Делиться надо: как работает экономика совместного потребления. Как «совместное потребление» меняет нашу жизнь и можно ли на этом заработать Пример шеринга

Шеринговая экономика, или экономика совместного потребления, — понятие, известное лишь небольшому кругу людей, хотя человек отчасти живёт по «таким понятиям» с момента первого своего обмена с другим человеком. В перспективе философия совместного потребления может сменить философию сверхпотребления. Этот процесс уже создал рынок шеринга, который способен вырасти до оборотов в триллионы долларов.

Коэффициент полезного действия

Суть шеринга — в максимально эффективном использовании ресурсов: обмене по принципу win-win и предоставлении чего-то ненужного в пользование другим на постоянной или временной основе.

Автомобиль может везти не только своего владельца, а еще пару его соседей. Если соседи компенсируют часть затрат на бензин, это будет выгодно для всех, а «коэффициент полезного действия» машины будет выше. Этот же принцип касается любых других предметов быта, инструментов, техники, которые вне промышленного производства, как правило, используются лишь малую долю времени.

Шеринг может просто компенсировать расходы владельца вещи, но может быть и бизнес-моделью фирмы, когда некий ресурс приобретается сознательно, чтобы его потом по частям (или по времени) продавать нуждающимся, прокат велосипедов, аренда коляски, совместная аренда жилплощади - все это шеринговая экономика. Точнее, один из её элементов.

«Делиться» таким образом человек научился давным-давно, но о шеринговой экономике мы говорим только сейчас. Причины в том, что ранее процесс поиска «партнера» для совместного потребления был довольно затруднительным и растянутым во времени. Стоит ли говорить об экономии на проезде на работу, если вы вынуждены полчаса или час тратить на поиск подходящего варианта? Развитие интернета и в частности социальных сетей сделало такой поиск быстрым и удобным, а шеринг - массовым.

Выбор миллениалов

Uber — один из классических примеров такой экономики. Хотя значительная часть водителей в нашей стране профессионально «таксует» в рамках этого стартапа, компания всё же фокусируется на обычных владельцах авто, готовых в свободное время помочь другим и подзаработать. BlaBlaCar в этом смысле мало чем отличается от глобального сервиса Uber. Таксисты и другие традиционные перевозчики оказываются не у дел, проигрывая в цене, качестве и удобстве доступа к услуге, оттого и встречают подобные стартапы довольно агрессивно.

Мы не зря упомянули транспорт в контексте совместного потребления уже дважды. И на данный момент, и в прогнозах именно транспортные площадки, такие как Uber, остаются самыми прибыльными в шеринговой экономике Европы. Также в тройке лидеров на ближайшие годы онлайн-сервисы по поиску-предоставлению различных разовых услуг и аренде жилья, долго- и краткосрочной.

Другие популярные стартапы помогают брать кредиты не у банков, а на горизонтальном уровне - у более обеспеченных пользователей; находить попутчиков для путешествий; питаться у кого-то дома вместо ресторанов и кафе.

Экономика совместного потребления идет на смену правившим в XX веке перепроизводству и сверхпотреблению. За прошедшее столетие производилось слишком много товаров, которые приходилось навязывать покупателю. Но потребитель не мог скупить всё, как не мог и физически воспользоваться всем купленным.

Нам подходит

В 2016 году Робин Ли, исполнительный директор китайского поисковика Baidu, отметил, что шеринговая экономика подходит китайскому социалистическому «этосу», то есть нраву, характеру. Действительно, в ней есть нечто от левацких коммун: в упрощённой модели получается, что имущество принадлежит всему обществу, а отдельные индивиды им пользуются «по потребности».

С другой стороны, у шеринговой экономики много черт, присущих обществу капиталистическому, со свободным рынком: клиенты платят за тот или иной объект только во время пользования, экономя на его приобретении, значит, могут накапливать капитал и вкладывать его в иные сферы.

Однако на Западе шеринг прижился в основном среди миллениалов и схожих по духу представителей старших поколений, предпочитающих меньшие траты при меньших заработках большим расходам и погоне за достатком. Согласно исследованию GfK в Германии, люди до 30 лет более открыты этим принципам, чем поколение 60+ (60 % против 30 %).

Шеринговая экономика: Манна поднебесная

Как раз в Китае шеринг стал модой, поддержанной и государством, и местным бизнесом. Washington Post пишет, что в Китае теперь можно арендовать не только велосипеды, но и зонты, стиральные и сушильные машины, мячи, до недавнего времени - индивидуальные места для сна… Не всё идёт гладко, но китайские товарищи полны оптимизма, а правительство поощряет «социалистический» тренд. В Поднебесной оценивают рост отрасли за прошлый год более чем па 100 % (около $ 500 млрд оборота) и прогнозируют, что шеринговые сервисы будут составлять 10 % ВВП уже к 2020 году.

В Европе шеринг не имеет идеологической поддержки, но тоже широко распространён (правда, с некоторыми отличиями, так как европейцы могут себе позволить в быту несколько больше). Так, 4 миллиона немцев регулярно пользуются каршерингом - краткосрочным прокатом авто; через Bringwasmit возят по заказу товары или сувениры из стран, в которых путешествуют; через Happy Тгee арендуют пушистые ёлки к Рождеству, после чего отправляют их на весь год назад в питомник.

