Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации — Гипермаркет знаний. Реферат на тему международная миротворческая деятельность вооруженных сил рф Статус военнослужащего контингента миротворческих сил рф

Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные Силы РФ должны обеспечивать надежную защиту страны. Одновременно они должны принимать участие в миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных сил. Интересы обеспечения национальной безопасности России предполагают необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности страны определяют также необходимость широкого участия России в миротворческих операциях. Проведение таких операций имеет целью предотвращения либо ликвидацию кризисных ситуаций на стадии их зарождения. В настоящее время Вооруженные Силы руководством страны рассматриваются как фактор сдерживания, как крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к ликвидации военной угрозы интересам страны. Выполнение международных обязательств России по участию в миротворческих акциях рассматривается как новая задача Вооруженных Сил по поддержанию мира.

Главным документом, определяющим принципы применения и порядок использования миротворческих сил России, является Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». Для практической реализации этого закона в мае 1996 г. Президентом РФ был подписан Указ № 637 «О формировании специального воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». В соответствии с этим указом в Вооруженных Силах России был сформирован специальный воинский контингент общей численностью 22 тыс. человек, состоящий из 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальонов. Военнослужащие миротворческих подразделений Вооруженных Сил РФ выполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в ряде регионов: Югославии, Таджикистане, Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, Грузии.



Комплектование органов управления и подразделений специального воинского контингента осуществляется на добровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В период прохождения службы в составе миротворческого контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г., Конвенцией о безопасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о статусе групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г. При выполнении задач на территории стран СНГ личный состав миротворческих подразделений обеспечивается всеми видами довольствия по нормам, установленным в Вооруженных Силах РФ. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента осуществляются в соединениях Ленинградского и Приволжско-Уральского военных округов, а также на Высших офицерских курсах «Выстрел».

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6 (11-12)/1998, стр. 11-18

Миротворческая деятельность Вооруженных Сил России

Генерал-полковник В.М.БАРЫНЬКИН ,

доктор военных наук

ПОД ВЛИЯНИЕМ происшедших в последние годы на международной арене кардинальных перемен сложилась качественно новая геополитическая обстановка, характеризующаяся значительным снижением угрозы развязывания крупномасштабных войн. В то же время нельзя не заметить возросшей напряженности в отдельных регионах мира. Более высокой стала вероятность перерастания кризисных ситуаций в открытые вооруженные конфликты на Африканском континенте, Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, Восточной Европе, в том числе и на территории СНГ. Достаточно красноречиво об этом свидетельствуют события в Грузии, Молдавии, Армении, Азербайджане, Таджикистане и в самой Российской Федерации (Осетии, Ингушетии, Чечне).

Переживая период сложных социально-экономических преобразований, Россия кровно заинтересована в сохранении международной, региональной и внутренней стабильности. Вооруженные конфликты как внутри страны, так и вблизи ее границ наносят ощутимый ущерб национально-государственным интересам, а потому участие России во всех формах миротворческой деятельности вполне закономерно.

Миротворческая деятельность для Вооруженных Сил РФ - дело в значительной степени новое, несмотря на то, что практическое участие в операциях ООН по поддержанию мира (ОПМ) началось в октябре 1973 года, когда на Ближний Восток была направлена первая группа российских военных наблюдателей. И в настоящее время в операциях по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН, участвуют шесть групп российских военных наблюдателей общей численностью 54 человека: четыре на Ближнем Востоке (по одному человеку в Сирии, Египте, Израиле и Ливане), 11 на ирако-кувейтской границе, 24 в Западной Сахаре, девять в бывшей Югославии и по три в Грузии и Анголе.

Следует отметить, что роль военных наблюдателей в ОПМ весьма ограничена и сводится в основном к наблюдению за выполнением достигнутых соглашений о перемирии или прекращении огня между враждующими сторонами, а также предотвращению (без права применения силы) их возможных нарушений.

Совсем другого масштаба и форм участия требуют миротворческие усилия, когда необходимо погасить огонь разгоревшегося вооруженного конфликта между государствами или внутри него и принудить враждующие стороны к прекращению военных действий и восстановлению мира. Эти неординарные задачи приходится сегодня решать Вооруженным Силам России в ряде регионов Европы и СНГ. Так, в апреле 1992 года впервые в истории миротворческой деятельности России в бывшую Югославию был направлен российский батальон численностью 900 человек (в январе 1994 года она была доведена до 1200 человек). Дислоцированный в Хорватии, он выполнял задачи по разъединению конфликтующих сторон (сербов и хорватов). В феврале 1994 года часть российского контингента сил ООН была передислоцирована в Боснию и Герцеговину, чтобы обеспечить разъединение враждующих сторон (боснийских сербов и мусульман) и осуществлять контроль за соблюдением соглашения о прекращении огня. Российский воинский контингент (отдельная воздушно-десантная бригада двухбатальонного состава с подразделениями боевого и тылового обеспечения), насчитывавший 1600 человек, принимал участие и в операции «Совместное усилие», проводившейся многонациональными силами с декабря 1995 года и имевшей целью выполнение Общего рамочного соглашения о мире в этом регионе. В ходе операции военный блок вопросов, определенный Дейтонскими соглашениями, был практически выполнен, тогда как некоторые политические вопросы остались нерешенными (проблема возвращения беженцев в места прежнего проживания, отсутствие свободы перемещения граждан, не определен статус г.Брчко). Главным итогом стало то, что благодаря присутствию миротворческих сил после почти четырехлетней гражданской войны в Боснии и Герцеговине был восстановлен мир.

На сегодняшний день воинские контингента миротворческих сил (МС) России участвуют в ОПМ и на территории СНГ: в Приднестровском регионе Республики Молдова (два батальона численностью около 500 человек), в Южной Осетии (один батальон - свыше 500 человек), в Таджикистане (мотострелковая дивизия - около 7000 человек), в Абхазии (три батальона - свыше 1600 человек). Российских миротворцев представляют военнослужащие двух соединений и отдельных частей Сухопутных и воздушно-десантных войск. Всего с 1992 года участниками ОПМ (с учетом ротации каждые шесть месяцев) стали более 70 тыс. российских военнослужащих.

В настоящее время Россия совместно с представителями ОБСЕ принимает активное участие в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Многое уже сделано, более четырех лет сохраняется достигнутое соглашение о прекращении огня. Но до полного урегулирования требуется приложить еще немало усилий. И мы готовы для установления мира в этом регионе ввести туда воинский контингент ВС РФ, если на то будет воля правительств Армении и Азербайджана.

Инициативу в решении крупных миротворческих задач обычно берет на себя группа государств под эгидой ООН или международная организация, обладающие для этого соответствующим авторитетом, значительными материальными и финансовыми средствами. Россия никогда не возражала против подобного заинтересованного участия в разрешении конфликтов на территории СНГ. Однако, как свидетельствует практика, европейские государства и ОБСЕ не спешат с масштабным участием в урегулировании конфликтов на территории государств Содружества, ограничиваясь в основном функциями наблюдения и оказания помощи в налаживании контактов между конфликтующими сторонами. Ждать, когда они пересмотрят свое отношение к данной проблеме, Россия не может и потому вынуждена действовать самостоятельно, исходя прежде всего из интересов национальной безопасности и взятых на себя международных обязательств.

