Какая партия является социалистической. Партии социалистической идеологии. Республики бывшей Югославии

Этапы формирования партий. - Социалистические партии. - Либерально-буржуазные партии. - Помещичье-монархические партии. - Социально-классовые основы, - Про­грамма. - Тактика

На определенном этапе общественного развития выдвигается па повестку дня необходимость создания организаций, объединяю­щих наиболее активных представителей различных классов или социальных групп, способных отстаивать интересы данной части населения. К началу XX в. человечество уже располагало таким опытом строительства политических партий. В России же этот про­цесс начался позже, так как самодержавие тормозило какую-либо политическую деятельность.

Образование партий - это не единовременный акт, а процесс, который проходит определенные этапы. 1-й этап - это формиро­вание определенных идейно-политических настроений, побуждаю­щих единомышленников объединяться в кружки. На 2-м этапе - выкристаллизовываются направления общественно-политической мысли, носители которой группируются вокруг определенных пуб­личных изданий. И лишь потом на 3-м этапе происходит организа­ционное и политическое оформление самого партийного коллекти­ва на основе выработанных организационных, идейных и политических принципов для совместной организационной работы - про­паганды и агитации за свою программу и тактику.

Канун первой российской революции явился тем историческим моментом, когда политические партии в России проходили 1-й или 2-й этапы своего становления. Причем если господствующие клас­сы помещиков и крупная буржуазия еще не ощутили грозящей опасности их интересам и поэтому не испытывали пока необходи­мости в политическом объединении в партии и союзы, то демокра­тические слои общества увидели в организованной оппозиции ре­альную альтернативу существующей политической власти.

В ходе революции классовая борьба в России приобрела ярко выраженный партийный характер. Процесс образования партий вступил в свой 3-й этап.

В зависимости от социально-классовой основы, программных и тактических установок все политические партии, образовавшиеся до и в годы революции, можно разделить на 4 большие группы:

1) пролетарские (большевики); 2) революционно-демократические (социал-демократического и левонароднического направлений); 3) буржуазные (с выделением двух разновидностей: либеральных и консервативных); 4) помещичье-монархические.

В свою очередь каждая из этих четырех групп партий входила в тот или иной из трех политических лагерей: правительственный, либерально-буржуазный, революционно-демократический.При этом надо иметь в виду, что развитие революции, углубление клас­совых противоречий, хотя и не нарушало основ разграничения по­литических сил, в то же время часто вело к изменению позиции партий и групп, стоявших на границе делений.

Еще задолго до революции начали организовываться социали­стические партии. Так, в 1892 г. образовалась Польская социали­стическая партия, в 1893 г. - социал-демократия Королевства Польского и Литвы, в 1898 г. - литовская и латышская социал-демократические партии.

В.И. Ленин и его соратники в начале 90-х годов начали под­готовку к созданию пролетарской партии. Зачатком такой партии стал организованный ими в 1895 г. “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”. Деятельность Союза был нацелена на соедине­ние теории социализма с массовым рабочим движением. На мес­тах из кружков и групп под разными названиями начали созда­ваться социал-демократические организации.

Задача создания партии стала особо актуальной в связи с на­чавшейся в 80-х гг. дифференциацией в российском социал-демо­кратическом движении и обозначившимся разделением на 2 основ­ных направления: революционное и реформаторское. Реформаторские тенденции в социал-демократическом движении получили наи­более полное выражение в идеологии и тактике “экономизма”. “Экономисты” выступали в защиту профессиональных интересов рабочих и удовлетворения их повседневных нужд и создания пар­тии по типу конфедерации местных кружков культурно-просветительского толка.

В марте 1898 г. в Минске представители четырех “Союзов борь­бы”, Бунда и группы “Рабочей газеты” (всего 9 делегатов) собра­лись на I съезд РСДРП (Российской социал-демократической ра­бочей партии). Съезд стал ступенью на пути создания революцион­ной пролетарской партии, хотя и продолжался период раздроблен­ности кустарничества и кружковщины,

Идейно-теоретическая и организаторская работа В. И. Ленина и его соратников сделала возможным созыв II съезда РСДРП (июль - август 1903 г.). Важнейшими документами, принятыми съездом, были Программа и Устав партии. В Программе были по­ставлены две коренные задачи партии - свержение самодержавия в России и установление демократической республики, борьба за победу диктатуры пролетариата. Но в демократическом лагере вместо единой РСДРП практически выступали две партии - боль­шевики и меньшевики. Окончательное размежевание этих партий произошло в 1912 г.

На рубеже XIX-XX вв. в революционно-демократическом движении сложились два основных направления: социал-демократиче­ское и левонародническое, которым соответствовали две группы политических партий. Большевики как представители революцион­ной социал-демократии возглавляли демократический лагерь. Меньшевики представляли реформаторское течение социал-демо­кратии. Социал-демократическое направление пестрело разного рода национальными образованиями, родственными меньшевикам. Вих числе: “Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России” - Бунд (1897 г.), Революционная украинская партия - РУП (1900 г.), социал-демократическая партия (1887 г.), Литов­ская социал-демократическая партия (1896 г.), Эстонский социал-демократический рабочий союз (1905 г.).

Главной силой левонароднического направления выступила партия социалистов-революционеров (эсеров). Эсеры, официально заявившие о себе в январе 1902 г., образовались из разрозненных организаций народнического направления на платформе демократи­ческого “крестьянского социализма”. Претендуя на титул “крестьян­ской”, партия эсеров по своему составу была преимущественно интеллигентской.

Много в ней было выходцев из семей капиталистов и дворян. Вошли в партию эсеров и представители крестьян и рабо­чих. Идейные и политические разногласия в партии, наметившиеся уже на ее I съезде (декабрь 1905 г. - январь 1906 г.), привели летом 1906 г. к расколу эсеров на три течения: а) левое - “мак­сималисты”, б) центр - эсеры старого типа, в) правое - “народные социалисты” (энесы).

“Максималисты” предстоящую революцию предлагали приз­нать не буржуазной, а социалистической. Требовали немедленной “социализации” не только земли, но и всех фабрик и заводов. Энесы стремились свой “социализм” приспособить к интересам зажиточной части крестьянства. Они отказались поддержать эсе­ровскую идею социализации земли, отреклись не только от социа­лизма, но и от требования демократической республики. Их уст­раивала конституционная монархия.

Основная масса всего состава партии эсеров сгруппировалась вокруг Центра на основе программы, принятой на I съезде. В их программе говорилось, что в России противостоят друг другу две силы: с одной стороны, дворянство, буржуазия и деревенское ку­лачество, а с другой - пролетариат, трудовое крестьянство и ин­теллигенция. Одну из задач революции они видели в социализа­ции земли, т. е. в ее передаче из частной собственности в общена­родное достояние и распределение ее органами народного самоуп­равления на основе уравнительно-трудового принципа. Эсеры в ка­честве своей ближайшей цели ставили задачу агитации за созыв Учредительного собрания для ликвидации самодержавного режи­ма и установления свободного народного правления. Проявляя склонность к революционному авантюризму, эсеры признавали тактику индивидуального террора главным методом политической борьбы. Лидерами партии стали В.М. Чернов, П.А. Аргунов, А.П. Гоц и др.

По тактическим методам борьбы к эсерам приближались анар­хисты.

Среди ряда национальных партий левонароднического направ­ления наиболее крупной была партия Дашнакцутюн - Армянский революционный союз (1890 г.). Это направление также поддержи­вали Революционная партия социалистов-федералистов Грузии (1904 г.), Белорусская революционная партия, переименованная вскоре в Белорусскую социалистическую громаду (1902 г.), Ла­тышский социал-демократический союз (1901 г.). Так как при раз­работке своих программ национальные левонароднические партии брали за эталон документы партии социалистов-революционеров, их программные установки имели много общего.

Наряду с этими партиями, выступавшими сторонниками раз­личных ветвей социалистической мысли, на окраинах страны стали возникать национальные партии, выдвигающие общедемократиче­ские требования в национальном вопросе, - польская, литовская, латышская, армянская, грузинская, еврейская.