PricewaterhouseCoopers прогнозируют, что в Европе к 2025 году транзакции по основным направлениям шеринговой экономики - финансовым, жилищным, транспортным и другим профессиональным и непрофессиональным услугам - составят 570 млрд евро. Такой взлёт от нынешних 28 млрд евро делает рынок шеринга крайне привлекательным для бизнеса: в отличие от накатанных отраслей, здесь ниши ещё не заполнены.ⓂⒷ

Почему все популярнее становится идея оплачивать временный доступ к благам, а не владеть ими, рассказывает экономист Александр Чулок, заместитель директора Форсайт-центра НИУ ВШЭ. Узнать больше о современных технологиях и их влиянии на наше будущее можно в проекте « », созданном совместно с Корпоративным университетом Сбербанка .

У шеринг-экономики (sharing economy ) много синонимов: экономика деления, экономика совместного потребления, сетевая экономика. По своей сути это экономическая модель, пиринговая система, основанная на коллективном использовании товаров и услуг. В экономике по-прежнему остаются две базовые вещи - производство и потребление, но связи между ними сильно трансформируются. Шеринг-экономика позволяет напрямую связывать ключевых экономических агентов и распределять продукты и услуги между ними без участия посредников. Совместное потребление предполагает, что удобнее платить за временный доступ к благам, чем владеть ими.

Практика деления восходит еще к Древней Греции, отдельные элементы такой экономической системы можно встретить в любую эпоху - вспомните колхозы в советское время. Библиотеки, секонд-хенды - это тоже пример совместного потребления. Сегодня шеринг-экономика полностью поставлена на рыночные рельсы, и в ней нет принуждения. Вместо отеля можно на короткий срок воспользоваться чужой квартирой, а для короткой поездки на велосипеде - взять его в аренду.

Базовые социологические предпосылки в совокупности с технологическим прогрессом породили такую систему, как экономика деления. Есть два фактора, объясняющие популярность шеринг-экономики, - технологический и ценностный. С точки зрения технологий стало гораздо проще связывать экономических агентов при помощи платформенных технологий. Развитое программное обеспечение способно напрямую связывать владельцев квартир с клиентом без посредника в виде турфирмы. А в ритейле фермер, минуя супермаркеты, выходит к потребителю.

Также на распространение шеринг-экономики повлияла трансформация базовых ценностей. Изменилось понимание счастья и привычки, которые на протяжении прошлого века считались незыблемыми. В 1970–1980-е годы признаком успешности в жизни были дача и машина, а персональный доступ к информационным источникам отходил на второй план. Сегодня многие отказываются от персональных автомобилей (хотя эта тенденция справедлива для Москвы - в регионах машина пока еще считается признаком среднего класса). Но так как большие расстояния никуда не делись, возникает масса компаний, которые предоставляют услуги каршеринга. С жильем та же самая ситуация: снять коттедж за городом на лето дешевле, чем инвестировать в собственный дом. Ценность в виде мобильности сегодня важнее, чем необходимость закрепиться на одном месте.

Важными для развития шеринг-экономики стали трансакционные издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов: затраты на сбор и обработку информации, на заключение контрактов, на контроль. Например, раньше многие финансовые сервисы формировались в условиях асимметрии информации, когда потребители готовы платить за ценные для них сведения, которыми владеет кто-то другой. Еще один источник трансакционных издержек - издержки оппортунистического поведения, когда люди из-за асимметрии информации могут вести себя неблагонадежно. В пиринговых системах информация прозрачна, и предпосылки для нарушений исчезают: нет смысла воровать, если это сразу откроется.

Со стороны шеринг-экономики есть большой вызов государству: использовать мягкую силу или ввести жесткий контроль. Многие страны, например, не определились, что делать с биткоином, как не упустить его из-под контроля. В любом случае регулирование нужно осуществлять через точки влияния, которые пока до конца не понятны.

Шеринг-экономика растет экспоненциально. Если в 2014 году ее объем оценивался в 14 млрд долларов, то, по некоторым оценкам, к 2025 году он составит 335 млрд долларов. Пока понятно, что шеринг-экономике будет очень непросто встраиваться в существующие отношения производства и потребления. Не все готовы к таким изменениям, и будет сопротивление со стороны нынешних игроков рынка. Любая технологическая революция сопровождалась другими революциями, - правда, в этот раз всем хотелось бы избежать этого трека. Экономисты и политики ищут решение, как мягко встроить новую технологическую революцию в существующую систему отношений без сильных социальных потрясений.

Концепция sharing economy основана на том, что иногда удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Не осталась в стороне от мейнстрима и сфера недвижимости

К предтечам совместного использования можно отнести публичные библиотеки, распространенные в Советском Союзе комиссионные магазины или пункты проката, где можно было арендовать все, от телевизора до лыж. Но чтобы принцип стал экономически выгодным, потребовалась современная скорость коммуникаций (интернет, мобильные приложения, социальные сети и технологии, которые придут им на смену и поднимут возможности шеринговой экономики на высоту, которая и не снилась создателям первых публичных библиотек) и смена поколений.

