Андрей Платонов – презентации на тему Биография и творчество, скачать бесплатно. Презентация на тему "платонов андрей платонович" Платонов – фронтовой корреспондент

Самая загадочная и сложная фигура русской литературы XX в.

«Без меня народ неполный»

Мелиоратор, дорожник, инженер, заботившийся о переустройстве жизни для людей и выдающийся мастер языка, создатель фантастических и абсолютно реальных картин переустройства мира.

Андрей Платонов

(1899-1951)


Начало пути

Родился на окраине Воронежа в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской. С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза) - нужно было поддерживать семью.

Мотив паровоза прошел через все его творчество, а трудное детство описано в рассказах о детях. Рано проявляет интерес к изобретательству и одновременно к литературе.


Участник гражданской войны. Первая проба пера - юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). В 1918-1921 годах активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте.

Мемориальная доска в Воронеже на здании редакции «Воронежской коммуны».


В 1922-1926 годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции. Он увлечен делом преобразования хозяйства, однако упорно продолжает заниматься литературой. Печатает публицистические статьи, рассказы и стихи в воронежских газетах и журналах и даже в московском журнале «Кузница».

Платонов этих лет - мечтатель-максималист, борец со стихийными силами в природе и жизни, призывающий к скорейшему превращению России «в страну мысли и металла».



Антиутопия – жанр произведения, в котором показывается итог утопического, чрезмерно быстрого и выдуманного переустройства мира.

Самые известные утопии 20 в.

Евгений Замятин - «Мы»

Джордж Оруэлл – «1984»

Рэй Бредбери - « 451 градус по Фаренгейту»

Олдос Хаксли – «О дивный новый мир»


В этот период кристаллизуется поэтика Платонова: устремленность в будущее сменяется поисками глубинных смыслов жизни - «вещества существования»; герои - одинокие изобретатели, странники, раздумчивые чудаки.

«Город Градов» (1928) - сатира на советскую бюрократию, «Сокровенный человек» (1928) о приключениях «размышляющего пролетария» в годы гражданской войны.


Понятие сокровенный человек – важнейшее в мире Платонова. Сокровенный – человек, ощущающий свою связь с миром всем своим существом.

Так рождается понятие вещества жизни в мире Платонова.

Человек, природа и все плоды деяний человеческих рук – цивилизация должны оставаться в гармонии в процессе переустройства мира.

Но эта гармония постоянно нарушается.


Причиной разрушения гармонии становится бездумная деятельность человека.

Прочтите первый абзац «Котлована». За что был уволен Вощев?

Вощев – яркий пример сокровенного человека у Платонова. Он мучается вопросом смысла бытия. Он страдает от несовершенства мира и хочет принять участие в его переустройстве.



Прочтите, что сказали Вощеву в завкоме, когда он пришел с просьбой о восстановлении на работе.

Особый вопрос – язык Платонова. Он неповторим в прозе 20 в. Первое, что бросается в глаза – трудность построения предложения.


Встречаются как будто «лишние» слова и обороты. Например – «тридцатилетие личной жизни». Слово личной здесь явно лишнее. Зачем оно писателю?

Перед нами вариант уже знакомого понятия Сказ. Платонов пишет таким языком, каким хорошо знакомые ему мастеровые, люди с окраин пытались выразить сложную для них мысль. При этом они никогда не учились языку мысли.


Писатель ни в коем случае не смеется над ними. Он сочувствует их тяжелой умственной работе по переворачиванию пластов языка. Отсюда и тяжесть платоновского синтаксиса.

Неправильная” гибкость языка Платонова, прекрасное “косноязычие” его, шероховатость фраз, особые, столь характерные для народной речи “спрямления” - все это своеобразное мышление вслух, когда мысль еще только рождается, возникает, “примеряется” к действительности.


Неправильная” гибкость языка Платонова, прекрасное “косноязычие” его, шероховатость фраз, особые, столь характерные для народной речи “спрямления” - все это своеобразное мышление вслух, когда мысль еще только рождается, возникает, “примеряется” к действительности


Писателя и его героев, как и всех, кто “учился думать при революции", волнуют философские вопросы. Платонов видит мир глазами трудящегося человека, мучительно и напряженно осмысляющего свою жизнь, свое место в ней, свои взаимосвязи с природой (в труде, в творчестве, создании машин, при помощи которых человек покоряет стихийные силы природы).

