Грамота фотокомпозиции и съемки основа операторского мастерства. Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Человек в кадре Домашняя работа

Возьмите человека (за руку) и посадите его на стул посреди комнаты. Наведите на него камеру так, чтобы человек был в кадре весь, с ног до головы, и внимательно посмотрите: что, кроме человека и стены позади него, находится в кадре? - Сделайте такой кадр длиной секунд в десять. Пусть человек сидит на стуле и недоумевает: - А чего говорить-то? Зачем все это? Дай я хоть причешусь, что ли? - Ни в коем случае! - отвечаете вы. - Посиди, пожалуйста, неподвижно, пока я тут... Оставьте камеру на штативе и «вычистите фон». Сделайте так, чтобы в кадре остался только человек на фоне стены, с небольшим куском пола под ногами. Запишите секунд десять такой картинки. - Ну и долго мне еще так сидеть? - уже возмущается ваш подопечный. Извинитесь и отпустите его, а сами просмотрите, что у вас получилось. - В первом кадре «реквизит» - мебель или ее фрагменты, бытовые предметы, окружающие вашего героя, безусловно обозначают место действия («жилая комната») и как бы создают для него естественную «среду обитания». Во втором кадре человек, насильственно лишенный такого антуража, сидит в кадре, «как голый». Однако просмотрите эти два кадра еще раз и внимательно вслушайтесь в слова, которые говорит ваш герой. Не правда ли, в «пустом» кадре, на фоне гладкой стены его слова как бы более осмысленны, его речь «звучит» более явственно? - Ведь в этом кадре уже ничто не мешает вам, зрителю, сосредоточиться именно на нем, герое, и на том, что он говорит. В первом же кадре, «с мебелью», ваш герой «тонет» в окружающих его вещах, то есть, говоря точнее, по смыслу кадра, эти вещи неправильно взаимодействуют с вашим героем, они в кадре не нужны, потому что они не являются даже второстепенными героями кадра. Теперь, если у вашего подопечного еще осталась капля терпения, дайте ему в руки лист бумаги и усадите его в прежней позе в «пустой кадр». Запишите еще секунд двадцать. - Ну, а с этой бумагой что делать? - спрашивает он и вертит листок в руках. Если вы впоследствии покажете этот кадр любому постороннему человеку, он «расшифрует» его следующим образом: «Человек получил письмо или написал стихи, но стесняется прочитать и довольно естественно притворяется, что на листе ничего не написано». - Вот так «работает» настоящий реквизит, один-единственный элемент реквизита, не появившийся в кадре случайно, а введенный в него нарочно!

1 слайд

Хороший фотопортрет, сделанный фотохудожником, позволяет зрителю увидеть в чертах конкретной личности образ-тип, персонифицирующий собой людей определенной социальной категории. Такой фотопортрет показывает типическое через индивидуальное, раскрывает за внешним внутреннее.

2 слайд

3 слайд

Профильный фотопортрет - несколько обособленный вид изображения. Возможности характеристики внешности в нем ограничены. Фотопортрет в профиль более оправдывает себя, если череп не деформирован, а черты лица крупные и пропорционально сложены. Но и при гармонии всех частей головы очень важно сохранить их тональное согласование, так как темная масса волос обычно резко контрастирует со светлым лицом. В начальный период развития фотографии была распространена еще другая разновидность профильного фотопортрета - силуэт. Черный плоскостный контур профиля головы или фигуры создается источником света, скрытым позади затененного объекта.

4 слайд

В индивидуальных фотопортретах учитывается поворот головы и положение туловища. Портретируемый может находиться фронтально к аппарату (анфас), или на три четверти к нему (труакар), или боком (в профиль).

5 слайд

На изобразительное качество фотопортрета влияют не только приемы съемки, но и последующая обработка позитива. О стилевых признаках фотопортрета судят по его оптическому рисунку, световому балансу, крупности плана и т. д. Линейная и воздушная перспектива, передающая глубину пространства, в фотопортрете не играет такой доминирующей роли, как, скажем, в пейзаже. Зато существенное значение имеет тональное распределение светотеней на объемной форме головы и рук.

6 слайд

В практике фотографирования утвердилась также классификация, исходящая из приемов получения фотопортрета. Различают фотопортреты: репортажный, исключающий инсценировку, и поставленный (то есть режиссерски подготовленный). Всякий иной вид фотопортрета обусловлен самим объектом. Скажем, детский портрет. Дети - самые беспокойные натурщики. Их активное противодействие какой-либо нарочитости обязывает прибегать к моментальной и по возможности незаметной съемке.

