Философские течения древнего рима презентация. Презентация: Философия Древнего Рима. По истории философии

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ Г РЕЦИИ И РИМА Презентацию подготовил: Студент Т группы Аскаров Азимжон




ВВЕДЕНИЕ Древнегреческая философия возникла в VI веке до н. э., и формировалась в неразрывной связи с зачатками научных знаний, искусством и мифологией. Первые античные мыслители - представители милетской или ионической школы - Фалес (гг. до н. э.), Анаксимандр (около гг до н. э.) и Анаксимен (около гг до н. э.), обобщая эмпирические знания того времени, искали естественные основы бытия. Крупным мыслителем, способствовавшим возникновению объективного идеализма, был Сократ (гг до н. э.). Направив мысль на духовный мир человека, Сократ дал мощный толчок развитию логики и диалектики, которые получили свое наиболее полное развитие у Платона (около гг до н. э.); последний впервые отделил философию - диалектику - от физики и этики. Философская мысль Древней Греции достигла своего высшего подъёма у Аристотеля (гг до н. э.), который осуществил систематизацию философских и научных знаний своего времени.


1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. Древнегреческая философия представляет собой совокупность разнообразных учений, развивавшихся в период с VII – VI века до н. э. по VI век н. э. (от формирования архаических полисов (греч. polis – город – государство) на ионийском и италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующих кризиса и крушения Римской империи). Через 1200 лет завершается античный этап европейской философии - в 529 году, когда византийский император Юстиниан отказывает язычникам в праве занимать публичные здания, запрещает иметь школы и преподавать, потому что это « растлевает души учеников ».






Третий – угасание и упадок философии – III в. до н. э. – VI в. н. э., он соответствует кризису полисного устройства общественной жизни, появлению имперских государственных образований сначала по эгидой Македонии, а затем – Древнего Рима и, далее, упадку рабовладельческого общества. В этот период от философии, выступавшей как всеобъемлющая наука, стали отпочковываться частные науки, разрабатывавшие методы точного исследования природы. Для философии этого периода характерно большое разнообразие школ и учений с различных позиций трактовавших проблемы бытия, роль материи и духа, сущности и назначении человека и др.. Основное внимание в этот период уделяется этическим и социально - политическим проблемам.


2. ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПЕЦИФИКА. Почему европейская философия зародилась именно в Древней Греции? Однозначного ответа нет. Однако учёные склоняются к мысли, что только в Древней Греции были специфические условия, которые способствовали появлению философии. Среди наиболее значимых следует выделить: 1. Наличие городов - полисов, со значительным свободным населением, являвшимся полноправными гражданами. 2. Расцвет рабовладельческой демократии (от греч. d е m о s – народ и kratos – власть) – форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод. 3. Высокий престиж знаний.


4. Кризис мифологического сознания, как следствие экономического развития Греции: а) расширение торговли, через совершенствование судостроительства и судоходства; б) возникновение и расширение колоний; в) увеличение богатства; г) расслоение общества.


Это привело к расширению географического горизонта греков; изменило представления о Вселенной (не стыкуются с реальностью: там живут другие люди, у них другие боги, обычаи, иная мораль, другое политическое устройство и т. д.). Как следствие – формируется особый подход к миропониманию суть которого – ничего не принимай на веру, думай сам, все подвергай сомнению.


5. В греческих городах сформировалась разнообразная культурная жизнь: а) процветало театральное искусство (посещение спектаклей считалось обязательным для свободных людей); б) процветали архитектура и строительство (амфитеатры вмещали до нескольких тысяч человек); в) широкое распространение получили скульптура, музыка, физкультура (Олимпийские игры – 776 г. до н. э. Именно здесь была сформулирована знаменитая максима - « В здоровом теле здоровый дух »).




СПЕЦИФИКА ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Ей присущи: во - первых, космоцентризм (гр. kosmos – порядок, гармония, Вселенная) – понимание мироздания как единого целого, живого и упорядоченного; во - вторых, рационализм (лат. rationalis – разумный), т. е. все окружающее и сам человек постигается только разумом (и ничего на веру); в - третьих, антропологизм (греч. anthropos – человек), попытка постигнуть сущность человека, его природу и цель жизни, а также политическое устройство общества, роль государства; в - четвертых, дуализм (лат. dualis – двойственный) т. е. признание равноправными двух начал в мироздании – духа и материи, идеального и материального (бытие – небытие, Парменид; атом – пустота, Демокрит; идеи – материя, Платон; форма – материя, Аристотель). С помощью этих 2- х начал греки пытались объяснить бытие мира и человека.


3. ВИДНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ УЧЕНИЙ Итак, философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, о происхождении мира. Философия сформулировала этот вопрос в более чистом, теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале.


ПРЕДСТАВИТЕЛИ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ Гераклитом из Эфеса (до н. э.). Анаксимандром (VI в. до н. э.) и Анаксименом (VI в. до н. э.), Фалесом (конец VII пер. пол. VI вв. до н. э.), Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы:


Фалес таким началом считал воду, Анаксимен воздух, Гераклит огонь. Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла (земля, вода, воздух, огонь) были символами всеобщего. Они были не просто вещественными, но также и разумными, даже божественными. Вода Фалеса это философское переосмысление мифологического Океана, огонь Гераклита не просто огонь, а огне логос разумный, вечный и божественный космический огонь. Все последующее развитие античной философии было спором о первоначале, последовательным развертыванием мышления о всеобщем. Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев последователей великого древнегреческого математика и философа Пифагора, организовавшего в 532 г. до н. э. религиозно - философский союз в Кротоне. Пифагорейцы объясняли всю структуру мироздания с помощью числа как первоначала.


ГЕРАКЛИТ Гераклит использует, в качестве жизни определяющего первоначала образ огня. Ритмичной пульсацией вечно живого огня, его размеренным возгоранием и угасанием он объяснял мировые процессы; возникновение и исчезновение вещей составляют противоречивое единство. Но космос Гераклита это не просто единство, согласие, гармония противоположностей, а и их борьба. Борьба созидающее начало жизни и бытия. Непререкаемым тоном Гераклит провозглашает: « Следует знать, что война всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости ». « Война » это и борьба противоположностей, и их единство. Чем больше противоположности расходятся, тем более они сходятся для борьбы, и из этой борьбы возникает прекраснейшая гармония ». Гармония выражает глубокое чувство единства мира, составленного, слитого из противоположных качеств, стихий, стремлений, тенденций. Идея борьбы противоположных начал сочеталась у Гераклита с мыслью о вечности происходящих в мире изменений, символизируемых в образе потока, течения реки. Высказывания Гераклита « все течет, все изменяется » и « нельзя дважды войти в одну и ту же реку » давно вошли в философскую культуру.


