Духовная жизнь в 30 е гг. Доклад: Духовная жизнь в зо-е годы. Наука. «Все науки носят политический характер…»

Тест по истории Духовная жизнь в 30-е гг XX века для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.

1 вариант

1. Что было одним из результатов культурной революции 1920- 1930-х гг.?

1) утверждение социалистического реализма в качестве официального художественного метода
2) усиление роли религии в духовном воспитании трудя­щихся
3) утверждение свободы творчества
4) переход к всеобщему высшему образованию

2. Кто из перечисленных деятелей советской культуры был кинорежиссером, создателем популярных советских коме­дий — «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»?

1) Г.В. Александров
2) К.С. Мельников
3) И.С. Козловский
4) А.А. Дейнеко

3. Какая наука подверглась в 1930-х гг. гонениям и была про­возглашена «буржуазной наукой»?

1) астрономия
2) физика
3) химия
4) генетика

4. Культурная революция 1920- 1930-х гг. характеризуется

1) бережным отношением к национальным культурным традициям
2) ликвидацией цензурных ограничений
3) борьбой за ликвидацию неграмотности
4) отказом от государственного и партийного руководства культурой

1) К.И. Чуковский
2) А.Т. Твардовский
3) М.А. Шолохов
4) И.О. Дунаевский

6. В 1930-х гг. М.А. Булгаковым был создан воссоздающий Москву времен нэпа роман

1) Разгром
2) Котлован
3) Жизнь Клима Самгина
4) Мастер и Маргарита

7.

А) А.А. Дейнеко
Б) С.С. Прокофьев
В) Л.П. Орлова

Сферы деятельности

1) живопись
2) кино
3) поэзия
4) музыка

2 вариант

1. Кто из перечисленных деятелей науки был физиком, изу­чавшим физику кристаллов и полупроводников?

1) Н.И. Вавилов
2) А.Ф. Иоффе
3) С.В. Лебедев
4) Н.Д. Зелинский

2. Что из названного относится к результатам государствен­ной политики СССР в области культуры в конце 1930-х гг.?

1) расцвет авангардного искусства
2) ликвидация массовой неграмотности
3) отмена государственной цензуры средств массовой ин­формации
4) обеспечение и защита идейного многообразия в области культуры

3. Какое из перечисленных произведений живописи принадлежит советскому художнику А.А. Дейнеке?

1) Черный квадрат
2) Купание красного коня
3) Будущие летчики
4) Богатыри

4. Что из названного относится к целям культурной революции 1920-1930-х гг.?

1) утверждение единой государственной идеологии
2) возрождение роли религии в духовном воспитании насе­ления
3) отказ от цензурных ограничений
4) ограничение влияния государства на развитие культуры

5. Как называется художественный метод, утвердившийся в советском искусстве в 1930-е гг., который требовал изо­бражать действительность не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы рабочего класса?

1) критический реализм
2) революционный конструктивизм
3) пролетарский авангардизм
4) социалистический реализм

6. Кто из перечисленных советских деятелей культуры были популярными советскими детскими писателями?

1) С.Я. Маршак, К.И. Чуковский
2) И.А. Пырьев, Г.В. Александров
3) С.С. Прокофьев, Т.Н. Хренников
4) Б.В. Иогансон, Ю.И. Пименов

7. Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и сферами их деятельности: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) братья Васильевы
Б) Д.Д. Шостакович
В) М.А. Шолохов

Сферы деятельности

1) музыка
2) литература
3) кино режиссура
4) живопись

Ответы на тест по истории Духовная жизнь в 30-е гг XX века
1 вариант
1-1
2-1
3-4
4-3
5-4
6-4
7-142
2 вариант
1-2
2-2
3-3
4-1
5-4
6-1
7-312

Задание 1. На основе представленных ниже документов сделайте и запишите выводы о процессах, происходивших в 30-е гг. в области культуры

Из книги Л. Д. Троцкого «Преданная революция»

Нынешний правящий слой считает себя призванным не только политически контролировать духовное творчество, но и предписывать ему пути развития. Безапелляционное командование распространяется в одинаковой мере на концентрационные лагеря, агрономию и музыку. Центральный орган партии печатает анонимные директивные статьи, имеющие характер военных приказов, по архитектуре, литературе, драматическому искусству, балету, не говоря уже о философии, естествознании и истории.

