Прямоугольник занятие в средней группе. Конспект занятия по математике в средней группе "поможем друзьям". Игровая ситуация «Путешествие в страну геометрических фигур»

Муниципальное Административное Дошкольное Образовательное
Учреждение
Центр Раннего Развития детский сад №43
Разработка конспекта занятия по математическому развитию на тему
«Знакомство с прямоугольником»
Воспитатель:
Рындя Ольга Петровна

Калининград
2017
Тема занятия: «Знакомство с прямоугольником».
1. Цель занятия: познакомить детей с прямоугольником.
2. Задачи:
1. Способствовать формированию представлений о прямоугольнике и его
свойствах;
2. Развивать умение детей самостоятельно добывать знания и пополнять их
объем (самостоятельно определить сходства и отличия квадрата и
прямоугольника);
3. Упражнять в умении правильно называть геометрические фигуры и слова,
обозначающие их свойства: прямоугольник, квадрат, длина, ширина, шире,
короче, равные по длине, ширине;
Развивать пространственные навыки, мышление, внимание, память,
3.
творческие способности;
4. Воспитывать сдержанность, внимательность, чувство сотрудничества,
аккуратность;
5. Развивать положительные эмоции, способствовать двигательной активности
детей на занятии.
3. Тип занятия: формирование новых знаний.
4. Форма занятия: фронтальная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
5. Продолжительность: 20 минут.
6. Участники: дети средней группы.
7. Возраст обучающихся: 4­5 лет.
8. Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: кукла би­ба­бо Мышка (Приложение 1),
большой конверт, изображения геометрических фигур (круг, треугольник,
2

квадрат, прямоугольник), блоки прямоугольной и квадратной формы, два
обруча, магнитная доска, фланелеграф, плоскостные изображения девочки
(Приложение 2), домика (Приложение 3), речки (Приложение 4), квадрата и
прямоугольника (Приложение 5) для фланелеграфа, CD­проигрователь, диск
Е.Железновой «Пальчиковые игры», бубен;
Раздаточный материал: геометрические фигуры из цветного картона (1
квадрат, 1 прямоугольник на каждого ребенка), лист бумаги белого цвета с
изображением контура прямоугольника на каждого ребенка, цветные
карандаши.
9. Предварительная подготовка: на прогулке, в групповом помещении с
детьми рассмотреть окружающие их предметы, найти те, которые по форме
напоминают геометрические фигуры уже знакомые детям (круг, треугольник,
квадрат); подготовить демонстрационный и раздаточный материал.
10. Методы и приемы работы с детьми: словесные, игровые, практические
методы и приемы (отгадывание загадки, подвижная игра, физминутка с
речевым сопровождением, сюрпризный момент, создание проблемной
ситуации, игровые приемы, элементарный анализ, сравнение, рассказывание
Время
сказки с разыгрыванием сюжета на фланелеграфе).
11. Структура занятия:
Этап занятия
Организационный
момент
Мотивационно­
ориентировочный этап
Поисковый этап
Динамическая пауза
Этап повышения
эмоциональной
активности
Содержание
Вхождение в день,
приветствие
Игровая мотивация,
сюрпризный момент,
создание проблемной
ситуации
Поиск решения
проблемной ситуации
Физминутка «Часы»
Рассказ воспитателя с
разыгрыванием сюжета с
помощью плоскостных
1 мин.
2 мин.
4 мин.
1 мин.
4 мин.
3

Динамическая пауза
Практический этап
Рефлексивно­оценочный
этап
фигурок на
фланелеграфе
Подвижная игра «Найди
свой домик»
Самостоятельная
творческая деятельность
детей
Обсуждение результатов 2 мин.
3 мин.
3 мин.
12. Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Ребята, я очень рада вас всех видеть! Возьмитесь за ручки, подарите друг
другу улыбку! Отлично!
2. Организационно­ориентировочный этап.
Девочки и мальчики, сегодня утром почтальон принес для вас письмо! Вам
интересно узнать, что находится в конверте? Давайте вместе посмотрим
(воспитатель открывает конверт): какая­то записка: « Ждите меня сегодня в
гости. А кто я – угадайте: (загадка про мышку С.Фомин)
Я люблю кота дразнить,
Из его тарелки пить,
Незаметно, очень ловко,
Сыр украсть из мышеловки.
С длинным хвостиком малышка,
Догадайтесь кто я ­...(Мышка!)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это?
4