Миротворческие усилия России на территории СНГ естественны и оправданны. Конечно, кризисные процессы в нашей стране затрудняют выполнение ею роли авторитетного арбитра, способного убеждением, а если необходимо, то и экономической мощью или военной силой принудить стороны к разрешению возникшего конфликта мирными средствами, обеспечить спокойствие и восстановление стабильности в регионе. И тем не менее Россия является фактически единственным государством на территории бывшего СССР, которое не только проявляет политическую заинтересованность, но и обладает достаточными военными и материально-техническими ресурсами для проведения операций по поддержанию и восстановлению мира. Неучастие России в миротворческой деятельности лишило бы ее возможности влиять на развитие событий на международной арене, а в более широком плане сказалось бы на авторитете нашей страны в мировом сообществе.

Уже первый опыт миротворческой деятельности России и ее Вооруженных Сил в отдельных странах СНГ и в других регионах дал ощутимые позитивные результаты. В целом ряде случаев удалось добиться прекращения вооруженных столкновений между противоборствующими сторонами, предотвратить гибель гражданского населения и разрушение экономики, локализовать (изолировать) зону конфликта и стабилизировать обстановку. Долг России - сделать все возможное, чтобы, в первую очередь, бывшие члены одной семьи перестали враждовать между собой и восстановили добрососедские отношения. От того, как скоро будут залечены в государствах СНГ кровоточащие раны, в немалой степени зависит будущее нашей страны и ее международный авторитет.

Основой участия Российской Федерации - постоянного члена Совета Безопасности ООН - в миротворческих операциях являются нормы международного права: Устав ООН, решения Совета Безопасности и его Военно-штабного комитета, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, ОБСЕ, а также Устав Содружества Независимых Государств и Соглашение глав государств СНГ о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира. Ряд нормативных положений в данной области содержат Основные положения военной доктрины Российской Федерации, где указано, что наше государство содействует усилиям мирового сообщества, различных органов коллективной безопасности по предотвращению войн и вооруженных конфликтов, поддержанию или восстановлению мира и считает возможным применять Вооруженные Силы и другие войска для проведения операций по поддержанию или восстановлению мира в соответствии с решением Совета Безопасности ООН или международными обязательствами.

К настоящему времени Содружеством принят ряд документов, определяющих в совокупности общий механизм и важнейшие кон кретные детали миротворческих оп ераций. Их можно разделить на три основные группы.

К первой относятся положения принятого в январе 1993 года Устава СНГ, в котором установлены принципиальные подходы к разрешению споров и предотвращению конфликтов между государствами - участниками Содружества.

Вторая группа документов посвящена конкретным вопросам формирования и деятельности Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ. 20 марта 1992 года в Киеве на совещании высших руководителей государств - участников СНГ было подписано Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ, а 15 мая того же года в Ташкенте - три протокола: о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ; о временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и Коллективных сил в зонах конфликтов между государствами СНГ, а также протокол о комплектовании, структуре, материально-техническом и финансовом обеспечении этих групп и сил. 24 сентября 1993 года было подписано Соглашение о Коллективных силах по поддержанию мира, дополненное документами о статусе объединенного командования ими и схеме финансирования. Несмотря на то что эти документы не входят в перечень официальных международно-правовых актов о миротворческих операциях в СНГ, именно на их основе в тот же день принималось решение о формировании Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан. 19 января 1996 года на встрече высшего руководства стран СНГ были приняты Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории СНГ и Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ.

Третья группа устанавливает механизм принятия решений о проведении конкретных операций по поддержанию мира на территории Содружества, а также включает документы, позволяющие регулярно продлевать мандаты операций по поддержанию мира (например, в Абхазии, Таджикистане).

Внутригосударственными правовыми актами, регламентирующими участие воинских контингентов Вооруженных Сил в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, являются: Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (1995 г.), Указ Президента Российской Федерации «О формировании специального воинского контингента в составе Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (1996 г.), Положение о специальном воинском контингенте в составе Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (1996 г.)- В соответствии с Указом Президента РФ в Министерстве обороны в июне 1996 года утвержден Перечень соединений и воинских частей Вооруженных Сил, предназначенных для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. 7 декабря 1996 года министр обороны подписал приказ «О мерах по исполнению постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 года № 1251 «Об утверждении Положения о специальном воинском контингенте в составе Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». Данным приказом участие Вооруженных Сил РФ в операциях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности признается одним из важных направлений их деятельности. При этом функции и принципы использования специального воинского контингента Российской Федерации соответствуют правовым нормативам использования Коллективных миротворческих сил СНГ.

Решение о направлении воинских контингентов ВС России за ее пределы для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом РФ на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Миротворческие силы России могут быть задействованы в разрешении вооруженного конфликта на основе межгосударственных соглашений: как третья нейтральная сторона-посредник (Приднестровский регион Республики Молдова, Южная Осетия, Грузия); в составе Коллективных миротворческих сил СНГ (Республика Таджикистан); в составе Коллективных сил по поддержанию мира (Абхазия); под эгидой ООН, ОБСЕ, других региональных организаций (бывшая Югославия).

Общее руководство ОПМ, проводимыми на территории СНГ с участием ВС РФ, осуществляется Советом глав государств - участников СНГ в сочетании с контролем со стороны международно признанной, многонациональной политической организации (ООН или ОБСЕ), а ОПМ, проводимыми на основе двусторонних соглашений, - специально создаваемыми объединенными (смешанными) контрольными комиссиями. В письменном виде должен быть выработан четкий мандат, обозначающий цели операции, ее ожидаемую продолжительность, ответственных за ее выполнение и их полномочия. Например, такой мандат имеют Коллективные силы по поддержанию мира в Абхазии и Коллективные миротворческие силы в Таджикистане.

Однако ситуация в локальных конфликтах складывается зачастую столь опасным образом, что России приходится действовать по сути дела без тщательно разработанного политического мандата и системы политического контроля за деятельностью миротворческих сил. Тем не менее и в таких случаях возможен положительный эффект, о чем свидетельствует прекращение вооруженного противоборства в Южной Осетии и Приднестровье, когда достигнутое прекращение огня создало предпосылки для политического урегулирования конфликта.

Необходимым условием проведения ОПМ является согласие сторон. Россия исходит из того, что МС могут быть развернуты и действовать только после предварительного подписания международным органом и конфликтующими сторонами соответствующего соглашения или получения от последних четких гарантий, что они согласны с введением в зону конфликта миротворческих сил и не намерены оказывать им противодействия. Другими словами, развертывание этих сил должно происходить, как правило, после стабилизации обстановки и при наличии у сторон политической воли к разрешению конфликта политическими методами. Это тем более важно, что МС зачастую не обладают всеми средствами для принудительного осуществления своего мандата и обязаны сотрудничать в этих целях с противоборствующими сторонами.

Развертывание миротворческой деятельности на территории стран СНГ также начинается после политического решения (выдачи мандата на ОПМ) Совета глав государств - участников СНГ. О принятом решении Совет глав государств Содружества информирует Совет Безопасности ООН и председателя ОБСЕ.

Непосредственным мотивом для вовлечения России в ОПМ на территории стран СНГ является обращение к ней других государств с просьбой об оказании содействия в урегулировании конфликтов.

Существуют некоторые особенности при развертывании миротворческой деятельности, когда вооруженный конфликт протекает внутри государства. Как показывает опыт, в данном случае необходимо добиваться согласия на проведение ОПМ всех сил, участвующих в конфликте, даже если некоторые из них не представляют государственную власть. Примером тому может служить Соглашение о принципах мирного урегулирования в Приднестровье, подписанное президентами России, и Молдавии 21 июля 1992 года. В соответствии с ним созданы смешанные миротворческие силы, в состав которых входят воинские контингента Приднестровья, Молдавии и России. Подобное соглашение было подписано и при урегулировании конфликта в Южной Осетии.

