Человек приземлился без парашюта. Что делать, если ты выпал из самолета без парашюта? Люк Эикнс лежит в сети, и его мозг всеми способами пытается понять, что только что произошло

Воскресным утром все мировые СМИ прогремели новостью о том, что американский скайдайвер Люк Айкинс совершил уникальный прыжок, на который раньше не решался ни один человек в мире. Люк выпрыгнул из самолёта, летящего на высоте 7620 метров, не взяв с собой парашют. А после почти двухминутного свободного падения . Фактически Люк стал первым в мире человеком, который выпрыгивал из самолёта, зная, что не будет использовать парашют. Слабоумие и отвага? Нет. Лишь смелость и точный расчёт! Разбираемся в деталях прыжка, который, возможно, перестанет казаться вам диким и безрассудным.

Кто такой Люк Айкинс?

Люк – один из опытнейших в мире скайдайверов, потомственный поклонник парашютного спорта. Его родители совершили тысячи прыжков с парашютом и увлекались бейсджампингом, и юный Люк перед страстью к свободному полёту также не устоял. В одних источниках сообщается, что он начал прыгать с парашютом с 12 лет, в других с 16, но опыт Айкинса всё равно остаётся колоссальным – 18 тысяч прыжков за 42 года жизни. Если бы Люк прыгал всего-то по разу в день начиная с 12 лет, то уложился бы только к 61 году. Выходит, что спортсмен примерно столько же раз в своей жизни покидал самолёт на большой высоте, сколько чистил зубы. Кстати, примерно в 30 случаях во время прыжка возникали проблемы и приходилось использовать запасной парашют.

Как возникла идея прыжка без парашюта?

Точнее – приземления без него, поскольку многие смельчаки отправлялись в свободное падение, не имея за плечами ничего, кроме собственного опыта, но в итоге они либо надевали парашют в полёте, либо сцеплялись с теми, кто приземлялся традиционным способом.

В одних источниках сообщается, что Айкинс начал прыгать с парашютом с 12 лет, в других с 16, но его опыт всё равно остаётся колоссальным – 18 тысяч прыжков за 42 года жизни.

Приземляться без парашюта же не пробовал никто, и эта мысль даже не приходила в голову самому Айкинсу. Безумную идею Люку предложил приятель, но будущий герой поначалу отреагировал резко: «Спасибо, конечно, но у меня есть жена и сын, и я ещё жить хочу». Однако спустя две недели Айкинс проснулся посреди ночи и решил попробовать, несмотря на всю странность и абсурдность затеи. Как же отреагировала жена? Весьма спокойно. Она ведь и сама совершила две тысячи прыжков.

Этот человек сумасшедший или просто идиот?

Наверное, каждый человек, делающий что-то подобное, может считаться сумасшедшим. Но идиотом Айкинса точно считать нельзя – в его прыжке всё было продумано и просчитано до мелочей. «Мне помогли наука и математика», – рассказал рекордсмен уже после успешного завершения трюка. Для установки рекорда был выбран погожий, почти безветренный день, была рассчитана скорость и высота полёта (не самое красивое число 7620 метров – это на самом деле круглые 25 тысяч футов), помощники сопровождали Люка до критический низкой высоты и в случае возникновения опасности были готовы зацепить падающего спортсмена и приземлиться с ним в тандеме. Подготовка к этому дню заняла несколько недель, и вероятность неудачи была практически исключена.

Как можно приземлиться без парашюта?

«Если вы выпали из самолёта без парашюта – ищите что-то мягкое», – отшучивался Люк от журналистов после успешного завершения прыжка. В случае с ним «мягким» оказалась специальная сеть, площадью около двух тысяч квадратных метров, натянутая на четырёх специально установленных кранах. Айкинсу таким образом нужно было попасть как можно ближе к центру квадрата, по площади равного примерно половине футбольного поля. На земле это, конечно, очень большая площадь, но с семикилометровой высоты она кажется лишь точкой. Поэтому Люк взял себе в помощники технику. В его шлеме был установлен GPS-передатчик, а на земле сверяли показатели траектории полёта спортсмена с расчётными величинами. Если происходило отклонение, прожекторы, установленные вокруг площадки приземления, загорались красным, и Айкинс понимал, что ему нужно подкорректировать свой полёт, чтобы приземлиться точно в центр сетки.

