Научно исследовательская работа мед. "Мед и его использование в жизни человека". Исследовательская работа. на добавление падевого меда

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Городская научно-практическая конференция

«Наука. Природа. Человек. Общество»

«Состав меда и его полезные свойства»

Исследовательский проект

Исполнитель:

Бортукова Николь, Воронова Дарья, Крамер Лилия, Храмкова Варвара 4 а класс,

Руководитель:

Гордиенко Лидия Семеновна ,

учитель начальных классов первой категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

Югорск

2014г

Аннотация

Мед издавна знаком человечеству как пища, лекарство и просто лакомство . Известно, что он является очень ценным пищевым продуктом. Содержит в себе уникальный набор витаминов, микроэлементов, противобактериальных веществ, мед можно назвать удивительным природным лекарством, оказывающим неповторимое воздействие на организм человека.

Цель исследования: исследовать состав меда и его полезные свойства

Актуальность исследования: определение состава меда в домашних условиях необходимо человеку, т.к. если мед по-настоящему качественный продукт, то в нем больше пользы.

Объект исследования – мед.

Предмет исследования – состав меда и его полезные свойства.

Гипотеза исследования:

    если в меде отсутствует сахар, вода, крахмал, то это натуральный мед;

    если мед обладает полезными свойствами, то он используются в народной медицине.

Задачи исследования:

    изучить и проанализировать, используя различные источники информации, материал о меде;

    провести наблюдение и эксперимент по составу меда и его полезных свойств;

    определить качество меда в домашних условиях.

Теоретические основы исследования : статьи в сети Интернет, энциклопедии, книги

Методы и приемы:

1. анализ литературы, статей в сети Интернет

2. наблюдения и опыты

3. эксперимент

Практическая значимость: определение качества меда в домашних условиях, использование меда, как домашнего лекаря.

Методологическая основа исследования

В ходе изучения обозначенной проблемы использовались следующие методы исследования:

1.анализ литературы, статей в сети Интернет;

2.исследование;

3.эксперимент;

Практическое значение исследования. Материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира по теме: «Полезные продукты питания», «Использование меда в народной медицине»

Этапы исследования:

    анализ литературы и определение целей и задач исследования.

    анализ и обобщение результатов.

Структура исследовательской работы. Работа объемом 12 страниц состоит из аннотации, двух глав, выводов, списка источников литературы, интернет источников, приложения, иллюстрирована

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5

Глава 1. Состав меда ……………………………………………………………..6

Глава 2.Экспериментальная часть. Полезные свойства меда.…………………7

Выводы…………………………………………………………………………. ..8

Список литературы………………………………………………………………. 9

Приложение……………………………………………………………………….10

Введение

«В мёде природа представила нам один из

драгоценнейших своих даров, значение

которого для человеческого организма в

настоящее время слишком недостаточно

познано или очень слабо познается».

Е. Цандер

«Мёд – сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое рабочими пчёлами главным образом из нектара медоносных цветов и используемое ими в качестве корма. Ценный продукт питания человека». Во время встречи с пчеловодом Городиловой М.М. мы узнали об основных сортах натурального меда, что мёд получает свое название в зависимости от растений, с которых пчёлы собирают нектар. Состав мёда зависит от региона, в котором его получают.

Цветочный мёд получают при переработке пчелами нектара растений. Он бывает монофлерным (с цветка одного растения) и полифлёрным (с цветков нескольких растений).

Среди цветочных монофлерных медов наибольшее распространение имеют:

Акациевый мёд . Он производится из цветков белой акации. Цвет его от белого до золотисто-желтого. Этот мёд обладает очень нежным вкусом и пикантным ароматом. Кристаллизируется медленно. Принадлежит к одним из самых лучших сортов.

Боярышниковый мёд – высококачественный мёд темного цвета, горьковатый на вкус, со специфическим ароматом.

Вересковый мёд распространен в лесных районах севера и северо-запада нашей страны. Он обладает сильным ароматом и тёрпким вкусом.