Биография Платонова Андрея Платоновича () Подготовила Ученица 6 «АО» Кочанова Наталья!


Андрей Платонович Климентов, которого читатель знает под фамилией Платонов, родился 28 (16) августа 1899 года. Однако традиционно его день рождения принято отмечать 1 сентября. Фамилию он сменил в 1920-х годах, образовав ее от имени отца, Платона Фирсовича Климентова, слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской города Воронежа.


С 12 лет Платонов писал стихи. В 1918 начал работать журналистом в воронежских газетах «Известия укрепрайона», «Красная деревня» и др. В 1918 в журнале «Железный путь» начали публиковаться стихотворения Платонова ("Ночь", "Тоска" и др.), вышел его рассказ "Очередной", а также очерки, статьи и рецензии. С этого времени Платонов становится одним из самых заметных литераторов Воронежа, активно выступает в периодике, в том числе под псевдонимами (Елп. Баклажанов, А. Фирсов и др). В 1920 Платонов вступил в РКП (б), но уже через год по собственному желанию вышел из партии.


Детство и отрочество Андрея Платоновича Платонова совпало с Первой мировой войной, юность - с революцией и Гражданской войной, а революция была им воспринята как начало новой мировой эры торжества истины и правды. Платонова интересовала политика и русская религиозная философия, вопросы современной науки, классическая и новейшая эстетика, пролетарская литература, изобретательство и концепция «производственничества», «Философия общего дела» Н. Федорова и работы марксистов, чтение романов Достоевского и прозы В. Розанова.



Учился Андрей сначала в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Работать будущий писатель начал с 15 лет, чтобы поддержать семью. Юноша работал помощником машиниста, литейщиком, электротехником. В 1918 году, вновь пошел учиться - в Воронежский политехникум. Но учебу прервала Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году. Тогда же Платонов начал писать. Первая его книга - сборник очерков "Электрификация", где утверждалась мысль, что "электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как Октябрь 1917 года."


В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М. А. Кашинцевой, которой посвятил повесть "Епифанские шлюзы" (1927). Жена стала прототипом заглавной героини рассказа "Песчаная учительница". После смерти писателя М. А. Платонова много сделала для сохранения его литературного наследия, публикации его произведений.


После печати «Впрок», произведения писателя отказываются публиковать. Лишь во время Великой Отечественной войны повести Платонова снова печатаются. Платонов, как и во время гражданской войны, работает военным корреспондентом, что, вероятно, открыло ему доступ к печати. Однако литературная свобода писателя продлилась недолго. В 1946 году, когда вышел рассказ Платонова «Возвращение», его снова перестают печатать из-за чрезмерной критики, теперь уже навсегда. Вероятно, такие события на протяжении всей биографии Андрея Платонова, привели его к ироническим мыслям по поводу несбыточности революционных идей.



Все было у Андрея Платонова – талант выдающийся, обширная образованность, знание жизни. Платонов писатель, который всегда был убежден в том, что чужой боли и чужого страдания не бывает, поэтому постоянно помнил о судьбах множества людей, старался вызвать в читателях сочувствие и сопереживание к жизни других людей. Одна из причин трагедии современного общества по Платонову это разрыв традиций и потеря памяти поколений. Память объединяет всех живущих людей. Память дает силы и помогает выбрать нужное направление для жизни.


Писатели о А.П.Платонове Один из его героев говорит: «А без меня народ неполный». И никому не приходит в голову не доверять этим словам или сомневаться в этой наивной простоте, которая составляет у Платонова приземленную, как бы сознательно не поднимающуюся над землей мудрость. В.Г.Распуутин, "Литература спасет Россию"


Платонов сумел написать свои тексты вот этим, каким-то дохристианским языком первобытного зарождающегося сознания. И глубина этих постижений равна именно первой рождению, зарождению, тому моменту сознания, когда еще ничего не выражено. Может быть, Платонова надо читать детям, может быть, они поймут это легче и вовремя. А. Битов, «Пятьдесят лет без Платонова»



1 слайд

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ Все было у Андрея Платонова – талант выдающийся, обширная образованность, знание жизни, высокая идейность. Андрей Платонов был писателем трудной судьбы. Лев Славин

2 слайд

3 слайд

Нобелевский лауреат Иосиф Бродский назвал Андрея Платонова (наряду с Прустом, Кафкой, Музилем, Фолкнером и Беккетом) одним из самых замечательных писателей уходящего века. А.И. Солженицын выразил свое восхищение Платоновым гораздо проще, но не менее убедительно: если бы ему пришлось отправиться в дальнее путешествие с одной-единственной книгой, то этой книгой был бы «Котлован». Жизнь его была недолгой и нелегкой, а слава пришла лишь после смерти.

