Терроризм - глобальная проблема современности. Тема: «международный терроризм–глобальная проблема современности Мировой терроризм сообщение

Терроризм сегодня - Это - мощнейшее оружие, инструмент,

используемый не только в борьбе против Власти, но очень часто - и самой Властью для достижения своих целей.

Современный терроризм выступает в форме: международного терроризма (террористические акты, имеющие международный масштаб);

Внутриполитического терроризма (террористические действия, направленные против правительства, каких-либо политических группировок внутри стран, или имеющие цель дестабилизации внутренней обстановки);

уголовного терроризма, преследующего чисто корыстные цели.

Терроризм появляется, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь - кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы - политические,

социальные, национальные, религиозные - для которых становится сомнительной законность существующей власти

Люди в большинстве стран отвыкли от политического насилия и боятся его.

Поэтому сегодня самые ходовые и эффективные методы террора - насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношения к "адресату" террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора как было, а Америке при взрыве зданий торгового центра в сентябре 2001 г. Или теракт в Буденовске. Объект атаки - больница, роддом. Или события, которые произошли в Кизляре, Первомайском, а также взрыв в Москве и т.п.

Задача терроризма - вовлечь большую массу людей, для которых либо цели террора столь высоки, что оправдывают любые средства, либо столь неразборчивы в средствах, что готовы реализовать любую мерзость.

Через "возвышенные мотивы" обычно вовлекают молодежь, которая, в силу умственной и моральной незрелости, легко "клюет" на радикальные национальные, социальные или религиозные идеи. Вовлекают ее чаще всего через тоталитарные (т.е. полностью подавляющие волю людей и подчиняющие их только воле "вождя" "учителя"), религиозные или идеологические секты. Самым известным примером является секта "Аум Синрике"

Главный способ финансирования - криминальная деятельность. Которая включает в себя "обычную" организованную и неорганизованную

преступность, беря под свой контроль ключевые сферы криминального бизнеса.

Сегодня главный источник финансирования терроризма - контроль наркобизнеса, рэкета, проституции, торговли оружием, контрабанды, игорного бизнеса и т.д. Например, основной источник финансирования перуанского движения "Сендеро луминосо", афганского движения Талибан, ливанской "Хезболлах" -наркобизнес, а цейлонских "Тигров освобождения Тамил Ислама" - наркотики и сделки "оружие - драгоценные камни".Такой "экономически оформившийся" терроризм способен уже к серьезной самостоятельной деятельности, и не только в масштабах "своей" страны. Однако сегодня развертывание такой деятельности возможно лишь при наличии структур для "отмывания" денег - в виде контролируемых банков, фирм, производственных предприятий. "

"Отмывание" чаще всего производится в кризисных зонах мира, где ослаблен государственный контроль. По этой причине Россия сейчас входит в число крупнейших "прачечных".

Захват "черной" и "серой" экономик с их многомиллиардными оборотами и армиями организованной преступности превращает лидеров террора в хозяев мощной экономико-политико-военной силы. Эта "сфера террористических услуг" не может оставаться невостребованной, в том числе и "легальными игроками" - государствами. Многие государства используют терроризм в своих целях - пример - американский "ирангейт", где ЦРУ на деньги, вырученные от продажи оружия "врагу" - Ирану, финансировало террор "контрас" в Никарагуа. Оставшиеся после ухода СССР из Афганистана 8-15 тыс. боевиков-террористов сегодня стали одной из опор развития терроризма в Северной Африке, Боснии, Ближнем Востоке, Чечне, Таджикистане и... самих США.

То, что происходило и происходит в Боснии, показывает, в свою очередь, что США планомерно создают исламскую террористическую среду в Европе, чтобы препятствовать чрезмерной самостоятельности последней.

Сотрудничество спецслужб с терроризмом создает качественно новое явление - спецтерроризм. Наиболее известный пример - Колумбия, где только чрезвычайные международные меры сумели вырвать государство из-под практически полного контроля наркомафии.

И турецкие террористы - "серые волки" - как внутри Турции, так и за ее пределами, в том числе в Азербайджане, действуют не только под контролем, но и с активным участием турецких спецслужб.

Терроризм как массовое и политически значимое явление - результат повальной "деидеологизации", когда отдельные группы в обществе легко ставят под сомнение законность и права государства, и тем самооправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей. Тайные операции, к сожалению, стали необходимым и повсеместно используемым инструментом межгосударственной

борьбы. Россия тоже не может отказаться от них в одностороннем порядке. Но безответственно играть этим – крайне опасно, в чем США убедились на примере Афганистана, попытавшись выступить против Бен-Ладена и его движения «Аль-каида».

Главные стратегические условия борьбы с терроризмом с учетом изложенного:

Воссоздание устойчивого блокового мира;

Упреждение; блокирование терроризма на начальной стадии и недопущение его становления и развития структур;

Недопущение идеологического оправдания террора под знаменами "защиты прав нации", "защиты веры" и т.п.; развенчание терроризма всеми силами СМИ;

Передача всего управления антитеррористической деятельностью наиболее надежным спецслужбам при невмешательстве в их работу любых иных органов управления;

Использование договора с террористами только этими спецслужбами и только для прикрытия подготовки акции по

полному уничтожению террористов;

Никаких уступок террористам, ни одного безнаказанного теракта, даже если это стоит крови заложников и случайных людей - потому что практика показывает, что любой успех террористов провоцирует дальнейший рост террора и количества жертв.

Введение

XX век стал временем неслыханного в истории террора - государственного, политического, национального, религиозного. Тоталитарные тираны, политические авантюристы, религиозные фанатики, националисты-сепаратисты, безумные и полубезум-ные “исправители” грешного человечества и просто проходимцы стали виновниками гибели миллионов безвинных жертв. И сейчас мировое сообщество содрогается при сообщениях о все новых террористических актах.

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости.

Появление терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет никакого отношения к конфликту.

В последнее время сильно увеличилось количество террористических актов. По некоторым данным, если в начале 90-х годов вероятность стать жертвой террористического акта оценивалась как 1:10000000, то сейчас эта вероятность увеличилась в 20-30 раз! Очень страшно, что для многих людей, групп и организаций терроризм стал лишь просто способом решения их проблем: политических, национальных, религиозных. К нему сейчас особенно часто прибегают те, которые иным путем не могут достичь успеха в открытом бою, политическом соперничестве реализации своих бредовых идей переустройства мира и всеобщего счастья.

Масштабность и жестокость проявления современного терроризма, необходимость непрерывной борьбы с ним прежде всего правовыми методиками, подтверждает актуальность выбранной темы.

Однако, терроризм - как глобальная проблема требует постоянного внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для исследований с последующим их практическим применением. Мы же, простые люди, можем делать единственное, что в наших силах – защищать себя и близких. Мы должны знать своего врага в лицо, вот почему я взялась за этот реферат.

I. Терроризм - это устрашение

Прежде всего нужно сказать о том, что такое терроризм, в чем его цели, сущность, смысл, что представляет он собой в качестве средства.

Наведение ужаса - вот основная черта терроризма, его специфика, позволяющая отделить его от смежных и очень похожих на него преступлений. Терроризм выступает в качестве способа ослабления противника путем и физического изменения какого-то объекта (объектов) преступления, и психического воздействия на противоборствующую сторону.

Терроризм не в коем случае нельзя сводить только к убийствам руководящих государственных деятелей, равно как и не следует считать терроризмом вооруженные разбойные нападения революционеров с целью завладения материальными ценностями для своей партии. Так, не является этим преступлением действия группы боевиков под руководством Сталина и Камо, которые 13 июня 1907г. в Тифлисе на Ереванской площади осуществили знаменитую экспроприацию. В тот день боевики забросали бомбами конвой, сопровождавший инкассаторскую карету с деньгами Государственного банка, и захватили, по разным оценкам, от 250 до 341 тыс. рублей. При этом “эксе” были убиты и ранены десятки людей. Деньги были доставлены лидерам большевиков за границу. Здесь налицо разбой и убийство, но не терроризм, поскольку, смыслом последнего является устрашение, наведение ужаса для достижения каких-то определенных целей, главным образом психологических и политических.

Возможно, такие действия “эксистов” устрашили власть, но это был лишь побочный эффект. И в современном мире найдется немало общеуголовных группировок, которые, учиняя банальный разбой, будут прикрываться революционными и политическими фразами, не ставя перед собой задачи, которые можно достичь путем устрашения.

