Презентация по биологии брюхоногие. Интересные факты о моллюсках. Внешнее строение моллюсков
Факультатив по русскому языку «Удивительная этимология» даёт общее представление об этимологии и её видах, знакомит подростков с существующими этимологическими словарями, рассказывает о происхождении русских имён и фамилий, названий городов и рек, растений и животных, учит использовать этимологический анализ слова для повышения орфографической грамотности.
Пояснительная записка
Изучение русского языка невозможно без привлечения данных, добытых этимологией. К ней обращаются при изучении фонетики, морфемики, лексикологии, фразеологии, словообразования, морфологии. Но строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют подробно и обстоятельно говорить о происхождении слова, раскрыть все его тайны. В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Удивительная этимология», который является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа данного курса даёт общее представление об этимологии, её достижениях, знакомит учащихся с этимологическими словарями. На занятиях дети узнают о происхождении русских имён и фамилий, названий городов и рек, растений и животных. Этимологический анализ слова расширяет словарный запас и повышает грамотность обучающихся.
Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию интереса к языку, развивать навыки исследовательской работы.
Задачи курса:
1) углубить знания учащихся в области этимологии как разделе лингвистики;
2) научить определять происхождение слова по опознавательным признакам;
3) формировать навыки работы с этимологическими словарями.
Ожидаемый результат
Курс будет способствовать
Усвоению основ научных знаний об этимологии;
Формированию навыков этимологического анализа слова;
Развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Формированию аналитических способностей;
Совершенствованию навыков исследовательской работы;
Умению свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Формы проведения занятий: лекции, практикумы, работа со словарями.
Виды контроля:
Промежуточный: устное выступление по теме;
Итоговый: защита проекта
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Учебно-тематический план
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Этимология и её виды (8 часов) |
||
Вводное занятие. Этимология и её виды |
||
Научная этимология |
||
Ошибочная этимология. Происхождение слова «карандаш» |
||
Ложная этимология как одна из причин орфографических ошибок |
||
Детская этимология. Книга К.И.Чуковского «От двух до пяти» |
||
Псевдоэтимология |
||
Этимологические словари русского языка (12 часов) |
||
Характеристика этимологических словарей |
||
«Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера |
||
Историко-этимологический словарь современного русского языка |
||
Этимологический словарь русской фразеологии |
||
Толково-этимологический словарь иностранных слов |
||
Этимологический словарь русских диалектов |
||
Этимологический словарь славянских языков |
||
Этимологический анализ слова (12 часов) |
||
Этимология собственных имён и фамилий |
||
«Говорящие» имена и фамилии в русской литературе |
||
От имён собственных к нарицательным |
||
Рождение географических названий |
||
В мире животных и растений |
||
Этимология названий продуктов |
||
Защита проектов (2 часа) |
||
Итоговое занятие. Защита проектов |
1.Этимология и её виды (8 часов)
- Многозначность термина «этимология». Этимология как раздел языкознания. Виды этимологии (1 час)
- Научная этимология. Истинная и гипотетическая научная этимология (1 час)
- Ошибочная этимология. Пример ошибочной этимологии - происхождение слова «карандаш» (1 час)
- Ложная этимология как одна из причин орфографических ошибок. Народная этимология. Слово-прототип и его народно-этимологический вариант. Этимологические ошибки (1 час)
- Детская этимология. Книга К.И.Чуковского «От двух до пяти». Проект «Как я говорил, когда был маленьким» (2 часа)
- Псевдоэтимология. Псевдоэтимологические словари. Проект «СЭС» (составление псевдоэтимологического спортивного словаря) (2 часа)
2.Этимологические словари русского языка (12 часов)
- Характеристика этимологических словарей, принципы их построения. Структура словарной статьи. Принципы отбора слов (1 час)
- «Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера в переводе О.Н.Трубачёва (1 час)
- «Историко-этимологический словарь современного русского языка» П.Я.Черных (2 часа)
- «Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник» А.К.Бириха, В.М.Мокиенко, Л.И.Степановой (2 часа)
- «Толково-этимологический словарь иностранных слов русского языка» П.Червинского, М.Надель-Червинской (2 часа)
- «Этимологический словарь русских диалектов Сибири» А.Е.Аникина (2 часа)
- «Этимологический словарь славянских языков» О.Н.Трубачёва (2 часа)
3.Этимологический анализ слова (12 часов)
- Этимология собственных имён и фамилий. Классификация имён по внешним признакам, по моральным качествам, по роду занятий и т.д. Святцы. Исконно русские и заимствованные имена. Необычные, вычурные имена - примета нового времени. Происхождение русских фамилий, их связь с отчеством (Иванов, Петров, Сидоров), с местом жительства (Рязанцев, Ярославцев, Новгородцев), с профессией (Гончаров, Красильников, Мельников) и т.д. «Словарь современных русских фамилий» И.М.Ганжиной. Проект «История моей фамилии» (2 часа)
- «Говорящие» имена и фамилии в русской литературе. Функции имён собственных в художественном произведении. Список действующих лиц в комедиях Д.И.Фонвизина «Недоросль», Н.В.Гоголя «Ревизор», в творчестве М.Е.Салтыкова - Щедрина, А.П.Чехова и др. (2 часа)
- От имён собственных к нарицательным: названия месяцев (июль, август), одежда (боливар, галифе, макинтош), оружие (кольт, калашников, максим, маузер), музыкальные инструменты (баян, саксофон), еда (наполеон, оливье), растения (гиацинт, кипарис, нарцисс) и др. Новая жизнь имен героев литературных произведений (2 часа)