Дети: Мышка.
Раздается стук в дверь, воспитатель выглядывает и возвращается с куклой би­
ба­бо Мышкой на руке.
Мышка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Мышка!
Мышка: Ребята, я очень рада всех вас видеть. И мне нужна ваша помощь. Вы
любите заниматься математикой и уже знаете некоторые геометрические
фигуры. Напомните мне, пожалуйста, как они называются?
(Мышка прикрепляет на магнитной доске изображения геометрических фигур
(круг, треугольник, квадрат), а дети их называют. Затем Мышка прикрепляет
прямоугольник.)
Мышка: А с этой фигурой я еще не знакома?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Мышке! Кто сможет назвать эту
фигуру?
Дети: Прямоугольник.
Воспитатель: Давайте все вместе повторим – прямоугольник.
(Дети громко и четко проговаривают название – прямоугольник. Можно
выборочно попросить проговорить отдельных детей.)
Поисковый этап.
Воспитатель: А на какую геометрическую фигуру похож прямоугольник?
Дети: На квадрат.
Воспитатель: Все правильно! А сейчас мы с вами будем учиться различать
прямоугольник и квадрат (оставить на магнитной доске только две эти
фигуры), но для этого, дети, вам необходимо сесть на свои места.
(На рабочих столах приготовлен раздаточный материал: один прямоугольник
и один квадрат из бумаги на каждого ребенка.)
Воспитатель: Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком,
скажите, у него есть стороны?
5

Дети: Да, есть.
Воспитатель: Сколько их?
Дети: Много, четыре.
Воспитатель: А у квадрата есть углы?
Дети: Да, есть.
Воспитатель: Сколько их?
Дети: Четыре, много.
Воспитатель: А теперь положите перед собой прямоугольник и обведите его
пальчиком. Скажите, у него есть стороны? Сколько их?
Дети: Да, четыре.
Воспитатель: А у прямоугольника есть углы? Сколько их?
Дети: Да, четыре.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается
прямоугольник от квадрата?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Как можно проверить?
Дети: Наложить.
(Дети выполняют сравнение фигур методом наложения квадрата на
прямоугольник)
Воспитатель: Что теперь мы видим? Что можем сказать?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: (Обобщая ответы детей) Можем сделать вывод, что верхняя и
нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая
одинаковые по длине.
(При показе необходимо обратить внимание на то, чтобы дети правильно
показывали стороны и углы геометрических фигур: стороны надо проводить
пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок), углы проводим пальцем,
обозначая стороны угла.)
6

Мышка: Спасибо, ребята, что помогли мне! А теперь давайте немного
поиграем!
Динамическая пауза.
Физминутка «Часы»:
Мышь полезла в первый раз (маршируют маленькими шажками вперед)
Посмотреть, который час (указательным пальчиком правой руки

Вдруг часы сказали: “Бом!”, (руки на поясе, покачивания головой влево­
вправо, один хлопок над головой)

Мышь полезла второй раз (идут вперед небольшими шагами, поднимая
высоко колени)
показывают на запястье левой руки)
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” (руки на поясе, покачивания головой влево­
вправо, два хлопка над головой)
Мышь скатилась кувырком. (на носочках отбегают назад, вращательные
движения руками на уровне груди)
Мышь полезла в третий раз (идут вперед на носочках небольшими
шажками)
Посмотреть, который час. (указательным пальчиком правой руки
показывают на запястье левой руки)
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” (руки на поясе, покачивания головой
влево­вправо, три хлопка над головой на слово)
7

