Что изучает география культуры презентация. Что изучает география презентация к уроку (6 класс) на тему

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что изучает география?

География География - наука о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности «ге» - Земля «графо» - пишу Эратосфен Землеописание

Эратосфен ЭРАТОСФЕН Киренский (ок. 276-194 до н. э.), древнегреческий ученый. Родился в Кирене (Северная Африка). Образование получил в Александрии и в Афинах. Служил воспитателем наследного принца при дворе Птолемея III Эвергета, около 225 г. до н. э. начал заведовать Александрийской библиотекой. Заложил основы математической географии, впервые измерил дугу меридиана. С большой точностью определил наклон эклиптики, составил каталог 675 неподвижных звезд. Заложил основы научной хронологии, предложил вводить лишний день в календарь каждые 4 года. Труды по математике (теория чисел), астрономии, филологии, философии, музыке. Сохранились лишь отрывки.

География Физическая география Экономическая география Изучает природу Земной поверхности Изучает население и его хозяйственную деятельность

Физическая география геология климатология гидрология метеорология биогеография картография

Экономическая география

Для чего необходимо изучать географию? Чтобы научиться познавать окружающий мир и отвечать на вопросы: Что происходит? 2.Почему это происходит? 3. К каким последствиям это приведёт? 4 . Что предпринять для сохранения природы?

Что изучает география

Цели и задачи урока:

  • Определить время, место возникновения географии как науки.
  • Дать толкование термину «география»
  • Изучить отрасли и предмет их изучения.
  • Сравнить задачи географии в прошлом и настоящем


Прочти 1 абзац с.4 и устно ответь на вопросы:

  • Как переводится слово «география»?
  • Почему эта наука получила такое название?
  • Как происходило изучение Земли?
  • Сформулируй определение:

География-это….


Запиши определение:

География- наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.


  • Термин «география» ввел….
  • География как наука появилась в ….

  • Термин «география» ввел Эратосфен в III веке до н.э.
  • География как наука появилась в Древней Греции.

Изучи 2-5 абзацы с.4 и заполни в тетради схему

Отрасли географии


Проверь схему:

Отрасли географии

Физическая

Экономическая

географическую оболочку

население и хозяйство


  • Почему в настоящее время усилилось влияние человека на природу?
  • Какие задачи стоят перед человечеством?
  • Что значит «прогнозировать изменения в природе»?
  • Какую роль играет география сейчас?

Прочти текст и найди ошибки:

География, в переводе с латинского- «описание Земли». Название науке дал Эратосфен, живший в III веке н.э. в Древней Греции. География изучает природу и население. Делится на физическую и биологическую. Современная география занимается открытием и описанием новых земель.


Стихи о географии

Здравствуй, география!

Ты мне так нужна:

Как человеку воздух,

А рыбам всем вода.

Ведь если б не было тебя,

То ничего б не знала я.

Я б не знала острова,

Сельву, страны, города,

Реки, горы и моря

И тебя, моя страна!!

Cлайд 1

Cлайд 2

Справка Этнос (энцикл. словарь) - исторически сложившийся вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин этнос (этническая общность) близок к понятию народ (в этнографическом смысле). Иногда им обозначают несколько народов (этнолингвистические группы), а также обособленные части внутри народа (этнографические группы). Этнос (по Л.Н. Гумилеву) - коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности - подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей. Каждый такой этнос должен был приспособиться к условиям ландшафта, где он жил. Связи этносов с окружающей природой и порождают пространственные взаимоотношения этносов между собой.

Cлайд 3

Л. Н. Гумилев считал, что носителями культуры являются этносы - устойчивые сложившиеся коллективы людей, противопоставляющие себя всем прочим аналогичным коллективам (эллины - варварам; китайцы - людям Срединного царства; арабы - нечестивым, православные - нехристям, причем к последним относились и католики). Все эти коллективы различаются по языку, иногда - по системе идеологии, по происхождению, и главное - по исторической судьбе.

Cлайд 4

Каждый этнос имеет свои неповторимые, стереотипы и нормы поведения, которые негласно существуют во всех областях жизни и быта.

