Как обучать и воспитывать гиперактивного ребенка методическая разработка на тему. Может ли гиперактивный ребёнок учиться в обычной школе? Очень важным скулхаком является необходимость отловить ошибки в обучении ребенка и повысить уровень знаний ребенка

Что случилось? Мальчик Саша учится в 1 классе, пошел в школу с 7 лет. К своим 7 годам он прекрасно умел читать, писать и считать. Он очень активный, любознательный, у него яркая, выразительная речь. Родители предполагали, что ребенку в школе будет легко, а первый класс будет местом, где он сможет проявить свои способности, но на деле произошло другое.
В классе, где 30 человек, Саша совершенно не может сконцентрировать внимание ни на каком процессе. Он очень активен на уроках, но эта активность другого порядка, чем та, которую ждут от школьника. Он вскакивает, он перебивает учителя, он встревает в его объяснения. В какой-то момент учитель, устав от такого поведения ребенка, отсаживает мальчика на заднюю парту. Но и на задней парте ребенок не прекратил своей активности. При этом он из-за расстояния перестал слушать учителя, учитель уже не попадал в зону внимания Саши. Он занимался своей деятельностью, разбрасывал бумажки, задирал соседей, общался с ними, разговаривал. В итоге Сашу отгородили партами от одноклассников, чтобы у него было личное свободное пространство, в котором бы он никому не мешал. Но так как Саша по-прежнему оставался активным, и эту активность надо было куда-то девать, он стал, незаметно от учителя, тихо сползать под парту, дожидаясь, когда учитель отворачивался, выползал к двери и шел бродить по школе, стараясь выскользнуть и за ее пределы тоже. Школа выдержала примерно полгода, после чего маме было поставлено условие, что либо она забирает ребенка из школы, либо школа добивается какими-то другими усилиями перевода ребенка в школу для детей с девиантным поведением.

Как помочь? Давайте попробуем поискать причины неуспешности активного и любознательного мальчика с прекрасно развитым интеллектом. Что часто удивляет родителей – у ребенка на этот момент есть большой запас не учебных, а так называемых образовательных навыков. Это активные, шустрые детки, которые идут в школу уже читающие, пишущие, считающие чуть ли не в пределах 100.
У родителей есть ощущение, что школа, по крайней мере первый класс, будет для них легким времяпрепровождением. А не всегда так бывает.

Я думаю, большинству из вас знакома ситуация с мозаичным развитием. Про наших приемных детей психологи часто говорят, что их общее развитие очень неравномерно. По каким-то параметрам, например, по развитию памяти, по развитию познавательной сферы, они дотягивают до нормы, а какие-то параметры западают. Это зависит от того, какие проблемы и какие ситуации были у ребенка в раннем детстве.

В ситуации с Сашей, про которого я рассказывала, мозаичность развития выражается в том, что несмотря на свое прекрасное физическое развитие и хорошее развитие интеллектуальной сферы, у Саши западает эмоционально-волевая сфера. То есть его волевая регуляция гораздо ниже нормы, поэтому ребенок не способен прилагать длительные усилия и совершенно не способен заниматься тем, что ему неинтересно или кажется неважным в эту минуту. Часто слабость эмоционально-волевой сферы бывает связана с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). У них позже происходит созревание определенных частей головного мозга, которые отвечают за саморегуляцию. Поэтому таким детям очень тяжело соответствовать требованиям школьной жизни, они не вписываются в школу по причине своих поведенческих особенностей. Конечно, в классе, где 30 человек, такой ребенок с нарушающим норму поведением сразу расценивается как очень неудобный ребенок.

Мы считаем таких детей группой риска, потому что к нам редко их приводят детей, не считают их нуждающимися в помощи. Как правило, таких детей наказывают, это тот феномен, когда родители и учителя говорят, что ребенок «плохо себя ведет». Раз ребенок плохо себя ведет, значит, что его надо дисциплинировать, приструнивать. Чем больше мер такого наказывающего характера принимается, тем больше возрастает напряжение у ребенка, и способность концентрироваться и прилагать усилия автоматически падает.
Когда мы, взрослые, находимся в стрессе, когда у нас тяжелая эмоциональная ситуация, наши мыслительные способности не функционируют эффективно, что же ждать от маленького ребенка с такими проблемами?

Как помочь ребенку и на что обратить внимание родителям, у которых растет такой ребенок? Если вы по дошкольному детству вашего ребенка видите, что он: плохо концентрируется, не усидчив, легко отвлекается, бросает на полпути свои занятия, не способен выслушать ваше поручение и выполнить его, то к школе это должно вас беспокоить.
Часто родители думают, что в садике ребенок был неугомонный, шустрый, с ним мало кто мог справиться, но он пойдет в школу, и все утрясется. К сожалению, не утрясется, более того, ситуация в школе на фоне привыкания к новой обстановке может только ухудшиться. Любой ребенок, пришедший в школу, переживает стресс, а для таких детей стресс особенно губителен, у них низкая стрессоустойчивость.

Хорошо бы такому ребенку попасть в класс с малой наполняемостью, но, к сожалению, как в Москве, так и в регионах, очень мало школ, где в классе до 10 учеников. В Москве идет оптимизация, много школ укрупнили. В связи с повышенной отвлекаемостью и со слабой способностью концентрироваться на чем-то одном, в большом классе из 30 детей обстановка для гиперактивного ребенка просто невыносимая, его внимание все время улетучивается.

Если нет возможности посещать класс с малой наполняемостью, то нужно обязательно договориться с учителем, чтобы он посадил этого ребенка прямо перед собой на переднюю парту, чтобы в течение урока проявлял у нему индивидуальное внимание, подходил и просматривал его тетрадь, лишний раз ему подсказывал, как выполнить какое-то упражнение. Иногда нескольких проявлений внимания учителя за урок достаточно, чтобы ребенок стал более-менее стабилен.

Для детей с гиперактивностью также важно в течение 40 минут не сохранять полную неподвижность, а как-то двигаться. Хорошо бы договориться с учителем, чтобы он в середине урока давал ребенку задание пойти намочить тряпку, или протереть доску, или что-то еще сделать, чтобы двигательная активность была легитимной, принятой в классе. Таким образом ребенок не будет нарушать тишину и спокойствие других детей. Некоторым детям позитивно настроенные учителя предлагают в середине урока встать и пройти по ряду. Если ребенок не способен сконцентироваться, чтобы пройти и не задеть кого-то, то маленького 7-8 летнего ребенка можно взять за руку и с ним прогуляться по этому классу. Для таких детей движение становится разрядкой.

Если организовать учебный режим с учетом этих особенностей, дети будут гораздо меньше мешать остальным и гораздо больше будут усваивать сами. Таким детям тоже показан щадящий режим, и в середине рабочей недели хорошо бы делать передышку. Желательно забирать его домой сразу же после школы, ни в коем случае не оставлять на продленку, чтобы школа не превращалась в перманентное, каждодневное, длительное пребывание, в котором ребенок теряет всякую возможность на чем-то сосредоточиться.

К сожалению, детей со слабой эмоционально-волевой регуляцией среди приемных детей очень много. Причина тому ясна, проблема лежит в раннем детстве, потому что развитие нашей воли начинается с развитием эмоциональной сферы. Если ребенок рос в асоциальной семье или в учреждении и никто не обращал внимания на его эмоции, и его не учили эти эмоции различать, понимать, что думает или чувствует другой человек, ребенок сам этому никогда не научится.
Обязательно нужно учить выражать эмоции – особенно негативные – каким-то приемлемым способом. Иначе он любую эмоцию, будь то радость, раздражение или обида, будет ощущать как некоторое внутреннее возбуждение. И это внутреннее возбуждение ищет выхода, и сколько бы ни сдерживал себя ребенок, оно в какой-то момент прорвется.

Как правило, оно прорывается хаотичной двигательной активностью, телесными контактами, таких детей часто называют драчливыми. Это не всегда связано с агрессией, часто это связано с тем, что они просто не знают, куда это возбуждение девать, особенно мальчишки – потолкаться, подраться – это способ сбросить эти телесные зажимы, сбросить возбуждение.