Обмен товарами, обмен услугами с помощью платформ растет быстро, рассказывал на Московском урбанистическом форуме основатель программы MetroLab в Массачусетском технологическом институте (MIT) и директор городских программ CIPPEC Габриэль Ланфранчи. Несколько лет назад на него приходилось всего 5% экономики, к 2025 г., по словам экономиста, будет более 30%.

Элис Чарльз, руководитель проекта «Города» Всемирного экономического форума в Женеве:

«Цель шеринговой экономики не в извлечении выгоды девелоперами. Эта экономика позволяет людям делиться/владеть совместно товарами и услугами, что очевидно разумнее и эффективнее. Я бы не думала об этом как о выгоде для подрядчиков. Это польза для людей»

«Представители поколения миллениалов (людей, родившихся в 1980–2000 гг.) предпочитают не владеть, а пользоваться, а сэкономленные время и средства тратить на впечатления и опыт. Уже сейчас люди сдают многое в аренду: дрели, пилы, велосипеды, лыжи, снегоходы. В ближайшем будущем они будут готовы делиться квартирами и автомобилями на время отдыха», – говорит руководитель отдела исследований компании JLL в России и СНГ Олеся Дзюба. Руководитель практики стратегического консультирования в секторе недвижимости PwC в России Анна Данченок считает, что недвижимость подпадает под влияние sharing economy из-за несоответствия спроса и предложения. Высокий спрос на фоне ограниченной платежеспособности и большой объем лишней недвижимости спровоцировали создание таких сервисов, как Airbnb, Sharemystorage или We Are Pop Up. Тут на помощь пришли уже упомянутые технические возможности. Жилье, офисы, гостиницы в наибольшей степени подверглись трансформации под натиском новых участников рынка. Так появились, с одной стороны, сервисы, объединяющие множество собственников и потенциальных клиентов-арендаторов (Zillow, Airbnb), с другой – специализированные объекты, позволяющие совместно их использовать. Например, коворкинги и коливинги (OpenDoor Co-Living, The Collective), приводит примеры Данченок. Интернет-площадки Trulia и Zillow, которые изначально специализировались на продаже домов, теперь помогают, например, и найти арендатора для ненужной комнаты.

Офис для всех

Для офисной недвижимости шеринговая модель – будущее, уверен директор отдела управления проектами строительства и внутренней отделки помещений CBRE Павел Якимчук. Эксперт выделяет так называемые serviced offices (помещения с отделкой, полностью оснащенные рабочей и переговорной мебелью, офисной техникой, кухонным оборудованием – готовые к использованию, которые сдаются на любой срок и могут адаптироваться под любого пользователя), managed offices (помещения, которые готовят и оборудуют под конкретного арендатора), co-working spaces (здесь компания вместо договора аренды заключает соглашение об использовании офисного пространства на определенных условиях, своего рода «членство в клубе», которое не предполагает владения офисом, а предоставляет возможность пользования помещением с расположенным в нем оборудованием) и по «отдельным столам» (аналогичный сервис, где оговариваются условия, на основании которых в пользование заказчику предоставляется определенное число столов – чаще всего в b2с-сегменте), incubators & accelerators (помещения, предназначенные для стартапов, которые различаются по специализации).

По данным аналитиков PwC, доля коворкингов выросла с 1 до 15% от объема рынка офисного предложения в мире за последние 10 лет: этот сегмент также представлен как онлайн-платформами (примеры за рубежом – LiquidSpace, PivotDesk, Flexioffices, Spacious), так и объектами в управлении сетей (WeWork, Regus). И если изначально, по словам Якимчука, коворкингами пользовались частные предприниматели и небольшие стартапы, то сейчас в Европе и США значительную долю спроса (в основном на managed offices) формируют крупные корпорации.

Еще в 2010 г. журнал Time назвал «совместное потребление» одной из 10 идей, которые изменят мир. Сейчас экономика, основанная на обмене товарами и услугами на базе интернет-платформ, растет быстро. Для поколения миллениалов арендовать удобнее, выгоднее и правильнее, чем владеть

По подсчетам Дениса Колокольникова, председателя совета директоров RRG, в коворкингах на одного резидента приходится примерно в 3–4 раза меньше пространства, чем на сотрудника традиционного офиса: «За счет этого сохраняется приемлемая стоимость рабочего места для арендатора и обеспечивается доходность оператора». Операторам выгодно оптом арендовать офисные площади и сдавать их в розницу. Конечно, нужно время на то, чтобы раскрутить и загрузить площадку полностью, нужно вложиться в оборудование и т. д., оставить часть площадей под места общего пользования – в итоге доходность на 1 кв. м получается не 30–35%, а значительно меньше, подсчитывает Колокольников (см. таблицу).

Эксперт считает, что это «непростой бизнес, он чувствителен к арендной ставке, концепции, качеству управления», поскольку значительную часть дохода операторы получают от оказания дополнительных услуг (аренда переговорных, оборудования, услуги секретарей и т. п.). И, например, если отвести на одно рабочее место не 6 кв. м, а пять, доходность той же площадки вырастает на 20%.

