Инциденты с ядерным оружием в ссср. Ящик Пандоры: где и сколько ядерных зарядов потеряли военные? Курорт с ядерной начинкой

Во время холодной войны мы постоянно боялись, что США и СССР начнут ядерную войну. Но с гораздо большей вероятностью мы могли погибнуть от собственного ядерного оружия.

Инциденты с ядерным оружием в среде военных имеют множество зловещих названий — Сломанная Стрела, Увядший Гигант, ЯДВСПЫШКА. На самом деле происходили десятки таких случаев, но мы расскажем о пяти серьёзных происшествиях в США.

Авиабаза Тревис, 1950, Сломанная стрела

Во время Корейской войны военные и политики США серьёзно рассматривали применение ядерного оружия. В августе 1950-го, 10 бомбардировщиков Б-29 взлетели с, как её тогда называли, авиабазы Fairfield-Suisun в Калифорнии, и направились в Гуам. каждый из бомбардировщиков нёс атомную бомбу Mark IV, которая была в два раза мощнее сброшенных на Японию в конце Второй мировой.

Вскоре после взлёта один из Б-29 сообщил о неисправности двигателя. На борту находился генерал Роберт Тревис. Он приказал самолёту возвращаться на базу, но при посадке у самолёта отказали шасси. Понимая, что самолёт падает, пилот попытался избежать столкновения с населёнными районами вокруг базы, и самолёт упал в северо-западном углу базы. При ударе погибли 12 из 20 бывших на борту, включая и генерала Тревиса. В результате пожара сдетонировали 5000 фунтов взрывчатки, которые являлись компонентом атомной бомбы Mark IV. Этот взрыв убил ещё 7 человек, находящихся на земле. Если бы бомба была оборудована расщепляющейся капсулой, число жертв, возможно, исчислялось бы шестизначной цифрой.

ВВС США скрыли инцидент, сказав, что для тренировочного полёта были загружены обычные бомбы. Через несколько месяцев после этого, база была переименована в честь генерала Тревиса. Термин Сломанная стрела применяется для обозначения различных ЧП с ядерным оружием, не связанным с началом ядерной войны.

Обогатительный реактор Ферми 1, 1966, Увядший Гигант

Этот инцидент был увековечен под названием «Когда мы чуть не потеряли Детройт», в одноимённой книге Джона Фуллера.

Случившееся на Ферми 1 стало результатом инженерных ошибок, несоблюдения правил техники безопасности, да и просто отсутствия опыта. Инженеры внесли изменения в систему охлаждения, но не вписали это в документацию, поэтому инженеры, которые работали над реактором, не знали что в резервуаре с жидким натрием были дополнительные дисперсионные пластины. Когда в одном из резервуаров заблокировались охлаждающие трубы, ядро реактора перегрелось до 700 градусов по Фаренгейту (ок. 370С; прим. ) и частично расплавилось.

При расплавлении топливо реактора перегрелось сверх того, с чем могли справиться охлаждающие системы. В итоге это привело к расплавлению окружающей инфраструктуры, такой как защитный корпус, системы охлаждения, и в экстремальных случаях основание установки. При полном расплавлении топливо воспламеняется, и поддерживает температуру около 2000 градусов по Фаренгейту (ок. 1000С). Хотя термин не используется с 1966 года, гипотетический (и технически невозможный) шанс того, что расплавленный реактор прожгёт землю насквозь, и доберётся до Китая, дал определение «Китайский синдром».

Ферми 1 вообще-то находится между Детройтом и Толедо, но надо полагать «Когда мы чуть не потеряли Толедо» звучит не так захватывающе.

Тайби Айленд, 1958, — Сломанная Стрела

В Водах недалеко от острова Тайби, Джорждия, на границе штатов Джорджия и Южная Каролина, на глубине около 10 футов (3м) покоится водородная бомба. Находится она там почти 50 лет.

В 1958 году бомбардировщик B-47 «Stratojet» во время учений потерпел крушение. На борту он нёс водородную бомбу Mark 15 — лёгкую бомбу длиной 12 футов, вооружённую 400 фунтами взрывчатки и высокообогащённым ураном. Экипаж терпящего крушение самолёта решил, что при вынужденной посадке им совсем не хотелось бы нести на борту такой опасный груз, и запросил разрешение сбросить бомбу в океан. При ударе об воду она не взорвалась, и никто с тех пор её больше не видел.

Существует некоторое расхождение относительно того, была ли бомба полностью снаряжена. Некоторые отчёты полагают что была, но ВВС в официальном порядке объявили, что внутри была учебная капсула. Были предприняты попытки её найти, но естественная радиация земли чрезвычайно затруднила розыскные мероприятия. Если она была снаряжена, и если бы сдетонировала, то находящийся неподалку город Саванна практически исчез бы с лица земли.

Айдахо-Фолс, 1961 — Увядший Гигант

Это была потенциально серьёзная катастрофа, и населённые районы подверглись воздействию радиоактивного газа. Но инцидент в Айдахо-Фолс стоит особняком в ряду ядерных инцидентов, как самая ужасная катастрофа, однако об этом сравнительно мало известно.

Реактор SL-1 был экспериментальным, и находился в ведении армии недалеко от Айдахо-Фолс. Третьего января 1961 года всех разбудила сирена тревоги. Срочно прибыл находящийся поблизости персонал на случай чрезвычайных ситуаций. Из-за высокой радиации они не могли пробиться к рубке контроля более полутора часов. Когда им наконец это удалось, они обнаружили двух пострадавших, один из которых ещё подавал признаки жизни (он умер вскоре после этого). Даже после того, как потерпевших вынесли из здания, где находился реактор, тела людей были настолько радиоактивны, что их пришлось похоронить в свинцовых могильниках.

Худшее было ещё впереди. Через несколько дней аварийно-спасательные службы обнаружили третьего оператора. Когда произошёл инцидент он стоял на вершине реактора. Сила взрыва разорвала управляющие стержни, и те, пройдя через его грудную клетку, пригвоздили тело к потолку.