7 слайд

Художественные фотопортреты, подобно живописным, разделяются на индивидуальные и групповые. Далее, в свою очередь на головные, погрудные (или бюстовые), поясные, поколенные, фигурные (в рост). Фотопортреты получили теперь самое разнообразное назначение. Они не только самостоятельное произведение искусства, но и объективный научный документ, анатомический атлас, информационная иллюстрация, книжная обложка, плакат и т. д.

8 слайд

Композитор И. Фотоискусство Стравинский". 1958. США. Georges Dambier (b.1925)

9 слайд

10 слайд

11 слайд

Уинстон Черчилль в возрасте 7 лет. Фотопортрет, 1881 год. Ирландскому фотографу удалось ухватить в лице и позе ребёнка все те черты превосходства, которые будут отличать Черчилля в его взрослую карьеру. М. В. Альперт. "Комбат".

12 слайд

13 слайд

Отдельное место занимает так называемый «официальный» фотопортрет. Вольное истолкование образа здесь совершенно исключено. Съемки, обычно осуществляемые на месте пребывания официального лица (на съезде, приемах, встречах), поручаются, как правило, наиболее квалифицированным профессионалам.

14 слайд

В рубрику групповых фотопортретов входят также снимки различных делегаций, сотрудников учреждений, выпускников учебных заведений и тому подобные. Авторы такого рода снимков зачастую вынуждены ограничиваться лишь чистой документацией. Фото Н.Н. Сажина, Муром. Групповой портрет семьи Зощенко. Учебная команда 162 пехотного запасного полка. 1917г. (ГАПО. Ф. р-1693, оп. 1, д. 84.)

15 слайд

16 слайд

Жанровые сюжеты имеют в своей основе какую-либо жизненную ситуацию. Таким фотопортретам присуща событийность, динамичность. Действующие лица изображаются в их взаимоотношениях друг с другом - в столкновении или общности интересов и чувств. Жанровый снимок нередко обращается в групповой фотопортрет, если автор сумел раскрыть индивидуальный характер каждого персонажа. Групповой фотопортрет очень труден для съемки. Только умелое техническое исполнение позволяет показать в нем типические черты человеческого характера.

17 слайд

К числу сюжетных фотопортретов следует отнести также снимки, показывающие человека непосредственно у рабочего места в трудовой обстановке. Особенность производства, профессиональные атрибуты - вся атмосфера действия служит добавочной характеристикой образа

18 слайд

Только с переходом на проекционное печатание (увеличение) открылась возможность получать фотопортреты любого размера. Огромные фотоплакаты и панно ныне не редкость. Прогресс фототехники расширил сферу применения фотопортретов. Изменились и сами методы съемки. Появление малоформатной камеры, высокочувствительной эмульсии, светосильных объективов значительно развило фоторепортаж. Без репортажной съемки не может быть и живых жанровых сюжетов. Оперативная документация подлинных фактов и явлений дает правдивую картину человеческих отношений, убедительно отражая красоту и величие образа нашего современника. Фото Джулии Камерон Фото Эдварда Кертиса

19 слайд

Технология фотографических процессов неизменно сказывалась на эволюции форм фотопортрета. Снимок, получаемый с негатива контактной печатью, долгое время оставался в пределах формата пластинки. Отсюда распространение фотопортретов - «визиток» (размером с визитную карточку) и так называемых «кабинетных» фотопортретов. Ограниченный размер отпечатков породил взгляд на фотографию как на искусство малых форм. МАРИЯ (Mary) (1867–1953), королева Англии, супруга английского короля

20 слайд

Фотографии доступен и жанр сатирического фотопортрета. Одно время в этой области успешно работал известный фотохудожник Г. Петрусов, проявивший тонкое чувство юмора и техническое мастерство. Фотопортреты подобного жанра получают прибегая к растягиванию мокрого позитива, к изгибанию бумаги при печатании, наложению негативов и другим приемам. Лондонский фотограф Виджи даже сконструировал специальный объектив, дающий шаржированное изображение лица. Разумеется, фотокарикатуры не имеют ничего общего с обычными карикатурами, но они показывают, какими разнообразными приемами располагает современный фотограф при создании фотопортрета.