4 слайд

ПЛАТОНОВ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (настоящая фамилия Климентов) (1899-1951) - прозаик, публицист, критик. Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в училище. Еще подростком писал стихи, которые после революции печатались в газетах и журналах. Одновременно выступал как прозаик, критик, публицист. Участник гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт (1924).

5 слайд

В 1921 году опубликованы первые стихи, в этом же году выходит первая публицистическая книга Платонова «Электрификация», в 1922 году - книга стихов «Голубая глубина». В 1927 году переезжает в Москву, где в том же году выходит первый сборник рас сказов «Епифанские шлюзы», принесший ему известность. В 1928 году появились еще две книги Платонова - «Луговые мастера» и «Сокровенный человек». С 1926 года работает над большим романом о революции - «Чевенгур». С 1928 года активно сотрудничает в журналах.

6 слайд

Для Платонова - поэта, публициста, прозаика - характерно сложное, трагически напряженное восприятие человека и природы, человека и других людей. Революция, в понимании писателя, - процесс глубоко народный, органический и творческий, который вносит разум и красоту во взаимоотношения человека с «прекрасным и яростным миром». Писателя и его героев, как и всех, кто «учился думать при революции», волнуют философские вопросы. Платонов видит мир глазами трудящегося человека, мучительно и напряженно осмысляющего свою жизнь, свое место в ней, свои взаимосвязи с природой (в труде, в творчестве, создании машин, при помощи которых человек покоряет стихийные силы природы).

7 слайд

Возникает новая поэтика, в которой реализуется художественное видение писателя: новый герой, чаще всего рабочий, мастеровой, размышляющий о своем ремесле, о смысле жизни; необычайная лексика и стилистика. «Неправильная» гибкость языка Платонова, прекрасное «косноязычие» его, шероховатость фраз, особые, столь характерные для народной речи «спрямления» - все это своеобразное мышление вслух, когда мысль еще только рождается, возникает, «примеряется» к действительности.

8 слайд

В 1926 году Платонов пишет сатирическую повесть «Город Градов», в 1929 - рассказы «Государственный житель» и «Усомнившийся Макар», в 1931 - повесть «Впрок». Критика сочла неуместной и даже вредной сатиру Платонова. Его почти перестали печатать. Но он продолжает работать. Пишет рассказ «Мусорный ветер», повести «Котлован», «Ювенильное море», пробует себя в драматургии («Высокое напряжение», «Пушкин в лицее»). В 1936 году Платонов начинает сотрудничать в журналах «Литературный критик» и «Литературное обозрение» (под псевдонимами Ф.Человеков, А.Фирсов, под своей настоящей фамилией - Климентов). Здесь публикуются его критические статьи, рецензии и два рассказа «Бессмер тие» и «Фро». В 1937 году выходит книга «Река Потудань».

9 слайд

С октября 1942 года и до конца войны Платонов в качестве специального корреспондента газеты «Красная звезда» находится на фронтах Отечественной войны. Его корреспонденции и рассказы публикуются в газетах и журналах, выходят отдельными сборниками. В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжелую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки.

10 слайд

Переустройство жизни является центральной темой повести «Котлован» (1930, опубл. в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР), действие которой происходит во время первой пятилетки. «Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является символом коммунистической утопии, «земного рая». Котлован становится могилой для девочки Насти, символизирующей в повести будущее России. Стройка социализма вызывает ассоциации с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни.

11 слайд

«Котлован» - повесть А. Платонова, посвященная началу строительства нового, небывалого еще Дома светлых и высоких человеческих отношений. Этот Дом - «то единое здание, куда пойдет на поселение весь местный класс пролетариата». А. Платонов останавливается на самом начале строительства - на земляных работах, обеспечивающих успех постройки: чтобы дом был прочен, котлован должен быть надежен.

