Презентация по биологии брюхоногие. Интересные факты о моллюсках. Внешнее строение моллюсков

Факультатив по русскому языку «Удивительная этимология» даёт общее представление об этимологии и её видах, знакомит подростков с существующими этимологическими словарями, рассказывает о происхождении русских имён и фамилий, названий городов и рек, растений и животных, учит использовать этимологический анализ слова для повышения орфографической грамотности.

Пояснительная записка

Изучение русского языка невозможно без привлечения данных, добытых этимологией. К ней обращаются при изучении фонетики, морфемики, лексикологии, фразеологии, словообразования, морфологии. Но строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют подробно и обстоятельно говорить о происхождении слова, раскрыть все его тайны. В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Удивительная этимология», который является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа данного курса даёт общее представление об этимологии, её достижениях, знакомит учащихся с этимологическими словарями. На занятиях дети узнают о происхождении русских имён и фамилий, названий городов и рек, растений и животных. Этимологический анализ слова расширяет словарный запас и повышает грамотность обучающихся.

Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию интереса к языку, развивать навыки исследовательской работы.

Задачи курса:

1) углубить знания учащихся в области этимологии как разделе лингвистики;

2) научить определять происхождение слова по опознавательным признакам;

3) формировать навыки работы с этимологическими словарями.

Ожидаемый результат

Курс будет способствовать

Усвоению основ научных знаний об этимологии;

Формированию навыков этимологического анализа слова;

Развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

Формированию аналитических способностей;

Совершенствованию навыков исследовательской работы;

Умению свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

Умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Формы проведения занятий: лекции, практикумы, работа со словарями.

Виды контроля:

Промежуточный: устное выступление по теме;

Итоговый: защита проекта

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Этимология и её виды (8 часов)

Вводное занятие. Этимология и её виды

Научная этимология

Ошибочная этимология. Происхождение слова «карандаш»

Ложная этимология как одна из причин орфографических ошибок

Детская этимология. Книга К.И.Чуковского «От двух до пяти»

Псевдоэтимология

Этимологические словари русского языка (12 часов)

Характеристика этимологических словарей

«Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера

Историко-этимологический словарь современного русского языка

Этимологический словарь русской фразеологии

Толково-этимологический словарь иностранных слов

Этимологический словарь русских диалектов

Этимологический словарь славянских языков

Этимологический анализ слова (12 часов)

Этимология собственных имён и фамилий

«Говорящие» имена и фамилии в русской литературе

От имён собственных к нарицательным

Рождение географических названий

В мире животных и растений

Этимология названий продуктов

Защита проектов (2 часа)

Итоговое занятие. Защита проектов

1.Этимология и её виды (8 часов)

  • Многозначность термина «этимология». Этимология как раздел языкознания. Виды этимологии (1 час)
  • Научная этимология. Истинная и гипотетическая научная этимология (1 час)
  • Ошибочная этимология. Пример ошибочной этимологии - происхождение слова «карандаш» (1 час)
  • Ложная этимология как одна из причин орфографических ошибок. Народная этимология. Слово-прототип и его народно-этимологический вариант. Этимологические ошибки (1 час)
  • Детская этимология. Книга К.И.Чуковского «От двух до пяти». Проект «Как я говорил, когда был маленьким» (2 часа)
  • Псевдоэтимология. Псевдоэтимологические словари. Проект «СЭС» (составление псевдоэтимологического спортивного словаря) (2 часа)

2.Этимологические словари русского языка (12 часов)

  • Характеристика этимологических словарей, принципы их построения. Структура словарной статьи. Принципы отбора слов (1 час)
  • «Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера в переводе О.Н.Трубачёва (1 час)
  • «Историко-этимологический словарь современного русского языка» П.Я.Черных (2 часа)
  • «Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник» А.К.Бириха, В.М.Мокиенко, Л.И.Степановой (2 часа)
  • «Толково-этимологический словарь иностранных слов русского языка» П.Червинского, М.Надель-Червинской (2 часа)
  • «Этимологический словарь русских диалектов Сибири» А.Е.Аникина (2 часа)
  • «Этимологический словарь славянских языков» О.Н.Трубачёва (2 часа)

3.Этимологический анализ слова (12 часов)