Что могло пойти не так?

В теории – всё, что угодно. Но на практике ошибки были почти исключены. Основные опасения вызывали три момента. Первый – Айкинс мог просто потерять сознание от быстрого перепада давления, однако это было маловероятно, учитывая тренированность организма атлета, совершившего тысячи прыжков. Второй – сеть многократно тестировалась, но никто не пробовал сбрасывать на неё человека с семи километров. Кроме того, малейшее повреждение могло привести к разрыву и гибели Айкинса. И третье – падение даже на мягкую сеть на скорости около 200 км/ч было довольно болезненным. Люк надел специальный защитный костюм, но для полной безопасности в последний момент ему нужно было перевернуться на спину, чтобы не повредить внутренние органы. Видно, что в полёте спортсмен несколько раз пробует сделать этот переворот, ведь падение на живот могло увенчаться тяжёлыми травмами, но Люк успел развернуться.

Таким образом, в трюке, который на первый взгляд выглядит абсолютно сумасшедшим, всё было продумано и просчитано. Опытный атлет, помощь партнёров и техники, математические расчёты, в которых не могло быть ошибки. Всё это сложилось в первое в истории человечества приземление без парашюта. Станет ли это явление массовым или всё ограничится разовыми прыжками – узнаем в ближайшее время. Но человечество по-прежнему продолжает расширять границы возможного.


Сегодня американский скайдайвер Люк Айкинс выпрыгнул из самолета с высоты 7,6 километра. Парашют он с собой не захватил. Но через пару минут его друзья и родственники плакали от радости и обнимали Люка, а не проливали слезы над лепешкой из его тела. Переживи этот невероятный прыжок со спортсменом еще раз.

А теперь расскажем, что стояло за этим сумасшедшим трюком.

Люк Айкинс родился в семье бейсджамперов и скайдайверов, поэтому прыгать с парашютом начал уже в подростковом возрасте. К сегодняшним 42 годам он совершил около 18 000 прыжков (в 30 случаях приходилось открывать запасной парашют), подготовил несколько всемирно известных скайдайверов, готовил трюки для «Железного человека - 3» и выступал консультантом .

Когда Люку в первый раз предложили исполнить этот трюк, он отказался. Экстремала пугала перспектива оставить жену и сына без главы семейства. Однако недели две спустя он проснулся посреди ночи и твердо решил совершить прыжок.

Люк Айкенс до прыжка: «Это просчитанный риск, мы все много раз перепроверили, за мной стоит наука. Со мной наука и математика. Мы покажем, что реально возможно».

Прыжок готовили около двух лет несколько десятков человек, в том числе инженеры, техники и сотни манекенов, сброшенных с неба.

Айкинс прыгал из одномоторного самолета. Благодаря его небольшой горизонтальной скорости можно было максимально точно определить точку, в которой спортсмену необходимо было покинуть борт.

В первой фазе полета Айкинса сопровождали трое парашютистов, которые снимали прыжок, несли с собой запас кислорода и, вероятно, спасали бы экстремала, если бы его снесло с траектории. На съемке можно видеть, как Айкинс отдал одному из них кислородную маску на высоте 4,5 километра.

Размеры сетки для приземления - 30 х 30 метров. Она была подвешена на высоте 20 этажей. Под ней и вокруг были только земля и песок. Техники использовали крепежи, которые ослабили натяжение сети в момент касания ее спортсменом.

Чтобы Айкинс видел точку приземления во время полета, по бокам сетки установили 4 узконаправленные лампы. Когда Люк находился на правильной траектории, он видел белый свет от них. Если он видел красный свет - значит, траектория неправильная, ее нужно срочно скорректировать.

Скайдайверу за секунду до приземления обязательно нужно было перевернуться на спину. Если бы он приземлился на живот, то почти гарантированно получил бы тяжелые травмы. Если бы перевернулся раньше времени, то потерял бы из вида сеть и с большой вероятностью промахнулся. Именно этот предпосадочный переворот Айкинс репетировал несколько раз во время полета.

Люк Айкинс после приземления: «Я как будто левитировал, как святой или монах. Это невероятно, чудесно. Я не могу всего передать словами. Спасибо ребятам, которые помогали мне. Это восхитительно!

Несколько историй про настоящих счастливчиков, которые оказались в шаге от смерти, но всё-таки выжили в практически безвыходной ситуации во время падения с экстремальной высоты.