Причиной инцидента стала возможность операторами контролировать скорость реакции. Устойчивая реакция требует, чтобы каждый цикл деления генерировал достаточно нейтронов, чтобы разбивать добавочные атомы, производя следующий цикл деления. Управление осуществлялось при помощи управляющих стержней из материала, безопасно поглощающего нейтроны. Ввод нескольких элементов управляющих стержней в реактор замедляет реакцию. SL-1 проходил техническое обслуживание, при котором требовалось вытащить управляющие стержни на несколько дюймов. Так как конструкция реактора предполагала использование одного большого стержня контроля, то единственная ошибка (вытаскивание стержня почти целиком) привела к мгновенной сверхкритической реакции — циклам деления, которые возрастали по экспоненте.

Массивный скачок выходной энергии испарил охлаждающую воду, и часть самого реактора, в результате вызвав мощный взрыв, приведший к прекращению реакции. Так что можно писать книгу «День, когда мы чуть не потеряли Айдахо-Фолс».

NORAD, 1979 — ЯДВСПЫШКА (почти)

Вот как NORAD научил, что не стоит работать с компьютерным моделированием ядерного нападения Советского Союза, используя системы, которые реагируют на реальную ядерную атаку. Агентство противоракетной обороны получило тревожные показания того, что целая армада советских ядерных боеголовок направляется к США. В воздух подняли боевые самолёты, снаряжённые ядерным оружием. Защищённый самолёт президента также был поднят в воздух (хотя на тот момент он там не находился).

Палец замер над кнопкой. Командиры лётных экипажей ждали приказа атаковать. За шесть напряжённых минут, никто не был уверен, что это не Третья мировая война… и как ни странно, никто не использовал «красный телефон» горячей линии с Советами. Наконец от спутников и Радара раннего оповещения пришёл сигнал, что никакой ядерной атаки не зафиксировано. Виновником переполоха оказалась тренировочная запись, генерирующая фальшивые положительные сигналы, которую случайно включили. На жаргоне военных ЯДВСПЫШКА означает реальный ядерный взрыв, который может привести к ядерной войне.

Если всё вышеозвученное не выглядит достаточно пугающим, то есть ещё несколько десятков подобных инцидентов только в США. Здесь можно вспомнить знаменитый Карибский кризис. Печальная мораль такова, что было бы разумнее менее опасаться явной агрессии, нежели собственной некомпетентности и плохой техники.

Источники

Farmer, James H. «Korea and the A-Bomb.» Flight Journal, Dec. 2010.

История аварий с ядерным оружием так же длинна, как и знакомство с ним.

Министерство обороны США впервые опубликовало список случаев аварий с ядерным оружием еще в 1968 году, в котором было упомянуто 13 серьезных катастроф с ядерным оружием между 1950 и 1968 годами. Дополненный список был выпущен в 1980 году, в котором было уже 32 случая. В то же время, те же документы были выпущены и военно-морским флотом в соответствии с законом о свободе информации, в котором значился 381 инцидент с ядерным оружием в США между 1965 и 1977 годами.

Из официального документа (перевод):
"Случайные взрывы ядерного оружия:
Ядерное оружие разработано с большим мерами предосторожности, чтобы взрыв произошел только тогда, когда сознательно применены все меры по снятию предохранительных устройств и оно приведено в боевую готовность и использовано вооруженными силами по команде высшего руководства. Тем не менее, всегда есть вероятность того, что в результате случайных обстоятельств, взрыв может произойти по неосторожности. Хотя применяются все возможные меры предосторожности для предотвращения, несчастных случаев в местах сборки, хранения, в ходе погрузки и транспортировки по земле, или когда во время доставки к цели, например, самолетом или ракетой ".
Комиссия по атомной энергии / Министерство обороны, последствия применения ядерного оружия, 1962".

Происходит множество случаев крушений, столкновения, аварий кораблей или подводных лодок с ядерным оружием на борту в море, или, в некоторых случаях, реакторы атомных подводных лодок становятся нестабильными и, приходится покидать эти лодки. Известно 92 случая потери атомных зарядов в морях и океанах.

Здесь указаны 15 аварий, в которых эти 92 заряда были потеряны.

Если даже предположить, что данные действительно достоверные, то исходя из приведенного списка получается следующий расклад:
Из 92 ядерных зарядов 60 потеряно советскими/российскими военными. На США приходится 32 заряда. То есть, большинство потерь за нами.

У берегов Гренландии 40 лет лежит под водой потерянная американская атомная бомба. Об этой сенсации поведала британская вещательная корпорация BBC.


В воздухе

На бомбардировщике ВВС США В-36 с ядерным оружием на борту при следовании с Аляски на авиабазу в штате Техас на высоте 2400 метров из-за сильного обледенения загорелся один из двигателей.

Экипаж сбросил атомную бомбу в океан, а затем покинул самолет на парашютах (The Defense Monitor, 1981).

На бомбардировщике В-50, (развитие B-29) несущем на своем борту атомную бомбу «Марк-4», произошла неисправность двигателя.

Бомба была сброшена с высоты 3200 метров и попала в реку. В результате детонации заряда ВВ и разрушения боеголовки река была загрязнена почти 45 килограммами высокообогащенного урана (The Defense Monitor, 1981).

31 января 1958 года. Марокко.
Без ведома марокканских должностных лиц, B-47 с ядерным оружием, рухнул и загорелся на взлетно-посадочную полосу базы ВВС США в 90 милях к северо-востоку от Рабата. ВВС приняли эвакуацию базы.

Бомбардировщик продолжать гореть в течение 7 часов. Большое количество автомобилей и самолетов были заражены радиацией. (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-47 США с двумя ядерными бомбами на борту исчез во время полета. Он совершал беспосадочный перелет с авиабазы ВВС США во Флориде на неизвестную заграничную базу.

