Заграждение еж. Противотанковые "ежи" - простой и эффективный вид заграждения. Использование противотанковых ежей Немцами

Весь ход Великой Отечественной войны наглядно показал: эффективными могут быть не только сложные системы вооружения с превосходными характеристиками, но и простые и дешевые изделия. Так, небольшая противотанковая мина может не только серьезно повредить, но и вовсе уничтожить вражеский танк, а простая бетонная пирамида способна просто не пропустить его на свою территорию. Среди таких простых и эффективных видов заграждений и вооружений особую славу в годы войны получили противотанковые ежи.

Чрезвычайно простые и удобные в производстве, они значительно помогли красноармейцам в боях и даже сумели стать символами войны.

Противотанковые ежи на подступах к Москве

Заграждения различного типа применялись в военном деле с незапамятных времен. Еще в Древнем Риме использовались разборные деревянные конструкции, устанавливавшиеся на тех участках, где нужно было не допустить прорыва противника. Со временем эта идея только развивалась, соединялась с другими изобретениями, такими как колючая проволока и т.д. Однако появление на поле боя танков, которые изначально создавались в качестве средства прорыва заграждений, потребовало ответных действия для поддержания обороны.

Сперва появились надолбы - гранитные или бетонные глыбы, устанавливаемые на танкоопасных направлениях. Они были достаточно эффективны в деле сдерживания противника, что, однако, с лихвой компенсировалось сложностью изготовления и установки. Требовалось нечто более простое. Решение появилось в июне 1941 года. По-видимому, идея существовала и до этого, но начавшаяся война подстегнула создание нового заграждения. В первые же дни войны генерал-майор технических войск М.Л. Гориккер, будучи начальником Киевского военно-технического училища, получает новое назначение.

Он становится начальником Киевского гарнизона. Начало своей службы на новом месте Гориккер «отмечает» техническим предложением. Он утверждает, что его изобретение можно изготовлять даже в самых сложных условиях и оно все равно будет выполнять свои функции.

Ряды бетонных надолбов, Аахен, Германия

Гориккер предложил собирать из металлического проката шестиконечную конструкцию, названную им «звездочкой». Теоретически, в качестве сырья для звездочек можно было использовать любую подходящую металлическую деталь. Однако из расчетов генерала Гориккера следовало, что оптимальным является двутавровый профиль. Другие виды проката - квадратная балка, тавр или швеллер - не подходили по прочности. В качестве способа соединения балок Гориккер предложил клепку с косынками. В принципе, при соответствующей возможности допускалась и сварка, однако и тут все упиралось в прочность конструкции: для достаточной жесткости и крепости на сваренной звездочке должны были применяться косынки большего размера, что, в свою очередь, приводило к лишним расходам материалов.

Простота предложенного заграждения позволила начать его испытания уже в первых числах июля-месяца. На малый танкодром Киевского танко-технического училища прибыла комиссия и были доставлены несколько звездочек. Интересен тот факт, что звездочки для испытаний были сделаны из рельсового утиля. Как впоследствии оказалось, происхождение сырья никак не влияет на заградительные качества изобретения Гориккера. В качестве танков, пытающихся преодолеть заграждения, использовались Т-26 и БТ-5. Результаты испытательных проездов танков по четырехрядному заграждению были просто замечательными. Так, во время первой же своей попытки проехать через ряды звездочек танк Т-26 лишился люка масляного насоса и повредил масляную систему. Через несколько минут после этого все масло, имевшееся в танке, вытекло наружу и боевая машина не смогла продолжать свой «рейд». На ремонт ушло несколько часов. БТ-5 отделался немного лучше: разогнавшись, он смог преодолеть звездочки. Однако это стоило ему погнутого днища и поврежденной трансмиссии. Снова понадобился ремонт. Первые же попытки преодолеть заграждение из звездочек наглядно показали их эффективность и испытателям танкодрома Киевского училища поручили подобрать оптимальный порядок расстановки нового заграждения.

В итоге было рекомендовано расставлять звездочки рядами через каждые четыре метра, а расстояние по фронту должно было равняться полутора метрам для переднего ряда и 2-2,5 м для остальных рядов. В таком случае, разогнавшись и перебравшись через первый ряд, танк уже не мог продолжать скоростное движение и попросту застревал между рядами звездочек, попутно получая повреждения корпуса и, иногда, внутренних агрегатов.

Противотанковые ежи на московских улицах. 1941 г.

На тех же испытаниях подобрали и оптимальные размеры шестиконечной звездочки. Высота готового заграждения должна лежать в пределах от одного до полутора метров. Причины этого заключаются в следующем: звездочка должна быть выше клиренса танка, но при этом ее верхняя часть не должна подниматься за верхний срез нижней лобовой плиты. В таком случае впервые встретившиеся со звездочками танкисты, видя небольшой размер препятствия и отсутствие какого-либо крепления к земле, могут захотеть просто сдвинуть его в сторону. Механик-водитель начинает движение вперед, звездочка попадает под нижний лобовой лист, а оттуда «переползает» под днище танка. Кроме того, в некоторых случаях звездочка может провернуться под передней частью бронемашины. Так или иначе, въехавший на звездочку танк оказывается в очень неудобном положении: передняя часть оказывается подвешенной в воздухе. Более того, поднявшиеся над землей гусеницы не могут обеспечить должного сцепления с поверхностью, и танк уже не может съехать со звездочки без помощи со стороны. Бронированная машина, призванная подавлять огневые точки противника, сама становится довольно легкой мишенью.

Простота изготовления звездочек Гориккера в сочетании с их эффективностью повлияли на дальнейшую судьбу изобретения. В самые кратчайшие сроки руководство по изготовлению заграждений было распространено по всем частям Красной Армии. За характерный внешний вид в войсках это заграждение было прозвано ежом. Именно под этим именем противотанковая звездочка Гориккера вошла в историю. Простота производства и дешевизна исходных материалов позволили в кратчайшие сроки сделать десятки тысяч противотанковых ежей и установить их на большой части фронта. Кроме того, даже в собранном виде еж мог транспортироваться с места на место, что также улучшило репутацию нового средства заграждения. В общем, новый еж пришелся по душе красноармейцам. Куда больше он «понравился» немецким танкистам. Дело в том, что поначалу все шло именно так, как и предполагалось Гориккером - видя незнакомое, но незакрепленное заграждение, танкисты пытались его сдвинуть и проехать дальше, что приводило к времяпровождению в буквально подвешенном состоянии. Малоприятное событие, особенно если где-то рядом находится советская противотанковая пушка. Вряд ли можно представить лучшую цель, чем неподвижный танк, поднятый над уровнем земли. Наконец, при совсем неудачном стечении обстоятельств балка ежа пропарывала нижнюю лобовую плиту или днище, проходила внутрь танка и наносила повреждения двигателю или трансмиссии. Особенности размещения трансмиссии на немецких танках PzKpfw III и PzKpfw VI только повышали шансы машины получить подобные повреждения.