От того, насколько хорошо мы умеем распознавать и выражать свои эмоции, зависит и то, насколько хорошо мы умеем управлять своими поступками. Тут связь прямая и недаром эта сфера называется эмоционально-волевой. Таким детям бесполезно предъявлять повышенные требования, думая, что они плохо себя ведут. Они просто к этому пока не способны. И в таких случаях очень важна коррекция психо-эмоциональной сферы. Было бы хорошо, если бы рядом с вами был какой-то специалист, который помог бы выстроить упражнения для ребенка. Очень много разных методик работы с эмоциональной сферой, поведенческой коррекции, которая связана именно с этой сферой. И здесь перспективы тоже очень неплохие.

Обычно при должной поддержке и специальной работе такие дети тоже выравниваются, и очень важно их не сбивать, не навешивать на них ярлык плохого ученика, не представлять его злоумышленником, не делать из него козла отпущения в школе. Потому что иначе ребенок очень быстро становится плохим учеником, и у него уже не будет желания учиться и прилагать усилия. И на негативном эмоциональном фоне он и интеллектуально хуже соображает, чем мог бы.

Совет родителям, как работать с эмоциями, если у вас нет рядом специалиста: во-первых, надо учить ребенка распознавать свои эмоции. Если вы видите, что ребенок разозлился, расстроился, обиделся или наоборот чему-то сильно обрадовался, скажите ему об этом, чтобы он знал, как называется то состояние, в котором он сейчас находится. Мы так и говорим ребенку «Я вижу, что ты очень сильно расстроился», «Тебя очень огорчило, что мы не пошли сегодня в кино». Когда мы чувствуем, что ребенок начинает злиться, в нем нарастает гнев, мы тоже говорим ему об этом «Я вижу, что ты злишься. Когда мы так говорим ребенку, он понимает, что любое его состояние имеет название и причину. Кроме того, ребенок видит, что вы принимаете его в этом состоянии и значит, не стыдно его испытывать.
И третья важная сторона: после того, как вы научите ребенка распознавать чувства, дальше нужно учить ребенка их как-то выражать, в первую очередь негативные. Что можно сделать, если я очень сильно злюсь? Именно этот вопрос ребенок задает родителям, только не словами, а поведением. В вашей семье должны быть общепринятые способы сброса этого напряжения. Что вы разрешаете делать ребенку, как он может злиться?

Наши приемные семьи сами предлагают очень много способов, придумывают, друг у друга перенимают, какие-то мы им предлагаем. Так как часто напряжение накапливается в теле, распространенный способ – сбросить его через мышечные усилия. Сейчас много больших мягких пуфов, подушек, которые можно сбросить на пол и предложить ребенку бить эти подушки, валяться на них. Некоторые дети с большими мягкими игрушками что-то делают, на них вымещают свою злость. Если вы разрешаете это делать, это тоже хороший способ, ребенок никому не приносит вреда в этот момент. Есть семьи, которые, например, разрешают кричать в ванной. Большинству детей важно сбрасывать свой гнев и свое раздражение через звук.

Прекрасная мама недавно нам рассказала о таком способе для 5-летнего мальчика: когда он сильно злится, он идет в свою комнату и бьет детальками ЛЕГО о железный поднос. Мама была у нас на консультации, я с ней общалась и говорю «Ведь, наверно, это очень громко?» Она отвечает «Да, конечно, это громко, но я понимаю, что ему сейчас нужно, чтобы было громко, поэтому я разрешаю это делать».

Я уверена, если вы озаботитесь этой темой, вы придумаете много способов разрядки для ребенка, которые не будут нарушать покой других членов семьи и уменьшат риск непредвиденных взрывов, скандалов. Мы не можем запретить ребенку злиться, мы не можем запретить ребенку испытывать негативные эмоции, это не зависит от нашей воли.
Мы, взрослые, тоже испытываем все эти чувства и надо сказать, что нет ничего хорошего, если мы их подавляем. Ребенок зачастую не может их подавить, запрятать в себя, но даже если у него это будет получаться, негативные эмоции всегда найдут способ выйти каким-то другим образом, в том числе через соматические заболевания.
Никто не хочет, чтобы ребенок болел, поэтому лучше правильно научить его злиться. О том, как с вашей точки зрения приемлемо выражать свою злость, нужно договориться с ребенком. Можно ему в школу давать какие-то маленькие предметы, которые бы его успокаивали. Например, кто-то из наших детей носит в школу маленькие мячики, которые прячутся в руку, и когда ребенок чувствует, что он уже не может усидеть на месте, он начинает мять этот мячик. Можно договориться с учителем, что ребенку это разрешается.

Нам рассказывали приемные родители, что в детском саду, в старшей группе на один из столиков положили стопку красного картона. И ребенок, когда он на кого-то злится или испытывает неприятные чувства, подходит к этому столу, рядом стоит мусорная корзина, он рвет/мнет/топчет этот картон, а потом выбрасывает его в эту мусорную корзину. Так научила детей воспитатель, дети этим пользуются. Мальчик, который был у нас на консультации, говорил, что ему это очень помогает. Мы считаем, что это очень хороший педагог, который принес много пользы всем детям. Это поможет им в школьной жизни.

Статья подготовлена по материалам вебинара Натальи Степиной «Школьные проблемы приемных детей». Полную версию вебинара можно посмотреть

Самое важное - развивать у ребенка умение программировать и контролировать собственную деятельность. Пока сам ребенок не умеет этого делать, родители должны взять на себя эту функцию. Пока ребенок не научился планировать операции из которых будет состоять вся деятельность в уме, нужно выносить их во вне и подкреплять словами и рисунками. Это будет его опорой. А затем, постепенно убирать эту опору, по мере того, как она начнет становиться не нужной ребенку. Таким образом, постепенно, будет происходить передача ответственности ребенку. Итак...

ПОДГОТОВКА
Выберете день и обратитесь к ребенку со словами: "Знаешь, меня научили, как можно сделать уроки быстро! Давай попробуем сделать их очень быстро? Должно все получиться!"
Попросите ребенка принести портфель и выложить все нужное для выполнения уроков. Предложите сделать рекорд и выполнить все уроки за час (установите свое время). Важно!: время, которое уходит у вас на подготовку - уборку со стола, раскладывание учебников, выяснение заданий, например у одноклассников (т.к. у детей с СДВГ часто не все задания записаны) в этот час не входит. Поэтому начните эту подготовку заранее.

ПЕРВЫЙ ПРЕДМЕТ
Открывай дневник. Что ты будешь делать сначала, русский или математику? (Важно, чтобы ребенок выбрал САМ).
Бери учебник, найди упражнение, и читай его вслух! А я засекаю время с этого момента. (Важно проговаривать ребенку последовательные и краткие инструкции (не большое количество))
"Я не поняла, а что нужно сделать? Объясни пожалуйста". (Это важно для того, чтобы ребенок сформулировал задание своими словами и для выяснения того, как он понял задание).
На примере выполнения задания по русскому языку:
"Читай первое предложение и выполняй то, что нужно сделать! Только давай сначала сделаем это устно: проговори вслух то, что тебе нужно написать. Затем пиши!"
Иногда ребенок что-то говорит правильно, но сразу забывает сказанное - и, когда нужно это записать, уже не помнит. Тут мама должна работать диктофоном: напомнить ребенку что он сказал.
Работать нужно не спеша, чтобы не делать ошибок, не торопить ребенка: "Проговаривай как пишешь - Москва, "а" или "о" следующая?" Пусть проговаривает по слогам или по буквам.
"Смотри-ка! Четыре минуты, а у нас уже сделано первое предложение! Теперь ты запросто все закончишь!" То есть за усилием должно следовать поощрение, поддержка, эмоционально положительное подкрепление. Оно поможет поддерживать оптимальный энергетический тонус ребенка. Предложите на второе предложение потратить чуть меньше времени, чем на первое.
Если вы видите, что ребенок начал ёрзать, зевать, делать ошибки - остановите часы. "Ой, я забыла, у меня на кухне что-то не сделано, подожди меня!" Ребенку нужно дать короткую передышку. Но нужно добиться, чтобы первое упражнение было сделано как можно более компактно, минут за 15.
Далее следует ПЕРЕМЕНА и таймер отключается.
Таймер отключается. "Ты герой! Ты за пятнадцать минут сделал упражнение! Значит, за полчаса мы сделаем весь русский! Ну, ты уже заслужил компот". Вместо компота, конечно, можно выбрать любую другую награду.
Когда даете передышку - очень важно не потерять настрой, не дать ребенку отвлечься за время отдыха. "Ну, ты готов? Давай, еще два упражнения сделаем так же!" И опять - читаем условие вслух, проговариваем, пишем.
Когда закончен русский - надо отдохнуть побольше. Остановить таймер, сделать перерыв в 10-15 минут - как школьная перемена. Договаривайтесь: в это время нельзя включать компьютер и телевизор, нельзя начинать читать книжку. Можно заняться физическими упражнениями: покидать мячик, повисеть на турнике...
Второй предмет
Также делаем математику."Что задано? Открой учебник!" Опять запускаем время.Отдельно пересказываем условия. Отдельно ставим вопрос, на который надоответить. "Что же спрашивается в этой задаче? Что требуется?" Часто бывает, что математическая часть воспринимается и воспроизводится легко,а вот вопрос забывается, формулируется с трудом. На вопрос надо обратить особое внимание.