- Рождение географических названий. Топонимика. Классификация географических названий: от личных имён и фамилий, от специфики ландшафта, от исторических событий, от названия людей по роду деятельности т.д. Проект «Топонимы родного края» (2 часа)
- В мире животных и растений. Этимология названий цветов, грибов, деревьев, кустарников. Происхождение названий диких животных и домашних. Исконно-русские и заимствованные названия. Проект «Этимология названий лекарственных растений родного края» (2 часа)
- Этимология названий продуктов. Географический указатель происхождения: пломбир, боржоми, ессентуки, кофе, рокфор, пармезан и др. Исконно-русские названия блюд: вареники, сырники, ветчина, кисель, квас и др. Проект « Как конфеты получают свои названия» (2 часа)
4. Защита проектов (2 часа)
Описание работы
Предмет изучения – содержание факультатива по русскому языку в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
Цель данной курсовой работы по методике преподавания русского языка – изучить имеющиеся нормативные документы в связи с организацией факультативных занятий по русскому языку и критически осмыслить содержание факультатива в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ………………………………………………………………
1.1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе………………………………………………………………………….
1.2. Факультативы по русскому языку и их методическое обеспечение…….
2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА……
2.1. Анализ содержания факультативов по орфографии……………………..
2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» в 6 классе……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
Файлы: 1 файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. П. ШАМЯКИНА»
Филологический факультет
Кафедра русского языка
ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
КАК СПОСОБ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ФАКУЛЬТАТИВА
ПО ОРФОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ)
Курсовая работа по методике преподавания
русского языка
Исполнитель: Дашкевич Елена
студентка 4 курса, 1 группы,
дневной формы получения
высшего образования
Научный руководитель: Боженко Любовь Николаевна,
кандидат филол. наук, доцент
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………
1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ…………………………………………………… …………
1.1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе……………………………… ………………………………………….
1.2. Факультативы по русскому языку и их методическое обеспечение…….
2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА……
2.1. Анализ содержания факультативов по орфографии……… ……………..
2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» в 6 классе……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Конспект факультативного занятия на тему: Образование слов с помощью приставок пре- и при- и их правописание…..
ВВЕДЕНИЕ
Современный учебный процесс в школе осуществляется в таких формах, как урок, факультативные занятия, внеклассная работа. Факультативные занятия в современной школе являются такими же обязательными, как и уроки.
Они проводятся по разным предметам как форма углубленной теоретической и практической подготовки учащихся, как средство осуществления дифференцированного, личностно ориентированного обучения и развития интереса к изучаемому предмету.
С 2010 года все факультативы по предметам в Республике Беларусь проводятся по тематике и программам, утвержденным Министерством образования. Их разработали ученые и преподаватели высших учебных заведений, они же написали программы, пособия для учителей и учащихся.
Для полноценной подготовки к будущей педагогической работе учителя-словесника студентам необходимо знать всё о современных факультативах по русскому языку, поэтому данная тема является актуальной и практически значимой. Отметим, что данная тема никак не представлена в учебной литературе по предмету , , .
Объектом изучения в данной курсовой работе являются факультативы как вид учебной работы по русскому языку в условиях отсутствия профильных классов.
Предмет изучения – содержание факультатива по русскому языку в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
Цель данной курсовой работы по методике преподавания русского языка – изучить имеющиеся нормативные документы в связи с организацией факультативных занятий по русскому языку и критически осмыслить содержание факультатива в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить вопрос о факультативах как форме учебных занятий и выяснить их место в учебном процессе;
2) познакомиться с факультативами по русскому языку и их методическим обеспечением;
3) проанализировать содержания факультативов по орфографии;
4) критически оценить содержание факультатива для 6 класса «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов»;
5) разработать конспект одного факультативного занятия на тему «Образование слов с помощью приставок пре- и при- и их правописание».
Методической основой для данной курсовой работы являются официальные документы, регламентирующие организацию и внедрение в учебный процесс факультативных занятий; публикации авторов – разработчиков концепции проведения факультативных занятий по русскому языку, программ и методических материалов для учителей и учащихся по орфографии русского языка. Для решения третьей и четвертой задач мы использовали анализ, сравнение, сопоставление, морфемный, словообразовательный и орфографический разборы.
1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА
ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе
Факультативный курс, или факультативный предмет (фр. facultatif – от лат. facultas - «возможность»), – необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика).