Жители Сталинграда устанавливают противотанковые ежи на улице города

Правда, немцы довольно быстро догадались, что сперва следует делать проходы в заграждениях, а потом только идти по ним. Здесь в некоторой мере им помог тот факт, что ежи никак не закреплялись к поверхности земли. Пара-тройка танков при помощи буксирных тросов могла довольно быстро проделать брешь для прохода войск. Красноармейцы на это ответили закладкой противопехотных мин рядом с ежами, а также, при возможности, размещением пулеметов или противотанковых пушек недалеко от заграждения. Таким образом, попытки растащить ежи или привязать их к танку сурово наказывались пулеметным, а то и артиллерийским огнем. Вскоре появился еще один прием для затруднения проделывания проходов: ежи стали связывать друг с другом и привязывать к различным объектам на местности. В итоге немецким танкистам и саперам приходилось сначала решать «головоломку» с тросами и цепями и лишь после этого убирать сами ежи. И делать все это под огнем противника.

Однако у превосходной идеи, как это часто случается, были и неудачные воплощения. Так, нередко из соображений экономии или по другим подобным причинам ежи делались не из двутавровых балок, а из других профилей. Естественно, прочность таких заграждений была меньше нужной и порой танк мог просто раздавить «неправильный» еж. Другой проблемой звездочки Гориккера была требовательность к месту размещения - для эффективного противостояния танкам ей требовалась твердая поверхность. Лучше всего подходил асфальт, который был достаточно прочен для того, чтобы выдержать давление танка на еж. Что касается еще более твердого бетона, то не рекомендовалось ставить на него ежи. Дело в том, что трение на такой поверхности было недостаточным и танк мог сдвинуть еж, а не напороться на него. Наконец, в некоторые моменты войны ежи не могли выполнять свои обязанности по более приятным причинам. Например, на окраинах Москвы такие заграждения были установлены еще осенью 41-го. Но, к счастью, Красная Армия не позволила противнику подобраться к ежам на окраине столицы.

Противотанковые ежи системы генерал-майора М.Л. Гориккера

Противотанковые ежи системы генерал-майора М.Л. Гориккера сыграли важную роль в Великой Отечественной войне. Они помогли сравнительно малыми силами улучшить возможности армии в сдерживании врага. Надо заметить, изобретением Гориккера воспользовалась не только Красная Армия. Немцы, отступая, тоже активно использовали простую заградительную конструкцию из трех рельсов и крепежных элементов. На подходе ко всем важным пунктам немецкой обороны красноармейцам приходилось видеть знакомые угловатые объекты. Да и союзники, высадившись в Нормандии, тоже смогли ознакомиться с советским средством заграждения. Существует интересное мнение, гласящее, что немцы сами не производили ежи, а только разбирали и складировали советские, которые пригодились к концу войны. Во всяком случае, именно так, по мнению некоторых историков, можно объяснить большое количество ежей перед немецкими позициями на том этапе войны, когда Германия испытывала серьезные трудности даже с производством вооружений.

В настоящее время противотанковые ежи почти полностью вышли из употребления, хотя изредка их можно видеть рядом с воинскими частями или подобными им объектами. Также противотанковый еж, являясь одним из символов Великой Отечественной войны, активно использовался скульпторами в создании памятников. К примеру, памятник с ежами на Ленинградском шоссе недалеко от Москвы обозначает рубеж, на котором были остановлены немецкие войска. Подобные ему мемориалы можно встретить практически по всей Европе, в местах, где шли бои.

Танк ИС-2 преодолевает бетонные противотанковые ежи

А ЭТО БЕНЯ КОЛОМОЙСКИЙ СТРОИТ НОВУЮ ЛИНИЮ МАННЕРГЕЙМА :
Кто придумал противотанкового "ежа".

Многие часто и с удовольствием пересматривают советские фильмы о войне. Практически в каждом из них обязательно встречаем это инженерное сооружение. Несколько рельс сваренных между собою, напоминающих шестиконечную звезду.

Весь ход Великой Отечественной войны наглядно показал: эффективными могут быть не только сложные системы вооружения с превосходными характеристиками, но и простые и дешевые изделия. Так, небольшая противотанковая мина может не только серьезно повредить, но и вовсе уничтожить вражеский танк, а простая бетонная пирамида способна просто не пропустить его на свою территорию. Среди таких простых и эффективных видов заграждений и вооружений особую славу в годы войны получили противотанковые ежи. Чрезвычайно простые и удобные в производстве, они значительно помогли красноармейцам в боях и даже сумели стать символами войны.

Многие часто и с удовольствием пересматривают советские фильмы о войне. Практически в каждом из них обязательно встречаем это инженерное сооружение. Несколько рельс сваренных между собою, напоминающих шестиконечную звезду.

Долгие годы это военно-инженерное сооружение считалось продуктом солдатского творчества. И никто не задумывался, что у «ежа» есть автор, которому пришлось основательно поработать, чтобы создать эффективную преграду для немецких танков.

Ряды бетонных надолбов, Аахен, Германия

Заграждения различного типа применялись в военном деле с незапамятных времен. Еще в Древнем Риме использовались разборные деревянные конструкции, устанавливавшиеся на тех участках, где нужно было не допустить прорыва противника. Со временем эта идея только развивалась, соединялась с другими изобретениями, такими как колючая проволока и т.д. Однако появление на поле боя танков, которые изначально создавались в качестве средства прорыва заграждений, потребовало ответных действия для поддержания обороны.

Сперва появились надолбы - гранитные или бетонные глыбы, устанавливаемые на танкоопасных направлениях. Они были достаточно эффективны в деле сдерживания противника, что, однако, с лихвой компенсировалось сложностью изготовления и установки. Требовалось нечто более простое.

Генерал-майор технических войск Михаил Гориккер вошел в историю прежде всего как изобретатель «противотанкового ежа», известного также как «рогатка» и «звездочка Гориккера». Более полувека имя изобретателя «ежей» было неизвестно широкой публике. Гриф «секретно» плотно окутывал многолетний труд талантливого военного инженера.

Так в чём же гениальность «ежа»? В простоте его конструкции. Профиль или рельсы нарезались на примерно равные куски. Затем нарезанные куски приваривались друг к другу в виде буквы «Ж». И все, непреодолимая преграда для немецкой техники готова.