"Мы можем сразу ответить на этот вопрос? Что нужно сделать для этого? Чтонужно узнать сначала?" Пусть ребенок самыми простыми словами расскажет: что надо сделать в какомпорядке. Сначала это внешняя речь, потом ее сменит внутренняя. Мама должнастраховать ребенка: вовремя ему намекать, что он не туда пошел, что нужноизменить ход рассуждений, не дать ему запутаться. Самая неприятная часть математического задания -это правила оформления решения задач. Спрашиваем ребенка: "А вы решали вклассе похожую задачу? Давай посмотрим, как надо написать, чтобы не ошибиться.Подглядим?"

На форму записи нужно обратить особое внимание - после этого ничего не стоитуже записать решение задачи.
Затем проверка. "Ты говорил, нужно сделать то-то и то-то? Это сделал? А это? Это? Проверили, теперь можно писать ответ? Ну, сколько времени заняла у нас задача? Как же это ты так успел за такое время? Ты заслужил что-нибудь вкусное!"
Задача сделана - беремся за примеры. Ребенок сам себе диктует и записывает, мама проверяет правильность. После каждого столбика говорим: "Потрясающе! Беремся за следующий столбик или компоту?" Если видите, что ребенок устает - спрашивайте: ну что, еще поработаем или пойдем компот пить? Мама должна в этот день сама быть в хорошей форме. Если она устала, хочет побыстрее отвязаться, если у нее болит голова, если она одновременно что-то варит на кухне и поминутно туда бегает - так дело не пойдет.
Так нужно посидеть с ребенком один или два раза. Затем мама должна начинать планомерно устранять себя из этого процесса. Пусть ребенок расскажет маме всю смысловую часть своими словами: что надо сделать, как сделать. И мама может отлучиться - пойти в другую комнату, на кухню: но дверь открыта, и мама незаметно контролирует: занят ли ребенок делом, не отвлекся ли на посторонние дела.

Фиксироваться на ошибках не надо: нужно добиться эффекта результативности, надо, чтобы у ребенка появилось ощущение, что у него все получается.
КАК УЧИТЬ НАИЗУСТЬ С НЕВНИМАТЕЛЬНЫМИ И ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ?

Для примера возьмем прозу на иностранном языка - особо сложный для ребенка случай .

Прежде всего, надо все-таки договариваться с учителем, чтобы облегчить бремя, которое ложится на плечи ребенка при обилии подобных заданий. Или смириться с тем, что ребенок может получить "двойку" или "тройку" за разучивание текста. Тем не менее добиться некоторого успеха и поработать над программированием собственной деятельности на материале такой учебной задачи - тоже возможно.
Голову на плаху ради "пятерки" за выученный текст класть не нужно. Добиваться крепкого запоминания на всю жизнь, как правило, тоже не следует. Если ребенок через три дня забудет, что он учил, - это нормально, он и не должен это помнить. Наша задача при заучивании наизусть - выработать некоторые клише, не более.

Начинать учить надо вместе. "Прочитай первое предложение. Понятно?" Перевода по словам требовать не надо, нужно общее понимание. Так, предложение за предложением, читается весь текст.
"Теперь, поучим это так: одно слово - ты, второе слово - я. Артикли будем считать словами или нет? Не будем, они ведь произносятся слитно со словом. А предлоги? Давай будем. Теперь читаем: я первое слово, ты второе."

Так работа по заучиванию наизусть перестает быть занудной и больше не кажется непосильной задачей.

"Теперь повторяем: первое слово я, второе ты." Можно где-то подсказать, подсмотреть. "Так, а теперь мы можем поменяться ролями? У меня слов больше, я все не запомнила. А можешь прочитать все целиком? А дай я попробую!" Так заучивается первое предложение. Потом тем же способом второе. Читаете оба предложения и говорите: "Ты первое или второе будешь вспоминать?"

Постепенно наращиваете объем выученного текста, потихоньку подглядывая в текст. Больше семи минут подряд над этим работать не стоит - будет слишком много. Скажите: не знаю уж, как ты - но я ТОЧНО должна сделать перерыв. Но если он будет большой - мы с тобой оба все забудем. Давай закроем глаза, посидим, сосредоточимся: - и с новыми силами вперед.

Можно написать себе шпаргалку: обозначить, к примеру, все слова первыми слогами, обозначить артикли. Так вы задействуете другие формы памяти - двигательную, зрительную. Теперь читаем текст по шпаргалке.

На этом - остановитесь. Хватит. Перед сном нужно еще раз прочитать текст по шпаргалке. Между заучиванием текста и его повторением обязательно должно пройти не меньше 30-40 минут; лучше - час.
Если вы учите стихи - можно чередоваться с ребенком, повторяя по одной строчке.

Как учить с гиперактивным ребенком уроки – на этот и другие вопросы отвечает нейропсихолог

– А какие трудности обучения бывают у невнимательного гиперактивного ребенка?

– Чаще всего у этих детей проблемы с поддержанием оптимального тонуса, которые обуславливают все другие проблемы. Из-за слабости тормозящего контроля ребенок перевозбужден, непоседлив, ни на чем не может долго сосредоточиться. Или другой вариант – ребенок вял, ему хочется к чему-нибудь прислониться, он быстро утомляется, и его внимание уже нельзя собрать никакими средствами, пока не начнется некоторый подъем трудоспособности, а затем снова спад.

По данным нейропсихологов Е.А.Осиповой и Н.В.Панкратовой (1997), трудности с энергетическим блоком наблюдаются у 91% детей с СДВГ, следующим по частоте является отставание в развитии функций программирования и контроля – 77%; а за ним следует отставание в развитии зрительно-пространственных функций – 46%. В сумме получается больше 100%, потому у детей часто несколько проблем сразу.

– Приведите, пожалуйста, примеры трудностей письма у гиперактивного ребенка.

– Вот это трудности в письме у ребенка из-за проблем программирования и контроля. Мы видим и повторы кусков программы и ее упрощения – пропуски букв, слогов, слияние (контаминации) двух слов в одно.


– А что у таких детей в тетрадях по математике?

– Давайте посмотрим на этот пример. Мальчик после лета забыл, как, в какую сторону пишется цифра 3. Ну и почерк, удержание строки соответствующие.


– Как определить, нужно ли уже обращаться к специалистам по поводу гиперактивности ребенка или это индивидуальные особенности темперамента?

– Для диагностики СДВГ разработаны специальные критерии и специальные опросники для родителей. Они приводятся, например, в книге Н.Н. Заваденко "Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте". Язык там вполне доступный для непрофессионала, написано просто. Если родители отвечают положительно на шесть из поставленных вопросов или более – есть основания задуматься и обратиться за профессиональной помощью. Родители могут предполагать, что у их ребенка есть проблемы, но диагноз сами ставить, конечно, не должны.

– Где найти нейропсихолога для работы с ребенком?

– В Москве во всех округах есть центры психолого-педагогической и медико-социальной поддержки, где работают нейропсихологи (например, в Юго-Западном округе таких центров несколько). Базовый центр по Москве находится на улице Архитектора Власова.