Были намечены две дозаправки топливом в воздухе. Первая прошла успешно, но со вторым самолетом-дозаправщиком бомбардировщик так и не вступил в контакт, как планировалось, над Средиземным морем. Несмотря на тщательные и обширные по площади поисковые работы, никаких следов самолета, ядерного оружия или экипажа найдено не было (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-47 с водородной бомбой на борту столкнулся в воздухе с истребителем. При этом у бомбардировщика было повреждено крыло, что привело к смещению одного из двигателей. Пилот бомбардировщика после трех неудачных попыток приземлиться с ядерным оружием сбросил водородную бомбу на мелководье в устье реки Саванна.

В течение пяти недель ВВС США безуспешно искали бомбу. Поиски прекратили после того, как 11 марта 1958 года в штате Южная Каролина с бомбардировщика была случайно сброшена другая водородная бомба, что привело к более тяжелым последствиям. Тогда первую из двух бомб стали рассматривать как безвозвратно потерянную. Поданным экспертов министерства обороны США, в настоящее время она покоится на дне моря под 6-метровой толщей воды, погруженная в песок на 5 метров. Для ее поиска и извлечения, по расчетам специалистов, требуется около пяти лет и 23 млн долларов (Clair, 2001; The Australian, 2001).

При взлете произошла поломка двигателя у самолета ВВС США В-47. Для спасения его два топливных бака, находившихся на концах крыльев, были сброшены с высоты 2500 метров. Один из них взорвался на расстоянии 20 метров от другого самолета такого же типа, стоявшего на парковке, на борту которого имелись три ядерных заряда. Пожар, возникший в результате этого и длившийся около 16 часов, стал причиной взрыва взрывчатых веществ (ВВ) как минимум одного заряда, разрушения бомбардировщика, гибели двух человек и ранения еще восьми. Пожар и взрыв привели к выбросу плутония и высоко-обогащенного урана. Однако ВВС США и британское министерство обороны так и не признали, что в этом инциденте присутствовало ядерное оружие. Хотя двое ученых еще в 1960 году обнаружили вблизи авиабазы значительное загрязнение местности ядерными материалами, их секретный доклад был обнародован лишь в 1996 году (Shaun, 1990; Broken Arrow, 1996; Хансен, 2001).

Бомбардировщик В-47 при перелете с авиабазы в штате Джорджия на зарубежную случайно сбросил за борт ядерную бомбу, которая упала в малонаселенном районе в 6 милях к востоку от города Флоренс. Заряд её взорвался при столкновении с землей. На месте взрыва образовалась воронка глубиной 10 метров и диаметром 20. Был поврежден частный дом. Ранение получили шесть его жителей. Кроме того, были частично разрушены пять домов и церковь (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-52 с двумя ядерными бомбами на борту столкнулся на высоте 10 000 метров с самолетом-заправщиком КС-135 вскоре после начала процедуры дозаправки топливом.

При крушении погибли восемь членов экипажей. Две ядерные боеголовки впоследствии были найдены и утилизированы (The National Times, 1981).

Эпизод Паломарес (Palomares) - один из таких инцидентов, в результате которых лицо нашей планеты могло измениться до неузнаваемости. А если точнее, то юго-восточная часть средиземноморского побережья Испании могла превратиться в радиоактивную пустыню.

Во время холодной войны Стратегическое авиационное командование ВВС США проводило операцию «Хромовый купол» (Chrome Dome), в рамках которой в воздухе постоянно находилось какое-то число стратегических бомбардировщиков, несущих ядерное оружие и готовых в любой момент изменить курс и нанести удар по заранее определённым целям на территории СССР. Такое патрулирование позволяло в случае начала войны не тратить время на подготовку самолёта к вылету и значительно сократить его путь к цели.


17 января 1966 года бомбардировщик B-52G «Стратофортресс» (сер. номер 58‑0256, 68-е бомбардировочное крыло, командир корабля капитан Чарльз Вендорф) вылетел с авиабазы Сеймур-Джонсон (США) на очередное патрулирование. На борту самолёта находились четыре термоядерные бомбы B28RI (1,45 Мт). Самолёт должен был совершить две дозаправки в воздухе над территорией Испании.

Во время выполнения второй дозаправки около 10:30 по местному времени на высоте 9500 м бомбардировщик столкнулся с самолётом-заправщиком KC-135A «Стратотанкер» (сер. номер 61-0273, 97-е бомбардировочное крыло, командир корабля майор Эмиль Чапла) в районе рыбацкого посёлка Паломарес, муниципалитет Куэвас-дель-Альмансора.

В катастрофе погибли все четыре члена экипажа танкера, а также три члена экипажа бомбардировщика, остальным четырём удалось катапультироваться.

Вспыхнувший пожар заставил экипаж стратегического бомбардировщика применить аварийный сброс водородных бомб. Четверо из семи членов экипажа бомбардировщика успели его покинуть. После этого произошел взрыв. В силу с конструктивных особенностей аварийного сброса бомб, они должны были спустится на землю на парашютах. Но в данном случае парашют раскрылся только у одной бомбы.

Первая бомба, у которой парашют не раскрылся, рухнула в Средиземное море. Искали её потом три месяца. Ещё одна бомба, у которой парашют раскрылся спустилась в русло реки Альмансора, недалеко от побережья. Но наибольшую опасность представляли две бомбы, которые на скорости более 300 километров в час рухнули на землю. Одна из них рядом с домом жителя деревушки Паломарес.

Спустя день три утерянные бомбы разыскали на побережье; инициирующий заряд двух из них сработал от удара о грунт. К счастью, противоположные объемы тротила взорвались несинхронно, и вместо сжатия детонационной радиоактивной массы разбросали ее вокруг. Поиски четвертой развернулись на территории 70 кв. км. Через полтора месяца напряженных работ из-под воды были извлечены тонны обломков, но бомбы среди них не было.

