Экология и дети. Экология для самых маленьких (Обучение в дошкольном образовательном учреждении) Экологическое воспитание младших школьников

Галина Голикова
Статья: «Малыш и экология»

Мир природы! Это и чарующий взор краски,

это и свежий воздух, бодрящий, вселяющий

в нас новые силы. Это и несметные богатства

которые людям надлежит беречь и преумножать…

Валова З. Г.

Моисенко Ю. Е.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания детей . Как же воспитать в детях бережное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти, как говорил В. А. Сухомлинский «в жизнь другого живого существа изнутри» , почувствовать чужую боль, как свою собственную, вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Экологическое воспитание - это направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно - правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно - правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействие ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом» в котором есть все для его жизни.

Начиная с детского сада, воспитатель должен вложить в сознание ребёнка бережное отношение к природе и экологии родного края . Дети уже в старшем дошкольном возрасте без особых усилий усваивают знания по экологии , если занятия проводятся в доступной увлекательной форме.

Началом экологического воспитания является некоторые правила с детства (нельзя рвать цветы, нельзя ходить по газонам, нельзя обижать животных) . Детей надо приучать не оставаться равнодушным к сломанной ветки. Во время бесед или прогулок в природу детям надо объяснять, что заботясь о природе нашего родного края, мы в дальнейшем заботимся об экологии и о нашей Земле в целом. Ведь дошкольное детство – это начальный этап формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача - сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Летом территория нашего детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. Вот он удобный момент, где можно рассказать и наглядно показать о жизни насекомых, об их пользе. При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Систематическое наблюдение в природе учат детей быть внимательными. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску : педагог задает четкие, конкретные вопросы, направляя детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и их связи со средой обитания.

Для педагога важно научить детей видеть ценить тихую прелесть крохотного полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать чарующие звуки природы – пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды… Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

Один из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира, является сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. В своей работе с детьми мы используем произведения доктора педагогических наук Н. А. Рыжовой, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязи, с некоторыми понятиями экологии , проблемами влияния человека на природу и многими другими. Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители .

В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

“Все усилия при воспитании окажутся тщетны,

пока вы не научите ваших воспитанников

любить поле, птиц и цветы” (Д. Рескин)