За пределами Москвы сильные нейропсихологи работают в Санкт-Петербурге, Иркутске, Екатеринбурге, Белгороде. Но, конечно, в глубинке таких специалистов может и не быть.

– Что можно посоветовать проживающей вне этих городов семье, если ребенку нужна помощь нейропсихолога?

– Родители могут привезти ребенка в ближайший город, где с детьми работают специалисты. Пройти диагностику – в этой части без специалиста обойтись нельзя, самостоятельно можно неправильно определить причину трудностей. Затем нейропсихолог проведет специальное занятие для родителей, чтобы они понимали, какие упражнения и как надо выполнять с ребенком. Конечно, от семьи потребуется сильное желание, чтобы систематически заниматься с ребенком, и некоторый уровень образования, чтобы разобраться в том, что и зачем они должны делать.

К сожалению, есть серьезная опасность нарваться на плохого специалиста. Например, профессионал не будет давать обещания снять все проблемы за один месяц.

– Как определить, чем именно вызваны учебные проблемы ребенка, есть ли у него дислексия или дисграфия, что первично по отношению к невнимательности и гиперактивности, а что вторично?

– У СДВГ и этих расстройств есть зона пересечения, но есть и различия. Родителям вовсе не надо делить проблемы своего ребенка на отдельные диагнозы: дислексия, дисграфия… Если говорить, например, о трудностях письма, то их существует три типа, и из них один (проблемы программирования и контроля) характерен для СДВГ; возможно, что у детей с СДВГ есть и трудности зрительно-пространственного характера. Наклеить какой-то ярлык на проблему ребенка – не главное, куда важнее выяснить психические механизмы трудностей и разработать способы их преодоления.

– Есть ли какие-то игры и упражнения, которые полезны всем невнимательным и гиперактивным детям?

– Практически все игры с правилами очень полезны таким детям. Вот возьмем игру в прятки – там же есть очередность, определенные роли, нужно просидеть в укрытии определенное время, а еще нужно придумать, куда спрятаться и менять эти места. Все это хорошая тренировка функций программирования и контроля, да еще она происходит при эмоциональном вовлечении ребенка в игру, что способствует поддержанию в этот момент оптимального тонуса бодрствования. А он нужен для появления и закрепления всех когнитивных новообразований, для развития познавательных процессов. Вспомните все игры, в которые вы играли во дворе, все они отобраны человеческой историей и очень полезны для гармоничного развития психических процессов.
Вот, например, игра, где нужно "да и нет не говорить, черное и белое не покупать" – ведь это замечательное упражнение для оттормаживания непосредственного ответа, т.е. для тренировки программирования и контроля.

– Если ребенок еще слишком мал для того, чтобы ему ставить диагноз СДВГ, но по многим признакам (возбудимость, плохой сон, неврологическая симптоматика и т.п.) можно прогнозировать, что в будущем у него возможны проблемы по типу дефицита внимания и гиперактивности, можно ли ему своевременно помочь?

– Существуют службы раннего вмешательства, можно проконсультироваться у них. В любом случае, для такого ребенка обязателен режим дня, прогулки, массаж, очень полезен бассейн, если нет медицинских противопоказаний.
Когда ребенок становится чуть старше, лучше не перегружать его обучением чтению и письму. Учить всему нужно в игре – годится все, что ребенок воспринимает, играя. Скорость в таких играх должна быть чуть замедленной. Можно играть в мячик: вы называете слово, ребенок отвечает словом из той же категории (вы ему – "кошка", он вам – "собака"). Но тут лучше не бросать мячик, а катить, чтобы он успел сообразить. Если получается – берите более редкие категории слов. Следующий этап – "Я буду вспоминать слова, у которых начало звучит одинаково, например, "мама" и "муха", а ты придумаешь еще одно такое слово". Игр должно быть много разных. Перед игрой надо обязательно попробовать – пойдет она или нет. И выбирать игры в зоне ближайшего развития ребенка, предлагать в игре материал, который ему предстоит освоить.

– Каков оптимальный возраст для нейропсихологической коррекции?

– Оптимальный возраст для коррекции начинается с пяти с половиной лет и длится до конца первого класса: все время перед началом школы и самое ее начало. В это время ребенок особенно чувствителен к коррекционному воздействию, его мозг еще не потерял пластичности, вложение максимально эффективно. Потом и от ребенка, и от родителей, и от педагогов и психологов потребуется куда больше терпения и усилий.

– Можно ли чего-то добиться в более старшем возрасте или время безвозвратно упущено?

– Развитие недостаточно сформированных функций возможно и в более старшем возрасте, хотя прогнозы, насколько оно будет полным, давать трудно. Развитие функций мозга – это вероятностный процесс, здесь нет четких причинно-следственных связей. Если мы организовали оптимальную среду для развития ребенка и поместили в нее двух детей с одинаковой проблемой – то и тогда у одного процесс развития может происходить легче, а у другого труднее. Даже в старости можно добиться многого – при восстановлении функций мозга после инсульта, например; такой опыт существует. Однако это требует от самого человека большого и напряженного труда.

– Если ребенок не получил вовремя необходимой помощи, и все трудности с чтением, письмом, вниманием у него сохраняются и в подростковом возрасте – чем ему можно помочь?

– Подростку помогать труднее: он часто свою проблему игнорирует и работать над ней не хочет: "Оставьте меня в покое, не пойду я к вашим психологам и врачам – я не псих". В таком случае нужно попытаться найти что-то общее в желаниях подростка и родителей – поступление в институт, высокооплачиваемая работа – и помочь поставить цель. Тогда ему можно что-то объяснить, озаботить проблемой, тогда он будет готов делать усилия. Если это не получается, может быть, удастся найти какое-то промежуточное место и занятия, которые ему нравятся – спортивная секция, компьютерные курсы. Это тоже в конечном итоге может позволить найти общий язык с подростком и поставить проблему. К сожалению, совсем обойтись без специалиста – не выйдет: родитель может неточно описать симптоматику, специалист, не видя подростка, может дать только самые общие рекомендации. А вот не ездить к специалисту на каждое занятие – возможно: надо пройти диагностику, получить инструкции и заниматься самостоятельно.
Скажем, если у подростка есть зрительно-пространственные трудности, и они отражаются в письме в ужасном почерке и нелепых ошибках, например, "сан" вместо "сын", "строедца" вместо "строится", нужны игры на тренировку этой функции мозга. Детям помладше можно предложить играть в "парочки": переворачиваешь две карточки, если рисунок одинаковый – берешь их себе, если нет – переворачиваешь обратно. Поскольку карточки берутся по одной, можно вспомнить, где лежат те, которые переворачивались раньше. Но подросток может отказаться играть в детскую игру. Однако если заменить карточки с картинками на игральные карты, брать "взятку"… – не исключено, что и сыграет.

Еще одна игра – рисуем квадрат три на три клеточки, как при игре в крестики-нолики. В произвольно взятых трех клеточках рисуем нолик, крестик и треугольничек. Даем запомнить, закрываем – рисуй по памяти. Нарисовал правильно – выиграл. Сначала запоминаются фигурки и в каких клеточках они находятся, затем можно усложнить игру: кружок рисуется не посередине клетки, а в ее правом углу.

Даже если у подростка до сих пор есть проблемы с письмом – начинать надо с таких простых занятий. Нам очень трудно понять причину их трудностей, если мы сами их не испытываем. Нам легче: мы знаем, как пишется "Москва", мы это помним и легко воспроизводим это слово, нам неправильное написание режет глаз, а им нет, им надо каждый раз анализировать звучание и записывать слово заново. Надо учить их делать развернутый анализ, проверять себя, доказывать себе, что написали правильно.

– Бывает, что мамы повзрослевших детей, у которых вовремя не выявили и не скорректировали какие-то нарушений, начинают себя казнить: как же я об этом не узнала! Ему помогать надо было, а я его ругала! Заставляла переделывать! И даже дала подзатыльник!

– Не надо казниться. Вы – мамы, вы любите своего ребенка, вы старались, как могли, использовали все доступные вам в то время средства и сделали все возможное. И сейчас продолжаете делать. Все мы люди, и все мы несовершенны, и будет только хуже, если винить себя.