Благодаря рыболовам, ставшими свидетелями трагедии, 15 марта было установлено место падения злополучного груза. Бомбу обнаружили на глубине 777 м, над крутой донной расщелиной. Ценой нечеловеческих усилий, после нескольких соскальзываний и обрывов тросов, 7 апреля бомбу удалось поднять. Она пролежала на дне 79 суток 22 часа 23 минуты. Еще через 1 час 29 минут ее обезвредили специалисты. Это была самая дорогая спасательная операция на море в ХХ веке - расходы по ней составили $84 миллионов долларов.

Довольные генералы рядом с водородной бомбой, которую спустя 3 месяца достали со дна моря.

Эта бомба, упав в Паломаресе, чудом не взорвалась. Но могло быть иначе...

Если бы от удара сработал запал бомб, побережье Испании, так любимое сейчас туристами, было бы обезображенным радиоактивным полем. Суммарная мощность взрыва составила бы более 1000 Хиросим. Но к счастью, запал не сработал. Произошел взрыв тротила внутри одной из бомб, который отдельно от запала не привел к детонации и взрыву плутониевой начинки.

Результатом взрыва стал выброс в атмосферу облака радиоактивной пыли.

Первые испанские военные на месте падения самолетов.

Место падения В-52. Образована воронка 30 x 10 x 3 m

После авиакатастрофы над Паломарес США заявили, что прекращают полёты над Испанией бомбардировщиков с ядерным оружием на борту. Через несколько дней правительство Испании установило формальный запрет на такие полёты.

США провели очистку заражённой территории и удовлетворили 536 заявок о компенсации, выплатив 711 тыс. долларов.

Бочки с собранной почвой готовятся к отправке в Соединенные Штаты для обработки

Участники радиоактивной очистки из армии США.

Карта радиоактивного заражения почвы в районе Паломарес и местонахождение регистрирующей аппаратуры.

Ещё 14,5 тыс. долларов было выплачено рыбаку, наблюдавшему падение бомбы в море.
В том же году испанский чиновник, Мануэль Фрага Илибарн (Manuel Fraga Iribarne), в центре, и американский посол, Ангьер Бидл Дюк (Angier Biddle Duke), слева, плавали в море, чтобы демонстрируя безопасность моря.

В самом Паломаресе десятилетия спустя о произошедшем не напоминает ничего, кроме улицы «17 января 1966».
Место падения одной из бомб.

В какой то мере, инцидент в Паломаресе, послужил идеей для создания антивоенной комедии "День, когда всплыла рыба" (The Day the Fish Came Out).

На американском бомбардировщике В-52 в полёте над территорией Гренландии вспыхнул пожар. Экипаж покинул самолет а он, неся на своем борту 130 тонн авиационного топлива, со скоростью 900 км/ч ударился об лед залива приблизительно в 15 километрах от авиабазы США в пункте Туле. Произошел взрыв ВВ в четырех термоядерных бомбах, находившихся на борту В результате делящимися ядерными материалами была загрязнена значительная ледяная поверхность. Согласно выполненным позже исследованиям на месте аварии распылилось 3,8 килограмма плутония и, кроме того, приблизительно в четыре раза больше урана-235.

Экологическую очистку почвы проводили в течение восьми месяцев свыше 700 человек - американские военнослужащие и датские гражданские сотрудники авиабазы. Несмотря на крайне тяжелые погодные условия, почти все работы удалось закончить до начала весеннего таяния: 10 500 тонн загрязненного снега, льда и других радиоактивных отходов были собраны в бочки и отправлены для захоронения в США на завод «Саванна Ривер». Однако остатки радиоактивных веществ всё-таки попали в воды залива. Общая стоимость работ по экологической очистке была оценена приблизительно в 9,4 млн долларов. После этой аварии министр обороны США Роберт Макнамара приказал удалить ядерное оружие с бомбардировщиков, осуществлявших боевое дежурство (SAC, 1969; Smith, 1994; Atomic Audit, 1998).

На земле

Бомбардировщик ВВС США В-47 врезался в ангар на авиабазе в 20 милях к северо-востоку от Кембриджа, где хранились три ядерные боеголовки МК-6. Огнеборцы потушили пожар раньше, чем смогли загореться и детонировать взрывчатые вещества боеприпасов. Один из генералов военно-воздушных сил США высказался так по этому поводу: «если бы горящее самолетное топливо вызвало химический взрыв ядерных боеприпасов, часть территории на востоке Англии могла бы превратиться в пустыню». Другой офицер сказал, что крупной аварии с ядерным оружием удалось избежать лишь «благодаря комбинации огромного героизма, большой удачи и воли Бога» (Gregory, 1990; Хансен, 2001).

На крылатой ракете от взрыва контейнера с гелием разрушились и загорелись топливные баки. Пожар продолжался 45 минут. Ракета с ядерной боеголовкой превратилась в расплавленную массу. Радиоактивное загрязнение в районе аварии было отмечено в радиусе нескольких десятков метров (Greenpeace, 1996).

Тормозной ракетный двигатель возвращаемого аппарата межконтинентальной баллистической ракеты «Минитмен-1»загорелся из-за того, что была нарушена система управления шахтной пусковой установкой. Ракета находилась на стратегическом боевом дежурстве и была вооружена ядерной боеголовкой (Greenpeace, 1996).

Инцидент случился из-за того, что работник из обслуживающего персонала баллистической ракеты, действуя при осмотре ракеты в нарушение правил в одиночку, случайно удалил пиро-болт и его детонирующий кабель. Произошло падение ядерной боеголовки. При этом был поврежден её теплозащитный материал (Greenpeace, 1996).