Современные факультативы – особая организационная форма учебно-воспитательной работы, отличающаяся и от урока, и от мероприятий внеклассной работы. В то же время подчёркивается, что факультативы имеют много общего с уроками и дополнительными занятиями. Как и уроки, факультативные занятия проводятся по утверждённым программам и планам, ведется журнал занятий, занятия идут по расписанию, на этих занятиях применяют общие с уроком методы обучения и формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Сходство с предметными кружками состоит в том, что факультатив, как и кружок, объединяет группу учащихся на основе общих интересов, добровольности выбора этой формы обучения. На факультативных занятиях применяются некоторые формы и методы, характерные для внеклассных занятий. Тем не менее преподаватель должен помнить, что факультативы не заменяют внеклассную работу по предмету. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательной работы, факультативы могут дополняться внеклассными (кружковыми) занятиями, на которых учащиеся в ещё большей степени углубляют и расширяют свои знания и умения.
Работая с относительно небольшим числом 10–15 заинтересованных учащихся, преподаватель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников.
Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческих способностей учащихся.
Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода учащегося к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи.
Работа учащихся факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: десятибалльная система не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории, например, на уроке.
В известном смысле факультативные занятия занимают промежуточное положение между основными уроками в классе и разнообразной внеклассной работой по предметам. В отличие от внеклассной работы, факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой, и т.д. Вместе с тем на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы – элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.
К основным, наиболее специфическим формам учебного процесса на факультативных занятиях относятся беседы, лекции, практические занятия и семинары. При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются, в основном, те же методы обучения, что и в классной работе при изучении основных предметов. Многообразие методов и форм учебной работы – необходимое качество, второй (наряду с содержанием обучения) источник развития познавательных интересов учащихся.
Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10–15 человек) открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства учащихся и создается обстановка большей, чем в классе, непосредственности общения преподавателя и учащихся. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает творческие способности учащихся и эффективность обучения.
Лекция преподавателя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания; готовность и умение слушать и конспектировать серьезную лекцию.
Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер. Учащиеся выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий.
Семинары – форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово преподавателя по общим проблемам семинара. Кроме того для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.
На факультативных занятиях применяемы в равной мере фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы: беседа и лекции носят по-преимуществу фронтальный характер, на практических занятиях, семинарах и диспутах применяются, кроме того, индивидуальные и групповые формы учебной деятельности учащихся, которые также сочетаются в различных комбинациях на конкретных занятиях в зависимости от целей и задач.
Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учащихся. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль преподавателя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учащихся нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны преподавателя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать творческие способности учащихся.
На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3–5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Преподаватель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.
К групповой работе на факультативных занятиях относятся также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основе одной-двух обобщающих работ, а требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников.
По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на факультативных занятиях целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.
Первый уровень – простейшая воспроизводящая самостоятельность.
Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний.
Первый уровень самостоятельности прослеживается в учебно- познавательной деятельности многих учащихся, приступивших к факультативным занятиям. Затем одни учащиеся быстро выходят на следующий уровень, другие задерживаются на нем определенное время. Большинство из них в процессе изучения материала выходят на более высокий уровень самостоятельности, чем первый.
_________________
Протокол №______
от «____»______2013г.
КЛАДОВАЯ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
по русскому языку
V класс
2013 г.
Пояснительная записка
Русский язык в своих лексических единицах, в грамматике, в произведениях устного народного поэтического творчества, в художественной и научной литературе, в формах устной и письменной речи отражает, хранит и передаёт от поколения к поколению культуру народа, его историю, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, систему ценностей. При этом особая роль принадлежит слову – фундаменту языка, его смысловой и культурно-ценностной основе. В слове закреплены лучшие моральные качества народа, особенности его менталитета и мировосприятия.
Точность и выразительность речи определяются во многом богатством и разнообразием словарного запаса, умением правильно и коммуникативно целесообразно употреблять слова в речи. Одним из важнейших направлений работы по развитию речи является обогащение словарного запаса учащихся. В процессе обучения русскому языку чрезвычайно важно системно и последовательно пополнять словарный запас учащихся, формируя при этом внимательное и бережное отношение к слову как непременному условию овладения культурой речи и культурой поведения. Это достигается целенаправленной и последовательной работой со словом в процессе всего курса обучения учащихся русскому языку, в том числе и на факультативных занятиях.
Предлагаемая программа факультативных занятий реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V класса посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.
Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова, слова, отражающие национально-культурные особенности народа, поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого этикета, фразеологизмы, крылатые выражения.
Цель факультативных занятий: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи;
Задачи факультативных занятий:
- овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;
- обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи;
- формировать умения проводить сравнительный анализ русских и белорусских пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, других языковых единиц в целях выявления общего и различий в их значении и назначении, установления своеобразия употребления в речи;
- формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;
- развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.
– увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку;
– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала;
– занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями;
– викторины на лучшего знатока русского слова;
– конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы,
демонстрируют умения выразительного чтения и инсценирования произведений.
– нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;
– анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, формулах речевого этикета, фразеологизмах, сказках, стихотворениях, прозаических текстах;
– подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной литературы;
– моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания его заслуг, предупреждения от воэможных ошибок и др.) с использованием пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, крылатых выражений;
– наблюдения за использованием изобразительно-выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи;
– сравнение русских и белорусских пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, выявление специфических особенностей и своеобразия их употребления в речи;
– составление текстов, рассказов, сочинение загадок, сказок, стихотворений.