Мышь скатилась кувырком. (на носочках отбегают назад, вращательные
движения руками на уровне груди)
Этап повышения эмоциональной активности.
Воспитатель: Спасибо, Мышка за веселую игру! Присаживайся вместе с
ребятами на коврик, а я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате.
(Воспитатель сопровождает свой рассказ разыгрыванием сюжета с помощью
плоскостных фигурок героев на фланелеграфе.)
«В царстве ­ государстве геометрических фигур жили ­ были Прямоугольник
и Квадрат. «Я такой неуклюжий, ­ говорил Прямоугольник ­ если поднимусь
во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким! А если лягу на бок, то
становлюсь низким и толстым. Вот таким! А ты всегда остаешься
одинаковым, ­ говорил он, обращаясь к Квадрату ­ и стоя, и сидя, и лежа»
«Да у, ­ отвечал с гордостью Квадрат: у меня все стороны равны». И
переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.
Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась.
Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила
Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид,
девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой
дом? » Она забралась сначала на одну его сторону, но ничего не увидела из­за
деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего
не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть, я смогу
помочь тебе?» ­ спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост,
девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и
узнала куда идти. «Давай, мы тебя проводим», ­ предложил Квадрат. Вдруг на
их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку
перебраться! » ­ попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел
дотянуться до другого берега, но ­ плюх и упал в воду. Добрый
Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и
8

стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома.
«Спасибо, ­ сказала девочка геометрическим фигурам, ­ вы не оставили меня
в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, ­ обратилась девочка к
Прямоугольнику, ­ что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, ­ скромно
ответил Прямоугольник, ­ просто мои стороны разной длины: две длинные, а
две короткие».
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у
прямоугольника?
Дети: две длинные, а две короткие.
Динамическая пауза.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Найди свой домик».
Подвижная игра «Найди свой домик».
На полу два обруча. В нутрии одного квадрат, а в другом ­ прямоугольник.
Дети делятся на две группы: у одних квадраты, у других прямоугольники.
Все разбегаются, а когда услышат удар в бубен, каждый из детей должен
найти свой домик: те, у кого квадрат ­ бежит к обручу, где лежит квадрат, а
те, у кого прямоугольник ­ к обручу с прямоугольником.
Воспитатель: Молодцы! А теперь мы поиграем в игру «На что похоже?»,
будьте очень внимательны – посмотрите вокруг и назовите предметы,
похожие на прямоугольник.
Дети: (ответы детей).
Практический этап.
Воспитатель: У вас на столах лежат листочки с изображением
прямоугольника и цветные карандаши. Закончите рисунок так, чтобы
получился какой ­ нибудь предмет прямоугольной формы.
(Дети выполняют задание.)
Рефлексивно­оценочный этап.

для детей средней группы

«Знакомство с прямоугольником»

Цель: сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник и выделять его из множества фигур разной формы.
Демонстрационный материал: квадрат 4 шт., овал- 2-шт., кружок 5шт., треугольник 3 шт., прямоугольник – 1, домики с окошечками (квадратный, овальной, круглый, треугольный, прямоугольный), цифры 1-5.
Раздаточный материал: квадрат 4 шт., овал- 2-шт., кружок 5шт., треугольник 3 шт., прямоугольник – 1, домики с окошечками (квадратный, овальной, круглый, треугольный, прямоугольный), цифры 1-5, деревянные палочки разной длины для игры «Построй прямоугольник».
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи : мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
-Ребята вы любите играть во дворе?
- А в какие игры? Любите ли вы играть в песочнице? Сегодня мы отправимся в город геометрических фигур. Посмотрите, в одном тихом дворике, в песочнице, собрались геометрические фигуры малышки.
2.Игра «Найди свой дом».
Дидактические задачи: тренировать умение различать геометрические фигуры, соотносить цифру с количеством геометрических фигур.
На доске расположены домики для геометрических фигур, песочница, в которой находятся фигурки-человечки. У каждого ребенка на столе карточка с домиками и набор геометрических фигур для игры.