Из выступления наркома юстиции РСФСР Н. В. Крыленко на заседании шахматной федерации. 1932 г.

Мы должны раз и навсегда покончить с нейтралитетом шахмат. Мы должны раз и навсегда осудить формулу «шахматы для шахмат», как и формулу «искусство для искусства». Мы должны организовать ударные бригады шахматистов и начать немедленно выполнять пятилетний план по шахматам.

Из выступления А. Довженко на совещании, посвященном историческим фильмам. 1940 г.

И в «Петре I», и в «Александре Невском», и в «Минине и Пожарском», и в «Богдане Хмельницком»… есть какое-то угодливое желание притянуть историю поближе к нам и даже реплики героев перемешать чуть ли не с речами вождей. Получается так, что Александра Невского можно, право, назначить секретарем Псковского обкома, а Петра, и Минина, и Богдана тоже чем-то в этом роде…

Правительство все больше проникало в сферы жизнедеятельности граждан. Наука, литература, художественная культура, образование были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление.
Контролировались даже учебники по истории. Они переписывались, а некоторые вопросы толковались в абсолютно другом смысле.
Цензура распростронялась на все виды искусства, в том числе и на кинематограф, который только недавно стал приобретать популярность

Задание 2. Прочитайте документы и запишите ответы на вопросы

Из письма, нелегально переправленного за границу

Октябрь 1928 г., Харьков.

Вузовская молодежь как небо от земли отличается от дореволюционного студенчества… Боевой лозунг — университет для рабочих и крестьян. В первую очередь для комсомольцев и рабфаковцев… Для детей служащих, т. е. прежней интеллигенции, установлена «процентная норма»: огромный конкурс на ничтожное число вакансий… Кто счастливо проскочил через сито приемочных комиссий с их классовым подходом и политическим сыском, тот тише воды, ниже травы. Вылетишь в два счета по одному подозрению. Сыск ведется изнутри по принципу «самообслуживания»: в трудовой школе — одноклассниками-«шпионерами», в вузе — студенческими «комищеиками». А новые студенты «от сохи» усердно «грызут гранит науки» и в лучшем случае тоже пугливо озираются по сторонам…
Квалифицированная интеллигенция, профессора, инженеры, врачи, адвокаты — в массе своей «осоветились». Большинство с грехом пополам устроилось и боится перемен… Считают, и не без основания, что события имеют свою логику. Да и практика белых правительств у всех в памяти. Люди, далекие от коммунистической партии, находят, что рабоче-крестьянское правительство имеет немало заслуг и достижений в области народного образования и в международных отношениях, что это как-никак национальная власть, отстаивающая достоинство и целостность страны. О Временном правительстве вспоминают с ядовитым сарказмом.

Из дневника московского учителя истории И. И. Шитца. 1929 г.

С интеллигенцией дело обстоит совсем плохо. Профессура отмирает либо изгоняется, подроста же нет. Специалистов по всем ведомостям «снимают» (заменяя «выдвиженцами») либо, что еще хуже, сажают; наиболее частое обвинение — вредительство. Химиков сидит чуть ли не половина всего количества их. ГПУ даже «торгует» химиками, т. е. за большие деньги отдает посаженных химиков в работы разным трестам и учреждениям, конечно, зорко досматривая, чтобы ученые не удрали; а не то ученых отсылают на работу в гиблые места на малом содержании (как арестованных). Есть даже такие, что работают в тюрьме, куда им доставляют книги и необходимые пособия. Одного из недавно расстрелянных генералов, говорят, даже взманили написать серьезную работу, пообещав ему за это жизнь

1. О каких противоречивых процессах, происходивших в среде интеллигенции, идет речь в документах?

С одной стороны правительство старалось «просветить» людей, а с другой обществу слишком много знать было нельзя

2. Какой новый слой сталинской социальной системы формировался в конце 20—30-х гг.?

Сталин активно и последовательно формировал государственную и социальную систему подчинения

3. Как вы считаете, почему сталинские репрессии в первую очередь затронули ряды старой интеллигенции?