Можно сказать, что терроризм-это насилие, содержащее в себе угрозу другого, не менее жестокого насилия, для того, военный и общественный порядок, внушить страх, заставить противника принять желаемое решение, вызвать политические и иные изменения. По-видимому, это устрашение смертью.

1. Определение терроризма в Уголовном Законе.

Для правоприменительной практики единственным является определение терроризма, которое дается в уголовном законе (ст. 205): “…совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо для оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях”. Кроме того, закон дает определение террористического акта (ст.277): “Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности, либо из мести за такую деятельность…”.

Кроме того, Российский уголовный кодекс предусматривает уголовную ответственность за “заведомо ложное сообщение об акте терроризма”, “заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели наступления иных общественно опасных последствий” (ст.207).

Сейчас в публицистике и в средствах массовой информации терроризм часто используется как термин для обозначения экстремистских, хорошо организованных, обученных и законспирированных групп преступников, которые совершают наиболее опасные преступления, как правило, убийства. В практике последних десятилетий такими преступниками часто выступают арабские террористы. Такое расширенное или смещенное понимание терроризма допустимо, но при этом надо помнить, что оно не соответствует уголовному закону России и многих других стран.

Генеральная Ассамблея ООН в разные годы приняла около 10 резолюций о национальном, региональном и международном терроризме, но так и не смогла дать более или менее приемлемого определения этого явления. Сделать это непросто в виду многоаспектности терроризма, но чтобы его понять, необходимо выявить смысл терроризма, т.е. то, ради чего совершаются террористические действия, а не любое преступное насилие.

Объектом террористических посягательств выступают, с одной стороны, люди- жертвы таких посягательств, а с другой - существующий порядок, в том числе, порядок управления, территориальная целостность, отправление правосудия, политическое устройство и т. д.

Особого внимания требует вопрос о способах терроризма, уголовно-правовое, криминологическое, криминалистическое (розыскное) и нравственное значение которого трудно переоценить. Российский уголовный закон говорит о “совершении взрыва поджога и иных действиях”. Как следует полагать, в числе иных действий могут быть всевозможные отравления, распространения эпидемий и эпизоотий, заражения, захват, применение огнестрельного оружия. Таких примеров можно привести очень много, так как мир не стоит на месте, общество развивается, а вместе с ним, к сожалению, в жизнь приходят все новые орудия убийства.

Каких-нибудь 20-25 лет назад для убийства почти не использовались радиоактивные вещества. Сейчас же появилась реальная угроза того, что такие вещества могут использоваться в довольно широких масштабах террористами. Возможны нападения на электростанции, применения химического и бактериологического оружия. В1995 году в Японии в метро террористами из сектантской организации “АУМ-Сенрике” была предпринята газовая атака, от которой пострадали сотни людей. Так же недавно в Америке адресатам приходили письма, в которых были обнаружены споры Сибирской язвы.

2. Террорист.

….Террористы владеют современным оружием, средствами связи, современной компьютерной и иной техникой, выпускают собственную литературу, газеты, журналы и листовки, их поддерживают некоторые тоталитарные государства, они имеют союзников в высших эшелонах власти.

Как террористы порождают в людях страх?

    оружие массового поражения . Имеет веские основания: во-первых, с технической точки зрения, изготовить такое оружие, в наше время не составляет никакого труда. Во-вторых, подобным оружием террористов могли бы снабжать неофашистские государства, например, Северная Корея, Ливия, Ирак;

    взрывы . В XIX-XX вв. террористы очень часто прибегали к взрывам, что приводило к многочисленным человеческим жертвам. Но иногда они могут быть просто как предупреждения. Вообще же взрывы в силу своего характера оказывают существенное психологическое воздействие на людей, порождая у них страх, панику;

    захват заложников . Это тоже во многом действует на психику человека, когда террористы начинают убивать, для достижения своей цели. Однако такое толкование терроризма не соответствует российскому уголовному закону, который выделяет захват заложника в качестве самостоятельного преступления.

Опасность терроризма связана не с числом сегодняшних его жертв - общее количество террористических убийств во всем мире не идет ни в какое сравнение с общеуголовными убийствами, которых неизмеримо больше. Но тем не менее терроризм, в частности международный, можно поставить рядом с ядерно-радиационной угрозой и экономическим кризисом, поскольку, во-первых, террористы могут, как уже неоднократно отмечалось, использовать ядерное и другое оружие массового поражения, нанести существенный ущерб природной среде; во-вторых, террористы внушают не только ужас и однозначное осуждение, но и любопытство и восхищение, а, следовательно, способны привлечь к себе очень много людей; в-третьих, масштабы терроризма в отдельных странах, его тенденция выходить на национальные границы и особенно разгул транснациональных международных организаций таят в себе угрозу провокации серьезных военных конфликтов и даже войн; в-четвертых, опасная особенность терроризма заключается в том, что очень часто его смысл не в улучшении, а в ухудшении общественно-политической и экономической ситуации в данной стране или в регионе мира для достижения узко эгоистических вожделений, демонстраций силы своей группировки, самоутверждения лидеров, обеспечения торжества своих идей или учений и т. д.

Специалисты считают, что сейчас террористы используют более жесткие, более изощренные методы проведения террористических актов, на более высоком уровне технологии. Современные технические средства, специальная технология позволяют сделать профессиональному террористу такой же снайперский выстрел, какой может совершить профессиональный контртеррорист. Если в начале XX века террористы-революционеры в основном не обладали специальной военной подготовкой, доходили до всего опытным путем, фактически не имели тренинговой базы, тренинговой программы, то представители современных групп имеют свои базы как в своей стране, так и за рубежом, специальную технологию, квалифицированных инструкторов, многие из которых проходили подготовку террористов можно сравнить с подготовкой частей специального назначения или секретных служб. Они изучают разведку и контрразведку наружное наблюдение и контрнаблюдение, использование для этого специальных средств.

Субъектом терроризма может быть государство, его высшие и местные органы, его воинские части и карательные учреждения, партии и движения и их “боевые” звенья, партизанские формирования, отдельные группы, в том числе тайные общества, наконец, отдельные лица .

Питательной почвой для возникновения названных вооруженных организаций являются внутринациональные или международные конфликты, в последнем случае соответствующие группы создаются по инициативе или с участием государства. Они могут существенно влиять на решение политических, национальных, религиозных и иных проблем, например, в вопросах национального самоопределения. Однако не следует преувеличивать их роль и считать, что в результате только их преступных действий даже могут появиться новые государства.

Типы террористических движений

Террористические группы могут быть разросшимися ответвлениями или звеньям организованных преступных формирований, либо вступать в связь с такими формированиями и взаимодействовать с ними. Если такая группа возникает по инициативе государства или им поддерживается, то в случае ее провала государство, скорее всего, отречется от нее.

П. Уилкинсон справедливо отмечает, что не следует ставить знак равенства между терроризмом и насилием вообще, что терроризм-это специфическая форма насилия (“принудительное запугивание”); вместе с тем он считает, что активные террористические движения во многом связаны с идеями марксизма. Он выделяет 4 типа террористических движений:

а) движения националистических, автономистских и этнических меньшинств;

б) идеологические группы или секретные общества, стремящихся к различным формам “Революционной” справедливости или социального освобождения;

в) группу эмигрантов или изгнанников с сепаратистскими или революционными устремлениями относительно своей родины;

г) транснациональные банды, пользующиеся поддержкой некоторых стран и действующие во имя мировой революции.

    современной мировой экономикеКурсовая работа >> Экономика

    Миграцию трудовых ресурсов в современной мировой экономике 1.1 Понятие, сущность и причины мировой трудовой миграции 1.2 Направления... миграции в системе общей борьбы с преступностью и терроризмом на национальном и международном уровнях. - дальнейшее...

  1. Место России в современной мировой цивилизации

    Доклад >> Философия

    Место России в современной мировой цивилизации Россия сегодня выглядит поверженной и... , были предопределены существующим положением вещей. «Мировой терроризм порожден самим глобальным сверхобществом во...

  2. Мировая экономика. Ответы на экзаменационные вопросы

    Шпаргалка >> Международное публичное право

    ... мировой экономики – эпоху глобализации. 10. Глобализация современной мировой экономики Характерной особенностью современного этапа развития мирового ... о совместной борьбе против наркотиков и терроризма . Благодаря «сотрудническому» настрою Правительства РФ...

Обострение глобальных проблем на рубеже XX и XXI веков стало отличительной чертой современного этапа развития мирового сообщества. Они превратились в реалии, во многом определяющие сегодняшние особенности международных отношений и основные направления мировой политики.