ПАРМЕНИД Парменид (р. ок. 540 г. до н. э.) представитель Элейской школы впервые выработал философское понятие « бытие ». Он также поставил вопрос о том, как можно мыслить бытие, в то время как его предшественники размышляли бытие, не задумываясь об этом. В центре внимания Парменида были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. На вопрос о соотношении бытия и небытия Парменид отвечал: бытие есть, а небытия нет. Он впервые применил доказательства для обоснования своего тезиса. То, что есть, можно выразить в мысли; то, чего нет, выразить в мысли нельзя. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, потому оно и есть небытие. Бытие это то, что всегда есть; оно едино и вечно вот главные его признаки. Вечность бытия и его единство для Парменида неразрывно связаны. То, что у бытия нет ни прошлого ни будущего, как раз и означает, что оно едино, тождественно себе. Вечное, единое, неделимое бытие, по Пармениду, неподвижно. Ибо откуда взяться движению из того, что не изменяется?


ДЕМОКРИТ Для Демокрита (до н. э.) в основе мира лежит не абсолютно плотное, « сплошное » бытие, как у Парменида, но и не подвижное текучее начало, в котором бытие и небытие слиты. Демокрит в качестве субстанции всего сущего выделяет атом (греч. « неделимый »). Это вещественная неделимая частица, абсолютно плотная, непроницаемая, не воспринимаемая нашими чувствами, вечная, неизменная. Внутри атома не происходит никаких изменений, он соответствует характеристикам бытия, данным Парменидом. Внешне атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению: бесконечное число форм обеспечивает бесконечное разнообразие мира. Атомы реально не соприкасаются, их разделяет пустота небытие. Небытие, следовательно, такой же принцип возникновения многообразия мира, как и бытие. Но бытие и небытие не сливаются в одно и не переходят друг в друга.


ДЕМОКРИТ На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего объяснялось единство мира мир един, так как основу его составляют атомы. Далее, давалось решение проблемы множественности вещей и состояний мира. На основе принципа атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, преходящий характер. Даже душа человека состоит из тончайших подвижных атомов. Демокрит разработал учение о познании природы. Все познание он делил на познание по истине - « светлое » и познание по мнению - « темное ». Познание по истине основано на чувствах. Чувства дают разуму материал, без которого нельзя сделать логически выдержанного и стройного философского заключения. Ум корректирует наши знания, помогает понять вещи, недоступные чувствам. Это относится к атомам, которые человек не может увидеть, но убеждается в их существовании с помощью ума. К концу V в. до н. э. учение атомистов (последователей Демокрита) представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии.


СОКРАТ Сократ (469 – 399 до н. э.), представитель афинской школы, излагал своивзгляды только в форме беседы или спора. До нас они дошли в изложениях его учеников, Платона и Ксенофонта. Для большинства европейских философов, древних и современных, Сократя вляется центральной фигурой античной философии, совершившей радикальный поворот в истории философской мысли. Он впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа, прежде всего, природу нравственности, добра, зла, справедливости, любви, т. е. того, что составляет суть души человека. Отсюда обоснованное им стремление к самопознанию, к познанию себя именно как « человека вообще », т. е. моральной, общественно - значимой личности. Познание главная цель и способность человека, так как в конце процесса познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага, человеческого счастья. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с высказанной им точкой зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т. е. повивальным искусством, помогающим рождению истины.


ПЛАТОН Главным в философии Платона было учение об идеях. Мир идей это не материальный мир. Он вне пространства, вне времени, он всегда есть и никогда не меняется. Например, есть красивая лошадь, красивая женщина, красивый кубок и т. д. А есть « красота сама по себе ». Красота как идея, как причина красивых вещей, безотносительно к тому, что это за вещи, люди, процессы. Платон (до н. э.) ученик Сократа основоположник идеалистической философии. В 386 г. до н. э. в Афинах он купил сад, носивший название афинского героя Академика, и там основал знаменитую школу – Академию, которая просуществовала более 900 лет и была закрыта указом Юстиниана. Но и сегодня учёные общества носят названия « академия ».


ПЛАТОН Мир идей есть « истинный, настоящий мир », а мир вещей или теней - « ложный, неистинный мир ». Платон полагал, что истинный философ не должен иметь дело с реальным чувственным миром, что его задача возвышенная: уйти в самого себя, понять потусторонний мир идей, поставив в зависимость от него мир чувственных вещей. В своей теории познания Платон исходил из того, что все знание о мире дает человеку его душа. Душа человека близка к миру идей, она, как и все идеи, бессмертна. Человек познает мир не через практическую деятельность, и не потому, что воспринимает с помощью своих чувств предметы природы, а потому, что душа человека уже содержит в себе в скрытом виде все знание. Душа, существуя вечно, переселяется из одного человека в другого, и вместе с душой вселяется все знание в скрытом виде. Задачи познания состоят в том, что человек должен вспомнить все богатство содержания своей души. Таким образом, теория познания Платона есть процесс воспоминания.


ПЛАТОН Платон является первым мыслителем, кто создал модель идеального государства, в основе которого лежит идея разделения труда (каждый должен делать то, что у него получается лучше всего). В обществе должно быть три класса: 1) правители (философы); 2) воины (защитники государства); 3) созидатели (ремесленники, крестьяне и торговцы).


ПЛАТОН Разделение на классы происходит путём отбора после завершения образования, которое изначально должно быть доступно всем. Однако, главное в учении Платона – это все же мир идей, их иерархия (система уровней различной значимости). Наивысшая идея – Благо, начало всех начал, демиург, т. е. создатель видимого мира, устроивший его по мудрым вечным законам. Не надо понимать платоновскую теорию идей как чисто теоретическое умствование. Это была весьма практичная теория обоснования ценности « этого », посюстороннего мира, с признанием « другого потустороннего мира. С позиций потустороннего, но « истинного » мира, с позиции идеалов мы должны оценивать и критиковать « наш » настоящий мир.


АРИСТОТЕЛЬ Аристотель (до н. э.) родился в городе Стагире неподалеку от Македонии в семье придворного доктора македонского царя Филиппа. В 17 лет поступил в Академию Платона, где был до его смерти. В течение последующих семи лет Аристотель был наставником Александра Македонского. После, сняв здание в Афинах при храме Аполлона Ликейского, открыл собственную школу, названную Ликеем. Она просуществовала свыше 860 лет и дала название образовательным учреждениям – лицеям. Аристотель, имея большие познания практически во всех отраслях человеческого знания, систематизировал его. Выстроенная им система просуществовала более 1500 лет, вплоть до эпохи Возрождения.