«Если нужно иметь на полгода три рабочих места, мне проще их найти в коворкинге, чем искать помещение 18 кв. м в аренду на шесть месяцев», – встает на сторону пользователя Колокольников.

Любовь к формату «студенческого общежития» обычно проходит с ростом компаний. Гендиректор S.A. Ricci Project Management Руслан Кубрава приводит пример: одно архитектурное бюро и поставщики мебели довольно долгое время совместно арендовали помещение в БЦ «Союз» и делили между собой общественные пространства, которые в том числе использовали для проведения совместных мероприятий. Но когда одна из компаний выросла, она переехала в собственный офис.

Ярмарки как бизнес-модель

В сегмент торговой недвижимости шеринговая модель проникла позднее – как ответ на стремительно пустеющие площади в ТЦ, говорит Данченок. Например, платформы по краткосрочной аренде торговых площадок Appear Here и We Are Pop Up собирали предложения об аренде свободных помещений и подыскивали операторов временных магазинов.

«Совместное использование торговых помещений существует в ритейле давно, – уточняет старший аналитик отдела исследований рынка CBRE Константин Будагян. – Классический пример – ярмарки и сезонные рынки.

Аренда торговых мест возможна и на продолжительный срок, арендаторы совместно оплачивают уборку общих территорий и услуги охраны».

Данченок в качестве примера приводит сезонные ярмарки или «временные» универмаги на пустующих площадях: Trend Island в «Авиапарке», «Калина-маркет» (российский бренд, который объединяет множество молодых дизайнеров и малоизвестные бренды на одной площадке, работает в разных торговых центрах Москвы), «Йармарка» (мультибрендовый магазин российских дизайнеров, работает в сети «Мега»), мультибрендовый pop-up магазин Underline и др. Pop-up магазины – временные торговые точки, которые появляются за одну ночь, функционируют некоторое время, легко демонтируются и освобождают пространство другим операторам.

В 2019 г. в Москве откроются коворкинги сети WeWork – в деловом квартале «Красная Роза» (девелопер KR Properties), в галерее «Якиманка 26» («Афорра девелопмент»). На «Красной Розе» в БЦ «Савин» WeWork займет 4300 кв. м, на Якиманке – 3200 кв. м. Всего у компании более 287 коворкингов в 77 городах мира. 50% компаний – резидентов сети смогли реализовать совместные проекты на базе WeWork

Принцип совместного использования недвижимости активно применяют онлайн-торговцы: крупные складские комплексы и распределительные центры арендуют по частям ритейлеры, дистрибуторы, логистические операторы, предприятия e-commerce. В том числе и крупные компании, имеющие собственные склады, – для снижения издержек.

Бонусы новых общежитий

Идея совместного проживания на минимальном по площади частном пространстве при наличии обширного общественного, где большая часть жизни и протекает, в послереволюционной России была частично осуществлена и затем на долгие годы забыта. Принципиальный тезис постсоветских людей: мой дом, моя крепость. По разным оценкам, в собственности граждан находится до 80% жилья. Но миллениалы начали входить в пору экономической активности, и тренды стали меняться. Как объясняет партнер и руководитель департамента исследований и аналитики по Восточной Европе Cushman & Wakefield Денис Соколов, финансовая ситуация миллениалов не слишком стабильна, они хотят ездить на дорогих машинах и жить в престижном районе – но не могут себе позволить приобрести все это. Совместная экономика дает им возможность не покупать, но пользоваться.

Согласно исследованию Bank of the West, данные которого приводит руководитель направления девелопмента Becar Asset Management Екатерина Тейдер, 46% миллениалов уже сейчас арендуют жилье, собственное жилье имеет 42%, с друзьями живет примерно 1%, с семьей – около 11%. «Мы ожидаем, что доля арендуемого жилья в сегменте, формируемом миллениалами, возрастет», – считает эксперт. Девелоперы отреагировали созданием коливингов, своего рода общежитий для людей с общими интересами.

«При совместном проживании соседи получают больше места за меньшие деньги, – говорит гендиректор бюро AI-architects Иван Колманюк. – Да, личное пространство сводится до комфортного минимума, 15–17 кв. м, обязательно – индивидуальный санузел, но можно обходиться без кухни и заказывать доставку еды или питаться в городе. Полноценная оборудованная общая кухня, гостиная, лаунж, прачечная и проч. находятся в общем пользовании, и расходы за них делятся на всех арендаторов. Возникающие вопросы решает управляющая компания». Аренда обходится дешевле съема однокомнатной квартиры, добавляет архитектор. «Например, между Садовым и Третьим транспортным кольцом в Москве самая дешевая однокомнатная квартира с «бабушкиной» мебелью без ремонта, но рядом с метро будет стоить минимум 40 000 руб. в месяц. Аренда современной укомплектованной квартиры той же площади (40 кв. м) обойдется в 50 000–60 000 руб. Кроме того, при классической аренде жилья часто приходится иметь дело с агентскими комиссиями. На короткий срок такое жилье арендовать вообще невыгодно, – рассуждает Колманюк. – Жилье в одном из известных шерингов (Colivium, все адреса внутри Кольцевой линии метро) включает современный ремонт с мебелью, отдельную комнату с санузлом площадью около 15 кв. м, полностью оснащенную общую кухню, постирочную, небольшой спортзал и рабочую зону. В месяц проживание стоит 49 000 руб., лист ожидания – на несколько месяцев вперед. Для жителей доступен проектор, подписка на Netflix и другие спутниковые каналы, на кухне всегда есть чай, кофе, специи, в стоимость включены коммунальные услуги, работа консьержа, проводится еженедельная уборка». Есть и более экономные варианты дальше от центра, говорит архитектор.