Участие в международном сотрудничестве по преодолению глобальных проблем следует рассматривать как специфическую форму продолжения внутренней политики государства за его пределы в мировое геополитическое пространство.

Цели и результаты такого участия свидетельствуют о политической ориентации государства, уровне его социального и культурного, научного и технологического развития.

В наше время речь идет не только о способности отдельных государств, но и всего мирового сообщества найти адекватные ответы на глобальные вызовы его будущему. В данной связи представляется особенно важным определить значение как общечеловеческой проблематики в целом, так и отдельных глобальных проблем для перспектив развития мирового сообщества.

В политической глобалистике традиционно выделяют группу общечеловеческих проблем, связанных со сферой международных отношений. К этой группе с периода возникновения глобалистских исследований относили в качестве центральной – проблему сохранения мира или, как ее еще расширительно обозначают, военно-политическую глобальную проблему. К этой группе также принадлежат проблема экономической отсталости многих развивающихся государств, проблема национализма и этнополитических конфликтов, проблема глобальной управляемости международного сообщества и др.

В последнее время проблема международного терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений. Эта трансформация обусловлена, по-нашему мнению, следующими причинами:

Во-первых, международный терроризм, к сожалению, получает все более широкое распространение в планетарном масштабе. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (например, Ближний Восток, Южная Азия), так и от этого опасного явления оказались не застрахованы и наиболее развитые и благополучные государства (в частности США и Западная Европа).

Во-вторых, международный терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов международного терроризма, а скорбный счет их жертв составляет тысячи убитых и искалеченных людей;

В-третьих, для борьбы с международным терроризмом не достаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление международного терроризма как обостряющейся глобальной проблемы требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете, всего мирового сообщества.

В-четвертых, все более явной и наглядной становится связь современного феномена международного терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности. В настоящее время проблема международного терроризма должна рассматриваться как важный элемент всего комплекса общечеловеческих, глобальных проблем.

Проблеме международного терроризма присущи многие общие черты характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления; большая острота; негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает; потребность неотложного решения и т.д. В то же время глобальная проблема международного терроризма имеет и специфические, характерные для нее черты. Рассмотрим более подробно наиболее важные из них.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что проблема международного терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм.

Члены групп осуществляющих политический террор ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка. Националистический (или как его еще называют национальный, этнический или сепаратистский) терроризм преследует цели решения национального вопроса, которые в последнее время приобретает все больше характер сепаратистских устремлений в различных полиэтнических государствах.

Религиозный вид терроризма обусловлен попытками вооруженных группировок, исповедующих ту или иную религию вести борьбу против государства, где господствует иная религия или иное религиозное направление. Криминальный терроризм формируется на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, незаконный оборот оружия, контрабанда и т.п.) с целью создания хаоса и напряженности в условиях которых, наиболее вероятно получение сверхприбылей. Экологический терроризм реализуют группировки, выступающие с помощью насильственных методов вообще против научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды, убийства животных и строительства ядерных объектов .

Другой отличительной чертой глобальной проблемы международного терроризма является значительное влияние на нее международных криминальных сообществ, определенных политических сил и некоторых государств. Это влияние, несомненно, ведет к обострению рассматриваемой проблемы.

В современном мире существуют проявления государственного терроризма, связанные с попытками устранения глав иностранных государств и других политических деятелей; с акциями, направленными на свержение правительств зарубежных стран; создания паники среди населения иностранных государств и т.д.

Международный терроризм является в наши дни неотъемлемой частью процесса распространения транснациональных преступных организаций, поддерживаемых коррумпированными государственными чиновниками и политиками. Так, в получившей широкую известность, работе английских ученых «Глобальные трансформации» отмечается: «Существуют и негативные формы международных организаций, такие как террористические и криминальные организации. Несмотря на длящийся много столетий конфликт между контрабандистами и властями, в последние годы рост транснациональных криминальных организаций связан с наркоторговлей (сейчас согласно оценкам экспертов ее годовой оборот составляет свыше 300 млрд. долларов) и широким распространением организованной преступности. Решение этих проблем стало одной из важнейших задач для правительств и полицейских сил во всем мире» .

Еще с одной специфической чертой глобальной проблемы международного терроризма является ее трудно прогнозируемость. Во многих случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди, чрезмерно амбициозные политики. Терроризм часто рассматривают как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены какими-либо иными методами. В современных условиях формы террористической деятельности становятся все более сложными, а входят во все большее противоречие с общечеловеческими ценностями и логикой мирового развития.

Таким образом, проблема международного терроризма представляет реальную планетарного масштаба угрозу для мирового сообщества. Данная проблема имеет собственную специфику, которая отличает ее от других общечеловеческих затруднений. Однако, проблема терроризма тесно взаимосвязана с большинством глобальных проблем современных международных отношений. Она может быть рассмотрена как одна из наиболее актуальных глобальных проблем наших дней.

Однако, последние террористические акты, прежде всего трагические события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, по своим масштабам и влиянию на дальнейший ход мировой политики стали беспрецедентными в истории человечества. Число жертв, размеры и характер разрушений, вызванные терактами начала XXI века оказались сопоставимы с последствиями вооруженных конфликтов и локальных войн. Ответные меры, вызванные указанными террористическими акциями, привели к созданию международной антитеррористической коалиции, включившей в свой состав десятки государств, что раньше имело место только в случае крупных вооруженных конфликтов и войн. Ответные антитеррористические военные действия также приобрели планетарный масштаб.

В данных условиях глобальная проблема международного терроризма, по-нашему мнению, не может рассматриваться только как самостоятельный феномен. Она начала превращаться в важную составную часть более общей военно-политической глобальной проблемы, связанной с фундаментальными вопросами войны и мира, от решения которой зависит дальнейшее существование человеческой цивилизации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ВВЕДЕНИЕ

Последние десятилетия XX века поставили перед народами мира ряд острых и сложных проблем, которые получили название глобальных. Одно из определений называет глобальными проблемы, возникающие в результате объективного развития общества, создающие угрозу всему человечеству и требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества. Проблема международного терроризма касается всего человечества, приводит к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае обострения угрожает гибелью всему человечеству и требует для своего решения коллективных усилий всего мирового сообщества, а значит, является собственно глобальной проблемой. Так, темой моего реферата является международный терроризм и его место в комплексе глобальных проблем.

Выбор данной темы обусловлен:

Необычайной активизацией террористической деятельности в начале XXI века;

Повышенным интересом к этой проблеме в правительственных и журналистских кругах по всему миру;

Личным познавательным интересом.

Объект данного исследования - глобальные проблемы современности.

Предмет исследования - международный терроризм как глобальная проблема человечества.

Цель данного исследования - выявить принадлежность международного терроризма к глобальным проблемам и определить его место в комплексе глобальных проблем современности.

1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ

1.1 Понятие международного терроризма

- «Терроризм» и «международный терроризм» - это угроза применения или применение насилия в политических целях отдельными лицами или группами лиц, действующими за или против существующего в данной стране правительства, когда такие действия направлены на то, чтобы нанести удар или запугать более многочисленную группу, чем непосредственная жертва, в отношении которой применяется насилие; это противоправное использование сил и насилия против личности или собственности в целях устрашения или давления на правительство, гражданское население или любую его часть в осуществлении политических и социальных целей.

Это система использования насилия для достижения политических целей посредством принуждения государственных органов, международных и национальных организаций, государственных и общественных деятелей, отдельных граждан или их групп к совершению или отказу от совершения тех или иных действии в пользу террористов путем нелегитимного применения силы или угрозы ее применения к конкретным лицам или к любым другим лицам и группам;

Это акты насилия против граждан (должностных лиц государства) или объектов с целью дестабилизации общественного порядка внутри страны или осложнения международных отношений;

Акты, сами по себе являющиеся формами общеуголовных преступлений, но совершаемые преднамеренно с целью вызвать панику, беспорядок и террор в организованном обществе, парализовать противодействие террору со стороны общественных сил и интенсифицировать беды и страдания общества.

1.2 Варианты классификации

1. По сферам общественной жизни:

а) политический терроризм;

б) социальный (левый, правый);

в) национальный;

г) территориально-сепаратистский;

д) мировоззренческий;

е) уголовный.

2. По территории распространения:

а) внутренний;

б) международный;

в) государственный (превышение власти, использование аппарата принуждения против собственно народа, для подавления оппозиции).

3. По используемым методам:

а) физический;

б) психологический.

