Урок литературного чтения плещеев весна. Стихи А. Плещеева о весне.docx - конспект урока по литературному чтению "Стихи А.Н. Плещеева о весне" (2 класс). Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

Здравствуйте, ребята

Кто мне ответит, какой раздел мы начали с вами изучать на последних занятиях?

Верно. Сегодня мы с вами продолжаем говорить о весне, о явлениях природы, связанных с наступлением этого времени года и познакомимся со стихотворением А. Н. Плещеева «Весна».

Плещеев Алексей Николаевич (1825-1893) – поэт, прозаик, драматург и литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых )

Я сейчас прочту вам стихотворение этого поэта - «Весна». А вы подумайте, какие звуки вы услышали при прослушивании этого стихотворения (чтение наизусть)

О чем это стихотворение?

Какие звуки вы услышали?

Молодцы, какие вы внимательные!

Подумайте, кто является лирическим героем данного стихотворения?

Что помогает раскрыть образ весны?

А сейчас, давайте откроем учебники на стр. 125.

Прочитайте стихотворение про себя и отметьте незнакомые слова.

Повеяло - дуть

Лазурь - светло-синий цвет, синева

Миновала – прошла

Да, действительно, для того, чтобы передать настроение стихотворения, авторы используют особенный поэтический язык

Скажите, а какое настроение в данном стихотворении?

Молодцы

Обратите внимание, с помощью, какой части речи поэт сумел показать читателю движение?

Как вы думаете, какой месяц изображает поэт? Что вам в этом помогло?

Как вы понимаете строчку: «И лес оденется листвою!»?

Верно. А фразу: «природы обновленье»? Что происходит в природе в это время года?

Правильно

Кто, по мнению поэта, больше других любит природы обновленье?

А что людям приносит весна? Найди ответ в стихотворении

Прочитав это стихотворение, мы можем сказать, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Любит ли поэт весну?

Давайте расставим паузы и выделим главные слова

Сейчас почитайте про себя, а домашним заданием будет - выучит это стихотворение наизусть. Запишем это в дневники

Давайте подведем итоги сегодняшнего урока:

Что нового узнали?

Что понравилось на уроке?

Что вызвало затруднение?

Как вы поработали на уроке?

Всем спасибо за урок, мы с вами хорошо поработали! Урок окончен

Тема: А. Плещеев «Весна». урока : изучение нового материала. Цель: ознакомление учащихся со стихотворениями А. Плещеева «Весна». Задачи:

Совершенствовать умения работать над выразительным чтением стихотворения;

Развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;

Воспитывать любовь к природе; воспитывать интерес и любовь к поэзии.
Планируемый результат : учащиеся познакомятся с творчеством А. Плещеева, проанализируют текст, сделают выводы.