Гречишный мёд обладает своеобразным острым вкусом и приятным ароматом, по которому его легко отличить от других сортов.

Каштановый мёд горький на вкус, светлый, иногда темноватый.

Липовый мёд - лучший из сортов. У него сильный и приятный аромат цветущей липы. Цвет липового мёда белый, даже прозрачный.

Глава 1.Состав меда

Изучая литературу, мы узнали, что главной составной частью меда является глюкоза и фруктоза. Количество основных веществ зависит от сорта мёда. В состав мёда входят: кальций, натрий, калий, магний, железо, хлор, фосфор, сера, йод, а некоторые сорта мёда содержат даже радий. Для проверки состава меда на его качество были взяты 3 вида меда: липовый, акациевый, цветочный. Образцы были привезены из разных регионов страны. С помощью опытов мы определили присутствие в меде сахара, воды, крахмала

1.Определение присутствия сахара в меде.

Для этого на лист низкосортной бумаги, которая хорошо впитывает влагу, капнули мед.

Он не растекается, на бумаге нет влажных пятен.

Вывод: в трех образцах отсутствует сахар. (Приложение 1)

2.Определение воды в меде.

В настоящем мёде вода практически отсутствует. Опустили в мед кусочек хлеба, а через 8-10 минут достали его. В качественном меде хлеб затвердевает. Если наоборот, размягчился или расползся, то это сахарный сироп. В трех образцах кусочки хлеба затвердели.

Вывод: в трех образцах кусочки хлеба затвердели.(Приложение 2)

3. Определение крахмала в меде.

Положили в стакан немного мёда, залили горячей водой, размешали и охладили. Затем капнули туда несколько капель йода. Если состав посинеет, значит, в мед добавлен крахмал.

Вывод: в трех образцах раствор не посинел. (Приложение 3)

4. Определение вязкости меда.

Мед взяли деревянной палочкой. Он тянется длинной непрерывной нитью, образует на поверхности меда башенку, которая затем медленно расходится. Он не стекает обильно и не образует брызги.

Вывод: данные образцы меда не фальсификация. (Приложение 4)

Глава 2. Экспериментальная часть. Полезные свойства меда.

Изучая литературу, мы узнали и о свойствах меда:

    убивает микробы;

    оказывает противовоспалительное действие;

    является профилактическим средством от стоматитов;

    мед нормализует сон.

Древние греки и римляне использовали пчелиный мед для консервирования свежего мяса. При этом мясо не только оставалось свежим, но даже не изменяло своего естественного вкуса. Только постепенно теряло воду, отдавая ее в мёд. Некоторые исследователи открыли в меде антибактериальные вещества, поэтому мед никогда не плесневеет, в нем погибают бактерии.

Эксперимент1. Мед убивает микробы.

Свежее мясо покрыли со всех сторон медом и оставили на 2 суток при комнатной температуре. Через 2 дня цвет не изменился, не появился запах испорченного продукта . Вывод : мед действительно убивает бактерии . (Приложение 5)

Эксперимент 2. Мед нормализует сон.

В течении 3 месяцев моя бабушка в возрасте 72 лет перед сном пила теплый чай с медом.

Продолжительность сна увеличилась. Сон стал более спокойным. (Приложение 6)

Экперимент 3. Мед является профилактическим средством при стоматите.

Консультацию по этому вопросу нам дал врач- стоматолог Воронов П.Н.. Действительно. при стоматите полость рта обрабатывается медом несколько раз в течении суток, если у человека нет аллергии на мед. Для участия в эксперименте был приглашен ученик 3б класса с диагнозом стоматит. Пока этот эксперимент не закончен. Работа еще продолжается.

Выводы

В процессе эксперимента было установлено, что все 3 образца мёда хорошего качества. Мы пришли к выводу:

    в 3 взятых образцах - натуральный мед;

    от мёда больше пользы, чем вреда,

    мёд как природное лекарство можно применять очень широко,

    благодаря своему богатому химическому составу мёд благоприятно влияет на организм человека и широко им используется.