12 слайд

Герои повести хотят построить не простой, а «общепролетарский дом». Котлован играет в повести роль связующего звена между человеческими судьбами и судьбой Отечества. Котлован предстает перед нами как средство, помогающее раскрыть сущность каждого отдельно взятого строителя. При этом процессе (выкапывание котлована) каждый из принимающих в нем участие думает о смысле жизни, надеется, что он не зря прожил свою жизнь, а отдал ее всю для общего дела -- строительства «общепролетарского дома».

13 слайд

Но, с другой стороны, котлован - это могила, которую каждый, сам того не зная, роет для себя и для каждого. Котлован - это братская могила. Пример тому - смерть Насти и ее последнее пристанище. Можно привести еще имена, для кого котлован стал могилой: Сафронов и Козлов, активист. Образ Насти несет огромную смысловую нагрузку. С ее смертью гибнет Будущее, его юная частица. И это - катастрофа вселенского масштаба, так как многие из строителей, возводя дом, никогда не думали о себе - дом строился «для масс», но не для себя, а со смертью Насти все эти массы вдруг остались без будущего...

14 слайд

Образ котлована скрывает в себе невероятное количество смыслов, поэтому его с полным правом можно назвать символическим. Каждый читатель выделяет в этом образе новые грани, близкие и интересные именно ему. Что же такое котлован? Котлован – это начало строительства будущего, обещание счастья, могила, иллюзия смысла существования, граница жизни и смерти, место, где люди роют, зарывая себя, пустота, ничто, бессмыслица, т. к. кому он нужен, если дом так и не построен, временное пристанище, которое вдруг оказывается постоянным, воронка, втягивающая в себя всё, попытка проникнуть в тайны бытия, способ забыться в работе (не все же время пить),

15 слайд

Имена в повести имеют лишь немногие герои: Настя, Елисей, Никита, Чиклин, молотобоец Михаил. Остальные обходятся без имен. Так смогут ли эти люди, в основном безымянные, завершить строительство котлована и возвести светлый Дом? Хватит ли у них сил не только на внешнее, но и на внутреннее устройство, на «духовную оснастку» будущего?

16 слайд

Смысл названия повести заключается в этих вопросах, где автор размышляет, что все хорошее, доброе, светлое - все, что было достигнуто и накоплено лучшими людьми российского государства, - было брошено в грязный котлован и затоптано в грязь людьми, которые в большинстве своем ничего не смыслят в том, что называется «светлые и высокие человеческие отношения». А. Платонов прозорливо увидел, что право на существование будет лишь у одного главного человека, а если есть лишь один главный человек, то неминуемо обезличиваются все другие. Вот почему почти и нет имен у героев повести. Задуманное как здание для вечного счастливого населения, как здание для человека, оно подмяло человека под себя, превратив его в средство, материал. И «Котлован» сегодня звучит не только как напоминание о прошлом, но и как предупреждение о будущем. Он ставит вопросы, которые ныне обретают для нас особый смысл. Андрей Платонов заставляет помнить о самом главном, исходном, основополагающем.

17 слайд

Особенности художественного языка А.Платонова «Стрнноязычие» Платонова – художественно обоснованный способ изображения утопического мира. «Необъяснимый язык»- результат смещения нормативных лексических и синтаксических отношений. Платонов намеренно строит высказывание по тем же законам, по которым создаются партийные агитки и лозунги. Сам язык есть модель той фантастической реальности, в которой обитают персонажи и которую мы называем художественным миром Платонова.

19 слайд

Исследование образа дороги в повести тоже обещает интересные наблюдения. Герой Платонова – странник, отправляющийся на поиски истины и смысла всеобщего существования. Привычная логика подсказывает, что если произведение начинается дорогой, то сюжетом станет путешествие героя, который посетит различные уголки пространства, встретится с другими героями. Эти встречи что-то изменят в герое. В любом случае, в конце произведения пред нами предстанет уже немного иной человек. Но пространство повести “Котлован” как будто шутит, издевается над героем. Оно открывает перед ним перспективы, но никуда не пускает. Перемещения Вощева равны нулю. Герой кружит вокруг котлована, постоянно к нему возвращаясь, ничего нового не обретая. Герой выходит из точки котлована, в эту же точку и возвращается. Реальный путь Вощева – от механического завода до места строительства общепролетарского дома. Котлован становится жирной точкой его жизненного пути.