  • Этимология собственных имён и фамилий. Классификация имён по внешним признакам, по моральным качествам, по роду занятий и т.д. Святцы. Исконно русские и заимствованные имена. Необычные, вычурные имена - примета нового времени. Происхождение русских фамилий, их связь с отчеством (Иванов, Петров, Сидоров), с местом жительства (Рязанцев, Ярославцев, Новгородцев), с профессией (Гончаров, Красильников, Мельников) и т.д. «Словарь современных русских фамилий» И.М.Ганжиной. Проект «История моей фамилии» (2 часа)
  • «Говорящие» имена и фамилии в русской литературе. Функции имён собственных в художественном произведении. Список действующих лиц в комедиях Д.И.Фонвизина «Недоросль», Н.В.Гоголя «Ревизор», в творчестве М.Е.Салтыкова - Щедрина, А.П.Чехова и др. (2 часа)
  • От имён собственных к нарицательным: названия месяцев (июль, август), одежда (боливар, галифе, макинтош), оружие (кольт, калашников, максим, маузер), музыкальные инструменты (баян, саксофон), еда (наполеон, оливье), растения (гиацинт, кипарис, нарцисс) и др. Новая жизнь имен героев литературных произведений (2 часа)
  • Рождение географических названий. Топонимика. Классификация географических названий: от личных имён и фамилий, от специфики ландшафта, от исторических событий, от названия людей по роду деятельности т.д. Проект «Топонимы родного края» (2 часа)
  • В мире животных и растений. Этимология названий цветов, грибов, деревьев, кустарников. Происхождение названий диких животных и домашних. Исконно-русские и заимствованные названия. Проект «Этимология названий лекарственных растений родного края» (2 часа)
  • Этимология названий продуктов. Географический указатель происхождения: пломбир, боржоми, ессентуки, кофе, рокфор, пармезан и др. Исконно-русские названия блюд: вареники, сырники, ветчина, кисель, квас и др. Проект « Как конфеты получают свои названия» (2 часа)

4. Защита проектов (2 часа)

Описание работы

Предмет изучения – содержание факультатива по русскому языку в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
Цель данной курсовой работы по методике преподавания русского языка – изучить имеющиеся нормативные документы в связи с организацией факультативных занятий по русскому языку и критически осмыслить содержание факультатива в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ………………………………………………………………
1.1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе………………………………………………………………………….
1.2. Факультативы по русскому языку и их методическое обеспечение…….
2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА……
2.1. Анализ содержания факультативов по орфографии……………………..
2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» в 6 классе……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. П. ШАМЯКИНА»

Филологический факультет

Кафедра русского языка

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КАК СПОСОБ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ФАКУЛЬТАТИВА

ПО ОРФОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ)

Курсовая работа по методике преподавания

русского языка

Исполнитель: Дашкевич Елена

студентка 4 курса, 1 группы,

дневной формы получения

высшего образования

Научный руководитель: Боженко Любовь Николаевна,

кандидат филол. наук, доцент

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………

1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ…………………………………………………… …………

1.1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе……………………………… ………………………………………….

1.2. Факультативы по русскому языку и их методическое обеспечение…….

2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА……

2.1. Анализ содержания факультативов по орфографии……… ……………..

2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» в 6 классе……….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Конспект факультативного занятия на тему: Образование слов с помощью приставок пре- и при- и их правописание…..

ВВЕДЕНИЕ

Современный учебный процесс в школе осуществляется в таких формах, как урок, факультативные занятия, внеклассная работа. Факультативные занятия в современной школе являются такими же обязательными, как и уроки.

Они проводятся по разным предметам как форма углубленной теоретической и практической подготовки учащихся, как средство осуществления дифференцированного, личностно ориентированного обучения и развития интереса к изучаемому предмету.

С 2010 года все факультативы по предметам в Республике Беларусь проводятся по тематике и программам, утвержденным Министерством образования. Их разработали ученые и преподаватели высших учебных заведений, они же написали программы, пособия для учителей и учащихся.

Для полноценной подготовки к будущей педагогической работе учителя-словесника студентам необходимо знать всё о современных факультативах по русскому языку, поэтому данная тема является актуальной и практически значимой. Отметим, что данная тема никак не представлена в учебной литературе по предмету , , .

Объектом изучения в данной курсовой работе являются факультативы как вид учебной работы по русскому языку в условиях отсутствия профильных классов.

Предмет изучения – содержание факультатива по русскому языку в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».

Цель данной курсовой работы по методике преподавания русского языка – изучить имеющиеся нормативные документы в связи с организацией факультативных занятий по русскому языку и критически осмыслить содержание факультатива в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить вопрос о факультативах как форме учебных занятий и выяснить их место в учебном процессе;

2) познакомиться с факультативами по русскому языку и их методическим обеспечением;

3) проанализировать содержания факультативов по орфографии;

4) критически оценить содержание факультатива для 6 класса «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов»;

5) разработать конспект одного факультативного занятия на тему «Образование слов с помощью приставок пре- и при- и их правописание».

Методической основой для данной курсовой работы являются официальные документы, регламентирующие организацию и внедрение в учебный процесс факультативных занятий; публикации авторов – разработчиков концепции проведения факультативных занятий по русскому языку, программ и методических материалов для учителей и учащихся по орфографии русского языка. Для решения третьей и четвертой задач мы использовали анализ, сравнение, сопоставление, морфемный, словообразовательный и орфографический разборы.

1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА

ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе

Факультативный курс, или факультативный предмет (фр. facultatif – от лат. facultas - «возможность»), – необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика).