Авария на шахтной пусковой установке с межконтинентальной баллистической ракетой «Титан II». Техник во время регламентных работ уронил разводной гаечный ключ, который пробил топливный бак ракеты. Это привело к утечке компонентов топлива и к взрыву его паров. В результате 740-тонная крышка ракетной шахты была сорвана, а 9-мегатонная ядерная боеголовка подброшена на высоту 180 метров и попала за пределы технологической площадки. Однако ядерного взрыва не последовало, боеголовку вовремя обнаружили и утилизировали. И всё-таки не обошлось без жертв: один человек погиб, 21 был ранен (Gregory, 1990; Хансен, 2001).

Один из самых опасных инцидентов с британским ядерным оружием. При погрузке авиабомбы в самолет из-за непрофессиональных действий обслуживающего персонала она сорвалась с транспортной тележки и упала на бетонную поверхность. На базе была объявлена тревога. Состояние повышенной боевой готовности продолжалось 48 часов. Обследовав бомбу, обнаружили значительные повреждения отдельных элементов её ядерного боеприпаса. Причем такие, что из Великобритании срочно были вызваны специалисты по дезактивации местности (Чрезвычайные происшествия, 2001).

На море

С авианосца ВМФ США, находившегося в плавании у берегов Японии, сорвался с подъемника, упал в открытое море около острова Окинава и затонул на глубине 4800 метров бомбардировщик с атомной бомбой на борту (IAEA, 2001).

Авианосец ВМФ США столкнулся с советской АПЛ класса «Виктор». На борту авианосца было несколько десятков ядерных боеголовок, на борту советской субмарины - две ядерные торпеды (Greenpeace, 1996).

Все ли факты нам известны? Ну пусть 92 бомбы, пусть 43. пусть 15. Но и одна из них может уничтожить целый город. или отравить океан, море. Мы помним Хиросиму, Нагасаки, Чернобыль, Тримайлайленд. Помним аварии подлодок, инциденты с облучением радиоактивными материалами. А здесь потеряно 92 бомбы!

В западной прессе с некоторых пор появился термин loose nukes, под которым понимаются вышедшие из-под контроля государств ядерные боеприпасы, причем имеются в виду не заряды, утраченные в ходе инцидентов с военной техникой. После распада СССР было немало спекуляций на тему возможной утраты контроля над советским ядерным арсеналом со стороны руководства новых независимых государств, прежде всего России. Эти разговоры получили новый импульс после заявления бывшего секретаря Совета безопасности РФ генерала Александра Лебедя. В 1997 году он сказал, что во время пребывания в должности им якобы была создана комиссия по поиску портативных ядерных боеприпасов, имевших вид чемоданчика. По словам Лебедя, часть этих устройств (в разных интервью генерал называл разные цифры) была утрачена и даже, возможно, попала в руки чеченских сепаратистов. На официальном уровне Россия никогда не признавала утрату подобных ядерных средств, хотя это не значит, что переносных зарядов не существовало. Действительно, сообщалось, что начиная с 1960-х годов в СССР создавались носимые ядерные мины, правда, они имели вид ранцев, а не чемоданов. По следам скандальных заявлений Александра Лебедя и бурной реакции мировой прессы в 1998 году по инициативе секретаря Совета безопасности Андрея Кокошина была проведена проверка, в результате которой выяснилось, что ранцевые боеприпасы надежно хранились в одном из арсеналов и в войска не выдавались. К настоящему времени, вероятнее всего, все они уничтожены в рамках инициатив по сокращению тактических ядерных вооружений. Малогабаритные боеприпасы также создавались в США и предположительно в Израиле и Китае.

Террористам, которые задумают сделать бомбу, придется получить немало дополнительных знаний, в том числе в области технологии обработки радиоактивных металлов.

В Соединенных Штатах боеприпасы такого класса имели название SADM (аббревиатура, расшифровывающаяся как «специальный разрушающий атомный боеприпас») и представляли собой ранцы, имевшие минимальный вес 50−70 кг и мощность, эквивалентную 1кт. Они предназначались диверсионным подразделениям, которые могли высаживаться на территории противника в районе побережья, закладывать заряды под стратегические объекты, включать таймер и затем эвакуироваться, например с помощью подводной лодки. Также предполагалось вооружать ранцами инженерные подразделения для постановки заслонов, например в районе Фульдского коридора — двух низин среди гор, по которым ожидался рывок танков Варшавского договора с территории ГДР в направлении Франкфурта-на-Майне. Эти боеприпасы также уничтожены американской стороной в рамках процесса разоружения. В общем, если обвинения России в слабом контроле за ядерными боеприпасами так и не получили весомых подтверждений, факт существования ядерных мин диверсионного класса не подлежит сомнению.

Еще одна ядерная держава, сохранность ядерного арсенала которой вызывает определенное беспокойство, это Пакистан. 6 сентября прошлого года на военно-морской базе в Карачи произошел инцидент со стрельбой. Группа фундаменталистов на лодках попыталась захватить фрегат ВМС Пакистана. Морякам удалось отбить нападение, но в ходе расследования инцидента выяснилось, что в диверсионной вылазке на стороне боевиков участвовали младшие офицеры пакистанской армии. Кроме того, в заговоре могли быть замешаны и более высокопоставленные военные. Состояние вооруженных сил страны, где среди военнослужащих немало людей, симпатизирующих исламистам, вселяет беспокойство за судьбу ядерного арсенала Пакистана, недавно присоединившегося к атомному клубу. Особенно с учетом наличия в стране территорий, где процветает черный рынок оружия: они находятся в международно признанных границах Пакистана, но не контролируются армией и полицией.


Корабль Glomar Explorer, построенный корпорацией эксцентричного магната Говарда Хьюза по заказу ЦРУ, был замаскирован под научное судно. На самом деле в его днище был сделан специальный вырез для подъема на борт погибшей советской подлодки К-129 с ядерным оружием на борту.

Проще, чем мы думали

Однако, если страшный сон о завладении террористами боеприпасов из арсеналов ядерных государств, к счастью, пока не стал явью, то остается другая возможность. По силам ли злоумышленниками изготовить атомную бомбу, так сказать, в домашних условиях?