Гориккер предложил собирать из металлического проката шестиконечную конструкцию, названную им «звездочкой». Теоретически, в качестве сырья для звездочек можно было использовать любую подходящую металлическую деталь. Однако из расчетов генерала Гориккера следовало, что оптимальным является двутавровый профиль. Другие виды проката - квадратная балка, тавр или швеллер - не подходили по прочности. В качестве способа соединения балок Гориккер предложил клепку с косынками. В принципе, при соответствующей возможности допускалась и сварка, однако и тут все упиралось в прочность конструкции: для достаточной жесткости и крепости на сваренной звездочке должны были применяться косынки большего размера, что, в свою очередь, приводило к лишним расходам материалов.

Впрочем, в этом деле требовался точный расчет сварки. «Ёж» не должен был быть выше начала лобового листа брони танка. Высота его составляла 80 см. Испытания доказали, что «правильный ёж» мог выдержать наезд танка весом в 60 тонн. Следующей фазой организации обороны была эффективная установка заграждений. Полоса обороны из «ежей» — четыре ряда в шахматном порядке - превращалась в серьёзную проблему для танков. Смысл «ежа» в том, что он должен был оказаться под танком, а танк - стать на дыбы. В итоге бронированная машина окончательно останавливалась, «зависая» над землёй, и ее можно было подбить из противотанкового оружия. «Звездочки Горрикера», как в некоторых документах именовались заграждения, получились на столько «идеальными», что в будущем не потребовали доработки. Данное изобретение стало одним из символов Битвы за Москву зимой 1941-го. Только на ближних рубежах обороны столицы СССР было расставлено около 37 500 «ежей». В Химках существует памятник противотанковым ежам, но там нет фамилии их создателя.

Кинорежиссер Владимир Гориккер, сын генерала, приложил много усилий, чтобы в Москве появилась мемориальная доска в честь его отца. «Первые дни после нападения фашистов на СССР я хорошо помню. Отца назначили командовать обороной Киева, к которому приближался враг. Работы было много, но, вернувшись поздно вечером домой, папа, вместо того, чтобы хоть немного отдохнуть, «реквизировал» у меня игрушечные модельки танков, которые раньше сам же подарил, и чуть ли не всю ночь напролет колдовал над ними, переставляя на столе вместе с какими-то конструкциями из спичек, соединенных клеем или пластилином. Мне, пацану, назначение этих штуковин было непонятно. Думал даже, что отец просто, таким образом, пытается отвлечься, борется с бессонницей. Но, однажды, он вернулся раньше обычного, буквально сияющий, и чуть ли не с порога квартиры восторженно закричал: «Мы запороли два танка!!!». Вот те на! В семье же знали, как внимательно он относится к сохранению техники, как дает нагоняи даже за мелкие нарушения, которые могут привести к повреждению танков, а тут — не скрывает радости по поводу поломки двух боевых машин… Лишь значительно позднее я понял всю значимость события, которое произошло в тот день на полигоне Сырец Киевского танково-технического училища», — вспоминает сын прославленного военного инженера.

Изготовление противотанковых ежей на окраине Москвы.


Простота предложенного заграждения позволила начать его испытания уже в первых числах июля-месяца. На малый танкодром Киевского танко-технического училища прибыла комиссия и были доставлены несколько звездочек. Интересен тот факт, что звездочки для испытаний были сделаны из рельсового утиля. Как впоследствии оказалось, происхождение сырья никак не влияет на заградительные качества изобретения Гориккера. В качестве танков, пытающихся преодолеть заграждения, использовались Т-26 и БТ-5. Результаты испытательных проездов танков по четырехрядному заграждению были просто замечательными. Так, во время первой же своей попытки проехать через ряды звездочек танк Т-26 лишился люка масляного насоса и повредил масляную систему. Через несколько минут после этого все масло, имевшееся в танке, вытекло наружу и боевая машина не смогла продолжать свой «рейд». На ремонт ушло несколько часов. БТ-5 отделался немного лучше: разогнавшись, он смог преодолеть звездочки. Однако это стоило ему погнутого днища и поврежденной трансмиссии. Снова понадобился ремонт. Первые же попытки преодолеть заграждение из звездочек наглядно показали их эффективность и испытателям танкодрома Киевского училища поручили подобрать оптимальный порядок расстановки нового заграждения. В итоге было рекомендовано расставлять звездочки рядами через каждые четыре метра, а расстояние по фронту должно было равняться полутора метрам для переднего ряда и 2-2,5 м для остальных рядов. В таком случае, разогнавшись и перебравшись через первый ряд, танк уже не мог продолжать скоростное движение и попросту застревал между рядами звездочек, попутно получая повреждения корпуса и, иногда, внутренних агрегатов.

Вот выдержка из акта испытания, проведенного 3 июля 1941 года. «Комиссия в составе Секретаря ЦК КП/б/У по машинострению тов. Бибдыченко, зав. отделом Обороннной Промышленности ЦК тов. Ялтанского, секретаря ГПК тов. Шамрило, Начальника Киевского Гарнизона генерал-майора тов. Гориккера, Директоров заводов: Большевик — тов.Курганова, 225 тов. Максимова, Ленкузня тов. Меркурьева и представителей КТТУ полковника Раевского и военинженера 2 ранга Колесникова провела испытания противотанкового препятствия — 6-ти конечная звездочка изготовленная из рельс утиля, предложение генерал-майора техвойск тов. Гориккера.

Заключение об испытаниях: Танк вынужден остановиться, так как клык [заграждения] попал между гусеницей и ведущим колесом гусеничного хода, а клык звездочки 3-й линии заграждения, упершись в днище носовой части танка, приподнял последний на воздух. Данное положение без помощи извне не дает возможности продолжать движение. Остановка же танка на заграждении является наиболее эффективным явлением для расстрела его артиллерией по заранее пристрелянным участкам установленного заграждения.

Заключение: «Комиссия считает, что противотанковые препятствия шестиконечные звездочки являются эффективным противотанковым заграждением, это вид заграждения можно широко применять в районе УРов, дефиле и особо важных направлениях».

На тех же испытаниях подобрали и оптимальные размеры шестиконечной звездочки. Высота готового заграждения должна лежать в пределах от одного до полутора метров. Причины этого заключаются в следующем: звездочка должна быть выше клиренса танка, но при этом ее верхняя часть не должна подниматься за верхний срез нижней лобовой плиты. В таком случае впервые встретившиеся со звездочками танкисты, видя небольшой размер препятствия и отсутствие какого-либо крепления к земле, могут захотеть просто сдвинуть его в сторону. Механик-водитель начинает движение вперед, звездочка попадает под нижний лобовой лист, а оттуда «переползает» под днище танка. Кроме того, в некоторых случаях звездочка может провернуться под передней частью бронемашины. Так или иначе, въехавший на звездочку танк оказывается в очень неудобном положении: передняя часть оказывается подвешенной в воздухе. Более того, поднявшиеся над землей гусеницы не могут обеспечить должного сцепления с поверхностью, и танк уже не может съехать со звездочки без помощи со стороны. Бронированная машина, призванная подавлять огневые точки противника, сама становится довольно легкой мишенью.