Старая интеллигенция распространяла свои мысли и идеи на новое поколение. В результате заражало их мыслями об интеллигенции

Задание 3. Приведите в соответствие таблицу. Достижения советской науки в 30-х гг.

Задание 4

1. В каком кинофильме И. В. Ильинский блестяще сыграл роль бюрократа Бывалова:

а) «Закройщик из Торжка»

б) «Праздник святого Иоргена»

в) «Волга-Волга»

2. В каком кинофильме прозвучала «Песня о Родине» И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача:

а) «Цирк»

б) «Свинарка и пастух»

в) «Светлый путь»

3. Кто является режиссером-постановщиком популярных кинофильмов «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух»:

а) Г. Александров

б) Г. Козинцев

в) И. Пырьев

Задание 5. 1936 год открылся статьей в «Правде» «Сумбур вместо музыки». Центральный орган ЦК ВКП(б) подверг безжалостной, сокрушительной критике:

а) музыку И. Дунаевского к кинофильму «Веселые ребята»

б) музыку С. Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта»

в) оперу Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»

Задание 6. Приведите в соответствие таблицу "Советская живопись 30-х гг."

Задание 7. В мае 1936 г. в бюро драматургов Союза советских писателей поступило следующее заявление:

«В начале 1936 г. театры внезапно сняли со сцен всю мою драматургическую продукцию последних лет. Московский Художественный снял после нескольких представлений мою пьесу «Мольер», Московский театр сатиры, после первой генеральной,— мою комедию «Иван Васильевич», Вахтанговский — прекратил начавшуюся работу над пьесой «Александр Пушкин». Означенное снятие моих пьес разного жанра сопровождалось появлением в прессе статей такого характера, который показал мне с неоспоримой ясностью, что дальнейшее сочинение моих пьес и представление их в драматические театры является совершенно бесполезным»

а) М. Булгаков

б) А. Корнейчук

в) Б. Пастернак

г) Н. Погодин

Задание 8. Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы

Из работы русского философа Г. П. Федотова «Письма о русской культуре». 1938—1939 гг.

Каков бы ни был политический смысл русской революции, ее культурное содержание может быть описано, с крайней схематичностью, следующим образом: русская культура, доселе творимая и хранимая интеллигенцией, спускается в самую глубину масс и вызывает полный переворот в их сознании… Никто не думает, конечно, что в России высшая математика или философия стали доступны массам. Но культура перестала быть замкнутой или двухэтажной. Старое противоположение интеллигенции и народа потеряло свой смысл… Россия в культурном смысле стала единым организмом…
Однако… Благодаря сознательному и полусознательному истреблению интеллигенции… демократизация культуры приобретает зловещий характер. Широкой волной текущая в народ культура перестает быть культурой… Университеты открыты для всех, в России насчитывается до 700 высших школ, но есть ли хоть одна высшая школа, достойная этого имени, равная по качеству старому университету? В этом позволительно сомневаться. Рабочий или крестьянский парень, огромными трудами и потом стяжавший себе диплом врача или инженера, не умеет ни писать, ни даже правильно говорить по-русски. Приобретя известный запас профессиональных сведений, он совершенно лишен общей культуры и, раскрывая книгу, встречаясь с уцелевшим интеллигентом старой школы, на каждом шагу мучительно чувствует свое невежество. Специалистом он, может быть, и стал… но культурным человеком не стал и не станет… Причина ясна и проста. Исчезла та среда, которая перерабатывала, обтесывала юного варвара, в нее вступившего, лучше всякой школы и книг…

1. В чем видит Г. П. Федотов безусловное достижение русской революции?

Русская культура, доселе творимая и хранимая интеллигенцией, спускается в самую глубину масс и вызывает полный переворот в их сознании

2. Какое противоречие «культурной революции» он отмечает?

Культура перестаёт быть культурой. Образование стало более доступным, но его качество ухудшилось

3. В чем видит русский философ причину резкого снижения культурного уровня советских людей?

Приобретя известный запас профессиональных сведений, люди были совершенно лишены общей культуры. Исчезла та среда, которая перерабатывала, обтесывала юного варвара

4. Согласны ли вы с суждениями русского философа? Укажите дополнительные факторы, которые привели, на ваш взгляд, к понижению общей культуры населения СССР в 30-е гг.