Учебный материал на факультативных занятиях может быть предъявлен учащимся в форме серии вопросов для любознательных, вопросов-шуток, словесных игр, лингвистических задач, занимательного материала, пословиц и поговорок, высказываний, познавательных текстов, интересных рассказов из жизни слов и др.
ПРОГРАММА
Слово красит человека: речевой этикет
4 ч
Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха. Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа.
Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. Проявление средствами речевого этикета уважительности, почтения, приветливости, радушия, учтивости, доброжелательности, обходительности, признания достоинств и значимости человека в обществе.
Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации: приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства, просьбы, приглашения, благодарности, извинения, пожелания, поздравления, комплимента, одобрения, утешения, прощания и др.
Правила речевого этикета. Учёт при выборе формул речевого этикета пола собеседника, его возраста, служебного положения, профессии и др.
Вглубь слова
4 ч
Слова родные и пришедшие из других языков
2 ч
Национально окрашенные слова в языке
2 ч
Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта: печь , изба, щи, каша, кисель, блины, сарафан, валенки, гармошка, балалайка, хоровод, частушка, сени, коса, сноп и др.
Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа: тройка – символ быстроты, простора, удали; берёза – символ женственности; лебедь – символ красоты и верности и др.
Крылатые слова
2 ч
Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова: А ларчик просто открывался. А Васька слушает да ест. Без драки попасть в большие забияки. Да только воз и ныне там. Слона-то я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймёт и др.
Золотые россыпи народной мудрости
3 ч
Жизнь слова во фразеологизме
3 ч
Фразеологизмы с постоянными сравнениями: как с гуся вода; как рыба в воде; как грибы после дождя; льёт как из ведра; видно как на ладони и др. Фразеологизмы с названиями животных: заячья душа, медвежья услуга, не в коня корм, волчий аппетит, куриная память, собачий холод, пуганая ворона и др.
Тайна слова в загадках
2 ч
Чарующее сказочное слово
4 ч
Самобытность русских народных и литературных сказок. Роль национально-окрашенных слов в описании деталей быта: светлая горница; лавки, крытые ковром; печь с лежанкой изразцовой и др. Волшебная сила слов, обозначающих предметы быта: скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, меч-самосек, шапка-невидимка и др. Особенности употребления слов в зачинах, повторах, концовках русских народных и литературных сказок.
Особенности использования слова в сказке. Употребление в сказках сросшихся синонимов: грусть-тоска, путь-дороженька, царство-государство, спать-почивать ; сочетаний однокоренных слов: диво-дивное, чудо-чудное, молодец молодцом, крепко-накрепко, жить-поживать и др.; повторов: жил-был; постоянных эпитетов: русский дух, дубовый стол, серебряное блюдечко, наливное яблоко, кисельные берега, добрый молодец, красна девица и др .; эпитетов-прозвищ: Иванушка-дурачок, мышка-норушка, лягушка-квакушка, петушок – золотой гребешок, крошечка-хаврошечка и др.; уменьшительно-ласкательных слов : братец Иванушка, сестрица Алёнушка, козлятушки, курочка-ряба, лисичка-сестричка и др.; глаголов движения и антонимических пар, указывающих на пространство и время: «Долго ли, коротко ли » , «Близко ли, далеко ли»; выразительных сравнительных оборотов: «Стань передо мной, как лист перед травой!» и др., слов, обозначающих неодобрительные оценки: ворчунья, ленивица, упрямица и др.
Имена сказочных героев: Василиса Премудрая, Иван Царевич и др.
Разнообразие названия животных в сказках: Лиса Патрикеевна, лиса-кумушка, Лисафья, лисица – масляная губица; Котофей Иванович, кот-баюн, кот-красавец и др.
Слово поэтическое
2 ч
Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке .
Звучащее слово
2 ч
Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах: квартал, средства, каталог, свекла, арбуз, эксперт, досуг, обеспечение, щавель, сироты, звонит, красивее и др.
Слово сквозь призму написания
4 ч
Обобщение и систематизация изученного материала
1 ч
Календарно- тематическое планирование.
1час в неделю.
Всего- 34 часа.