– Как помочь подростку с СДВГ, если ему по-прежнему трудно собраться, если он неорганизован и ни одно задание не может довести до конца?

– При СДВГ ребенок испытывает трудности с программированием и контролем собственной деятельности: он не может поставить себе задачи, определить, как и в каком порядке будет их решать, выполнить эту работу и проверить себя. Работать над развитием функций программирования и контроля можно на обычном учебном материале – например, при написании реферата или сочинения.
Начинать лучше с простого: с рассказа по картинке. Нужно научить человека составлять последовательный рассказ по сюжетной картинке – на ней должна быть изображена жанровая ситуация. Ситуацию эту надо обсудить. Спросить подростка, что он считает нужным изложить по этой картинке. Очень кратко, тезисно записать это изложение – набросать 7-8 тезисов, не больше.
Теперь картинку нужно отложить. Решить, с какого из этих восьми тезисов лучше начать. Поставить цифру 1, затем продолжить: 2, 3 и так далее (можно написать тезисы на карточках и дальше выложить их в нужном порядке и пронумеровать)
Затем решить, что пропущено.

Таким образом, планирование вынесено вовне, сделаны тезисные формулировки, создан наглядный план, который не складывался в голове.
После создания плана пишется сочинение.

Затем можно вводить новые правила: каждое сочинение должно иметь зачин и концовку: с чего мы начали, к чему мы пришли?

Проверили начало и конец – проверяем, хорошо ли связаны друг с другом разные фрагменты, не нужно ли вставить связки. Лучше, чтобы эту часть подросток делал вместе с кем-то другим.

Наконец, важно, чтобы было ощущение "ты это можешь!" – вот, все получается: вот у тебя есть все нужные мысли, вот, ты можешь выстроить их в порядке, вот, у тебя есть начало и конец!

Затем можно отработать те же методы на материале школьного сочинения: сначала мозговой штурм, набрасываем идеи: записываем все, что можно сказать на эту тему. Когда идеи набросаны, задумываемся, что должно быть сказано в начале, в конце, что должно быть смысловым центром. И при написании каждого следующего сочинения нужно отрабатывать эту методику.

– Есть ли какие-то особенности в обучении ребенка с учебными трудностями второму языку – в начальной школе или в иноязычной среде?

– Конечно, в обучении такого ребенка второму языку есть определенные тонкости. Речь – очень энергоемкая функциональная система. Если мама знает, что ребенок слабенький, что у него есть проблемы, например, с вниманием, усидчивостью, речью, – не стоит ему устраивать лишние стрессовые воздействия.

Когда в школе начинается второй язык, у ребенка появляются дополнительные сложности, которые могут проявиться вовсе не в оценках по новому предмету: вдруг ухудшается успеваемость, ребенок начинает делать больше ошибок в других предметах – а родители и учителя этого могут и не заметить.
У слабого ребенка, как только появляется новая энергоемкая система – происходит обкрадывание других систем: например, у ребенка, который сильно продвинут в вербальном отношении, могут быть зрительно-пространственные трудности. Ребенку просто не хватает энергии на все сразу! Поэтому типичным современным детям, ослабленным, перегруженным вербально, если уж давать второй язык – то только в игровой форме, чтобы избегать стрессовых ситуаций.
К детям надо относиться бережно. Собственное тщеславие стоит соотнести со здоровьем ребенка: потянет он или нет. Если ребенок говорит "не пойду на английский, не хочу и не буду им заниматься" – к этому стоит прислушаться: у него нет на это сил.

Если ребенок начинает отказываться от занятий, начинает болеть, не хочет идти в школу – это значит, что он не просто не хочет: он не может. К сожалению, сейчас болезнь – единственная легальная возможность для ребенка отдохнуть от перегрузок. Если ребенок начинает этой возможностью активно пользоваться, значит, надо пересмотреть его режим работы.

– Очень часто выполнение домашнего задания с гиперактивным невнимательным младшеклассником превращается во многочасовую пытку для ребенка и родителей. Как правильно делать с ним уроки?

– Давайте попробуем создать пошаговую инструкцию. Нам нужно, опять-таки, развивать у ребенка умение программировать и контролировать собственную деятельность. Пока он сам не умеет этого делать, эти функции берут на себя родители; пока ребенок не научился проделывать какие-то операции в уме – надо вынести их вовне, подкрепить словами и рисунками. И постепенно, по мере того, как эти подпорки будут становиться ненужными – убирать их и передавать ответственность самому ребенку.

Подготовка
Выберите день и обратитесь к ребенку с такими словами: "Знаешь, меня научили, как быстро сделать уроки. Давай попробуем сделать их очень быстро. Должно все получиться!"

Попросите ребенка принести портфель, выложить все нужное для выполнения уроков. Сказать: ну, попробуем поставить рекорд – сделать все уроки за час (допустим). Важно: время, пока вы готовитесь, убираете со стола, раскладываете учебники, выясняете задание, в этот час не входит. Еще очень важно, чтобы у ребенка были записаны все задания. Как правило, у детей с СДВГ половины заданий нет, и начинаются бесконечные звонки одноклассникам. Поэтому можно предупредить с утра: сегодня мы попробуем поставить рекорд по выполнению заданий в самые короткие сроки, от тебя требуется только одно: тщательно записать все задания.

Первый предмет

Приступаем. Открывай дневник, смотри, что задано. Что будешь делать сначала? Русский или математику? (Не имеет значения, что он выберет, – важно, чтобы ребенок сам выбрал).

Бери учебник, найди упражнение, а я засекаю время. Читай задание вслух. Так, я что-то не поняла: а что нужно сделать? Объясни, пожалуйста.
Нужно переформулировать задание своими словами. Оба – и родитель, и ребенок – должны понимать, что именно нужно сделать. Читай первое предложение и выполняй то, что нужно сделать. Лучше сначала сделать первое пробное действие устно: что тебе нужно написать? Проговори вслух, затем пиши.

Иногда ребенок что-то говорит правильно, но сразу забывает сказанное – и, когда надо записать это, уже не помнит. Тут мама должна работать диктофоном: напомнить ребенку, что он сказал. Самое главное – это уже с самого начала добиться успешности.

Работать надо не спеша, не делать ошибок: проговаривай, как пишешь, Москва – "а" или "о" следующая? Проговаривать по буквам, по слогам. Смотри-ка! Три с половиной минуты – а у нас уже сделано первое предложение! Теперь ты запросто все закончишь! То есть за усилием должно следовать поощрение, эмоциональное подкрепление, оно позволит поддерживать оптимальный энергетический тонус ребенка. На второе предложение нужно потратить чуть меньше времени, чем на первое. Если вы видите, что ребенок начал ерзать, зевать, делать ошибки – остановите часы. " Ой, я забыла, у меня на кухне кое-что не сделано, подожди меня". Ребенку надо дать короткую передышку. В любом случае, нужно добиться, чтобы первое упражнение было сделано как можно более компактно, минут за пятнадцать, не больше.

Перемена
После этого уже можно отдохнуть (таймер отключается). Ты герой! Ты за пятнадцать минут сделал упражнение! Значит, за полчаса мы сделаем весь русский! Ну, ты уже заслужил компот. Вместо компота, конечно, можно выбрать любую другую награду.

Когда даете передышку – очень важно не потерять настрой, не дать ребенку отвлечься за время отдыха. Ну, ты готов? Давай, еще два упражнения сделаем так же! И опять – читаем условие вслух, проговариваем, пишем.
Когда закончен русский – надо отдохнуть побольше. Остановить таймер, сделать перерыв в 10-15 минут – как школьная перемена. Договаривайтесь: в это время нельзя включать компьютер и телевизор, нельзя начинать читать книжку. Можно заняться физическими упражнениями: покидать мячик, повисеть на турнике.

Второй предмет

Так же делаем математику. Что задано? Открой учебник. Опять запускаем время. Отдельно пересказываем условия. Отдельно ставим вопрос, на который надо ответить.