Ольга Балашова
Экология и дети

В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разными экологическими проблемами . Чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду, чтобы не делать экологических ошибок , не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями . Опыт показывает, что взрослого человека с уже сформировавшимися взглядами трудно переубедить и перевоспитать. Поколение, воспитанное на лозунгах “Победить природу, взять у неё богатства”, с трудом перестраивается на новый тип взаимоотношений “человек-природа”, осознаёт самоценность природы таковой. До сих пор природа часто оценивалась только сточки зрения пользы или вреда для человека. Сформировать человека с новым, экологическим типом мышления можно только с раннего детства. Поэтому крайне важным звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования является работа с дошкольниками. Именно в этот период у человека формируются представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе взаимосвязей, т. е. экологические знания . Элементы экологического воспитания сейчас включаются в программы многих детских садов, однако часто носят разрозненный, случайный характер. Необходимо, чтобы знания по экологической тематике были связаны между собой, составляли единую систему, в которой начальные, более простые этапы обучения являются базой для последующих, более сложных, обобщающих. Экологическое образование и воспитание не могут ограничиться отдельными занятиями, праздниками, работой на приусадебном участке. Должен существовать “стержень” – комплекс экологических занятий , которые получит дошкольник. А все игры, наблюдения, экскурсии и т. п. носят прикладной характер, служат для усвоения этого комплекса знаний. Экологическое воспитание не равнозначно воспитанию природоохранному, оно включает в себя последнее, но не ограничивается им. Природоохранное воспитание, несомненно, необходимо в дошкольном возрасте. Его целью является выработка у детей бережного отношения к природе, обучение правилам поведения в лесу, на реке. Экологическое воспитание предполагает формирование у ребёнка соответствующего мировоззрения, получение элементарных экологических знаний . На наш взгляд, цель и задачи экологического образования дошкольников можно определить, исходя из классического понимания самого термина “экология” . Впервые этот термин был выведен немецким зоологом Э. Геннелем в веке. В то время экология рассматривалась как часть биологии. Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно, задачей экологического образования должно быть формирование у человека (в том числе и у дошкольника) понимания существующих связей между живыми организмами (например, приспособленность от экологических факторов к определённым условиям, зависимость от экологических факторов ) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото) . Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы, т. е. с точки зрения существующих взаимосвязей, позволяет логически подвести детей пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно дело, если ребёнку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу “плохо”. И совсем другое, когда ребёнок знает, сколько животных и растений связано с этим деревом, и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костёр, а можно объяснить, что почва – живая земля, в которой обитает множество живых организмов, корни растений, и многие из них гибнут из-за разведения костров. В последние годы слово “экология” , “экологическое воспитание” стали настолько модными, что их часто употребляют совершенно не по назначению, забывая об их смысле. Нельзя употреблять такие выражения как “хорошая” или “плохая” экология . Сама экология как наука не может быть хорошей или плохой. А вот экологическая обстановка в городе , посёлке может быть благоприятной или неблагоприятной для человека. Экология давно уже вышла за рамки биологии. Она тесно связана со множеством других наук : географией, историей, экономикой. Поэтому экологическое образование подразумевает и ознакомление детей (в рамках проведения социальных занятий) с элементами других наук. Опыт показывает, что даже при обучении детей более старшего возраста в основном делается акцент на изучение живой природы. Гораздо меньше внимания уделяется неживой. На занятиях по экологической тематике необходимо давать и элементарные географические знания, обращать внимание на разнообразие не только живой, но и неживой природы. Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть “хороших” зайцев, поросят и т. д. Как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждены в том , что хищный зверь – плохой, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. Даже в некоторых учебных пособиях для работы с дошкольниками можно обнаружить деление живых организмов на вредных и полезных. Такой подход является антиэкологичным , он искажает представление о разнообразии ролей животных в природе, о зависимости животных друг от друга. С точки зрения экологии в природе нет плохих или хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все : и волки, и зайцы. Лес без хищников уже не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым существам, независимо от того, нравятся они вам или нет. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных, как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта особенность младшего возраста должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания . Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Важно использовать и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсий, составление сказок, рассказов, наблюдения в природе и в живых уголках, зимних садах – все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями . Очень важно рационально использовать земельные участки. Здесь можно создать экологическую тропу , альпийскую горку, “живую Красную книгу”, клумбу с растениями – часами, растениями – барометрами, фрагменты местных ландшафтов. Те же традиционные грядки с растениями можно использовать, обращая внимание на приспособление выращиваемых растений к окружающей среде, следя за их ростом, влиянием экологических факторов на развитие растений, рассказывая о родине культурных растений. Все эти и другие формы работы могут использоваться для объяснения материала по самым разным разделам экологии . Одним из главных принципов составления программ занятий по экологической тематике должен быть интегрированный подход. Экологическое образование дошкольников необходимо проводить на специальных занятиях. Однако элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, музыке, развитию речи, трудовому обучению, изобразительному искусству. Но не всякая литература о природе может быть использована для целей экологического образования . Например, существует много стихотворений о лесе, в которых авторы призывают беречь лес только потому, что он даёт людям ягоды, грибы, орехи. Это чисто потребительский подход, когда человек рассматривает природу через призму своей выгоды, забывая о своей самоценности. Их можно рассматривать только при одном условии : После прочтения стихотворения воспитатель объясняет, к чему привело впоследствии такое покорение. Для экологического воспитания можно привлечь не только рассказы, стихи о природе, но и обычные сказки, известные детские произведения. Прекрасными иллюстрациями для объяснения материала могут служить стихи и сказки Б. Заходера. Для учебных целей можно использовать отдельные разделы книги “Почемучка” (Дитрих, Юрин, Комурникова, 1992, атласы “Мир и человек”, “Мир вокруг нас”. В дошкольном возрасте у детей существует совершенно естественное желание не только всё видеть, но и потрогать руками. Это желание необходимо использовать и для подачи материала по экологии . Детям можно давать потрогать руками коллекции камней, мех животных, кору разных деревьев, научить определять на ощупь глину и песок, дать возможность провести разнообразные опыты. Кроме того, необходимо соединить экологическое воспитание с эстетическим. Например, можно использовать лепку, рисование, вырезание из бумаги. По ходу объяснения материала воспитателем дети могут вместе с ним лепить из пластилина изучаемые объекты (например, земной шар, различных животных) . Большое внимание отводится и рисованию : дети могут получать специальные задания, помогающие им освоить материал. На таких комплексных занятиях они усваивают дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектов. На занятиях по развитию речи используются картины о природе, причём обсуждение картины должно вписываться в программу экологических занятий . Во многих детских садах для различных поделок используется природный материал. Работая с детьми над созданием мозаики, картин из природного материала, преподаватель может объяснить, семена каких растений они используют, почему они такой формы и цвета, какие животные помогают растениям распространять эти семена и т. п. Для занятий нужны разнообразные наглядные пособия. Это могут быть как специальные картины о природе, так и произведения живописи, коллекции камней, ракушек, семян растений, гербарий, игровой материал. Не следует, однако собирать с детьми коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания . Элементы экологического образования , воспитания должны присутствовать даже при обучении детей младшего дошкольного возраста, когда дети знакомятся с отдельными животными и растениями. Очень часто эти животные, растения изображаются на картинках отдельно друг от друга, на белом фоне, и у ребёнка создаётся впечатление, будто бы они существуют в пустоте и не связаны друг с другом. Получив первые знания о живой и неживой природе, о частях растений, животных, дети подготовительно группы уже могут обучаться на занятиях по специальным экологическим программам . Такие занятия должны служить обобщающим этапом полученных ранее знаний, а сами знания обретают новое качество : подаются уже на более высоком экологическом уровне . Тематика занятий должна охватывать такие крупные разделы экологии , как экологические факторы и живые организмы, взаимоотношения живых организмов друг с другом, экосистемы. Кроме того, дети должны получить первые представления о свойствах экологических факторов (воды, света, температурного режима, земном шаре, географических картах. Экологически грамотное поведение в природе предполагает изучение соответствующих правил, элементов ориентирования, знакомство с источниками экологической , с тем как вести себя во время экологических аварий . Поскольку экологическое образование дошкольников – лишь начальный этап в системе непрерывного образования и воспитания, программа экологических знаний в детском саду должна быть увязана с соответствующими программами для младших школьников. В младшем школьном возрасте дети продолжают изучение основ экологии , но уже на более высоком уровне, с привлечением нового фактического материала и расширением тематики, причём часть занятий в детском саду и уроков в школе может совпадать по тематике. Это будет способствовать более качественному закреплению материала и создаёт хорошую базу для изучения в дальнейшем предметов естественнонаучной направленности. Важным аспектом экологического воспитания детей является работа с родителями : беседы, лекции по экологии и здоровье экологической ситуации в данной местности, экскурсии по экологической тропе , помощь в оборудовании участка, совместное участие в экологических праздниках , объяснение родителям цели принципов экологического воспитания детей . Связь со школой может выражаться в том, что учащиеся младших классов на уроках труда могут сделать несложные пособия для занятий по экологии в детском саду , провести с дошкольниками совместные выставки рисунков. Помощь воспитателям могут оказать и студенты педагогических училищ, институтов, станции юннатов, комитеты по охране природы, экологические центры , общества по охране природы, краеведческие музеи, библиотеки. Для проведения занятий по экологической тематике воспитатель должен получить соответствующую подготовку в училище, вузе, либо переподготовку в институте повышения квалификации работников народного образования. В пособии по экологическому образованию “Воздух-невидимка” Рыжовой Н. А. есть материалы по ознакомлению детей с таким компонентом природы, как воздух. Блок “Воздух”, как и другие блоки программы, включает в себя несколько тем, связанных друг с другом. Для каждой темы предлагаются разные варианты занятий, включая музыкальные, занятия по изобразительному искусству, наблюдения на прогулках, дома и в помещениях детского сада, игры и т. п. Если в детском саду есть эколог , работа по программе организуется следующим образом : эколог ведёт основные занятия по теме и координирует свою работу с воспитателями. Воспитатели проводят игры, наблюдения в группах, на прогулках, дают задания детям и родителям, читают и сочиняют сказки, рассказы по теме. По мере необходимости и возможности к работе подключается преподаватель изобразительного искусства, физкультуры, музыки.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами. Такую работу хорошо проводить в специально выделенном (пусть и небольшом) помещении-лаборатории. Необходимо, чтобы на занятиях каждый из детей, имел всё необходимое для проведения работы. Исследовательская работа помогает развить позитивный интерес ребёнка, его умение, творчество, умение мыслить логически, обобщать. Поэтому в начале проведения опытов надо предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсудить их. Многие детские сады сейчас выделяют для проведения экологических занятий специальные комнаты, классы. Это очень хорошо, только не следует забывать о том, что занятия должны соответствовать уровню развития дошкольников и не превращаться в имитацию школьных уроков. Надо стараться проводить с ребятами свободные беседы, в которых они будут активно участвовать. При этом не нужно требовать, чтобы они принимали “школьную” позу и поднимали руку для ответа. Необходимо также помнить, что на занятиях дети обязательно должны что-то делать, ведь дошкольники слабо воспринимают информацию на слух. К тому же необязательно всегда сидеть за столами. Многие занятия предполагают свободную обстановку. Одно дело – проведение опытов и рисование, конструирование, и совсем другое – чтение книг, сочинение сказок. Последнее лучше делать на ковре или уютном диване. Надо стараться для обучения задействовать все органы чувств ребёнка. Для этого можно использовать “ящик ощущений”, с помощью которого угадываются детьми находящиеся в нём предметы. Также необходимо помнить о необходимости постоянного контакта ребёнка с природой. Именно он формирует его эмоциональное отношение к окружающему миру, без которого невозможно экологическое воспитание . Известный педагог Ян Амос Каменский писал : “…Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”. От экологической ситуации в регионе , в стране в целом и даже в конкретном доме во многом зависит наше здоровье. Важно также показать, что состояние атмосферы в чём-то зависит от действий каждого из нас, даже ребёнка, а не только руководителей заводов и фабрик. Важно помнить и о том, что нельзя перегружать дошкольников негативной информацией. Очень важно привлекать к проблемам экологии и экологическому воспитанию детей и их родителей. Со взрослыми сложнее работать, чем с дошкольниками. У родителей столько своих сиюминутных проблем, что наше-то, на их взгляд, отвлечённые экологические проблемы не вызывают особого интереса. Поэтому нужно, в первую очередь, показать им, насколько тесна вся наша жизнь, здоровье детей связаны с экологической культурой . В рамках программы “Наш дом - природа” дошкольники вместе с родителями, бабушками, дедушками получают задания исследовать свою квартиру.