В августе 1905 г. состоялся 1 съезд “Иттифак-эль-Муслимин” (“Союз мусульман”), в котором участвовали и башкирские либералы. В резолюции съезда указывалось на необходимость еди­нения всех мусульман, выдвигалось требование об уравнении му­сульман с русскими “в политических, религиозных и имуществен­ных правах”. Принятие партийного устава и официальное заявле­ние о создании партии состоялось в январе 1906 г. “Иттифак-эль-Муслимин” самораспустилось после третьеиюньского переворота 1907 г.

Завершение создания партий либеральной буржуазии пришлось на подъем первой революции в России. Еще в 1899 г. большая группа земских либералов объединилась в полулегальный кружок “Беседа”. В 1903 г. из наиболее радикальных земцев был создан “Союз земцев-конституционалистов. Одновременно в 1902 г. вы­шел первый номер журнала “Освобождение”. В 1904 г. из предста­вителей буржуазной интеллигенции и либеральных земцев созда­ется “Союз освобождения”, завершивший консолидацию сил и по­дошедший к образованию партии конституционных демократов (октябрь 1905 г.). В 1906 г. к ранее принятому официальному наз­ванию добавилось: партия “народной свободы”. В целом програм­ма кадетов была рассчитана на развитие России по капиталисти­ческому пути западного образца. Выдвинутое вначале требование конституционной монархии в 1917 г. было заменено требованием демократической парламентской республики. Кадеты подчеркива­ли, что они как партия надклассовая занимают особую позицию, Партия кадетов выступала за культурное самоопределение наций, равенство граждан, независимо от сословий. Основу партии состав­ляла либеральная интеллигенция, в первую очередь представители ее высших слоев. В партию также входили высокооплачиваемые категории служащих, представители городской мелкой буржуазии. Первым председателем конституционно-демократической партии народной свободы стал крупный землевладелец князь П. Д. Дол­горуков. В 1907 г. председателем партии становится ученый-исто­рик П. Н. Милюков. В действовавших в 1905-1907 гг. примерно трехстах организациях кадетов числилось от 60 до 100 тыс. чле­нов партии.

Кроме кадетов, в либерально-буржуазный лагерь входило бо­лее десятка общероссийских и национально-буржуазных партий. Наиболее значительными из них были партия демократических ре­форм, демократический союз конституционалистов, партия мирно­го обновления и др. Все они находились в оппозиции к царскому правительству, и их программы отличались от кадетской требова­нием национального равноправия и права политического и куль­турного самоопределения в рамках автономии.

В революции 1905-1907 гг. правительство поддерживали помещичье-монархические, реакционные буржуазные партия и мно­жество мелких политических организаций, которые в той или иной мере примыкали к этим партиям. В отличие от буржуазных и ре­волюционно-демократических партий эти организации, как прави­ло, были только русскими. Это объясняется тем, что во главе госу­дарства стояли русские помещики.

Наиболее крупными монархическими партиями, образовавши­мися после 17 октября 1905 г., были “Союз русского народа” (100 тыс. человек), “Русский народный союз имени Михаила Арханге­ла” (20 тыс.), “Русская монархическая партия” (более 2 тыс. че­ловек). “Союз русского народа” в своем первом программном до­кументе заявил, что в основу деятельности этой партии положены идеи православия, самодержавия, народности. Членами союза мог­ли состоять “только природные русские люди обоего пола, всех со­словий и достояний”. Главным органом партии стала газета “Рус­ское знамя”, председателем главного совета стал статский совет­ник Дубровин А.И.

В программе главной партии буржуазии - “Союз 17 октября” (октябристов) - государственное устройство России виделось как конституционная монархия, но не с Учредительным собранием, а с Государственной думой. За нерусскими народами, кроме финнов, не признавалось даже права культурной автономии. Социальную основу партии составила крупная финансовая и торгово-промыш­ленная буржуазия, крупные помещики, ведущие свое хозяйство по капиталистическому пути, незначительная часть верхушки ин­теллигенции. Председателем ЦК партии вначале был крупный зем­левладелец Д.Н. Шипов, а с октября 1906 г. московский купец А.И. Гучков.

К “Союзу 17 октября” в годы революции примыкали 18 различ­ных партийных организаций, в их числе Торгово-промышленный союз, прогрессивно-экономическая партия, Балтийская конститу­ционная партия и др. Подобно октябристам действовали и многие национальные буржуазные партии, видя в царизме своего защит­ника от народного гнева.

Таким образом, на рубеже XIX-XX вв. происходит оформле­ние течений освободительного движения России в политические партии, которые стали выступать выразителями интересов опреде­ленных социальных групп и классов в острых политических схват­ках. Величайшим катализатором образования новых политических партий стала первая российская революция. За короткий период в России возникло столько политических партий, сколько не имелось ни в одной стране мира. К концу гражданской войны 1917-1920 годов численность российских партий составила около 100.

Деятельность 1 и 2 Гос. дум

Деятельность I (27 апреля - 9 июля 1906 г.) и II (20 февраля - 3 июня 1907 г.) Госу­дарственной думы ознаменовали начавшееся превраще­ние самодержавия в конституционную монархию и начало россий­ского парламентаризма. Рос­пуск II Государственной думы и одновременное издание в нарушение манифеста 17 октября нового избиратель­ного закона рассматриваются как завершение первой рос­сийской революции.

Создание законодательной Государственной думы, хотя и с ограниченными правами, является важнейшим итогом революции. Кроме этого, все партии получили право на легальные печатные органы. Население полу­чило некоторые демократические свободы: право голо­са, собраний и др. Была повышена зарплата рабочим, легализованы экономические забастовки. Для крестьян были отменены выкупные платежи, снижены арендная плата на землю. Однако революция не решила основ­ных задач развития страны. Самодержавие, вынужден­ное пойти в ходе революции на уступки, сохранило свою экономическую и социально-политическую основу. Од­нако революция 1905 -1907 гг. обнажила всю глубину социально-экономических, политических и иных про­тиворечий, поразивших российское общество, показала неизбежность коренных изменений. Осознавшие это «верхи» предприняли попытку направить Россию по пути эволюционного реформаторства с целью избежать даль­нейших революционных потрясений. Олицетворением этого курса стал глава правительства П. А-Столыпин, с именем которого и связываются реформы в послерево­люционный период.

В результате государственного переворота 3 июня 1907 г. в России установилась так называемая третье-июньская политическая система, или третъеиюньская монархия. По новому избирательному закону вдвое сокра­щалось представительство в думе от крестьян, в 2,5 раза - от рабочих, в 3 раза - от Польши, Кавказа и Закавказья, а нерусские народы Средней Азии, Сибири и Забайкалья совсем лишались своих представителей в Думе. Ставка была сделана на резкое увеличение депутатских мест для помещиков и крупной буржуазии (составляли в общей сложности менее 1 % населения, а получили более 2/3 мест в Государственной думе), рассматриваемых как надежная социальная опора самодержавия.



Для политического курса послереволюционного пра­вительства характерно было сочетание реакционных мер с проведением реформ, лавирование между интересами различных слоев общества. Показательна в этом отноше­нии правительственная тактика в III Государственной думе: при необходимости реформ законопроект одобрял­ся голосами октябристско-кадетского большинства, а при­нятие консервативных законов обеспечивалось голосами октябристов и правых фракций.

Деятельность III и IV Государственной думы

После разгона II Государственной думы в России устано­вился политический режим, получивший название «третьеиюньской монархии» (1907-1910). Дума была сохране­на как видимость конституционного учреждения, но мес­та в ней были перераспределены в пользу помещиков и крупной буржуазии. 3 июня был издан новый избиратель­ный закон. Один голос помещика, дворянина приравни­вался к четырем голосам буржуазии, 260 голосам крестьян, 543 голосам рабочих. Теперь помещики и буржуазия, со­ставлявшие менее одного процента населения, получили более 2/3 мест в Думе.