№ занятия | Дата проведе- ния | Кол-во часов. |
|
04.09 | Тема 1.Слово красит человека: речевой этикет Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха | 4 ч. 1ч. |
|
11.09 | Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения | 1ч. |
|
18.09 | Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации. | 1ч. |
|
25.09 | Правила речевого этикета. | 1ч. |
|
02.10 | Тема 2. Вглубь слова. Назначение слов в языке и речи. | 4 ч. 1ч. |
|
09.10 | Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько. | 1ч. |
|
16.10 | Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение слов. | 1ч. |
|
23.10 | О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги. | 1ч. |
|
06.11 | Тема 3. Слова родные и пришедшие из других языков. Жизнь исконно русских слов в языке. | 2ч. 1ч. |
|
13.11 | Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы: заимствования в русском языке. | 1ч. |
|
20.11 | Тема 4. Национально окрашенные слова в языке. Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта. | 2ч. 1ч. |
|
27.11 | Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа. | 1ч. |
|
04.12 | Тема 5. Крылатые слова. Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле. | 2ч. 1ч. |
|
11.12 | Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова | 1ч. |
|
18.12 | Тема 6. Золотые россыпи народной мудрости. Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности. | 3ч. 1ч. |
|
25.12 | Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи. | 1ч. |
|
15.01 | Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и лаконичность формы пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц о родной земле, труде, счастье, качествах людей. | 1ч. |
|
22.01 | Тема 7. Жизнь слова во фразеологизме. Культурный смысл фразеологизмов. | 3ч. 1ч. |
|
29.01 | Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением. | 1ч. |
|
06.02 | Фразеологизмы с постоянными сравнениями. Фразеологизмы с названиями животных. | 1ч. |
|
12.02 | Тема 8. Тайна слова в загадках. Поэтическая природа и образная иносказательность загадок. Отражение в загадках творческой фантазии народа. | 2ч. 1ч. |
|
19.02 | Повествовательные и рифмованные загадки. Загадки-вопросы. Сходство и отрицание сходства между предметами в загадках. | 1ч. |
|
26.02 | Тема 9. Чарующее сказочное слово Самобытность русских народных и литературных сказок. Роль национально-окрашенных слов в описании деталей быта. | 4ч. 1ч. |
|
05.03 | Особенности использования слова в сказке. Употребление в сказках сросшихся синонимов др. | 1ч. |
|
12.03 | Имена сказочных героев: Василиса Премудрая, Иван Царевич и др. | 1ч. |
|
19.03 | Разнообразие названия животных в сказках. | 1ч. |
|
02.04 | Тема 10. Слово поэтическое. Образность и вдохновенность поэтического слова. | 2ч. 1ч. |
|
09.04 | Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке. | 1ч. |
|
16.04 | Тема 11. Звучащее слово. Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний. | 2ч. 1ч. |
|
23.04 | Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах. | 1ч. |
|
30.04 | Тема 12. Слово сквозь призму написания. Зри в корень: загадки правописания в корне слова. | 3ч. 1ч. |
|
07.05 | Постоянство и непостоянство приставок. | 1ч. |
|
14.05 | Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы. | 1ч. |
|
21.05 | Обобщение и систематизация изученного материала. | 1ч. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения материалов факультативных занятий учащийся должен знать :
- назначение слов и фразеологизмов в речи, особенности употребления однозначных и многозначных слов, слов в прямом и переносном значении, исконно русских и заимствованных слов, синонимов, антонимов;
- формулы и правила речевого этикета, основные речевые этикетные ситуации;
- выразительные возможности слов и фразеологизмов, их роль в сохранении и передаче культурного наследия народа;
- правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний в пределах орфографической нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V класса;
- постановку знаков препинания в простом и сложном предложении в пределах пунктуационной нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V класса;
уметь :
- находить в фольклорных текстах, в текстах художественной, научной, научно-популярной и занимательной литературы лексико-фразеологические единицы с культурным компонентом значения, разъяснять их смысл и роль в тексте;
- правильно и уместно использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, исконно русские и заимствованные слова, синонимы и антонимы;
- выбирать, анализировать и правильно употреблять в устной и письменной речи формулы речевого этикета в соответствии с речевыми этикетными ситуациями и правилами;
- разъяснять написание слов, постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами;
- находить нужные слова и фразеологизмы в толковых словарях, словарях иностранных слов, синонимов, антонимов, многозначных слов и др., извлекать нужную информацию из словарной статьи.
Аникин, В. П. Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988.
Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973.
Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982.
Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983.
Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб. : Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.
Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.
Крылатые слова из произведений русской литературы / авт.-сост. Г. Л. Нефагина, В. А. Капцев, Э. Ю. Дюкова. – Минск: ТетраСистемс, 2006.
Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М. : Дрофа, 2006.
Михневич, А. Е. Слово человеческое / А. Е. Михневич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008.
Норман, Б. Ю. Русский язык в задачах и ответах / Б. Ю. Норман. – Минск: Бел. ассоц. «Конкурс», 2009.
Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4-е. – Санкт-Петербург: Авалон; Азбука-классика, 2005.
Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5--9 классов. Путешествие в страну слов: учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом «Дрофа», 1995.
Русецкий, В. Ф. Ключ к слову: Беседы о языке художественной литературы: пособие для учителей / В. Ф. Русецкий. – Минск: Экоперспектива, 2000.
Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989.
Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – М. : ИКАР, 2005.
Шанский, Н. М. Жизнь русского слова: кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Вербум-М, 2006.
Словари
Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / С. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986.
Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1987.
Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986.
Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. –
М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.
Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание).
Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д: Феникс; Москва: Цитадель-трейд, 2005.
Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.
Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова [и др.]. – М. : Флинта; Наука, 2003.
Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов (любое издание).
Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н. М. Семёнова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М. : Эксмо, 2007.
Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М. : Айрис-пресс, 2005.
Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. – М. : Просвещение, 1991 (и последующие издания).
Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М. : Педагогика, 1984 (и последующие издания).