Что же спрашивается в этой задаче? Что требуется? Часто бывает, что математическая часть воспринимается и воспроизводится легко, а вот вопрос забывается, формулируется с трудом. На вопрос надо обратить особое внимание. Мы можем сразу ответить на этот вопрос? Что нужно сделать для этого? Что нужно узнать сначала? Пусть ребенок самыми простыми словами расскажет: что надо сделать в каком порядке. Сначала это внешняя речь, потом ее сменит внутренняя. Мама должна страховать ребенка: вовремя ему намекать, что он не туда пошел, что нужно изменить ход рассуждений, не дать ему запутаться. Самая неприятная часть математического задания – это правила оформления решения задач. Спрашиваем ребенка: а вы решали в классе похожую задачу? Давай посмотрим, как надо написать, чтобы не ошибиться. Подглядим?
На форму записи нужно обратить особое внимание – после этого ничего не стоит уже записать решение задачи.Затем проверка. Ты говорил, нужно сделать то-то и то-то? Это сделал? А это? Это? Проверили, теперь можно писать ответ? Ну, сколько времени заняла у нас задача?Как же это ты так успел за такое время? Ты заслужил что-нибудь вкусное! Задача сделана – беремся за примеры. Ребенок сам себе диктует и записывает, мама проверяет правильность. После каждого столбика говорим: потрясающе! Беремся за следующий столбик или компоту?

Если видите, что ребенок устает – спрашивайте: ну что, еще поработаем или пойдем компот пить?

Мама должна в этот день сама быть в хорошей форме. Если она устала, хочет побыстрее отвязаться, если у нее болит голова, если она одновременно что-то варит на кухне и поминутно туда бегает – так дело не пойдет.

Так нужно посидеть с ребенком один или два раза. Затем мама должна начинать планомерно устранять себя из этого процесса. Пусть ребенок расскажет маме всю смысловую часть своими словами: что надо сделать, как сделать. И мама может отлучиться – пойти в другую комнату, на кухню… но дверь открыта, и мама незаметно контролирует: занят ли ребенок делом, не отвлекся ли на посторонние дела.

Фиксироваться на ошибках не надо: нужно добиться эффекта результативности, надо, чтобы у ребенка появилось ощущение, что у него все получается.

– Детям в школе часто задают наизусть, и помногу, причем не только стихи, но и прозу, нередко на иностранном языке. Как учить наизусть с невнимательными гиперактивными детьми?

– Давайте для примера возьмем именно прозу на иностранном языке – особенно сложный для ребенка случай.

Прежде всего, надо все-таки договариваться с учителем, чтобы облегчить бремя, которое ложится на плечи ребенка при обилии подобных заданий. Или смириться с тем, что ребенок может получить "двойку" или "тройку" за разучивание текста. Тем не менее добиться некоторого успеха и поработать над программированием собственной деятельности на материале такой учебной задачи – тоже возможно.

Голову на плаху ради "пятерки" за выученный текст класть не нужно. Добиваться крепкого запоминания на всю жизнь, как правило, тоже не следует. Если ребенок через три дня забудет, что он учил, – это нормально, он и не должен это помнить. Наша задача при заучивании наизусть – выработать некоторые клише, не более.

Начинать учить надо вместе.

Прочитай первое предложение. Понятно? Перевода по словам требовать не надо, нужно общее понимание. Так, предложение за предложением, читается весь текст.

Теперь, говорите вы, поучим это так: одно слово – ты, второе слово – я. Артикли будем считать словами или нет? Не будем, они ведь произносятся слитно со словом. А предлоги? Давай будем. Теперь читаем: я первое слово, ты второе.
Так работа по заучиванию наизусть перестает быть занудной и больше не кажется непосильной задачей.

Теперь повторяем: первое слово я, второе ты. Можно где-то подсказать, подсмотреть. Так, а теперь мы можем поменяться ролями? У меня слов больше, я все не запомнила. А можешь прочитать все целиком? А дай я попробую . Так заучивается первое предложение. Потом тем же способом второе. Читаете оба предложения и говорите: ты первое или второе будешь вспоминать? Постепенно наращиваете объем выученного текста, потихоньку подглядывая в текст. Больше семи минут подряд над этим работать не стоит – будет слишком много. Скажите: не знаю уж, как ты – но я ТОЧНО должна сделать перерыв. Но если он будет большой – мы с тобой оба все забудем. Давай закроем глаза, посидим, сосредоточ имся… – и с новыми силами впере.

Можно написать себе шпаргалку: обозначить, к примеру, все слова первыми слогами, обозначить артикли. Так вы задействуете другие формы памяти – двигательную, зрительную. Теперь читаем текст по шпаргалке.
На этом – остановитесь. Хватит.

Если вы учите стихи – можно чередоваться с ребенком, повторяя по одной строчке.

Воспитывать детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) очень сложно, так как необходимо использовать другие воспитательные методы, которые не подходят для остальных детей. В противном случае существует риск чрезмерно оправдывать поведение ребенка или стать излишне суровым воспитателем. Очень важно найти золотую середину между двумя крайностями. Эксперты подтверждают, что приучать детей с СДВГ к дисциплине - крайне непростая задача. Тем не менее всем родителям, опекунам, учителям и другим лицам, причастным к воспитанию детей с СДВГ, следует запастись терпением и действовать системно.

Шаги

Часть 1

Системность и заведенный порядок

    Обеспечьте заведенный порядок и системность для важных потребностей. Детям с СДВГ сложно строить планы, продумывать порядок действий, рационально использовать время и использовать другие повседневные навыки. В повседневной жизни семьи просто необходима структурированная система организации. Иными словами, заведенный порядок избавит от необходимости различных дисциплинарных мер, поскольку ребенок будет лучше себя вести.

    • Многие действия ребенка могут быть обусловлены недостатком организационных навыков и его неспособностью влиять на ситуацию. Семья должна обеспечить малышу строгий порядок и систему выполнения действий, а также понимать, что ребенку может потребоваться помощь и терпение со стороны окружающих. В то же время не следует применять к ребенку заниженные ожидания.
    • Системность важна в таких занятиях, как утренние сборы, домашняя работа, время сна, а также видеоигры.
    • Ваши требования и ожидания должны быть четкими . «Убери в комнате» - это слишком неясная просьба, поэтому ребенок с СДВГ может растеряться. Он банально не будет знать, с чего следует начинать и что нужно сделать. Лучше разделить задачу на короткие и четки задания: «Собери свои игрушки», «Пропылесось ковер», «Убери в клетке у хомячка», «Развесь одежду на плечики и убери в шкаф».
  1. Установите четкий порядок и правила. В семье должны действовать четкие правила и ожидания друг от друга. Дети с СДВГ редко понимают намеки. Четко озвучивайте свои пожелания и задания для ребенка на каждый день.

    Разделяйте большие задания на меньшие задачи. Родителям необходимо понять, что нехватка организационных навыков у детей с СДВГ часто вызвана ошеломлением от количества наглядной информации. Именно по этой причине большие задания вроде уборки комнаты или разборки постиранной одежды следует разделять на меньшие последовательные задачи.

    Придумайте систему организации. Заведенный порядок позволит сформировать привычку на всю жизнь, но для порядка требуется грамотная система организации. Помогите ребенку организовать свою комнату. Ребенка с СДВГ легко обескуражить, поскольку он замечает все детали сразу, так что наличие множества категорий личных вещей поможет ребенку совладать с обилием внешних стимулов.

    Привлекайте внимание ребенка. Перед сообщением просьб, требований или указаний следует убедиться, что ребенок обратил на вас внимание. Если он не «включился» в разговор, то просьба не будет выполнена. Когда ребенок приступил к делу, не отвлекайте его внимание разговорами и дополнительными указаниями.

    • Убедитесь, что ребенок поддерживает зрительный контакт с вами. Это еще не полная гарантия внимания, но так ваши шансы возрастают.
    • Ребенок может «фильтровать» вашу злость, разочарование и другие негативные обращения. Все дело в защитном механизме. Ребенок с СДВГ часто видит разочарование при общении, поэтому у него возникает страх услышать критику за нюансы, которые он не способен контролировать. Крики далеко не всегда помогут привлечь внимание ребенка.
    • Дети с СДВГ обычно хорошо реагируют на неожиданное и необычное веселье. Лучше бросить мяч, чтобы привлечь внимание ребенка, особенно если до просьбы немного поиграть с малышом. Слова «Тук-тук?» и последующая шутка также могут подействовать, как и хлопки или вопрос-ответ. Такие игровые приемы обычно помогают «достучаться».
    • Ребенку с СДВГ трудно сосредоточиться, поэтому если ему удалось это сделать, то вам лучше не отвлекать и не перебивать малыша.
  2. Поощряйте физическую активность. Дети с СДВГ лучше справляются с задачами, когда активно задействуют все тело. Физическая активность позволяет им получить необходимый стимул для мозга.