Я согласен(-сна) с суждениями. Другие факторы, которые привели к понижению общей культуры — это стандартизация и примитивизация образования; идеологическая направленность образования

Задание 9. Разгадайте кроссворд

По вертикали: 1. Художник-портретист. 2. Композитор, автор ряда симфонических произведений. 3. Режиссер-кинодокументалист. 4. Физик-ядерщик. 6. Известный писатель и драматург. 8. Режиссер, основатель советского документального кино. 9. Ученый-химик

Духовная жизнь в 30-е годы.

Развитие образования, власть и наука, научные достижения, социалистический реализм., советский кинематограф, музыкальное и изобразительное искусство, литература, театр.

Развитие образования.

30-е годы вошли в историю нашей страны как период «культурной революции». Под «культурной революцией» подразумевалось, с одной стороны, значительное повышение образовательного уровня народа, его приобщение к достижениям культуры. Другой стороной «культурной революции» явилось утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистско-ленинского учения.

Индустриализация требовала повышения профессионального уровня населения. В начале 30-х гг. в стране начался переход к всеобщему обязательному четырехлетнему начальному обучению. В 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения.

Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание географии и истории. Широко развернулось строительство новых школ. Только в 1933–1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. По переписи 1939 г. грамотность в СССР составила 87,4%.

Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Рост грамотности вызвал большой спрос на литературу. Книги выходили на 110 языках. Широкое развитие получили массовые библиотеки.

Власть и наука.

Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали.

Острая борьба развернулась в биологической науке. Под прикрытием защиты дарвинизма и мичуринской теории группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной наукой». Разработки советских генетиков были свернуты, впоследствии многие из них (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский и др.) были репрессированы.

Самое пристальное внимание Сталин уделял истории. Он взял под личный контроль учебники по истории России, которая стала называться историей СССР. История представала в них летописью классовой борьбы угнетенных классов с эксплуататорами. Появилась новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих идеологических дисциплин, – «история партии». В 1938 г. была выпущена «История ВКП(б). Краткий курс», которую Сталин не только очень тщательно отредактировал, но и написал для нее параграф. «Краткий курс» положил начало оформлению «единственно верной» концепции истории нашей страны, которой должны были следовать все советские историки. Постановлением ЦК ВКП(б) он был признан «руководством, представляющим официальное, проверенное ЦК ВКП(б) толкование основных вопросов истории ВКП(б) и марксизма-ленинизма, не допускающее никаких произвольных толкований». Каждое слово «Краткого курса» стало истиной в последней инстанции. Традиции русской исторической науки были тем самым нарушены.

Научные достижения.

Идеологические догмы и строгий партийный контроль самым пагубным образом отразились на состоянии гуманитарных наук. Представители естественных наук, хотя и испытывали на себе негативные последствия вмешательства партийных и карательных органов, сумели достичь заметных успехов.

Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. JI. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.). Весомый вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ производства синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т. д. Мировыми достижениями стали работы советских биологов Н. И. Вавилова, Д. Н. Прянишникова, В. Р. Вильямса, B.C. Пустовойта. Значительных успехов достигли советская математическая наука, астрономия, механика, физиология.

Широкий размах приобрели геологические и географические исследования. Были открыты залежи полезных ископаемых – нефти между Волгой и Уралом, новых запасов угля в Подмосковном и Кузнецком бассейнах, железорудные месторождения на Урале и в других районах. Активно исследовался и осваивался Север. Это позволило резко сократить импорт некоторых видов сырья.

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

Советское искусство, подчиненное партийной цензуре, было обязано следовать одному художественному направлению – социалистическому реализму. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

Из письма А. В. Луначарского в Оргкомитет Союза советских писателей. 1933 г.

Представьте себе, что строится дом, и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм – а крыши-то нет». Вы будете, конечно, реалистом – вы скажете правду; но сразу бросается в глаза, что эта правда в самом деле неправда. Социалистическую правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится, и кто понимает, что у него будет крыша... Правда... не похожа на себя самое, она не сидит на месте, правда летит, правда есть развитие, правда есть конфликт, правда есть борьба, правда – это завтрашний день, и нужно ее видеть именно так, а кто не видит ее так, тот реалист буржуазный и поэтому пессимист, нытик и зачастую мошенник и фальсификатор...

Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали. Народ жил в атмосфере веры в то, что грандиозный социальный переворот должен принести прекрасное «завтра», ради которого можно пожертвовать тяжелым, мучительно трудным «сегодня». В сознании людей размывались границы между желанным будущим и жестоким настоящим. Настроениями людей можно было управлять, и власть делала это, порождая трудовой энтузиазм и гнев к «врагам народа», всенародную любовь к вождю и готовность к подвигам.

Самым массовым видом искусства стал кинематограф. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через любимые кинокартины. Документальную хронику смотрела вся страна. Зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, воспринимал окружающую жизнь как «великую иллюзию», творимую на экране. На поприще кинодокументалистики трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. К. Тиссэ, Э. И. Шуб).

Не отставал и художественный кинематограф. Значительное количество лучших советских фильмов было посвящено историко-революционной тематике: «Чапаев» (режиссеры братья Васильевы), трилогия о Максиме (режиссеры Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг), «Мы из Кронштадта» (режиссер Е. JI. Дзиган) и др. В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (режиссер Н. В. Экк) о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С. А. Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (режиссер Н. В. Экк).

Закладываются традиции детского и юношеского кинематографа. Появляются киноверсии известных произведений В. П. Катаева («Белеет парус одинокий»), А. П. Гайдара («Тимур и его команда»), А. Н. Толстого («Золотой ключик»). Для детей выпускались замечательные мультипликационные киноленты.

Особой популярностью пользовались музыкальные кинокомедии Г. В. Александрова – «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», И. А. Пырьева – «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

Любимым жанром стали исторические картины. Фильмы «Петр I» (режиссер В. М. Петров), «Александр Невский» (режиссер С. М. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (режиссер В. И. Пудовкин) и др. являлись, по сути, иллюстрацией сталинской концепции истории.

Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали П. М. Алейников, Б. М. Андреев, Б. А. Бабочкин, М. И. Жаров, Н. А.Крючков, М. А. Ладынина, Т. Ф. Макарова, Л. П. Орлова, Б. П. Чирков и другие талантливые артисты.

Музыкальное и изобразительное искусство.

Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И. О. Дунаевского. Были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. В то же время были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. На оценке музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей. Об этом свидетельствует неприятие «верхами» музыки Д. Шостаковича. Критике в печати за «формализм» были подвергнуты его опера «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей».

Наибольшего расцвета достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества – песенная. Здесь творили талантливые композиторы И. О. Дунаевский, Б. А. Мокроусов, М. И. Блантер, братья Покрасс и др. Их произведения оказывали огромное влияние на современников. Простые, легко запоминающиеся мелодии были у всех на слуху: они звучали дома и на улице, лились с киноэкранов и из репро- дукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их романтическая приподнятость оказывала сильнейшее воздействие.

Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера живописи. О художнике и его произведениях судили в первую очередь по идейному замыслу сюжета. Отсюда пренебрежительное отношение к натюрморту, пейзажу и прочим «мелкобуржуазным» излишествам, хотя в этой области работали такие талантливые мастера, как П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, М. С. Сарьян. Классиком социалистического реализма стал Б. В. Иогансон («Рабфак идет», «Вузовцы», «Допрос коммунистов» и др.). Много работали А. А. Дейнека, создавший свое знаменитое поэтическое полотно «Будущие летчики», Ю. И. Пименов («Новая Москва»), М. В. Нестеров (серия портретов советской интеллигенции) и др. Непременным атрибутом каждого города, каждого учреждения стали портреты, скульптуры и бюсты Сталина.

Литература. Театр.

Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура оказывали влияние на общий уровень массовой литературной продукции. Произведения-однодневки больше напоминали передовые статьи в газетах. Но даже в эти неблагоприятные для свободного творчества годы русская советская литература была представлена талантливыми писателями, значительными произведениями. В 1931 г. вернулся на родину М. Горький. Здесь он закончил роман «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие». А. Н. Толстой также на родине поставил последнюю точку в трилогии «Хождение по мукам», создавал роман «Петр I» и другие произведения.