Простота изготовления звездочек Гориккера в сочетании с их эффективностью повлияли на дальнейшую судьбу изобретения. В самые кратчайшие сроки руководство по изготовлению заграждений было распространено по всем частям Красной Армии. За характерный внешний вид в войсках это заграждение было прозвано ежом. Именно под этим именем противотанковая звездочка Гориккера вошла в историю. Простота производства и дешевизна исходных материалов позволили в кратчайшие сроки сделать десятки тысяч противотанковых ежей и установить их на большой части фронта. Кроме того, даже в собранном виде еж мог транспортироваться с места на место, что также улучшило репутацию нового средства заграждения. В общем, новый еж пришелся по душе красноармейцам. Куда больше он «понравился» немецким танкистам. Дело в том, что поначалу все шло именно так, как и предполагалось Гориккером - видя незнакомое, но незакрепленное заграждение, танкисты пытались его сдвинуть и проехать дальше, что приводило к времяпровождению в буквально подвешенном состоянии. Малоприятное событие, особенно если где-то рядом находится советская противотанковая пушка. Вряд ли можно представить лучшую цель, чем неподвижный танк, поднятый над уровнем земли. Наконец, при совсем неудачном стечении обстоятельств балка ежа пропарывала нижнюю лобовую плиту или днище, проходила внутрь танка и наносила повреждения двигателю или трансмиссии. Особенности размещения трансмиссии на немецких танках PzKpfw III и PzKpfw VI только повышали шансы машины получить подобные повреждения.

Правда, немцы довольно быстро догадались, что сперва следует делать проходы в заграждениях, а потом только идти по ним. Здесь в некоторой мере им помог тот факт, что ежи никак не закреплялись к поверхности земли. Пара-тройка танков при помощи буксирных тросов могла довольно быстро проделать брешь для прохода войск. Красноармейцы на это ответили закладкой противопехотных мин рядом с ежами, а также, при возможности, размещением пулеметов или противотанковых пушек недалеко от заграждения. Таким образом, попытки растащить ежи или привязать их к танку сурово наказывались пулеметным, а то и артиллерийским огнем. Вскоре появился еще один прием для затруднения проделывания проходов: ежи стали связывать друг с другом и привязывать к различным объектам на местности. В итоге немецким танкистам и саперам приходилось сначала решать «головоломку» с тросами и цепями и лишь после этого убирать сами ежи. И делать все это под огнем противника.

Однако у превосходной идеи, как это часто случается, были и неудачные воплощения. Так, нередко из соображений экономии или по другим подобным причинам ежи делались не из двутавровых балок, а из других профилей. Естественно, прочность таких заграждений была меньше нужной и порой танк мог просто раздавить «неправильный» еж. Другой проблемой звездочки Гориккера была требовательность к месту размещения - для эффективного противостояния танкам ей требовалась твердая поверхность. Лучше всего подходил асфальт, который был достаточно прочен для того, чтобы выдержать давление танка на еж. Что касается еще более твердого бетона, то не рекомендовалось ставить на него ежи. Дело в том, что трение на такой поверхности было недостаточным и танк мог сдвинуть еж, а не напороться на него. Наконец, в некоторые моменты войны ежи не могли выполнять свои обязанности по более приятным причинам. Например, на окраинах Москвы такие заграждения были установлены еще осенью 41-го. Но, к счастью, Красная Армия не позволила противнику подобраться к ежам на окраине столицы

Противотанковые ежи системы генерал-майора М.Л. Гориккера сыграли важную роль в Великой Отечественной войне. Они помогли сравнительно малыми силами улучшить возможности армии в сдерживании врага. Надо заметить, изобретением Гориккера воспользовалась не только Красная Армия. Немцы, отступая, тоже активно использовали простую заградительную конструкцию из трех рельсов и крепежных элементов. На подходе ко всем важным пунктам немецкой обороны красноармейцам приходилось видеть знакомые угловатые объекты. Да и союзники, высадившись в Нормандии, тоже смогли ознакомиться с советским средством заграждения. Существует интересное мнение, гласящее, что немцы сами не производили ежи, а только разбирали и складировали советские, которые пригодились к концу войны. Во всяком случае, именно так, по мнению некоторых историков, можно объяснить большое количество ежей перед немецкими позициями на том этапе войны, когда Германия испытывала серьезные трудности даже с производством вооружений.

В начале сентября 1941 года генерал Гориккер был отозван в Москву, где занимал должности начальника управления Главного Управления Автотранспортной и Дорожной службы РККА, начальника автоуправления Ленинградского фронта, начальника инспекции Главного автотранспортного управления РККА. После войны - командовал автомобильными училищами, умер в Москве в 1955. Кстати, идею наших «ежей» впоследствии использовали и немцы при обороне в 1944-1945 годах.

Легендарное оборонительное заграждение «еж» сыграло решающую роль в ходе военных действий во время Великой Отечественной войны. «Ежи» остановили не один немецкий танк. Памятник им стоит на въезде в город Химки. Однако сегодня мало кто помнит их создателя — Михаила Гориккера. Лишь благодаря случайно найденным в домашнем архиве документам сыну генерала, кинорежиссеру Владимиру Гориккеру, удалось найти неопровержимые доказательства того, что «противотанковый еж» сконструировал именно его отец.

Генерал Гориккер был не только выдающимся изобретателем, но и отважным солдатом. Участвовал в Первой и Второй мировых войнах и награжден солдатскими Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней, а также орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени.

Михаил Львович Гориккер родился в 1895 году в городе Берислав Херсонской губернии. Окончил в 1912 году педагогическое училище, работал учителем, участвовал в Первой мировой войне. С 1918 года — в Красной Армии, участник Гражданской войны. После окончания Военной академии механизации и моторизации РККА им. Сталина Гориккер служил военным инженером мотомехвойск РККА, командовал опытными танковыми частями, занимал пост начальника Московского танково-технического училища. В 1940 году Гориккер одним из первых получил звание генерал-майора технических войск.

В Великой Отечественной войне Гориккер принимал участие с самых первых дней. В июне 41-го, оставаясь начальником Киевского танково-технического училища, он был назначен также главой Киевского гарнизона и руководителем обороны Киева. 3-го июля 1941 года, на двенадцатый день войны Гориккер провел первые успешные испытания «противотанкового ежа» на полигоне под Киевом. После войны генерал Гориккер занимал должность начальника Рязанского, а затем Орджоникидзевского военно-автомобильного училища, а в 1951 года ушел в отставку.