1. Каскадёр, прыгнувший с высоты 7600 метров без парашюта и благополучно приземлившийся на растянутую сетку

Совсем недавно, в июле, экстремал и скайдайвер Люк Айкинс (Luke Aikins) успешно спрыгнул с самолёта без парашюта - по собственной воле. (Он является одним из двух человек в этом списке, чей прыжок без парашюта не был несчастным случаем.)

Смельчак спрыгнул с высоты, которая почти вдвое больше высоты обычного прыжка (7600 метров - обычно парашютисты, совершающие затяжной прыжок, прыгают с высоты около 4000 метров) и приземлился на растянутую сетку размером почти 1/3 футбольного поля. Чтобы увидеть, как это делает со стальными нервами (и другими частями тела), посмотрите это видео:

2. Парашютист, снявший несчастный случай, который произошёл с ним во время прыжка


В 2006 году душераздирающие кадры падения скайдайвера Майкла Холмса (Michael Holmes), который выжил в, казалось бы, совсем безнадёжной ситуации, совершив жёсткую посадку в кустарник ежевики, были сняты видеокамерой на шлеме, которую его инструктор надел ему перед прыжком с самолёта с высоты 4300 метров.

24-летний Холмс не запаниковал, когда запутался в парашюте на высоте около 1,2 километра. Опираясь на свой богатый опыт и тренировки, он, не обращая внимания на своё бесконтрольное вращение - всего за время полёта он сделал 84 оборота - старался раскрыть запасной парашют. У него это получилось, но слишком поздно, чтобы реально помогло в сложившейся ситуации. Единственное, что спасло ему жизнь - приземление в кустарник ежевики.

Он отделался коллапсом лёгкого и переломом лодыжки и позже вернулся к прыжкам со словами: "Это то, что я делаю. Это то, что я люблю".

3. Скайдавер, узнавшая о своей 2-недельной беременности после падения с высоты
Шейна Ричардсон (Shayna Richardson) начала заниматься скайдайвингом, когда ей исполнился 21 год. В 2005 году жительница Джоплина, штат Миссури, совершала свой 10-й прыжок в Сайлом-Спрингс (Siloam Springs), штат Арканзас, с новым фирменным парашютом, когда что-то пошло не так.

Она совершала одиночный прыжок на высоте около 900 метров, когда основной парашют не раскрылся и, по оценкам, она падала на землю со скоростью 80 км/час. Девушка не помнит момента удара о землю, но, по словам инструктора, подбежавшего к ней, она постоянно спрашивала, спит ли она и жива ли ещё.

Ричардсон упала лицом на асфальт. В результате падения она получила множественные переломы черепа и таза, а также сломала правую малоберцовую кость.

Однако наибольшим шоком для всех стало то, что в больнице обнаружилось, что на момент совершения прыжка девушка была на второй неделе беременности. Несмотря на всё, что с ней произошло, будущий ребёнок, которого она носила под сердцем, не пострадал.

4. У парашютиста, прыгнувшего с высоты 4300 метров, не раскрылись основной и запасной парашюты


Брэд Гай (Brad Guy) не собирался прыгать без парашюта, но он это сделал, и ему повезло - он выжил.

Гай прыгал в паре с инструктором. Они совершали прыжок с высоты 4300 метров, когда их парашют порвался, как только его раскрыли. Он спросил: "Мы умрём?" Единственные слова, которые он услышал в ответ от инструктора, опытного парашютиста, за плечами которого 2000 прыжков в тандеме: "Я не знаю".

Запасной парашют открылся, однако запутался в основном, и их закрутило в падении. Мужчины упали на мягкую землю запруды у поля для гольфа. Оба провели несколько недель в больнице.

5. Первый вингсьют-дайвер, которому удалось благополучно приземлиться без помощи парашюта


В 2012 году 42-летний британский каскадёр Гари Коннери (Gary Connery) спрыгнул с вертолёта с высоты 732 метра и стал первым человеком, успешно завершившим полёт в вингсьюте, приземлившись без парашюта.

Во время своего 40-секундного падения Коннери достиг скорости 121 км/час. Почти 100 добровольцев, друзей и членов его семьи соорудили для него 100-метровую взлётно-посадочную полосу из 18500 картонных коробок.