4. По используемым средствам:

а) традиционный (с использованием традиционных средств насилия);

б) нетрадиционный:

Ядерный;

Биологический;

Химический;

Компьютерный (кибертерроризм);

Космический.

3) Объектно-субъектный состав.

Объектам террористической деятельности в силу особенностей механизма ее осуществления присуща двойная природа, что позволяет выделить две их основные группы.

Первая группа - общие объекты посягательств, в отношении которых выдвигаются цели их ослабления или уничтожения; это объекты ослабления и подрыва:

Внутренняя и внешняя безопасность страны, ее международные связи, позиции и интересы, суверенитет государства;

Основы общественного строя, политическая организация общества, государственная власть и ее институты, безопасность граждан.

Вторая группа - безопасность людей и различных материальных объектов; это объекты непосредственного насильственного (террористического) воздействия:

Жизнь, здоровье, свобода конкретных лиц или их персонально неопределенных групп;

Нормальное функционирование и физическая целостность тех или иных предметов и сооружений.

Субъекты, как и объекты, можно разделить на две группы:

1) отдельные государства, политические партии и движения, которые нередко инспирируют или различным образом поддерживают те или иные террористические структуры (например, некоторые ближневосточные государства с диктаторскими реакционными режимами, некоторые правые (например, фашистские) политические движения, экстремистские националистические течения и т.д.);

2) сами террористические структуры, непосредственно организующие или осуществляющие террористические акции (спецслужбы некоторых государств и их подразделения (например, «Моссад»), международные и национальные террористические организации, преступные мафиозные организации).

1.3 Внутриполитические и внешнеполитические цели

Внутриполитические цели: - изменение политического режима и общественного устройства страны; - подрыв демократических преобразований или их затруднение; - подрыв авторитета власти; - дестабилизация внутриполитической обстановки; - затруднение и дезорганизация деятельности органов власти и управления; - срыв определенных мероприятий органов власти и управления и др

Внешнеполитические цели: - ослабление международных связей или ухудшение отношений страны с иностранными государствами; - срыв международных акций по разрешению международных или внутриполитических конфликтов; - компрометация страны как источника терроризма в глазах мирового сообщества и т. д.

1.4 Основные виды террористических актов

Диверсия (взрыв, распыление отравляющих веществ и т.п.). Производятся взрывы транспортных средств или в зданиях с целью нанести ущерб и вызвать человеческие жертвы, а также на открытом пространстве для уничтожения людей. В результате взрывов страдает большое количество случайных людей, поэтому именно такая тактика приводит к наиболее сильному психологическому эффекту и имеет место в тех случаях, когда террористы абсолютно все потенциальные жертвы рассматривают в качестве политических противников.

Похищение. Как правило, похищениям подвергаются значительные фигуры, способные привлечь внимание общественности: известные политики, чиновники, журналисты, дипломаты. Совершаются для того, чтобы добиться исполнения политических требований, для устрашения господствующих слоев, получения средств на деятельность организации.

Покушение и убийство. Один из основных методов ведения терроризма. Отличается демонстративной адресностью, поэтому эффективен для целенаправленного психологического воздействия на узкую аудиторию. При проведении боевой операции этого типа жизнь террориста подвергается опасности, поэтому осуществляется высокопрофессиональными террористами в государствах с ослабленной правоохранительной структурой, а также в случаях, когда террористы имеют возможность создать численный перевес над полицейскими подразделениями.

Ограбление (экспроприация). Одно из основных средств ведения террористической деятельности экстремистов «красной» ориентации. Осуществляется как с целью получения необходимых для ведения борьбы средств, так и в целях пропаганды. Наибольший размах приобретает в периоды революционной дестабилизации.

Хайджекинг - захват транспортного средства: самолета, железнодорожного поезда, автомобиля, корабля. Наиболее часты в мире захваты самолетов, также обозначаемые как «скайджекинг». Скайджекинг наиболее эффективен среди других видов хайджекинга, т.к., во-первых, удерживает спецслужбы от проведения атак на террористов из-за высокого риска поражения заложников, во-вторых, авиатранспорт представляется более удобным средством для того, чтобы скрыться от преследования. Захват кораблей, поездов, автобусов и т.п. менее привлекателен для террористов. Так, например, над кораблем преступникам сложнее установить контроль. Против захвативших поезд, автобус и другие наземные транспортные средства провести антитеррористическую операцию гораздо проще, чем освободить от террористов самолет.

Захват зданий. Чаще всего налетам подвергаются здания посольств, правительственных учреждений, партийные офисы. Как правило, захватом здания террористическая операция не ограничивается. В случае удачного для террористов хода дел им предоставляется возможность покинуть захваченное строение под прикрытием заложников.

Вооруженное нападение без смертельного исхода и причинение незначительного ущерба имуществу. Осуществляются террористическими организациями на стадии становления, когда еще не накоплен опыт проведения крупномасштабных операций, а также активно действующими организациями, которым необходимо только продемонстрировать способность к проведению вооруженных операций.

Кибертерроризм - нападения на компьютерные сети. Первые примеры компьютерного терроризма появились в конце 1990-х годов, что связано как с развитием сетей, так и с увеличившейся ролью компьютеров во всех сферах жизни. Обратная сторона этого явления - зависимость нормальной жизнедеятельности общества от сохранности компьютеров, и как следствие - увеличившееся внимание к ним различных «киберпартизан» и «киберхулиганов». Нападения на компьютеры посредством несанкционированного доступа производятся в целях саботировать работу соответствующих учреждений.

1.5 Основные тенденции современного терроризма

В развитии терроризма в последние десятилетия XX и начале XXI веков прослеживается ряд более или менее отчетливых тенденций, изучение которых имеет большое значение и для понимания роли терроризма как глобальной угрозы человечеству, многим странам мира, и для научной разработки системы мер, необходимых для эффективной борьбы с ним.

1) Повышение общественной опасности терроризма, как для международных отношений, международной безопасности, так и для конституционного строя и прав граждан многих стран мира.

2) Расширение его социальной базы, вовлечение в политическую экстремистскую деятельность в целом ряде стран значительной части населения.

3) Он стал долговременным фактором современной политической жизни, относительно устойчивым явлением в развитии общества. За несколько последних десятилетий терроризм не только превратился в широко распространенный феномен социально-политических отношений в основных регионах мира, но и приобрел социальную устойчивость, несмотря на активные усилия по его локализации и искоренению, которые предпринимаются как в рамках отдельных стран, так и на уровне мирового сообщества.

4) Повышение уровня его организации. Данная тенденция находит выражение в:

Формировании доктрин об использовании террора в политических целях и в осуществлении террористических акций, по крайней мере, со стороны многих экстремистских организаций, на планомерной, систематической основе;

Создании развернутой инфраструктуры террористической деятельности;

Наличии у многих экстремистских структур развитых связей внутри страны и за рубежом с политическими организациями и источниками средств преступной деятельности;

Существовании механизма пропагандистского обеспечения деятельности наиболее значительных террористических формирований.

5) Блокирование террористических организаций в рамках отдельных стран и на международном уровне. Это, прежде всего установление и осуществление сотрудничества между структурами, близкими или одинаковыми по своим идейно-политическим позициям. Блокирование террористических организаций осуществляется в таких формах, как согласование идейно-политических позиций, стратегических и тактических установок; обмен информацией; оказание взаимной помощи в организации террористической деятельности; согласование проводимых насильственных акций и др.

6) Тенденция смыкания терроризма и организованной преступности. Организованная преступность по своей природе обладает высоким потенциалом применения насилия в преступных целях: ее структуры располагают специальными силами и средствами для его использования, прибегая к нему в повседневной практике, по сути, систематически. Другой основой для смыкания организованной преступности терроризма является потребность террористических структур в получении финансовых средств для продолжения своей деятельности, приобретения оружия и т.д.

7) Эволюция целей, средств и методов терроризма превратила его в серьезную угрозу для жизненно важных интересов общества, государства и личности в большинстве стран мира.

2.МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

вооружённый конфликт международный терроризм

2.1 Внутренние вооружённые конфликты и международный терроризм и их взаимосвязь

Такая проблема, как внутренние вооружённые конфликты, причины их возникновения и влияние их на военно-политическую обстановку в отдельных странах, регионах и мире является исключительно важной, так как в современных условиях именно внутренние вооружённые конфликты все чаще становятся детонаторами серьезных и опасных геополитических взрывов. Они очень часто соприкасаются, а то и сливаются с таким явлением как терроризм, представляющим на данном этапе угрозу международному миру и безопасности.