В отличие от практики применения миротворческих сил ООН, МС России, а также наблюдатели в ряде случаев вводились на линию соприкосновения сторон, когда прекращение огня еще не было достигнуто. Они становились как бы буфером между противоборствующими сторонами и образовывали демилитаризованную зону. В этой зоне и в настоящее время располагаются контингента МС, при этом каждое подразделение имеет свой район контроля. Подразделения от противоборствующих сторон дислоцируются совместно с российскими, а комплектуемые патрули, посты и заставы, как правило, имеют смешанный состав.

В соответствии со сложившейся международной практикой непосредственного управления ОПМ, проводимыми под эгидой ООН, международные миротворческие силы официально находятся под командованием Генерального секретаря ООН, который выступает от имени Совета Безопасности. Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН принимает активное участие в осуществлении этим органом своих контрольных функций. С согласия Совета Безопасности Генеральный секретарь ООН назначает своего специального представителя для непосредственного руководства операцией, а также командующего, ответственного за военную часть проводимой акции.

Управление и контроль при проведении ОПМ на территории стран - участниц СНГ несколько отличаются от общепринятой международной практики.

С принятием политического решения о проведении конкретной операции по поддержанию мира и заключением соответствующего межгосударственного договора (соглашения), т.е. получением мандата на ее проведение, создается Смешанная (Объединенная) контрольная комиссия (СКК или ОКК) на многосторонней основе. Она осуществляет организацию ввода МС в район конфликта, а кроме того, наделяется необходимыми полномочиями своих правительств для решения политических, экономических, военных и иных вопросов в районах выполнения миротворческих задач, определяет структуру Объединенного военного командования и Объединенного штаба миротворческих сил. В их состав входят представители российских МС и военных формирований конфликтующих сторон. Для обеспечения режима безопасности в пределах зоны безопасности создаются комендатуры миротворческих сил. Непосредственное руководство каждой конкретной операцией возлагается на командующего, назначаемого Советом глав государств Содружества. С Контрольной комиссией, Объединенным штабом взаимодействуют военные наблюдатели, назначаемые сторонами, а также наблюдатели от ООН, ОБСЕ и других региональных международных организаций. Управление подразделениями МС осуществляется по решению Объединенного штаба и мало чем отличается от обычной армейской схемы.

Что касается состава миротворческих сил, то интересам России соответствует вариант, когда на основе межправительственных соглашений в них входят воинские контингенты от различных государств. Сложившаяся практика неучастия в ОПМ контингентов от особо заинтересованных стран или стран, пограничных с государством (государствами), на территории которого (или между которыми) разгорелся военный конфликт, в новых реалиях уже не считается нормой. При этом договоренности о составе сил имеют свою специфику по сравнению с практикой ООН. К примеру, Соглашением о принципах урегулирования конфликта в Южной Осетии, подписанным 24 июня 1992 года Российской Федерацией и Республикой Грузия, была образована Смешанная контрольная комиссия в составе представителей Северной и Южной Осетии, Грузии и России. При ней с согласия сторон были созданы Смешанные силы по поддержанию мира, а также Смешанные группы наблюдателей, размещенные по периметру зоны безопасности. Разработка механизма применения этих сил была возложена на Смешанную контрольную комиссию. В результате предпринятых в Южной Осетии мер удалось развести враждующие стороны, стабилизировать обстановку, а затем и перейти к поиску путей ее политического урегулирования.

Несколько слов необходимо сказать о конфликте в Таджикистане, поскольку здесь была сделана первая попытка реализовать на практике подписанное в рамках СНГ Соглашение о Коллективных силах по поддержанию мира. Принятое после тщательного изучения тенденций развития внутриполитической обстановки в ряде республик бывшего СССР, оно отражает стремление России и ее соседей параллельно с практическими мерами по ликвидации конфликтов сформировать устойчивые механизмы миротворческой деятельности внутри Содружества для участия в возможных ОПМ. Мы не исключаем и возможности привлечения к операциям по поддержанию мира на территории СНГ миротворческих сил других стран под флагом ООН или ОБСЕ, если в этом возникнет необходимость. Первым примером такого участия стал Таджикистан, где в январе 1993 года приступила к работе группа наблюдателей ООН.

Международные нормы регулируют и использование силы в ОПМ. Россия полагает, что и впредь международные миротворческие силы, как правило, будут иметь на вооружении только стрелковое оружие и легкую боевую технику и прибегать к использованию силы лишь в порядке самообороны (которая трактуется как противодействие вооруженным попыткам воспрепятствовать осуществлению мандата международных сил).

Важным принципом использования международных миротворческих сил в ОПМ является беспристрастность, т.е. отказ от действий, которые могут нанести ущерб правам, положению или интересам сторон, участвующих в конфликте.

Нормы международного права требуют максимальной открытости и гласности при проведении операции по поддержанию мира (ограничения в этом плане возможны лишь в целях безопасности). Должны быть обеспечены единое (военное и политическое) руководство операцией и постоянная координация политических и военных действий.

Выполнение этих принципов и требований международное сообщество считает очень важным условием как успеха миротворческой операции так и признания правомерности тех или иных акций, которые проводятся группами стран, имеющими мандат ООН, ОБСЕ или иных организаций.

Роль нашей страны как авторитетной миротворческой силы все более признается в мире. В специальных решениях по Абхазии и Таджикистану Совет Безопасности ООН приветствовал действия России по урегулированию конфликтов в этих регионах. В кругах ООН отмечается, что миротворчество России обогащает международную практику операций по поддержанию мира.

Россия активно участвует в практических разработках и консультациях по миротворческой деятельности с различными международными организациями (ООН, ОБСЕ, НАТО и другими), а также с заинтересованными странами. Так, в 1994 году на территории Тоцкого полигона и в 1995-м на территории форта Райли (штат Канзас, США) были проведены совместные российско-американские командно-штабные учения миротворческих сил. Им предшествовала кропотливая работа руководства министерств обороны России и США, экспертов, командиров подразделений, выделенных в миротворческие силы. Было разработано и издано на английском и русском языках специальное «Российско-американское руководство по тактике действий миротворческих сил при проведении учений». В ходе семинаров и встреч стороны пришли к более глубокому пониманию сущности миротворческих операций, включая такие понятия, как поддержание и восстановление мира, материально-техническое обеспечение операций, рассмотрели вопросы совместного принятия решений и подготовки личного состава, выработали единые условные знаки для обозначения войск в ходе проведения совместных учений.

Подразделения ВС РФ принимали участие в многонациональных миротворческих учениях «Щит мира-96» на Украине, «Центразбат-97» на территории Казахстана и Узбекистана. Спланировано участие подразделений ВС РФ в миротворческих учениях «Центразбат-98» на территории Казахстана, Узбекистана и Киргизии, в рамках программы «Партнерство ради мира» - на территории Албании и на территории Македонии. По мнению автора, практика проведения подобных учений вполне себя оправдывает. Она способствует взаимообогащению опытом миротворческой деятельности и вносит несомненный вклад в развитие международного сотрудничества по урегулированию конфликтов в горячих точках, а также закладывает фундамент для планирования и проработки совместных учений по миротворческой тематике со странами НАТО и СНГ.

Продолжает развиваться нормативно-правовая база миротворчества. В июне 1998 года вступил в силу Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности по поддержанию международного мира и безопасности», которым определяются статус и функции миротворческих сил, порядок их комплектования, а также финансирования миротворческих операций. В связи с принятием данного закона приоритетной задачей в современных условиях является разработка эффективного механизма его реализации, способного обеспечить согласованные усилия в миротворческой области всех заинтересованных министерств и ведомств.