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Никулинская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Никулинская ООШ»
И.А.Мартынова
Рабочая программа факультатива
«Секреты русской орфографии»
7______ класс
Составитель : Степанова Надежда Афанасьевна ,
Учитель высшей категории
2015г.
Рабочая программа факультативного курса «Секреты русской орфографии» для 7 класса.
Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9кл. (авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.).-М.: Просвещение, 2009.
Структура документа .
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем факультативного курса, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса, учебно-методическое обеспечение для учащихся и учителей, литература.
Цели : владение нормами орфографии, предусмотренными для курса 7 класса;
повышение уровня грамотности учащихся.
Задачи : закрепление орфографических навыков при изучении трудных тем в курсе 7 класса;
нахождение орфограмм в словах и обоснование их выбора.
Предполагаемые формы обучения .
Практические занятия, семинарские занятия, зачётные занятия.
Предполагаемые результаты
.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся.
Место факультативного курса в федеральном базисном плане.
Согласно федеральному базисному плану на факультативный курс отводится 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.
Учебно-тематический план.
Тема | Количество часов |
|
Введение. | ||
Трудные орфограммы в наречиях. | ||
Орфограммы в причастиях. | ||
Правописание деепричастий. | ||
Правописание производных предлогов | ||
Написание союзов. | ||
Правописание частиц. | ||
Различение на письме частиц НЕ и НИ | ||
Резервное занятие. |
- Буквы а и о на конце наречий. Правописание НН и Н в наречиях. НЕ с наречиями на о и е. Дефис в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий.
- Правописание гласных перед суффиксами в и вш деепричастий. Не с деепричастиями. Различение деепричастий и наречий деепричастного происхождения.
- Правописание предлогов, образованных от существительных, наречий, деепричастий.
- Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато и др. Различение союзов и сочетаний местоимений и предлогов, наречий и частиц.
- Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ.
Основные требования к учащимся 7 класса.
К концу 7 класса учащиеся должны:
Знать все трудные орфограммы в изученных в 7 классе и ранее частях речи;
Находить и исправлять ошибки в словах;
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку,7 класс, М. , Просвещение,2005.
Для учителя.
Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. М., Просвещение, 2006.
Львова С.И. Практикум по русскому языку,7 класс, М.,Просвещение,2006.
Литература.
- Вялкова Н. М. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т.Баранова и др.; А.И.Власенкова).- М.: Глобус, 2011.
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык.5 -9 классы.- М.: Просвещение, 2015
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Секреты русской орфографии»
Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
|
Введение. Принципы русской орфографии. | 02.09 | ||
Суффиксы О и А на конце наречий. | 09.09 | ||
16.09 | |||
Слитные и раздельные написания наречий. | |||
Дефис в наречиях. | |||
Правописание падежных окончаний причастий. | |||
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени. | |||
НЕ с причастиями. | |||
Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени | |||
Правописание гласных перед Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени. | |||
НЕ с деепричастиями. | |||
Различение наречий и деепричастий типа стоя, лёжа. | |||
Правописание гласных перед суффиксами деепричастий в и вши. | |||
Дефис в предлогах. | |||
Различение наречий и предлогов типа около, кругом. | |||
Слитные и раздельные написания производных предлогов. | |||
Различение производных предлогов и существительных, от которых они образованы. | |||
Слитные и раздельные написания союзов. | |||
Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от местоимений с предлогами и частицей же. | |||
Отличие союза ТАКЖЕ от наречия так с частицей же. | |||
Правописание частицы не с существительными, прилагательными, наречиями на о и е. | |||
НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и наречиях. | |||
Правописание частицы НЕ с числительными, местоимениями(кроме отрицательных), глаголами. | |||
НЕ со словами на-мый. | |||
НЕ со словами на-мый. | |||
Ни как отрицательная частица. | |||
Ни как усиливающая отрицание частица. | |||
Ни как утвердительная частица | |||
Различение на письме частиц Не и НИ. | |||
Различение на письме частиц НЕ и НИ. | |||
Резервное занятие.. |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Никулинская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждено приказом
на заседании ШМО Зам.директора по УР МКОУ «Никулинская ООШ» учителей гумани- Сорочинская Ю.В. Мартынова И.А.
тарного цикла ________________ ________________
Руководитель ШМО: «_____»______2013г. «_____»________2013 г.
_________________
Протокол №______
от «____»______2013г.
СЕКРЕТЫ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ
Программа факультативных занятий
по русскому языку
IX класс
2013 г.
Пояснительная записка
Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: “Почему я выбираю данную грамматическую структуру (морфологическую или синтаксическую) для выражения данного внеязыкового значения?” Познавая свой Язык, человек познает самого себя, особенности национального мышления и национальной картины мира» (Г. А. Золотова). Именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность факультативных занятий по синтаксису.
Предлагаемая программа факультативных занятий строится с учётом концепции, требований стандарта учебного предмета «Русский язык», учебной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.
Основная цель факультативных занятий: формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.