    • Детям с СДВГ следует заниматься физкультурой не реже 3–4 раз в неделю. Лучшим решением станут боевые искусства, плавание, танцы, гимнастика и другие виды спорта, которые включают много движений.
    • Также можно добавлять физические нагрузки в дни, свободные от занятий спортом. Это могут быть качели, велосипед и другие игры в парке.

    Часть 2

    Позитивный подход
    1. Задействуйте положительные отзывы. Начните с материальных наград (наклейки, леденцы или безделушки) за успешные действия. Со временем начните постепенно переходить на единичные случаи похвалы («отлично справился!» или объятия), но не забывайте положительно отзываться о делах, даже когда у ребенка сформируются полезные привычки, которые приведут к постоянным успехам.

      • Радость от выполненного дела - важный способ уйти от необходимости наказывать ребенка.
      • Не скупитесь на похвалу и награды. Детям с СДВГ требуется много положительных отзывов о своих делах. Небольшие, но частые награды будут эффективнее одной, но масштабной похвалы.
    2. Действуйте рационально. Говорите негромким и твердым голосом, если нужно призвать ребенка к дисциплине. Указания должны быть максимально короткими и произносить их нужно ровным, твердым голосом. Чем больше вы скажете, тем меньше запомнит ваш ребенок.

      Обращайте внимание на недопустимое поведение. Ребенка с СДВГ следует дисциплинировать больше обычного, а не меньше. Вероятно, у вас будет возникать желание простить выходку из-за СДВГ, но это лишь повысит вероятность непослушания в будущем.

      • Как это часто происходит, если игнорировать проблему, то она лишь увеличится. Лучше решать проблему с плохим поведением еще при первом проявлении и незамедлительно. Так, наказание должно следовать сразу за проступком, чтобы ребенок мог установить связь между поведением и вашей реакцией. Со временем он начнет понимать, какие поступки приводят к последствиям и не будет (следует надеяться) повторять своих ошибок.
      • Дети с СДВГ импульсивны и часто не учитывают последствия своих действий. Часто они просто не понимают, что совершили что-то плохое. Суть в том, что отсутствие наказания только усугубит проблему. Взрослые должно помочь ребенку научиться видеть и понимать характер недопустимых поступков и возможные последствия таких действий.
      • Примите тот факт, что ребенку с СДВГ просто необходимо больше практики, терпения и советов родителей. Если сравнивать его с «обычным» ребенком, то вас ждет сильное разочарование. Вам потребуется вкладывать больше времени, сил и смекалки, чтобы приучить ребенка к дисциплине. Перестаньте сравнивать его с другими «послушными» детьми. Это очень важно для позитивного (а значит продуктивного) взаимодействия и результатов.
    3. Используйте положительную мотивацию. В случае с детьми с СДВГ нужно чаще хвалить ребенка за хорошее поведение и реже наказывать за плохое. Лучше хвалите его за правильные решения, а не критикуйте за ошибки.

      Разработайте систему положительной мотивации. Существует много хитростей, позволяющих мотивировать ребенка вести себя хорошо. Очень часто пряник оказывается эффективнее кнута. Например, если ребенок успеет одеться и сесть за стол в указанное время, то сможет получить на завтрак блинчики, а не кашу. Право выбора - один из способов привить хорошее поведение при помощи позитивной мотивации.

      Придавайте своим наставлениям позитивный оттенок. Не просите ребенка прекратить вести себя плохо, а говорите, как именно нужно поступать. Обычно детям с СДВГ не удается сразу же понять, какими действиями нужно заменить плохое поведение, поэтому им трудно прекратить по наставлению родителей. Родители должны направлять ребенка, приводить примеры правильного поведения. К тому же ребенок не всегда четко слышит «нет» в ваших словах, поэтому может неверно толковать информацию. Например:

      Не акцентируйте внимание на плохом поведении. Внимание (хорошее или плохое) - это награда для ребенка с СДВГ. Следовательно, лучше уделять ему много внимания при хорошем поведении, но ограничивать внимание при баловстве, поскольку он воспринимает его как награду.

      • Например, если дочка встает с кроватки по ночам, чтобы поиграть, молча и уверенно уложите ребенка обратно в кровать без объятий и внимания. Забирайте игрушки, но не обсуждайте такие действия в моменты, когда ребенок будет рад вашему вниманию или готов вступить в спор. Если регулярно не поощрять плохое поведение, то со временем оно пройдет.
      • Если ребенок режет страницы книжки-раскраски, то заберите у него ножницы и книгу. Спокойных слов: «Резать нужно бумагу, а не книги», - будет вполне достаточно.

    Часть 3

    Последствия и последовательность
      • Представьте девочку, которая просит купить колу пять или шесть раз за три минуты, пока мама разговаривает по телефону, кормит грудного ребенка или готовит ужин. Иногда хочется (и проще) поддаться: «Хорошо, только оставь меня в покое!» Этим родитель показывает ребенку, что такая настойчивость приносит результат и дает реальную власть.
      • Дети с СДВГ не лучшим образом реагируют на разрешения. Таким мальчикам и девочкам нужны твердые и заботливые указания и ограничения. Долгие обсуждения сути и причин необходимости правил бесполезны. Поначалу некоторым родителям такой подход кажется неправильным, однако твердые и последовательные правила при заботливом отношении вовсе не жесткие и не жестокие.
    1. Воплощайте в жизнь последствия за проступки. Так, наказание должно быть последовательным, безотлагательным и действенным, а также отражать характер проступка.

      • Не отправляйте ребенка в спальню в качестве наказания. Большинство детей с СДВГ сразу же отвлекутся на игрушки и отлично проведут время в одиночестве, а ваше «наказание» превратится в награду. Вдобавок, при этом ребенок будет дистанцирован от своего проступка и не сможет понять связь между поступком и наказанием, чтобы не повторять действие в будущем.
      • Последствия должны быть безотлагательными. Например, если ребенок не реагирует на призыв поставить велосипед в гараж и зайди в дом, но продолжает кататься, то не говорите, что завтра он останется без велосипеда. Отсроченные последствия практически ничего не значат для ребенка с СДВГ, поскольку он живет «здесь и сейчас», а вчерашние события мало что значат сегодня. Таким образом, на следующий день ребенок не сможет понять, за что получил наказание. Нужно сейчас же забрать велосипед и сказать, что ребенок позже узнает, как он сможет заслужить его обратно.
    2. Будьте последовательны. Поведение детей будет улучшаться при последовательных реакциях родителей. Например, если вы используете систему очков, то поводы для прибавления и снятия баллов должны быть логичными и последовательными. Избегайте случайных решений, особенно в моменты гнева и плохого настроения. Ребенку необходимо время, опыт и правильная мотивация, чтобы научиться хорошо себя вести.

      Не позволяйте ребенку оспаривать ваши решения. Не устраивайте дискуссий о наказаниях и не проявляйте нерешительность. Ребенок должен понимать, что родители главные и точка.

      • Если вступать в споры или колебаться, то вы ненароком покажете, что воспринимаете ребенка как равного и он может одержать верх в споре. Следовательно, по мнению ребенка, есть смысл продолжать настаивать на своем и спорить с вами. Конечно, вы не перестанете быть родителем и ребенком после первого же спора или обсуждения, но твердость и последовательность принесет лучший результат в вопросах дисциплины.
      • Всегда давайте четкие указания и решительно требуйте выполнения.
    3. Создайте систему перерывов. Это позволяет ребенку успокоиться и потратить на это столько времени, сколько требуется. Вместо конфронтации и попыток показать свой гнев определите место, в котором ребенок должен будет постоять или посидеть, пока не успокоится и не будет готов обсудить проблему. Не читайте нотации, пока ребенок находится в таком месте. Дайте ему время и возможность прийти в себя. Подчеркивайте, что перерыв - это не наказание, а скорее возможность начать сначала.