Хотелось бы обратить особое внимание на финансирование подготовки и оснащения воинских формирований, предназначенных для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира. Выделение денежных средств на содержание военного персонала в период участия в миротворческой деятельности согласно Федеральному закону должно осуществляться отдельной строкой федерального бюджета. Однако до сих пор эти расходы несет также и Министерство обороны. В лучшем случае отдельное финансирование миротворческой деятельности может начаться только с января 1999 года.

Итак, основные позиции и взгляды России по вопросу участия в международных усилиях по поддержанию мира заключаются в следующем:

во-первых, Россия, будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, стремится принимать самое активное и посильное участие в деятельности по поддержанию мира;

во-вторых, Россия отдает приоритет участию в миротворческой деятельности в рамках таких организаций, как ООН и ОБСЕ;

в-третьих, военная миротворческая операция должна проводиться только в дополнение к политическим усилиям по урегулированию, иметь четко определенные цели и политические рамки;

в-четвертых, Россия готова на основе мандата ООН рассмотреть модели и формы участия российских военных в операциях по поддержанию и восстановлению мира, проводимых в рамках других региональных структур обеспечения безопасности.

В заключение подчеркнем: миротворчество России отвечает ее жизненно важным интересам. Вооруженные конфликты создают напряженную обстановку в непосредственной близости от границ России, нарушают права человека, порождают потоки беженцев, разрывают налаженные транспортные коммуникации и экономические связи, ведут к существенным материальным потерям, могут дестабилизировать политическую и экономическую ситуацию в стране. Твердо проводя линию на обеспечение мира и безопасности, выполняя обязательства по соглашениям со странами СНГ, Россия не противопоставляет свои миротворческие усилия кому бы то ни было, не требует для себя особого положения и исключительной роли, а выступает за самое широкое участие в этой деятельности ООН, ОБСЕ, других международных институтов. В этом заинтересованы народы всех государств Земли. И наша задача - содействовать осуществлению их чаяний и надежд.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации Презентация преподавателя-организатора ОБЖ МОУ лицей № 9 г. Волгограда Алёшина Ю.Г.

2 слайд

Описание слайда:

Миротворческие задачи ВС РФ Одними из главных задач ВС РФ является: участие по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании Решений Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать решения в соответствии с международным правом Борьба с терроризмом; Борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.

3 слайд

Описание слайда:

Способы осуществления миротворческой деятельности ВС РФ Самостоятельно; Во взаимодействии с международными организациями. Для выполнения международных миротворческих операций по мандату ООН или мандату СНГ РФ предоставляет воинские контингенты в порядке, установленном федеральным законодательством и международными договорами РФ

4 слайд

Описание слайда:

Международная деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации сегодня неразрывно связана с проведением военной реформы в нашей стране и реформированием Вооруженных Сил. Отправной точкой начала реформирования Вооруженных Сил РФ стал Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствовании их структуры». 31 июля 1997 г. Президент утвердил Концепцию строительства Вооруженных Сил на период до 2000 г. Основная цель военной реформы - обеспечение национальных интересов России, которые в оборонной сфере заключаются в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств.

5 слайд

Описание слайда:

Пока еще неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют достаточной для ее обороны военной мощи. В этой связи важнейшей задачей Вооруженных Сил Российской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны. Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные Силы РФ должны обеспечивать надежную защиту страны. Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.

6 слайд

Описание слайда:

Главным документом, определившим создание миротворческих сил России, принципы их применения и порядок использования, является Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (принят Государственной Думой 26 мая 1995 г.). Для реализации этого закона в мае 1996 г. Президентом РФ был подписан Указ № 637 «О формировании специального воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

7 слайд

Описание слайда:

В соответствии с данным указом в Вооруженных Силах России был сформирован специальный воинский контингент общей численностью 22 тыс. человек, состоящий из 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальонов. Всего до мая 1997 г. более 10 тыс. военнослужащих из миротворческих подразделений Вооруженных Сил РФ выполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в ряде регионов - в бывшей Югославии, Таджикистане, Приднестровском регионе Республики Молдова, Южной Осетии, Абхазии, Грузии.

8 слайд

Описание слайда:

Регионы миротворческих миссий ВС РФ Воинский контингент 500 человек в зоне конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова (введен 23 июня 1992 г.); Воинский контингент 500 человек в зоне конфликта в Южной Осетии (Грузия) (введен 9 июля 1992 г.) В зоне конфликта в Абхазии воинский контингент 1600 человек (введен 23 июня 1994 г); В составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан с октября 1993 г. находится 201-я мотострелковая дивизия Вооруженных Сил РФ в соответствии с Договором между Российской федерацией и Республикой Таджикистан. Общая численность данного контингента составляла более 6 тыс. человек

9 слайд

Описание слайда:

С 11 июня 1999 г. российские миротворцы 3 600 человек находились на территории автономного края Косово (Югославия); В настоящее время миротворческий контингент выполняет задачи по борьбе с международным терроризмом и проведению гуманитарных операций в Сирии. Неоднократно выполнялись задачи международной миссии по мандату ООН в африканских странах (Ангола, Сомали, Сьера-Леоне и др.)

10 слайд

Описание слайда:

Комплектование органов управления, воинских частей и подразделений специального воинского контингента осуществляется на добровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Подготовка и оснащение миротворческих сил производятся за счет средств федерального бюджета, выделяемых на оборону.

11 слайд

Описание слайда:

В период прохождения службы в составе специального воинского контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г., Конвенцией о безопасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г.

12 слайд

Описание слайда:

Личный состав специального воинского контингента оснащается легким стрелковым оружием. При выполнении задач на территории стран СНГ личный состав обеспечивается всеми видами довольствия по нормам, установленным в Вооруженных Силах РФ. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента осуществляются на базах ряда соединений Центрального и Западного военных округов, а также на Высших офицерских курсах «Выстрел» в городе Солнечногорске (Московская область). Государствами-участниками СНГ заключено Соглашение о подготовке и обучении военного и гражданского персонала для участия в коллективных миротворческих операциях, определен порядок подготовки и обучения и утверждены программы подготовки всех категорий военного и гражданского персонала, выделяемого в состав коллективных сил по поддержанию мира.

Это - коллективные действия международных организаций (ООН, ОБСЕ и др.) политического, экономического, военного и иного характера, осуществляемые после возникновения конфликта в соответствии с нормами и принципами международного права, направленные на разрешение международных споров, предотвращение и прекращение вооруженных конфликтов преимущественно мирными способами с целью устранения угрозы международному миру и безопасности. Могут включать в себя посредническую деятельность, действия по примирению конфликтующих сторон, переговоры, дипломатическую изоляцию и санкции.

Миротворческие операции в целом - это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению.

В качестве возможных целей миротворческой деятельности вооруженных сил при этом могут выступать:

Принуждение одной или нескольких противоборствующих сторон к прекращению насильственных действий, заключению мирного соглашения между собой или с действующим правительством.

щита территории и (или) населения от агрессии.

Изоляция территории или группы людей и ограничение их контактов с внешним миром.

Наблюдение (слежение, мониторинг) за развитием ситуации, сбор, обработка и доведение информации.

Обеспечение или оказание помощи в обеспечении основных нужд сторон, вовлеченных в конфликт.

Принуждение в данном контексте не предусматривает обязательного согласия всех или какой-либо из сторон на ввод миротворческого контингента.

Основными задачами, выполнение которых в рамках миротворческих операции может быть поручено контингентам вооруженных сил, являются:

наблюдение и контроль за соблюдением условий перемирия и прекращение огня;

превентивный ввод войск в район потенциального конфликта;

разведение сил противоборствующих сторон и контроль за соблюдением условий перемирия;

поддержание и восстановление порядка и стабильности;

обеспечение охраны гуманитарной помощи;

обеспечение права прохода, введение ограничений на передвижение;

установление запретных зон и контроль за ними;

введение и контроль за соблюдением режима санкций;

принудительное разъединение воюющих сторон.