Cлайд 5

Соприкасаясь с другой нормой поведения в другом этносе, люди удивляются «чудачествам» другого народа. Например, такой деликатес корейской кухни, как мясо собак, приводит в изумление другие народы. Арабские женщины Арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам, а крестоносцы - многоженство.

Cлайд 6

Из нескольких этносов, возникших в определенном регионе и взаимосвязанных экономически, политически и идеологически, формируются суперэтносы (мусульманский, латиноамериканский и др.).

Cлайд 7

Становление новых этносов приурочено к регионам стыка двух и более различных ландшафтов, т. е. географическая среда является благоприятным условием для этногенеза, но не является его причиной. Так, основные процессы этногенеза в Евразии возникали при сочетании горного и степного ландшафтов (на востоке), лесного и лугового (на западе - поляны в Волго-Окском междуречье), степного и оазисного (на юге - Крым, Средняя Азия), лесотундра и тундра (на севере). Народы же, населяющие однотипные ландшафты, например степи (саки, печенеги, кыпчаки), и в этническом, и в социальном плане стабильны. На Ближнем Востоке (в Леванте) при сочетании гор, моря, пустынь и речных долин новые этнические комбинации возникали достаточно часто. Крым

Cлайд 8

В истории известно два случая, когда море являлось составной частью места развития этносов: это культуры на берегах Ледовитого океана (эскимосы) и в Полинезии. Монотонный однородный ландшафтный ареал стабилизирует обитающие на нем этносы, разнородный - стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований.

Cлайд 9

Теория этногенеза Л.Н. Гумилева Этногенез - основное понятие теории Л. Н. Гумилева - процесс становления этноса от момента его возникновения до исчезновения (средняя продолжительность жизни 1200-1500 лет). Основной принцип этногенеза - угасание импульса в следствии энтропии (т.е. утрата пассионарности системы из-за сопротивления окружающей среды - этнической и природной). Л.Н. Гумилев (1912-1992)

Cлайд 10

Фазы этногенеза 1. фаза пассионарного подъема этноса; 2. акматическая фаза; 3. фаза надлома; 4. инерционная фаза; 5. фаза обскурации; 6. мемориальная.

Cлайд 11

Cлайд 12

1. Фаза подъема Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития. Первая фаза - фаза пассионарного (от лат. рassio - страдание) подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Пассионарность - это способность людей к своего рода перенапряжению, когда пассионарный импульс превышает инстинкт самосохранения. Спаянные пассионарной энергией этнические целостности, расширяясь, подчиняют территориально близкие народы. Группа этносов в одном регионе создает суперэтнос. Так, византийский суперэтнос, возникший в 1 в. н. э., состоял из греков, египтян, сирийцев, грузин, армян, славян и просуществовал до XV в. Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза. Фаза пассионарного подъема длится примерно 300 лет.

Cлайд 13

Cлайд 14

2. Акматическая фаза Акматическая фаза (длится приблизительно 300 лет) - фаза, в которой люди в наибольшей степени стремятся «быть самими собой», т. е. не подчиняться общим установлениям, считаться лишь с собственной природой. Именно в этом периоде складывается комплексное своеобразие этноса, заканчивается его экспансия и создаются условия для формирования суперэтнических культурных образований. Этот период заканчивается соперничеством, гражданскими войнами, ход этногенеза временно тормозится. Этнос переходит в фазу надлома.

Cлайд 15

3. Фаза надлома Фаза надлома продолжается 150- 200 лет. Этот период сопровождается расцветом культуры. Затем этнос начинает жить по инерции, благодаря приобретенным ценностям. Наступает инерционная фаза.

Cлайд 16

4. Инерционная фаза В период инерционной фазы идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ. Постепенно пассионарность снижается, наступает фаза обскурации.

Cлайд 17

5. Фаза обскурации Фаза обскурации - фаза этногенеза, снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт. Люди с пониженной пассионарностью стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей. Процессы распада становятся необратимыми: господствуют люди вялые, эгоистичные, с потребительской психологией. Наступает последняя фаза этногенеза - мемориальная. Cлайд 19 Новый цикл развития может быть вызван очередным пассионарным толчком, при этом возникает новая пассионарная популяция, она создает новый этнос, давая начало очередному витку этногенеза, благодаря которому человечество не исчезнет с лица Земли.