-В обеденное время всех ребят зовут домой: покушать, отдохнуть и геометрические фигуры - малышки так же услышали, что их зовут домой.
-А какой формы этот домик? (треугольный) Кто здесь живет? Почему? Сколько детишек треугольников прибежало на обед?(3) Какая цифра нужна для обозначения количества? (3)
-А кто из геометрических фигур- малышек поспешит к этому домику? (квадрат) А почему эту не берете, она тоже желтая? (важен не цвет, а форма) Сколько их? (4) Какой цифрой обозначим? (4)
-А что это за фигурки без уголков, без сторон? (кружочки) В каком домике они живут? Сколько их? (5)

- А эти фигурки вы узнали? Правильно, это овалы. Сколько овалов? (2)


-Ребята, вы слышите кто-то плачет? Посмотрите, в песочнице остался малыш. Почему он не ушёл домой с остальными ребятами? В каком домике он живёт? (не в круглом, не в треугольном, не в квадратном) Что же это за фигура? (прямоугольник) На какую фигуру он похож? (на квадрат, только вытянутый). За углом построили дом. Какой он формы? (прямоугольный) Может это дом для потерявшегося малыша? Давайте попробуем поселить его в новый дом. Сколько прямоугольников? (1) Какой цифрой обозначим? (1)
-Ребята, мы познакомились с новой фигурой. Это … (прямоугольник)
3. Физкультминутка «Дорога домой».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воспитывать культуру поведения, тренировать умение различать правую и левую ноги.


Все ребятки разбежались по домам. И мы покажем, как они это сделали. Посмотрите на синие следы надо встать правой ногой, на красные – левой. Дети по очереди идут по следам, повторяя: правая, левая, правая, левая…

4. Игра «Построй прямоугольник».
Дидактические задачи : тренировать умение различать геометрические фигуры, опираясь на их свойства.

-Перед вами лежат палочки разной длины, а так же фасоленки, которые помогу нам закрепить стороны прямоугольника.
- Давайте ещё раз посмотрим на прямоугольник. Что вы можете сказать о его сторонах? (две стороны длинные, а две – короткие) Выложите на столе прямоугольк. Отлично. А теперь давайте закрепим стороны прямоугольника фасоленками. Вот так (показ педагога). Молодцы.
5.Работа в тетрадях
Дидактические задачи: закрепить знания, полученные на занятии, развивать мыслительные процессы, речь.
- Закончи рисунки. Что в них общего?
- Раскрась пять прямоугольных окошек в доме, расположенном слева от клумбы, и все не прямоугольные в доме справа от неё.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что было на занятии, создать ситуацию успеха.
- С какой фигурой мы сегодня познакомились? Что вам понравилось сегодня на занятии?
Воспитатель хвалит детей за то, что они знают геометрические фигуры, умеют находить и называть их.

Конспект итогового занятия по математике в средней группе детского сада, тема: «В стране геометрических фигур»

Цели:

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине, понимать независимость числа.
Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки, общую и мелкую моторику.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Картинки для динамической паузы, картинки «геометрические флаги», картинки «кто лишний за столом?», картинки для гимнастики для глаз.

Раздаточный материал:

Рабочие листы с заданиями «геометрические деревья», «геометрические дома», «геометрические качели», «геометрическая рыбалка».
Ножницы, клей, листы бумаги, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры.
Карандаши цветные, веера с цифрами, картинки с изображением из геометрических фигур с заданным цветом каждой фигуры для раскрашивания.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Игровая ситуация «Путешествие в страну геометрических фигур»

Сегодня мы совершим путешествие в страну геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? Круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат - это плоскостные фигуры. Еще есть фигуры объемные - куб, шар, цилиндр.
В геометрической стране геометрические фигуры везде-везде.