III Государственная дума, самая «угодная» самодержавию, просуществовала весь положенный по закону срок. Ее пред­седателем стал кадет Хомяков, а с 1910 г. - октябрист А. И. Гуч­ков. В составе III Думы было 442 депутата: кадеты имели 104 места, октябристы - 154, правые партии - 140, социал-демократы - 19 мест. По всем важнейшим вопросам прави­тельство ставило Думу перед свершившимся фактом. За 5 лет Дума утвердила свыше 2 тысяч законодательных актов. В ос­новном это были незначительные или текущие законы о сметах, жалованье разным чиновникам и т.п. Занималась Дума и важ­ными вопросами, поставленными революцией 1905-1907 гг.: ра­бочим, национальным и особенно аграрным. Принимаемые ею законодательные акты отличались противоречивостью и непоследовательностью.

Выборы в IV Государственную думу (1912-1917) практически не изменили расстановку фракций в Думе. Председателем был октябрист М. В. Родзянко. Правые (черносотенцы) имели 184 голоса, октябристы (правые центристы) - 99 голосов, левые центристы образовали блок, куда входили кадеты (58 голосов), националисты (21 голос) и прогрессисты (47 го­лосов). С 1913 г. большинство Думы (кадеты, прогрессисты, радикалы) стали в оппозицию царизму. Николай II неоднок­ратно ставил вопрос об уголовной ответственности депутатов за их критические и разоблачительные речи с думской трибуны.

Социалистическое направление общественной мысли. Партии этого направления.

Политические партии России в начале 20 века (1900 - 1916). Социальный состав и социальная опора, политические программы, лидеры, деятельность. Обществ. движения и полит. партии: Националисты (черносотенцы): русское собрание 1900, комитет русских студентов1904, русская монархическая партия. Октябристы : партия помещиков и торгово-промышленной буржуазии (лидеры Гучков, Родзянко). Представители: союз 17 октября, торгово-промышленная партия. Кадеты : партия либерально - монархической буржуазии (ограниченная монархия, буржуазные свободы, сохранение помещичьего землевладения, решение рабочего вопроса) лидеры - Милюков, Шингарев, Набоков. Эсеры (нелегальная партия):социалисты революционеры. Существовали 1901-1902. Возникли в результате объединения народовольчеких групп. Левое крыло буржуазной демократии. Программа: демократическая республика, политические свободы, рабочее законодательство, социализация земли. Главное политическое средство - индивидуальный террор. Лидеры: чернов, Гоц, Гершуни. 1908 дело Азефа. течения: народные социалисты и максималисты. РСДРП : российская социал-демократическая партия. 1 съезд (1898 минск), 2 съезд (1903 Брюссель, Лондон; принята программа партии. Программа максимум - программа социалистической революции: замена частной собственности общественной, планомерная организация общественного производства, уничтожение деления общества на классы и ликвидация эксплуатации, установление диктатуры пролетариата. Программа-минимум: свержение самодержавия, установление демократической распублики, 8-ми часовой рабочий день, полное равноправие наций с правом на самоопределение, уничтожение остатков крепостничества в деревне. Большевики - фракция РСДРП, понятие возникло на 2 съезде партии в связи с выбором руководящих органов партии (победили сторонники Ленина - большевики). Лидеры партии в целом: Ленин, Плеханов, Мартов, Аксельрод, Дан. Лидеры большевиков: Ленин, Красин, Кржижановский, Богданов, Луначарский. Прогрессисты : 12-17 партия крупной буржуазии; промежуточная между октябристами и кадетами; инициатор создания прогрессивного блока в думе; лидеры - Коновалов, Рябушинский. Трудовики : мелкобуржуазная демократическая фракция депутатов крестьян и народнической интеллигенции в 1 - 4 думах. В нее входили крестьяне, сельские учителя, фельдшеры, статисты, уездные врачи и т.д. многие из них были связаны с эсерами и Всероссийским крестьянским союзом. Земское движение : расширение местного самоуправления (Шитов, Гучков, Львов). Женские организации, молодежные организации. Общественная деятельность церкви : просветительство, благотворительность, развитие культуры. Движение интеллигенции : задача интеллигенции не подготовка революции, а религиозно-нравственное просвещение народа. Освобожденцы : либералы, сгруппировавшиеся вокруг журнала Освобождение (редактор - Струве), лидер Милюков, 1903 создание союза, 1904 учредительный съезд союза освобождения, боролись за права и свободы.

К моменту начала революции социалисты уже имели свои партийные организации, которые на протяжении нескольких лет готовили этот взрыв и сразу же включились в руководство революционным процессом.

Социал-демократы сумели преодолеть в ходе революции раскол своей партии на большевистскую и меньшевистскую фракции, чему во многом способствовала и захватившая меньшевиков в 1905 г. революционная эйфория, а также стремление пролетарских масс к единству собственных рядов и рядов своей партии. Правда, достигнутое на IV съезде РСДРП"весной 1906 г. единство не было полным и органичным, поскольку в позициях большевиков и меньшевиков, в их стратегии и тактике были слишком серьезные различия, вытекавшие из разного видения ситуации в России и разного понимания ближайших и более отдаленных задач партии. Тем не менее объединение большевиков и меньшевиков, несмотря на сохранявшиеся и даже усиливавшиеся в 1906-1907 гг. разногласия между ними, позволило им более активно влиять на ход общественно-политической жизни в стране, в частности, на выборы депутатов Государственной думы и руководство профессиональными союзами.

Положительно сказался на росте влияния РСДРП на массы и тот факт, что в 1906 г. в РСДРП влились польские, литовские, латышские социал-демократы и члены еврейского Бунда. В итоге к концу революции, когда происходил очередной, V съезд РСДРП (весна

1907 г.), в марксистской партии было не менее 150-170 тыс. членов, в том числе примерно 58 тыс. большевиков и 45 тыс. меньшевиков. Самыми крупными социал-демократическими организациями были петербургская и московская (в них весной 1907 г. было около 16,5 тыс. членов). А всего в период революции социал-демократические организации действовали в 79 губернских и 312 уездных городах и 160 - в сельской местности26.

Социальный состав большевиков и меньшевиков был примерно одинаков: рабочие, интеллигенты, студенты, служащие и совсем немного крестьян. Обе фракции включали в себя представителей самых разных национальностей, проживавших на территории России. Интересны уникальные данные мандатной комиссии V съезда РСДРП о его делегатах, хотя нужно иметь в виду, что состав партийного форума отнюдь не был зеркальным отражением состава всей партии в целом. Среди большевистских делегатов русских было почти 80%, а евреев - 11%. Рабочие составляли 36%, интеллигенты - 27%, служащие - 11% и т.д. Высшее образование имели 20%, среднее - 32%, начальное - 37%. А вот как выглядят соответствующие данные о делегатах-меньшевиках. Их национальный состав был гораздо более пестрым: русских - 34%, грузин - 29%, евреев -23% и т.д. Рабочие от станка составляли 32%, столько же было и интеллигентов. Высшее образование имели 13%, среднее -47%, начальное - 36%. Средний возраст делегата-меньшевика был равен 28 годам. Интересно отметить, что профессиональных революционеров, занимавшихся только партийной работой, у меньшевиков было даже больше (22%), чем у большевиков (17%):7.

Главные различия между членами двух фракций РСДРП следует искать, однако, не в их национальности, социальном происхождении и профессии, а в сфере психологии и ментальности. Большевики были тверже, последовательнее в своих действиях, смелее, дисциплинированнее, но в то же время прямолинейнее, нетерпеливее, самоувереннее, фанатичнее. Меньшевиков отличали большая осторожность и осмотрительность, склонность к колебаниям и компромиссам в сочетании с повышенной амбициозностью и нервозностью, неприятием любого авторитаризма. Большевики придавали большее значение насилию, конспирации, часто руководствовались принципом «цель оправдывает средства». Меньшевики острее реагировали на аморальность, нарушения демократии, любые проявления односторонности и примитивизма в мышлении.