Что касается принудительного разъединения воюющих сторон, то решение этой задачи фактически выводит миротворческую деятельность на уровень "боевых" операций и является отражением отказа от традиционного подхода в использовании миротворческими контингентами исключительно легкого вооружения и только для целей самозащиты. Подобные операции принуждения к миру расширяют возможности урегулирования конфликтных ситуаций, но несут в себе опасность потери миротворческими силами статуса беспристрастного арбитра.

Историю участия военнослужащих России в миротворческих операциях можно исчислять с 1973 г., когда группа офицеров была включена в качестве наблюдателей в состав Чрезвычайных сил ООН на Синае. В учрежденных в 1992 г. Силах ООН по охране (в бывшей Югославии) российские военнослужащие впервые приняли участие в миротворческой операции ООН уже в рамках отдельных национальных воинских формирований. Так, первый российский батальон участвует в разделении сербских и хорватских сил в Хорватии. Впоследствии на базе части сил этого батальона, переброшенной из Сербской Краины под Сараево, был развернут второй российский батальон в Боснии и Герцеговине. В настоящее время две российские дивизии проводят целенаправленную подготовку к осуществлению миротворческих миссий (в том числе и по планам ООН).

Но в значительно больших масштабах Россия оказалась вовлечена в осуществление миротворческих операций на территории бывшего СССР (в Южной Осетии (с 1992 г.), Молдавии (1992 г.), Таджикистане (1993 г.) и Абхазии (1994 г.)).

Можно выделить несколько основных этапов в развитии подходов международного сообщества к осуществлению миротворческих функций.

В ходе ПЕРВОГО ЭТАПА (с 1948 по 1956 г.) были организованы две операции, которые продолжаются до настоящего времени. Так, в рамках этих операций были образованы: Миссия ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия, созданная для наблюдения за соглашением о прекращении огня между Израилем и его арабскими соседями в 19 48 г., и группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане, созданная в 1949 г. для наблюдения за линией разграничения между двумя странами в Кашмире.

ВТОРОЙ ЭТАП международного миротворчества (с 1956 по 1967 г.) проходил на фоне возрастания напряженности в отношениях двух основных военно-политических блоков - ОВД и НАТО. что привело к постепенному сворачиванию миротворческой деятельности под эгидой ООН. В течение этого периода не было организовано ни одной новой миротворческой операции и только три из ранее учрежденных продолжали действовать.

ТРЕТИБ ЭТАП (с 1967 по 1973 г. между 2-й и 3-й арабо-израильскими войнами) характеризовался наиболее ожесточенным соперничеством военно-политических группировок Запада и Востока.

На ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ (хронологически связанным с окончанием "Октябрьской" войны 1973 г. на Ближнем Востоке и по конец 80-х годов) миротворческая деятельность вновь стала рассматриваться в качестве средства, способного обеспечить контроль (мониторинг) за развитием обстановки в случае кризисного развития конфликтных ситуаций.

Пресечение агрессии.

Агрессия (лат. - нападение) военное нарушение суверенитета государства, его независимости и целостности границ. Агрессия может быть также экономической, психологической, идеологической и т.д. В современном международном праве существует принцип правовой ответственности за агрессию, включающий принудительные меры, направленные на пресечение агрессии и восстановление мира. Предусмотрена политическая и материальная ответственность за агрессию.

Пресечение агрессии - решит. применение гос-вом воен. силы в сочетании с невоен. средствами воздействия на агрессора для прекращения его вооруж. нападения. Осуществляется нанесением ответных ударов по пр-ку войсками (силами) с одноврем. использованием экон., полит., дипл. и др. мер противодействия на ранней стадии воен. конфликта с целью предотвратить его эскалацию и способствовать последующему урегулированию на приемлемых для страны, подвергшейся нападению, условиях.

Пресечение вторжения Ирака в Кувейт.

Активные попытки мирового сообщества, направо ленные на урегулирование кризиса, вызванного оккупацией Ираком Кувейта, завершились безрезультатно. 17 января 1991 г. в соответствии с решением Совета Безопасности ООН многонациональные силы антииракской коалиции начали военные действия под кодовым наименованием “Буря в пустыне”.

Политические цели этой операции заключались в освобождении Кувейта и возвращении власти законному правительству, восстановлении стабильности в регионе Персидского залива; утверждении принципов “нового мирового порядка”, а также в изменении состава руководства Ирака и его политического курса. Военные цели операции состояли в уничтожении военного потенциала Ирака, грозящего своей военной мощью Израилю и некоторым странам Ближнего Востока; в лишении Ирака возможности производить ядерное, химическое и биологическое оружие.

Операция началась в ночь с 16 на 17 января 1991. Военно-воздушные силы союзников успешно бомбардировали военные объекты Ирака, который в свою очередь пытался инициировать всеарабскую войну путем нанесения провокационных ракетных ударов по Израилю, официально не участвовавшему в конфликте. Саддам Хусейн пытался начать своеобразную «экологическую войну», спуская нефть прямо в Персидский залив и поджигая нефтяные вышки. Наступление сухопутных войск союзников началось 24 февраля 1991, за 4 дня территория Кувейта была освобождена. 28 февраля военные действия закончились, поскольку Ирак согласился с резолюцией ООН об освобождении Кувейта.

За 43 дня боевых действий Ирак потерял 4 тысячи танков (95% от общего числа), 2140 орудий (69%), 1865 бронетранспортеров (65%), 7 вертолетов (4%), 240 самолетов (30%). Потери коалиции составили 4 танка, 1 орудие, 9 бронетранспортеров, 17 вертолетов, 44 самолета. 700-тысячная союзная группировка войск потеряла убитыми 148 человек. Потери полумиллионной армии Ирака оцениваются в 9 тысяч человек убитыми, 17 тысяч ранеными, 63 тысячи пленными. Около 150 тысяч солдат иракской армии дезертировали во время боев.

Система ПРО.

Противоракетная оборона (ПРО) - комплекс мероприятий разведывательного, радиотехнического и огневого характера, предназначенный для защиты (обороны) охраняемых объектов от ракетного оружия. Противоракетная оборона очень тесно связана с противовоздушной обороной и часто осуществляется одними и теми же комплексами.

Понятие противоракетная оборона включает в себя защиту от ракетной угрозы любого плана и все средства, это осуществляющие (включая активную защиту танков, средства ПВО, борющиеся с крылатыми ракетами и проч.), однако на бытовом уровне, говоря о ПРО, обычно имеют в виду «стратегическую ПРО» - защиту от баллистической ракетной составляющей стратегических ядерных сил (МБР и БРПЛ).

Говоря о противоракетной обороне можно выделить самозащиту от ракет, тактическую и стратегическую ПРО.

Самозащита от ракет

Самозащита от ракет является минимальной единицей противоракетной обороны. Она обеспечивает защиту от атакующих ракет лишь той военной техники, на которой она установлена. Характерной особенностью самооборонительных систем является размещение всех систем ПРО непосредственно на защищаемой технике, и все размещённые системы являются вспомогательными (не основным функциональным назначением) для данной техники. Системы самозащиты от ракет экономически эффективны к использованию лишь на дорогостоящих типах военной техники, которая несёт тяжёлые потери от ракетного огня. В настоящее время активно развиваются два типа систем самозащиты от ракет: комплексы активной защиты танков и противоракетная оборона военных кораблей.