Рассматривая проблему внутренних вооружённых конфликтов в их связи с международным терроризмом, следует отметить, что не для всех внутренних конфликтов это характерно: это зависит от природы возникшего конфликта, его движущих сил и тех целей, которые ставят перед собой его инициаторы и руководители.

Интернациональный характер жизни людей, новые средства связи и информации, новые виды вооружений резко снижают значимость государственных границ и иных средств защиты от терроризма. Возрастает многообразие террористической деятельности, которая всё больше увязывается с национальными, религиозными, этническими конфликтами, сепаратистскими и освободительными движениями.

Одной из проблемных ситуаций является отграничение терроризма от освободительной и национально-освободительной борьбы. Терроризм, как правило, не носит массового характера, он замкнут на себя. С другой стороны, если освободительная борьба базируется на убийствах невинных мирных жителей, женщин и детей, то она не ничем отличается от терроризма.

Отличие терроризма от иных форм политического конфликта (революции, войны, партизанской войны) состоит в использовании тактики беспорядочного и неограниченного насилия или угрозы её применения в отношении отдельных людей или групп населения, оказавшихся жертвами в большинстве случаев по случайным обстоятельствам, то есть не являющихся прямыми противниками террористов.

Какими бы многочисленными и непримиримыми ни были различные экстремистские группировки и движения, без поддержки своих действий на государственном и международном уровнях они сегодня не в состоянии самостоятельно решить поставленные перед собой задачи. Поддержка суверенного государства в состоянии обеспечить террористов идеологической и материальной помощью, профессиональным обучением, дипломатическим прикрытием, финансовыми и техническими средствами. При поддержке государства террористы становятся частью поощряющей их социальной среды. Примеры - «контрас» в Никарагуа, душманы в Афганистане, боевики в Косово и Чечне.

Терроризм как оружие ликвидации противника трансформировался в инструмент внешней политики. Появился даже новый термин - «экспорт терроризма». Опыт Израиля наилучшим образом демонстрирует разницу между внутренним терроризмом и угрозой терроризма извне. Сейчас практически не существует экспорта терроризма в Израиль из соседних арабских государств, и, конечно, не потому, что они испытывают к Израилю особые симпатии, а потому что им продемонстрировали, какова цена поддержки или попустительства терроризму.

Межэтнические вооружённые конфликты или конфликты между официальными властями и террористическими вооружёнными группировками и организациями - это эффективный способ дестабилизации обстановки в ряде регионов.

Эпицентр террористической активности в течение ряда лет смещался от стран Латинской Америки к Японии, ФРГ, Турции, Испании, Италии. Одновременно с разной степенью интенсивности осуществлялись террористические акции таких организаций, как ИРА в Англии и Северной Ирландии, ЭТА в Испании. В последние годы на Ближнем Востоке большую активность развили исламские военизированные террористические группы «Хамас» и «Хезболла», сикхские террористические движения и группы в Индии, алжирские и другие террористы.

На территории бывшего СССР в условиях обострения социальных, политических, межнациональных и религиозных противоречий и конфликтов пышным цветов расцвёл постсоветский терроризм. Террористические организации наладили между собой тесные связи на общей идеолого-конфессиональной, военной, коммерческой и другой основе.

Однако заигрывание с международным терроризмом, попытки использовать его в собственных интересах чреваты серьёзными проблемами в перспективе. Внутренние вооруженные конфликты перестанут быть опасными для стран и народов только тогда, когда будет покончено с практикой использования этих конфликтов третьими странами для решения своих геополитических и иных задач.

2.2 Антитеррористическое законодательство государств

Ключевое значение в борьбе с терроризмом имеет адекватная реалиям времени нормативная правовая база. Одновременно с началом работы по созданию антитеррористического законодательства в Западной Европе и США начала складываться так называемая «новая юридическая культура». Непосредственно проблему законодательного регулирования противодействия терроризму, в том числе международному, можно разбить на два больших блока.

Первый - это принятие законодательных актов, необходимых спецслужбам и правоохранительным органам для повышения эффективности борьбы с терроризмом.

Второй - это создание условий для повышения качества международного сотрудничества спец-служб по противодействию терроризму. При этом приоритетные усилия законодателей должны быть направлены на выработку правовых мер ликвидации материальной базы терроризма.

Ведущие западные государства: Великобритания, Германия, Испания, Италия, Франция, США не только произвели структурные изменения в действующем законодательстве, но и приняли ряд специальных антитеррористических законов. В последней четверти XX века были приняты и основные международные конвенции, то есть совершенствование внутреннего и международного законодательства осуществлялось параллельно.

Хотя формулировки терроризма в различных государствах и отличаются друг от друга, терроризм во внутреннем уголовном праве большинства стран отнесен к чисто уголовным преступлениям. В антитеррористическом законодательстве стран Западной Европы и США преобладают единые тенденции, которые правоведы называют «юридической репрессивной стратегией». К основным направлениям этой стратегии можно отнести:

* само участие в заговорах, нацеленных на совершение акций терроризма, должно рассматриваться как уже совершённое преступление;

* автоматическое увеличение срока наказания, если установлено, что преступление совершено в целях террористической деятельности;

* уголовную ответственность для лиц, входящих в какую-либо из запрещенных организаций, склоняющих к этому других лиц или участвующих в собрании запрещённых организаций;

* виновность в принадлежности к терроризму любого лица, которое финансирует террористическую деятельность или склоняет к этому других лиц;

* упрощение процедуры рассмотрения дел, связанных с терроризмом;

* возможность привлечения к ответственности лиц, подозреваемых в связях с террористами, право на обыск и арест без предъявления ордера;

* депортацию иностранных граждан, подозреваемых в связях с террористами, отказ в выдаче въездных виз гражданам государств, поддерживающих терроризм, а также всем лицам, подозреваемым в терроризме;

* увеличение сроков превентивного заключения под стражей лиц, подозреваемых в терроризме, и ограничение их прав на обращение с апелляцией к властям;

* законодательный запрет на сбор, хранение, публикацию и передачу информации, касающейся полиции, сил безопасности, должностных лиц суда и прокуратуры, служащих пенитенциарной системы, которая может оказаться полезной для террористов;

* уголовную ответственность за сокрытие информации, которая могла быть полезной для предотвращения террористических актов.

Национальные организации, осуществляющие борьбу с международным терроризмом

С середины ХХ века в вооружённых силах разных стран стали появляться специальные антитеррористические подразделения особого назначения. Создание таких подразделений продиктовано необходимостью проведения антитеррористических мероприятий в связи с беспрецедентным усилением террористической активности в мире.

Израиль вот уже более 50 лет является объектом экстремистских действий. Современный этап борьбы с терроризмом начался в Израиле в 1972 году, когда группа арабских экстремистов из организации «Чёрный сентябрь» захватила в олимпийской деревне в Мюнхене нескольких израильских спортсменов. С этого момента как в Израиле, так и в ряде других стран начали создаваться специальные антитеррористические подразделения.

В настоящее время борьбу с терроризмом в Израиле возглавляет оперативный штаб, в который включены представители вооруженных сил, полиции и спецслужб, включая представителей разведки «Моссад». В основе её тактики лежит нанесение превентивных ударов по террористам, в том числе за счет получения заблаговременной информации от агентуры, действующей в их среде; нанесение ударов возмездия по организаторам и исполнителям террористических актов, которые не удалось предотвратить.

Разведывательная группа генерального штаба министерства обороны «СаеретМаткал» создана в 1957 году как разведывательное специальное подразделение, с 1968 года переключилось на антитеррористическую деятельность. Считается лучшим антитеррористическим подразделением в мире. «ЯМАМ» - подразделение полиции Израиля. Создано в 1974 году как спецслужба, отвечающая за антитеррористические действия исключительно внутри Израиля.

Германия. «Федеральная группа по защите границы» GSG-9 создана после мюнхенской трагедии во время Олимпиады в 1972 году. Сегодня эта группа не только борется с террористами, но и обеспечивает охрану дипломатов во время поездок по Ближнему и Среднему Востоку. Помогает немецкой контрразведке, организуя слежку за террористами. Спецгруппа GSG-9 считается наиболее эффективной среди других европейских спецподразделений по осуществлению боевых антитеррористческих операций.