21 слайд

Своеобразным видом фотопортрета является также автопортрет. Автопортрет можно использовать и в сложной по форме композиции, как это попытался сделать Л. Лазарев, соединивший собственное изображение с профилем другого человека. Автопортрет с бабушкой 1959 г.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Термин «фотография» происходит от греческих слов фото – свет и графо – пишу. Таким образом, фотография в переводе на русский язык дословно означает светопись. В современном широком смысле фотография – это регистрация изображения на специальном материале (бумаге, пленке, пластинке). История фотографии

Х век Самую первую камеру-обскуру создал арабский физик и математик Альхазен

1769 год Камера – обскура: светонепроницаемый ящик с зеркалом.

1727 год Иоганн Шульц внедрил в процесс фотографирования соли серебра, реагирующие на свет.

1826 год Жозеф Нисефор Ньепс Первый в мире гелиографический снимок Ньепса, сделанный с натуры в 1826 году. Вид из окна его мастерской.

1835 год Уильям Генри Фокс Тальбот изобрел способ получения негативного фотографического изображения

1839 год Россия Юлий Федорович Фрицше Фотограммы листьев растений, выполненные по способу Тальбота.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История фотографии

Фотогра́фия (фр. photographie от др.-греч. φως / φωτος - свет и γρ αφω - пишу; светопись - техника рисования светом) - получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале (фотоплёнке или фотографической матрице) при помощи фотокамеры.

В более широком смысле, фотография - это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что характерно для любого вида искусства.

Изображения с помощью отражённого от предметов видимого света получали ещё в глубокой древности и использовали для живописных и технических работ. Метод, названный позже ортоскопической фотографией, не требует серьёзных оптических приспособлений. В те времена использовались лишь малые отверстия и, иногда, щели. Проектировались изображения на противоположные от этих отверстий поверхности.

Далее метод был усовершенствован с помощью оптических приборов, помещаемых на место отверстия. Это послужило основой для создания камеры, ограничивающей получаемое изображение от засветки не несущим изображение светом. Камера была названа обскурой, изображение проецировалось на её заднюю матовую стенку и перерисовывалось по контуру художником. После изобретения методов химической фиксации изображения, камера-обскура стала конструктивным прообразом фотографического аппарата. Название «фотография» было выбрано как наиболее благозвучное из нескольких вариантов во Французской академии в 1839 году.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История фотографии (продолжение)

Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.

В 1839 году француз Луи́-Жак Манде́ Даге́р (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества - хорошо проработанные детали как в света́х, так и в тенях, однако, копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия. Оригинальная камера Дагера, сделанная Альфонсом Жиру, ее размеры - 12х14,5х20 дюймов. Надпись на бирке "Аппарат не имеет гарантии, если на нем нет подписи г-на Дагера и печати г-на Жиру.

Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге).

Набор фотографа, весивший от 70 до 120 фунтов, необходимый для мокроколлодионной фотографии.

Камера для визитных карточек, запатентованная Адольфом- Эженом Диздери в 1854 году. Делались восемь экспозиций на пластине размером 6,5 на 8,5 дюймов. Отпечаток затем разрезался и наклеивался на карточки размером визитной карточки - 4 на 2,5 дюймов.

Лошадь в движении. 1878 год. Фотографии с мокрых пластин. Первые успешные фотографии движущейся лошади по дорожке Пало Алто, Сан-Франциско, 19 июня 1878 года. Экспозиция каждого негатива составляла меньше 1/2000 секунды. Использовались 12 камер подобных камере снизу.

Истмэн в 1888 году разработал превосходную для того времени любительскую камеру и породил слово, которое с тех пор стало синонимом слова «камера» - «кодак». Камера «Кодак» была небольшим ящиком (отсюда и название «детективная камера»), немногим более 6 дюймов в длину, 3,5 дюйма в ширину и менее 4 дюймов в высоту. С ней мог работать каждый, кто, как было написано в инструкции, способен: 1. Направить камеру. 2. Нажать на кнопку. 3. Повернуть ключ. 4. Дернуть шнур.

Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трехцветной фотографии (метод цветоделения). Для получения цветного снимка по этому использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии

Стено́п (от фр. Sténopé) - фотографический аппарат без объектива, роль которого выполняет малое отверстие. Стеноп используется для получения ландшафтных снимков с мягким изображением, чем- то похожим на изображение во время сна.