20 слайд

В 1933-1935г.г. после поездки в Туркмению Платонов создает повесть «Джан», герой которой, ведомый прометеевской страстью спасти свой вымирающий в пустыне народ, хочет научить людей счастливой жизни в коммуне, но терпит неудачу. Лирический и социально-утопический пласты соединились здесь в единое целое. Яркость фразы и слова, звукопись и ритм делают прозу Платонова 1930-х годов экспрессивно-насыщенной. В 1937г. Платонову удается опубликовать сборник рассказов «Река Потудань», который подвергся жесточайшей критике. Платонов снова оказался в опале, в 1938г. по сфабрикованному делу был арестован единственный пятнадцатилетний сын Платонова.

Cлайд 1

Биография Платонова Андрея Платоновича (1899 - 1951) Настоящая фамилия - Климентов

Cлайд 2

Cлайд 3

Андрей Платонович Климентов, которого читатель знает под фамилией Платонов, родился 28 (16) августа 1899 года. Фамилию он сменил в 1920-х годах, образовав ее от имени отца, Платона Фирсовича Климентова, слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской города Воронежа.

Cлайд 4

Платонов унаследовал от отца любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека – рукодельника. От матери, «дочери часового мастера», глубоко верующей женщины, унаследовал понимание души русского православного люда

Cлайд 5

С 1906 по 1914 г. Андрей училя в церковно-приходской школе, потом в городском училище. Работать будущий писатель начал с 15 лет, чтобы поддержать семью. Юноша работал помощником машиниста, литейщиком, электротехником. В 1918 году, вновь пошел учиться - в Воронежский политехникум. С 12 лет Платонов писал стихи. В 1918 начал работать журналистом в воронежских газетах «Известия укрепрайона» , «Красная деревня» и др. В 1918 в журнале «Железный путь» начали публиковаться стихотворения Платонова ("Ночь", "Тоска" и др.) , вышел его рассказ "Очередной", а также очерки, статьи и рецензии. С этого времени Платонов становится одним из самых заметных литераторов Воронежа, активно выступает в периодике, в том числе под псевдонимами (Елп. Баклажанов, А. Фирсов и др) . В 1920 Платонов вступил в РКП (б) , но уже через год по собственному желанию вышел из партии.

Cлайд 6

Детство и отрочество Андрея Платоновича Платонова совпало с Первой мировой войной, юность - с революцией и Гражданской войной, а революция была им воспринята как начало новой мировой эры торжества истины и правды. Платонова интересовала политика и русская религиозная философия, вопросы современной науки, классическая и новейшая эстетика, пролетарская литература, изобретательство и концепция «производственничества», «Философия общего дела» Н. Федорова и работы марксистов, чтение романов Достоевского и прозы В. Розанова.

Cлайд 7

Cлайд 8

В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М. А. Кашинцевой, которой посвятил повесть "Епифанские шлюзы" (1927). Жена стала прототипом заглавной героини рассказа "Песчаная учительница". После смерти писателя М. А. Платонова много сделала для сохранения его литературного наследия, публикации его произведений.

Cлайд 9

Все было у Андрея Платонова – талант выдающийся, обширная образованность, знание жизни. Платонов - писатель, который всегда был убежден в том, что чужой боли и чужого страдания не бывает, поэтому постоянно помнил о судьбах множества людей, старался вызвать в читателях сочувствие и сопереживание к жизни других людей. Одна из причин трагедии современного общества по Платонову - это разрыв традиций и потеря памяти поколений. Память объединяет всех живущих людей. Память дает силы и помогает выбрать нужное направление для жизни.

Cлайд 1

Cлайд 2

Начало пути Платонов Андрей Платонович (настоящая фамилия Климентов) родился в Ямской Слободе, предместье Воронежа 1 сентября 1899 года.

Cлайд 3

Отец - паровозный машинист, слесарь. Андрей унаследовал от отца любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека-рукодельца, от матери, «дочери часового мастера», глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения.

Cлайд 4

С 1906 года по 1914 год Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать - рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. Подростком начал писать стихи, которые печатались после революции в воронежской прессе.

Cлайд 5

В 1918 году, вновь пошел учиться - в Воронежский политехникум. Но учебу прервала Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году.