Можно предложить родителям исследовательский проект “Экологически безопасный дом” . В рамках этого проекта они могут изучить своё жилище, узнать о необходимости выбирать мебель, ковры, обои не только с точки зрения красоты, но и безопасности для здоровья, о создании благоприятного микроклимата. Также можно организовать совместный поход детей с родителями в ближайший парк или сквер, пусть папа или мама подготовят мини-экскурсию, игру для ребят, снимут видеофильм о деревьях, подснежниках, тему можно выбрать по желанию. По программе “Наш дом - природа” в настоящее время работает много дошкольных учреждений в разных регионах России. Существуют так же некоторые формы работы по экологическому воспитанию старших дошкольников. Возможность чувственного познания, накопление конкретных сведений о растениях, животных, явления неживой природы выдвигает наблюдение в ряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение и прочее, но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы : занятия, экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение важно ещё тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изобразительная деятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и прочее). Поэтому составлению циклов, подбору приёмов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры зиждется в первую очередь на наблюдении. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми (рассказы, стихи и т. д.) . Особое внимание следует уделить такой форме работы, как знания комплексного, обобщающего и углубляюще-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми – чёткая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Новой формой экологического воспитания можно считать природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акции – это общественно значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Их поведение может быть связано с известными датами, всеобщими праздниками (“день Земли” – 22 апреля) . Акции – это комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми. Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико : участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.