В разнообразных публикациях на эту тему, например в докладе, подготовленном Институтом контроля за ядерными материалами (Вашингтон, США), был сделан вывод о том, что хоть дело это крайне непростое, бомбу террористы сделать могут. Речь, правда, идет именно о взрывном устройстве, а не о сырье. В качестве сырья в производстве атомного оружия применяется высокообогащенный (то есть содержащий более 90% изотопа U235) уран и оружейный плутоний (Pu239), хотя можно изготовить бомбу (малоэффективную) и из реакторного плутония, загрязненного изотопами Pu240 и Pu242. Обогащение урана — долгий и сложный процесс, детали этой технологии держатся государствами в строгом секрете, плутоний в природе вообще практически не встречается — его получают путем облучения нейтронами урана или нептуния. Также в результате облучения урана-238 плутоний постепенно накапливается в топливных стержнях реакторов АЭС, но отделить его от урана и прочих примесей — весьма трудоемкая задача. Для изготовления бомбы террористы должны будут похитить готовые ядерные материалы или купить уже похищенные на черном рынке.


Этот памятный знак установлен в городе Эурека, штат Северная Каролина — неподалеку от того места, где со своим страшным грузом расстался терпящий крушение B-52. Одна из выброшенных бомб ушла в болото на 50-метровую глубину, да там до сих пор и лежит.

Для того чтобы произошел ядерный взрыв, необходимо перевести массив ядерного материала в сверхкритическое состояние, после чего начинается неконтролируемая реакция деления ядер с излучением нейтронов и выделением энергии. Достичь сверхкритического состояния можно, во‑первых, быстро соединив два подкритических фрагмента ядерных материалов в один или, во‑вторых, резко увеличив плотность подкритической сборки. Бомба Little Boy («Малыш»), что упала на Хиросиму, была построена по первому принципу («пушечная схема»). Внутри нее один фрагмент высокообогащенного урана выстреливался в другой фрагмент, и возникало сверхкритическое состояние. По второму принципу сконструировали бомбу, разрушившую Нагасаки (Fat Boy, «Толстяк»). Там плутониевая сфера равномерно обжималась взрывом (имплозивная схема), за счет чего и создавалась сверхкритичность.


Американский бомбардировщик B-52 не раз фигурировал в инцидентах с ядерным оружием. Громкая история случилась в январе 1966 г, когда этот гигантский самолет столкнулся в воздухе с заправщиком KC-135 неподалеку от испанской рыбацкой деревни Паломарес. Из четырех водородных бомб на борту три упали на землю и заразили местность радиацией, а одна рухнула в море и была найдена лишь два с половиной месяца спустя.

Мы не зря вспомнили бомбы зари атомной эры: большинство экспертов сходятся в том, что если террористы и смогут построить бомбу, то она как раз конструктивно будет напоминать ранние, простые, несовершенные образцы. Наиболее простая схема — пушечная, типа «Малыша», но для ее реализации необходим исключительно высокообогащенный уран в металлической форме. Достать его можно, похитив, например, топливные элементы научно-исследовательских реакторов. Более вероятно, что в руки террористов попадут широко используемые в атомной промышленности порошки оксидов урана или плутония. Ни порошки (из-за низкой плотности), ни даже металлический плутоний (из-за сильного нейтронного фона) для пушечной схемы не годятся. Это только по меркам нашего восприятия выстрел в пушке происходит мгновенно. В реальности же, пока две подкритические массы соединятся в сверхкритическую, нейтроны преждевременно запустят цепную реакцию, что заметно снизит мощность взрыва. Из порошков оксидов можно восстановить металлы, но это будет еще одно непростое звено в технологической цепочке. Есть вариант использовать порошки сами по себе, увеличив их плотность, но для этого понадобится специфический пресс, приобрести который, не привлекая к себе ненужного внимания, затруднительно.

Согласно новым рассекреченным данным, СССР и Запад были ужасающе близки к с применением ядерного оружия из-за компьютерного сбоя, вызванного неисправным компонентом стоимостью всего 46 центов. Рассекреченные документы свидетельствуют о более чем 1000 аварий с в 70-80-х годах, произошедших из-за головотяпства американских военнослужащих.

В том числе пожары, взрывы и случайные сбросы бомб, которые могли стоить жизни сотням миллионов людей. На грани ядерной войны мир оказался в 1979 году, когда глава командования воздушно-космической обороны Северной Америки в Колорадо доложил о массированном ударе со стороны СССР.

Экраны компьютера на сверхсекретной базе были заполнены точками, обозначающими то, что Москва произвела пуск, и США были готовы нанести ответный удар. Ответный пуск был отменен в последнюю минуту - после тщательного расследования и проверки данных с помощью других радаров. Если бы США отреагировали и нанесли по Советскому Союзу, Третья мировая война была бы неизбежна.

Во время другого инцидента, вызванного неисправностью американской системы раннего предупреждения, США обнаружили пуск сотен советских ракет. Збигнев Бжезинский, советник по национальной безопасности президента США Джимми Картера, был разбужен в 2:30, чтобы услышать эту тревожную новость. Вскоре выяснилось, что к США направляются 2200 российских ракет. У Бжезинского было всего несколько минут, чтобы решить, следует ли США использовать собственный ядерный арсенал. В то время как он готовился связаться с президентом, ему сообщили, что тревога была ложной, а ее причиной стал сбойный компьютерный чип стоимостью всего 46 центов. Еще один инцидент с ядерным оружием произошел в 1962 году. Тогда команда бомбардировщика Б-52 во время обычного полета случайно уронила ракету с плутонием на Северную Каролину. В то время американские бомбардировщики находились в воздухе 24 часа в сутки, так что США могли мгновенно ответить на любую угрозу.