АРИСТОТЕЛЬ Суть его учения: во - первых, свои работы он начинал с критики взглядов предыдущих философов, а потом излагал свое понимание рассматриваемого вопроса: а) натурфилософов критиковал за то, что они, утверждая о возникновении всех вещей из первоначал, не раскрывают причины этого возникновения (почему из первоначала порождаются именно эти вещи, а не другие); б) Платона критиковал за то, что он своим учением об идеях удваивал мир, а это ничего не дает для познания окружающих вещей, потому что в реальности человек имеет дело с ними, а не с их идеями. К тому же принцип Платона об иерархии идей приводит к умножению сущностей до бесконечности, что, по мнению Аристотеля, нелепо;


АРИСТОТЕЛЬ во - вторых, Аристотель сформулировал учение о четырех причинах всего существующего (рассмотрим на примере глиняного кувшина): а) чтобы глиняный кувшин мог быть, нужна глина, т. е. материя, которая будет материальной причиной; б) чтобы материя приобрела свойства кувшина, она должна быть оформлена, т. е. соединена с формой, которая является формальной причиной; в) чтобы соединить материю с формой потребуется движущая сила, т. е. деятельность гончара – источника процесса, или действующая причина; г) чтобы кувшин был создан нужна цель, т. е. зачем он, или конечная причина;


АРИСТОТЕЛЬ в - третьих, всякая вещь есть соединение материи и формы, причем форма выражает сущность предмета, то, что делает эту вещь именно этой вещью, а не иной. Материя, как и форма, вечна и переходит из одного состояния в другое под воздействием формы. Помимо оформленной материи, в основе всего существует первоматерия, которая бесформенна, поэтому нашими органами чувств не воспринимается, ее можно лишь мыслить, хотя она реальна. в - четвертых, Аристотель считал движение основной характеристикой мира. Но должна быть причина движения. Этой вечной причиной является « Перводвигатель ». Он нематериален, это Форма форм, или Бог. Он неподвижен, потому что любое движение конечно. Он безучастен, занимается только чистым самосозерцанием;


АРИСТОТЕЛЬ в - пятых, человек, являясь духовным созданием, обладает чертами, свойственными животным. Однако, отличительный его признак – это наличие разума, что позволяет людям создавать государство. Главная цель государства: а) забота о нуждах человека; б) забота о всестороннем развитии человека; в) обеспечение своих граждан условиями благой и достойной жизни;


АРИСТОТЕЛЬ б) неправильные – где власть руководствуется собственной выгодой. а) правильные – где власть руководствуется общественной пользой; в - шестых, проанализировав устройство общественной жизни 158 греческих городов - полисов, Аристотель выделил 6 форм, разделив их на:


АРИСТОТЕЛЬ Правильные формы могут быть: а) монархия – власть царя, передающаяся по наследству, осуществляется согласно законам и традициям; б) аристократия – власть не богатых, но знатных и « лучших »; в) полития – власть большинства, со средним размером недвижимости. Неправильные формы: а) демократия – власть большинства, состоящего из бедноты, которая использует власть для собственного обогащения; б) олигархия – власть немногих, обычно состоятельных граждан, которые ущемляют права бедняков; в) тирания – власть одного человека, который правит не по законам, а в соответствии со своей волей.


АРИСТОТЕЛЬ Наилучшей формой правления является полития, наихудшей – тирания. В сочинении, специально посвященном выяснению отношения души и тела (« О душе »), Аристотель определяет деятельность души как особую « первую энтелехию » реального бытия физического тела.


АРИСТОТЕЛЬ Из своей критики учения об идеях Платона, Аристотель делает очень важные выводы: во - первых, мир один. Это духовно - материальный, реально существующий мир; во - вторых, вещи и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т. е. изучать следует саму действительность, а не мир идей; в - третьих, в центре познания должны быть не абстракции и умозрительные схемы, а сами вещи и процессы. Тогда и наука получает смысл как познание реального, а не « запредельного » мира, хотя в процессе познания используются « идеальные » понятия. Наука это мышление в понятиях. Схемы и законы движения понятий являются « органоном », т. е. орудием науки, орудием мышления. Схемы и законы движения понятий изучаются логикой. Таким образом, логика есть орудие науки, орудие мышления. Освоить законы логики может любой человек. Значит, человеку доступно постижение сущности вещей и процессов мира, в котором он живёт.


АРИСТОТЕЛЬ Аристотель является родоначальником формальной логики науки об общезначимых формах мысли: понятии, суждении, умозаключении. Начиная с конца IV в. до н. э., на развитие философии принципиальное влияние оказали распад империи Александра Македонского и становление Римской империи. Слияние греческой и римской культур нашло отражение и в философии. На смену « гражданину » греческого полиса пришел « подданный », человек, подчиненный монарху. Интерес философов в этот период смещается в сторону этических и социально - политических проблем, а сама философия становится руководством к действию, вырабатывает « правила жизни ». В первую очередь, мыслителей интересуют проблемы личной жизни человека.


ЭПИКУР Эпикур (342 – 271 до н. э.) основал философскую школу, недалеко от Афин, которая вошла в историю как сад Эпикура – замкнутое товарищество единомышленников. Над входом было начертано: « Гость тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие – высшее благо ». Она просуществовала до конца IV века н. э.. Философия, по Эпикуру, должна стать практическим учением, которое обеспечит человеку счастливую, безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. У человека есть два врага, которые мешают жить – это страх и надежда. Страх может быть перед богами и перед смертью. Но богов бояться глупо, т. к. они слишком высоко и никогда не вмешиваются в человеческую жизнь. Смерти тоже бояться глупо, поскольку мы с ней никогда не сталкиваемся « когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет ». Надежда – более сильный враг. Но и в этом случае необходимо помнить, что в мире ничего не измениться. Все останется таким, каким было всегда. Чтобы жить счастливо, необходимо измениться самому. Надо достичь атараксии (греч. а taraxia – спокойствие, невозмутимость) – невозмутимого спокойствия. Суть душевного спокойствия в свободе от всяких страстей – и от чрезмерной радости, и от чрезмерной скорби. Основной принцип жизни – « живи незаметно », никакого участия в общественной жизни.




4. ДРЕВНЕРИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Философия в Древнем Риме начала развиваться в середине I в. до н. э.. Она в содержательном плане не выработала принципиально новых направлений и либо развивала идеи греческой философии, либо пыталась соединить разные философские системы в одно целое. Древнеримская философия, особенно в произведениях Цицерона, Марка Аврелия, Лукреция, Сенеки, в большой степени была ориентирована на человеческую личность. Требования к личности отличались разнообразием, широтой и глубиной. Все названные выше философы так или иначе сочетали свои философские взгляды с идеями эпикурейцев.