Экология для ребенка ассоциируется с цветами, растениями, домашними животными. Прежде чем осуществлять экологическое просвещение, необходимо поговорить с детьми о звездах, воде, воздухе, солнце.

Экология для детей дошкольного возраста - это бабочки, кузнечики, муравьи, красивые цветочки.

Наука о жизни

Природа является общим домом для всех живых существ. Человек должен бережно относиться к ним, не допускать разрушения гармонии и единства.

Экология для ребенка - сложный предмет, поэтому воспитатель во время занятий рассказывает о ее важности, значимости. Педагог отмечает, что между комарами, бабочками, съедобными и ядовитыми грибами, волками и зайчиками есть связь.

Детские поэты о природе

Замечательные стихи про экологию для детей есть у Бориса Заходера. Вот отрывок его произведения:

Все на свете,

На свете нужны,

Не меньше нужны, чем слоны…

Человек не может жить в современном мире без применения природных богатств. Эти стихи про экологию для детей - повод задуматься о том, что именно от человека зависит красота и гармония в природе.

Игра по станциям

Предлагаем сценарий по экологии для детей младшего школьного возраста. В рамках декады экологии можно провести интересную игру по станциям.

Путешествие в страну «Экоголиков» начинается с разделения ребят на четыре команды. Они выбирают капитана, придумывают название и эмблему, связанную с экологией.

Каждой группе вручается маршрутный лист, в котором указана последовательность прохождения «экологической тропы». Дети должны ответить на все вопросы, тогда они смогут попасть в страну «Экоголиков».

Первая станция под названием «Звуки природы»

Ребята должны угадать пение соловья, воробья, сороки, вороны. За каждый правильный ответ они получают по одному баллу.