Большевики синтезировали марксизм с русским радикализмом и бунтарством, тогда как меньшевики старались соединить учение Маркса с некоторыми либеральными ценностями. Последователи Ленина не уставали клясться именем Маркса, но готовы были пожертвовать марксистскими догмами ради достижения своих целей, главной из которых был скорейший приход к власти. Меньшевики

были более привержены букве марксизма, хотя не могли не понимать, что полностью применить его к специфическим условиям России невозможно. Почти религиозное отношение большевиков и меньшевиков к наследию Маркса и Энгельса не мешало им пропагандировать лишь те его положения, которые отвечали их собственным политическим пристрастиям, как бы не замечая того, что в работах «классиков» могли находить аргументы в свою пользу и их оппоненты.

В итоге у большевиков и меньшевиков были две разные концепции российской революции и соответственно две стратегические и тактические линии, которых они придерживались в своей практической революционной деятельности. И большевики, и меньшевики считали революцию 1905-1907 гг. буржуазно-демократической и главную роль в ней отводили пролетариату. Но дальше начинались принципиальные расхождения в оценке движущих сил, границ и перспектив развития революционного процесса. Для большевиков это была рабоче-крестьянская в своей основе революция, причем пролетариату отводилась в ней роль застрельщика и основной физической силы движения, а РСДРП - идеолога и организатора всех антиправительственных выступлений. Главным методом борьбы объявлялось при этом революционное насилие, а результатом победы народного восстания должно было стать установление революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства и участие социал-демократии во всех органах новой власти сверху донизу. Привлекала большевиков и идея непрерывной революции, принявшая у Ленина форму теории перерастания буржуазно-демократической резолюции в социалистическую как часть мировой пролетарской революции.

Меньшевики считали, что сила начавшейся революции - в ее общенациональном размахе, в участии в ней не только демократических, но и либерально-оппозиционных сил, которые должны были бы в идеале даже возглавить борьбу с самодержавием. При этом, в отличие от большевиков, меньшевики не верили в возможность прочного союза пролетариата и крестьянства и были убеждены, что в случае победы революции власть должна будет перейти к буржуазии. Социал-демократии они отводили в будущей буржуазной республике роль крайней левой оппозиции, категорически отрицая возможность участия РСДРП в новом правительстве. После неудачи декабрьских восстаний 1905 г. меньшевики возлагали все свои надежды на легальные методы политической борьбы, и прежде всего на Государственную думу. Отдав некоторую дань увлечению идеей перманентной революции в интерпретации Парву-са-Троцкого, меньшевики затем решительно отказались от всяких попыток углубления революции в направлении к социализму. Если большевики стремились осуществлять тактику «левого блока», т.е.

совместных действий всех демократических сил (без буржуазии), то меньшевики выступали за единство всех «живых сил» нации (включая либеральную буржуазию), хотя на практике такие призывы выглядели явной утопией.

Деятельность социал-демократов в период революции была насыщенной и многогранной: они многократно усилили свою агитационно-пропагандистскую работу в демократической среде, руководили забастовочным движением, вели работу в вооруженных силах, вышли на парламентскую арену. Без РСДРП невозможно представить себе те вооруженные восстания, которые происходили в России в 1905-1906 гг., работу первых Советов рабочих депутатов и профсоюзов. Политическая школа, пройденная РСДРП в годы Первой российской революции, во многом подготовила рабочую партию к событиям 1917 г.

Признанным лидером большевиков был В.И. Ленин. Рядом с ним в годы революции работали талантливый инженер европейского уровня и размаха Л.Б. Красин, врач по образованию, оригинальный философ и писатель-фантаст А.А. Богданов, яркие партийные публицисты А.В. Луначарский и В.В. Боровский. В большевистской фракции РСДРП были и крупные практики революционного дела - С.А. Тер-Петросян (Камо), С.Й. Гусев, братья И.С. и Э.С. Кадомцевы, З.Я. Литвин-Седой, М.В. Фрунзе и другие. В социал-демократической фракции II Государственной думы выделялся большевик Г.А. Алексинский, позднее порвавший с Лениным. Руководителями меньшевиков, наряду с ветеранами социал-демократического движения Г.В. Плехановым (занимавшим в ряде вопросов центристскую позицию) и П.Б. Аксельродом, в годы революции были душа и совесть фракции Ю.О. Мартов, талантливые публицисты А.Н. Потресов, А.С. Мартынов, Ф.И. Дан, организаторы-практики В.Н. Крохмаль, П.Н. Колокольников, В.Н. Розанов и другие. В Государственной думе активно работали Н.Н. Жордания и И.Г. Церетели. Вне фракции был Л.Д. Троцкий, который приобрел известность как один из авторов теории «перманентной» революции и фактический лидер Петербургского совета рабочих депутатов в 1905 г. Но главная сила социал-демократов заключалась в наличии у них сильного среднего партийного звена (революционного «офицерского корпуса»), которое обеспечивало оперативное выполнение всех партийных директив.

Ближайшей задачей РСДРП в революции 1905-1907 гг. были свержение самодержавного строя, установление демократической республики и предоставление всем гражданам свободы слова, печати, собраний, союзов и т.д. Не покушаясь пока прямо на основы буржуазного строя, социал-демократы стремились сделать российский капитализм более цивилизованным, ликвидировав все пережитки крепостнической эпохи и упорядочив с помощью государст-

венного вмешательства отношения между трудом и капиталом. Большое место в социал-демократической программе-минимум занимал целый блок требований по рабочему вопросу (введение 8-часового рабочего дня, государственного страхования рабочих и т.д.). РСДРП готова была поддержать борьбу крестьян за передачу им всех казенных, удельных, церковных и частновладельческих земель без какого-либо выкупа. При этом большевики выступали за национализацию всей земли, тогда как меньшевики предлагали комбинированную систему, сочетавшую национализацию части земель и муниципализацию бывших помещичьих владений, т.е. передачу их в распоряжение органов местного самоуправления (отсюда и само название «муниципализация») для последующей сдачи в аренду крестьянам. Были и социал-демократы, которые являлись сторонниками раздела земли в собственность крестьян. Победила на IV съезде РСДРП в 1906 г., где принималась новая редакция аграрной программы партии, точка зрения меньшевиков, хотя их план был малопонятен крестьянам и не пользовалась их поддержкой, а большевики принимали ее лишь в порядке партийной дисциплины.

В области межэтнических отношений РСДРП выступала за предоставление всем нациям, населявшим Россию, права на самоопределение, т.е. самостоятельное решение своей судьбы, либо оставаясь при этом в рамках единого многонационального государства, либо выйдя из него и образовав собственное национальное государство (последний вариант считался крайней мерой, к которой следовало прибегать лишь в исключительных случаях). Всем нациям обеспечивалось право пользоваться родным языком и развития своей национальной культуры.

В целом же, несмотря на поражение революции, РСДРП зарекомендовала себя в 1905-1907 гг. как одна из самых влиятельных политических сил тогдашней России, без которой революция, вероятно, приобрела бы несколько иные контуры, а завоевания народа выглядели бы намного скромнее.

Главным соперником (и вместе с тем союзником) РСДРП в революционном процессе с начале XX в. была партия социалистов-революционеров. В глазах царского правительства она являлась самой опасной и агрессивной революционной организацией, от которой всегда можно было ожидать террористических актов, подрывной агитации в армии и на флоте и организации «разбойничьих» крестьянских гнезд в сельской глубинке. Не случайно эсеры понесли во время революции самые тяжелые потери: 15 тыс. членов ПСР были заключены в тюрьмы и отправлены в ссылку, около 300 эсеров казнены28.