КомпозицияОбъект съемки - это «главный герой» кадра, он должен
привлечь внимание зрителя в первую очередь. Как этого
добиться? - Прежде всего зритель должен иметь
возможность как следует его разглядеть, поэтому объект
обязательно должен быть в фокусе и хорошо освещен.
А что делать, если объектов в кадре не один, а несколько? -
Определите для себя, на каком из них ваш взгляд
остановился в первую очередь, именно этот объект и нужно
снимать в качестве «главного героя».

Композиция

Если сместить вазу от центра
кадра, то при рассматривании
такого кадра взгляд зрителя все
равно вернется к центру, но уже с
вопросом: «Может быть,
посередине стола (в центре кадра)
лежит что-то такое, чего я не
заметил?»

Композиция

Какой из кадров вы считаете более удачным?

Пятна

Проведите опыт: отключив «AUTOFOCUS»,
нарочно сделайте картинку не в фокусе, так, чтобы
все изображение превратилось в цветные пятна
разной величины (если видоискатель в вашей
камере цветной). Какое из пятен привлечет ваше
внимание в первую очередь?

Пятна

Если бы изображение было в фокусе, вы бы все равно
обратили внимание на объекты (церковь, автомобиль)
именно в такой последовательности: сначала самый
крупный, а затем ваше внимание мгновенно
переключится на движущийся, красный.
Это свойство зрительного восприятия досталось нам от
далеких предков, когда обратить внимание на крупный
или, тем более, движущийся объект, иногда значило
«быть или не быть».
Вывод: внимание ваших будущих зрителей будут
привлекать в первую очередь крупные, движущиеся,
ярко скрашенные, ярко освещенные объекты.

Обратите внимание: степень зрительного внимания к
цвету объекта точно соответствует нашему восприятию
цветов уличного светофора - прежде всего красный
(агрессия, опасность), затем желтый (нейтральное
внимание) и, наконец, зеленый (все в порядке), так как
зеленый ассоциируется у человека с естественными
цветами (трава, листва деревьев), а красный -
напротив, с тревожным, опасным (пламя, кровь).

Глубина композиции

Представте картинку: «Скромные полевые цветы
росли на обочине проселочной дороги, которая,
сделав поворот, скрывалась в перелеске, а потом
появлялась снова и тянулась до самого горизонта».

Эта неуклюжая импровизация описывает распределение
зрительного внимания к объектам в зависимости от их
удаленности от наблюдателя (камеры):
сначала цветочки (первый план глубины),
затем - обочина дороги (второй план),
поворот дороги (третий),
далее - перелесок (четвертый) и, наконец,
та часть дороги, что «тянется до самого горизонта» (пятый).
Соответственно этой зависимости вам и придется
компоновать кадры при съемке:
самый главный объект - ближе всего к камере,
второстепенные - подальше,
а остальные, малозначительные будут играть роль фона на
дальних планах.

Бывает так, что именно дальний план, то есть фон, играет в кадре
главную роль. Если переместить крупный предмет подальше от
центра кадра и, может быть, чуть-чуть убрать с него резкость.
Такая композиция стопроцентно заставит зрителя воспринимать
содержание кадра в последовательности:
закат - блик - бокал, а не наоборот.
Общее правило: Чем сложнее композиция кадра, тем
большее время нужно человеку для его полноценного
восприятия.

Какие кадры смотрятся более выгодно?

Наиболее удачны те кадры те, в которых глубина кадра «подчеркнута», как бы
осязаема, то есть передний план связан с задним. Например: гоночная машина
стремительно приближается к финишу трассы или мальчик целится из духового
ружья в консервную банку, надетую на колышек изгороди - очевидно, что такие
кадры очень невыгодно «смотрятся», если их снимать сбоку, «в профиль».
Если же вы расположитесь на обочине гоночной трассы или рядом с консервной
банкой, кадр получится весьма эффектный.
Если же вы встанете так, чтобы дом был виден «с угла», в кадре он приобретет
объемность, и вы заполните пространство между ближним планом (ближний к вам
угол дома) и дальним (крыльцо). С точки зрения геометрии взаимное расположение
объектов ближнего и дальнего планов подчиняется закону линейной перспективы.
Поэтому всякий раз, снимая кадр с объектами, по-разному удаленными от камеры,
мысленно накладывайте на картинку линии перспективы, лучиками расходящиеся из
центра перспективы. Правда, я посоветовал бы еще раз поменять точку съемки и
встать так, чтобы ближе было крыльцо, а угол дома дальше.

«Нет плана - ищи ракурс!»