Многие часто и с удовольствием пересматривают советские фильмы о войне. Практически в каждом из них обязательно встретиться инженерное сооружение, прозванное в народе противотанковый «ёж». Несколько рельс сваренных между собою, напоминающих шестиконечную звезду. Кто же был автором этого изобретения?

Долгие годы это военно-инженерное сооружение считалось продуктом солдатского творчества. И никто не задумывался, что у «ежа» есть автор, которому пришлось основательно поработать, чтобы создать эффективную преграду для немецких танков. Имя этого человека - Михаил Львович Горрикер . Михаил Львович — участник двух мировых войн, к началу Великой Отечественной - генерал-майор технических войск, начальник танкового училища.

Противотанковые ежи были и в других странах. В мире противотанковые ежи имеют сложившиеся название Чешский еж , в 1938 году такое сооружении существовало и применялось как один из элементов Чешской обороны . Чешского ежа делали из железобетона , форма у него другая , он может приподнять танк если он наедет на обе лапы ежа, если же на одну как бывает чаще, она уходит в землю или разрушается. У нас тоже можно было пустить всю бетонную промышленность на заливку таких ежей, но нужно было что-то быстрое и не дорогое . Руководство СССР приняло на вооружение более простую, надежную и эффективную конструкцию металлического ежа генерала Гориккера .


Так в чём же гениальность «ежа» ? В простоте его конструкции. Профиль или рельсы нарезались на примерно равные куски. Затем нарезанные куски приваривались друг к другу в виде буквы «Ж». И все, непреодолимая преграда для немецкой техники готова. Впрочем, в этом деле требовался точный расчет сварки. «Ёж» не должен был быть выше начала лобового листа брони танка. Высота его составляла 80 см . Испытания доказали, что «правильный ёж» мог выдержать наезд танка весом в 60 тонн . Следующей фазой организации обороны была эффективная установка заграждений . Полоса обороны из «ежей» — четыре ряда в шахматном порядке - превращалась в серьёзную проблему для танков. Смысл «ежа» в том, что он должен был оказаться под танком, а танк - стать на дыбы. В итоге бронированная машина окончательно останавливался , «зависая» над землёй, и его можно было подбить из противотанкового оружия .

«Звездочки Горрикера», как в некоторых документах именовались заграждения, получились на столько идеальными, что в будущем не потребовали доработки. Данное изобретение стало одним из символов Битвы за Москву зимой 1941-го. Только на ближних рубежах обороны столицы СССР было расставлено около 37 500 «ежей». В Химках существует памятник противотанковым "ежам", но там нет фамилии их создателя.

В оборонительном бою одной из важнейших задач войск является уничтожение наступающего противника огнем. Понятно, что нанести потери противнику можно только хорошо организованным метким огнем, почему войска и строят себе окопы, дающие большие удобства для ведения огня.
Но этого еще недостаточно. Улучшая условия своей боевой работы, войска одновременно стремятся так приспособить (изменить) местность, чтобы затруднить действия противника, задержать его под своим огнем и заставить нести большие потери. Для этого войска пользуются различными заграждениями и разрушениями.
Заграждения и разрушения применяются не только при обороне, но и при отступлении, чтобы задержать наступающего противника и нанести ему потери, а иногда и при наступлении, чтобы оградить свои фланги от обхода.
В современном бою необходимо задерживать продвижение не только пехоты, но и автобронетанковых войск, т. е. прежде всего танков. Поэтому современные заграждения делятся на противопехотные и противотанковые.
Заграждения всегда нужно строить так, чтобы они задерживали танки и пехоту противника, под действительным огнем противотанковых орудий и пулеметов.
При устройстве различных заграждений и разрушений войскам очень часто приходится пользоваться взрывчатыми веществами, чтобы усилить действие заграждений или произвести необходимые разрушения; поэтому прежде всего необходимо познакомиться с этими веществами.

Противотанковые заграждения (препятствия)

Современные танки обладают очень большой проходимостью, и нападения их можно ожидать почти на всякой местности. Естественными препятствиями для танков являются лишь густые старые бездорожные леса, глубокие (более 1 метра) топкие болота, глубокие овраги и обрывы со склонами круче 45°, рубленый лес, если между пнями танк не пройдет, а высота пней более 0,5 метра. Глубокие (более 1,5 метров) и широкие (более 3 метров) реки и озера также являются естественным препятствием для всех танков, кроме плавающих (амфибий).
Понятно, что войска, располагаясь на местности, прежде всего стараются использовать все имеющиеся естественные препятствия, чтобы защитить свою позицию (или место отдыха) от внезапного нападения танков. Очевидно, что этих препятствий всегда будет мало: они если и прикроют войска, то лишь в некоторых отдельных направлениях. Большая же часть участков местности всегда будет доступна для танков. На таких участках и организуют огневую (артиллерийские орудия) и инженерную противотанковую оборону, основным правилом устройства которой является умелое сочетание огня с заграждениями.
Искусственные противотанковые заграждения могут быть очень многих видов. Из них выбирают те, которые можно легче и быстрее сделать на данной местности, лучше замаскировать и надежнее прикрыть огнем своей артиллерии.