Мёд давно известен как общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы снотворное, успокаивающее средство, которое способствует пищеварению, улучшает аппетит. Его применяли для лечения ран, ожогов, при заболеваниях почек, печени, суставов.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.
2. Королев В., Котова В., 750 ответов на самые важные вопросы по пчеловодству: ЭКСМО, 2009 г.
3. Лавренов В.К., Все о меде и других продуктах пчеловодства: Энциклопедия. Донецк: Сталкер, 2003.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999, с. 355.
Интернет ресурсы
1. Википедия // Мёд
2. Все о меде //

3. Все о меде и продуктах пчеловодства //

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6.

    При заболеваниях печени смешать равные количества сока хрена и меда. Употреблять по 1 чайной ложке 4-5 раз в день, запивая теплой водой.

    При язвах во рту утром и вечером медленно сосать мед советует народный лекарь.

    В начале ослабления зрение мед, если капать его в глаза, предотвратит дальнейшее развития болезни.

    Если ребенок ночью много плачет, нужно периодически дать на губы ребенка лизать мед.

    При бессоннице медовая вода хорошо помогает.

    Мед с свежевыжатым соком репы снимет спазмы бронха и помогает от кашля.

    Мед с молоком и соком лимона поможет при воспалениях горла.

    Постоянное употребление меда с свежевыжатым соком красной моркови укрепляет зрение.

    При мелких ранениях, ушибах, небольших ожогах, мед смешайте с кашицей свежих листьев подорожника и бинтуйте, скорее заживает.

Цель: рассмотреть использование мёда человеком и провести эксперимент по выявлению фальсификации мёда.

Задачи:

  1. Рассмотреть виды мёда и его свойства.
  2. Изучить питательные и лечебные качества мёда, а также способы его хранения.
  3. Произвести эксперимент по выявлению фальсификации мёда.
  4. Сделать выводы и дать рекомендацию.

История развития пчеловодства на Руси прослеживается с Х века, то есть со времени появления письменности.

Путешественники, посещавшие Россию, отмечали, что вся земля русская изобилует пчелами, а мед в большом количестве вывозится за границу.

Весной наступает то прекрасное время года, когда сады одеваются в белую кисею, глаз радуют безбрежное море одуванчиков и золотистые торпеды летающих над ними пчел.

Пчелиный мед-продукт с непревзойденными вкусовыми и питательными качествами.

Мед содержит в одном килограмме 3150 калорий, по калорийности он равен чистому пшеничному хлебу.

Мед также содержит факторы роста. Поэтому он необходим детям.

Мёд различают:

  • по происхождению
  • по способу добывания
  • по консистенции (густоте)
  • по цвету
  • по вкусу и запаху

В нашей стране известно более 50 видов мёда!Сибирский, клюквенный, лопуховый, майский, рапсовый, яблоневый и огромное множество других сортов.

А теперь о продуктах пчеловодства

Пчелиная пыльца - это природный кладезь различных витаминов и минералов. Этот бесценный продукт прекрасно служит для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Перга или пчелиный хлеб готовят взрослые пчелы и кормят им своих личинок.

Прополис обладает уникальными целебными свойствами. Им лечат все кожные заболевания, прополис помогает при насморке, гриппе, нефрите.

Пчелиный яд является улучшением сна и аппетита.

Пчелиный мед успешно применяется при лечении простудных заболеваний.

Знаменитый математик Древней Греции Пифагор утверждал, что он дожил до глубокой старости потому, что постоянно употреблял мед.

Древнегреческий философ Демокрит, проживший 110 лет, говорил, что для сохранения здоровья "внутренности следует орошать медом, а наружности маслом".

Выдающийся врач, Ибн-Сина заметил: "Если хочешь сохранить молодость, то обязательно ешь мед".

Мед в хозяйстве - вещь незаменимая, одновременно и лекарство, и лакомство.