За годы революции численность эсеровской партии выросла в несколько десятков раз и превысила 60 тыс. человек, уступая в революционном лагере лишь численности социал-демократов. Эсеровские организации существовали в 48 губерниях и 254 уездах (в основном в Европейской России), а количество сельских организаций и групп ПСР превышало 2 тыс. Эсеры вербовали своих сторонников среди радикально настроенной интеллигенции, студентов, учащейся молодежи, рабочих, крестьян, мещан, привлекая их романтикой революционного подвига, подвижничеством во имя народного блага и социальной справедливости. Обработка имеющихся в распоряжении историков данных о социальном составе 21 губернской эсеровской организации показала, что в них было более 40% рабочих, 45% крестьян и солдат, более 10% интеллигентов, студентов и учащихся29. При этом в ЦК ПСР абсолютно преобладала партийная интеллигенция.

Наибольшим авторитетом в эсеровских кругах пользовался главный идеолог и теоретик партии, сын бывшего крепостного, выбившегося затем в дворяне, В.М. Чернов - талантливый публицист и прекрасный оратор, не обладавший, однако, организаторскими способностями и личной харизмой. Способными организаторами были бывший народоволец М.А. Натансон, М.Р. Гоц, Г.А. Гершуни, старая народница Е.К. Брешко-Брешковская, один из руководителей террористов Б.В. Савинков (известный и своим литературным талантом). Злым гением партии стал провокатор Евно Азеф, разоблаченный уже после Первой российской революции.

По своему революционному темпераменту эсеры были близки анархистам и большевикам. Это были люди действия, сильной воли, самоотверженных поступков, хотя для многих из них был характерен известный авантюризм и склонность к «вспышкопускательству». К террору эсеры относились как к средству дезорганизации правительственных сил, «возбуждения» общества и привлечения в ряды партии радикально настроенной молодежи. В партии была создана немногочисленная, но совершенно уникальная по подбору кадров центральная Боевая организация30. Кроме того, террористические акты совершались и местными эсеровскими группами. На счету эсеровских боевиков в период революции были убийства вел. кн. Сергея Романова, самарского губернатора И.Л. Блока, командующего Черноморским флотом адмирала Г.П. Чухнина и других. Всего в 1905-1907 гг. эсерами и эсерами-максималистами было совершено более 250 террористических актов31. При этом эсеры смотрели на террор как на крайнюю, вынужденную и морально угнетавшую многих из них меру, совершенно прекратив его в период работы I Государственной думы., чтобы не мешать наметившейся тогда известной разрядке политической напряженности в стране, и полностью распустив свою Боевую организацию в ноябре 1906 г.

Основные направления революционной работы эсеров и социал-демократов совпадали. ПСР реально соперничала с РСДРП в области военно-боевой работы и явно опережала социал-демократов по масштабам работы в деревне, сделав серьезную заявку на превращение в главную крестьянскую партию России. Если социал-демократы с большим трудом вписывались в беспартийные демократические организации, не скрывая своего желания прибрать их к рукам и навязать свою программу, то эсеры успешно вели работу во Всероссийском крестьянском союзе, Всероссийском железнодорожном союзе, Почтово-телеграфном союзе, Союзе учителей и других подобных организациях. Осваивали они и думскую арену политической борьбы. Неприятным сюрпризом для РСДРП был успех эсеров на выборах во II Думу по рабочей курии. Правда, они сумели взять верх над социал-демократами только на первой стадии выборов (выборы уполномоченных), да и то далеко не везде, но сам факт подобной победы говорили о том, что рабочих не устраивает постоянная борьба между большевиками и меньшевиками, а недавним выходцам из деревни явно импонировала эсеровская программа социализации земли, апеллировавшая к общинно-уравнительным настроениям основной массы крестьянства.

Участвовали эсеры и в работе первых Советов рабочих депутатов, и в деятельности профсоюзов. В столичном Совете рабочих депутатов было 92 эсера, в Московском - 21. Эсеры пользовались также влиянием в Екатеринославском, Николаевском, Одесском, Саратовском, Севастопольском, Харьковском, Новороссийском и некоторых других Советах. Что касается Таганрогского совета, то его председателем был эсер Б.Н. Оловягин32.

Эсеровская модель демократических преобразований в России была оформлена в программе ПСР, после длительных дискуссий окончательно принятой I съездом партии на рубеже 1905-1906 гг. Социально-политическая программа эсеров была вр многом близка к программе социал-демократов. Но была у них и существенная разница: эсеры гораздо больше думали об отдельно взятой человеческой личности, ее правах и гарантиях развития заложенных в ней способностей, тогда как социал-демократы больше оперировали такими обобщенными понятиями, как класс и массы. Если социал-демократы были типичными «государственниками», рассматривая государственную власть как мощный рычаг политических, социальных и культурных преобразований, то эсеры уделяли гораздо больше внимания развитию общественного самоуправления в рамках сельской общины, трудового индустриального коллектива, профессиональной или национальной группы. Решая аграрный вопрос, они выступали за объявление всей земли общенародным достоянием, отмену ее купли-продажи и уравнительный раздел между всеми, кто желает ее обрабатывать собственным трудом («социализация

земли»). Будущую демократическую Россию эсеры видели как свободное федеративное содружество всех живущих в ней равноправных наций, тогда как социал-демократы оставались сторонниками унитарного государства с отдельными элементами автономии. За всеми нациями, по крайней мере теоретически, признавалось право на самоопределение, но о праве на отделение и создание собственного государства в программе ПСР, как и в программе РСДРП, не упоминалось.

Отказавшись от идеи некапиталистического развития России, которой увлекались народники XIX в., эсеры тем не менее искали пути к сокращению издержек приобщения своей крестьянской страны к западной цивилизации, выступая за сохранение крестьянской общины, развитие кооперации, а затем за плавный и безболезненный переход к коллективному ведению сельского хозяйства. Характерно, что если социал-демократы, следуя марксистской доктрине, не мыслили себе переход России к социализму без диктатуры пролетариата, споря лишь о мере ограничений демократии в переходный период, то в программе ПСР «временная революционная диктатура» рабочего класса (под ним эсеры подразумевали рабочих, трудовое крестьянство и революционно-социалистическую интеллигенцию) предусматривалась лишь «в случае необходимости», что означало признание возможности не только революционного, но и эволюционного пути перехода от режима народовластия к социализму33.

Характерно, что неонародничество, как и социал-демократия, не избежало в начале XX в. идейно-организационного раскола. В 1906 г. оформилась небольшая партия народных социалистов (энесов), ставшая наследницей легального народничества конца XIX в. и отрицавшая революционные методы демократизации России и последующего перехода ее к социализму. В том же году оформился и Союз эсеров-максималистов, насчитывавший не более 2-2,5 тыс. членов34. Это была ультрарадикальная революционная организация, стремившаяся придать происходившей в России демократической революции непосредственно социалистический характер за счет социализации не только земли, но и промышленных предприятий. Увлечение террористическими акциями и экспроприаторством роднило эсеров-максималистов с анархистами.

В настоящей работе мы не рассматривали подробно деятельность анархических организаций, в которых в 1905-1907 гг. насчитывалось не более 5 тыс. членов35. Это и не удивительно, если учесть, что российская ментальность базировалась на гипертрофированных представлениях об определяющей роли государства в жизни общества и что российская демократия уже пережила закончившийся глубоким разочарованием период увлечения анархистскими идеалами на народническом этапе освободительного движе-

ния. Анархисты начала XX в. значительно уступали по численности своим западным товарищам и вербовали сторонников в основном из молодых маргиналов в низших слоях населения, хотя идеологами движения были, наоборот, настоящие интеллектуалы (кн. П.А. Кропоткин, возглавлявший движение анархо-коммунизма; поэты СМ. Городецкий и В.И. Иванов, проповедовавшие анархо-ин-дивидуализм, и другие). Анархистские группы действовали в Петербурге, Белостоке, Одессе, Варшаве, Лодзи, Екатеринославе и некоторых других местах. Они «прославились» в основном террористическими актами и экспроприациями (с них начинал в 1906 г. свою деятельность и Нестор Махно). Но участвовали анархисты совместно с другими революционными партиями и организациями и в отрядах революционной самообороны от «черносотенцев», в боях с правительственными войсками во время вооруженных восстаний в декабре 1905 г. Были случаи, когда к анархистам переходили разочаровавшиеся в недостаточно активных действиях своих партий члены РСДРП и ПСР, а также эсеры-максималисты. Однако, несмотря на то что в 1906-1907 гг. наметилась тенденция к активизации деятельности анархистских организаций и, в частности, анархо-синдикалистов, делавших ставку на развитие профсоюзного движения, серьезного влияния на политическую жизнь страны в период революции они все же не оказали. Тем более что создать единую организацию всероссийского масштаба анархисты так и не смогли, распадаясь на ряд отдельных течений («безначальцы», «чернознамен-цы», «безмотивники», «хлебовольцы»).

Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на отмеченные выше издержки процесса партийного строительства в годы Первой российской революции, он стал важным показателем дальнейшего продвижения. России по пути ее модернизации и создания основ гражданского общества. Вместе с тем партийно-политическая система в том виде, в каком она сложилась в нашей стране в 1905-1907 гг., отливалась неоправданной громоздкостью, рыхлостью, многократным дублированием одних и тех же или чрезвычайно близких друг к другу партийных течений. Обнаружился также значительный дисбаланс между деструктивным и конструктивным потенциалами программатики и политической практики центристских и левых партий: они были очень сильны в критике власти, тогда как их позитивная платформа была явно неадекватна низкому уровню развития российского капитализма, общей и политической культуры основной массы населения, количеству наличных кадров, способных эффективно заниматься реформированием страны. Не менее очевидный разрыв существовал между во многом демагогической риторикой партийных лидеров и наличием серьезного научного обоснования их планов и лозунгов, нередко носивших откровенно популистский характер. Кроме того, в явный пассив полити-

ческой системы России следует занести то, что вплоть до 1917 г. ни одна из возникших в то время в России партий не прошла испытания властью и не приобрела опыта конструктивной государственной деятельности. Все это говорило о том, что история политических партий России в 1905-1907 гг. фактически еще только начиналась и не могла не получить продолжение.

Либеральные буржуазные партии.

Зарождение политических партий в России.

Итоги революции.

1. Был создан первый представительный орган власти, имевший законодательные полномочия;

2. Даровались демократические полномочия;

3. Формировались легальные политические партии;

4. Отменялись выкупные платежи крестьян;

5. Длительность рабочего дня сокращалась до 9-10 часов;

6. Смягчилась национальная политика царизма.

1. Кадеты. Конституционные демократы, лидер – Милюков. Считали единственны способом преобразования государства реформы, которые должны осуществляться в результате давления на правительство через гос. думу, печать и политическую пропаганду.

Цели: установление парламентской республики со строгим разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. Введение всеобщего избирательного права. Соблюдение политических прав и свобод, отмена цензуры и свобод печати, отмена сословных привилегий. Введение всеобщего бесплатного образования. Признание права рабочих на стачки и установление 8ми часового рабочего дня. Право наций на культурное самоопределение.

2. Октябристы. Лидер – Гучков. Представляла интересы крупной торгово-промышленной и финансовой буржуазии.

Цели: неприкосновенность личности, в национальном вопросе – за единую и не делимую Россию. Не ставили вопроса о 8ми часовом рабочем дне.

1. Эсеры. Единая партия социал-революционеров. Самая многочисленная социалистическая партия. Лидер – Чернов. В отличии от либеральных партий они понимали, что достижение народовластия можно достичь только революционным путем.

Цели: подготовка народа к социалистической революции в интересах трудового народа. Свержение самодержавия, провозглашение демократической республики в национальном вопросе за право наций за самоопределение и федеративное устройство. Главное место в программе занимал аграрный вопрос. Предлагали ликвидировать частную собственность на землю и передать ее в пользование крестьянам на основе потребительской нормы. В качестве тактических средств борьбы признавали индивидуальный террор.

2. РСДРП. Российская социал -демократическая партия. Основана в 1898 году. На первом съезде была принята программа этой партии. Программа состояла из 2х частей: программа минимум и программа максимум.

Программа минимум: буржуазно-демократическая революция, свержение самодержавия. Установление демократической республики, введение всеобщего избирательного права, широкое местное самоуправление, право наций на самоопределение, возвращение крестьянам выкупных платежей, введение 8ми часового рабочего дня. Отмена сверхурочных работ и штрафов.



Программа максимум: пролетарская социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата.

На втором съезде РСДРП распалась на большевиков и меньшевиков.

3. Меньшевики – Марков, мягкие марксисты. Ориентировались на опыт западно – европейских демократов. Считали, что партия должна быть открыта для всех слоев населения и для дискуссий.

За жесткую партийную дисциплину, за подчинения меньшинства большинству, за замкнутость и консперированность.

4. Консервативное крыло (Черносотенные национал-монархические организации), союз русского народа. Политический идеал православная русь во главе с монархией. Гос.религия – православие. В национальном вопросе за единую и не делим.Россию. Русская народность провозглашалась первенствующей. Идеология носила выраженную антисемитскую направленность.

Столыпину принадлежит идея аграрной реформы, целью которой было укрепление крестьянского хозяйства путем превращения крестьянина в полноправного собственника. По замыслу наиболее сильные и крепкие крестьянские хозяйства могли освободиться от опеки общины и могли обойти убогих и пьяных. В 1906 году был отменен закон о неприкосновенности общины и крестьянам дано было право выходить из него. При этом сохранялась надельная земля. Излишне сверхдушевой нормы можно было приобрести по цене 1861 года или бесплатно, если передел не производился в течение 24 лет. Крестьяне имели право требовать предоставить земли в одном месте, некоторая часть гос. земель была предоставлена крестьянскому банку для дальнейшей продажи крестьянам на льготных условиях. В рамках аграрной реформы было проведено переселение крестьян на окраины, Сибирь, Урал, среднюю Азию и Казахстан с тем, чтобы снять социальную напряженность, земля переселенцам предоставлялась бесплатно, также предоставлялись пособия, льготы и безвозмездные ссуды. Столыпин считал, что став полным собственником земли крестьянин будет трудиться с большим усердием, следовательно повысится эффективность крестьянского труда.

Результаты: были освоены новые земли для с/х производства, распространилась частная собственность на землю, что привело к развитию аграрного капитализма.

Развитие внутриполитического процесса –

Для чего это все?
Для того, чтобы помочь обществу решить не только социальные и экономические, но этические и духовные проблемы! Духовные потребности — в красоте, в чувствах, в правде, в справедливости. Этот текст открыт для обсуждения, каждый может в него что-то добавить, при условии одобрения большинства. Любые мнения приветствуются.

Наши принципы

  1. Открытость. Создание максимально открытой законодательной и исполнительной власти. Прямое участие людей в механизме функционирование и контроля за властью.

Закрытость и коррумпированность сегодняшней власти — основная проблема. Мы можем создать государственный орган и затем обнаружив, что он коррумпирован, создать надзирателя над этим органом, который тоже станет коррумпированным, обнаружив это, мы уже создаем надзирателя над надзирателем и так бесконечно.

Этот порочный круг можно разорвать, вспомнив, что у нас есть колоссальный ресурс, это не нефть или армия чиновников, это все граждане России. Граждане России умеют право выбирать профессию и место жительство, но они практически не могут влиять на власть. Нам кажется, граждане России незаслуженно забыты как ресурс контроля и даже управления власти.

Человек должен иметь право контролировать труд чиновников. Для этого необходимо обеспечить максимально открытую исполнительную власть, с максимально возможной обратной связью. Такая система позволит всем желающим и неравнодушным, напрямую участвовать в контроле за властью, влиять на нее, лучше отстаивать свои интересы. (Сейчас этому препятствуют частично власть, и гос. монополии). По мимо, всех госорганов, частично требованиям максимальной открытости должны подчиняться и гос. монополии, например РЖД.