Современные факультативы – особая организационная форма учебно-воспитательной работы, отличающаяся и от урока, и от мероприятий внеклассной работы. В то же время подчёркивается, что факультативы имеют много общего с уроками и дополнительными занятиями. Как и уроки, факультативные занятия проводятся по утверждённым программам и планам, ведется журнал занятий, занятия идут по расписанию, на этих занятиях применяют общие с уроком методы обучения и формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Сходство с предметными кружками состоит в том, что факультатив, как и кружок, объединяет группу учащихся на основе общих интересов, добровольности выбора этой формы обучения. На факультативных занятиях применяются некоторые формы и методы, характерные для внеклассных занятий. Тем не менее преподаватель должен помнить, что факультативы не заменяют внеклассную работу по предмету. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательной работы, факультативы могут дополняться внеклассными (кружковыми) занятиями, на которых учащиеся в ещё большей степени углубляют и расширяют свои знания и умения.

Работая с относительно небольшим числом 10–15 заинтересованных учащихся, преподаватель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников.

Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческих способностей учащихся.

Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода учащегося к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи.

Работа учащихся факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: десятибалльная система не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории, например, на уроке.

В известном смысле факультативные занятия занимают промежуточное положение между основными уроками в классе и разнообразной внеклассной работой по предметам. В отличие от внеклассной работы, факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой, и т.д. Вместе с тем на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы – элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.

К основным, наиболее специфическим формам учебного процесса на факультативных занятиях относятся беседы, лекции, практические занятия и семинары. При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются, в основном, те же методы обучения, что и в классной работе при изучении основных предметов. Многообразие методов и форм учебной работы – необходимое качество, второй (наряду с содержанием обучения) источник развития познавательных интересов учащихся.

Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10–15 человек) открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства учащихся и создается обстановка большей, чем в классе, непосредственности общения преподавателя и учащихся. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает творческие способности учащихся и эффективность обучения.

Лекция преподавателя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания; готовность и умение слушать и конспектировать серьезную лекцию.

Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер. Учащиеся выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий.

Семинары – форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово преподавателя по общим проблемам семинара. Кроме того для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.

На факультативных занятиях применяемы в равной мере фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы: беседа и лекции носят по-преимуществу фронтальный характер, на практических занятиях, семинарах и диспутах применяются, кроме того, индивидуальные и групповые формы учебной деятельности учащихся, которые также сочетаются в различных комбинациях на конкретных занятиях в зависимости от целей и задач.

Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учащихся. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль преподавателя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учащихся нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны преподавателя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать творческие способности учащихся.

На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3–5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Преподаватель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.

К групповой работе на факультативных занятиях относятся также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основе одной-двух обобщающих работ, а требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников.

По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на факультативных занятиях целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.

Первый уровень – простейшая воспроизводящая самостоятельность.

Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний.

Первый уровень самостоятельности прослеживается в учебно- познавательной деятельности многих учащихся, приступивших к факультативным занятиям. Затем одни учащиеся быстро выходят на следующий уровень, другие задерживаются на нем определенное время. Большинство из них в процессе изучения материала выходят на более высокий уровень самостоятельности, чем первый.

_________________

Протокол №______

от «____»______2013г.

КЛАДОВАЯ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

по русскому языку

V класс

2013 г.

Пояснительная записка

Русский язык в своих лексических единицах, в грамматике, в произведениях устного народного поэтического творчества, в художественной и научной литературе, в формах устной и письменной речи отражает, хранит и передаёт от поколения к поколению культуру народа, его историю, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, систему ценностей. При этом особая роль принадлежит слову – фундаменту языка, его смысловой и культурно-ценностной основе. В слове закреплены лучшие моральные качества народа, особенности его менталитета и мировосприятия.

Точность и выразительность речи определяются во многом богатством и разнообразием словарного запаса, умением правильно и коммуникативно целесообразно употреблять слова в речи. Одним из важнейших направлений работы по развитию речи является обогащение словарного запаса учащихся. В процессе обучения русскому языку чрезвычайно важно системно и последовательно пополнять словарный запас учащихся, формируя при этом внимательное и бережное отношение к слову как непременному условию овладения культурой речи и культурой поведения. Это достигается целенаправленной и последовательной работой со словом в процессе всего курса обучения учащихся русскому языку, в том числе и на факультативных занятиях.

Предлагаемая программа факультативных занятий реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V класса посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.

Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова, слова, отражающие национально-культурные особенности народа, поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого этикета, фразеологизмы, крылатые выражения.

Цель факультативных занятий: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи;

Задачи факультативных занятий:

  • овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;
  • обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи;
  • формировать умения проводить сравнительный анализ русских и белорусских пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, других языковых единиц в целях выявления общего и различий в их значении и назначении, установления своеобразия употребления в речи;
  • формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;
  • развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.

– увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку;

– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала;

– занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями;

– викторины на лучшего знатока русского слова;

– конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы,

демонстрируют умения выразительного чтения и инсценирования произведений.

– нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;

– анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, формулах речевого этикета, фразеологизмах, сказках, стихотворениях, прозаических текстах;

– подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной литературы;

– моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания его заслуг, предупреждения от воэможных ошибок и др.) с использованием пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, крылатых выражений;

– наблюдения за использованием изобразительно-выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи;

– сравнение русских и белорусских пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, выявление специфических особенностей и своеобразия их употребления в речи;

– составление текстов, рассказов, сочинение загадок, сказок, стихотворений.

Учебный материал на факультативных занятиях может быть предъявлен учащимся в форме серии вопросов для любознательных, вопросов-шуток, словесных игр, лингвистических задач, занимательного материала, пословиц и поговорок, высказываний, познавательных текстов, интересных рассказов из жизни слов и др.

ПРОГРАММА

Слово красит человека: речевой этикет

4 ч

Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха. Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа.

Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. Проявление средствами речевого этикета уважительности, почтения, приветливости, радушия, учтивости, доброжелательности, обходительности, признания достоинств и значимости человека в обществе.

Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации: приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства, просьбы, приглашения, благодарности, извинения, пожелания, поздравления, комплимента, одобрения, утешения, прощания и др.

Правила речевого этикета. Учёт при выборе формул речевого этикета пола собеседника, его возраста, служебного положения, профессии и др.

Вглубь слова

4 ч

Слова родные и пришедшие из других языков

2 ч

Национально окрашенные слова в языке

2 ч

Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта: печь , изба, щи, каша, кисель, блины, сарафан, валенки, гармошка, балалайка, хоровод, частушка, сени, коса, сноп и др.

Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа: тройка – символ быстроты, простора, удали; берёза – символ женственности; лебедь – символ красоты и верности и др.

Крылатые слова

2 ч

Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова: А ларчик просто открывался. А Васька слушает да ест. Без драки попасть в большие забияки. Да только воз и ныне там. Слона-то я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймёт и др.

Золотые россыпи народной мудрости

3 ч

Жизнь слова во фразеологизме

3 ч

Фразеологизмы с постоянными сравнениями: как с гуся вода; как рыба в воде; как грибы после дождя; льёт как из ведра; видно как на ладони и др. Фразеологизмы с названиями животных: заячья душа, медвежья услуга, не в коня корм, волчий аппетит, куриная память, собачий холод, пуганая ворона и др.

Тайна слова в загадках

2 ч

Чарующее сказочное слово

4 ч

Самобытность русских народных и литературных сказок. Роль национально-окрашенных слов в описании деталей быта: светлая горница; лавки, крытые ковром; печь с лежанкой изразцовой и др. Волшебная сила слов, обозначающих предметы быта: скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, меч-самосек, шапка-невидимка и др. Особенности употребления слов в зачинах, повторах, концовках русских народных и литературных сказок.

Особенности использования слова в сказке. Употребление в сказках сросшихся синонимов: грусть-тоска, путь-дороженька, царство-государство, спать-почивать ; сочетаний однокоренных слов: диво-дивное, чудо-чудное, молодец молодцом, крепко-накрепко, жить-поживать и др.; повторов: жил-был; постоянных эпитетов: русский дух, дубовый стол, серебряное блюдечко, наливное яблоко, кисельные берега, добрый молодец, красна девица и др .; эпитетов-прозвищ: Иванушка-дурачок, мышка-норушка, лягушка-квакушка, петушок – золотой гребешок, крошечка-хаврошечка и др.; уменьшительно-ласкательных слов : братец Иванушка, сестрица Алёнушка, козлятушки, курочка-ряба, лисичка-сестричка и др.; глаголов движения и антонимических пар, указывающих на пространство и время: «Долго ли, коротко ли » , «Близко ли, далеко ли»; выразительных сравнительных оборотов: «Стань передо мной, как лист перед травой!» и др., слов, обозначающих неодобрительные оценки: ворчунья, ленивица, упрямица и др.

Имена сказочных героев: Василиса Премудрая, Иван Царевич и др.

Разнообразие названия животных в сказках: Лиса Патрикеевна, лиса-кумушка, Лисафья, лисица – масляная губица; Котофей Иванович, кот-баюн, кот-красавец и др.

Слово поэтическое

2 ч

Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке .

Звучащее слово

2 ч

Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах: квартал, средства, каталог, свекла, арбуз, эксперт, досуг, обеспечение, щавель, сироты, звонит, красивее и др.

Слово сквозь призму написания

4 ч

Обобщение и систематизация изученного материала

1 ч

Календарно- тематическое планирование.

1час в неделю.

Всего- 34 часа.

занятия

Дата

проведе-

ния

Кол-во

часов.

04.09

Тема 1.Слово красит человека: речевой этикет

Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха

4 ч.

1ч.

11.09

Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения

1ч.

18.09

Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации.

1ч.

25.09

Правила речевого этикета.

1ч.

02.10

Тема 2. Вглубь слова.

Назначение слов в языке и речи.

4 ч.

1ч.

09.10

Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько.

1ч.

16.10

Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение слов.

1ч.

23.10

О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги.

1ч.

06.11

Тема 3. Слова родные и пришедшие из других языков.