США. Главной задачей ФБР (ведущей структуры по борьбе с терроризмом), ЦРУ и других разведслужб, входящих в разведывательное сообщество США, является оперативное отслеживание обстановки внутри страны и за рубежом за счёт взаимодействия, ведения агентурной работы против террористических организаций, совершенствования технических средств и работы информационно-аналитических органов. В структуре объединённого центра по борьбе с терроризмом, в состав которого входят специалисты различных министерств и ведомств, создана специальная группа по предупреждению террористических актов против граждан США и союзных государств, а также важных военных и государственных объектов. Принята специальная программа, направленная на предотвращение в США инцидентов, подобных случаю в токийском метро, за реализацию которой отвечает командование химической и биологической защиты СВ США.

В каждом из 59 управлений ФБР было создано по крайней мере одно боевое подразделение по борьбе с терроризмом (SWAT), созданы многочисленные группы по исследованию и предотвращению террористических взрывов. В отличие от европейских стран США не стали создавать специального единого антитеррористического подразделения. Его функцию выполняет в основном подразделение ФБР по борьбе с внутренним терроризмом (в том числе отряд «Дельта»).

Отряд «Дельта» - оперативный отряд спецсил американской армии, созданный в1976 году. Главное антитеррористическое подразделение США. Занимается освобождением американских заложников за рубежом.

«Отряд чрезвычайной службы нью-йоркской полиции» (ESU).

«Отряд полиции Лос-Анджелеса» (SWAT). Создан в 1965 году. Элитное подразделение, использующееся как внутри страны, так и за ее пределами.

Военно-морская Специальная Группа (NSWDG). Служба основана в 1980 году. Отвечает за антитеррористические действия США на воде. Обучение этих солдат проводится на территории всех США. Проходят также совместные учения с более опытными командами типа немецких GSG-9, английских SAS-22.

Великобритания. Большинство стран пришло к выводу, что борьбой с терроризмом должна заниматься специальная организация. Одной из первых по этому пути пошла Великобритания, создав в 1941 году специальную службу SAS-22 как элитную, высокопрофессиональную антитеррористическую организацию. Сегодня SAS-22 делает основной упор на борьбу с террористами ирландской республиканской армии (ИРА), католической военизированной группировки, выступающей за воссоединение британской провинции Ольстер с Ирландией. По боевой подготовке SAS-22 сравнима лишь с израильскими контртеррористическими отрядами, но превосходит их по вооружению.

Франция. Созданная в 1991 году правительственная антитеррористическая программа Vigipirate действует и по сей день. План Vigipirate входит в список 40 возможных мер, предусмотренных французским правительством на случай различного рода критических ситуаций.

«Группа вмешательства национальной жандармерии» (GIGN). Создана в марте 1974 года для борьбы с арабским терроризмом во Франции. Ведут борьбу с террористами также подразделения «БРИ»(поиск и уничтожение), обладающие исключительными полномочиями.

Россия. Управление «А» Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ - спецподразделение. Сначала это был отряд 7 управления КГБ «Альфа», созданный в 1974 году.

Управление «В» Центра спецназначения ФСБ. В 1981 году при управлении «С2» Первого Главного Управления КГБ СССР была создана группа «Вымпел». Очень быстро она стала одним из лучших подразделений спецназа в мире. В 1994 году в рамках ФСБ группа «Вымпел» превратилась в подразделение «В» (Вега).

Австралия - Tactical Assault Group (TAG), Special Air Service Regiment (SASR). Австралийский SASR был сформирован в 1957. Сегодня SASR - одна из групп, ответственных за борьбу с терроризмом в Австралии. Австралийские офицеры группы постоянно сотрудничают с британскими SAS, с Новозеландскими SAS, с немецкими GSG-9.

Испания. В Испании как полицейский антитеррористический блок сформирована группа специальных операций (СЕО), в которую включены лучшие специалисты спецслужб страны.

В ежегодном отчёте Госдепартамента США «Течения мирового терроризма» приводится глобальная статистика активности мировых террористических организаций. С 2001 года, когда были совершены теракты 11 сентября в США, террористическая активность упала на 45 процентов. В Госдепартаменте считают, что такая обстановка является следствием укрепившихся связей между сообществом наций, которые в последние годы объединяют свои усилия в борьбе с экстремистами, применяющими терроризм для достижения своих целей. Примером такого сотрудничества является Программа государств - участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

В частности, эта программа предусматривает обобщать и распространять положительный опыт проведения антитеррористических мероприятий, практику расследования актов терроризма и других проявлений экстремизма; проводить в формате заинтересованных сторон совместные командно-штабные и оперативно-тактические антитеррористические учения; расширять и совершенствовать контакты и сотрудничество с международными центрами и организациями, занимающимися вопросами борьбы с международным терроризмом, а также с их соответствующими специализированными структурами.

2.3 Правовое регулирование международного сотрудничества

К международным средствам, используемым в борьбе с терроризмом, относятся некоторые международные органы и организации: ООН, Интерпол, международные организации экспертов. В известных пределах действует институт выдачи лиц, совершивших акт международного терроризма, широко дискутируется в органах ООН и других международных организаций, среди учёных и политиков, вопрос о международном уголовном суде как средстве борьбы с международным терроризмом.

За последние десятилетия создана значительная юридическая база в виде многочисленных международных конвенций для борьбы с терроризмом. Позиция ООН в борьбе с международным терроризмом отражена в 12 международных конвенциях и в 46 резолюциях СБ ООН. В них предусмотрены взаимные обязательства государств в противодействии различным видам и формам террористической деятельности. В частности, после нападений 11 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1373.

Резолюция 1373 (от 28 сентября 2001 года) налагает на государства-члены ООН следующие обязательства:

* ввести уголовную ответственность за финансирование терроризма;

* безотлагательно блокировать любые средства, имеющие отношение к лицам, которые совершают террористические акты;

* запретить все виды финансовой поддержки террористических группировок;

* отказывать террористам в убежище, средствах к существованию или иной поддержке;

* обмениваться с другими правительствами информацией о любых группах, совершающих или планирующих террористические акты;

* сотрудничать с другими правительствами в деле расследования, выявления, ареста, выдачи и уголовного преследования лиц, замешанных в совершении таких актов;

* ввести уголовную ответственность согласно внутригосударственным законам за активную или пассивную поддержку терроризма и привлекать нарушителей этих законов к судебной ответственности;

* стать как можно скорее участником соответствующих международных конвенций и протоколов о борьбе с терроризмом.

В соответствии с резолюцией 1373 был также учрежден Контртеррористический комитет (КТК) в составе всех 15 членов Совета Безопасности. Задача КТК заключается в том, чтобы способствовать осуществлению резолюции 1373 и контролировать этот процесс, а также содействовать оказанию технической помощи государствам-членам, не обладающим потенциалом для выполнения принятых ими на себя обязательств в соответствии с этой резолюцией и всеми остальными конвенциями и протоколами о борьбе с терроризмом.

Государства-члены ООН обязаны ратифицировать 12 универсальных конвенций и протоколов о борьбе с терроризмом, однако многие государства всё ещё не являются участниками этих правовых инструментов или пока не приступили к их осуществлению.

Основные конвенции и протоколы ООН, касающиеся терроризма:

* Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов («Токийская конвенция» 1963 года по авиационной безопасности);

* Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов («Гаагская конвенция» 1970 года о захвате воздушных судов);

* Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации («Монреальская конвенция» 1971 года);

* Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой;

* Международная конвенция о борьбе с захватом заложников («Конвенция о заложниках» 1979 года);

* Конвенция о физической защите ядерного материала («Конвенция о ядерных материалах» 1980 года о борьбе с незаконным захватом и использованием ядерного материала);

* Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации;

* Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 года - применяется в отношении террористической деятельности на судах);

* Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (1988 года);

* Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991 года);

* Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997 года);

* Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 года).

Внушительный политико-правовой потенциал накоплен на европейском континенте. Под эгидой Совета Европы действует Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 1977 года. Функционирует механизм совместных действий в группе антитерроризма государств Европейского Союза. Антитеррористическое взаимодействие регламентируется соответствующими положениями итоговых совещаний ОБСЕ в Хельсинки, Мадриде, Вене, Стамбуле.

Конвенционное закрепление сотрудничество в борьбе с терроризмом получило в рамках Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества, Организации американских государств и Организации исламской конференции.

Международному сообществу принадлежит заслуга принятия принципа международного осуждения терроризма и признания его во всех случаях независимо от политических мотивов противозаконным действием (Резолюция ГА ООН 40/61 от 9 декабря 1985 г.). В Декларации о мерах по пресечению международного терроризма, принятой на 49-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1994 г., было подчёркнуто, что никакие идеологические, расовые, этнические, религиозные или другие мотивы не оправдывают преступных действий, направленных на создание атмосферы террора среди широких слоёв населения.

