Барьеры общения. Презентация по курсу психология общения "коммуникативные барьеры" - презентация Психологические барьеры общения презентация

Барьеры взаимодействия:мотивационный барьер,
этический барьер,
барьер стилей общения,
барьер некомпетентности.

Мотивационный барьер …

…возникает, если у партнеров разные
мотивы вступления в контакт.
Например: один заинтересован в развитии
общего дела, а другого интересует только
немедленная прибыль.

Этический барьер …

…возникает тогда, когда взаимодействию с
партнером мешает его нравственная
позиция, несовместимая с вашей.

Барьер стилей общения …

… зависит от темперамента, характера,
мировоззрения и формируется под
влиянием воспитания, окружения,
профессии.

Барьер некомпетентности …

… возникает в том случае, когда
некомпетентность партнера вызывает
чувство досады, ощущение потерянного
времени.

Барьеры восприятия и понимания:

эстетический барьер,
разное социальное положение,
барьер отрицательных эмоций,
барьер состояние здоровья,
психологическая защита,
барьер установки,
барьер двойника.

Эстетический барьер …

… возникает в том случае, когда партнер
неопрятно, неряшливо одет или обстановка
в его кабинете, вид рабочего стола не
располагают к беседе.

Разное социальное положение партнеров …

… может препятствовать общению, если
один из них привык испытывать трепет
перед начальством.

Барьер отрицательных эмоций …

… возникает в общении с расстроенным
человеком.

Состояние здоровья человека …

… людям не составляет большого труда по
внешним признакам догадаться о том, что
происходит с человеком, выбрать
соответствующий тон, слова или сократить
время общения, чтобы не утомлять
собеседника, которому нездоровится.

Психологическая защита …

… вызвана желанием собеседника
защититься от вас.

Барьер установки …

… возникает, когда деловой партнер
обладает негативной установкой по
отношению к вам или к фирме,
представителем которой вы являетесь.

Барьер двойника …

… заключается в том, что мы невольно
судим о каждом человеке по себе, ждем от
делового партнера такого поступка, какой
совершили бы на его месте.

Коммуникативные барьеры:

семантический барьер,
неумение выражать свои мысли,
плохая техника речи,
неумение слушать,
барьер модальностей,
барьер характера.

Семантический барьер …

любое слово имеет обычно не одно, а
несколько значений;
«смысловые» поля у разных людей разные;
зачастую используются жаргонные слова,
тайные языки, часто употребляемые в
какой-либо группе образы, примеры

Неумение выражать свои мысли (логический барьер) ...

... возникает, если человек, с нашей точки
зрения, говорит или делает что-то в
противоречии с правилами логики; тогда
мы не только отказываемся его понимать,
но и эмоционально воспринимаем его слова
отрицательно.

Плохая техника речи (фонетический барьер)

когда говорят на иностранном языке;
используют большое число иностранных
слов или специальную терминологию;
когда говорят быстро, невнятно и с
акцентом.
Например: невыразительная речь, речьскороговорка, звуки-паразиты, дефекты
речи

Неумение слушать …

… проявляется в том, что партнер
перебивает, начинает говорить о своем или
уходит в собственные мысли и вовсе не
реагирует на ваши слова.

Барьер модальностей …

… возникает тогда, когда человек не
задумывается о приоритетном канале
восприятия информации.

Барьер характера …

… люди с ярко выраженными
особенностями темперамента могут быть
неудобными собеседниками.
Невежливость – это тот барьер, который
мешает и правильно воспринимать
партнера, и понимать, что он говорит, и
взаимодействовать с ним.

В процессе делового общения различают следующие «барьеры»:

«авторитет»;
«избегание»;
«непонимание».

Барьер «авторитет»

Разделив всех людей на авторитетных и
неавторитетных, человек доверяет только
первым и отказывает в доверии другим.

Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов:

Социального положения (статуса)
Искренности
Привлекательного внешнего вида
Доброжелательного отношения
Компетентности

Барьер «избегание»

Человек избегает источников воздействия,
уклоняется от контакта с собеседником.
Установлено, что чаще всего барьер
обусловлен той или иной степенью
невнимания.

Привлечь внимание можно при использовании:

прием «нейтральной фразы»
прием «завлечения»
прием «зрительного контакта»

Барьер «непонимание»

Зачастую источник информации
заслуживает доверия, авторитетен, однако
информация «не доходит».