Граждане имеют право подать коллективный запрос, если сочтут, какой-либо шаг неправильным. Например, чиновник в установленные сроки должен обосновать, почему в том или ином случае были допущены неоправданно большие расходы. Это и есть контроль власти над обществом. Чтобы запросы были максимально оправданными, будут установлены пороги на число граждан подавших запрос. Будут в этом принимать участие и организации. Также будет применяться шкала авторитета граждан: гражданин, находящий злоупотребления или ошибки во властных структурах чаще других, будет иметь больший вес. В ходе этого процесса на политической арене будут появляться новые лица — неравнодушные люди.

Таким образом, мы надеемся через 5 лет достичь стабилизации саморегулирующей системы, в основе которой лежит вся та часть общества, которая хочет хотя бы каплю своего времени и сил уделить на благо нашего общего государства.

Не исключаются и коммерческие отношения. К сожалению, далеко не все люди — альтруисты, и всем людям нужно кормить себя и свои семьи, и в вопросах потратить ли время на себя или на общественное благо, выбор, скорее всего, будет не в пользу общественного блага. Я предлагаю разумное денежное или иное поощрение граждан внесших ощутимый вклад в развитие государства.

  1. Политические воззрения.

Мы разделяем практически все точки зрения христианских демократов и так же многие точки зрения социалистов. Так же есть идеи, не относящиеся к какой-либо идеологии, прогрессивные идеи, идеи в духе современного общества, которые должны нам помочь.

Мы не будем перепечатывать всю идеологию христианских демократов (наберите пожалуйста в Википедии), социализм думаю всем вам знаком, мы планируем его развитие примерно как в Швеции (социальные блага близкие к СССР, но имея рыночную экономику и прочее)

  1. Необходимо вернуть людям понимания законотворчества. Обоснование законов.

Это проблема не только России, но и многих стран, люди очень часто просто не понимают, какие законы и для чего принимаются.

Мы считаем, что партии должны отчитываться перед избирателями не каждый 4 или 5 лет, когда начинается предвыборная кампания, но и во время принятия любого закона.

Каково экономическое обоснование закона? Какой должен быть предполагаемый эффект (ПЭ)? Что будет с депутатом, с партией, если рассчитанный ими ПЭ будет ниже заявленного?

Мы считаем, что нужно вести статистику по депутатам и по партиям. Кто и сколько законопроектов предложил, проработал, внес поправки, и как это отразилось на ПЭ. На сколько сбылся ПЭ.

Не исключено принятие на рассмотрение законов, которые пришли не из органов власти. С денежной премией, так как это не прямая обязанность внешних сил, и они не получают депутатский компенсационный пакет.

Возможная критика:

В Думе будут одни лоббисты и экономисты.

Экономист знает только свою сферу. Поэтому Дума состоит не только из экономистов, но и спортсменов, актеров, писателей и людей других профессий. Лишь сообща можно оценить все влияние закона на страну. Считаю, что каждая партия должна иметь представителей всех областей знаний и национальностей.

  1. Дефицит идей.

В нашей стране наблюдается дефицит идей, в том числе и национальных. В один миг они не появятся. Но мы верим, что если мы предоставим каждому неравнодушному человеку способ влиять на государство, соучаствовать в нем, то новые идеи должны появиться.

  1. Нужно вернуть людям веру в государство.

Читая новости, где одно министерство или ведомство спорит с другим, никто из журналистов не напишет, что нашелся честный человек который борется с несправедливостью. Все же пишут что борьба кланов, переделка собственности. Ведь если даже ни один из журналистов, которые должны представлять непредвзятость и честность, не верят в добро, что во власти царит только бал зла. Это печально.

  1. Ответственность за воспитание морально нравственного общества.

В нашем обществе есть вещи, к которым оно часто равнодушно, либо не решается поступить правильно, либо просто закрывается глаза. Вот ряд таких случаев:

  • Взять чужое, если оно как бы ничье, собственность государства или компании.
  • Видишь преступление, если оно тебя не касается, то тебе, то какая разница?

На самом деле равнодушие и двойственная позиция и есть то из чего произрастает коррупция. Пока мы в обществе не победим эти проблемы, новая власть которую мы изберем, будет такая же как и старая.

Как ты хочешь, что бы относились к тебе, так относить и к ближнему своему. Как ты хочешь, что бы относились к твоей вещи, так относись и к чужой вещи.

Аргумент против неравнодушия и помощи в раскрытие преступления, которое у нас принято называть Стукачеством, такой же аргумент как “Ты чё, не пацан что ли?”

Мы считаем, что общество может функционировать пока более 90% граждан соблюдают писанные и не писаные нормы, при падении этого уровня ниже 90, начинаются проблемы и деградация. Мы верим что может это преодолеть и сохранить.

Из этого пункта следует что число мигрантов не желательно что бы было выше 10%, не потому что они плохие, а потому что их менталитет подстроен под другие нормы общества.

  1. Постепенное ослабление полномочий президента.
  2. Не уделять спорам о прошлом больше 10% времени

Нет смысла обсуждать дебатировать больше 5-10% о временах СССР и Российской Империи. Необходимо обсуждать реальные проблем, и их решение находится в будущем, не в прошлом.

Нужно думать, что сейчас делать. Смысл обсуждать прошлое, не предлагаю, что делать в будущем. Критика, она нужна, и оценки прошлого нужны, но смысл в спорах, которые никуда не ведут.


Почему Христианская партия?

Есть много причин прохладного отношения граждан к политике:

  • Сборище коррупционеров
  • Лоббирование чьих-то интересов
  • Манипуляторов
  • Бескомпромиссных идей
  • Бесконечные обвинения, граничащие с нервным срывом

Христианская партия решает 5 и отчасти 4 проблему.

Если посмотреть, как проходят политические дебаты? Люди устали от этого, люди не хотят видеть это. Поэтому у нас и такая низкая политическая культура, которая заключается в большинстве своем отстаивание чего-то мифического с пеной у рта.

Но как бы хорошо не работали, политтехнологи, дергая за нужные ниточки подсознания, людей не обманешь, они чувствуют обман, и мы верим, что в них изначально сидит чувство разумное, доброе, вечное. Именно на это чувство мы и будем опираться. Люди хотят видеть разумные искренние предложения, без подпольной политической игры. Людям нужна партия, которой они смогут доверять.

В христианстве, есть то, что мы можем предложить людям, христианские идеалы, вот чего не хватает в нашей политики!

Разумные христианские идеи, на основе которых стояли и стоят десятки государств.


Почему Социализм?

  • Пал последний оплот скептического отношения к социалистически направленным реформам в лице США. Приняли закон о всеобщей медицинской помощи каждому, а не тому кто заплатит, или кто докажет что не может заплатить. Помощь ближнему, который оказался в экстренной ситуации связанной с болезнью, и в этой стрессовой ситуации, не должен оказаться выкинутым на произвол судьбы. Эту разумную вещь наконец-то поняли и приняли в США.
  • Мы убеждены, что меду социализмом и христианством есть общие корни. Идеи о благополучие в подсознании людей вынашивались многими столетиями, и были реализованные на христианских основах: взаимопомощь - милосердие, умение делиться, братство - равное отношение ко всем, интернационализм - все люди братья. И все это несмотря на то, что многие основатели социализма, настроены отрицательно по отношению религии. Но и многие известные религиозные деятели, заслуги и труды которых ценятся очень высоко, вступали в разногласия со взглядами современной церкви. Человеку свойственно ошибаться. Если человек сделал хотя бы одну вещь хорошо, а другую плохо, не стоит судить о нем по плохой вещи.
  • 150 лет назад не было ни одной социальной льготы. Сегодня около 8% безработных, 15% пенсионеров, 10 % разных льготников живут за счет государства. К 2050 году в благополучных странах общая цифра достигнет 50%. Мы не претендуем на точную оценку, но думаем, что так оно и будет. Это произойдет благодаря техническому прогрессу и всеобщей роботизации. Следовательно, нужно глубже изучать все социальные процессы, дабы разумно распределять социальные льготы в пользу, кому они действительно нужны.
  • Будущее за социализмом. Самые стабильные страны в мире — это социалистические страны. Например, Норвегия, Швеция и т.д.
  • Зная прошлое и настоящее нашей страны, нужно понимать, что в ней сейчас могут победить только социалисты.