Тактическая ПРО

Тактическая ПРО предназначена для защиты ограниченных участков территории и расположенных на ней объектов (группировок войск, промышленности и населённых пунктов) от ракетных угроз. К целям подобной ПРО относят: маневрирующие (в основном, высокоточные авиационные) и неманеврирующие (баллистические) ракеты с относительно небольшими скоростями (до 3-5 км/с) и не имеющими средств преодоления ПРО. Время реакции комплексов тактической ПРО составляет от нескольких секунд до нескольких минут в зависимости от типа угрозы. Радиус защищаемой области, как правило, не превышает нескольких десятков километров. Комплексы имеющие существенно больший радиус защищаемой области - до нескольких сотен километров, часто относят к стратегической ПРО, хотя они и не способны перехватывать высокоскоростные межконтинентальные баллистические ракеты, прикрываемые мощными средствами преодоления ПРО.

Существующие комплексы тактической ПРО

Малого радиуса действия

Тунгуска

Панцирь-С1

Малого радиуса действия:

MIM-104 Patriot PAC3

Среднего и большого радиуса действия:

Иджис (AEGIS)

ракеты GBI (англ. Ground Based Interceptor)

ракеты KEI (англ. Kinetic Energy Interceptor)

Малого радиуса действия:

Среднего и большого радиуса действия:

Малого радиуса действия:

Железный купол

Среднего и большого радиуса действия:

Стратегическая ПРО

Наиболее сложная, совершенная и дорогостоящая категория средств противоракетной обороны. Задачей стратегической ПРО является борьба со стратегическими ракетами - в их конструкции и тактике применения специально предусмотрены средства, затрудняющие перехват - большое количество лёгких и тяжёлых ложных целей, маневрирующие боеголовки, а также системы постановки помех, включающие высотные ядерные взрывы.

В настоящее время системами стратегической ПРО обладают только Россия и США, при этом существующие комплексы способны защитить лишь от ограниченного удара (единицы ракет), причём по ограниченной территории. В обозримом будущем нет перспектив появления систем, способных защитить от массированного удара стратегическими ракетами.

Система противоракетной обороны территории США (НПРО) (англ. National Missile Defense - NMD) создаётся, согласно заявлениям Американской администрации, для защиты территории страны от ракетно-ядерного удара со стороны так называемых стран-изгоев, к которым в США относят, в частности, КНДР, Иран и Сирию (ранее также Ирак и Ливию). Российскими политиками и военными неоднократно высказывалось мнение, что в действительности американская ПРО угрожает безопасности России и, возможно, Китая, нарушая тем самым ядерный паритет. Развертывание баз ПРО привело к ухудшению отношений между США и Россией.

Система ПРО США

Создаваемая система ПРО США включает в себя следующие элементы: центр управления, станции дальнего обнаружения и спутники слежения за запусками ракет, станции наведения ракет-перехватчиков, сами ракеты-носители для вывода противоракет в космос с целью уничтожения баллистических ракет противника.

В конце 2006 - начале 2007 намерение США разместить элементы системы ПРО в Восточной Европе, в непосредственной близости от российской территории, натолкнулись на резкое противодействие со стороны российского руководства, что дало повод для мнений о начале очередного витка гонки ракетно-ядерных вооружений и холодной войны.

В начале октября 2004 года США, заявляя о своём беспокойстве в связи с появлением у Ирана ракет среднего радиуса действия, способных поражать цели на расстоянии 2 тыс. км., приняли решение ускорить развёртывание системы ПРО в США и провели консультации с европейскими союзниками о размещении ракет-перехватчиков в Европе и включении их в зону действия американской ПРО.

Страны, участвующие в разработке ПРО США: Великобритания, Ирландия, Германия и Франция, Польша, Южная Корея и др.

Развитие российской ПВО

Система ПВО Москвы входит в состав Командования специального назначения (КСпН), созданного в сентябре 2002 на базе Московского округа ВВС и ПВО в качестве головного участка воздушно-космической обороны страны.

Сейчас в состав КСпН входят 16-я воздушная армия со штабом в Кубинке (Московская область), на вооружении которой находятся перехватчики МиГ-25 и МиГ-31, истребители МиГ-29 и Су-27, фронтовые бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25, а также два корпуса ПВО (1-й в Балашихе и 5-й в Ржеве), оснащённые зенитно-ракетными комплексами С-300ПМ, С-300ПМУ1 и С-300ПМУ2 «Фаворит».

6 августа 2007 года в подмосковной Электростали на боевое дежурство заступил первый дивизион, оснащенный зенитной-ракетной системой С-400 «Триумф», способной решать задачи как противовоздушной обороны, так и нестратегической противоракетной обороны.

18 августа 2004 командующий войсками КСН генерал-полковник Юрий Соловьев заявил, что концерн ПВО «Алмаз-Антей» занимается разработкой ракеты, которая могла бы осуществлять перехват и уничтожение целей «в ближнем космосе».

22 ноября 2011, в рамках ответа на действия НАТО по созданию европейского компонента системы ПРО, Президент РФ Д. Медведев заявил об отдании приказа о немедленном вступлении новой РЛС класса 77Я6-ДМ «Воронеж-ДМ» (объект 2461), построенной в западной части России в г. Пионерский Калининградской области на боевое дежурство. 29 ноября станция введена в состав системы предупреждения о ракетном нападении. Станция начала опытное функционирование в 2011 году, она должна перекрыть зону ответственности станций в Барановичах и Мука́чеве находящихся за пределами РФ. Основной её задачей является контроль космического и воздушного пространства Европы и Атлантики.

Европейская безопасность.

В Декларации, одобренной на встрече глав государств и правительств участников ОБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. (Хельсинки-11), отмечено, что ОБСЕ является форумом, определяющим направление процесса формирования новой Европы и стимулирующим этот процесс (п. 22). В принятом там же пакете решений предусмотрено создание антикризисных механизмов ОБСЕ, включая операции по поддержанию мира. В частности, определено, что на первой стадии урегулирования кризисных ситуаций используются механизм мирного разрешения споров, миссии специальных докладчиков и миссии по установлению фактов. В случае разрастания конфликта может быть принято решение о проведении операции по поддержанию мира. Такое решение принимается Советом министров на основе консенсуса или действующим в качестве его агента Руководящим советом. Необходимо согласие непосредственно заинтересованных сторон на проведение операции. Операции предполагают посылки групп военных наблюдателей или сил по поддержанию мира. Личный состав для участия в операциях ОБСЕ по поддержанию мира предоставляется отдельными государствами-участниками.

Операции могут проводиться в случае возникновения конфликтов как между государствами-участниками, так и внутри них. Их основные задачи - контроль за прекращением огня, наблюдение за выводом войск, оказание поддержки в сохранении законности и порядка, оказание гуманитарной помощи и т. д. Операции не предусматривают принудительных действий и осуществляются в духе беспристрастности. Общий политический контроль за операцией по поддержанию мира и руководство ею осуществляет Руководящий совет. Предусматривается, что операции ОБСЕ проводятся с должным учетом роли ООН. В частности, в хельсинкских решениях закрепляется положение о том, что председатель ОБСЕ в полном объеме информирует Совет Безопасности ООН об операциях ОБСЕ.

При проведении операций по поддержанию мира ОБСЕ может пользоваться ресурсами и опытом существующих организаций, например, ЕС, НАТО, ЗЕС, а также СНГ. В каждом конкретном случае ОБСЕ принимает решение об использовании помощи таких организаций.