М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, написал роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М. А. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» (не дошедшим в те годы до читателя). Щедрым талантом были отмечены произведения В. А. Каверина, Л. М. Леонова, А. П. Платонова, К. Г. Паустовского и многих других писателей, стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, П. Васильева, А. Твардовского. Существовала прекрасная детская литература – книги К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Л. А. Кассиля и др.

С конца 20-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы советских драматургов Н. Ф. Погодина («Человек с ружьем»), А. Е. Корнейчука («Гибель эскадры», «Платон Кречет»), В. В. Вишневского («Оптимистическая трагедия») и др. В репертуар всех театров страны были включены пьесы М. Горького, написанные в разные годы («Враги», «Мещане», «Дачники», «Варвары» и др.). Лучшим советским театром был официально признан МХАТ. В нем собрались корифеи русского театра О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин и актеры нового поколения О. Андровская, А. Грибов, Б. Добронравов, К. Еланская, Б. Ливанов, А. Тарасова, М. Яншин и др.

Важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счет не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества, устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ.

Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. С однойстороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов.

Слайд 2

Культурная революция в СССР - коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в.

Создание "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, коммунистическом воспитании", массовости культуры.

Ликвидация неграмотности, создание социалистической системы народного образования,
формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

Слайд 3

Развитие образования

  • В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов.
  • к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение.
  • Только в течение 1933 - 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет.
  • К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.
  • Слайд 4

    • В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения.
    • Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.
  • Слайд 5

    Образование

    • К концу 30-х годов процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%;
    • грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского населения –94,9 %, сельского – 86,7 %;
  • Слайд 6

    Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.

    По поручению Полтавского губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького.

    «Единая» школа – это значит такая, которая одинаково доступна для всех слоев населения. Всю систему народного образования, от дошкольных учреждений до вузов, Н.К. Крупская мыслила как единую школу.

    Слайд 7

    Блонский Павел Петрович. Значительная часть психологических трудов П.П. Блонского имеет
    педагогическую направленность. Изучал проблему возрастных особенностей умственного
    развития детей.
    С. Т. Шацкий организует опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения. Опытная станция вела работу c детьми, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью.

    Слайд 8

    Наука. «Все науки носят политический характер…»

    • большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук;
    • были созданы новые научно-исследовательские институты: геологических наук, горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др.;
    • с 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках;
    • в 20-30-е гг. происходило становление советской исторической науки.
    • к концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников;
    • большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране;
    • в начале 30-х годов началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США,
  • Слайд 9

    • В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука.
    • Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников.
    • В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1".
  • Слайд 10

    • С.И.Вавилов- российский физик, один из основателей российской научной школы физической оптики и основоположник исследований люминесценции и нелинейной оптики в СССР.
    • И́горь Васи́льевич Курча́тов - советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель и первый директор Института атомной энергии, главный научный руководитель атомной проблемы в СССР.
    • Л. И. Мандельштам - совершил важнейшее открытие в оптике - явления комбинационного рассеяния. Он является одним из создателей нелинейной теории колебаний.
  • Культурная революция в СССР — коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20 -30 -е гг. XX в. Создание «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, коммунистическом воспитании», массовости культуры. Ликвидация неграмотности, создание социалистической системы народного образования, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

    Развитие образования В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Только в течение 1933 - 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30 -х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Развитие образования.

    «Долой неграмотность!» В 1923 году было учреждено добровольное общество «Долой неграмотность» под председательством М. И. Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы(ликвидаация безграамотности).

    образование К концу 30 -х годов процент грамотных в возрасте 9 -49 лет составил по РСФСР 89. 7%; грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83, 9 %, городского населения – 94, 9 %, сельского – 86, 7 %; Итоги:

    Советское искусство обогатили своим опытом и мастерством художники, которых в начале века связывали с «русским импрессионизмом» , –А. Рылов и К. Юон; «голуборозовцы» П. Кузнецов и М. Сарьян; представители «Бубнового валета» П. Кончаловский и И. Машков с карнавальной праздничностью их декоративных по колориту и композиции полотен, А. Лентулов, заставивший образ русской средневековой архитектуры жить напряженными ритмами современного города. Искусство.