Вторая станция называется «Угадай меня»

Ребятам предлагаются загадки, посвященные живой природе:

  1. Желтое и теплое, но не цыпленок (солнце)..
  2. Зимой и летом одним цветом (елка).
  3. Красная Наташка в зеленой рубашке (клубника).

За правильный ответ команде начисляется по 1 баллу. Викторина по экологии проводится старшеклассниками.

Третья станция - «Береги лес!»

Ребятам предлагается викторина по экологии, посвященная правилам поведения в лесу. Ребята рассказывают, что можно, а что нельзя делать во время прогулки по лесу.

Четвертая станция - «Перевоплощение»

Каждой группе предлагается представить себя в роли птицы или зверя, показать особенности поведения. Присутствующие должны отгадать, какой образ представляет член команды.

Завершается мероприятие для детей по экологии подведением итогов, награждением, вручением призов, грамот, подарков.

Правила поведения в природе

Программа «Экология для детей» предполагает проведение тематических бесед, ролевых игр, викторин, которые позволяют ребятам формировать представление о связи человека и живой природы.

Например, на одном из занятий, ребята формулируют правила поведения в лесу:

  • не ловить и не приносить домой детенышей птиц и зверей;
  • беречь лягушек, так как они поедают насекомых;
  • не уничтожать жуков, стрекоз, бабочек;
  • не разорять муравейники;
  • не ломать на деревьях ветки;
  • не оставлять на природе мусор.

Именно с этих правил начинается наука экология для ребенка. Если с раннего детства ребята будут позитивно настроены к окружающему миру, Земля станет для них другом на всю жизнь.

Для того чтобы экология для ребенка стала руководством к жизни, педагог должен рассказывать о том, как важно правильно питаться, беречь и охранять животных, пить чистую воду.

Изготовление кормушек

Каждую осень национальные парки в РФ предлагают для воспитанников детских садов и образовательных учреждений различные конкурсы в рамках «Марша парков». Например, школьниками создается сценка про экологию, которая связана с жизнью птиц. Затем вместе с родителями они создают домики и кормушки для птиц. Готовая сценка про экологию демонстрируется другим ребятам, чтобы показать важность и своевременность мер, направленных на защиту природы.

Проект «Мы выбираем жизнь!»

Тема экологии для детей старшего школьного возраста реализуется посредством проектной деятельности. Предлагаем краткое знакомство с материалом, посвященным формированию у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Цели проекта:

  • привлечение внимания к проблеме наркомании среди молодежи;
  • выяснение уровня информированности по данной проблеме;
  • рассмотрение классификации наркотических веществ, механизма их действия на организм человека;
  • выявление причин данного явления в молодежной среде;
  • знакомство с возможными последствиями употребления наркотиков

Методы написания проекта:

  • реферативный;
  • анонимный социологический опрос;
  • исследовательский;
  • применение ИКТ

Проект направлен на повышение уровня информированности молодежи по проблеме наркомании. В нем представлен теоретический материал по классификации наркотических веществ, способам приема, механизму их действия на организм. Проект имеет практический блок - социологический мини-опрос. Рассмотрены некоторые причины явления наркомании в молодежной среде, наглядно показаны последствия употребления наркотиков.

Продемонстрирован другой образ жизни молодежи - без наркотиков (на примере деятельности исследовательского клуба), представлены наглядные фотографии ребят, которые нашли смысл своей жизни в исследовательской деятельности. Проект содержит выводы по проблеме.

Данный материал может быть использован в беседах по профилактике проблемы наркомании в молодежной среде.

Если человек будет уважительно относиться к самому себе, он сможет беречь живую природу, заботиться о растениях и животных.

Среди интересных мероприятий, которые можно предложить детям, выделим раздельный сбор мусора. К этой акции воспитатель подключает родителей своих воспитанников. Папы и мамы своим примером формируют у ребенка правильное отношение к утилизации мусора. В одну коробку укладываются бумажные отходы: бумага, картон. Вторая коробка предназначается для пластика, а третья - для металлических отходов. Подобные мероприятия способствуют формированию у подрастающего поколения ответственности за мусор, способы его утилизации, рациональность переработки.

Проект по экологии

Интересным вариантом привития интереса к экологии является проектная деятельность. Предлагаем фрагмент работы школьника «Фонтан для учителя», посвященной сохранению психологического здоровья педагогов.