На совещании по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 г.) министры «большой восьмёрки» (Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции, Японии, России) приняли итоговый документ, в котором заявили о своей решимости уделять первостепенное внимание борьбе с терроризмом, сделали обзор тенденций развития терроризма в мире. Участники форума представили на итоговой пресс-конференции согласованный ими список из 25 мер по борьбе с терроризмом, значительная часть которых касается национальной компетенции государств.

Документ обязывает подписавшие его страны отказаться от любой пассивной или активной поддержки террористов; ужесточить юридические меры преследования за террористическую деятельность; отдавать под суд любое лицо, обвиняемое в совершении, подготовке террористических актов или оказании помощи в их осуществлении.

Многостороннее и двустороннее сотрудничество предполагается развивать в двух основных плоскостях: международно- правовой и оперативной. Первая охватывает, в частности, сближение национальных законодательств в области выдачи преступников и предоставления убежища. Документ предлагает рассмотреть возможность выдачи террористов, даже если между заинтересованными государствами нет соответствующих соглашений. Страны «большой восьмёрки» решили также препятствовать движению капиталов, с помощью которых финансируется террористическая деятельность.

Успех борьбы с терроризмом напрямую зависит от реального оперативного сотрудничества между спецслужбами. Значение состоявшейся в Париже конференции заключается ещё и в том, что она внесла свой вклад в преодоление серьезного психологического барьера, традиционно разделяющего представителей этой профессии. Ведущие страны мира пришли к осознанию того, что преступный мир объединился гораздо раньше, чем их правоохранительные органы, укрепилось понимание, что терроризм можно победить только совместными усилиями.

В 1999 году главами правительств стран СНГ подписан Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, который создает правовую основу взаимодействия компетентных органов в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования терактов. Приступил к работе и созданный в 2000 году по решению Совета глав государств СНГ Антитеррористический центр (АТЦ), в работе которого приняло участие большинство правоохранительных органов и спецслужб стран Содружества.

Действия против угрозы международного терроризма должны носить двусторонний характер: международный и внутригосударственный. Меры, принятые на международном уровне, воспрепятствуют его внутригосударственным проявлениям, и наоборот. Все государства должны придерживаться единых правил, терроризм должен быть объявлен преступлением против человечества.

Необходимо:

* пересмотреть законы о международной торговле и принять к ним ряд поправок, ограничивающих торговлю газовыми центрифугами, обогащённым ураном и другими опасными «составными частями» оружия массового поражения;

* подвергнуть дипломатическим, экономическим и военным санкциям террористические государства, которые в своем большинстве имеют монокультурную, ресурсно-ориентированную экономику и поэтому могут ощутить последствия экономических санкций;

* нейтрализовать террористические анклавы: нельзя допустить проникновения террористов в районы, не являющиеся независимыми государствами, но служащие террористам зонами укрытия и поддержки (например, анклав «Хесболлы» на юге Ливана);

* заморозить в Западных банках финансовые средства террористических режимов и организаций;

* развивать сотрудничество международных служб безопасности, преодолеть взаимную подозрительность, координировать действия между службами разведки всех свободных стран;

* пересмотреть законодательство в целях принятия мер против стран, подстрекающих к насилию;

* ввести ограничения на владение оружием, его обязательную регистрацию, а также усилить контроль над оружием;

* ужесточить иммиграционное законодательство;-

* активно преследовать и ликвидировать террористические группы;

* воздерживаться от освобождения из тюрем лиц, признанных виновными в совершении террористических актов;

* обучать силы специального назначения для борьбы с терроризмом, а также обучать полицейских специальным приёмам и тактике подавления террористов;

* вести просветительскую работу, разъяснять широким массам населения программы борьбы с терроризмом.

Всеобъемлющий подход к искоренению международного терроризма предполагает задействование всего спектра мер политического, экономического, финансового, гуманитарного характера. ООН и ведущие финансово-экономические организации и институты разрабатывают программы в целях обеспечения более сбалансированных недискриминационных условий мирового социально-экономического развития.

Было бы непростительной ошибкой отождествлять терроризм с какой-либо религией, национальностью или культурой. Необходимо налаживать диалог и взаимопонимание различных цивилизаций на базе общих ценностей защиты жизни и достоинства человека.

2.4 Международный терроризм - вызов государствам

После взрывов в Нью-Йорке и Москве стало очевидно: терроризм способен деморализовать (и это - одна из его главных целей) огромные человеческие массы, лишив их воли к отпору. Одна из генеральных задач террористов - приучить общество к своему постоянному присутствию в нём, сделать смерть обыденной, обесценив жизнь человека.

Возможны две стратегии борьбы с терроризмом в пределах государства: система пассивной безопасности с использованием охранников и переодетых агентов сил безопасности, тщательной проверкой всех лиц, приближающихся к стратегическим объектам, как - правительственные здания, общественный транспорт, системы обеспечения безопасности, или активное противодействие терроризму.

К примеру, в Израиле значительная часть взрослого населения - резервисты; многие из них проходили службу в элитных частях, вооружены стрелковым оружием, что затрудняет осуществление террористических актов и практически не ущемляет гражданских свобод населения, в то же время делая его более подготовленным к возможному нападению террористов.

Но такие пассивные меры безопасности действенны в маленьких государствах; в крупных государствах существует гораздо больше стратегических целей - символов национальной власти, значительных объектов. В таких обществах (Великобритания, Франция, Германия, Россия) для защиты от терроризма необходимо занять активную позицию и взять в свои руки инициативу в использовании материально-технических средств, имеющихся в распоряжении органов безопасности. А это означает, что необходимо выявлять организации, откуда можно ожидать появления террористической активности, следить за деятельностью групп и отдельных лиц, проповедующих применение насилия, анализировать разведданные, применять упреждающее наблюдение, расширять оперативную сеть, проводить обыски, аресты, допросы, задержания и привлекать к судебной ответственности, когда имеются основания подозревать, что планируется совершение террористических актов.

Однако подобная активная борьба с терроризмом, в отличие от пассивных действий, сопряжена с угрозой вторжения в частную жизнь тех, за кем организовано наблюдение. Практически любой активный шаг, который может предпринять государство против терроризма, связан с нарушением чьей-то свободы (свободы выступать, собираться вместе, исповедовать свою религию, и т.д.)

Таким образом, правительства свободных государств, на которых лежит обязанность бороться с усиливающимся терроризмом, сталкиваются с дилеммой: в одном случае, не ведя борьбу с терроризмом теми способами, которые имеются в их распоряжении, они поставят под угрозу безопасность своих граждан, если же будут вести такую борьбу, то окажется, что под угрозой находятся те самые свободы, которые они обязаны защищать.

Идеал абсолютной гражданской свободы должен корректироваться политическими реалиями. Терроризм, если его не обуздать, являет собой моральную угрозу любому обществу. Однако необходимость обуздать абсолютную свободу террориста не означает, что следует дать абсолютную свободу органам поддержания законности и порядка.

Предоставление органам обеспечения законности и правопорядка обширных полномочий в сфере безопасности невозможно без некоторых злоупотреблений. В военное время такие злоупотребления не вызывают большого резонанса, однако после нейтрализации угрозы относительное значение любого злоупотребления властью возрастает и общество начинает требовать усиления контроля над органами безопасности. Необходимо найти разумный компромисс и гарантировать, что усилия исполнительной власти по обузданию терроризма не выйдут за рамки законного стремления обезопасить жизнь людей.

Интеллектуальной защитой от соблазна прибегнуть к терроризму для провозглашения своих взглядов является непрестанное разъяснение и утверждение ценностей, воспитание в людях установки на то, что суть развитых современных обществ - это приверженность принципу урегулирования конфликтов ненасильственным путем, аргументации, дискуссий, голосования, но не с помощью оружия.

Если первым препятствием распространению терроризма в свободных государствах является политическая культура общества, то вторым должна стать хорошо налаженная оперативная работа. Государства имеют в своем распоряжении огромный арсенал средств наблюдения и сбора разведданных, что позволяет им выследить, привлечь к судебной ответственности и наказать террористов. Следует заморозить финансовые активы террористических режимов и организаций; пересмотреть законодательство с целью лучше организовать контроль за организациями, подстрекающими к насилию, держать осужденных террористов за решеткой; обучать особые подразделения методам борьбы с терроризмом; вводить санкции против тех, кто поставляет ядерную технологию государствам, осуществляющим террористические действия.