Настоящий мед - это не только вкусно, но еще и очень полезно. Это настоящая кладовая лечебных веществ.

В ежедневном рационе человека мед должен присутствовать обязательно. Ведь из 24 микроэлементов, необходимых нашему организму, в этом продукте содержится 22! Употреблять мед нужно за час-полтора до еды и не глотать - минут двадцать держать во рту, пока не рассосется, как конфетка.

Как же правильно лечиться медом?

"Конечно же, пить горячий чай с медом!" - ответит на этот вопрос каждый второй. И будет неправ. Конечно, никому не запрещается от души положить ароматного меда в крепкий и горячий чай. Медовый аромат-то останется, а вот целебные свойства резко понизятся.
Потому что мед теряет свои свойства при нагревании больше
40 °С. Об этом знают главным образом пасечники, но должны знать и врачи.

К сожалению, не знают.

Мед - очень полезный продукт, если он качественный. А как определить его качество?

К сожалению, мед очень легко подделать.

Во-первых, мед должен быть зрелым.

Настоящий мед отличается душистым ароматом.

Если это настоящий мед, то он тянется вслед за палочкой длинной непрерывной нитью, а когда эта нить прервется, то она целиком опустится, образуя на поверхности меда башенку.

Чтобы определить, есть ли в меде крахмал или мел
Нужно разбавить немного меда в небольшом количестве воды и капнуть туда 4 - 5 капель йода. Если раствор посинеет, значит, для изготовления этого продукта использовали крахмал. Понятно, что не пчелы.

А капнув в такой же раствор вместо йода несколько капель уксусной эссенции, вы проверите мед на содержание мела. Если он там есть, раствор зашипит.

Собираясь за медом на рынок, возьмите с собой химический карандаш. Размажьте мед по бумажке, а на "медовой" полоске попробуйте что-нибудь написать химическим карандашом. Если через несколько секунд проявятся разводы синего цвета, можете уверенно сообщить продавцу что в продукте присутствуют крахмал или мука

Мед в наше время - дорогостоящий продукт, а платить за подделку очень не хочется.

Так что неправильный мед делают вовсе не неправильные пчелы, как утверждал Винни-Пух. Будьте бдительны.

Мед нельзя хранить в металлической посуде.

Такой мед может вызвать неприятные ощущения и даже привести к отравлению. Мед хранят в стеклянной, глиняной, фарфоровой или деревянной посуде, плотно закрытой пластиковой крышкой. Нельзя хранить мед в холодильнике.

Меду вредно тепло. Мед боится солнца.

Лучшее место для меда там, где сухо, прохладно и ничем не пахнет.

Экспериментальная работа.

При оценке качества меда нами были использованы так называемые экспресс-методы, которые позволяют лишь предварительно установить, имеются ли подозрения в (подделке) меда.

Все исследованные образцы приобретены не в магазине, а у знакомых.

В процессе проведенного эксперимента установлено, что все образцы меда хорошего качества, Исключением является только один образец, в котором обнаружены признаки подделки меда.

№ образцов

Вид меда

цветочный

цветочный

Липово-цветочный

цветочный

цветочный

Гречишный

Район сбора меда

неизвестно

Украина, Сумская обл.

Краснодарский край

неизвестно

Роменский район Сумской области

неизвестно

Анализ на примесь посторонних частиц

посторонних частиц нет

посторонних частиц нет

посторонних частиц нет

посторонних частиц нет

посторонних частиц нет

обнаружены посторонние частицы

на примесь крахмала или муки

на примесь мела

на примесь крахмальной патоки

на аммиак

на добавление падевого меда

Выводы:

Я считаю, что мед – это прекрасный источник здоровья и энергии. Его можно употреблять как в лечебных, так и в профилактических целях. Самое главное – он очень вкусный и существует множество его сортов. Будьте здоровы!

Приложения:

Также мы собрали кулинарные рецепты мам нашего класса с применением меда (много выпечки).(Приложение 1).