ОБСЕ приобрела определенный опыт в проведении операций по поддержанию мира различного уровня. Ее миссии направлялись в Боснию и Герцеговину, Хорватию, Эстонию, Латвию, Украину, Грузию, Молдавию, Таджикистан, Нагорный Карабах, бывшую югославскую республику Македонию, Косово. Их мандаты вырабатывались с учетом конкретной ситуации в районе развертывания операций и предусматривали задачу установления тесных контактов с представителями на местах и дальнейшего укрепления диалога, начатого между вовлеченными в конфликт сторонами.

В 1994 г. на Будапештском совещании глав государств и правительств был принят Кодекс поведения по военно-политическим аспектам безопасности, вступивший в силу с 1 января 1995 г. Основное внимание в документе уделено обеспечению национальной безопасности в соответствии с общими усилиями по упрочению безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ и за его пределами. В нем подчеркнуто, что безопасность неделима и что безопасность каждого из государств-участников неразрывно связана с безопасностью всех других государств-участников. Государства обязались развивать взаимное сотрудничество. В этом контексте была подчеркнута ключевая роль ОБСЕ. В документе предусмотрены совместные и национальные меры по таким направлениям неделимой безопасности, как разоружение, борьба с терроризмом, осуществление права на индивидуальную и коллективную самооборону, укрепление доверия, создание здоровых экономических и экологических условий и др.

Лиссабонская декларация 1996 г. о модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI в. заложила основы общеевропейской безопасности. Она предполагает создание единого пространства безопасности, основополагающими элементами которой являются всеобъемлющий и неделимый характер безопасности и приверженность разделяемым ценностям, обязательствам и нормам поведения. Безопасность должна быть основана на сотрудничестве и опираться на демократию, уважение прав человека, основных свобод и верховенство закона, рыночную экономику и социальную справедливость. Ни одно из государств - участников ОБСЕ не должно укреплять свою безопасность за счет безопасности других государств.

ОБСЕ объединяет в своем составе 55 суверенных и незав-х гос-в евроатлантического пространства и считающуюся крупнейшей региональной орг-цией по вопросам безопасности.

Принятые в Стамбуле на саммите ОБСЕ 19 ноября 1999 г. Стамбульская декларация, Хартия европейской безопасности и Венский документ для переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности заложили правовую базу для формирования всеобъемлющей системы европейской безопасности XXI в.

Хартия европейской безопасности представляет собой уникальный документ, фактически являющийся конституцией для новой Европы. Она признает ОБСЕ основной организацией по мирному урегулированию споров в ее регионе и главным инструментом в области раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.

Содружество Независимых Государств призвано обеспечивать безопасность на евроазийском пространстве бывшего СССР. В рамках СНГ приняты важные документы в этой области.

В Устав СНГ включены положения о коллективной безопасности и о предотвращении конфликтов и разрешении споров, вытекающие из Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и Соглашения о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира от 20 марта того же года. Устав СНГ закрепляет в ст. 12 право на использование в случае необходимости Объединенных вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН, а также применение миротворческих операций.

На основе Договора о коллективной безопасности 1992 г., участниками которого являлись девять государств: Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, создан Совет коллективной безопасности (СКБ). В его состав входят главы государств - участников Договора и Главнокомандующий ОВС СНГ. СКБ уполномочен проводить консультации с целью координации позиций государств-участников в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной неприкосновенности и суверенитету одного или нескольких государств либо угрозы миру и международной безопасности: рассматривать вопросы оказания необходимой помощи, в том числе военной, государству - жертве агрессии; принимать необходимые меры для поддержания или восстановления мира и безопасности.

Совсем иная ситуация складывается в отношении Организации Североатлантического Договора (НАТО), претендующей на главную роль в обеспечении безопасности и стабильности в Европе. НАТО основана на подписанном 4 апреля 1949 г. межгосударственном Североатлантическом договоре, вступившем в силу 24 августа того же года. Ее членами являются 23 государства: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция, Франция, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Литва, Латвия и Эстония.

Участники Договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН, разрешать все свои споры мирными средствами, содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений.

Для осуществления целей Североатлантического договора создана сложная политическая и военная структура. Высшим органом НАТО является Североатлантический совет (САС), который функционирует на различных уровнях: глав государств и правительств, министров иностранных дел, послов, являющихся постоянными представителями. В последнем случае он рассматривается как Постоянный совет. В рамках Совета проводятся широкие политические консультации по всем вопросам внешних сношений, рассматриваются вопросы обеспечения безопасности, поддержания международного мира, военного сотрудничества. Решения принимаются единогласно. Создан постоянный рабочий орган - Секретариат во главе с Генеральным секретарем НАТО

Для обеспечения сотрудничества между Североатлантическим союзом и европейскими странами, не являющимися членами НАТО, в 1991 г. были созданы программа «Партнерство ради мира» (ПРМ) и Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС), призванный осуществлять руководство этой программой. В связи с проводимыми в настоящее время преобразованиями в НАТО введена новая расширенная программа ПРМ, которая могла бы обеспечить более активное сотрудничество членов и нечленов НАТО в оборонной и военной областях, в том числе в условиях кризисов, как это уже имеет место в организации Сил по обеспечению выполнения Дейтонских соглашений (ИФОР) и Сил по стабилизации (СФОР) в Боснии и Герцеговине. В ее рамках предполагается участие стран-членов и нечленов НАТО в создании Штабных элементов партнеров (ШЭП) и Многонациональных оперативных сил (МОС) для проведения операций по урегулированию кризисов.

Вместо ССАС на сессии Совета НАТО 30 мая 1997 г. был создан Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП) в составе 44 стран, в том числе всех государств - членов НАТО, всех бывших республик СССР, всех бывших участников Варшавского договора, а также Австрии, Финляндии, Швеции и Швейцарии. Целью СЕАП является проведение многосторонних консультаций по широкому кругу вопросов, включая вопросы политики, безопасности, урегулирования кризисов, проведения операций по поддержанию мира и др.

Партнерство России и НАТО было установлено подписанием 27 мая 1997 г. в Париже Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора. В Акте указано, что Россия и НАТО будут работать совместно с тем, чтобы внести вклад в создание в Европе общей и всеобъемлющей безопасности, основанной на приверженности общим ценностям, обязательствам и нормам поведения в интересах всех государств. В Акте также подчеркнуто, что он не затрагивает главной ответственности Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности и роли ОБСЕ как общей и всеобъемлющей организации в ее регионе.

Далее, 28 мая 2002 г. в г. Риме была принята «Декларация глав государств и правительств Российской Федерации и государств - членов НАТО». В ней, в частности отмечено: «В качестве первоначальных шагов в этом отношении мы сегодня договорились предпринимать следующие усилия по сотрудничеству.

Борьба против терроризма: укреплять сотрудничество на основе многопланового подхода, включая совместные оценки угрозы терроризма для безопасности в Евроатлантическом регионе, сфокусированные на конкретных угрозах, например, вооруженным силам России и НАТО, гражданской авиации или объектам инфраструктуры, имеющим критически важное значение; в качестве первого шага провести совместную оценку террористической угрозы миротворческим силам России, НАТО и государств-партнеров на Балканах.

На сегодняшний день в Европе практически не осталось очагов конфликтов – двумя серьезными «горячими точками» на рубеже веков являются лишь Балканы и Приднестровье. Однако существующие в международных отношениях тенденции не позволяют надеяться на то, что мир даже в долгосрочной перспективе будет избавлен от войн и конфликтов. Кроме того, не до конца преодолено негативное наследие Холодной войны – расширение НАТО на восток по-прежнему воспринимается в России и ряде других государств как угроза собственной безопасности. Весьма резкую реакцию вызвали в Москве и планы США по развертыванию элементов противоракетной обороны в Европе. В свою очередь, в Европе весьма настороженно отнеслись к росту военных расходов России, озабоченность вызвало и заявление о выходе из ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе).