Коммунизм. Покаяние

Сами цели, которые перед собой ставили сторонники коммунизма (равенство, солидарность, интернационализм), явно были выдвинуты ими из светлых побуждений: сострадания бедным, угнетенным, из чувства справедливости. Но методы, которые многие из них избрали для борьбы за справедливость, были несправедливы и ужасны: физическое уничтожение оппонентов, конкурентов, например, в виде церкви. Этот вопрос требует покаяния, признания и пересмотра теми людьми, которые придерживаются этой идеологии.

У нас в стране, где количество учебных часов для школьников по истории самое максимальное в мире, в учебниках отсутствует четкое исследование эпохи СССР.

Наша страна должна составить четкий документ, в котором будет проведено подробное исследование эпохи СССР и дана всесторонняя оценка каждому значимому историческому событию: морально-этическая, экономическая, стратегическая и т.д.

К историческим событиям нужно относиться с максимальным пониманием ситуации, проникаясь их атмосферой и обстоятельствами. Для примера, все мы знаем, о темном средневековье, где происходили ужасные вещи. Но с другой стороны, не мог же целый ряд стран ошибаться 1000 лет подряд. То есть мы осуждаем их политику, но в то же время относимся к ней с пониманием, потому что наверняка были конкретные причины поступать так и именно так.

Мы считаем, что нам нужно подвести итоги и сказать, в чем мы раскаиваемся, к чему мы относимся нейтрально, а что берем за пример.

Мы понимаем, что мы очень горды за достижение СССР, но это не значит, что не нужно признавать ошибки.

Жилищный вопрос

Основные причины высокой стоимость жилья это:

  • Коррупционная составляющая строительного бизнеса
  • Чрезмерно высоких доход отдельных граждан
  • Инвестиции в недвижимость
  1. Решения первого заключается в упрощении норм регулирование, в уменьшение сроков реагирования государственных властей на за запросы строительных компаний, в публикации в открытом доступе документа оборота между строительной компанией и государством.
  2. Второй пункт решается путем расследования, откуда у гражданина взялись такие средства. Контроль расходов.
  3. В связи с кризисом, традиционные активы, куда вкладывались деньги, это: акции, банки, инвестиционные проекты, сейчас крайне не стабильны. Соответственно деньги потекли в недвижимость.

Третья проблемы решается путем регулирования инвестирования в недвижимость. Необходимо ввести большие налоги для владельцев больших площадей квартир, при более чем 100(200 для загорода) м2 на человека, вынуждающие человека не инвестироватьв недвижимость.

Для компенсации недвижимости как инструмента инвестирования необходимо повысить уровень страхования вкладов до 30 млн. рублей.

Реформы

Большая часть из них описана в наших принципах и в идеях.

Экономические и другие идеи

Идеи различаются на законодательные, которые косвенно влияют на экономику, и на задачи прямые.

Прямые идеи

  1. Для жителей Москвы можно сократить расходы на мобильную связь примерно в 2 раза. Существует монополия 3 операторов большой тройки и Скайлинк, как мы видим, для полноценной конкуренции этого не достаточно, так как мы знаем, что в соседних регионах цена за одну минуту разговора 2 копейки.

Предлагаю дать лицензию на работу в Московском регионе еще нескольким компаниям.

  1. По всей стране можно сэкономить в среднем 10-15% тепла вырабатываемого теплоэлектростанциями. В офисных зданиях ночью бессмысленно поддерживается нормальная температура, когда офис никто не использует. Предлагаю по всей стране ограничить или отключить отопления зданий в момент их простоя, как это делается по всему миру.

Косвенные идеи

  1. Реформа преподавания русского языка. Достаточно спорный вопрос. Этим предложением больше хочу заставить людей задуматься, нежели немедленно реализовывать его.

В школе, самое больше количество часов отводится преподаванию русского языка. Примерно 5-7%. В то время как в Англии вообще нет такого предмета как английский язык, есть предмет литература. Я не очень верю, что наш язык настолько сложный, что бы возникла такая диспропорция. Возможно оптимизировав преподавания русского языка, ученик получит дополнительное время на другие предметы.


На эту тему уже многое сказано, но мы бы хотели ответить на личное послание Президента Медведева - выяснять все через суд. Это звучит разумно, но.

Сколько коррупционных сделок доходят до суда? В лучшем случае - 1%.

А теперь посчитаем, сколько обнаружили фальсификаций, имея которые можно доказать свою правоту в суде? Думаю тоже 1%. Но это не значит, что был всего 1% фальсификаций, так же как нельзя сказать, что страна коррумпирована лишь на 1%, так как это доказано в суде.

Простая система из двух уравнений.

Данный спорный момент может разрешить только доступ общества к контролю государства!

Краткий лозунг: 1% коррупционеров, что в тюрьме, не есть все коррупционеры!

1% тех нарушений на выборах что нашли, не есть все нарушения!


Видение прогресса в обществе

Каждый народ достоин своего правительства. Недавно в Москве открылся самый большой каток в мире в Парке Горького, коньки выдавались в аренду на катке без залога. К сожалению, за несколько дней было украдено 200 с лишним пар. На митинге кричат Партия Жуликов и Воров, но, к сожалению это встречается везде.

Существует 3 причины, почему человек поступает правильно (упомянуты в порядке благоприятности для общества): 1. По совести; 2. Благодаря воспитанию и из страха стыда, что кто-то узнает; 3. Неизбежность наказания.

Мы не идеалисты, помимо диктатуры совести, должна быть еще и диктатура закона. Мы тем не менее продолжим верить и работать в направлении нравственного взросления человека. Ведь самый лучший человек — не тот, кто поступает по законам, потому что боится наказания, а тот, кто поступает по совести!

Также необходимо прививать в обществе стыд перед нарушением закона и общественно моральных норм. Самое главное — привить это молодежи на раннем этапе взросления. В этом должны служить примером взрослые. Дети с большим вниманием анализируют поведение взрослых.

Также нужно развивать и совершенствовать законы. Было проведено исследование среди британцев, что если никто не узнает о правонарушении и не будет никакого наказания за это правонарушение, то 50% британцев нарушит закон (соответственно, здесь не работают 2-ая и 3-я причины). Так что нам и другим странам есть куда стремиться, повышать свой уровень со 2-ого и 3-его до 1-ого.


Наши мысли почему власть подтасовывает выборы.

Демократия лучшая, но не идеальная форма правления. “Главный довод против демократии - 5 минут общения со средним избирателем” Уинстон Черчель. Думаю в 1938 Гитлер бы честно победил на выборах в Германии, если бы они были. “На мою свободу слова Льют козлы свободу лжи” Юрий Шевчук очень точно описал медиа России в разгар 90-х.

Вот этого как раз и боятся Медведев и Путин, и риск на самом деле есть. Что может выйти любой политический шарлатан и завлечь за собой большие толпы.

Постоянно пресекая свободу слова и выбора, обвиняя народ в низкой политической культуре, власть не дает этой культуре вырасти, повзрослеть.

Политика это большое искусство, и даже быть избирателем - это большая ответственность.

Выбирать именно то, что есть на самом деле, а не то, что хочет этим казаться.

Не поддаться на националистические лозунги, которые играют на естественном желании человека, что бы его страна развивалась, имела свою культуру и на страхе потери национальной идентичности.

Выбирать хорошо програботанную программу а популистские лозунги.

Отличить партию клон, которая призвана оттянуть голоса у “материнской” партии.

Разбираться в политики это большое искусство, различать белое и черное, а чаще оттенки, не разочароваться в системе и не поддаться крайним идеям.


Итог


Мы предлагаем идеологию сильного вмешательства граждан в государственные дела, так сильно, как это возможно!

Необходимо привлечь всех неравнодушных и трезво мыслящих людей!

Партии свободомыслящих и честных людей!

Для построения общества на основе нравственных и правовых принципов!

контакты: Роман [email protected]