Количественный и порядковый счет, цифры

Упражнение «Геометрические деревья»

Перед вами деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? Пять деревьев.
Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).
Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?

Величина, цифры

Упражнение «Геометрические дома»

Рассмотрите дома геометрической страны.

Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?
Чей дом самый высокий (низкий)?
Чей дом самый широкий (узкий)?
К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка?
Покажите на веере число, обозначающее количество этажей в квадратном доме (прямоугольном, треугольном).

Ориентировка в пространстве

Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»

А сейчас переверните листы бумаги на обратную чистую сторону и приготовьте для работы картонные геометрические фигуры.

Поставь квадрат в правый верхний угол.
Поставь круг в середину листа.
Поставьте треугольник в левый нижний угол.
Поставьте овал в левый верхний угол.
Поставьте треугольник в правый нижний угол.

Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
Сколько треугольников в елочке зеленой,
Столько ты немедленно выполни наклонов. (3)

Сколько на тарелке овальных пирожков,
Столько же немедленно выполни прыжков. (5)

Прямоугольных сколько стаканов для гостей,
Столько приседаний выполни скорей. (4)

На полке сколько круглых ваз.
В ладоши хлопни столько раз. (1)

Сколько квадратных флагов повесили для нас,
Столько поворотов выполни сейчас. (2)

Мышление

Дидактическая игра «Кто лишний за столом?»

Как вы думаете, какая геометрическая фигура лишняя за округлым столом? Как вы думаете, какая фигура лишняя за многоугольным столом?

Независимость числа

Упражнение «Геометрические флаги»

Каких квадратных флагов больше, синих или красных? Их поровну. Значит, количество флагов не зависит от их цвета.
Каких прямоугольных флагов больше, маленьких или больших? Их поровну. Значит количество не зависит от величины.
Каких треугольных флагов больше, тех что выстроили в круг, или тех, что выстроили в ряд? Их одинаковое количество. Значит количество не зависит от расположения.

Сравнение совокупностей

Упражнение «Геометрические качели»

На качелях катаются геометрические фигуры. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите овалов, на один меньше, чем кругов. Что можно сделать, чтобы кругов и овалов стало поровну? Добавить один овал или убрать один круг.

Мелкая моторика, глазомер

Упражнение «Поймай рыбку»

Поставьте карандашом точку в середине каждой рыбки и соедините эту точку с крючками.

Найдите глазами предмет, похожий по форме на треугольник (круг, квадрат, овал, прямоугольник).

Вырезание ножницами «Геометрические фигуры»

Как с помощью ножниц, из квадрата сделать треугольники?
Как с помощью ножниц, из прямоугольника сделать квадраты?
Как из круга сделать два полукруга?

Конструирование «Геометрическая картинка»

Составьте из получившихся у вас геометрических фигур картинку и наклейте ее на лист бумаги. Эта картинка напомнит вам о путешествии в страну геометрических фигур.

А домой возьмите вот такую раскраску. (Картинка с изображением, составленным из геометрических фигур с заданным цветом для раскрашивания каждой фигуры).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Конспект занятия в средней группе

По теме: "Прямоугольник и квадрат"

Цель: сформироать у детей представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознать эти фигуры, развивать умение наблюдать и сравнивать.

Развивающая среда: геометрические фигуры, рисунки, с геометрическими фигурами,игра сложи узор, мяч для игры, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня я вас расскажу сказку. Она необычная, математическая и называется "Родственники".

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми,так как при изготовлении многих вещей. Форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, все хвалилась "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете". воспитатель показывает фигуру сказочного квадрата и просит детей назвать фигуру (квадрат).

Воспитатель: Как вы узнали? (стороны равны, углы прямые). Чтобы проверить, дети измеряют стороны квадрата с помощью условной мерки. Детям предлагают найти квадрат среди геометрических фигур на столе и проверить равенство сторон методом приложения. При помощи угольника проверяется, что углы у квадрата прямые.