МАРК АВРЕЛИЙ Марк Аврелий (гг.) считал, что счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внешним миром, разумом всеобщей природы.







Доклад

По истории философии

На тему: Философия Древнего Рима

Выполнила работу: студентка

1курса группы 2968

Елина Екатерина

Проверила: профессор

Е.Н. Яркова

Тюмень 2007

Стоицизм - учение одной из наиболее влиятельных философских школ античности, основанной около 300 г. до н.э. Зеноном из Кития; её название происходит от «Расписного Портика» - «Стои» в Афинах, где преподавал Зенон. История Стоицизма традиционно делится на три периода: Ранний (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики, III-II вв. до н.э.), Средний (Панэтий, Посидоний, Гекатон и др., II-I вв. до н.э.) и Поздний (или Римский) Стоицизма (Сенека, Мусоний Руф, Гиерокл, Эпиктет, Марк Аврелий, I-II вв.н.э.). Цельные сочинения сохранились лишь от последнего периода. Это делает неизбежной реконструкцию Стоицизма, который в настоящее время рассматривается как строгая система (окончательно оформленная Хрисиппом). Стоицизм (подобно кинизму, эпикуреизму и скептицизму) - «практическая» философия, ориентированная на обоснование «мудрости» как этического идеала, хотя логико-онтологическая проблематика занимает в ней принципиально важное место. Этика Стоицизма формировалась под киническим влиянием, которому у Хрисиппа и в Средней Стое стало сопутствовать платоническое и перипатетическое.

Стоицизм делится на логику, физику и этику (наиболее важную и исторически влиятельную часть Стоицизма, обоснованию которой подчинены прочие части учения). Структурная взаимосвязь трех частей выступает как доктринальное выражение всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-Логоса (прежде всего, априорного закона причинно-следственной связи) в сферах познания, мироустроения и морального целеполагания.

В III веке н.э. возникает последняя крупная философская система античности – неоплатонизм. Его основателем был Аммоний Саккас (175-242), а наиболее значительным представителем – Плотин (205-270). В 244г. Плотин открыл в Риме свою школу.

Плотин говорил о том, что любое существо остаётся собой благодаря своему единству с другими. Формы единства разнообразны, но все они подчинены некому высшему принципу единства, которое называется Единым. Единое бесконечно, оно первично по отношению ко многому. Единое – причина всего. Единое порождает всё остальное, причём ничего не утрачивая в себе.

Первое, что произошло от Единого – это Ум (Нус), Дух. Если Единое – «Потенция всех вещей», то Нус – это мышление, жизнь, мир чистой красоты.

Идущий от Единого свет через Нус идёт к Душе. Душа существует уже во времени. Она является связующим звеном между сверхчувственным и чувственным мирами. Душа, оставаясь бестелесной, порождает телесное.

Душа полагает природу. Природа, с одной стороны, является низшей, затемнённой частью мировой Души, а с другой – порождением материи. Сама материя – это нечто, которое почти ничто. Материя противостоит Единому, как зло противостоит благу.

Получается, что Единое не только нисходит во многое, но и многое стремится к Единому. Многое стремится стать Единым. Наиболее осознанным это стремление является у человека.

Порфирий (232-233 – 301) видел цель философии в спасении души. Он говорил, что в движении души к совершенству есть четыре ступени. На первой, низшей, стихийные душевные аффекты сводятся к золотой середине. На второй – душа достигает бесстрастия. На третьей происходит эпизодическое обращение к богу. На четвёртой происходит постоянное обращение к богу на основе победившего в душе разума. Если же душа не устремлена к богу, то она становится обиталищем для демонов.

Большую роль в последующей философии сыграло «Введение» Порфирия к работе «Категории» Аристотеля. Порфирий рассматривал проблему общего видового, различия признаков и предметов, отношений и т. д. он даёт классический пример дихотомического деления («Дерево Порфирия»):

Прокл (412-485) исходил из утверждения о едином первоначале, благе и о переходе к мировому разуму (Нус). Ум распадается на триаду: ум сам в себе, ум выходит из себя, ум возвращается к себе. Ум в себе также образует триаду: предел, жизнь, и саможизнь. У предела своя триада: предел, беспредельное, сущность. Затем говорится о триадах ума, выходящего из себя и возвращающегося к себе. Всё это весьма искусственные построения.

Далее рассматривалась мировая космическая душа. В ней содержатся души богов, демонов, небесных тел (астральные души), животных, полубогов-героев, людей. И наконец, на низшей ступени находится чувственный телесный мир.

В целом вся концепция Прокла объединяется целой триадой:

выделение сотворённого из творящего;

возврат сотворённого к творящему.

В ходе своего развития неоплатонизм сближается с христианской философией.

Завершение античной философии датируется 529 г., когда был обнародован «Кодекс Юстиниана». В нём говорилось: «Мы воспрещаем преподавание доктрин тех, кто заражён сумасбродными идеями язычников. Поэтому ни один из язычников не может наставлять заблудших, последовавших за ним, ибо он растлевает души своих учеников…»

Язычниками здесь назывались как сторонники различных религиозных учений, отличных от христианства, так и последователей концепций античной философии.

Подобные документы

    Основные положения средневековой философии. Возникновение схоластической философии в западной Европе. Период расцвета схоластики. Духовная культура. Альберт Великий и Фома Аквинский. Вопросы науки и веры. Концепция универсалий. Проблемы человеческой души.

    реферат, добавлен 09.03.2012

    Патристика как основа христианского богословия и философии. Эпоха смены философских парадигм. Различия патристики и схоластики. Классификация патристики по языковому принципу. Августин Блаженный и его взгляды. Патристика как историко-философский феномен.

    реферат, добавлен 30.10.2009

    Круг проблем философии и ее роль и место в жизни общества. Мировоззрение: сущность, структура и исторические типы. Специфика философской мысли Древнего Востока. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики. Немецкая классическая философия.

    курс лекций, добавлен 04.04.2012

    Характеристика периода возрождения науки, искусства, философии и ценностей жизни. Схоластика и ее особенности как официальной философии. Роль учений Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира. Влияние идеи Монтеня на развитие материализма и атеизма.

    реферат, добавлен 25.06.2010

    Средние века как период господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Источники формирования Средневековой философии. Патристика: этапы, представители. Труды Аквинского, доказательства бытия Бога. Мистика, средневековая ментальность.

    презентация, добавлен 20.12.2012

    Этапы развития и особенности античной философии. Основные школы и проблемы древнегреческой философии. Философские учения Аристотеля. Философия эллинизма и Древнего Рима. Основные философские принципы Милетской школы. Космическая картина мира Платона.