Устраивая заграждения, часто можно использовать местные препятствия. При соответствующем усилении эти препятствия становятся не проходимыми для танков или замедляют их движение, что облегчает нашей артиллерии борьбу с танками. Например, если а редком лесу срубить часть деревьев, оставив высокие пни и повалив деревья так, чтобы между ними не было проходов, то получится завал, преодолеть который танкам будет очень трудно. Можно также натянуть на опушке рощи на высоте около 1 метра прочный стальной канат.
Неглубокую речку и даже ручей можно превратить в заграждение, устроив плотину, благодаря которой вода поднимется и затопит берега. На глубоких реках, чтобы сделать их не проходимыми также и для плавающих танков, устраивают завалы, подводные надолбы (сваи), эскарпирование берегов и т. д.
Недостаточно крутой склон оврага или горки можно сделать более крутым, срезав землю лопатами или специальными инженерными машинами, - получится так называемый эскарп, или контрэскарп.
Зимой противотанковое препятствие можно сделать из снежных валов высотой 1,5-2 метра и толщиной 3,5-5 метров.
Наконец, одним из лучших препятствий против танков служат специальные противотанковые мины, запас которых войска всегда возят с собой. Противотанковые мины представляют собой заряд сильного взрывчатого вещества, заключенный в металлическую оболочку. Взрыв мины происходит только под тяжестью танка. Некоторые виды заграждений танки могут преодолевать благодаря большой скорости движения, как бы перелетая через них с разбегу. Чтобы быстроходные танки не могли преодолевать заграждений, нужно перед заграждениями устраивать дополнительные земляные валы, глубоко вспаханные полосы и т. п. Тогда танк пойдет на основное препятствие с меньшей скоростью и ему труднее будет его преодолеть.
Противотанковые мины расставляются на дорогах и наиболее открытых участках так, чтобы между ними не мог пройти танк. Взрыв мины перебивает у танка гусеницу и останавливает его.
На дорогах, особенно на трудно обходимых участках их (мост через глубокий овраг или реку, горное ущелье, гать на болоте, глубокая выемка колеи, высокая насыпь, узкая просека в густом лесу), широко применяют также различные виды разрушений и специальные заграждения. Прежде всего обычно разрушают мосты, так как обход их или восстановление - дело нелегкое и может значительно задержать войска вообще, а танки и прочие тяжелые войсковые грузы в особенности. Чаще всего мосты взрывают. Деревянные мосты можно иногда сжечь или подрубить (подпилить) их устои. Мосты на плавучих опорах (на плотах или на лодках) можно разобрать или затопить. На дорогах устраивают воронки, растаскивают гати, делают завалы (в лесу) или перекапывают дорогу глубоким и широким рвом.
Одним из главных условий устроения противотанкового заграждения является его трудное обнаружение. Так например снежный вал направлен своей пологой стороной к противнику с расчётом на то, что водитель танка не увидит препятствие и заедет на него спутав вал с естественной возвышенностью. В результате в конце снежного вала танк просто «клюнет» носом в землю, превратившись тем самым в лёгкую цель для противотанковой артиллерии и даже для пехотинцев с ручными противотанковыми гранатами. Туже цель преследует и контрэскарп.

Преодоление заграждений

Войскам приходится не только строить заграждения, но и преодолевать их. Чтобы успешно преодолевать заграждения я не нести излишних потерь, прежде всего необходима тщательная разведка их. Разведка эта должна определять точные границы заграждения, характер его устройства, как оно обороняется, какие материалы необходимы для восстановительных работ и, что особенно важно, какие участки заграждения легче преодолевать, есть ли удобные подступы к ним и нельзя ли обойти заграждение. Разведка заграждений производится фотографированием их с самолетов и непосредственным осмотром и изучением их на месте.
Для непосредственной разведки заграждений посылаются специальные партии разведчиков, в число которых включаются саперы и химики. Все обнаруженные заграждения и проходы в них разведчики обозначают условными знаками, немедленно донося о результатах разведки выславшему их командиру. Если. есть возможность, то разведчики сразу же устраняют некоторые из заграждений или делают в них проходы (убирают или подрывают обнаруженные мины и фугасы, устраивают проходы в завалах).
При преодолении заграждений с боем танки, мото-мехчасти и пехота небольшими группами стараются проникнуть через обнаруженные разведчиками проходы или обходят заграждения и атакуют противника, чтобы облегчить дальнейшую работу по расширению проходов и преодолению заграждений.
Устройство проходов или устранение заграждений производятся войсками различными способами в зависимости от вида заграждения я обстановки.
Проволочные сети разрушаются и растаскиваются танками или разрушаются артиллерией, а иногда, при благоприятных условиях, подрываются саперами с помощью удлиненных зарядов. Когда противник слабо охраняет свои заграждения, ночью, в дождь или снег разрушать проволочные сети может и пехота с помощью ножниц для резки проволоки.
Для устройства прохода в наэлектризованном препятствии надо либо полностью разрушить отдельный участок его так, чтобы оставшиеся проволоки нигде не были соединены друг с другом, либо отвести ток в землю. Разрушить проволочные заграждения могут танки, двигаясь не только поперек, но и вдоль препятствий. Окончательную расчистку прохода выполняют саперы в специальных костюмах из медной сетки. Боец в таком костюме может свободно касаться наэлектризованной проволоки, так как ток по сетке уйдет в землю, а не пойдет по телу. Для того чтобы отвести ток в землю, те же бойцы в костюмах набрасывают или присоединяют к заграждению толстую проволоку, другой конец которой надежно заземляют (закапывают поглубже оставшийся моток проволоки). Когда ток отведен в землю, препятствие устраняют обычным порядком, т. е. его растаскивают танками, разрушают артиллерией или подрывают.
Противотанковые мины и фугасы выкапывают или подрывают. Самовзрывные фугасы и ловушки обезвреживаются саперами после тщательного ознакомления с техникой их устройства.
Завалы растаскивают с помощью танков или деревья распиливают и по частям откатывают в стороны. Если есть возможность безопасно подвезти тракторы, то завалы растаскивают с их помощью. Небольшие завалы с успехом можно взрывать сильными удлиненными зарядами.
Участки, зараженные ОВ (УЗ), преодолеваются с помощью войсковых средств ПХО или силами химиков.
Преодоление заграждений при атаке оборонительной полосы противника, и особенно внутри ее, требует дружной работы всех родов войск.

Виды противотанковых заграждений

1. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ЁЖ

Противотанковый ёж - простейшее противотанковое заграждение, представляющее собой объёмные шестиконечные звёзды. Ежи менее эффективны, чем минные и прочие заграждения, зато их можно в больших количествах изготавливать из подручных материалов без применения высоких технологий.
Ёж делают из трёх кусков стального проката (обычно двутавра - рельс, уголок и т. д. менее прочны) таким образом, чтобы концы балок образовывали октаэдр. Соединяют балки заклёпками на косынках (конструкция должна выдерживать вес танка - до 60 тонн). На ежах промышленного производства оставляют отверстия для колючей проволоки, одну из балок делают съёмной. Чтобы осложнить работу вражеским сапёрам, ежи можно соединять цепями или тросами, минировать территорию вокруг и т. д.
Ежи устанавливаются на твёрдом грунте (лучше всего подходит асфальтовое покрытие улиц). Бетон не годится - по бетону ёж будет скользить. На слабых грунтах ежи мало действительны, так как танк вдавливает их в землю и легко проходит по ним. Если танкист попытается оттолкнуть ёж, тот перекатывается под днище, и танк оказывается поднятым. Гусеницы теряют сцепление с землёй, танк начинает буксовать и зачастую оказывается неспособен съехать с ежа. Обороняющимся силам остаётся только уничтожать остановившиеся танки и не давать танкистам растащить ежи буксирными тросами. А если противник повёл танки другим путём - противотанковая оборона тем более выполнила свою задачу.
Ежи имеют размер около 1 м в высоту - больше дорожного просвета танка, но ниже его лобового листа. Нецелесообразно делать ежи бо́льших размеров - ёж, который окажется выше лобового листа, танк легко сдвинет. Ежи превышающие эти размеры должны быть укреплены в грунте (вбитые в грунт сваи) или связаны между собой 6мм проволокой по крайней мере в три нитки.

2. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ РОВ

Рвы могут быть различных профилей - в виде правильной и неправильной трапеции или равностороннего и не равностороннего треугольника.
Недостатком рвов в виде неравностороннего треугольника и неправильной трапеции является то, что пехота противника может, накапливаясь в них, использовать их как прикрытие и танки могут войти в него. Но объем работ значительно меньше, чем при постройке рвов равносторонних и трапецеидальных.
Рвы в виде равностороннего треугольника можно устраивать в сухих песках.
Все эти препятствия требуют хорошего фланкирования, так как ни фронтальным, ни косоприцельным огнем они не простреливаются.
Рвы применяются в равнинной местности, с низким уровнем грунтовых вод, где невозможно построить другие, менее трудоемкие препятствия.

3. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ЭСКАРП И КОНТРЭСКАРП

Эскарпы и контрэскарпы строят на местности холмистой, с крутыми скатами или по берегам рек. Контрэскарпы в виде рва можно возводить и на слабо пересеченной местности, если она постепенно повышается в нашу сторону. Эскарпы и контрэскарпы менее трудоемки, чем рвы, и поэтому при рекогносцировке необходимо всемерно использовать все естественные скаты местности.
Эскарпы имеют тот недостаток, что противник при известных условиях может использовать их как защиту от нашего огня при накоплении. Контрэскарпы этого недостатка не имеют, так как подходы к ним открыты и простреливаются всеми видами огня. Кроме того, контрэскарп не виден противнику, что является немаловажным преимуществом, хотя с помощью различных приспособлений его легче преодолеть. Практика показала, что при большой скорости танк, преодолевая контрэскарп, настолько зарывается при падении в землю, что становится совершенно беспомощным и требует нескольких часов отрывки специальной командой. Контрэскарп ввиду возможности наблюдения и обстрела всех подходов к нему является лучшим препятствием, чем эскарп.

4. «ТРАНШЕИ» и «МОГИЛКИ»

На местности с высоким уровнем грунтовых вод можно возводить систему «траншей» или «могилок». Вследствие различного направления «могилок» танк, если он пойдет через них, сядет брюхом на «целики» между «могилками». Объем отрывки «могилок» хотя и большой, но работа легче, поскольку глубина небольшая. Недостаток этой системы тот, что пехота противника может использовать «могилки» в качестве укрытия, поэтому нужно отрывать их так, чтобы на дне на 25-50 см стояла вода, переплетать проволокой и усиливать противотанковыми и противопехотными минами. Система «могилок» может обстреливаться как фланговым, так и фронтальным огнем.

5. ПРОТИВОТАНКОВЫЕ НАДОЛБЫ

Препятствия из дерева или железа - надолбы. Деревянные надолбы имеют тот недостаток, что, будучи пробитые пулями или снарядами, они легко ломаются под тяжестью движущегося танка; поэтому их следует применять в комбинации со рвами, хотя бы уменьшенных профилей.
Металлические ежи и надолбы в полевых рубежах могут применяться для закрытия отдельных, небольших по фронту направлений, в основном на дорогах и предмостных укреплениях.


6. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ЗЕМЛЯНОЙ И СНЕЖНЫЙ ВАЛЫ

В некоторых случаях на местности с высоким уровнем грунтовых вод можно применять рвы с высокими насыпями и земляные валы.
Рвы с высокими насыпями можно применять при условии что засыпка не будет закрывать фронтального обстрела, т. е. если местность в нашу сторону несколько повышается и дает возможность вести фронтальный огонь.
Валы применяются для перекрытия узких долин, хорошо простреливаемых фланговым и косоприцельным огнем с окружающих высот. Земля для вала берется из широкого рва, отрываемого сантиметров на 25 ниже уровня грунтовых вод, рядом с валом.
Снежные валы применяются зимой при невозможности быстро соорудить земляной вал либо другие противотанковые препятствия сопряжённые с земляными работами.

7. ПОЛЕ ВОРОНОК КАК ПРОТИВОТАНКОВОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ

При недостатке рабочей силы, коротких сроках строительства и при наличии достаточного количества ВВ можно создавать поле воронок. При величине заряда аммонала в 20-30 кг. и глубине заложения в 2, 5 м. воронка получится диаметром 6-7 м. и достаточно глубокой (в зависимости от грунта). Такое поле воронок хотя и не является непреодолимым препятствием, но задерживает продвижение танков настолько, что их легко расстрелять артиллерией и из противотанковых ружей.

Литература / полезные материалы:

  • Брошюра - Бригинженера ШПЕРК В. Ф. «ФЛАНКИРОВАНИЕ ПРОТИВОТАНКОВЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ» (ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР. МОСКВА -1942 г.)
  • Военно-инженерное дело ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРКОМАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР Москва - 1931 г.

У есть осязаемые, материальные символы. Знаменитые образцы техники, прославившие русское оружие на весь мир (танки Т-34, штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2, производились огромными, невиданными в истории человечества тиражами. Сохранившиеся экземпляры этих грозных боевых единиц заняли свои места на постаментах. Но были и совсем на вид простые, и по размерам отнюдь не грандиозные оборонные средства, вполне заслуживающие того, чтобы им установили памятник. Противотанковые ежи сдерживали наступление нацистских орд не менее эффективно, чем знаменитые и пушки-сорокопятки, а вернее, помогали нашим артиллеристам-бронебойщикам, действуя с ними заодно.

1939 год. Европа без «ежей»

Гитлер начинал войну, вооружившись легкими танками и доктриной «блицкрига». Стремительные броски подвижной бронетехники, охваты, «котлы» - вот технология, применяя которую нацисты захватили большую часть Европы, не утруждаясь длительными осадами и затяжными боями. За Судетами им пришлось встретиться с заградительными сооружениями, но чешские противотанковые ежи оказались неспособными причинить какой-либо вред, их просто раздвигали и устремлялись в возникшие проломы. Немецкие генералы предполагали, что и в СССР им удастся справиться с поставленной командованием задачей не хуже. Их ждал очень неприятный сюрприз.