Введение. Есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: огонь, вода, звезды. Прозрачные струйки воды переливаются и куда-то торопятся. Такая релаксация не только приятна для души, но и благотворно отражается на здоровье. Дети могут часами играть у обычной дождевой лужи. Воздух у водоема всегда чист, свеж, прохладен. Журчание фонтана снимает стресс, успокаивает, заставляет забывать о тревогах.

Мы предлагаем внести в школу частичку живой природы, установив маленькие фонтанчики на столах школьных учителей. Такое незатейливое приспособление внесет в профессиональную деятельность педагога гармонию и покой. Помимо эстетической функции, самодельный настольный фонтан имеет и практическое назначение, ведь он является отличным увлажнителем воздуха.

В чем заключается актуальность темы? Необходимо создавать все условия для релаксации педагогов, чтобы представители этой сложной профессии могли расслабляться во время перемен, настраиваясь на новые трудовые подвиги. Настольный фонтан станет прекрасным средством для снятия стресса, стимулом для настроя учителей на позитив.

Цель работы: создание настольного фонтана для релаксации школьных учителей.

Задачи работы:

  • разработать дизайн настольного фонтана;
  • создать на базе проекта действующую модель;
  • сделать выводы и дать рекомендации по проблеме исследования

Объект исследования: свойства жидкости.

Методы работы:

Основная часть. Первые фонтаны возникли в Древнем Египте и Месопотамии. Изначально они использовались не только для красоты, но и для полива выращиваемых культур и декоративных растений. Вода настолько благотворно влияет на нервную систему человека, что в некоторых клиниках в качестве одного из методов лечения депрессивных расстройств используют созерцание струящихся потоков воды.

Во время сложного рабочего дня любой учитель мечтает о расслаблении, возможности забыть о своих проблемах и тревогах. Не у всех есть возможность отдыхать на берегу моря, озера, предаваться размышлениям. В качестве отлично работающего способа для расслабления мы предлагаем рассмотреть самодельный комнатный фонтан. Вода, струящаяся из такого незатейливого приспособления, способна успокаивать психику, благотворно влиять на здоровье. Настольные фонтаны способны стать и отличной профилактикой профессиональных болезней учителей, связанных с дыхательной системой. Для начала был разработан дизайн настольного средства для релаксации.

Наш фонтан состоит из бутылки с водой, трубочек от капельницы и емкости, где будет скапливаться вода. Мы выбрали струйный вариант насадки, чтобы добиться максимального увлажнения воздуха в классной комнате.

Принцип действия основан на законе Паскаля. Во время сжатия бутылки с водой вода под давлением начинает передвигаться по трубке. На другом конце трубки закреплена насадка. Вода под напором струйками выливается в емкость, декорированную нами в цветочном стиле. Для обеспечения циркуляции воды мы использовали закон сообщающихся сосудов. Для решения проблемы был сделан обратный ввод в бутылку с помощью трубочки от медицинской капельницы.

Выводы. В данной исследовательской работе приводятся рекомендации и инструкции для самостоятельного создания фонтана у себя дома для улучшения экологической обстановки и состояния здоровья человека в целом.

Заключение

Экологическое воспитание подрастающего поколения - важная задача, стоящая перед воспитателями детских дошкольных организаций и учителями общеобразовательных школ. Для того чтобы в полной мере формировать у подрастающего поколения бережное отношение к живой природе, педагоги разрабатывают программы по экологическому воспитанию подрастающего поколения. В рамках таких программ проводятся тематические классные часы, туристические походы, конкурсы, викторины.

Малышковый возраст, пожалуй, самый любопытный возраст, когда мир кажется большим, широким, просторным, а в нём помещается столько удивительных вещей.

Книги издательства «Самокат» познакомят малыша с разными экосистемами. Из них ребеночек сможет узнать, что за пределами его густо населенного места обитания есть и другой мир. Вернее, миры, ведь экокнижек от Катрин Вилле целых четыре!

Данная серия от «Самоката» – прекрасная новость для тех родителей, которые очень пекутся о сохранности окружающей среды. И всё дело в том, что серия иллюстраций от Катрин Вилле – это 100% экопродукт. Издатели с гордостью рассказывают нам, что тираж одной только книжки позволил спасти от уничтожения целых 11 больших деревьев.

Мой маленький сад. Катрин Вилле

Катрин Вилле в своих книгах знакомит маленького читателя с четырьмя экосистемами. Давайте, сначала заглянем в лес.

Чтобы мы не заблудились среди могучих сосен и дубов, с нами в ознакомительное путешествие отправляются целых три провожатых: лиса, белка и барсук.