    контрольная работа, добавлен 11.01.2017

    Сущность философии и религии, их происхождение. Рассмотрение религии как важнейшего атрибута любого социума. Зарождение философии, ее взаимосвязь с религией в Древней Греции и Древнем Востоке. Характеристика сходств и отличий между философией и религией.

    реферат, добавлен 21.01.2015

    Общая характеристика эпохи средневековья. Принцип примата веры над разумом как основная мысль патристики. Ранняя и поздняя схоластика. Причины упадка философии средневековья. Учения о человеке раннего Возрождения. Социальная философия Возрождения.

    реферат, добавлен 03.01.2010

    Становление советской философии. Дестанилизация в философии, формирование многообразие школ, направлений. Роль журнала "Вопросы философии" в развитии философии. Философия в постсоветский период. Советская философия как самоосознающая система идей, теорий.

    реферат, добавлен 13.05.2011

    Становление, развитие и преемственность течений философии Древней Индии и определение специфики восточной философии. Ведический период и его основные группы. Характеристика основных школ древнеиндийской философии: веданта, буддизм, санкхья, локаята.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Лукреций

Лукреций (полное имя - Тит Лукреций Кар) –
выдающийся римский поэт, философ, яркий
представитель атомистического
материализма, последователь эпикурейского
учения. С его подачи в философской
терминологии появилось слово «материя».
О биографии Лукреция не известно
практически ничего. Первые упоминания об
обстоятельствах его жизненного пути
датируются IV в. н. э. и не являются
исторически достоверными. Известно, что Тит
Лукреций Кар жил в I в. до н. э., годы его
рождения и смерти указываются
приблизительно. Так, по данным Доната, он
умер в год, когда стал совершеннолетним
Вергилий, а блаж. Иероним говорит о смерти
Лукреция в 43-летнем возрасте. Из
сопоставления этих данных можно говорить о
99 или 95 г. до н. э. эре как годе рождения и 55
или 51 г. до н. э. – смерти.

продолжение

В то же время, по данным Иеронима, Лукреций после приема любовного зелья
лишился психического здоровья и писал свою знаменитую философскую
поэму «О природе вещей» лишь в моменты, когда его ум прояснялся, что
представляется весьма сомнительным. Более правдоподобными выглядят
сведения о самоубийстве Лукреция, который якобы бросился на меч, а также о
редактировании его труда Цицероном или Квинтом.
Творческое наследие Лукреция представлено дошедшей до нас поэмой «О
природе вещей». На сегодняшний день она является единственным
литературным памятником материалистической мысли эпохи античности,
который сохранился практически полностью. Примечательно, что Европе о
ней ничего не было известно на протяжении многих столетий, а первое
издание появилось лишь в Средние века. «О природе вещей» - это
дидактический эпос, написанный в форме обращения автора к незримому
собеседнику имени Меммий. Ведя с ним разговор, Лукреций излагает учение
древнегреческого философа Эпикура, делая акцент преимущественно на его
физике, оставляя на втором плане этику и теорию познания.

продолжение

Композиционно «О природе вещей» представляет собой 6 книг,
каждая из которых посвящена отдельным вопросам. Так, в первой и
второй книгах Лукреций, будучи приверженцем атомистического
материализма, рассказывает о происхождении всего сущего из
атомов, а в шестой излагает видение причин возникновения
религии. Посыл этого произведения – стремление Лукреция
высвободить человека из плена его предрассудков, фанатичной
веры в высшие силы (хотя само существование богов философ не
отрицал), привить веру в силу разума и знаний. Облекая идеи в
стихотворную форму, он сделал их более доступными,
убедительными, интересными и популярными. Возможно, именно
она в немалой степени поспособствовала «долгожительству»
труда. Для философов-материалистов XVII-XVIII вв. источником
атомистических идей было именно наследие Тита Лукреция Кара.

Стоики философии

СТОИЦИЗМ – школа
античной философии, основанная
Зеноном из Кития на рубеже 4–3 вв. до н.э.
Название происходит от греч. Stoa Poikilē
(Расписной Портик) – колоннады в Афинах.
Собиравшихся здесь в поисках уединения
Зенона и его учеников прозвали
“стоиками”.

Рассел, Бертран

Книга Бертрана Рассела "The Problems of Philosophy" была впервые
опубликована в 1912 г. в лондонском издательстве "Home University
Library". На русском языке она была издана в 1914 г. в переводе С. И.
Штейна.Данный перевод, сверенный с оригиналом (изд-во "Oxford
University Press", 1978) и существенно исправленный, положен в основу
настоящего издания. Сверка перевода осуществлена JI. В. Блинниковым
и А. Ф. Грязновым. Помимо основного текста публикация включает
расселовское предисловие к первому изданию, примечание к 17-му
изданию и предисловие к немецкому переводу 1926 г., в котором автор
указывает на некоторые изменения его позиции со времени выхода
первого издания. Примечания к тексту написаны А. Ф. Грязновым.
С. 160. "Знаменитые "Три разговора..." Беркли были опубликованы в 1713
г. В них не только разъясняются основные идеи "Трактата о принципах
человеческого знания...", опубликованного тремя годами раньше, но и
приводятся новые аргументы в пользу имматериалисти- ческой позиции.

С. 162. *Расселовская характеристика позиции Лейбница требует уточнения.
Для немецкого философа материя является "хорошо обоснованным
феноменом", и она не иллюзорна, ибо ее последнее основание находится в
субстанциальном мире монад. Поэтому материя выступает объектом точного
естественнонаучного знания.
С. 170. "Рассуждения Рассела о роли инстинктивных убеждений показывают,
какое влияние на него оказало учение Д. Юма об инстинктивно-эмоциональной
природе человека. В "Автобиографии" Рассел писал, что всей его жизнью
руководили три сильные страсти: жажда любви, поиск знания и нестерпимая
жалость по поводу страданий человечества (см. В. Russell. Autobiography. L.,
1975. P. 9).
С. 179. "Сподвижник Рассела Дж. Э. Мур в знаменитой статье "Опровержение
идеализма" (1903) также исходит из того, что центральным тезисом идеализма
является тезис "реальность имеет духовный хар истер", но критикует лишь
берклнанское положение "esse is percipi". Для них, а также для многих других
англо-американских философов в основном не характерно разделение видов
идеализма на субъективный и объективный.