Воспитатель: ходил квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей компании. И решил квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю

Думал Квадрат, - ведь он должен быть похож на меня"

Однождыц он встретил на пути такую фигуру (воспитатель показывает сказочный прямоугольник)

Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. "Как тебя зовут?" - спрашивает.

Воспитатель: Узнали, дети?

Дети: Это прямоугольник.

Воспитатель: Почему он так называется?

Дети: У него все углы прямые.

воспитатель предлпгпет детям с помощью условной мерки измерить длину сторон прямоугольника и подводит детей к выводу о том, что у прямоугольника стороны. Которые лежат одна против другой, равны. Тем же способом, что и у квадрата, проверяются углы. Детям предлагают найти прямоугольник среди геометрических фигур на столе.

Совместно с воспитателем дети делают вывод об отличии квадрата от прямоугольника (у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника только противоположные)

Воспитатель: У прямоугольника та сторона,. которая длиннее, называется "длина", сторона, котрая короче, называется "ширина". Как определить, где у квадрата длина, а где ширина?

Дети: у квадрата все стороны одинаковой длины. Физкультминутка.

Воспитатель: А теперь прослушайте продолжение сказки. Квадрат спрашивает у прямоугольника:

Мы родственники с тобой?

Я бы тоже рад узнать об этом, - говорит прямоугольник - Если у нас найдется 4 признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.

Давайте поможем фигурам найти такие признаки.

Дети: У фигур 4 угла, все углы прямые, у них по 4 стороны равны, противоположные стороны равны.

Воспитатель: А какая у них общая фамилия?

Дети: прямоугольники.

Воспитатель: Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Отдыхают вместе и трудятся.

Игра с мячом "Подбери слово к заданной геометрической фигуре"

Дети становятся в шеренгу у края ковра. Каждому ребенку и называет геометрическую фигуру. Ребенок возвращает мяч и называет похожий предмет на эту геометрическую фигуру.

Задание: "Найти лишнюю"

На листочках нарисовано по пять фигур:

Дети находят лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур.

Физкультминутка:

Сколько квадратов здесь зеленых,

столько выполним наклонов,

Сколькот здесь у нас кружков,

Столько выполним кружков.

(На доске семь квадратов и семь кружков)

Игра "Сложи узор".

Воспитатель предлагает детям составить узоры из кубиков, чтобы в середине не был квадрат, прямоугольник.

Воспитатель отличает активность детей на занятии.


Шигорина Татьяна Павловна

Тема: Тайны деревьев.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с особенностями деревьев. Научить видеть взаимосвязи деревьев с окружающей средой (вода, солнце, почва, животные, насекомые). Активизировать умение обследовать спиленную часть дерева с помощью различных анализаторов. Закреплять названия частей дерева. Продолжать учить детей выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям ноябрь, проводить эксперименты, делать выводы. Формировать представление о значении деревьев в жизни человека, дать представление об изготовлении бумаги. Воспитывать бережное отношение к деревьям, экологическую культуру.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В.: Дети, с чего начинается утро?

Д.: С утренней гимнастики, с улыбки, с умывания, с завтрака. Какими словами начинается новый день? Утро начинается с приветствия. Давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями, подарим всем хорошее настроение.

В.: Вспомним, какое сейчас время года? Докажите пожалуйста, что сейчас осень.

Д.: На улице стало холодно. Дует холодный ветер. Солнышко не греет как летом. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто землю покрывают туманы. Взрослые и дети тепло одеваются. Птицы улетели в теплые края. Звери готовятся к зиме. Люди собирают урожай. Идут затяжные дожди. Сохнет трава. Опадают листочки с деревьев.

В.: Осень (какая?)

Д.: Златовласая, игривая, переменная, дождевая, темная, мрачная, багровая, тихая, урожайная, унылая, туманная, холодная, мечтательная, очаровательная, печальная, щедрая, трудолюбивая, богатая.

Какой сейчас месяц осени? Почему его так называют? (Ноябрь).