Ход урока

Структурный компонент урока

Введение в тему урока.
- Предлагаю ребятам музыкальную разминку, которая поможет определить тему урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, послушайте и подумайте какое, время года вы услышали.
1) Прослушивание записи Э. Грига «Ручей» (во время слушания тихонько говорю детям: вот бежит ручеёк, вот запели птички, вот зашумели деревья.)
- Что вы представляли себе, когда слушали музыку?
- Какому времени года мы посвятим сегодняшний урок?
- А сейчас закройте глазки и произнесите про себя слово весна. Что вы представили себе?
- Какие изменения происходят в природе с приходом весны?
2. Давайте составим ассоциативную карту к слову весна . Солнышко, ручьи, тепло, птицы, сосульки, мяч, скакалка, радость……
-
Как вы думаете, почему все живое ждет весны с нетерпением? - Чем так привлекательно это время года? Медленно тает снег. То оттепель, то заморозки по утрам. С крыш свисают длинные сосульки. Небо ясно - голубое. Легко дышится! Деревья еще не распустились, но уже набирают силы, меняется цвет почек. Зацветают первые весенние цветы и в лесу, и по оврагам в селе. На снежных полянах рыжие пятна – проталины. Они похожи на веснушки. День ото дня их все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну).
- Ребята, а где вы могли видеть сосульки? Постановка проблемного вопроса : Сегодня мы начнём изучать новый раздел «Вот уж снег последний в поле тает». - О чём пойдёт речь в новом разделе учебника? - А как вы думаете, с каким литературным жанром мы будем работать? (сказка, рассказ или стихотворение?) (Правильно, молодцы!)
- Как вы думаете, чему будет посвящено стихотворение, которое мы будем изучать на уроке?
- Мы показали свое видение весны. Узнали, как в музыке представляют это время года.
- А вот теперь познакомимся со стихотворение «Весна», и увидим, какой и как рисует весну поэт Алексей Николаевич Плещеев. Попробуем передать настроение от прочитанного произведения своим выразительным чтением. - Послушайте сообщение о поэте. Представление автора (демонстрация портрета). Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893). Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых. Первичное чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Я прочитаю вам стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна». - А вы подумайте, какие звуки природы вы услышали при прослушивании этого стихотворения. Стихотворение наизусть читает учитель. -О чем это стихотворение?
-Какие звуки природы вы услышали при прослушивании этого стихотворения? (Детский веселый смех, пение птиц, звон капели, журчание ручейков, мелодичное пение соловья).
– Подумайте, весна борется в стихотворении с зимой или полноправно вступает в свои права? (Весна пришла как хозяйка строгая, властная, но дарящая надежду и ожидание на какое-то чудо).
– Какой главный образ вы можете отметить в стихотворении «Весна»?
(Главный образ – Весна, его помогают раскрыть образ весеннего солнца, леса, лесного ручья, птичек).
–А, как вы думаете, поэт изобразил приход весны в город, в село или в лес?! Почему нам трудно ответить на этот вопрос?
- Я прочитала вам стихотворение полностью, а мы будем работать только над небольшим отрывком из этого стихотворения. Что представили себе, когда слушали стихотворение? Словарная работа: Повеяло- подуло Лазурь- светло-синий цвет, синева Миновала- прошла

Работа над выразительным чтением.
- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно.
- Где надо делать паузы при чтении стихотворения?
- Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?
- Обратите внимание, с помощью, какой части речи он все-таки сумел показать читателю движение? (Поэт наполнил стихотворение глаголами: тает, бегут, повеяло, засвищут, оденется, стучит, унесла.) – Это не просто глаголы, а глаголы звуков. И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни и довольства жизнью. 6 ) Работа в парах. - Попробуйте прочитать выразительно стихотворение своему соседу по парте.
7) Выразительное чтение стихотворения у доски (2-3 человека).
- Попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы передать радость.
- Как вы думаете, почему вам понравилось чтение этих ребят?
- Ребята, у кого удалось лучше? Работа в группе.
- А что такое эпитеты? (Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называются "эпитеты").
А знаете ли вы, как называется изображение неживых предметов в виде живых существ? (олицетворение)
1 группа: Выписать эпитеты.
2 группа: Выписать олицетворения.
3 группа: Выпишите признаки весны. - Защита работ.

БЛИЦ-ТУРНИРТ.

1. Кто автор стихотворений «Весна»? А. Барто, А. Плещеев, Ф. Тютчев.
2. Время года, которое описывает поэт?
Весна, зима, осень.
3. Название птиц из стихотворения «Весна».
Ласточки, воробьи, соловьи.
4. Что является источником творческого вдохновения А.Н. Плещеева?
Природа, солнце, птицы.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Волхова Ленинградской области»

Михайлова Светлана Валентиновна

Волховский район

МОУ «Средняя общеобразовательная

Школа № 8 г. Волхова Ленинградской

Области»

Педагогический стаж: 21 год

Образование: высшее

Конспект урока.

Предмет: литературное чтение

Тема: А.Н.Плещеев «Весна» (отрывок)

Класс: 2 «А»

УМК: «Планета знаний»

Учебник: Э.Э.Кац, в двух частях, Москва, изд. «Астрель», 2008год.

2009 - 2010 учебный год

г. Волхов

Ленинградская область

Цели:

  1. Совершенствование умения работать над выразительным чтением стихотворения.
  2. Совершенствование навыка правильного, сознательного, беглого чтения.
  3. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, логического мышления учащихся.
  4. Воспитывать интерес и любовь к поэзии, музыке.
  5. Воспитывать внимание, любовь и бережное отношение к природе.
  6. Совершенствование умения работать в паре, навыки самоконтроля.
  7. Совершенствование санитарно-гигиенических навыков.