С. 183. "Это близко к так называемой диспозиционной трактовке чувственных ("вторичных",
по терминологии Р. Бойля и Д. Локка) качеств, согласно которой мы имеем ощущения
подобных качеств лишь при наличии определенной ситуации и выполнении некоторых
условий. Рассел приводит такие условия для восприятия цвета. В этом плане цветовые
качества трактуются как "диспозиционные предикаты" типа растворимости сахара или
ломкости стекла.
С. 189. "Позиция, занятая Расселом в начале 20 века, была по-своему уникальна,
представляя собой сочетание эмпиризма и сенсуализма, с одной стороны, и "платонизма" в
вопросе об универсалиях - с другой (см. также с. 229-231).
С. 191. "Разделение в английском языке на неопределенные ("а so-and-so") и определенные
("the so-and-so") дескриптивные фразы не имеет аналога в грамматике русского языка.
С. 194. *Под "партикулярностью" (a particular) Рассел имеет в виду любую отдельную,
конкретную сущность без уточнения ее онтологического статуса (например, материальная
она или идеальная). Противоположностью парта кулярност ям являются универсалии.
С. 201. "Принцип "единообразия природы" был впервые отчетливо сформулирован Д. С.
Миллем в "Системе логики" (1843), где он функционирует как неявная посылка индуктивных
процедур и установления причинно-следственных связей между явлениями.

С. 208. ""Континентальными" философами британцы, по традиции,
называли (и называют до сих пор) представителей
западноевропейской философии. Любопытно, что в таком же значении
данный термин применяется и североамериканскими философами.
С. 210. *В период написания "Проблем философии" Рассел следовал за
Дж.
Э. Муром, отдавая предпочтение этическому интуитивизму над
утилитаризмом. В публикуемом в настоящем издании предисловии к
немецкому переводу 1926 г. Рассел, однако, отметил изменение своей
позиции в отношении этических утверждений.С. 211. "Вопрос о
проблематичности выведения должного из сущего, оценочных
суждений из фактических ("Is - Ought question") был впервые
поставлен Юмом (см.: Юм Д. Сої. Т. 1. М., 1996. С. 510-511). В 20 веке
этот вопрос стал одной из излюбленных тем англо-американской
аналитической мегаэтики.

С. 225. "Плюрализм Рассела имеет своим источником не только монадизм Лейбница,
но и плюралистическую онтологию кембриджского философа Дж. Мактаггарта,
являвшегося единственным плюралистом среди британских абсолютных
идеалистов. Кроме того, Мактаг- гарт повлиял на молодого Рассела своим атеизмом.
С. 233. *Как представитель "логицистской" линии в обосновании логикоматематического знания, Рассел считал положения логики и формализованной
математики априорными в смысле их априорной аналитичности и отвергал
кантовский подход на основе априорного синтетического знания, предполагающего
обращение к интуиции.
С. 239. "Рассел и его старший коллега по Тринити-колледжу Кембриджского
университета математик (а впоследствии и философ) А. Н. Уайтхед попытались
осуществить такую полную формализацию арифметики средствами символической
логики в трехтомной "Principia Mathematica" (1910-1913). Впоследствии была
доказана неосуществимость подобного замысла (теоремы К. Гёделя).
С. 246. "Подобного взгляда придерживались британские абсолютные идеалисты, с
которыми Расселу и Муру в начале века приходилось вести постоянную полемику.

С. 247. "Английское слово "belief" (и глагол to believe) весьма многозначно и на русский
язык переводится, в зависимости от контекста употребления, как "вера", "верование",
"убеждение", "мнение", "полагание". Последние два слова предпочитают те, кто в
области интенсиональной логики исследуют "контексты мнений" или "контексты
полагания", а также логику "пропозициональных установок" (данный термин был введен
Расселом и служит для обозначения фраз типа "Он уверен, что...", "Он надеется, что...").
С. 250. *То есть в языках, в которых изменяется форма слова, обычно - окончание слова.
С. 251. "Ранний Рассел придерживался так называемой многоместной теории суждений
(предложений) до того, пока не признал правоту своего австрийского ученика Людвига
Витгенштейна, разработавшего "образную" (или "модельную") теорию предложения,
которая значительно проще объясняла вопрос о смысле предложений, их способности
быть истинными или ложными. Это послужило одной из причин, по которым Рассел
отказался от публикации своей рукописи, получившей название "Теория познания".
С. 256. *К началу 20-х годов данные положения лягут в основу расселовской теории
"логического атомизма" (см.: Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск, 1999).
С. 262. "Рассел воспроизводит не столько позицию самого Гегеля, сколько британских
абсолютных идеалистов.

С. 264. "Сказанное относится скорее не к Гегелю, а к
британскому неогегельянцу (абсолютному идеалисту) Дж.
Мактаггаргу.
С. 265. "Имеется в виду кантовское учение об антиномиях
космологической идеи.
С. 279. "Имеется в виду эпистемологическая позиция шести
американских неореалистов, выступивших в 1910 г. с
совместным манифестом. В основе этой позиции - логика
"внешних отношений" и теория "имманентности
трансцендентного", призванная обосновать независимость от
сознания объекта непосредственного познания.
""Анализ сознания" был опубликован в 1921 г.
""Книга Кейнса была опубликована в 1921 г.

Еще по теме Бертран Рассел. Проблемы философии:

9.1 Бертран Рассел: знание вещей и знание истинВ теории познания
Рассела важную роль играет различие между двумя видами знания:
знанием вещей и знанием истин. Эти виды соответствуют двум разным
смыслам, в которых вообще может использоваться слово "знать".
Прежде всего оно применяется в том смысле, в котором мы знаем
"данные, поставляемые нашими органами чувств". Другой возможный
смысл относится к нашим мнениям или убеждениям, к тому, что
2.2 Онтология, эпистемология и философия языка РасселаРеформа
логики, предпринятая Г.Фреге, некоторое время оставалась в тени,
что в немалой степени объясняется не только оригинальностью
предлагаемых идей, плохо воспринимаемых в обстановке
господствующего психологизма в основаниях математики и логики, но
и чрезвычайно громоздким формальным аппаратом, в который они
были облечены. Формальный язык (Beggriffshrift), используемый
немецким логиком,

2.1.1 Расселов анализ связей фактовЦентральным пунктом дискуссий с
идеализмом в то время был вопрос о так называемых «внутренних» и
«внешних» отношениях, и Рассел защищал свою позицию посредством
тщательного анализа отношений фактов. Рассел обнаружил, что особое
истолкование Лейбницем отношений дает ключ для понимания его
системы, а причину такого истолкования Рассел усмотрел в традиционной
логике, которая ограничивалась
Уолтер
Рассел Мил. Власть, террор, мир и война. Большая стратегия Америки в о
бществе риска, 2006
9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИФилософия - одна из самых
древних областей знания, духовной культуры. Появившись в VII-VI вв. до н.
э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой
сознания, которая интересовала людей все последующие века.
Призванием философов стал поиск ответов на вопросы, да и сама
постановка вопросов, которые относились к мировоззрению. Понимание
таких вопросов жизненно важно для людей