Рецепты красоты с применением мёда и рецепты от разных болезней.(

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Исследовательская работа Тема: Мёд: полезно или вредно? Подготовила ученица 4 Г класса: Симакова Анастасия Научный руководитель: Шакирова Г.Е.

2 слайд

Описание слайда:

Цель работы: изучение положительных и отрицательных воздействий меда на организм человека. Решение поставленной цели я буду осуществлять через ряд задач: Ознакомиться с историей добычи меда Изучить полезные и негативные свойства меда Провести анкетирование учеников 3 класса Объект исследования: сведения о мёде Предмет исследования: мёд Методы исследования: анализ, обобщение, анкетирование. Гипотеза: считаю, что мед благотворно влияет на здоровье и самочувствие человека.

3 слайд

Описание слайда:

Я взяла тему про мед, потому, что мне он очень нравится. Мне стало интересно: любят ли другие дети мед? Мне еще очень хотелось узнать, когда впервые человек стал добывать и есть мед? Сколько всего видов меда? Чем отличается искусственный мед от натурального? И вообще, насколько вреден и полезен мед?

4 слайд

Описание слайда:

Я провела опрос среди третьеклассников нашей школы(приняли участие в анкетировании 93 ученика:44 мальчика и 49 девочек): Любите ли вы мёд? Кто делает мёд? Что полезно: мёд или сахар? Часто ли вы едите мёд? Как вы думаете, сколько существует видов меда? И я выяснила, что любят мёд 68 человек, не любят 26,три ученика считают, что мёд делают осы, один ученик уверен, что люди. Остальные ребята ответили правильно: пчелы. Все 93 человека знают – мёд полезнее сахара, но к сожалению, каждый день едят мёд всего 13 детей,17 детей – раз в неделю,остальные – редко. Два ученика уверены, что существует только один вид мёда, 22ученика – 10 видов меда,69 учеников ответили правильно – более 100 видов меда. Во время карантина гриппом болел 21 человек, из них -15 человек любят мёд, но едят его реже 1раза в неделю(1человек-каждый день),6человек не любят мед. Не болели 72 ученика, из них 52 –любят и едят мед каждый день-12 человек, едят мед раз в неделю-17человек,остальные –редко. Из результатов анкетирования я сделала вывод: Ученики третьих классов нашей школы знают откуда берется мед. Кто часто кушает мёд – реже болеет. Большинство детей редко кушают мёд, хотя знают о его пользе. Думаю, что всем будет интересно узнать о мёде и его пользе поподробнее….

5 слайд

Описание слайда:

Так откуда же берется мёд? Кто его делает? Конечно, это пчелы. Пчела хоботком собирает нектар с цветов и заполняет им свой желудочек для мёда, после чего возвращается в собственный улей. Пчела-приемщица нектара забирает нектар у пчелы-сборщицы, и определенное время сберегает нектар в собственном желудочке для мёда, где нектар проходит сложный процесс переработки Только лишь потом пчела ищет в сотах незанятую шестигранную ячейку из воска, в которую выкладывает каплю меда. Полностью заполненные мёдом ячейки из воска пчелы закрывают специальными восковыми крышечками и так мёд можно сберегать много лет. Для того чтобы сделать один килограмм мёда, пчела должна собрать нектар приблизительно с миллиона цветов.

6 слайд

Описание слайда:

Сортов и видов мёда существует столько, сколько видов мёдоносных растений, то есть очень много – более 100 сортов мёда различают в разных странах мира. Самые известные сорта: гречишный, акациевый, липовый, разнотравный, вересковый, каштановый. Так же различают мёд по месту сбора: горный, полевой, лесной, луговой.

7 слайд

Описание слайда:

Когда же люди впервые стали собирать мёд? Еще первобытные люди добывали мёд из дупел деревьев и скальных расщелин. На стене одной из пещер Восточной Испании сохранился рисунок, изображавший охоту за мёдом диких пчел. Рисунку около 9 тыс. лет. В доисторические времена, обнаружив дупло с пчелами, люди забирали весь мёд, обрекая пчелиную семью погибать от голода. В дальнейшем, охотники за мёдом стали оставлять часть мёда для зимовки пчел, а деревья, в которых поселились пчелы - метить, считая их своей собственностью.