Оборудование:

  1. Учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть, Э.Э.Кац.
  2. Выставка книг.
  3. Мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке чтения у нас присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними.

2. Введение в тему урока.

(слайд 2)

« У природы нет плохой погоды…»

Предположите, почему так говорят? (ответы детей)

Каждое время года неповторимо прекрасно по-своему. Говорить мы с вами будем о природе.

(слайд 3)

А о каком времени года пойдёт у нас разговор?

Докажите свое мнение. (ответы детей)

Давайте проверим правильность своих суждений.

Работать вы сейчас будете в паре. Возьмите на столе листочки, прочитайте загадку и найдите доказательства, что речь идёт о весне.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой - улей-пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(1 ученик читает загадку, а второй доказывает, что речь идёт о весне.)

Чьё чтение было более выразительным?

Предположите, а какого жанра литературное произведение мы будем читать?

Обратимся к выставке книг и докажем правильность ваших суждений.

3. Работа с выставкой книг.

Предположите, какое задание я вам приготовила?

Как вы думаете для чего?

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

А.Н.Плещеев «Стихотворения»

Сборник «Весна» стихи русских поэтов

А.Н.Плещеев «Сельские песни»

А.Н.Плещеев «Стихи»

Какие книги могут быть лишними?

Как можно озаглавить выставку книг?

Предположите тему урока опираясь на выставку книг?

(слайд 4)

Что можно сказать об этом человеке? (портрет)

4. Рассказ о поэте.

Алексей Николаевич Плещеев- поэт. Родился в городе Костроме в 1825 года в обедневшей дворянской семье. В роду Плещеевых было несколько литераторов. Детство прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием маленького Алёши занималась мама, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич знал три языка. Пожеланию матери поступил в военную школу. Но вскоре покинул школу и поступил в Петербургский университет.

Возьмите листочки белого цвета, прочитайте биографию поэта и дополните мой рассказ.

(слайд 5)

– Прочитайте.

По названию произведения можем ли мы предположить, о чём, о ком расскажет поэт?

5. Чтение стихотворения учителем (книги закрыты)

(перед чтением)

Внимательно послушайте стихотворение и подумайте, какую бы вы нарисовали картину?

(после чтения)

Что представили себе, когда слушали стихотворение?

6. Работа над стихотворением.

Откройте учебники на стр. 138 и посмотрите, как увидел весну художник. Прочитайте стихотворение про себя и отметьте незнакомые слова.

Какие слова вам непонятны?

(слайд 6)

Повеяло - дуть

Лазурь - светло-синий цвет, синева

Миновала - прошла

Буря-ненастье.

А какое по настроению это стихотворение?

О чём это стихотворение? (Пробуждение природы весной).

Как вы думаете, что хотел сказать нам - читателям поэт? (Природа красива в любое время года).

Прочитайте 1 строфу.

Найдите строчки, которые говорят о приближении весны?

Назовите олицетворение, которое использует Плещеев?

Подберите слова близкие по значению к слову «засвищут» (закричат, запоют).

Давайте подготовим эти строчки для выразительного чтения.

  1. Читать целым словом и без ошибок.
  2. Выбрать нужный тон и темп чтения.
  3. Выделить голосом главные слова.
  4. Передать своё отношение к тому, что читаешь.

Давайте подумаем, где мы будем делать паузы.

(слайд 7)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (один ученик размечает)

Выделим главные слова (вместе).

Каким тоном прочитаем эти строчки?

В каком темпе?

Чьё чтение показалось более удачным, выразительным?

Кто смог передать настроение?

Прочитайте 2 строфу.

Подготовьте эти строчки для выразительного чтения.

Каким тоном прочитаем эти строки?

В каком темпе?

2-3 ученика читают выразительно.

Чьё чтение показалось удачным, выразительным?

Прочитайте 3 строфу.

Что происходит с приходом весны в душе человека?