3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИФилософия - один из
самых древнейших способов постижения мира и определения человеком
своего места в нем. Предпосылки возникновения философии:
взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориальнологического комплексов; структурное и функциональное различие между
ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению
фундаментальных принципов научной идеологии
Раздел II ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИРаздел
II ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ
12.1. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО В ФИЛОСОФИИФилософское понимание
мира, раскрываясь в учении о бытии (онтологии), исходит из
существования двух видов реальности: природы и духа, материальной и
идеальной. Если материальность мира не вызывает особых трудностей в
понимании, то идеальность мира требует дополнительной аргументации. В
истории философии проблема идеального была одной из центральных, ибо
с ней связана одна из философских традиций

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ
ПРОГНОЗИРОВАНИЯГлава 1 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ
ФИЛОСОФИИ
НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ
ОБЩЕСТВЕПолитическая философия со времен античности до наших дней
поднимает наиболее сложные и значимые проблемы политического бытия: о
природе и сущности политической власти, о роли и значении государства в
жизни общества, о справедливом государственном устройстве и высшей цели
государственного управления. В переломные эпохи общественного развития
особенно возрастает значение концептуального осмысления
Проблема свободы в истории философииКак показывает история, свобода
бывает важнее, чем жизнь. Для человека, осознающего себя свободным,
свобода является необходимостью, детерминирующей его существование,
делающей его осмысленным. Как всякая ценность, свобода принадлежит к
миру смыслов. В философии ХХ века на этом настаивал экзистенциализм,
поставивший проблему соотношения свободы (человеческого существования)
и несвободы

Пропагандист Цицерон

Марк Туллий Цицерон был старшим сыном римского всадника того же имени,
которому слабое здоровье не позволило сделать карьеру, , и его жены Гельвии -
«женщины хорошего происхождения и безупречной жизни» . Его братом был
Квинт, тесную связь с которым Марк Туллий сохранял в течение всей своей жизни,
двоюродным братом - Луций Туллий Цицерон, сопровождавший кузена в его
путешествии на Восток в 79 году до н. э.
Род Туллиев принадлежал к аристократии Арпинума, небольшого города в землях
вольсков на юге Лация, жители которого обладали римским гражданством со 188
года до н. э. Отсюда же родом был и Гай Марий, находившийся в свойстве с
Туллиями: дед Цицерона был женат на Гратидии, чей брат женился на сестре
Мария. Таким образом, Марк Марий Гратидиан приходился Цицерону двоюродным
дядей, а на двоюродной тётке Цицерона Гратидии был женат Луций
Сергий Катилина.
Неизвестно, с какого времени Туллии носили когномен Цицерон (Cicero). Плутарх
утверждает, что это родовое прозвание произошло от слова «горох нут» и что
друзья Цицерона в те времена, когда он только начинал карьеру, советовали ему
заменить это имя чем-нибудь более благозвучным; Марк Туллий отверг этот совет,
заявив, что он заставит свой когномен звучать громче, чем имена Скавр и Катул.

Сенека

Сенека Луций Анней (его называют просто Сенекой Младшим в отличие от его
отца, известного философа Сенеки Старшего) - римский философ,
государственный деятель, один из известнейших представителей стоицизма,
поэт. Родился в г. Кордуба (в настоящее время - испанская Кордова) примерно в 4
г. до н. э. Его отец был человеком старой закалки и считал, что занятия
философией менее важны, чем практическая деятельность, поэтому стремился
помочь сыновьям сделать в будущем политическую карьеру. Ради этого он
перебрался в Рим, где юный Сенека Младший постигал азы наук, в частности, был
учеником стоиков Секстия, Аттала, пифагорейца Сотиона.
В годы правления императора Тиберия, примерно в 33 г. стал квестором. Являясь
членом сената, возглавил оппозицию, страстно и последовательно обличал
деспотизм действующих императоров. Когда в 37 г. престол занял Калигула,
Сенека был настолько прославленным сенатором, оратором и писателем, что
император принял решение его умертвить, и только вмешательство одной из
наложниц помогло избежать столь незавидной участи: было решено, что Сенека,
не отличавшийся крепким здоровьем, быстро умрет естественной смертью.

В 41 г., при императоре Клавдии I, его отправляют на 8 лет в ссылку на
безлюдную Корсику из-за обвинения в причастности к заговору.
Перевернуть эту печальную страницу в биографии Сенеки помогла
супруга Клавдия I Агриппина, которая вернула его из изгнания и
пригласила ко двору в качестве наставника сына, тогда еще юного
Нерона. С 49 г. по 54 г. он являлся воспитателем будущего императора,
а после того, как 16-летний Нерон занял престол после отравления
Клавдия, превратился в одного из первых лиц государства, советника,
влияющего на решения в области как внешней, так и внутренней
политики. В 57 г. он стал консулом, т.е. получил наивысшую из
возможных должностей. Высокий социальный статус принес ему и
огромное богатство.
Однако отношения между Сенекой и его бывшим воспитанником
постепенно становились все хуже и хуже. В 59 г. Сенеке пришлось
написать для императора текст, оправдывающий убийство его матери
Агриппины, для выступления в сенате. Этот поступок ухудшил
репутацию в глазах общественности и увеличил пропасть между
философом и императором. В 62 г. Сенека уходит в отставку, оставив
Нерону все приобретенное за долгие годы состояние.

С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к
стоикам. Его идеалом являлся духовно независимый мудрец, который мог
бы служить образцом для всеобщего подражания и был свободен в том
числе и от человеческих страстей. Всю сознательную жизнь боровшийся с
деспотизмом Сенека в 65 г. примкнул к дворцовому заговору,
возглавленному сенатором Пизоном. Интрига была раскрыта, и Нерон,
для которого Сенека всегда являлся олицетворением запрета,
ограничения в действиях, не мог упустить случая убрать его со своего
пути. Император лично приказал философу, бывшему учителю, покончить
с собой, оставляя вид смерти на собственное его усмотрение. Сенека
вскрыл себе вены, а чтобы ускорить смерть, медленно наступавшую из-за
его преклонного возраста, прибегнул к использованию яда. Вместе с ним
покончила с собой его супруга.
Литературное наследие Сенеки составляет 12 небольших по объему
трактатов, наибольшее значение из которых имеют «О гневе», «О
провидении», «О спокойствии духа». Оставил он после себя и три крупные
работы - «Естественноисторические вопросы», «О благодеяниях», « О
милосердии». Также он является автором 9 трагедий с сюжетами,
почерпнутыми из мифологии. Мировую известность получили его
«Медея», «Эдип», «Агамемнон», «Федра»; европейская драматургия XVIXVIII вв. испытала на себе значительное влияние этих пьес.