Наши типичные ошибки:

неправильные ожидания в отношении партнера
нам кажется, что партнер должен
догадываться о том, что мы чувствуем
не улавливаем подтекст разговора
если поведение человека нам неприятно, нам
кажется, что он плохо к нам относится или
даже делает это нам назло
мы стараемся оправдать ожидания собеседника

К какому типу собеседников относитесь вы?

Тип А (видеть): 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23,
27, 31, 32, 39, 40, 42, 45
Тип В (ощущать): 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25,
28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47
Тип С (слышать): 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24,
26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48



ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ: Коммуникативная. Информационная. Когнитивная осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии) Эмотивная (проявления эмоций связи индивида с действительностью). Конативная (управление и коррекция взаимных позиций). Креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними).








2. Б АРЬЕР ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ, ВВЕДЕННОЙ В ВАШ ОПЫТ КЕМ - ЛИБО ИЗ ОКРУЖАЮЩИХ. Выражается в следующем: Кто –то сообщил вам отрицательную информацию о вашем новом знакомом, и у вас складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вы сами мало что знаете, не имея опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, следует избегать! К новым людям надо подходить с позитивной, оптимистической гипотезой.


3. Б АРЬЕР « БОЯЗНИ » КОНТАКТА С ЧЕЛОВЕКОМ. Выражается в следующем: Бывает, что вам неловко вступить в непосредственный контакт с человеком. Что делать в этом случае? Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны. После анализа вступайте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло.


4. Б АРЬЕР « ОЖИДАНИЯ НЕПОНИМАНИЯ » Перед взаимодействием вас волнует вопрос: «А правильно ли поймет меня партнер?». Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее моменты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.


5. Б АРЬЕР « НЕВЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ » Взаимодействию нередко мешает неверный стереотип восприятия определенных жизненных явлений. Скажем: «Я попрошу у него что-нибудь, а он откажет». От таких стереотипов надо уходить. Стремитесь оценивать складывающуюся ситуацию общения в ее контексте – это поможет преодолеть данный барьер.


6. Б АРЬЕР « ВОЗРАСТА » Возникает в самых разнообразных сферах взаимодействия: Между взрослыми и детьми(взрослый не понимает того, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов). Между людьми разных поколений (Люди постарше осуждают поведение молодых, забывая себя в этом возрасте, а кто помоложе, раздражаются, посмеиваются над старшими. Необходимо помнить, что подобный барьер существует, и учитывать его в процессе общения и в семейной жизни, и в служебном взаимодействии.






Д ЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ СЛЕДУЕТ: Проанализировать те стороны своего общения с другими людьми, которые нравятся вам, и выделить те, которые вызывают неудовлетворенность общением с окружающими. В процессе общения стремиться уходить от стереотипов, мешающих успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм).


Д ЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ СЛЕДУЕТ: Стараться не нагнетать неприятные эмоции в отношениях, анализировать процесс их развития и устранять нежелательные элементы, ведущие к формированию барьеров. Помните, что так называемое «выяснение отношений» – не самый удачный путь к улучшению. Стремитесь, чтобы этот анализ был более адекватным реальному положению дел!



Слайд 2

Модель коммуникационного процесса с двумя участниками

Основные элементы:

  • Источник сообщения (коммуникатор) - создатель сообщения, лицо генерирующее идею;
  • Коды - символы или знаки, переводящие сообщение на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются вербальные и невербальные средства коммуникации;
  • Сообщение - информация или закодированная идея, т.е. то, что передает источник получателю;
  • Канал - средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора коммуниканту.
  • Слайд 3

    План лекции

    1. Виды барьеров общения
      1. Психологические барьеры
        1. Барьеры отношения
      2. Барьеры непонимания
      1. Приемы преодоления избегания
      2. Приемы преодоления барьеров непонимания
  • Слайд 4

    Понятие коммуникативных барьеров

  • Слайд 5

    Процесс восприятия информации

  • Слайд 6

    Понятие коммуникационных барьеров

  • Слайд 7

    Виды барьеров общения

  • Слайд 8

    Классификация барьеров общения

  • Слайд 9

    Основные виды коммуникационных барьеров

    • Технические связаны с появлением шумов (имеющих естественное происхождение) или созданием помех (имеющих искусственное происхождение) в коммуникационных каналах
    • Социально-культурные создаются из-за отсутствия единого понимания ситуации общения, вызванной глубинными различиями в ценностных установках, жизненного опыта, присущих представителям той или иной социальной группы
    • Психологические возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними психологических отношений
    • Барьеры непонимания источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем)
  • Слайд 10