Cлайд 20

Зоны пассионарных толчков - это узкие полосы шириной около 300 км при широтном простирании и несколько больше - при меридиональном, приблизительно на половину окружности Земли. Возникают толчки этногенеза достаточно редко, два или три раза за тысячу лет, и почти никогда не проходят по одному и тому же месту. Один и тот же толчок может создать несколько очагов повышенной пассионарности (и как следствие - несколько суперэтносов), если его зона перекрывает разнообразные физико-географические регионы. Так, толчок VI в. н. э. «задел» Аравию, долину Инда, Южный Тибет, Северный Китай и Среднюю Японию. Во всех этих странах возникли этносы ровесники, каждый из которых имел свой стереотип поведения и культуру. Их соседи - Византия, Иран, Великая степь - были старше. В XI в. появились чжурчжэни и монголы, в XIII в. - литовцы, великороссы, турки османы, эфиопы. Зоны пассионарных толчков

Cлайд 21

Слайд 2

Введение

Цель работы: познакомить с наукой, изучающей Землю, - географией; сформировать представление о глобусе и географической карте; закрепить умение работать с картой и глобусом; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Слайд 3

Сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география и что она изучает.

Слайд 4

Глава 1

Что же такое география? Это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «гео» - Земля и «графо» - пишу. Хотелось бы добавить, что «гео» - это сокращение от «Гея» - так звали греческую богиню Земли. А как толкует слово «география» С.И. Ожегов? География - комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.

Слайд 5

1.1.

Кто такие географы? Географ - специалист по географии. Что изучает география? Что же нам может объяснить современная география? География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность. География объясняет, почему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть. Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? Это глобус и географическая карта.

Слайд 6

Глава 2

Какую форму имеет глобус? Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого. Какую он имеет окраску? Почему? На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий - вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый - лед. Почему глобус называют «мяч в сетке»? Глобус покрыт линиями, будто сеткой.

Слайд 7

Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? При вращении на месте остаются полюса: северный и южный. Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это маленькие колечки. Как называют «главный пояс Земли»? «Главный пояс земли» - экватор». Что вы скажете о вертикальных линиях? Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах.

Слайд 8

Глава 3

Каждая линия на глобусе имеет, свое название. Вы уже сказали, что «главный пояс Земли» - это экватор, его еще называют «самая длинная параллель».

Слайд 9

Как же называют остальные горизонтальные линии? Как они расположены друг относительно друга? Линии расположены параллельно. Как их можно назвать? Параллели. Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Четыре океана на земном шаре: Тихий, Атлантический,Индийский и Северный Ледовитый. Что вы можете сказать о материках? Материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.

Слайд 10

Глава 4

Глобус не всегда был таким, как сейчас.Создателем первого глобуса был Немецкий географ Мартин Бехайм. Это было в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко». Чем глобус Бехаймаотличается от современного глобуса? На нём не было Северной и Южной Америк, они не были открыты. По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и больше географических объектов. Представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? Нет, глобусом в путешествии пользоваться неудобно.

Слайд 11

Глава 5

В пути нужен другой помощник. Это географическая карта. Некоторыми видами географических карт мы уже пользовались: Физическая карта России, Политическая карта мира, Экологическая карта. Географическая карта - это изображение Земли на бумаге. Географическая карта - это условное изображение поверхности Земли на плоскости.

Слайд 12

5.1.

Сравним глобус и карту полушарий. Что между ними общего? На карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте, и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс. Глобус - это целый шар, а на карте две половинки. Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий». «Половинки» - это полушария. Западное полушарие и Восточное полушарие. Обратите внимание на масштаб. Он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

Слайд 13

Глава 6

Экономическая география изучает территориальную организацию человеческого общества.

Слайд 14

Исходя из уровня социально-экономического развития, страны мира сегодня принято подразделять на два типа: экономически развитые страны и развивающиеся страны.

Слайд 15

Заключение

Только география дает наиболее полные знания о природе, населении и хозяйстве того или иного региона нашей страны и мира в целом, она помогает прогнозировать и моделировать, те изменения природы, которые вызываются хозяйственной деятельностью людей. Без учета особенностей природы и населения нельзя определить политику развития региона. География обеспечивает контроль над состоянием природы, участвует в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу, дает прогнозы изменения и развития отдельных территорий.