И сегодня мы рассмотрим все, что касается деревьев и явлений ноября.

Дидактическая игра «Кто дружит с деревьями?»

Нужно выбрать иллюстрации с друзьями дерева и объяснить, почему они дружат? (Создают схему).

Упражнение «Похожи деревья на людей?»

В.: Дети, похожи деревья на людей?

Д.: У деревьев есть дети и у людей есть дети.

Да, ведь они живые, дышат.

Их ветви похожи на человеческие руки, а стволы на ноги.

Они двигаются, шелестят листьями.

В.: Деревья растут, как люди.

Д.: Нет, потому что люди могут ходить и говорить, а деревья не могут).

В.: - А у деревьев носы? Могут ли они дышать?

Д.: - Нет, носов нет, но они, как и мы, дышат. В этом им помогает листьев. В каждом листе есть небольшие отверстия для поглощения воздуха. Листочек вдыхает загрязненный воздух, а выделяет чистый.

В.: - А у деревьев глаза? Могут ли они видеть?

Д.: - Нет, а значит и видеть они не могут).

В.: - А у деревьев есть ротик? Как они едят?

Д.: - Деревья получают необходимое питание с помощью корней. Корни впитывает растворенные в воде питательные вещества.

В.: - Из каких частей состоит дерево?

Д.: - корень, ствол, крона, ветви.

В.: - Мы превратимся в исследователей и будем исследовать части дерева, садитесь за свои места.

Опыт 1. «Признаки дерева».

В.: Что это? (Часть дерева, пенек). Рассмотрите спиленную часть дерева. Какая она на ощупь? (Твердая, теплая, гладкая, шероховатая). Какого она цвета? (коричневая). Понюхайте. Чем пахнет дерево? Дерево тепло держит, поэтому из него строят дома.

Опыт 2. «Возраст дерева».

В.: Как можно узнать возраст человека? А как вы думаете, как можно узнать, сколько живет дерево? Обычно, чем старше дерево, тем оно толще. Если дерево спилить, то на спиленном месте будет видно кольца, по которым и определяют, сколько лет дереву. Их еще называют годовыми кольцами: прошел год - прибавилось одно кольцо.

Опыт 3 «Измерение толщины ствола с помощью веревки».

Дети с помощью веревки измеряют толщину спиленных частей дерева, на которых делают пометку фломастером. Расправляют обе веревки, сравнивают их по длине. Определяют у кого толще пенек (работа в парах).

Возраст дерева мы определили, а теперь немного поиграем.

Дидактическая игра «Осенние листочки».

1. Листик желтый, как... (одуванчик, цыпленок, солнышко, золото)

2. Листик легкий, как... (пушинка, перышки, снежинка, паутинка)

3. Листик облетает и кружит, как... (птица, бабочка, лепесток цвета)

4. Земля покрывается осенними листьями, как... (ковром, одеялом, покрывалом)

Упражнение «Почему так бывает».

В.: Объясните, почему опадают листья?

Д.: 1. Деревья не впитывают воду, от этого листочки становятся ломкие и опадают.

2. Становится холодно, листочки сохнут.

3. Осенью мало света, дни короткие, поэтому листочки желтеют и краснеют

В.: А теперь придумаем сказочное объяснение, почему опадают листочки.

1) Ветер не хочет дружить и срывает листочки.

2) Приходит осень и очаровывает дерева до весны.

3) Осень хвастлива, хвастается перед летом, весной, зимой, очень красивые имеет наряды, поэтому становится серая.

4) Деревья любят лето, когда приходит осень, они ее не слушаются и сбрасывают листочки и засыпают.

5) Осень будит злой ветер, он дует и срывает листочки.

В.: Сегодня мы попадем в сказку и узнаем почему опадают листочки. Для этого произнесем волшебные слова.

Просмотр сказки-драматизации:

«Сказка о девочке Маринку»

Маринка: Почему листья шелестят? Почему оно осенью желтеет?