Cлайд 6

После окончания Гражданской войны Андрей Платонов поступил в Политехнический институт. После его окончания в 1926 году он работает губернским мелиоратором, заведует работами по электрификации сельского хозяйства, но не расстается и с литературной деятельностью.

Cлайд 7

Книга Андрея Платонова, сборник «Голубая глубина», была составлена из его дореволюционных и послереволюционных стихов. Однако талант писателя в полной мере проявился все-таки в прозе. После его переезда в Москву в 1927 году выходит в свет книга, сборник повестей «Епифанские шлюзы», с которой начинается его карьера как профессионального литератора. В ней были собраны произведения, в разное время выходившие в газетах и журналах.

Cлайд 8

Осенью 1929 года - «года великого перелома» - Платонов много ездит по совхозам и колхозам Средней России как командированный от Наркомата земледелия. К этому времени относится начало работы над повестью «Котлован».

Cлайд 9

Повесть «Котлован» и пьеса «Шарманка», завершенные весной 1930, при жизни писателя опубликованы не были.

Cлайд 10

Из поездок по колхозам Поволжья и Северного Кавказа (командировки от Наркомата земледелия) Платонов привозит беспощадный материал для повести «Ювенильное море (Море юности)». Повести «Ювенильное море», «Хлеб и чтение» завершены были в 1932.

Cлайд 11

Первая после 1929 года книга Платонова - сборник рассказов «Река Потудань» - была опубликована в 1937. В нее вошли такие ставшие классическими произведения, как «Фро», «Июльская гроза», «В прекрасном и яростном мире». Появление этой книги совпало с кульминацией политических процессов 30-х, и Платонов, как идеологически неблагонадежный писатель, попал под прицел литературной критики.

Cлайд 12

В конце 1929 – начале 1930 года Платонов пишет повесть «Котлован». О публикации «Котлована» - вершинного произведения писателя – не могло быть и речи. На писателя обрушился шквал критики.

Cлайд 13

29 апреля 1938 года был по навету арестован и осужден по 58-й, «политической» статье единственный сын Платонова, 15-летний школьник Платон. Он был освобожден из лагеря (благодаря содействию Михаила Александровича Шолохова, друга семьи писателя) лишь в 1941, смертельно больным, и через 2 года умер.

Cлайд 14

С 1938 Платонов сотрудничает с издательством детской литературы; в 1939 здесь выходит книга «Июльская гроза». В 1939-41 статьи и рецензии Платонова регулярно печатаются в журнале «Детская литература». Для Центрального детского театра Платонов пишет пьесы и сценарии («Избушка бабушки», «Добрый Тит», «Неродная дочь» и др.), однако ни одна из пьес не была поставлена при жизни писателя.

Cлайд 15

С октября 1942 и до конца войны Платонов - фронтовой корреспондент газеты «Красная звезда». За это время вышли из печати 4 книги его военной прозы: «Одухотворенные люди» (1942), «Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945). Его очерки и рассказы с неизменной подписью «Действующая Армия» постоянно печатались на страницах «Красной Звезды» и «Красноармейца».

Cлайд 16

Cлайд 17

В 1943 не проходит цензуру книга Платонова «О живых и мертвых», в 1946 - книга «Вся жизнь». Рассказы Платонова снова возвращают ему из редакций журналов с резолюцией «Рассказ не пойдет». Неудачей завершились попытки писателя возобновить творческий контакт с Центральным детским театром, для которого он писал пьесу о Пушкине «Ученик Лицея». Единственной нитью связи Платонова с литературной жизнью остаются детские газеты и журналы.

Cлайд 18

В конце 1946 года был напечатан один из лучших рассказов Платонова – «Возвращение», который существенно повлиял на судьбу писателя. В нем автор на примере «семьи Иванова» (таково первоначальное название рассказа) исследовал те изменения, которые происходили в жизни людей в послевоенное время. Рассказ этот был без всяких оснований признан клеветническим и положил конец прижизненным публикациям писателя.

Cлайд 19

Не имея возможности напечатать оригинальные произведения, писатель в последние годы своей жизни, будучи тяжело больным, работал над переложениями народных сказок. Результатом этой работы явились изданные при поддержке Михаила Александровича Шолохова книги русских сказок «Финист - Ясный Сокол» (1947) и «Волшебное кольцо» (1949), а также «Башкирские народные сказки» (1947).