Война.

Война́ - конфликт между политическими образованиями - государствами, племенами, политическими группировками и т. д., происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.

Как правило, война имеет целью навязывание оппоненту своей воли. Один субъект политики пытается изменить поведение другого, заставить его отказаться от своей свободы, идеологии, от прав на собственность, отдать ресурсы: территорию, акваторию и др.

По формулировке Клаузевица, «война есть продолжение политики иными, насильственными средствами». Основным средством достижения целей войны служит организованная вооружённая борьба как главное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы. В этом смысле война - это организованное вооружённое насилие, целью которого является достижение политических целей. Тотальная война - это вооружённое насилие, доведённое до крайних пределов. Главным средством в войне является армия.

Военные авторы обычно определяют войну как вооружённый конфликт, в котором соперничающие группы обладают достаточно равными силами, чтобы сделать исход сражения неопределённым. Вооружённые конфликты сильных в военном отношении стран с находящимися на примитивном уровне развития племенами называются умиротворениями, военными экспедициями или освоением новых территорий; с небольшими государствами - интервенциями или репрессалиями; с внутренними группами - восстаниями, мятежами либо внутренними конфликтами (гражданская война). Подобные инциденты, если сопротивление оказалось достаточно сильным или продолжительным по времени, могут достичь достаточного размаха, чтобы быть классифицированными как «война»

Марксизм-ленинизм рассматривает В. как общественно-политическое явление, присущее только классовым общественно-экономическим формациям. При первобытнообщинном строе не было частной собственности, деления общества на классы, не было и В. в современном смысле слова. Многочисленные вооружённые столкновения между родами и племенами, несмотря на некоторое их внешнее сходство с В. классового общества, отличаются по социальному содержанию. Причины таких столкновений коренились в способе производства, основанном на использовании примитивных орудий и не обеспечивавшем удовлетворения минимальных потребностей людей. Это толкало одни племена на то, чтобы добывать средства к существованию путём вооружённого нападения на другие племена с целью захвата пищи, пастбищ, мест охоты и рыбной ловли. Важную роль в отношениях между общинами играли разобщённость и изолированность первобытных родов и племён, кровная месть, основанная на кровном родстве, и т. д.

Международная миротворческая деятельность Вооруженных сил РФ.

Миротворчество – несвойственная

задача для военных, но только военные могут с ней справляться.

Бывший Ген. секретарь ООН

Даг Хаммершельд.

Цели и задачи урока:
    Обучающая – раскрыть сущность и знание миротворческой деятельности Вооруженных сил РФ. Развивающая – побудить интерес к жизни и деятельности ВС РФ, формировать чувство дружбы и товарищества. Воспитывающая – воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за ВС РФ и за свою страну.
Оборудование: ноутбук, проектор.

Ход урока:

    Организационный момент.
Проверка наличия обучающихся. Доведение порядка проведения занятия.
    Проверка домашнего задания.
Тест «Как стать офицером Российской армии». На экран проецируются вопросы теста, обучающиеся на листочках, дают правильные варианты ответов. Тест. «Как стать офицером РА» 1. Родоначальником русской военной школы считают …… А) Иоанн IV (Грозный) Б) Александр Невский В) А. В. Суворов Г) Петр I Д) М. И. Кутузов. 2. Первая военная школа была создана в …… А) 1698 г. Б) 1701 г. В) 1819г. Г) 1732 г. 3. А. В. Суворов, граф Рымникский был: А) Генерал- аншеф Б) Полковник В) Генерал-поручик Г) Генералиссимус 4. Высшие военные учебные заведения готовят: А) сержантов Б) генералов В) офицеров Г) мичманов 5. По окончании военных училищ выпускники получают: А) средне – специальное образование Б) высшее военное образование В) высшее военно – специальное образование Г) средне – специальное военное образование 6. Срок обучения в военных образовательных учреждениях составляет: А) 4 – 5 лет Б) 6 лет В) 3 – 4 года 7. Учебный год в военных образовательных учреждениях начинается: А) 1 августа Б) 1 октября В) 1 сентября Г) 1 января 8. В военные образовательное учреждение имеют право поступить граждане достигшие возраста А) 16 – 22 года Б) 14 – 20 лет В) 16 – 24 года Г) 18 – 22 года
    Изучение новой темы.
Тема сегодняшнего нашего занятия «Международная миротворческая деятельность ВС РФ». Давайте вместе разберемся, что же означает само понятие «миротворчество». Как вы понимаете это слово?

Во-первых – это поддержание мира и порядка. Согласны?

Во-вторых – это сдерживание конфликтующих сторон от

бессмысленного кровопролития и разрушений.

Но чтобы глубже понять, что же все же означает «миротворческая деятельность» , давайте обратимся к истории. Как нам уже известно, человечество за свою многовековую историю постоянно вело различные войны. Цели этих войн были самые различные. Это и захват чужих территорий, удовлетворение личных амбиций, освободительные войны и т. д. Примеров можно приводить массу. Нам известно, что за всю свою многовековую историю, Россия не разу не вела захватнических войн. Но вынуждена была постоянно отражать нашествия других стран. И зачатки миротворчества следует искать здесь. Какие примеры мы можем привести из истории, касающиеся нашей темы. Суворов – Балканы, Кутузов – 1812г. Иоанн IV Грозный (Астрахань, Казань). Екатерина II (Крым, Грузия, Персия (Иран)). Русская армия всегда была известна своими гуманными традициями, что подтверждается многочисленными примерами из ее истории. Великий русский полководец М. И. Кутузов сказал следующие слова:

«Заслужить благодарность иноземных народов и заставить Европу с чувством удивления воскликнуть: «Непобедимо русское воинство в боях и неподражаемо в великодушии и добродетели мирных! Вот благодарная цель, достойная героев!»

Особый статус, да и само понятие миротворчества сложилось под впечатлением тяжелых последствий и ужасов Второй мировой воины. Мировое сообщество приходит к выводу о необходимости избавить грядущее поколение от бедствий войны. С этой целью в 1945 году была создана ООН, которая получила полномочия принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угроз миру и подавлению актов агрессии. Тремя годами позже, в 1948г. Сов-Без. ООН впервые принял решение учредить миссию ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке и привлечь в ее состав военный персонал из нескольких стран мира. Так возникла новая форма международного военно-политического сотрудничества, получившая обобщенное название «миротворчество».

В настоящее время Россия состоит в дружеских договорных отношениях со многими государствами мира, участвует в различных международных организациях. Для предотвращения неизбежных конфликтов Россия в первую очередь старается использовать политические, экономические и другие мирные средства. Однако, иногда применение военной силы часто более эффективно, чем уговоры и переговоры.

Кроме этого, необходимость военного присутствия в некоторых стратегически важных регионах мира отвечает интересам обеспечения национальной безопасность России.

26 мая 1996 года бал подписан Указ Президента РФ «О формировании специального войскового контингента ВС РФ для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

На основании этих документов был сформирован специальный контингент состоящий из 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальонов общей численностью в 22 тысячи человек.

География участия миротворческих сил России такова:

    До 2000 года – Приднестровье и Абхазия

    С 1993 года – Таджикистан

    С 1999 года – автономный край Косово (Югославия)

Комплектование МС происходит на добровольной основе по конкурсному отбору из числа лиц, проходящих военную службу по контракту.

В период прохождения службы военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира.

Личный состав МС оснащается легким стрелковым оружием.

4. Домашнее задание 5. Итог урока.