Самолет нес две водородные бомбы, когда пилот заметил, что появился весовой дисбаланс. Когда экипаж попытался вернуться на авиабазу, самолет начал распадаться, и атомная бомба была случайно выпущена. Не сработало всего одно активационное устройство - бомба упала на землю до того, как был послан сигнал на детонацию. Если бы это последнее устройство было активировано, на американской земле произошел бы полномасштабный термоядерный взрыв.

В свете обострения ситуации о происшествиях, от которых волосы встают дыбом, подробно рассказывается в книге «Контроль и управление: ядерное оружие, дамасский инцидент и иллюзия безопасности», автором которой является американец Эрик Шлоссер. Официальный Пентагон раскрывает 32 инцидента с участием американских ядерных боеголовок. Но Шлоссер, получивший доступ к секретным документам, говорит о более чем 1000 аварий с ядерным оружием в период между 1950 и 1968 годами. Раскрытие конфиденциальной информации демонстрирует, насколько близко Советский Союз и Запад были к во время холодной войны.

В свете обострения ситуации мир может пережить современную холодную войну, считает автор. При этом он предупреждает, что и США, и Россия, по-прежнему используют старые системы . Основной ядерный бомбардировщик США остается неизменным со времен президентства Джона Кеннеди, а главную ядерную ракету наземного базирования все еще используемую сегодня, должны были списать в начале восьмидесятых.

Сегодня во второй половине 2015 года ситуация на арене накалена до предела и любая искра может стать причиной из-за которой начнется Третья мировая война, а инцидент с ядерным оружием может означать гибель всего человечества.

Создав ядерное оружие и ядерную технику, сверхдержавы неоднократно переживали связанные с ними инциденты. За годы холодной войны в Мировой океан попадали (и оставались там) реакторы, авиабомбы и торпеды с ядерными боезарядами. «Лента.ру» попробовала составить перечень потерянного.

Американцы оставили в Мировом океане две атомные подводные лодки. 10 апреля 1963 года во время глубоководных испытаний в Атлантике, в 200 милях восточнее Кейп-Кода затонула субмарина «Трешер» (один ядерный реактор). Лодка лежит на глубине 2560 метров.

22 мая 1968 года на патрулировании в Северной Атлантике исчезла субмарина «Скорпион» (на борту реактор и две ядерные торпеды). Лодку потом нашли на глубине более 3000 метров, на грунте, в 740 километрах к юго-западу от Азорских островов. Причины гибели лодки, кстати, не выяснены до сих пор.

Но основные «ядерные подвиги» американских военных в морях, конечно, связаны с авиацией.

14 февраля 1950 года бомбардировщик B-36, взлетевший с аляскинской базы Эйлсон, участвовал в полномасштабной имитации ядерного удара по территории СССР. В роли «цели» использовался Сан-Франциско. На борту бомбардировщика была штатная ядерная бомба Mk.IV. Из нее был извлечен плутониевый боезаряд, однако в бомбе оставалась оболочка из металлического урана и 5000 фунтов взрывчатого вещества.

Самолет попал в зону плохой погоды над морем у побережья Британской Колумбии, обледенел, у него отказали три из шести двигателей. Экипаж, видя такое дело, сбросил бомбу («обычная» часть сдетонировала, о чем есть свидетельства: вспышку взрыва видели с берега), а потом покинул машину, падавшую в воду.

10 марта 1956 года над Средиземным морем исчез бомбардировщик B-47, вылетевший из Флориды. На борту самолета находились две ядерные бомбы. Никаких следов самолета и ядерного оружия не найдено до сих пор, официальная версия выглядит как «потерян в море у побережья Алжира».

28 июля 1957 года транспортный самолет C-124 вез из штата Делавэр в Европу три снаряженные ядерные бомбы и плутониевый заряд для еще одной. Над Атлантикой у побережья Нью-Джерси самолет начал терять мощность, два двигателя из четырех заглохли. Экипаж сбросил в океан две из трех бомб примерно в сотне миль от Атлантик-Сити.

5 февраля 1958 года возле Саванны (побережье штата Джорджия) истребитель F-86 столкнулся со стратегическим бомбардировщиком B-47. Истребитель рухнул, а поврежденный B-47 удержался в воздухе и вернулся на базу. Правда, для этого пришлось сбросить в Атлантику термоядерную бомбу Mk.15 (выход мощности при подрыве около 1,7 мегатонны). Там она и лежит до сих пор, занесенная илом, - поиски ни к чему не привели.

5 декабря 1965 года неподалеку от Окинавы с авианосца «Тикондерога» из-за сильной качки скатился в воду незакрепленный штурмовик A-4 Skyhawk с тактической ядерной бомбой и затонул на глубине около 4900 метров. Пентагон не признавал этого эпизода до 1989 года.

В 1960 году США в условиях «дальнейшего обострения международной обстановки» начали операцию «Хромированный купол» (Chrome Dome), предполагавшую создание системы непрерывного дежурства в воздухе стратегических бомбардировщиков с ядерным оружием на борту. Самолеты находились в постоянной готовности нанести удары по намеченным целям в глубине территории СССР (служба такого бомбардировщика показана, например, в фильме Стенли Кубрика «Доктор Стрейнджлав»). Не все такие полеты кончались добром.

17 января 1966 года у испанского Паломареса дежуривший в воздухе бомбардировщик B-52G столкнулся с самолетом-заправщиком KC-135. В результате «в окружающую среду» попали четыре термоядерные бомбы типа Mk.28 (B28RI) мощностью до 1,45 мегатонны каждая. Три из них упали на сушу (причем две разрушились и загрязнили плутонием 2,6 квадратного километра территории), а одна утонула в море. Ее нашли и подняли через 81 день после катастрофы.