    Психологические барьеры

    Барьеры отношения

    • связаны с явлением перцепции (познания, восприятия коммуникантом и реципиентом друг друга)
    • возникновение чувства неприязни, недоверия к коммуниканту распространяется и на передаваемую информацию
    • барьеры отрицательных эмоций, связанные с физическим и эмоциональным состоянием человека (болезненное состояние, состояние страдания или горя, состояние гнева, отвращение или брезгливость, презрение, страх, стыд и вина)

    Барьеры техники и навыков общения

    • проявляются тогда, когда препятствием для общения является стремление одного из участников коммуникативного процесса, манипулируя информацией, достигать своих, иногда корыстных целей
  • Слайд 11

    Барьеры отношения

  • Слайд 12

    Барьеры отрицательных эмоций

  • Слайд 13

    Типы акцентуации характера (Г. Шмишек)

    • Гипертимический - постоянное повышенное настроение, сверхбойкий человек
    • Дистимический - во всем противоположный гипертимическому, вечно серьезный, замкнутый, угрюмый человекпостоянное
    • Циклоидный - циклическая смена настроений: человек ведет себя то как гипертимик, то как дистимик
    • Возбудимый - гневливость, склонность к неадекватно резкой реакции
    • Застревающий - человек с таким характером несклонен забывать ни причиненное ему зло, ни сделанное ему добро
    • Педантичный - занудливость, склонность к чрезмерной аккуратности, формализму, сомнениям
    • Тревожный - боязливость, настороженность, неуверенность
    • Эмотивный - излишняя чувствительность, сердобольность, слезливость
    • Демонстративный - манерность, истероидность, эгоцентричность
    • Экзальтированный - склонность к преувеличенно искреннему выражению чувств
  • Слайд 14

    Манеры субъектов общения,ведущие к трудностям при коммуникации

    • Доминантный субъект общения
      • испытывает потребность обратитьсяк какому-либо человеку, и его не слишком заботит уместность, целесообразность такого обращения
      • не считает для себя обязательным отвечать на вопросы, которые ему поставлены
      • хочет сам оказывать влияние надругих, овладеть инициативой и подавить активность партнера по общению
      • в общении напорист, перебивает партнера, повышает голос, многократно повторяет одно и то же
    • Недоминантный субъект общения
      • человек, постоянно чувствующий себя просителем, боящийся лишний раз взять коммуникативную инициативу, задать вопрос, высказать точку зрения
      • очень чувствителен к внешним признакам силы, интеллекта, эмоциональности партнера
      • уступчив, легко теряется, не перебивая партнера, терпеливо сносит, когда перебивают его
      • нерешителен в раскрытии своих знаний, часто позволяет сбить себя с толку и приходит к выводу о своей неправоте
    • Мобильный субъект общения
      • обладает легкой манерой переключения внимания, быстрой рефлексивной оценкой
    • Ригидный субъект общения
      • требуется основательно изучить партнера, понять его коммуникативные намерения
      • слушает внимательно, говорит неспешно, мысль излагает подробно: фразы строит тщательно, стремясь, чтобы слово точнее передавало смысл
      • не любит, чтобы его перебивали, не терпит поспешности в изложении мысли от других
  • Слайд 15

    Барьеры техники и навыков общения

  • Слайд 16

    Барьеры непонимания

    Фонетические

    Семантические

    • различия в системах значений (тезаурусах)

    Стилистические

    • несоответствие стиля речи коммуниканта и ситуации общения

    Логические

    • возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики
  • Слайд 17

    Пути преодоления барьеров общения

  • Слайд 18

    Способы преодоления избегания

  • Слайд 19

    Сущность приемов привлечения внимания

    • Прием нейтральной фразы. В начале выступления произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но имеющая значение и привлекающая внимание партнеров
    • Прием завлечения. Говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается, например говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять
    • Установление зрительного контакта. Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т.д.
  • Слайд 20

    Сущность приемов поддержания внимания

    • Прием «изоляции». По возможности исключить все посторонние воздействия, максимально изолироваться от них
    • Прием навязывания ритма. Постоянное изменение характеристик голоса и речи
    • Прием акцентировки
      • Прямая - употребление различных служебных фраз, смысл которых и составляет привлечение внимания (таких, например, как "прошу обратить внимание", "важно отметить, что...", "необходимо; подчеркнуть, что..." и т.д.)
      • Косвенная - места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения за счет контраста
  • Слайд 21