Жизнь исконно русских слов в языке.

2ч.

1ч.

13.11

Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы: заимствования в русском языке.

1ч.

20.11

Тема 4. Национально окрашенные слова в языке.

Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта.

2ч.

1ч.

27.11

Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа.

1ч.

04.12

Тема 5. Крылатые слова.

Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле.

2ч.

1ч.

11.12

Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова

1ч.

18.12

Тема 6. Золотые россыпи народной мудрости.

Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности.

3ч.

1ч.

25.12

Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи.

1ч.

15.01

Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и лаконичность формы пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц о родной земле, труде, счастье, качествах людей.

1ч.

22.01

Тема 7. Жизнь слова во фразеологизме.

Культурный смысл фразеологизмов.

3ч.

1ч.

29.01

Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением.

1ч.

06.02

Фразеологизмы с постоянными сравнениями. Фразеологизмы с названиями животных.

1ч.

12.02

Тема 8. Тайна слова в загадках.

Поэтическая природа и образная иносказательность загадок. Отражение в загадках творческой фантазии народа.

2ч.

1ч.

19.02

Повествовательные и рифмованные загадки. Загадки-вопросы. Сходство и отрицание сходства между предметами в загадках.

1ч.

26.02

Тема 9. Чарующее сказочное слово

Самобытность русских народных и литературных сказок. Роль национально-окрашенных слов в описании деталей быта.

4ч.

1ч.

05.03

Особенности использования слова в сказке. Употребление в сказках сросшихся синонимов др.

1ч.

12.03

Имена сказочных героев: Василиса Премудрая, Иван Царевич и др.

1ч.

19.03

Разнообразие названия животных в сказках.

1ч.

02.04

Тема 10. Слово поэтическое.

Образность и вдохновенность поэтического слова.

2ч.

1ч.

09.04

Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке.

1ч.

16.04

Тема 11. Звучащее слово.

Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний.

2ч.

1ч.

23.04

Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах.

1ч.

30.04

Тема 12. Слово сквозь призму написания.

Зри в корень: загадки правописания в корне слова.

3ч.

1ч.

07.05

Постоянство и непостоянство приставок.

1ч.

14.05

Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы.

1ч.

21.05

Обобщение и систематизация изученного материала.

1ч.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения материалов факультативных занятий учащийся должен знать :

  • назначение слов и фразеологизмов в речи, особенности употребления однозначных и многозначных слов, слов в прямом и переносном значении, исконно русских и заимствованных слов, синонимов, антонимов;
  • формулы и правила речевого этикета, основные речевые этикетные ситуации;
  • выразительные возможности слов и фразеологизмов, их роль в сохранении и передаче культурного наследия народа;
  • правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний в пределах орфографической нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V класса;
  • постановку знаков препинания в простом и сложном предложении в пределах пунктуационной нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V класса;

уметь :

  • находить в фольклорных текстах, в текстах художественной, научной, научно-популярной и занимательной литературы лексико-фразеологические единицы с культурным компонентом значения, разъяснять их смысл и роль в тексте;
  • правильно и уместно использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, исконно русские и заимствованные слова, синонимы и антонимы;
  • выбирать, анализировать и правильно употреблять в устной и письменной речи формулы речевого этикета в соответствии с речевыми этикетными ситуациями и правилами;
  • разъяснять написание слов, постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами;
  • находить нужные слова и фразеологизмы в толковых словарях, словарях иностранных слов, синонимов, антонимов, многозначных слов и др., извлекать нужную информацию из словарной статьи.

Аникин, В. П. Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988.

Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973.

Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982.

Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983.

Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб. : Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.

Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.

Крылатые слова из произведений русской литературы / авт.-сост. Г. Л. Нефагина, В. А. Капцев, Э. Ю. Дюкова. – Минск: ТетраСистемс, 2006.

Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М. : Дрофа, 2006.

Михневич, А. Е. Слово человеческое / А. Е. Михневич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008.

Норман, Б. Ю. Русский язык в задачах и ответах / Б. Ю. Норман. – Минск: Бел. ассоц. «Конкурс», 2009.

Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4-е. – Санкт-Петербург: Авалон; Азбука-классика, 2005.

Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5--9 классов. Путешествие в страну слов: учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом «Дрофа», 1995.

Русецкий, В. Ф. Ключ к слову: Беседы о языке художественной литературы: пособие для учителей / В. Ф. Русецкий. – Минск: Экоперспектива, 2000.

Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989.

Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – М. : ИКАР, 2005.

Шанский, Н. М. Жизнь русского слова: кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Вербум-М, 2006.

Словари

Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / С. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986.

Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1987.

Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986.

Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. –
М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.

Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание).

Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д: Феникс; Москва: Цитадель-трейд, 2005.

Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.

Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова [и др.]. – М. : Флинта; Наука, 2003.

Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов (любое издание).

Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н. М. Семёнова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М. : Эксмо, 2007.

Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М. : Айрис-пресс, 2005.

Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. – М. : Просвещение, 1991 (и последующие издания).

Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М. : Педагогика, 1984 (и последующие издания).

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Никулинская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Никулинская ООШ»

И.А.Мартынова

Рабочая программа факультатива

«Секреты русской орфографии»

7______ класс

Составитель : Степанова Надежда Афанасьевна ,

Учитель высшей категории

2015г.

Рабочая программа факультативного курса «Секреты русской орфографии» для 7 класса.

Пояснительная записка.

Статус документа.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9кл. (авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.).-М.: Просвещение, 2009.

Структура документа .

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем факультативного курса, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса, учебно-методическое обеспечение для учащихся и учителей, литература.

Цели : владение нормами орфографии, предусмотренными для курса 7 класса;

повышение уровня грамотности учащихся.

Задачи : закрепление орфографических навыков при изучении трудных тем в курсе 7 класса;

нахождение орфограмм в словах и обоснование их выбора.

Предполагаемые формы обучения .

Практические занятия, семинарские занятия, зачётные занятия.
Предполагаемые результаты .

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся.

Место факультативного курса в федеральном базисном плане.

Согласно федеральному базисному плану на факультативный курс отводится 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.

Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

Введение.

Трудные орфограммы в наречиях.

Орфограммы в причастиях.

Правописание деепричастий.

Правописание производных предлогов

Написание союзов.

Правописание частиц.

Различение на письме частиц НЕ и НИ

Резервное занятие.

  1. Буквы а и о на конце наречий. Правописание НН и Н в наречиях. НЕ с наречиями на о и е. Дефис в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий.
  2. Правописание гласных перед суффиксами в и вш деепричастий. Не с деепричастиями. Различение деепричастий и наречий деепричастного происхождения.
  3. Правописание предлогов, образованных от существительных, наречий, деепричастий.
  4. Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато и др. Различение союзов и сочетаний местоимений и предлогов, наречий и частиц.
  5. Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ.

Основные требования к учащимся 7 класса.

К концу 7 класса учащиеся должны:

Знать все трудные орфограммы в изученных в 7 классе и ранее частях речи;

Находить и исправлять ошибки в словах;

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся

Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку,7 класс, М. , Просвещение,2005.

Для учителя.

Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. М., Просвещение, 2006.

Львова С.И. Практикум по русскому языку,7 класс, М.,Просвещение,2006.

Литература.

  1. Вялкова Н. М. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т.Баранова и др.; А.И.Власенкова).- М.: Глобус, 2011.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык.5 -9 классы.- М.: Просвещение, 2015

Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Секреты русской орфографии»

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение. Принципы русской орфографии.

02.09

Суффиксы О и А на конце наречий.

09.09

16.09

Слитные и раздельные написания наречий.

Дефис в наречиях.

Правописание падежных окончаний причастий.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.

НЕ с причастиями.

Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени

Правописание гласных перед Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени.

НЕ с деепричастиями.

Различение наречий и деепричастий типа стоя, лёжа.

Правописание гласных перед суффиксами деепричастий в и вши.

Дефис в предлогах.

Различение наречий и предлогов типа около, кругом.

Слитные и раздельные написания производных предлогов.

Различение производных предлогов и существительных, от которых они образованы.

Слитные и раздельные написания союзов.

Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от местоимений с предлогами и частицей же.

Отличие союза ТАКЖЕ от наречия так с частицей же.

Правописание частицы не с существительными, прилагательными, наречиями на о и е.

НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и наречиях.

Правописание частицы НЕ с числительными, местоимениями(кроме отрицательных), глаголами.

НЕ со словами на-мый.

НЕ со словами на-мый.

Ни как отрицательная частица.

Ни как усиливающая отрицание частица.

Ни как утвердительная частица

Различение на письме частиц Не и НИ.

Различение на письме частиц НЕ и НИ.

Резервное занятие..

Предварительный просмотр:

МКОУ «Никулинская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено Согласовано Утверждено приказом

на заседании ШМО Зам.директора по УР МКОУ «Никулинская ООШ» учителей гумани- Сорочинская Ю.В. Мартынова И.А.

тарного цикла ________________ ________________

Руководитель ШМО: «_____»______2013г. «_____»________2013 г.

_________________

Протокол №______

от «____»______2013г.

СЕКРЕТЫ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ

Программа факультативных занятий

по русскому языку

IX класс

2013 г.

Пояснительная записка

Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: “Почему я выбираю данную грамматическую структуру (морфологическую или синтаксическую) для выражения данного внеязыкового значения?” Познавая свой Язык, человек познает самого себя, особенности национального мышления и национальной картины мира» (Г. А. Золотова). Именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность факультативных занятий по синтаксису.

Предлагаемая программа факультативных занятий строится с учётом концепции, требований стандарта учебного предмета «Русский язык», учебной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.

Основная цель факультативных занятий: формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.

Данная цель предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются:

повторение, обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»;

закрепление навыков синтаксического и пунктуационного разборов;

совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навыков учащихся;

обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической синонимии;

формирование потребности обращения к справочной литературе, приобретение навыка самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой;

знакомство с фактами биографии и основными направлениями научной деятельности известных русских языковедов.