Коворкинг-сети WeLive, Roam, Common и др. делают качественные проекты с обширной инфраструктурой, говорит о международных примерах руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE Татьяна Белова. Такие проекты предполагают «тусовку», постоянное общение, обмен идеями и опытом, подразумевается, что целевая аудитория – люди творческих профессий, молодые бизнесмены, фрилансеры. «Под «коливинг» можно приспособить и апарт-отели, и офисные пространства, и гостиницы», – считает Белова. Цена аренды плюс-минус совпадает со стоимостью аренды квартиры в схожем сегменте, в качестве бонуса – facilities and community, оценивает она.

Соколов скептичен: при всех плюсах для России эта модель поведения сопряжена с потенциальной социальной проблемой. «Государство постепенно снимает с себя социальные обязательства. Это означает, что гражданам самим надо беспокоиться о том, где они будут жить и на какие деньги в тот момент, когда пенсионный возраст еще не наступит, а востребованность на рынке труда упадет. С учетом темпов роста экономики России, отстающих от среднемировых, с большой степенью вероятности, доходы многих сегодняшних пользователей шеринга расти не будут. Возможно, шеринг приведет к росту мобильности, когда людям станет проще переезжать в более дорогой город, получив предложение о работе, или уезжать в город с низкой стоимостью жизни при потере работы», – рассуждает эксперт.

«Чтобы понять перспективы шеринга в недвижимости, достаточно взглянуть на данные о составе экономики разных стран и мировых столиц. В западных экономиках огромную долю занимают малый и средний бизнес, их подрядчики и партнеры, в том числе самозанятые. В России экономика состоит из крупных государственных предприятий и предприятий с госучастием. Для них данный формат неинтересен, для их подрядчиков – тоже. И основной объем денег вращается в этой сфере. Пока не произойдет сдвиг в составе экономики в сторону малого и среднего бизнеса, ситуация со спросом на форматы совместного использования принципиально не изменится», – добавляет управляющий партнер УК Zenith PM Илья Андреев.

Какой сценарий будет реализован в России и какую позицию займут выходящие на экономическую сцену центениалы, которые в своих представлениях о жизни пока сильно отличаются от предыдущих поколений, пока не понятно. И если перспективность шеринг-модели в коммерческой недвижимости кажется незыблемой, то шеринг-жилье вполне может разделить судьбу коммун начала века, превратившись из нового образа жизни в некомфортное жилье.

В последний год экономика совместного потребления меняется, дополняется новыми функциями и возможностями. Сервисы полируются, становятся все более и более совершенными и все ближе к потребителю.

Небольшая ремарка. В мировой практике часто разделяют понятия sharing economy и on-demand economy. Первое – это услуги с целью снижения затратной стоимости (sharing economy), второе – максмально недорогие услуги по доставке, где любой может являться как потребителем, так и исполнителем (on-demand economy). Однако ряд принципов для них одинаков, поэтому в данном материале мы будем усложнять все разницей терминов и объединим оба понятия в одно – «экономика совместного потребления».

Итак, мы с вами рассмотрим ряд трендов, которые формируются сейчас и закладывают основу на 2016-2017 годы.

1. Активное внедрение новых технологий в существующие

Глава Uber недавно заявил об испытании автомобилей с автопилотом. С одной стороны, прекрасный тренд – сделать это вслед за Tesla. Но, с другой стороны, если речь пойдет о повсеметном внедрении такой технологии в жизнь, через какое-то время это может лишить работы всех тех, кто сейчас называет себя убер-драйверами. То есть исчезнет фундамент Uber – где каждый может стать водителем.

Довольно странный тренд… Но, возможно, он приведет к такой ситуации. Допустим, вы покупаете некое устройство от Uber, инсталлируете его в свой автомобиль и отпускаете машину на вольные хлеба – она сама катается, а вы получаете деньги. Мечта!

Уже сегодня масса стартапов выпускают прототипы в сфере , которые, без сомнения, также войдут в обиход водителей.

Airbnb на некоторых объектах, которые пренадлежат самой компании, последние пару лет тестирует элементы . Они позволяют владельцу не находиться на месте при приеме гостя (это уже распространено), а также и полностью руководят домом по желанию гостя.