"Это было блаженство, – сказал Коннери о полёте. – Это был особенный день в моей жизни".

6. 80-летняя женщина, выскользнувшая из ремней, выжила во время прыжка с инструктором


В случае с 80-летней Лаверн Эверетт (Laverne Everett) раскрылся, однако она не удержалась в ремнях, поэтому тоже чуть не совершила прыжок без парашюта.

Она готовилась к прыжку в парашютном центре в Лоди, штат Калифорния. И когда настал момент сделать решительный шаг, женщина (по непонятным причинам) передумала прыгать и стала сопротивляться, держась руками за открытую дверь самолёта. Её инструктору пришлось высвободить её руки, и они вместе выпали из самолёта на высоте 4000 метра.

Агентство было оштрафовано на 2200 долларов, якобы, за то, что были недостаточно затянуты ремни безопасности, что "увеличило вероятность того, что студент-парашютист мог выскользнуть из ремней и упасть на землю". Смотрите жуткие моменты прыжка 80-летней пенсионерки на этом видео:

7. Пилот, выживший после падения с высоты 4800 метров, упав в океан


В 1963 году пилот морской авиации Клифф Джудкинс (Cliff Judkins) выпрыгнул из горящего самолёта FB Crusader в океан. Его парашют не раскрылся, и Джадкинс стал падать вниз с высоты 4800 метров, полностью осознавая происходящее во время падения.

Он не потерял сознание и после падения, поплыв, несмотря на свои травмы, к ближайшему спасательному плоту. Он пробыл в воде 3 часа, прежде чем его подобрали. Мужчину с внутренним кровоизлиянием и переломами костей отправили в больницу, и он полностью оправился.

8. Парашютистка-новичок, чьё выживание нельзя назвать иначе, чем божественным вмешательством


Парашютистка-новичок и мать Ларис Батлер (Lareece Butler) устремилась к земле, когда её парашют запутался во время очередного прыжка в Южной Африке. Инструктор Йос Вос (Joos Vos) говорит, что её выживание является не чем иным, как чудом.

Её молодой человек наблюдал за прыжком с земли и видел, как она падала по спирали, а затем буквально врезалась в поле.

26-летняя Ларис Батлер отделалась переломом ноги и малого таза, сотрясением мозга и ушибами. Позже она утверждала, что была вытолкнута из самолёта после того, как сильно испугалась и стала сопротивляться, заметив проблемы с парашютом у других парашютистов. Однако это утверждение было отклонено оператором, парашютным клубом EP.

Советский летчик, совершавший разведывательный полет на территорией противника во время возвращения заметил колонну немецкой бронетехники, двигающую к Москве.
Выяснилось, что на пути вражеских танков нет ни заградотрядов, ни противотанковых средств. Было принято решение выбросить десант перед колонной. На ближайший аэродром привезли свежий полк сибиряков.
Построили, предложили добровольцам прыгнуть с самолета в снег и остановить врага.
Причем предупредили сразу, что прыгать придется без парашютов, с бреющего полета прямо пред колонной. Это был не приказ, а просьба, но шаг вперед сделали все.

Далее приведем строки из романа Юрия Сергеева «Княжий остров»: «Немецкая колонна ходко неслась по заснеженному шоссе.
Вдруг впереди появились низко летящие русские самолеты, они словно собирались приземляться, стлались над сугробами, сбросив до предела скорость, в десяти - двадцати метрах от поверхности снега, и вдруг посыпались гроздьями люди на заснеженное поле рядом с дорогой.
Они кувыркались в снежных вихрях, а следом прыгали все новые и новые бойцы в белых полушубках и казались врагу, охваченному паническим ужасом, что не будет конца этому белому смерчу, этой белой небесной реке русских, падающих в снег рядом с танками за кюветом, встающих живыми и с ходу бросающихся под гусеницы со связками гранат… Они шли, как белые привидения, поливая из автоматов пехоту в машинах, выстрелы противотанковых ружей прожигали броню, горело уже несколько .