«Смешная» преграда

Когда немецкие танкисты впервые увидели наши противотанковые ежи, они совершенно не озадачились, а кое-кто из них даже посмеялся над «этими глупыми русскими», думающими, что стальной кулак вермахта можно остановить или хотя бы задержать «вот этим». И в самом деле, какая-то нехитрая комбинация, сваренная из балок или обычных рельс, высотой всего-то метр или даже ниже. Оглядев в бинокли этот загадочный предмет, немцы решили, что тот и вправду не представляет опасности, он даже не вкопан в землю. Вот чехи, те, как настоящие европейцы, подошли к задаче капитально, в изготовлении их заграждений применялся бетон, не мешавший, впрочем, их двигать. Подумав, командиры панцерваффе дали команду к наступлению. Вскоре выяснилось, что не все так просто…

Немецкие танки

В первые годы войны (T-I, T-II и T-III) были легкими. Это означало, что их вес не превышал 21 тонну, а бронирование днища практически отсутствовало. А еще в их конструкции присутствовал важный недостаток - передняя трансмиссия. Именно она страдала в первую очередь при наездах на противотанковые ежи. Кусок пробивал тонкий металл днища и разрушал механизм. Немецкая коробка передач - штука сложная и дорогая. Особенно танковая. Но это еще не все… Главная опасность заключалась совсем в другом обстоятельстве.

Как работает противотанковый еж

Именно небольшие размеры стального «ежа» делали его эффективным средством. Если бы он был большим, то проблем было бы куда меньше. Уперся в него лобовой броней, включил первую передачу, а затем потихоньку, потихоньку… Советские противотанковые ежи норовили, перекатываясь, залезть под днище, нарушая сцепление гусениц с землей. Попытка «съехать» приводила и вовсе к плачевному результату. Дно распорото, маслопровод течет, КПП заклинило. И все эти разрушения остается лишь печально рассматривать, да и то только в том случае, если из-за бруствера в этот момент не ведет огонь расчет противотанкового ружья или артиллеристы не отрабатывают меткость стрельбы по слабо защищенному нижнему горизонтальному участку бронекорпуса. Тут уже и до детонации боезапаса недалеко, да и бензин вот-вот вспыхнет. Машину нужно покидать, а тут пехота огоньку подбросила. В общем, завидовать немецким танкистам в такой момент охотников было маловато.

"Звездочка" генерала Михаила Львовича Гориккера

Вообще-то, звезда у него была, причем на каждом погоне, генеральская. Служил М. Л. Гориккер начальником Киевского танко-технического училища. Но прославился он другой «звездочкой».

Гориккер - пример настоящего русского офицера, два полученных в Германскую войну, подтверждают, что был он не только умен, но и смел.

После нападения Германии сразу и остро встал вопрос о противотанковых средствах. Требования были несложными, но жесткими: технологическая простота, доступность материалов изготовления и высокая эффективность.

Будучи грамотным инженером (особенно в области бронетехники), М. Л. Гориккер произвел многие расчеты, после которых предложил свой противотанковый «еж». Чертеж был одобрен, в июле изготовили несколько опытных экземпляров и испытали их на полигоне. Роль «мишеней» этого беззарядного устройства играли легкие советские танки Т-26 и БТ-5, они превосходили немецкие аналоги (в частности, ходовая часть у них была куда лучше, а трансмиссия задняя), но все равно сильно пострадали. Итак, в арсенале Красной Армии появилось новое средство борьбы с бронетанковой техникой противника, названное звездочкой Гориккера. «Ежами» его нарекли позже фронтовики, видимо, выговаривать заковыристую фамилию изобретателя оказалось непросто. Но получить мало, нужно еще уметь пользоваться.

Технология изготовления

Уже к июлю все предприятия прифронтовых городов (Одессы, Севастополя, Киева и многих других), обладавшие необходимым оборудованием, получили задания изготовлять противотанковые ежи. Все машиностроительные заводы стали военными, с трудовыми ресурсами вопросов не возникало, специалистов хватало.

Технология была проста, для каждого "ежа" требовались три отрезка двутавровой балки длиной менее полутора метров. Лучше всего, если эти детали выполнялись из прочной стали, но чаще всего использовали рельсы, трамвайные или железнодорожные, они всегда были под рукой.

Их следовало сварить или прочно соединить иным способом так, чтобы при приложении определенного усилия готовое изделие могло перекатываться, не разрушаясь.

Боевое применение

Для эффективного использования мало было знать, как сделать противотанковый еж, требовалось усвоить некоторые особенности применения этого средства ПТО в условиях боя.

Во-первых, устанавливать его лучше всего на поверхности достаточно ровной, но не скользкой, иначе его будет несложно отодвинуть с помощью нехитрых вспомогательных устройств (троса с крюком или петлей, например). Отлично подходит мерзлый грунт или асфальт.

Во-вторых, важно расстояние между рядами элементов обороны (а «ежей» должно быть много, один ничего не решает). Оно должно составлять полтора метра (для первого и второго) и два с половиной - для следующих эшелонов. Как в любой фортификации, чем больше контуров защиты, тем лучше.

В-третьих, «ежи» в рядах могут быть скреплены между собой, но следующая линия должна быть автономна от предыдущей.

В-четвертых, применение колючей проволоки нежелательно. Для нее крепление особое.

В-пятых, подходы лучше заминировать.

Нарушение этих нехитрых правил в условиях фронта приводило к снижению боевой эффективности средств, как и попытки сделать «звездочки Гориккера» больших размеров, чем это рекомендовалось инструкциями.

Кстати, изобретатель, которого можно назвать гениальным (за простоту решения), имел и другие заслуги, он получил много правительственных наград и до, и после войны, в том числе и Орден Ленина. А за «ежи» ему правительство подарило фотоаппарат ФЭД.

Война продолжалась, и наступил тот долгожданный перелом, после которого об обороне советский генералитет уже не помышлял. Только наступление, и на всех фронтах! А потом война победно закончилась.

Память

Многие герои полегли на безымянных высотках, закрыв своими телами родную землю. В каждом селе, городе или поселке, через которые пронесся огненный вал фронта, сегодня стоит памятник. Противотанковые ежи стали символом несгибаемой непокорности всех народов СССР, сумевших свернуть шею омерзительной нацистской гадине. Теперь их можно делать большими и ставить на постаменты. Так они и стоят, как безмолвные часовые, напоминая о суровой поре.

В 1966 году, недалеко от центра Москвы, на 23-м километре Ленинградского шоссе, был установлен необычный монумент. Стилизованными под противотанковые заграждения гигантскими сооружениями отмечена точка, в которой сошлись наступающие немецкие части и четыре дивизии ополченцев, составленных из горожан разных профессий, возрастов и судеб. Мемориал посвящен памяти москвичей, не дрогнувших в бою за столицу свою. Противотанковые ежи в Химках - один из многих монументов, прославляющих память наших предков. Изобретение Гориккера было стальным. Но не только в металле дело.

При отступлении нацисты пытались использовать советские «ежи» для обороны Берлина и других городов тогдашнего Третьего рейха. Им они не помогли…