Несмотря на жесткую критику практики регулярного дежурства бомбардировщиков с ядерным оружием на борту, начавшуюся по итогам инцидента в Паломаресе, операцию «Хромированный купол» свернули только после происшествия 21 января 1968 года в районе гренландской авиабазы Туле, вызвавшего международный скандал. Там рухнул дежурный B-52 с четырьмя ядерными бомбами на борту. Самолет пробил лед и ушел на дно Баффинова залива. Американские военные устроили целую операцию по подъему деталей потерянного оружия, после чего бодро рапортовали о том, что все четыре бомбы извлечены. Годы спустя, однако, публикация результатов экспертизы показала, что найдены были компоненты только трех боеприпасов, четвертая так и лежит где-то в гренландских водах.

Информация о возможных потерях советских и российских ядерных боеприпасов до сих пор строго засекречена. Тем не менее регулярно появляются сообщения (впрочем, непроверенные) об инцидентах с ядерным оружием, находившимся на борту самолетов.

Одно время благодаря бывшему заместителю начальника разведки Тихоокеанского флота контр-адмиралу Анатолию Штырову широко разошлись сообщения о гибели весной 1976 года бомбардировщика Ту-95 советской Дальней авиации, упавшего в залив Терпения (у южной оконечности Сахалина). На борту самолета якобы находились два ядерных боеприпаса, впоследствии поднятые с грунта американской субмариной спецназначения «Грейбек» (по другой версии, «Грейбек» забрал только оборудование связи, а бомбы так и лежат на дне).

Однако Минобороны не подтверждает проведение полетов стратегической авиации в этом районе в 1976 году, «Росатом» (наследник советского Минсредмаша) инциденты с ядерными объектами в этом районе опровергает, а сообщение о катастрофе «не бьется» с известными реестрами аварий и катастроф самолетов Дальней авиации. Информация о дежурстве отечественной авиации с ядерным оружием по-прежнему закрыта, поэтому дальнейшее расследование этой истории затруднено.

Объемы патрулирования советской авиации были скромнее американских, соответственно, чисто статистически число инцидентов, как бы они ни засекречивались, все равно было меньшим, чем у США. Зато известны наперечет (шила в мешке не утаишь) результаты катастроф атомных лодок и захоронения реакторов.

В 1965 году у побережья Новой Земли был затоплен реакторный отсек субмарины К-19 (проект 658), потерпевшей в 1961 году в районе острова Ян-Майен тяжелую радиационную аварию. В 1966-м по соседству затопили реакторный отсек с субмарины К-11 (проект 627А «Кит»), на которой в феврале 1965 года в ремонте произошла авария с выбросом радиоактивности из-за нарушений при перезарядке реактора. Осенью 1967 года в заливе Цивольки (северо-восточное побережье Новой Земли) затопили экранную сборку реактора первого в мире атомного ледокола «Ленин», пострадавшего от повреждения активной зоны.

В марте 1968 года к северу от атолла Мидуэй в Тихом океане затонула на глубине около 5000 метров дизель-электрическая субмарина Тихоокеанского флота К-129 (проект 629А). Причины гибели достоверно не известны до сих пор. На борту лодки находились три баллистические ракеты Р-21 с моноблочными ядерными боеголовками мощностью около 1 мегатонны, а также две ядерные торпеды. Одна или две торпеды были подняты американцами в 1974 году, однако поднять ракеты не удалось.

8 апреля 1970 года во время учений «Океан-70» возник пожар на атомной торпедной лодке К-8 (проект 627А), находившейся в Бискайском заливе. 12 апреля, после долгой борьбы за живучесть, субмарина затонула на глубине около 4700 метров. На дне оказались два реактора и, по разным данным, четыре или шесть торпед с ядерными боезарядами.

В 1972 году (по другим данным - в 1974-м) в Новоземельской впадине Карского моря затоплен реактор, извлеченный после ядерной аварии 1968 года с атомохода К-140 (проект 667А «Навага»).

10 сентября 1981 года в Карском море затопили атомную лодку К-27 проекта 645. Экспериментальный корабль с двумя реакторами РМ-1 с жидкометаллическим (сплав свинца и висмута) теплоносителем в мае 1968 года потерпел на боевом выходе тяжелую радиационную аварию, после которой эксплуатация стала невозможной. После длительного периода отстоя лодку с реакторным отсеком, залитым 270 тоннами битума, затопили на глубине 75 метров. В данный момент есть планы по ее подъему и утилизации.

3 октября 1986 года на стратегическом ракетоносце К-219 проекта 667АУ «Налим», находившемся в Атлантике к востоку от Бермудских островов из-за разгерметизации шахты произошел взрыв топлива одной из ракет. Лодка всплыла, но после длительной борьбы за живучесть затонула в ночь на 6 октября на глубине более 5600 метров. На дне океана оказались два реактора, две ядерные торпеды и (по разным сведениям) 15 или 16 баллистических ракет Р-27У, каждая из которых несла по три боеголовки мощностью 200 килотонн.

7 апреля 1989 года в Норвежском море после сильного пожара на глубине 1858 метров затонула лодка К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник», многоцелевая атомная субмарина с глубиной погружения до 1000 метров). На дне оказались два ядерных реактора и две ракето-торпеды «Шквал» с ядерными боевыми частями.

Затонувшая в августе 2000 года в Баренцевом море атомная субмарина К-141 «Курск» была поднята, как и К-429, тонувшая в бухте Саранная (на Тихом океане) еще в июле 1983-го. Зато 30 августа 2003 года возле острова Кильдин (в районе Мурманска) затонула на глубине 170 метров атомная лодка К-159 проекта 627А, которую буксировали на утилизацию в Северодвинск. На дне оказались еще два ядерных реактора.

Есть еще один «замечательный» источник - радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ). Это нечто подобное «атомной батарейке»: использует энергию естественного распада радиоактивных материалов для выработки электроэнергии. Широко применялись в качестве автономного источника питания. Несколько таких объектов были утоплены в море по разным причинам, при этом как минимум один (потерянный в 1987 году у сахалинского мыса Низкий) не найден до сих пор.