Факультативные занятия выполняют следующие функции:

обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся, формируют навыки исследовательской работы);

диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность правописных (пунктуационных) умений и навыков;

познавательную (как правило, содержат новую для учащихся информацию);

развивающую (развивают самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);

стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).

На факультативных занятиях по синтаксису и пунктуации целесообразно использовать такие формы работы, как семинары, практикумы, диктанты разных видов, тесты (в том числе компьютерные), активные методы обучения: решение познавательных задач, подготовка учебных сообщений, рефератов и докладов, конспектирование научной и научно-популярной лингвистической литературы, лингвистические дискуссии.

Программа рассчитана на 17 часов факультативных занятий.

Что изучает синтаксис?

1.(Синтаксис как раздел науки о языке) - 1 ч

Предмет и задачи синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке (фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией). Основные синтаксические единицы.

Выдающиеся русские и белорусские лингвисты, внёсшие вклад в развитие синтаксической науки (Ф. И. Буслаев, А. А. Шахматов,

В. В. Виноградов, П. П. Шуба и др.)

2.«А всё-таки она хорошая!»

(Русская пунктуация как система) - 2 ч

Краткие сведения из истории русской пунктуации.

Почему так дружат синтаксис и пунктуация? Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.

Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация.

Сочетание знаков препинания.

Факультативные и вариативные знаки препинания.

Основные справочники и пособия по пунктуации.

«Это непростое простое предложение»

3.(Простое предложение как синтаксическая единица) - 1 ч

Чем отличается предложение от других синтаксических единиц? Что делает предложение предложением? Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию. Значение, строение и функции предложения.

Кто из главных членов предложения главнее?

4. (Главные члены предложения) -1 ч

Всегда ли легко разграничить в предложении подлежащее и сказуемое?

Может ли подлежащее выражаться именем существительным не в именительном падеже?

Почему сказуемое отвечает на разные вопросы? Типовое значение предложений.

Что положено в основу деления сказуемых на простые и составные? Всегда ли простое глагольное сказуемое состоит из одного слова? Из чего состоит составное глагольное сказуемое? Из чего состоит составное именное сказуемое?

В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Бывают ли обстоятельственные определения?

5.(Второстепенные члены предложения) - 1 ч

Как правильно поставить вопрос к второстепенным членам предложения? Могут ли второстепенные члены отвечать сразу на несколько вопросов?

Синкретичные члены предложения (прогулка в лесу: какая или где?).

Как разграничить приложение и определяемое слово?

Сколько разрядов обстоятельств в русском языке?

«Этот вездесущий инфинитив» (синтаксические функции инфинитива).

Каким членом предложения может быть существительное в именительном падеже?

Есть ли в русском языке обобщённо-личные предложения?

6.(Односоставные предложения. Неполные предложения) - 1 ч

В чём особенности грамматической основы в односоставных предложениях? Можно ли говорить о подлежащем и сказуемом в односоставном предложении?

Какие типы односоставных предложений выделяются в русском языке? Какие критерии положены в основу деления односоставных предложений?

Как разграничить односоставные и двусоставные неполные предложения? В каких случаях ставится тире в неполных предложениях?

Какую роль играют разные типы односоставные предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) в тексте?

Чем может осложняться простое предложение?

7.(Осложнённое простое предложение) -1 ч

Является ли осложнённое предложение особой синтаксической единицей? Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложнённых простых предложений.

Сочинительный ряд и однородные члены: всегда ли они совпадают?

8.(Однородные члены предложения) - 1 ч

Какие признаки являются обязательными для однородных членов предложения?

Какие грамматические нормы нужно соблюдать при употреблении однородных членов?

Какими изобразительно-выразительными возможностями обладают однородные члены предложения?

Однородными могут быть только члены простого предложения?

Как правильно расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами?

Что такое обособление?

9.(Обособленные члены предложения) - 1 ч

Что значит «обособить»?

Всегда ли обособляются причастные и деепричастные обороты?

В чем разница между уточнением и пояснением?

Всегда ли союз или имеет разделительное значение?

Чем отличаются вставные конструкции от вводных?

10.(Вводные слова, словосочетания, предложения) - 1 ч

Какие функции выполняют вводные слова и предложения? Какова роль вставных конструкций?

Как разграничить вводные слова и омонимичные им конструкции?

Какие знаки препинания используются в предложениях с вводными и вставными единицами?

Вводные единицы как выразительное средство.

«Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура»

11.(Обращение) - 1 ч

Функции обращения: призывная, оценочно-характеризующая, этикетная.

Обращение как фигура поэтического синтаксиса.

Знаки препинания при обращении.

Есть ли в русском языке звательный падеж?

«Камень преткновения»

12.(Конструкции с как) - 1 ч

Какие синтаксические позиции могут вводиться словами как, будто, словно, точно и др.?