Разнообразные платформы давно упрощают связь клиента и заказчика. Это и , и -сайты, и многое другое. Но сегодня начинают создаваться платформы в совершенно неожиданных направлениях – таких как автоматизированный поиск и подбор персонала для бизнеса. Да, даже профессиолналов, которые, по идее, не должны отбираться автоматизированно. Но эту проблему сейчас пытается решить платформа People.ai.



В США рынок аренды недвижимости очень четко контролируется – благодаря наличию у каждого гражданина номера социального страхования и кредитной истории. Именно эти два параметра позволяют владельцам недвижимости отбирать себе жильцов, проверяя их финансовую чистоту. Это гарантия того, что жильцы смогут платить, а если не будут – факт мгновенно отразится в их кредитной истории. Этим людям потом будет намного сложнее не только снимать жилье, но и приобретать разные вещи и услуги.

Другая сторона этой схемы заключается в том, что она усложняет процесс найма жилья: нужна обязательная личная встреча, проверка данных, тратятся нервы и время для обеих сторон. Эту проблему призван решить проект Rentberry, который предлагает всем сторонам-участникам процесса предоставлять свои данные (номер социального страхования и кредитная история) компании и проводить все операции по проверке и отбору жильцов онлайн.

Резюмируя первый тренд, можно сказать об открытии новой ниши для проектов. Развивающаяся инфраструктура экономики совместного потребления – это огромнейший рынок для технологий, призванных упрощать процессы и помогать людям.

2. Переход от благотворительности к бизнесу, или любое начинание должно зарабатывать

Начиная со старта, наши «единороги», Airbnb и Uber , а вслед за ними и другие платформы, твердили – что вот, они пришли, спасители людей. Мол, ради людей, их, дорогих, все и делается. Благотворительность в чистом виде.

И если для гигантов это не было правдой (хотя расходы Uber и все еще больше, чем доходы), то многие платформы в области экономики совместного потребления действительно не зарабатывают денег. Или совсем – или зарабатывают крайне мало, делая минимальный агентский процент в страхе отпугнуть клиентов. А страх этот очень обоснованный – конкуренты легко демпингуют цены, если это поможет привлечь клиентов.

Проще говоря, большинство игроков экономики совместного потребления действуют в таком ключе: главное это привлечь новых пользователей, а как их монетизировать – придумаем потом.

Вот только они упускают такой важный момент, как человеческий фактор. А именно – если они изначально приучивают потребителя к тому, что их услуга бесплатна, заставить их впоследствии платить проценты будет сложно. Лучше сразу предлагать платные услуги.

Именно поэтому новым трендом является переход платформ, новых и старых, на оплачиваемые модели, стараясь либо вежливо, либо агрессивно навязывать потребителю оплату услуги.

3. Новичкам не всегда везет

Последние пару лет во всех отраслях стартап-компаний бытует мнение о том, что в наше время сложно получить инвестиции просто под идею, как это бывало раньше. Все, конечно, правда. И это абсолютно справедливо для компаний, начинающих работать в сфере . Особенно для них.

Новичку достаточно лишь добиться первых результатов, чтобы доказать всем, что он крут – и ему повезет. Но повезет только лишь в том случае, если он покажет профит (тут смотрите пункт 2).

Если вы не зарабатываете или у вас нет американской аудитории – забудьте об инвестициях, вам доступен лишь FFF-канал добычи денег (friends, family, fools).

4. Общественный транспорт рулит

Как говорилось выше, и Lyft станут внедрять технологические новшества, но мы не должны забывать про общественный транспорт! А ведь он – основа передвижения во всех городах.

Это нас оборачивает к таким людям, как , который, кроме и , придумал . Сейчас над реализацией проекта трудятся сразу две калифорнийские компании – Hyperloop One и Hyperloop Transportation . Обе хотят сделать вакуумный «поезд», который будет довозить пассажиров из Сан-Франциско в Лос-Анжелес за 30 минут (вместо шести часов!). И это только начало. Похожий транспорт будут развивать много где и многие другие компании. Я бы сказал, что очень верю в европейские компании, которые, как по мне, добьются лучших результатов и в более сжатые сроки.

Автобус, под которым спокойно проезжают автомобили – еще один очаровательный концепт, который имеет право на жизнь. И практически ничего не мешает ему стать реальностью.



По всей видимости, именно подобные разработки станут технологическим трендом в 2017 году. И да, они абсолютно справедливо могут относиться к sharing economy.

5. , дроны, дроны

Везде они, везде дроны. Доставка всего и везде, исследования территорий, слежка, поиск заблудившихся людей, перевозка…

Вы ведь видели концепт дрона, который способен перевозить человека? Пассажир садится внутрь, нажимает на точку прибытия, двери закрываются, и дрон с человеком внутри – летит! Если расстояние дальше, чем 16 километров – то не летит.



Давайте вместе понаблюдаем, во что это все выльется.

6. Краудворкинг

Потрясающее явление, начавшееся с GitHub и распространившееся на многие другие платформы. Тут можно выкладывать исходники, вместе создавать блоки кодов… В ближайшем будущем такие платформы разовьются до такой степени, что на них будут создавать готовые завершенные опенсорсные решения, которые можно будет брать и просто интегрировать в работу. Да, это убьет много рабочих мест, но тренд очень интересный.