Слайд 16

Домашнее задание:

Посмотреть все слайды

1. Иногда под цивилизацией понимают ступень общественного развития, следующую за варварством. Вы согласны с таким определением?

Согласен, цивилизация – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства.

2. Многие цивилизации, достигшие расцвета в прошлые эпохи, не дожили до нашего времени. Назовите некоторые из них и определите их роль в развитии мировой культуры.

Цивилизация древних греков, является родоначальником современной западной цивилизации. Именно античная традиция обеспечила взлет Гуманизма и Реформации, становление современного института науки.

3. К XV веку наблюдался примерно одинаковый уровень цивилизаций Китая, Индии и Западной Европы, но в дальнейшем западноевропейский мир стал доминировать в политике, экономике, науке и технике. Назовите факторы, способствовавшие этому.

В качестве одного из факторов, позволивших выдвинуться вперед странам Западной Европы, можно назвать влияние христианства, когда власть политическая была легитимизована свыше от Бога. Взлету европейской цивилизации также способствовала эпоха великих географических открытий. Европейцы стали монополистами на море, что позволило им найти торговые пути в Индию и наладить эффективную торговлю с аборигенами. Эпоха колониализма только закрепила лидерство Европы над Азией. Приток рабов, ограбление индейских цивилизаций в Америке способствовали экономическому процветанию стран Европы.

4. Объясните смысл понятия «традиционная цивилизация».

Тип общества, в котором преобладают патриархальные формы быта, культ предков, враждебное отношение ко всему новому, интеграция с другими типами культур происходит очень медленно и избирательно, темп модернизации, обновления социальных институтов, очень низкий.

5.Что понимается под осевыми линиями распространения цивилизации?

Под осевыми линиями понимаются переломные этапы развития общества, когда происходит ломка старой модели отношений и общество переходит на новый качественный уровень развития.

6. Известно ли вам какие объекты России внесены в список культурного и природного наследия человечества, утверждённый ЮНЕСКО?

1 - Исторический центр Санкт-Петербурга, пригороды и фортификационные сооружения 2 – Архитектурный ансамбль Кижского погоста 3 – Московский Кремль и Красная площадь 4 - Исторический центр Великого Новгорода и памятники окрестнос 5 - Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» 6 - Белокаменные памятники Владимира и Суздаля и церковь Бориса и Глеба в Кидекше 7 - Церковь Вознесения в Коломенском 8 - Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры 9-Девственные леса Коми 10 - Озеро Байкал 11 - Вулканы Камчатки 12-Горный хребет Сихотэ-Алинь 13 - Алтайские горы 14 - Бассейн Убсу-Нура 15 - Западный Кавказ 16 - Историческо-архитектурный комплекс «Казанский кремль» 17 - Ансамбль Ферапонтова монастыря 18 - Куршская коса 19 - Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента 20 - Остров Врангеля 21 - Ансамбль Новодевичьего монастыря 22 - Исторический центр города Ярославль 23 - Геодезическая дуга Струве

7.Какие выводы можно сделать, анализируя таблицу «Доля основных цивилизаций в населении мира»?

Число представителей ассоциирующих себя с западноевропейской цивилизацией падает, тогда как исламская и негро-африканская цивилизация стремительно прогрессирует.

8. Анализируя взаимодействие разных культур, как бы вы прокомментировали высказывание русского философа В.С. Соловьева: «Сравнивают народ с растением, забывают, что растение... должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чуждых воздействий, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей...»?

Взаимодействие культур неизбежно и ему не надо сопротивляться. Культура, как и растение, должна принимать некоторые изменения, которые неизбежны с течением времени.

9.Выдающийся русский философ и географ Л.И.Мечников писал, что все великие цивилизации были плодом различных этнических элементов, которые смешивались между собой. Обоснуйте или опровергните этот тезис.

Это действительно так. В качестве примера можно привести российский этнос, который сформировался из множества различных народов, среди которых можно назвать татаро-монгол и финно-угров, растворившихся в русской народности.

10. К числу цивилизационных критериев относят самоидентификацию человека. А кем ощущаете себя вы? Кем ощущают себя ваши близкие?

Русским, гражданином Российской Федерации.