Первым делом зверята рассказывают, где они живут – вооон среди этих деревьев и мхов. Белки живут, например, в дуплах, лисы и барсуки – в глубоких норах.

В лесу очень-очень интересно, потому что каждый уголок этого места – разный. В лесу можно встретить и дубы, и клены, и акации, и ели, и можжевельник, и ольху. Попробуй, разгадай, что это за листья, от какого оно дерева? Родители могут пояснить, как важны нам деревья. Но ведь не только нам – плодами и семечками, которые дают деревья, питаются разные звери и птицы.

А что звери кушают ещё? Правильно, грибы и ягоды. Но, исследуя мир, нужно быть очень внимательным, ведь как грибы, так и ягоды могут приносить не только пользу и наслаждение, они бывают и опасными для здоровья, ядовитыми.

Вместе с белкой мы отправляемся в небольшое лесное путешествие дальше и замечаем большую шишку! Посмотрите, как белка рада встрече – она обнимает шишку, чьи семечки – её любимое лакомство. Помимо шишек в лесу можно найти и желуди, и шиповник, и каштаны.

Но, чшш.. что это за шум? Кто это говорит оттуда, со следующей страницы? Ага… целый отряд невиданных зверьков и насекомых! Малышу будет очень интересно познакомиться с зайцем и енотом, с совой и летучей мышью. И ещё узнать много интересных вещей со страниц экологической книги.

Это не конец текста, жмите на цифру 2, чтобы перейти к просмотру следующей страницы.

Оксана Ляскина
Из опыта работы «Экологическое развитие детей младшего возраста»

Экологическое развитие детей младшего возраста

(из опыта работы )

В настоящее время из – за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста и профессии . Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родной области, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране – одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания . Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

В настоящее время идет поиск путей экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание – это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии , которые он усвоил в процессе обучения.

Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания – умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового. Но, получив необходимую сумму знаний и имея желание поступать правильно, человек не всегда реализует свои потенциальные возможности в реальной жизни.

В результате исследований Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н, Николаевой, А. М. Федотовой и других признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте . Установлено, что в дошкольном возрасте возможно сформировать дифференцированное представление о живом и неживом. Необходимо прививать детям доброту, ответственность по отношению к природе и людям, живущим рядом.

Часто из – за отсутствия таких знаний ребята не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать так, чтобы эта работа стала привлекательной для детей .

Основная цель моей работы :

Создание благоприятных условий для .

Для достижения цели наметила следующие задачи :

1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе; обогащать представления детей о растениях , животных, человеке, а так же об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Учить обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях. Узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе обращения с природой : доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.

3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

4. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями уголка природы.

5. Воспитывать любовь к родному краю, умение правильно вести себя в природе;

Работу по экологическому воспитанию надо начинать с младшего возраста . Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические и физиологические особенности детей данного возраста . Это значит, что воспитатель должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниям что – то новое.

Первый уровень ознакомления детей с природой является самым низким. Он предусматривает ознакомление с отдельными фактами (объектами, явлениями, процессами, трудовыми операциями) вне связи друг с другом. При организации педагогического процесса на этом уровне дети приобретают определенную сумму знаний о строении и свойствах живых и неживых объектов, овладевают необходимыми трудовыми операциями. Только на первом уровне процесс обучения строится в группах младшего возраста . Это объясняется как малым жизненным опытом , так и особенностями мышления детей , которое в этом возрасте является наглядно – действенным.

За основу своей работы взяла общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой и парциальную программу, по которой работает наше дошкольное учреждение «Люби и знай свой край» .

Из программы я выбрала разделы, с учетом возрастных особенностей детей , которые способствуют расширению у детей элементарных экологических знаний .

В каждом разделе я выбрала темы наиболее знакомые детям этого возраста . С учетом возрастных особенностей разработала конспекты занятий , план работы с родителями . А итогом нашей работы были экологические досуги , развлечения , создание тематических альбомов и продуктивная деятельность детей .

Работа по экологическому воспитанию проводится в разных формах : индивидуальная, подгрупповая, фронтальная форма занятий, прогулки, дидактические игры экологического содержания . Ведущей деятельностью детей младшего дошкольного возраста является ИГРА .

В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании .

В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой . Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников , применением новых видов игровой деятельности.

В ходе экологического воспитания детей младшей группы использую различные методы : наглядные (наблюдение, демонстрация) ; практические (игра, труд) ; словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (опыт ) .

Для поддержания интереса детей к деятельности я использую :

Стихи и загадки;

Игровые приемы;

Иллюстративно – наглядный материал;

Метод моделирования;

Игры «Хорошо – плохо» ;

Сказки познавательного характера, потому что сказки более приятны и доступны детям для развития познавательных способностей.

Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию , но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Эколого- развивающая среда – это понятие , которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе детей .

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.

Эколого- развивающая среда в детском саду должна способствовать :

познавательному развитию ребенка ;

эколого-эстетическому развитию ;

оздоровлению ребенка;

формированию нравственных качеств;

формированию экологически грамотного поведения;

экологизации различных видов детской деятельности.

Создавая эколого- развивающую среду , необходимо учитывать период обучения, сезонность.

Модель экологической предметно- развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты : уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства, уголок по театрализованной деятельности.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей . Ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий его мир «глазами и руками» . Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима : ребенок всё хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. Маленький ребенок познает мир по принципу : что вижу, с чем действую, то и познаю.

В группе имеется уголок для экспериментирования, где дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком . Так же, при помощи родителей собрано много материала на развитие тактильных ощущений ; жёлуди, шишки, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. С помощью упражнений в сенсомоторном уголке помогаю детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, «рождения» образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений.

Познакомить детей с природой , воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством с удовольствием поливают цветы в соответствии с обозначениями на горшках (на горшках наклеены знаки о мере потребности растения в солнце, воде, правилах ухода) наблюдают, ухаживают за ними. Дети нашей младшей группы стараются запомнить трудные названия растений, правила ухода.

Работа в уголке природы формирует практические умения взаимоотношения с природой, обогащает представления детей о растениях , развивают эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний. Для закрепления материала был сделан лепбук по теме «Комнатные растения»

На подоконнике расположен мини огородик, где в пластиковых нарядных бутылках растут лук, петрушка, укроп, фасоль. В нашем природном уголке также есть макет «Деревушка Коровкино» , в котором расположены макет деревянного домика, забора и фигурки домашних животных. Наши дети с увлечением играют с фигурками животных, обыгрывают различные ситуации. Хотя бы такое общение очень важно для ребенка. Поэтому в образовательной деятельности я широко использовала наглядные пособия, предметы, которые ребенок может взять в руки.

С целью обогащения знаний детей я в своей работе по экологическому воспитанию использую художественную литературу природоведческого содержания.

Это помогает мне учить детей глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми младшего возраста .

Театрализованная деятельность продолжает знакомить детей с окружающим миром , развивает интерес к миру животных, доставляет детям радость. Свои знания они переносят в самостоятельную театрализованную деятельность, используя при этом настольный, кукольный театр, уголок для ряженья. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей , пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память , внимание.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста . Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка , для уточнения его знаний об окружающем. Поэтому в своей работе широко использую разнообразные игры : дидактические, экологические , настольно-печатные игры, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-имитации, строительные.

Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Наблюдения одного цикла провожу последовательно – от простого к сложному. Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников все это расширяет кругозор детей . Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.) . Самые первые наблюдения я организовывала с детьми : за изменениями температуры – на улице тепло, холодно, жарко; за осадками – идет снег, дождь и т. д. При этом я не просто констатировала факты, а использовала различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитываю это сама, но и значительное внимание уделяю работе с родителями . Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного . В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую , как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (экологические игры , посещение открытых мероприятий)

Мой опыт работы показал , что работу всегда надо начинать с проведения анкетирования, индивидуальных бесед. Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей , поэтому все работы детей вывешиваются , выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами , поделками, рисунками других детей . Ну а самое главное в экологическом воспитании это личная убеждённость педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей , воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.

Результатом моей работы по формированию экологических представлений у младших дошкольников явились положительные результаты. Повысился уровень экологической культуры и знаний у детей ; дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей сформировалось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой. Малыши с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают интересующие их вопросы. Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам. Родители принимали активное участие в создании условий для экологического воспитания детей : оформление и разбивка цветников на участке; приобретение растений в уголок природы, развивающих игр .

Опыт моей работы показывает , что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию младших дошкольников , в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.

Список литературы :

1. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М., 2005.

2. Кондратьева Н. Н. «Мы» Программа экологического образования детей / Н . Н. Кондратьева и др. – СПб., 2003-240 с.

3. Николаева С. Н. Юный эколог . Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2 -4 лет . - /Мозаика- синтез, 2010.

4. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми младшего возраста . Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1983.

5. Рыжова Н. А. Экологическая тропинка // Дошкольное воспитание. -2000.

6. Рыжова Н. А. Экологические игры в детском саду . - М. ; Изд. Дом «Карапуз» , 2001 - 432 с.