмы, книги, загадки, ребусы, конкурсы, частушки). Каждая группа определила цели и задачи своей работы.

После того, как работа была спланирована, началась собственная деятельность детей.

Я предлагаю Вашему вниманию результат одной из групп проекта. Животных учащиеся изготовили не только на уроке технологии. Эта работа продолжалась и во внеурочной деятельности. Руководителем группы была 9 летняя Вика. Она с ребятами из пластилина изготовила вот таких животных. Это далеко не все животные.

На последнем этапе - этапе представления своей работы - учащимся снова была нужна моя помощь. На данном этапе роль учителя очень важна, поскольку учащимся в силу возраста не под силу сделать обобщение всего того, что они наработали. Мы придумали сюжет «Домик в деревне». На этапе демонстрации своей работы учащиеся делали сообщения.

Процесс работы над проектом и формируемые универсальные учебные действия представлены в таблице.

Слайд 9

Развитие УУД в процессе проектной деятельности

Этапы проекта

Роль учителя

Роль ученика

Формируемые УУД

Замысел

Организатор

Участник замысливания

В сфере личностных УУД - учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.

В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Деятельностный этап

Консультант

Творец

В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

В сфере познавательных УУД - умение сравнивать данные, находить отличия.

В сфере коммуникативных УУД - учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Представление работы

Координатор

Актер

В сфере личностных УУД-самоопределение, действия нравственно-этического характера.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.

В сфере коммуникативных УУД - учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Слайд 10

Таким образом, я считаю, что проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Работая над проектом, я считаю важным выполнение следующих рекомендаций:

1. Учить детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняться от прямых инструкций;

2. Не сдерживаю инициативы детей;

3. Не делаю за них то, что они могут делать (или могут научиться делать) самостоятельно;

4. Не спешу с вынесением оценочных суждений;

5. Помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

Самостоятельно выявлять проблемы;

Прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;

Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

Учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации;

6.Учу отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.

Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников.

Слайд 11

Своё выступление мне хочется закончить словами А. Дистервега

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности –
«разучить» думать самостоятельно».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ФОРМИРОВАНИЕ УУД В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель начальных классов Вилочкова Л. И. МОУ «СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области»

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПРОЕКТОВ Виды проектов УУД Результативность деятельности Творческие Регулятивные метапредметные – определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, – работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, – понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. Информационные Познавательные – предполагать, какая информация нужна, – отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, – сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет Коллективные Коммуникативные – организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), – предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений, – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, – при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Культурно-исторической тематики Личностные формирование самоопределения школьников как граждан России.

Проект «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

РАЗВИТИЕ УУД В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этапы проекта Роль учителя Роль ученика Формируемые УУД Замысел Организатор Участник В сфере личностных УУД - учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования. В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Деятельностный этап Консультант Творец В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. В сфере познавательных УУД - умение сравнивать данные, находить отличия. В сфере коммуникативных УУД - учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей. РАЗВИТИЕ УУД В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представление работы Координатор Актер В сфере личностных УУД-самоопределение, действия нравственно-этического характера. В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме. В сфере коммуникативных УУД - учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. РАЗВИТИЕ УУД В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕКОМЕНДАЦИИ 1. УЧИТЕ ДЕТЕЙ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО, НЕЗАВИСИМО; УКЛОНЯЙТЕСЬ ОТ ПРЯМЫХ ИНСТРУКЦИЙ; 2. НЕ СДЕРЖИВАЙТЕ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ; 3. НЕ ДЕЛАЙТЕ ЗА НИХ ТО, ЧТО ОНИ МОГУТ ДЕЛАТЬ (ИЛИ МОГУТ НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ) САМОСТОЯТЕЛЬНО; 4. НЕ СПЕШИТЕ С ВЫНЕСЕНИЕМ ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ; 5. ПОМОГАЙТЕ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССОМ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ: - САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫЯВЛЯТЬ ПРОБЛЕМЫ; -ПРОСЛЕЖИВАТЬ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ, СОБЫТИЯМИ, ЯВЛЕНИЯМИ; -ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ; - УЧИТЕ АНАЛИЗУ, СИНТЕЗИРОВАНИЮ, КЛАССИФИКАЦИИ, ОБОБЩЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ; 6.УЧИТЕ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ИДЕИ И ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ОШИБОЧНЫХ.

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕКА ПОСТОЯННО ПРИУЧАТЬ УСВАИВАТЬ ЗНАНИЯ В ГОТОВОМ ВИДЕ, МОЖНО И ПРИТУПИТЬ ЕГО ПРИРОДНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – «РАЗУЧИТЬ» ДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО» А. ДИСТЕРВЕГ


Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом.

Изучив программу формирования УУД, мы стараемся организовать учебно-воспитательный процесс с ориентировкой на деятельностный подход к обучению. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать деятельностную педагогику.

Что же такое "проект"? В дидактическом аспекте - это план, замысел. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.

Универсальные Учебные Действия:

Личностные универсальные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.


Регулятивные универсальные действия дают учащимся организовать их учебную деятельность .

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, возможно, проследить при организации проектной деятельности на уроке окружающего мира или во внеурочной деятельности по содержанию курса.

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Презентация результатов.

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий:

Виды проектов

Результативность деятельности

Творческие

Регулятивные

метапредметные

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Информационные

Познавательные

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.

Коллективные

Коммуникативные

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Культурно-исторической тематики

Личностные

формирование самоопределения школьников как граждан России.

Как происходит формирование универсальных учебных действий, рассмотрим на примере работы над проектом «Куклы для кукольного театра». Пальчиковые куклы традиционно используются при обучении детей младшего возраста иностранному языку . Они помогают разнообразить и оживить урок. Разыгрывание диалогов с применением ролевых игр позволяет детям (особенно застенчивым) вживаться в ситуацию общения более непринужденно. По методу, доминирующему в проекте, это проект творческий. По количеству участников - групповой.


По продолжительности проведения - средней продолжительности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Роль учителя на первом этапе - этапе замысла - весома и значима. От того, как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит судьба проекта в целом. На следующем этапе организуется деятельность детей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя организуются в группы, определяют цели и задачи своей работы. На этом этапе ребята и учитель выбирали сказочных героев для будущего театра. Определяли, какими должны быть кукольные персонажи, их одежда, внешний вид. После того, как работа спланирована, наступает собственная деятельность детей, учащиеся все делают сами. Театральных героев учащиеся изготовили на уроке технологии. На последнем этапе - этапе представления своей работы - учащиеся снова работают под руководством учителя, чья роль очень важна, поскольку учащимся в силу возраста не под силу сделать обобщение всего того, что они наработали. С помощью учителя ребята придумали фразы для своих персонажей и подготовили ситуации для их разыгрывания. На этапе демонстрации своей работы учащиеся разыграли мини - спектакли с помощью пальчиковых кукол.

Процесс работы над проектом и формируемые универсальные учебные действия представлены в таблице.

Развитие УУД в процессе проектной деятельности

Этапы проекта

Роль учителя

Роль ученика

Формируемые УУД

Организатор

Участник замысливания

В сфере личностных УУД - учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.

В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Деятельностный этап

Консультант

В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи .

В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

В сфере познавательных УУД - умение сравнивать данные, находить отличия.

В сфере коммуникативных УУД - учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Представление работы

Координатор

В сфере личностных УУД-самоопределение, действия нравственно-этического характера.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.

В сфере коммуникативных УУД - учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.