Дуб: Листочки мои шепчут, потому что радуются солнышку. Зеленые, потому что в каждом листочке много-много зеленых зерен. Зерна такие маленькие, что их не увидишь. Но каждое зерно, как завод, спрятанное оно под кожу листа. Эти заводы готовят пищу всему дереву.

Маринка: Нет, дерево кормят корни.

Дуб: Без корней тоже не прожить, оно работает, как насосы качают из земли воду. В этой воде растворено много необходимых веществ, но этого недостаточно. Вот и приступают к работе маленькие зеленые заводы, которые находятся в листве. Они берут грязный воздух из этого воздуха, воды, добытой корнями, зернышки-заводы делают строительный материал для новых веточек, почек, корешков.

Маринка: Я не хотела Вас будить, я листочки цепляла, а то последние отпадут.

Дуб: Эх ты! Мне пора отдыхать. Сейчас дни все короче, света все меньше, следовательно деревьям пора спать. В листочках зеленые заводы исчезли, растворились. Как сахар в воде, потому что они любят тепло и щедрое солнце. Не стало зеленых зернышек, стали листья желтые и красные, потому что появились желтые и красные зернышки. А потом листочки высыхают и падают.

Маринка: Что вы будете делать без листьев? Кто вас будет кормить зимой?

Дуб Зимой деревья ни есть, ни пить не будут. Зимой мы не растем, не цветем, только спим.

В.: Я предлагаю вернуться в детский сад и проверить на опытах, о чем Маринке и нам рассказал дуб.

Следует руками помахать, вокруг себя покружить

Опуститься и подняться, в сказочный мир добраться.

В.: Посмотрите на зеленый листочек, на котором изображено? (Зеленый листочек с заводами).

Какую пользу заводы приносят дереву? Что нужно, чтобы эти заводы работали? (Солнышко, свет - самое главное для листочков).

Почему же листочки желтеют? (Осенью мало света, потому что дни короче. В листочках зеленые зерна - заводы исчезают, остаются только желтые и красные).

Опыт «Почему лист зеленый»

В.: Положим листочек в белую ткань, постучим по ней кубиком. Что появилось на ткани? (Зеленые пятна). Именно это зеленое вещество окрашивает лист. Когда наступает осень, становится холоднее, меньше солнышка. Эта зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не исчезает совсем. Что происходит тогда с листочком. (Он становится желтым, красным, багровым, оранжевым).

В.: Ребята, а какую пользу приносят деревья? (Есть украшением парка, дают плоды людям и животным, очищают воздух, дом для зверей, птиц, дают людям тень, прохладу, лечат, из него делают мебель, посуду, бумагу).

Изготовление бумаги.

В.: Из чего изготавливают бумагу? Чтобы сделать хорошую бумагу, приходится рубить деревья. Люди научились делать бумагу из использованной, ненужной бумаги, чтобы сохранить деревья.

В.: Сначала нам нужно порвать бумагу на маленькие кусочки. Сложим их в блендер. Заливаем все горячей водой и взбейте все в блендере. Это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - электроприбор, при пользовании которого нужно соблюдать технику безопасности. Мы получили «кашицу». Добавляем клей ПВА, гуашь любого цвета. Получаем раствор.

Начинаем самое интересное - изготовление листа бумаги.

В.: Перед каждым из вас лежит полотенце на клеенке, накрытой тканью, губки и пяльцы с сеточкой. Возьмите пяльцы, окуните в «кашицу» из бумаги. Когда в сеточке будет достаточное количество смеси, накройте пяльцы с «кашицей» тканью и губкой соберите лишнюю влагу. Украсьте листиками, лепестками цветов и оставьте до высыхания. (Дети делают бумагу, воспитатель помогает).

В.: Бумага будет готова для использования, когда высохнет. Я сделала бумагу заранее, просушила и сейчас покажу. Запомните, использованную бумагу следует сдавать на переработку - это поможет сохранить жизнь многим деревьям.

Итог занятия: просто і без проблем.