Если вы поставите камеру на землю, приподнимите
объектив, чтобы не ложиться рядом с камерой, а просто
нагнуться, и загляните в видоискатель: и машина, и
башня удивительным образом «впишутся» в кадр, и это
будет кадр, снятый «с нижнего ракурса».
«характер» картинки при этом ракурсе изменился: как внушительно выглядит
ваш автомобиль! А вот несколько уменьшить значительность объекта,
«унизить» его, можно, сделав кадр «с верхнего ракурса», когда камера в
прямом смысле слова «смотрит свысока».

Крупность планов

Дальний план или «ДЛН»,
Это когда человек виден целиком, как пишут в киносценариях - это крошечная
человеческая фигурка на необъятной пустынной равнине (обычно этот план так
и используется).

Крупность планов

Общий план или «ОБЩ»
Общий план или «ОБЩ» - Объект «с головы до пят. Фигура человека
полностью.
Воздух. Определить, сколько его нужно, довольно сложно, потому что это зависит от
фона, на котором находится Объект: чем интереснее, чем значительней фон, тем
больше «воздуха» можно оставить. Однако можно дать примерную величину этого
параметра в зависимости от крупности плана: «ОБЩ» - «воздух» равен высоте
«голова + шея Объекта»

Крупность планов

Средний план. Обозначается СРД-2
Их два: «по бедра» и «по пояс». План «по бедра» или «голливудский»:
нижний край кадра находится на уровне самой широкой части бедер.
«воздух» равен высоте: от верхней границы
головы до подбородка на «голливудском» («по
бедра»)

Крупность планов

Средний план. Обозначается СРД-1
«Поясной план», где нижний край кадра проходит на высоте брючного
ремня, - стандарт для съемки или по грудь.
«воздух» равен высоте: от бровей до подбородка

Крупность планов

Крупный план или «КРП»
Обратите внимание: на плане глаза всегда должны находиться «на линии
горизонта». Исключение составляют кадры, снятые с верхнего или нижнего
ракурса.
«КРП» - «воздух» равен высоте от линии бровей до
верхней границы головы Объекта; «КРП» (только лицо)
- «воздуха» совсем чуть-чуть.

Крупность планов

Деталь.
Одна из отличных возможностей акцентировать внимание зрителя
на «мелкое» действие Объекта или на его внутреннее,
«психологическое» состояние.
«ДЕТАЛЬ» - никакого «воздуха» нет. Если у вас в кадре несколько объектов,
«воздух» выбирается по наиболее крупному из них. Но не только сверху - и
слева, и справа от Объекта в кадре тоже остается свободное пространство, тоже
своего рода «воздух».

Человек в кадре Домашняя работа

Снять общий план
Средний план
Поколенный план
Крупный план
Деталь
Снять человека в кадре
Восьмерку

Урок 3. Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.

Методическая разработка учителя ИЗО высшей категории МБОУ «Средняя школа № 50» г. Ульяновска

Жалеевой Е.В.


Цель:

  • Освоение элементарных азов съёмочного процесса: изучение фото- и видеокамеры, выбор режима съёмки.

Задачи:

  • Знать специфику фотоизображения и технологию процессов его получения.
  • Познакомиться с основными правилами фотокомпозиции и съемки.

Личностные результаты

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Предметные результаты

  • Приобретение опыта работы в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация).

Проверка домашнего задания

  • Фоторассказ о себе.
  • Кому адресован?
  • Донесен ли смысл?
  • Какой группе людей он интересен?

Актуализация:

  • К какому виду искусства относится фотография?
  • Чем близки эти виды изобразительного искусства?
  • Можно ли всех фотографов назвать художниками?
  • Какие жанры есть в изобразительном искусстве?
  • Есть ли эти жанры в фотографии?


Композиция в живописи

  • Что такое композиция?
  • Композиция в живописи - это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. В любой картине художник стремится построить композицию, показав объект в наиболее выразительной форме. Все лишнее отбрасывается, оставляется только то, что необходимо, второстепенное подчиняется главному. Действуют все элементы композиционного построения, самые разнообразные изобразительные средства. Все влияет на силу эмоционального воздействия картины. Размер картины зависит от ее содержания.
  • Удачная композиция получается в том случае, когда у зрителя не возникает желания раздвинуть или уменьшить края холста, изменить его масштабность.

Композиция – что общего?

  • Как вы думаете, есть ли сходство в композиционном решении для картины и фотографии?