Русских не было видно в снегу, они словно вырастали из самой земли: бесстрашные, яростные и святые в своем возмездии, неудержимые никаким оружием. Бой кипел и клокотал на шоссе. Немцы перебили почти всех и уже радовались победе, увидев догнавшую их новую колонну танков и мотопехоты, когда опять волна самолетов выползла из леса и из них хлынул белый водопад свежих бойцов, еще в падении поражая врага…
Немецкие колонны были уничтожены, только несколько броневиков и машин вырвались из этого ада и помчались назад, неся смертный ужас и мистический страх перед бесстрашием, волей и духом русского солдата. После выяснилось, что при падении в снег погибло всего двенадцать процентов десанта.
Остальные приняли неравный бой.

Человека на видео зовут Travis Pastrana , все подробности на сайте.

В общем то это Мировой рекорд Гиннеса по прыжку из самолета без парашюта

Вот что пишут опытные люди:

- Ну, в принципе у народа всякие желания возникают, кто-то хочет прыгнуть бэйс думая, что он безопаснее скайдайва и что всё прекрасно, кто-то начинает чувствовать себя героем и хочет, не имея опыта, ночью попрыгать или прыгнуть с 4000м без инструктора и занятий АФФ, но всё это уже рядовые случаи. Просто когда впервые на всё это дело смотришь с экрана монитора или телевизора, то всё оно очень красиво, восхищает, вдохновляет, но при этом никто не видит обратной стороны медали. Сразу только возникают вопросы что-то типа «Где учат бэйсу, как начать прыгать?» Когда уже начинаешь чуточку вникать во всё происходящие, то с каждым разом понимаешь, на сколь много всё сложнее, чем казалось. Ну, если же у человека есть такое большое желание и стремление, то думаю, не стоит отбивать всё на корню, но и помогать убраться не стоит. Пусть идёт и прыгает стандартно с парашютом из нормально летящего самолёта, начинает заниматься парашютным спортом, а там и осознание придёт. Глядишь, если приоритеты не поменяются за пару лет, в чём жутко сомневаюсь, то придёт к первоначально поставленной цели.

- чтоб попробовать подготовиться и это совершить думаю может понадобиться активно заниматься парашютным спортом 3-4 года (ну если в днях, то примерно 1095-1461день), за которые желательно сделать не меньше 1000 прыжков.

А люди спрашивают:

- в России такие люди были? интересует цена вопроса при условии отсутствия прыжков. время подготовки в днях и примерная цена в рублях. отвечать прошу только по существу

И ответ в ценах 2010 года

- Ну собственно на западе парашютный спорт развит и популяризован гораздо лучше нашего и прыгают там чаще и иногда безрассудней. Когда удивить или удивляться чему-то уже сложно, то ради экшена выполняют трюки и т.д. Подобные фишки выполнялись не многими, но, как правило, это были очень опытные спортсмены (кстати некоторые из них доигрались). Так что речи даже не идет о таком трюке при отсутствии опыта прыжков и не за какие земные деньги. Новичок просто не удержится в свободном падении, его нужно обучать. Опытным для такого трюка можно попробовать назвать человека прыгающего фрифлай как минимум с 1000ю прыгами, хотя даже этого мало. Главное чтоб эти прыжки были результативными. Туда можно ещё добавить тренировки в аэродинамической трубе.

Ну а деньги я назвал вполне приемлемые
600р один прыжок, 1000 прыжков 600т. руб
Не забудем потратить около 40 000р на АФФ
На снаряжение около 200 000р (системка, и прочее барахло)
Желательно прыгать периодически с инструктором – сколько денег зависит от того сколько будет занатий
Хорошенько полетать в трубе, где один час стоит 22 000р

При этом каждые выходные нужно проводить на аэродроме, кароче нужно активно заниматься парашютным спортом. Ну, а если за пару лет что вы будите активно прыгать и желание совершить данный трюк не пропадёт, то и познакомитесь с теми отморозками которые захотят вам помочь.

Говорят, что это называется банзай-парашютизм. Видимо, обычные прыжки с парашютом дают недостаточно острых ощущений японским парашютистам, поэтому они выпрыгивают с летящего самолёта, предварительно выбросив из него парашют. Идея заключается в том, чтобы в полёте поймать свой парашют, надеть его и распустить прежде, чем погибнуть от удара о землю.

Этот «вид спорта» изначально был придуман для того, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Запись об этом можно найти в издании Книги за 2007-ой год. После выхода Книги банзай-парашютизм быстро стал популярным в Японии, где всё, выходящее за границы нормального, пользуется неизменным успехом.

Но не все так просто, вот тут с трудом поймали человека.