В этих платформах будет еще один огромный плюс: из них будут выходить законченные программные решения и этому нельзя не радоваться.

7. Коррупция? Что это?

Если правильно внедрять все подобные разработки, из нашего речеоборота уйдет слово «Коррупция». Заметьте, как работает те самые наши единороги-монстры. Они фактически убили коррупцию в своих секторах!

Процесс перехода средства от клиента к исполнителю происходит без живых посредников, только взымается процент за транзакцию. Вот это и есть будущее. Развиваясь именно в этом направлении, углубляя прозрачность сервисов, различные платформы сделают революцию в экономике.

Что и как можно совместно использовать

Попытаться сдать в аренду можно любую вещь, однако не на каждое предложение найдется спрос. Наибольшим спросом на шеринг-сервисах, по словам Александра Першикова, пользуются дорогие вещи, которые требуются лишь эпизодически. Сооснователь шеринг-сервиса Rentmania Людмила Булавкина уточняет, что среди лидеров спроса — детские товары (кроватки, автокресла, крупные игрушки), спортивные тренажеры (беговые дорожки, эллипсы), игровые приставки и модные гаджеты, инструмент (плиткорезы, дрели, газонокосилки, бетономешалки, мойки). Есть и сезонные предложения. Летом популярны товары для активного туризма и отдыха, зимой — горнолыжное снаряжение и костюмы.

Выгода, по словам Булавкиной, наиболее ощутима для товаров, первоначальная стоимость составляет которых около 100 тыс. руб. Это хорошо видно на «имиджевых предложениях». Например, как только в России стартовали продажи последнего iPhone (цена 70-90 тыс. руб.), на шеринг-сервисах появились предложения о его аренде по 5-6 тыс. руб. в день. Соответственно, цену гаджета можно компенсировать за две недели аренды. Другой пример — квадрокоптер. Модели, цена которых начинается от 150 тыс. руб., на шеринг-сайте можно арендовать за 5 тыс. руб. в день, а предложение на две недели стоит 30 тыс. руб. Следовательно, дрон окупится за один-три месяца сдачи в аренду.

Как пользоваться шеринг-сервисами

Все шеринг-сервисы действуют по одному принципу. Участники сделки сначала регистрируются на сайте, вносят сведения о себе и «прикрепляют» банковскую карту. В шеринге, как правило, практикуется безналичный расчет. Необходимая сумма снимается со счета арендатора, но на счет арендодателя переводится не сразу, а только после получения на руки обещанной вещи. Если сделка предполагает залог (это устанавливает владелец товара), то необходимую сумму заморозят на карте арендатора до завершения срока сделки.

За регистрацию на сайте и размещение объявления сайты с пользователей платы не берут, предусмотрена только комиссия от суммы совершенной сделки, в среднем это 20%. То есть если вещь сдается в аренду за 1 тыс. руб. в месяц, то на руки арендодатель будет получать 800 руб. в месяц.

Чтобы взять вещь в аренду, пользователь должен найти подходящее объявление на сайте и связаться с владельцем. Если они найдут общий язык и всех устроят условия (цена, срок аренды, параметры доставки), то участники сделки подтверждают свое согласие​ (между сторонами заключается онлайн-договор). Когда аренда завершена, пользователи оставляют друг о друге отзывы и ставят оценки товару и предоставленной услуге.

Нюансы шеринга

Чтобы ваше объявление о сдаче вещи в аренду работало, специалисты и пользователи на форумах советуют сначала выяснить, на что есть спрос. Для этого можно зайти на страницу сервиса в социальной сети, где иногда публикуют список пожеланий от арендаторов.

Как на любом рынке, на спрос влияет рациональная цена предложения. Для ее определения Людмила Булавкина советует исходить из правила: оптимальная цена краткосрочной аренды составляет 10% от стоимости покупки аналогичной новой вещи. «Стоимость аренды мы также рекомендуем понемногу снижать по мере износа вещей, например после каждых пяти аренд. Тогда более адекватная цена увеличивает спрос со стороны арендаторов», — добавляет она.

На сколько снижать цену аренды по мере износа, зависит от категории товара и срока его службы. Например, цену аренды одежды советуют снижать на 10% после каждой носки. Если на более живучем товаре, например технике, появляются видимые повреждения и его состояние из категории «отличное» переходит в состояние «удовлетворительное», тогда рационально снизить цену примерно на 25%.

Для «ленивых» арендодателей некоторые сервисы предлагают услугу доверительного управления. Это выгодно, например, если человек уезжает на длительное время (полгода-год) в другую страну и хочет хоть что-то заработать на вещах, которыми не пользуется. Он устанавливает цену на них, размещает объявление, и арендатор связывается уже с представителями сайта и забирает товар со склада. Правда, за это владельцу придется заплатить сервису повышенную комиссию — примерно 50% от стоимости сделки.

В итоге, с учетом всех комиссий, средний доход активного пользователя, который размещает сразу несколько объявлений о сдаче вещей в прокат, составляет в месяц около 12 тыс. руб.