Всегда ли как имеет сравнительное значение?

Как отличить сравнительный оборот от придаточной сравнительной части?

Оборот с как: обособленный член или часть сказуемого?

Всегда ли перед как ставится запятая? Особенности постановки знаков препинания в конструкциях с как, будто, словно, точно и др.

«Всё познаётся в сравнении». Для чего используются сравнительные конструкции в художественных текстах?

13.От простого к сложному (Сложное предложение) - 2 ч

Как правильно определить количество частей в сложном предложении?

Могут ли причинно-следственные отношения выражаться в сложносочинённом предложении?

Как правильно построить структурную схему сложного предложения?

Какие приёмы можно использовать для разграничения омонимичных союзов и союзных слов?

От чего зависит тип придаточной части в сложноподчинённом предложении?

Могут ли одинаковые средства связи присоединять разные типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении?

Какие смысловые отношения могут складываться между частями бессоюзного предложения?

«Подводные камни» синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений.

Кто говорит?

14.(Чужая речь) - 1 ч

Какие способы передачи чужой речи мы знаем?

Из чего состоит диалог? Что такое диалогическое единство?

Владеете ли вы правилами речевого этикета?

Всегда ли противопоставляются диалог и монолог?

Пунктуационное оформление диалога.

Что нам стоит текст построить!

15.(Текст как синтаксическая единица) - 1 ч

Что такое текст? Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются функциональные возможности простого и сложного предложений.

Какие бывают тексты? Классификация текстов.

Почему не всякий набор предложений является текстом? Основные признаки текста.

Как связаны предложения в тексте? Способы смысловой связи и средства связи предложений в тексте.

Календарно - тематическое планирование.

1час в 2 недели.

Всего- 17 ч.

занятия

Дата

проведения

Содержание

Кол-во

часов

1.

05.09

Синтаксис как раздел науки о языке

1ч.

2.

19.09;03.10

Русская пунктуация как система

2ч.

3.

17.10

Простое предложение как синтаксическая единица

1ч.

4.

14.11

Главные члены предложения

1ч.

5.

21.11

Второстепенные члены предложения

1ч.

6.

05.12

Односоставные предложения. Неполные предложения

1ч.

7.

19.12

Осложнённое простое предложение

1ч.

8.

23.01

Однородные члены предложения

1ч.

9.

06.02

Обособленные члены предложения

1ч.

10.

20.02

Вводные слова, словосочетания, предложения

1ч.

11.

06.03

Обращение

1ч.

12.

20.03

Конструкции с как

1ч.

13.

03.04;17.04

От простого к сложному

2ч.

14.

08.05

Чужая речь

1ч.

15.

22.05

Текст как синтаксическая единица

1ч.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения материалов факультативных занятий учащийся должны знать:

строение, значение и функции основных синтаксических единиц;

типологию простого и сложного предложения, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений;

виды чужой речи;

признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;

основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;

выдающихся учёных-лингвистов;

уметь:

производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;

правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;

пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литературой.

1.Валгина, Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8–11 классы / Н. С. Валгина. – М., 2000.

2.Граник, Г. Г. Секреты пунктуации / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. – М., 1987.

3.Долбик, Е. Е. Сборник экзаменационных материалов по русскому языку для общеобразовательных учреждений (уровень общего базового образования) : тексты диктантов / авт.-сост. Е. Е. Долбик, Р. С. Сидоренко, Т. А. Дикун. – Минск: НИО; Аверсэв, 2009.

4.Золотова, Г. А. Русский язык: От системы к тексту. 10 класс: учеб. пособие для факульт. занятий в общеобразоват. учрежд. гуманитарного профиля / Г. А. Золотова, Г. П. Дручинина, Н. К. Онипенко. – М. : Дрофа, 2002.

5.Концепция учебного предмета «Русский язык» // Русский язык и литература. – 2009. – № 7. – С. 3–8.

6.Конюшкевич, М. И. Синтаксис русского и белорусского языков: сходство и различия:: пособие для учителя / М. И. Конюшкевич, М. А. Корчиц, В. А. Лещенко. – Минск: Народная асвета, 1994.

7.Литвинко, Ф. М. Русский язык. Изучение осложненного предложения в V-IX классах / Ф. М. Литвинко. – Минск: Аверсэв, 2005.

8.Михальчук, Т. Г. Русский речевой этикет. Практикум: учеб. пособие / Т. Г. Михальчук. – Минск: Асар, 2009.

9.Олимпиады по русскому языку: пособие для учителя / Ф. М. Литвинко [и др.]. – Минск: Экоперспектива, 2000.

10.Олимпиады по русскому языку и литературе / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск: Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.

11.Печенёва, Т. А. Русский язык. 8 класс. Уроки пунктуации / Т. А. Печенёва. – Минск: Аверсэв, 2008.

12.Печенёва, Т. А. Русский язык. 9 класс. Уроки пунктуации / Т. А. Печенёва. – Минск: Аверсэв, 2008.

13.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М. : Эксмо, 2007.