      • Перерыв - эффективный дисциплинарный метод для ребенка с СДВГ. Его можно применять безотлагательно, чтобы ребенок увидел связь со своими действиями. Дети с СДВГ очень сильно не любят ничего не делать и молчать, поэтому такая реакция на плохое поведение будет весьма эффективной.
      • Используйте успокаивающие предметы. В случае с ребенком с СДВГ просьба посидеть спокойно может привести к отдаче - ребенок просто не справится с требованием. При этом наличие вещей, которые помогают ему успокоиться и сосредоточиться, станет катализатором «перезагрузки». Это может быть гимнастический мяч, антистрессовый кубик, паззл или мягкая игрушка.
    4. Учитесь предвосхищать проблемы и планировать наперед. Обсудите свои опасения с ребенком, чтобы вместе составить успешный план. Это особенно важно в случае баловства при посторонних людях. Вместе определите пряник (награды) и кнут (наказания) для конкретных ситуаций и скажите ребенку повторить план вслух.

      • Например, если вы отправляетесь ужинать в ресторан, наградой за хорошее поведение может стать возможность выбрать десерт, а наказанием - необходимость немедленно ложиться спать по возвращении домой. Если в ресторане ребенок начнет плохо себя вести, то мягкое напоминание («Что можно получить за хорошее поведение?») или более жесткое второе замечание («Ты сегодня хочешь рано лечь спать?») приведут ребенка в чувства.
    5. Умейте быстро прощать. Всегда напоминайте ребенку, что ваша любовь безусловна, но каждое действие имеет свои последствия.

    Часть 4

    Особенности детей с СДВГ

      Отличия детей с СДВГ. Дети с СДВГ могут действовать вызывающе, агрессивно, непокорно, крайне эмоционально, страстно, не соблюдать дисциплину и плохо сдерживать себя. Долгое время врачи полагали, что такие дети являются жертвами плохого воспитания, но в начале 20 века исследователи начали рассматривать человеческий мозг как причину СДВГ.

      Другие возможные причины плохого поведения. Родители ребенка с СДВГ могут столкнуться с другим проблемами, поскольку такой синдром может сопровождаться другими расстройствами и обстоятельствами.

    1. Не расстраивайтесь из-за того, что ребенок ведет себя «ненормально». Понятие нормы слишком размыто, а само представление о «нормальном поведении» относительно и субъективно. Помните, что СДВГ - это ограничение, а ребенку нужны дополнительные напоминания и вспомогательные решения. . Так же, как человеку с плохим зрением нужны очки, а человеку с плохим слухом необходим слуховой аппарат.

      • Ваш ребенок с СДВГ имеет собственную «норму». Это расстройство, с которым можно спокойно иметь дело и прожить счастливую здоровую жизнь!

    На что можно реально рассчитывать?

    • При использовании указанных стратегий поведение ребенка должно улучшиться (он будет реже устраивать истерики и охотнее выполнять мелкие поручения по вашей просьбе).
    • Следует уяснить, что такие стратегии не устранят действий, которые прямо связаны с диагнозом ребенка вроде невнимательности или избытка энергии.
    • Методом проб и ошибок попробуйте подобрать наиболее действенные стратегии поведения. Так, некоторые дети хорошо реагируют на перерывы.
    • Краеугольным камнем долгосрочного успеха ваших усилий станет прочный фундамент, который состоит из сострадания, понимания и прощения, ощутимой безусловной любовь к ребенку вопреки плохому поведению, убедительной мотивации соблюдать правила, наличия системности, которая учитывает особенности работы мозга ребенка, а также последовательных, безотлагательных и действенных наказаний за проступки.
    • Позволяйте ребенку свободно обращаться к вам в моменты, когда он обескуражен. Слушайте, но не пытайтесь найти решение. Запаситесь терпением. Иногда ребенку с СДВГ сложно объяснить свои чувства.
    • Если выбранный метод наказания не приносит результатов, то попробуйте нечто другое. Иногда полезно поговорить с ребенком о том, как вы могли бы помочь ему. Возможно, у него будет свое решение или подсказка для вас.
    • Часто непослушание вызвано чувством тревоги и бессилия, а не упрямством и бунтарством. Не забудьте показать ребенку, что вы хотите понять и помочь, а не просто командовать.
    • Спокойно обратитесь к ребенку и возьмите его за руку. Спросите: «Как у тебя дела в школе?»

    Источники

    1. Why Is My Child’s ADHD Not Better Yet? Recognizing The Undiagnosed Secondary Conditions That May Be Affecting Your Child’s Treatment by David Gottlieb, Thomas Shoaf, and Risa Graff (2006).
    2. Putting On The Brakes: Young People’s Guide to Understanding Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) by Patricia O. Quinn & Judith M. Stern (1991).
    3. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005).
    4. Putting On The Brakes: Young People’s Guide to Understanding Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) by Patricia O. Quinn & Judith M. Stern (1991).
    5. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005).
    6. Putting On The Brakes: Young People’s Guide to Understanding Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) by Patricia O. Quinn & Judith M. Stern (1991).
    7. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005).
    8. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005).
    9. Organize Your ADD/ADHD Child: A Practical Guide For Parents by Cheryl R. Carter (2011).
    10. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005)
    11. Taking Charge of ADHD: The Complete, Authoritative Guide For Parents by Russell A. Barkley (2005).
    12. Dr. Larry’s Silver’s Advice to Parents on ADHD by Larry N. Silver (1999).
    13. Dr. Larry’s Silver’s Advice to Parents on ADHD by Larry N. Silver (1999)

Дети с СДВГ (Гиперактивные) обычно имеют норму интеллекта и обучаются в общеобразовательных школах.

Но несмотря на то, что эти дети, обычно, очень умные, в школе они могут получать оценки ниже, чем знают. А так же большое количество жалоб на поведение.

Если ребенок гиперактивный,

  • Его не получается усадить за уроки
  • Он постоянно отвлекается
  • У него проблемы с концентрацией внимания
  • Ему скучно и неинтересно учиться
  • Он учится хуже, чем может
  • Ему снижают оценки за неаккуратность
  • Во время ответа своего перескакивает с темы на тему и в итоге получает плохую оценку, хотя знает

Обычно у гиперактивных детей очень хорошая память. Но дети не любят делать то, что они считают лишним, ненужным. Зачем писать подробное решение, если я уже знаю ответ?

Что можно сделать родителям:

В первую очередь обратить внимание на развитие навыка концентрации внимания, например, с помощью игры “Муха в кубе»

Обязательно помогите ребенку выработать привычку делать уроки самостоятельно в определенное время, используя техники “Якорь и Ритуал”.

В обучении гиперактивных детей все должно быть предельно логично и просто. Быт родителям упрощают правила, которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах.

В таком случае, ребенок не будет устраивать «саботаж» каждый раз потому, что нужно выполнять домашнюю работу.

Какие ритуалы возможны и как «кинуть якорь» на уроки, в видео:

Очень важным скулхаком является необходимость отловить ошибки в обучении ребенка и повысить уровень знаний ребенка.

Поскольку гиперактивные детки «спешат», то часто ошибаются. В обучении очень легко увеличить количество «знаю» за счет сокращения «сомневаюсь» и «не помню» — именно данный пункт позволит ребенку повысить успеваемость

Посмотрите, как можно убрать ошибки в словарных словах, используя технику эффективного обучения «Воронка».

Ребенку не обязательно для таких занятий писать. Он может просто по слогам произносить правильный вариант написания слова. Вам останется лишь зафиксировать те слова, где он «сомневается» или «ошибается».

Покажите сферы применения в жизни получаемых знаний. Научите ребенка рисовать “интеллект карты”, чтобы ребенок с интересом изучал текст учебника и видел связь получаемых знаний с реальной жизнью

Учите ребенка выражать свои мысли четко, грамотно и емко, через технику «Бредогенератор»

В обучении гиперактивных детей самое главное понимать, что для ребенка сродни катастрофе делать неинтересные вещи или те, которые он считает бессмысленными.