Епиктет

Эпиктее́т (др.-греч. Έπίκτητος; ок. 50, Гиераполь, Фригия - 138, Никополь, Эпир) -
древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в
Никополе философскую школу.
Лекции стоика Музония Руфа проходили в Риме, в числе слушателей бывал и
Эпафродит - хозяин Эпиктета, сопровождаемый своим рабом.
Проповедовал идеи стоицизма: основная задача философии - научить
различать то, что сделать в наших силах и что нет. Нам неподвластно все
находящееся вне нас, телесное, внешний мир. Не сами эти вещи, а только наши
представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли,
стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Все люди - рабы
единого Бога, и вся жизнь человека должна находиться в связи с Богом, что
делает человека способным мужественно противостоять превратностям жизни.
Сам Эпиктет не писал трактатов. Выдержки из его учения, известные под
названиями «Беседы» (Διατριβαί) и «Руководство» (Έγχειρίδιον) сохранились в
записи его ученика Арриана. Последний (более короткий) текст был особенно
популярен: он был переведён на латынь, неоднократно комментировался
философами и богословами.

Марк Аврелий

Марк Анний Вер (позднее после первого усыновления - Марк Анний Катилий
Север, а после второго - Марк Элий Аврелий Вер Цезарь), сын Марка Анния Вера и
Домиции Луциллы, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в
Риме 26 апреля 121 года в сенаторской семье испанского происхождения.
Дед Марка Аврелия по отцовской линии (также Марк Анний Вер) был троекратным
консулом (третий раз избран в 126 году).
Марк Анний Вер был первоначально усыновлён третьим мужем матери
императора Адриана - Домиции Луциллы Паулины - Публием Катилием Севером
(консулом 120 года) и стал именоваться Марком Аннием Катилием Севером.
В 139 году после смерти своего приёмного отца он был усыновлён императором
Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.
Жена Антонина Пия - Анния Галерия Фаустина (Фаустина Старшая) - приходилась
родной сестрой отцу Марка Аврелия (и соответственно родной тёткой самому
Марку Аврелию).
Марк Аврелий получил прекрасное образование. При жизни императора Адриана
Марк Аврелий, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через
полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138 года)
и начал заниматься административной деятельностью.

В том же году он был помолвлен с Аннией Галерией Фаустиной,
дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле.
От брака с ней Марк Аврелий имел детей: Аннию Аврелию Галерию
Луциллу, Аннию Аврелию Галерию Фаустину, Элия Антонина, Элия
Адриана, Домицию Фаустину, Фадиллу, Корнифицию, Коммода
(будущего императора), Тита Аврелия Фульвия Антонина, Элия
Аврелия, Марка Анния Вера Цезаря, Вибию Аврелию Сабину.
Большинство детей Марка Аврелия умерли в детском возрасте, до
взрослых лет дожили только Коммод, Луцилла, Фаустина и Сабина.
Он был намечен Антонином Пием в консулы на 140 год и объявлен
цезарем. В 145 году объявлен консулом вторично, вместе с Пием.
В 25 лет Марк Аврелий начал заниматься философией; главным
наставником Марка Аврелия был Квинт Юний Рустик. Имеются
сведения и о других философах, вызванных для него в Рим.
Руководителем Марка Аврелия в изучении гражданского права был
знаменитый юрист Луций Волузий Мециан.
1 января 161 года Марк вступил в своё третье консульство вместе с
приёмным братом. В марте того же года скончался император Антонин
Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером
, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года, после чего Марк
Аврелий правил единолично.

философия

Марк Аврелий оставил философские записи - 12 написанных на
греческом языке «книг» (глав книги), которым обычно приписывают
общее название «Рассуждения о самом себе» . Учителем философии
Марка Аврелия был Максим Клавдий.
Будучи представителем позднего стоицизма, Марк Аврелий
наибольшее внимание в своей философии уделяет этике, а остальные
разделы философии служат целям пропедевтическим.
Предшествующая традиция стоицизма различала в человеке тело и
душу, представляющую собой пневму. Марк Аврелий усматривает в
человеке три начала, добавляя к душе (или пневме) и телу (или плоти)
ещё интеллект (или разум, или нус). Если прежние стоики считали
душу-пневму главенствующим началом, то Марк Аврелий называет
ведущим началом разум. Разум-нус представляет неиссякаемый
источник импульсов, необходимых для достойной человека жизни .
Нужно привести свой разум в согласие с природой целого и
достигнуть благодаря этому бесстрастия. В согласии со всеобщим
разумом заключено счастье.

Секст Эмпирик

Секст Эмпирик (Σέξτος Έμπειρικός, 2-я половина 2-го века н. э.
) - древнегреческий врач и философ, представитель
классического античного скептицизма.
Жил в Александрии, Афинах и Риме. Из сообщений Диогена
Лаертийского и Галена видно, что Секст Эмпирик был учеником
Геродота из Тарса и, в свою очередь, имел ученика в лице
Сатурнина. Прозвище «Эмпирика» дано ему, по всей вероятности,
потому, что он принадлежал некоторое время к школе
эмпирических врачей прежде чем стал скептиком .
Его произведения «Пирроновы положения» (Πυ ῤῥώνειοι
ὑποτύπωσεις) и «Против учёных» (Adversus Mathematicos)
являются основными источниками по философии античного
скептицизма. В них упомянуто много свидетельств и фрагментов
из учений философов, чьи произведения не сохранились.

Весь цикл «Против учёных» многие делят на две части, из которых
одну называют «Против догматиков», а другую «Против
отдельных наук». Книги «Против догматиков», объединяясь с
другим циклом «Против учёных», обычно в науке именуются
такими цифрами: «Против логиков» именуется VII и VIII (так как в
этом трактате две книги), «Против физиков» - IX и X (по той же
причине) и «Против этиков» - XI (в этом трактате только одна
книга и содержится). Что же касается книг, направленных против
отдельных учёных, то они соответственно обозначаются римскими
цифрами I-VI: «Против грамматиков» - I, «Против риторов» - II,
«Против геометров» - III, «Против арифметиков» - IV, «Против
астрологов» - V, «Против музыкантов» - VI. Обычно, однако,
книги «Против догматиков» ввиду их философской
принципиальности печатаются раньше книг против отдельных
наук. Поэтому первые и самые принципиальные книги из всего
цикла «Против учёных» обозначаются цифрами VII-XI, а книги
против отдельных наук обозначаются цифрами I-VI.
Автор крылатого выражения «
Медленно мельницы мелют богов, но старательно мелют ».