Повторение: формат и размер холста

  • Круглый формат холста придает картине спокойную завершенность.
  • Овальный портрет хорошо сочетается с округлостью лица и придает изображаемому человеку мягкость и женственность.

Вытянутый вверх прямоугольный формат повышает монументальное впечатление от изображения.

Чрезмерно вытянутый по горизонтали прямоугольный холст сковывает и принижает изображаемый объект.


Точка зрения в композиции

Где предметы натюрморта скомпонованы удачнее


Точка и угол зрения

Какой пейзаж выглядит предпочтительнее на картинках


Композиционный центр

  • В картине все должно быть подчинено выражению основной мысли, идеи. Цельность композиции зависит от подчиненности второстепенного главному, увязки всего изображения в единый организм произведения. Каждая деталь должна что-то добавлять для развития замысла. Второстепенное, малозначительное в композиции не должно бросаться в глаза, должен быть выделен основной объект.



Равновесие

На каком рисунке

На каком рисунке достигнуто равновесие?


Контраст

В картине Сурикова «Меншиков в Березове»

композиционный контраст составляют огромная фигура Меншикова

и низкий потолок избы,

благодаря чему создается впечатление,

что неукротимой фигуре Меншикова в этой комнате тесно,

как в клетке. В картине контрастируют между собой и одежды

сестер: расшитая золотом шубка Александры и черное одеяние

Марии дают почувствовать различие их характеров.


Ритм в композиции

В живописи ритм проявляется в повторении отдельных элементов изображения:

в чередовании масштабных соотношений,

в расположении световых и цветовых пятен,

в динамике жестов, движений и т. д.

Ритмичные построения осуществляются как на самой плоскости картины, так и в расположении объектов в пространстве. Ритм всегда связан с содержанием картины и подчинен выражению идеи. Ритм помогает зрителю акцентировать внимание на важных моментах и настраивает его на определенный лад, усиливает выразительность изображения.


Роль цвета в композиции

  • Восприятие цвета неразрывно связано с восприятием объекта изображения.
  • Как гармония звуков в поэзии неотделима от смысла и содержания, так и эстетическое воздействие красок, их гармония и красота неотрывны от изображаемых вещей и их свойств.
  • Колорит в живописи - это результат познания художником в действительности цветового богатства природы.

Новый материал

  • Предлагаю ученикам найти в интернете 10 правил композиции в кадре и выписать их рядом с

требованиями к композиции в изобразительном искусстве.

Затем обобщаем информацию.


Требования к композиции в живописи и в фотографии

  • формат и размер;
  • точка и угол зрения;
  • композиционный центр;
  • золотое сечение;
  • равновесие;
  • контраст;
  • ритм:
  • цвет.
  • к онтраст ;
  • р азмещение ;
  • р авновесие ;
  • з олотое сечение ;
  • д иагонали ;
  • ф ормат ;
  • т очка съемки ;
  • н аправление ;
  • ц ветовое пятно ;
  • д вижение в кадре .

1. Контраст . В кадре должен быть контраст:

Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.

Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным. Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.


2. Размещение . Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры .


3. Равновесие . Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.


Было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки - примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.


5. Диагонали . Один из самых эффективных композиционных приемов - это диагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.

Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.


6. Формат .

Если в кадре преобладают вертикальные объекты - снимайте вертикальные кадры.

Если фотографируете пейзаж - снимайте горизонтальные кадры.


7. Точка съемки . Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка.


8. Направление . Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу. Всегда учитывайте этот момент.


9. Цветовое пятно . Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.


10. Движение в кадре . Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только «вошёл» в кадр, а не «выходит» из него.


Советы опытного фотографа

Запомним несколько простых правил:

  • Для портрета лучшая точка на уровне глаз.
  • Для портрета в полный рост - на уровне пояса.
  • Старайтесь располагать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
  • Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человека маленького роста. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

Рефлексия

  • Вывод: требования к композиции в изобразительном искусстве и фотографии одинаковы, что еще раз доказывает: фотография – вид изобразительного искусства. Отличие в том, что в живописи используют краски, в фотографии - светопись

Практическая работа

  • Скомпонуйте из школьных предметов натюрморт.
  • Сделайте фотографию.
  • Объясните выбор формата, точку и угол зрения, цветовое решение.
  • Кому адресован снимок?
  • Будут ли его рассматривать и как долго?

Домашнее задание

  • Сделайте фотографии домашних животных, учитывая советы опытного фотографа.

Источник информации

  • https://fototips.ru/category/praktika/
  • http://oformitelblok.ru/