    Способы преодоления барьеров непонимания

    Слайд 25

    Приобретенные знания

    • Знание основных видов коммуникативных барьеров
    • Знание приемов преодоления избегания
    • Знание способов преодоления барьеров непонимания
  • Слайд 26

    Вопросы для самопроверки

    • Что такое коммуникативные барьеры? Назовите причины их возникновения в общении.
    • Основные виды коммуникативных барьеров.
    • Охарактеризуйте психологические барьеры.
    • Что представляют собой барьеры отношения?
    • Назовите барьеры отрицательных эмоций.
    • Объясните механизм возникновения барьеров техники и навыков общения.
    • Что представляют собой барьеры избегания и авторитета?
    • Охарактеризуйте барьеры непонимания. С чем связано их возникновение?
    • Охарактеризуйте основные приемы преодоления избегания.
    • Пути преодоления стилистического барьера.
  • Слайд 27

    • Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
    • Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов / А.Я. Кибанов, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2009.
    • Лукаш Е.Ю. Профессиональная этика: Искусство общения с людьми: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 224 с.
  • Слайд 28

    Посмотреть все слайды

    Барьеры общения

    Барьеры общения - это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или способствующие им С психологической точки зрения к таким факторам можно отнести различия в темпераментах, характерах, манерах общения и эмоциональных состояниях общающихся партнеров.

    Психологические барьеры в процессе общения Под психологическими барьерами межличностного общения подразумеваются как осознаваемые, так и неосознаваемые трудности и препятствия, которые возникают между индивидами, вступающими друг с другом в психологический контакт.

    Интеллектуальный барьер вербальный – способность оперировать словами, символами, числами, идеями, логическими доводами; социальный – способность понимать состояния других людей и предвидеть развитие различных социальных ситуаций.

    Мотивационный барьер Возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт, если один заинтересован в предмете разговора, а другой – интересуется другой темой. Поэтому важно с самого начала понимать, что же волнует вашего собеседника, а не только вас. Например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества.

    Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т.п.

    Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не рекомендуется

    Барьер двойника Заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. Но он ведь другой. Его позиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами и установками.

    Эстетический барьер возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, нельзя показывать, что нас что-то коробит.

    Отрицательные эмоции ослабляют способность воспринимать и правильно оценивать даже самые веские и серьезные аргументы в пользу той или иной точки зрения. Положительные эмоции снижается критичность, и это может привести: 1) к согласию с мнением, которое в обычных условиях неприемлемо; 2) поддержке человека, не вполне ее заслуживающего.

    Барьер установки возникает, когда у партнера обладает негативная установка по отношению к своему собеседнику. Если вы столкнулись в барьером установки, лучше не пытаться переубеждать партнера. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности.

    КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ Коммуникативные барьеры возникают, если между собеседниками есть несоответствие словесного запаса.

    Основные виды коммуникативных барьеров: - семантические - логические - фонетические

    Фонетический барьер. Возникают вследствие нечеткого произношения. Барьеры, связанные с интонацией, темпом речи, громким/тихим голосом мы отнесли к психологическим невербальным барьерам, т.к. в их основе не лежит нарушение языковых норм.

    Семантические – возникают, когда партнеры по общению под аналогичными понятиями подразумевают разные вещи. Логические – проявляются, если человек не умеет четко и последовательно выражать свои мысли. Возникают вследствие нарушения в речи логических законов.

    Логические – проявляются, если человек не умеет четко и последовательно выражать свои мысли. Возникают вследствие нарушения в речи логических законов. Если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики, то мы его не только отказываемся понимать, но и эмоционально воспринимаем его отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна - правильная, т.е. наша. Однако, ни для кого не секрет, что есть и женская и детская логика. И каждый человек живет и думает по своей логике.

    Как преодолеть трудности в общении? - Следите за своей внешностью. - Манера общения должна соответствовать ситуации и людям - Старайтесь встать на место партнера по общению и попытайтесь понять его точку зрения. - Не ожидайте от партнеров того, что они не смогут вам дать. - Не пытайтесь сами полностью соответствовать ожиданиям партнера - Следите за своими словами. - Уважайте вашего партнера.

    Коммуникативный барьер - абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально препятствующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивационно-операциональные, индивидуально- психологические, социально-психологические особенности общающихся. Факторы: различие культурно обусловленных норм общения, при взаимодействии представителей разных культур, наций; большая разница в возрасте, когда каждый собеседник является носителем культуры, ценностей, идеалов норм своего поколения; отсутствие обратной связи в контакте; ошибки в понимание смысла; неприятие во внимание подтекста и т.п.