Данная цель предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются:
повторение, обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»;
закрепление навыков синтаксического и пунктуационного разборов;
совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навыков учащихся;
обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической синонимии;
формирование потребности обращения к справочной литературе, приобретение навыка самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой;
знакомство с фактами биографии и основными направлениями научной деятельности известных русских языковедов.
Факультативные занятия выполняют следующие функции:
обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся, формируют навыки исследовательской работы);
диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность правописных (пунктуационных) умений и навыков;
познавательную (как правило, содержат новую для учащихся информацию);
развивающую (развивают самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);
стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).
На факультативных занятиях по синтаксису и пунктуации целесообразно использовать такие формы работы, как семинары, практикумы, диктанты разных видов, тесты (в том числе компьютерные), активные методы обучения: решение познавательных задач, подготовка учебных сообщений, рефератов и докладов, конспектирование научной и научно-популярной лингвистической литературы, лингвистические дискуссии.
Программа рассчитана на 17 часов факультативных занятий.
Что изучает синтаксис?
1.(Синтаксис как раздел науки о языке) - 1 ч
Предмет и задачи синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке (фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией). Основные синтаксические единицы.
Выдающиеся русские и белорусские лингвисты, внёсшие вклад в развитие синтаксической науки (Ф. И. Буслаев, А. А. Шахматов,
В. В. Виноградов, П. П. Шуба и др.)
2.«А всё-таки она хорошая!»
(Русская пунктуация как система) - 2 ч
Краткие сведения из истории русской пунктуации.
Почему так дружат синтаксис и пунктуация? Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.
Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация.
Сочетание знаков препинания.
Факультативные и вариативные знаки препинания.
Основные справочники и пособия по пунктуации.
«Это непростое простое предложение»
3.(Простое предложение как синтаксическая единица) - 1 ч
Чем отличается предложение от других синтаксических единиц? Что делает предложение предложением? Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию. Значение, строение и функции предложения.
Кто из главных членов предложения главнее?
4. (Главные члены предложения) -1 ч
Всегда ли легко разграничить в предложении подлежащее и сказуемое?
Может ли подлежащее выражаться именем существительным не в именительном падеже?
Почему сказуемое отвечает на разные вопросы? Типовое значение предложений.
Что положено в основу деления сказуемых на простые и составные? Всегда ли простое глагольное сказуемое состоит из одного слова? Из чего состоит составное глагольное сказуемое? Из чего состоит составное именное сказуемое?
В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
Бывают ли обстоятельственные определения?
5.(Второстепенные члены предложения) - 1 ч
Как правильно поставить вопрос к второстепенным членам предложения? Могут ли второстепенные члены отвечать сразу на несколько вопросов?
Синкретичные члены предложения (прогулка в лесу: какая или где?).
Как разграничить приложение и определяемое слово?
Сколько разрядов обстоятельств в русском языке?
«Этот вездесущий инфинитив» (синтаксические функции инфинитива).
Каким членом предложения может быть существительное в именительном падеже?
Есть ли в русском языке обобщённо-личные предложения?
6.(Односоставные предложения. Неполные предложения) - 1 ч
В чём особенности грамматической основы в односоставных предложениях? Можно ли говорить о подлежащем и сказуемом в односоставном предложении?
Какие типы односоставных предложений выделяются в русском языке? Какие критерии положены в основу деления односоставных предложений?
Как разграничить односоставные и двусоставные неполные предложения? В каких случаях ставится тире в неполных предложениях?
Какую роль играют разные типы односоставные предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) в тексте?
Чем может осложняться простое предложение?
7.(Осложнённое простое предложение) -1 ч
Является ли осложнённое предложение особой синтаксической единицей? Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложнённых простых предложений.
Сочинительный ряд и однородные члены: всегда ли они совпадают?
8.(Однородные члены предложения) - 1 ч
Какие признаки являются обязательными для однородных членов предложения?
Какие грамматические нормы нужно соблюдать при употреблении однородных членов?
Какими изобразительно-выразительными возможностями обладают однородные члены предложения?
Однородными могут быть только члены простого предложения?
Как правильно расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами?
Что такое обособление?
9.(Обособленные члены предложения) - 1 ч
Что значит «обособить»?
Всегда ли обособляются причастные и деепричастные обороты?
В чем разница между уточнением и пояснением?
Всегда ли союз или имеет разделительное значение?
Чем отличаются вставные конструкции от вводных?
10.(Вводные слова, словосочетания, предложения) - 1 ч
Какие функции выполняют вводные слова и предложения? Какова роль вставных конструкций?
Как разграничить вводные слова и омонимичные им конструкции?
Какие знаки препинания используются в предложениях с вводными и вставными единицами?
Вводные единицы как выразительное средство.
«Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура»
11.(Обращение) - 1 ч
Функции обращения: призывная, оценочно-характеризующая, этикетная.
Обращение как фигура поэтического синтаксиса.
Знаки препинания при обращении.
Есть ли в русском языке звательный падеж?
«Камень преткновения»
12.(Конструкции с как) - 1 ч
Какие синтаксические позиции могут вводиться словами как, будто, словно, точно и др.?
Всегда ли как имеет сравнительное значение?