Весна- пора обновления не только в природе, но и в душе человека. С приходом весны у людей появляется вера, надежда на что-то лучшее. Поэтому весну всегда с нетерпением ждали.

Подготовьте строчки для выразительного чтения.

Прочитайте.

2-3 человека читают всё стихотворение выразительно.

Чьё чтение показалось более выразительным?

(Слайд8)

Что объединяет картину и стихотворение? (Картина Ивана Романова «Времена года. Весна»).

Русский народ не забывает лирику Плещеева: его прекрасные стихи звучат в песнях и романсах до сих пор.

Послушаем романс «Уж тает снег…» на стихи Плещеева, музыка П.И.Чайковского в исполнении Натальи Шпиллер.

Когда Алексею Николаевичу исполнилось 21 год, вышел первый сборник стихов поэта. Алексей Николаевич написал много произведений не только для детей, но и для взрослых. Многие стихи Плещеева положены на музыку.

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЛЕЩЕЕВ

1825 - 1893

Когда Алексею Николаевичу исполнилось 21 год, вышел первый сборник стихов поэта. Алексей Николаевич написал много произведений не только для детей, но и для взрослых. Многие стихи Плещеева положены на музыку.

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЛЕЩЕЕВ

1825 - 1893

Алексей Николаевич Плещеев - поэт. Родился в городе Костроме в 1825 года в обедневшей дворянской семье. В роду Плещеевых было несколько литераторов. Детство прошло в Нижнем Новгороде.

Воспитанием маленького Алёши занималась мама, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич знал три языка. Пожеланию матери поступил в военную школу. Но вскоре покинул школу и поступил в Петербургский университет.

Когда Алексею Николаевичу исполнилось 21 год, вышел первый сборник стихов поэта. Алексей Николаевич написал много произведений не только для детей, но и для взрослых. Многие стихи Плещеева положены на музыку.


Здравствуйте сегодня урок литературы буду вести у вас я, меня зовут Мария Тимофеевна.

Сегодня наш урок посвящен стихам. Сядьте удобно и внимательно послушайте.
-Может быть из вас кто слышал,-Как листок из почки вышел,-И услышать не могли вы,-Как зеленые травинки.
-Сняв зеленые ботинки,-Тихо вышли из земли.
-И подснежник тихо вышел.
-И повсюду тишина.
-Это значит, это значит:-Тише всех пришла... (Весна).

Весна. Подумайте Какая она? (нежная, радостная, звонкая.)
- Попробуйте показать выражением лица, своё весеннее настроение.
- Как вы думает Что за чудеса происходят весной?
(Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, расцветают цветы).
- Попробуйте Теперь мысленно представьте весну,.Весна это особое время года. Разбуженная теплом и светом просыпается природа. Жизнь как бы зарождается вновь.

А теперь послушайте внимательно стихотворение, чтобы ответить на вопросы?

Весенняя гостья,

Милая певунья,

Ласточка родная

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьется

С песенкой живой:

“Я весну и солнце принесла с собой…” Какие слова определяют что эта весна? Понравился ли вам это стихотворение?

Ребята я вас хочу научить как нужно выразительно читать. Подумайте какие правила Могут служить для выразительного чтения?
Памятка.
1. Правильно ставь ударения..
2. Соблюдай паузы: короткие паузы - в конце строки,большей длительности - при окончании строфы.
3. Выбери силу голоса.(Тихо, громко)
4. Определи темп (Быстро, медленно)
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией своё отношение к произведению. Теперь откройте книгу на ст 53 . Мы с вами познакомимся с поэтом

1. И. Никитин “Весна”

Прочитайте самостоятельно стихотворение И. Н.

Понравилось ли оно вам? Чем?

Как поняли предложение Журавли караваном летят?

Прочитайте выразительно это стихотворение.
-Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами? Нужно постараться передать при чтении настроение автора и свои чувства. (1- 2 ученика)

2. Плещеев “Весна”

- Прочитайте стихотворение Плещеева Весна.

Найдите объяснение слова лазурь.

Какие Картины весны наблюдает поэт? С каким настроением говорит о них?