    Избегание НепониманиеОтсутствие авторитета Социокультурные различия Физический уровень Фонетический барьер Надежность Субкультура Психический уровень Семантический барьер Компетентность Социальный слой Стилистический барьер Объективность Национальность Логический барьер Искренность Полномочия






    Отсутствие авторитета Действие авторитета заключается в существенном влиянии на собеседника. Определив, кто является, а кто не является авторитетом, мы начинаем некритически доверять первому и не доверять второму. В результате возникает доверие или недоверие, которые персонифицируются и не зависят от особенностей передаваемой информации, а тесно связаны с личностью говорящего. Если человек не является авторитетом, мы подвергаем его критике. Таким образом, отсутствие авторитета препятствует эффективному общению. Происхождение авторитета зависит от социального положения, статуса; от превосходства по важному в данный момент параметру; от принадлежности человека к реальной авторитетной группе, от возраста






    Возникают при употреблении слов, непонятных по каким-либо причинам (многозначные слова, редкие термины, иноязычные слова и т.д.). Часто семантический уровень непонимания проявляется в тех случаях, когда у человека нет ассоциаций, знаний и того культурного контекста, которые позволяют воспринимать значения некоторых слов и выражений. Семантический барьер возникает, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного. Пример – филолог слышит узкопрофессиональный разговор двух математиков. Вряд ли он поймёт, о чём идёт речь. Такой же барьер возникает между родителями и детьми-подростками, если последние говорят с использованием жаргона. Семантический барьер может возникать между людьми, являющимися носителями различных субкультур внутри господствующей культуры, они определяют стиль жизни и мышления её носителей. Чаще всего выделяют субкультуры молодёжи, представителей различных профессиональных групп, преступников (делинквентные субкультуры), детские субкультуры и так далее. Профессиональные, делинквентные и детские субкультуры наиболее специфичны в любом обществе. Каждая субкультура имеет свой, отличный от других специфический язык, который может иметь огромное значение не только для обмена информацией в своей среде, но и для способа самоопределения и даже выживания, как это происходит, например, в преступной среде.


    Такие барьеры возникают при нарушении стиля (соотношения между формой и содержанием речи). Стилистический барьер определяется разностью стиля подачи информации. Стили определяются обычно функциональной асимметрией головного мозга человека как особым феноменом специфичности левого и правого полушарий по отношении к различным психическим функциям. Доминирование одного из полушарий может определять характерные трудности в восприятии и переработке информации, а несовпадение типов доминантности партнёров и приводит к возникновению стилистического барьера в процессе общения.


    При доминировании логического стиля субъект перерабатывает и излагает информацию последовательно, не пропуская ни одного звена из цепи рассуждений. Чрезмерное пристрастие к деталям и уточнениям не даёт возможности носителю логического стиля оперативно принимать решения, а рациональность, холодность и эмоциональная сухость мешают ему устанавливать контакты с разными лицами. Но в ситуациях, которые заранее известны и не требуют принятия новых решений такие люди вполне успешны. При доминировании экспрессивного стиля субъект проявляет себя как эмоциональный, импульсивный, ориентированный на мнение окружающих, способный к сопереживанию и обладающий хорошей интуицией. Такой человек может очень легко привлечь внимание к своим словам и без труда установить контакт с другим. Однако чрезмерная экзальтированность и некоторая разбросанность мыслей может оттолкнуть от него людей, обладающих другим стилем. Наиболее оптимальным выступает смешанный стиль, в котором присутствует как логическое видение проблемы, так и её экспрессивное восприятие и интерпретация.


    Проявляются при явном нарушении грамматических норм (синтаксических, словообразовательных, морфологических). 5. Логические барьеры Возникают вследствие нарушения в речи логических законов. (Следует отметить, что данные барьеры трудно зафиксировать, т.к. многие неправильные мысли похожи на правильные. И чем больше это сходство, тем труднее заметить ошибку)


    Вышеописанные языковые барьеры возникают из-за следующих ошибок: 1) Сообщение плохо сформулировано и изложено. 2) Сообщение не является полным. 3) Плохо подобраны коды сообщения (неточны, двусмысленны, неизвестны получателю). 4) Переданы ошибочные данные. 5) Форма сообщения не соответствует содержанию