На смену господствовавшим в ХХ веке различных концепциям материализма, после падения попыток их реализации пришла эра конкуренции различных концепций Бога: конфессиональные битвы определяют лицо ХХI века. Страны в этих условиях обязаны обеспечить внутри себя и в мире религиозную и этно-культурную лояльность. Параллельно же - интернационализировать силовую составляющую в борьбе с сепаратизмом и порождаемым им терроризмом, имеющими, по велению Истории, религиозную составляющую.

События 11 сентября наглядно продемонстрировали, что огромные ассигнования на военные цели отнюдь не гарантируют безопасности, и проблема заключается в правильном выборе стратегии. Атака террористов нанесла ущерб Америке в 100 миллиардов долларов, а стоила для нападающих менее 2 миллионов долларов. Вооружённые силы США показали себя неэффективными в партизанской войне и войне с терроризмом. Гигантский ядерно-космический щит стал бесполезным в борьбе с небольшими мобильными группами террористов.

В борьбе с международным терроризмом прежде всего необходимо прекратить вести политику двойных стандартов. Ясно одно: ни ракетно-бомбовые удары, ни поимка главарей террористов не в состоянии уничтожить глубинных причин, порождающих «исламский» терроризм, остроту социальных проблем в мусульманских странах, длящиеся десятилетиями региональные конфликты и крайне болезненную реакцию восточных обществ на западную «глобализацию».

Трём основным факторам роста экстремизма и терроризма - незавершенной модернизации, неадекватной политике государств и появлению идеологов и организаторов экстремизма - должны противостоять три симметричных процесса в сфере модернизации общества, становления новой политики и появления идеологии антиэкстремизма. Особенно важно, чтобы в государствах сформировались стабильные политические системы, механизмы цивилизованного политического диалога и стабильной власти.

Трагические результаты терроризма, которые характеризуют это явление нынешней политики, должны послужить важным предостережением всем политическим силам о том, что попытки решить политико-экономические проблемы с помощью насилия не способствуют решению поставленных задач, а наоборот, ведут к усугублению и нарастанию противоречий в обществе и усилению конфликтогенного потенциала терроризма во всём мире.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проблема международного терроризма представляет реальную угрозу для мирового сообщества. Она имеет собственную специфику, которая отличает ее от других общечеловеческих затруднений. Однако проблема терроризма тесно взаимосвязана с большинством глобальных проблем современных международных отношений. Последние террористические акты, прежде всего трагические события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, по своим масштабам и влиянию на дальнейший ход мировой политики стали беспрецедентными в истории человечества. Число жертв, размеры и характер разрушений, вызванные терактами начала XXI века оказались сопоставимы с последствиями вооруженных конфликтов и локальных войн. Ответные меры, вызванные указанными террористическими акциями, привели к созданию международной антитеррористической коалиции, включившей в свой состав десятки государств, что раньше имело место только в случае крупных вооруженных конфликтов и войн. Ответные антитеррористические военные действия также приобрели планетарный масштаб. В данных условиях глобальная проблема международного терроризма не может рассматриваться только как самостоятельный феномен. Она начала превращаться в важную составную часть более общей военно-политической глобальной проблемы, связанной с фундаментальными вопросами войны и мира, от решения которой зависит дальнейшее существование человеческой цивилизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Костин А.И. Экополитология и глобалистика: Учебное пособие для студентов вузов /А.И. Костин. -- М.: Аспект Пресс, 2005.

2.Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 г.) // Сборник международных договоров СССР. -- М. -- 1989. -- вып. XLIII. -- Ст. 99.

3.Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации от 27 августа 2001. -- № 35.

4.Ольшанский Д.В. Психология террора / Д.В. Ольшанский. -- М., Екатеринбург, 2002.

5.Гушер А.И. Проблема терроризма на рубеже нового тысячелетия новой эры человечества. - М., 2002.

6. Дроздов Ю., Егозарьян В. Мировая террористическая… - М.: Бумажная галерея, 2004.

7. Жаринов К.В. Терроризм и террористы: исторический справочник. - Минск: Харвест, 1999.

8. Кожушко Е.П. Современный терроризм: анализ основных направлений. - Минск: Харвест, 2000.

9. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: Часть 1. - СПб, 1993.

10. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: Часть 2. - СПб, 1995.

11. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. - М., 1993.

12. Остроухов В.В. Актуальные вопросы борьбы с международным терроризмом на современном этапе // Право и безопасность. - Декабрь 2003.- №3-4 (8-9).

13. Право и безопасность. - Декабрь 2002. - №4 (5).

14. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. - Минск: Харвест, 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Терроризм как крайняя форма насилия или угроза насилия. Основные типы терроризма. Международный терроризм. Главный субъект международного терроризма – террористические группы или организации. Деятельность международных террористических организаций.

    презентация , добавлен 16.05.2012

    Понятие терроризма как специфической формы политического насилия. Основные цели и мотивы террористических актов. Характеристика трех сторон конфликта теракта. Обзор наиболее известных экстремистских организаций. Государственные меры против терроризма.

    презентация , добавлен 15.02.2012

    Понятие терроризма и его современные разновидности. Методологические проблемы изучения терроризма. Современный международный терроризм. Развитие "международного терроризма" в 90-х гг. Xx века. Ситуация в мире после событий 11 сентября 2001 г.

    дипломная работа , добавлен 30.08.2004

    Международный терроризм как фактор геополитического влияния. Отличительные черты и причины международного терроризма. Проблема терроризма в международных отношениях: правовые и политические аспекты. Противодействие терроризму на государственном уровне.

    реферат , добавлен 06.08.2010

    Понятие "терроризма" и его разновидности (формы). Классификация и направления террористической деятельности. История терроризма как специфического явления общественно-политической жизни. Развитие "международного терроризма" в 90-х годах XX века.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2012

    Формы терроризма: международный, внутриполитический, уголовный и корыстный. Системный подход у организации антитеррористической деятельности на государственном уровне. Создание подразделений ОМОН и СОБР для ликвидации террористических формирований.

    презентация , добавлен 04.12.2012

    Современные подходы и оценки терроризма. Терроризм в национальных и международных конфликтах. Классификация терроризма на виды по целям и характеру субъекта террористической деятельности. Основные формы терроризма. Терроризм как форма классовой борьбы.

    реферат , добавлен 16.05.2010

    Понятие терроризма и его современные разновидности. Терроризм - методологические проблемы его изучения. Основные разновидности современного терроризма. Современный международный терроризм. История возникновения исламских террористических организаций.

    дипломная работа , добавлен 11.02.2009

    Краткая история терроризма. Провление терроризма в современной России. Рассмотрение террористических актов в РФ за последнее время на примере Беслана. Понятие и виды современного терроризма. Угроза ваххабитских течений ислама современной России.

    реферат , добавлен 21.10.2009

    Этимология термина "терроризм"; проблемы выработки дефиниций данного явления. Рассмотрение трансендетальности как основного критерия международности терроризма. Разграничение понятий преступности и терроризма в законодательствах европейских стран.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История формирования понятия "международный терроризм". Виды террористических организаций. Международно-правовые методы борьбы с международным терроризмом на Ближнем Востоке. Угроза терроризма и методы борьбы с ним. Деятельность исламских террористов.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Основные типы терроризма. Международно-политическая опасность мирового терроризма. Необходимость сотрудничества государств в защите их общих интересов. Практика и примеры экстремистской деятельности террористических организаций и отдельных террористов.

    презентация , добавлен 12.12.2012

    Понятие, сущность и специфические черты международного терроризма, его виды и основные причины. Взаимосвязь внутренних вооруженных конфликтов и международного терроризма. Создание и террористические действия ИГИЛ (Исламского государства Ирака и Леванта).

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Терроризм как политика, основанная на систематическом применении террора. Международный терроризм и его особенности. Международно-политическая опасность данного вида терроризма. Законодательные акты в области борьбы с терроризмом, их эффективность.

    контрольная работа , добавлен 11.01.2011

    Характеристика терроризма, как одного из вариантов тактики политической борьбы, связанной с применением идеологически мотивированного насилия. Условия возникновения международного терроризма, его основные формы и методы. Отношение к терроризму в обществе.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Разновидности и факторы современного терроризма, формы борьбы с ним. Последствия насильственной преступности: психологические проблемы и вопросы освещения в СМИ. Анализ террористических актов в России: "Норд-Ост" на Дубровке, в Беслане и московском метро.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2011

    Понятие и классификация терроризма. Финансовые источники терроризма. Терроризм как террористическая деятельность, как в рамках отдельно взятого государства, так и в мировом масштабе. Государственная политика борьбы со всеми проявлениями терроризма.