Алексей Николаевич Плещеев(1825-1893)-замечательный русский поэт, писатель, переводчик. Современники вспоминали что он был исключительно деликатным, мягким и доброжелательным человеком, всегда прейдет на помощь. Однажды жизнь самого Плещеева складывалась нелегко: после ссылки он многие годы находился под полицейским надзором, а в 1863 г. В связи делом Чернышевского

Был вызван в сенат по обвинению (фальшивому, как ему удалось доказать) в противоправительственной деятельности. Всю жизнь он боролся с нуждой, чтобы содержать семью (в 1864 г. Мерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя вместе с тем литературных занятий.

Своим современникам, писавшим для детей, он говорил так: “Помните, что меленькие читатели -будущие строители жизни русской. Научите их любить добро, родину, помнить свой долг перед народом.

1 .И. Шмелев “ Ах, весна!”

Прочитайте произведения И. Ш.

О чем это произведение?

Какое предложение вам понравилось?

Перечитайте весь текс выразительно.

2. Белозеров “Подснежники”

Загадка. Из - под снега расцветает, раньше всех весну встречает.
Подснежники одна из примет апреля. С давних пор подснежники считают цветами надежды, символом весны. Научное название подснежников -первоцветы. Ещё подснежник называют прострел весенний. Нужна сила стрелы, чтобы выйти из - под ледяной корки. Пётр Ильич Чайковский посвятил этому удивительному цветку пьесу. Послушайте её.
- Что представили себе, слушая музыку?
- Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?


Тимофей Максимович Белозеров (1929-1986) родился в многодетной крестьянской семьи. Детство прошло в предгорьях Алтая, куда судьба занесла семью в голодные 1930-ее г. Он рано лишился матери и начал работать. Работал простым рабочим по очистке железнодорожных путей, столяром, лесозаготовителем по найму. Жизнь его была неустроенной, он постоянно голодай. Какой-то добрый человек посоветовал ему поступить в Омское речное училище. Там, объяснил он, курсанты находятся на полном государственном обеспечении. Омское речное училище в те годы было полувоенное. В нем готовили не только специалистов- речников но и офицеров для Военно- морского флота. Училище окончил в 1952 г. В эти годы начинается и творческая биография поэта. Как волшебное чудо, явилось большая любовь к поэзии, зародившаяся еще в благодатную пору обучения в училище, а с ней и дальнейшее пристрастие к сочинительству. Появилась первая публикация стихов в журнале “Алтай”

Книга стихов “Карасик” с предисловием И. Токмаковой была издана двухмиллионным тиражом. В предисловии она написала: “Стихи Тимофея Максимовича Белозерова- глоток свежего воздуха, пронизанного солнцем, пахнущего цветущим ромашковым лугом… Только настоящий поэт с истинным чувством природы может увидеть зайчишку в первой снежинке, упавшей поздней осенью на луг, расслышать цокот оленьих копыт в шуме летнего дождичка, назвать голубые подснежники Снегурочкиными слезам”

Прочитайте стихотворение Т. Б.”Подснежники”

Понравлюсь ли вам сравнение подснежника со Снегурочкиными слезами?
«Подснежники» и подумайте, с каким настроением писал он это стихотворение?
- Найдите слова подтверждающее настроение автора.
- Какое настроение возникло у вас?

Прочитайте стихотворение выразительно.

Какая тема объединяет произведение всех авторов?

Одинаковы ли они по настроении? Какое произведение отличается от других? Чем ?

Какое из них вам больше всего понравилось?

3.Куинджи “Ранняя весна”
-Рассмотрите картинку. Составьте о ней несколько предложений.

- Что вы узнали на уроке?

За что вы похвалили себя?

Что у вас особенно хорошо получилось?

Какие стихи мы читали?

Прочитаем маленькое стихотворение

Шепчет солнышко

Шепчет солнышко листочку:

Не робей, голубчик!

И берет его из почки

За зеленый чубчик. (В. Орлов)

Зарядка.

Одолела вас дремота,

Шевельнуться не охота?

Ну – ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

(Встали, руки через стороны вверх – потянулись.)

Руки вытянуть пошире.

(Руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре –

(Наклоны.)

И на месте поскакать.

(Прыжки на месте.)

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

(Ходьба на месте.)