Кому шеринг выгоден

Модель шеринга позволяет потребителю сократить расходы за счет аренды объекта, а не его приобретения, говорит основатель p2p-сервиса шеринга транспортных средств UseMyCar Кирилл Добринский.

Предположим, приехав после зимы, владелец дачи решает вымыть обитый пластиком дом с помощью мини-мойки. Ее стоимость в магазине составляет в среднем 15-16 тыс. руб, арендовать же ее можно за 1 тыс. руб. в день. Если прибор нужен человеку раз в год на одни выходные, аренда будет явно выгоднее. Чем дороже товар, тем заметнее выгода, напоминает Людмила Булавкина. Другой пример: человек сам делает ремонт, собирается класть плитку в ванной, и ему нужен плиткорезный станок, который стоит в среднем 55 тыс. руб. Его аренда обойдется в 800-1000 руб. в день.

Чтобы гарантированно получить желаемый товар, Людмила Булавкина советует рассылать сразу несколько запросов, так как кто-то из владельцев может не увидеть уведомления от сайта, а кто-то может сдать свой товар в аренду или пользоваться им сам.

Еще один совет связан с выбором периода эксплуатации. На стартовой странице объявления может быть указана цена, например за неделю, но если развернуть объявление, то некоторые пользователи указывают цену за другие отрезки времени. Здесь действует правило «оптом дешевле», то есть если человек заинтересован в долгосрочной аренде, для него владелец сделает скидку. Например, за неделю аренды детского манежа попросит 900 руб., а за месяц — 1900 руб.

Шеринг-сервисы могут пригодиться и путешественникам. Приехав на отдых в другую страну с ребенком, можно не везти с собой габаритную коляску или велосипед, а взять в аренду на месте. Конечно, подходит этот вариант лишь тем, кто знает языки. Например, для шеринга можно воспользоваться европейским сервисом Zilok.com, американским Neighborrow.com, британским libraryofthings.co.uk. Есть также специализированные сервисы для конкретных товаров, например сайт аренды велосипедов Spinlister.com.

Еще один момент, когда шеринг может пригодиться, — «тест-драйв» перед покупкой какой-то дорогой вещи. Скажем, вам надо выбрать дорогой пылесос или фототехнику.

Доверие баз гарантии

Вопрос доверия участники рынка считают ключевым для развития шеринг-индустрии. «В шеринге на первый план выходит не товар или услуга, а человек. Часто sharing economy также называют экономикой доверия», — говорит руководитель комьюнити-сервиса по поиску попутчиков BeepCar Ася Репрева.

Основанная на доверии экономика, по словам декана философско-социологического факультета Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Виктора Вахштайна, имеет ключевой недостаток: никто не гарантирует друг другу качества услуги или товара.

С p2p-сделками не действует закон о защите прав потребителей, так как он распространяется только на те отношения, в которых второй стороной является юрлицо или индивидуальный предприниматель, объясняет управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. Получить компенсацию через суд в этом случае очень сложно: придется доказывать факт сделки, ущерба, запрашивать показания посредника, представители которого могут не явиться.

Кто в ответе?

И все же определенные механизмы для страховки рисков есть.

Понимая, что защитить свои интересы в суде участники сделки, скорее всего, не смогут, шеринг-сервисы стараются сводить только проверенных пользователей, уменьшая риск мошенничества. «Они идентифицируют пользователей с помощью проверки номера телефона, профиля в социальных сетях, электронной почты, ID-сheck (дистанционная проверка документов), привязки банковской карты», — говорит руководитель BlaBlaCar в России и на Украине Алексей Лазоренко. Также они используют системы рейтингов и отзывов, когда после завершения сделки ее участники оставляют друг о друге комментарии, доступные всем пользователям сайта.

Впрочем, это страхует лишь от рисков прямого мошенничества вроде кражи арендованной вещи. Сложнее обезопасить участников шеринга от проблем, связанных с порчей вещей. «При возникновении претензий многое зависит от сервиса и того, насколько у него разработаны механизмы ответственности. Обычно используются разные обеспечительные меры, например заморозка на карте определенной суммы, внесение возвращаемого депозита», — говорит Старинский.

Если вина арендатора в порче имущества очевидна (порван материал на корпусе детской коляски или отломана педаль у велосипеда), то ему просто не вернут залог. Но бывают ситуации, когда товар — особенно если речь идет об электронике — выходит из строя сам. Например, взятый в аренду дрон теряет связь с базой управления и улетает или падает и разбивается. В этих случаях подключается центр поддержки шеринг-сервиса, чтобы оценить ущерб сторон.

Владельцы сервисов говорят, что пока для них важнее сохранить базу пользователей, поэтому в спорных ситуациях они компенсируют затраты участникам сделки за счет собственного страхового фонда. «Каждая наша сделка страхуется на сумму до 30 тыс. руб. за счет стабилизационного фонда, сформированного из собственных средств сервиса. Конечный ущерб владельцу оценивается по завершении сделки с участием наших специалистов», — говорит Людмила Булавкина.​

Представители одного из шеринг-сервисов уточнили, что пока страховые компании не соглашаются страховать риски владельцев, так как механизм их оценки еще не выработан из-за невысокого уровня развития рынка.