Как отличить сравнительный оборот от придаточной сравнительной части?
Оборот с как: обособленный член или часть сказуемого?
Всегда ли перед как ставится запятая? Особенности постановки знаков препинания в конструкциях с как, будто, словно, точно и др.
«Всё познаётся в сравнении». Для чего используются сравнительные конструкции в художественных текстах?
13.От простого к сложному (Сложное предложение) - 2 ч
Как правильно определить количество частей в сложном предложении?
Могут ли причинно-следственные отношения выражаться в сложносочинённом предложении?
Как правильно построить структурную схему сложного предложения?
Какие приёмы можно использовать для разграничения омонимичных союзов и союзных слов?
От чего зависит тип придаточной части в сложноподчинённом предложении?
Могут ли одинаковые средства связи присоединять разные типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении?
Какие смысловые отношения могут складываться между частями бессоюзного предложения?
«Подводные камни» синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений.
Кто говорит?
14.(Чужая речь) - 1 ч
Какие способы передачи чужой речи мы знаем?
Из чего состоит диалог? Что такое диалогическое единство?
Владеете ли вы правилами речевого этикета?
Всегда ли противопоставляются диалог и монолог?
Пунктуационное оформление диалога.
Что нам стоит текст построить!
15.(Текст как синтаксическая единица) - 1 ч
Что такое текст? Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются функциональные возможности простого и сложного предложений.
Какие бывают тексты? Классификация текстов.
Почему не всякий набор предложений является текстом? Основные признаки текста.
Как связаны предложения в тексте? Способы смысловой связи и средства связи предложений в тексте.
Календарно - тематическое планирование.
1час в 2 недели.
Всего- 17 ч.
№ занятия | Дата проведения | Содержание | Кол-во часов |
1. | 05.09 | Синтаксис как раздел науки о языке | 1ч. |
2. | 19.09;03.10 | Русская пунктуация как система | 2ч. |
3. | 17.10 | Простое предложение как синтаксическая единица | 1ч. |
4. | 14.11 | Главные члены предложения | 1ч. |
5. | 21.11 | Второстепенные члены предложения | 1ч. |
6. | 05.12 | Односоставные предложения. Неполные предложения | 1ч. |
7. | 19.12 | Осложнённое простое предложение | 1ч. |
8. | 23.01 | Однородные члены предложения | 1ч. |
9. | 06.02 | Обособленные члены предложения | 1ч. |
10. | 20.02 | Вводные слова, словосочетания, предложения | 1ч. |
11. | 06.03 | Обращение | 1ч. |
12. | 20.03 | Конструкции с как | 1ч. |
13. | 03.04;17.04 | От простого к сложному | 2ч. |
14. | 08.05 | Чужая речь | 1ч. |
15. | 22.05 | Текст как синтаксическая единица | 1ч. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения материалов факультативных занятий учащийся должны знать:
строение, значение и функции основных синтаксических единиц;
типологию простого и сложного предложения, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений;
виды чужой речи;
признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;
основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;
выдающихся учёных-лингвистов;
уметь:
производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;
правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;
пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литературой.
1.Валгина, Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8–11 классы / Н. С. Валгина. – М., 2000.
2.Граник, Г. Г. Секреты пунктуации / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. – М., 1987.
3.Долбик, Е. Е. Сборник экзаменационных материалов по русскому языку для общеобразовательных учреждений (уровень общего базового образования) : тексты диктантов / авт.-сост. Е. Е. Долбик, Р. С. Сидоренко, Т. А. Дикун. – Минск: НИО; Аверсэв, 2009.
4.Золотова, Г. А. Русский язык: От системы к тексту. 10 класс: учеб. пособие для факульт. занятий в общеобразоват. учрежд. гуманитарного профиля / Г. А. Золотова, Г. П. Дручинина, Н. К. Онипенко. – М. : Дрофа, 2002.
5.Концепция учебного предмета «Русский язык» // Русский язык и литература. – 2009. – № 7. – С. 3–8.
6.Конюшкевич, М. И. Синтаксис русского и белорусского языков: сходство и различия:: пособие для учителя / М. И. Конюшкевич, М. А. Корчиц, В. А. Лещенко. – Минск: Народная асвета, 1994.
7.Литвинко, Ф. М. Русский язык. Изучение осложненного предложения в V-IX классах / Ф. М. Литвинко. – Минск: Аверсэв, 2005.
8.Михальчук, Т. Г. Русский речевой этикет. Практикум: учеб. пособие / Т. Г. Михальчук. – Минск: Асар, 2009.
9.Олимпиады по русскому языку: пособие для учителя / Ф. М. Литвинко [и др.]. – Минск: Экоперспектива, 2000.
10.Олимпиады по русскому языку и литературе / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск: Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.
11.Печенёва, Т. А. Русский язык. 8 класс. Уроки пунктуации / Т. А. Печенёва. – Минск: Аверсэв, 2008.
12.Печенёва, Т. А. Русский язык. 9 класс. Уроки пунктуации / Т. А. Печенёва. – Минск: Аверсэв, 2008.
13.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М. : Эксмо, 2007.