8 слайд

Описание слайда:

А в 10-13 веках вся русская земля изобиловала пчелами. Многие крестьяне содержали по 200-500 ульев с пчелами. Всего, в те времена, мёда-сырца добывалось до 320 млн. кг в год. Самые большие пасеки принадлежали помещикам и монастырям. Пчеловодство считалось святым, богоугодным делом. Мёд везли на продажу за границу. Только в Англию ежегодно продавали около 800тысяч кг русского мёда.

9 слайд

Описание слайда:

А сейчас в России ежегодное производство мёда составляет всего около 50 млн.кг. Россиянин в среднем съедает за год только 350грамм мёда, а сахара – 41килограмм!И это плохо, так как мед очень полезен, а сахар – нет.

10 слайд

Описание слайда:

ПОЛЬЗА МЁДА: Мёд можно без преувеличения назвать вкуснейшим природным лекарством. . Натуральный мёд усиливает обмен веществ, регенерацию тканей, оказывает на организм противовоспалительное и тонизирующее действие. Благодаря его мощным антисептическим свойствам мёд применяют для лечения ожогов и ран. Широко известны и его бактерицидные свойства, благодаря чему его используют при лечении простудных заболеваний и гриппе. Диетологи рекомендуют заменять мёдом сахар. Мед содержит большое количество минеральных веществ и витамины Е,К,С. ВРЕД МЁДА: Вреден мёд людям с аллергией на пыльцу растений. Вредно неумеренное потребление мёда, так как он очень калориен. Опасно есь поддельный мёд.

11 слайд

Описание слайда:

Недобросовестные продавцы добавляют в мед сахарный сироп,крахмал,мел,муку,разбавляют его водой для увеличения веса.С помощью простых способов можно проверить фальшивый мед или натуральный. Мы с мамой решили провести эксперимент:взяли три сорта меда,купленного в разных местах и приступили к его проверке.

12 слайд

Описание слайда:

Первый способ:дегустация Натуральный мёд обладает душистым ароматом и присущим этому сорту вкусом, у него нежная консистенция. Когда ешь настоящий мед –слегка пощипывает в горле. Поддельный мёд мутноват, неоднородной структуры(из-за добавок),почти без запаха, и не щиплет горло. И так, начинаем пробовать мёд!

13 слайд

Описание слайда:

Вкусно!!!Душисто!!!Горло пощипывает!!! Все три образца мёда с успехом прошли проверку дегустацией.

14 слайд

Определение качества мёда

  • Определение качества мёда
  • исследовательская работа
  • выполнила: ученица 1 А класса МБОУ Лицей 4 Ачапкина Юлия руководитель: Чумакова Наталья Евгеньевна
Полезными свойствами обладает только натуральный мед! Исследование: Как можно отличить натуральный мед от поддельного. Гипотеза: Качество меда, можно, определить в домашних условиях. Объект исследования – мед. Гипотеза: Качество меда, можно, определить в домашних условиях. Объект исследования – мед. Цель работы - научиться определять качество мёда, обнаруживать подделку доступным методом. Данная тема работы является очень актуальной, так как каждый из нас заботясь о своём здоровье, старается приобрести мёд, зная о его целебных свойствах. Задачи:
  • провести анализ разных сортов мёда;
  • определить качество исследуемого образца мёда и подобрать методы, позволяющие легко определить подделку мёда при его покупке.
  • Оказалось, что методы исследования мёда довольно разнообразны. Методы исследования: анализ литературы по данному вопросу, исследование, наблюдение, проверка опытным путем.
ВИДЫ МЕДА По происхождению различают цветочный, падевый и смешанные мёды. Натуральный цветочный мёд является продуктом переработки цветочного нектара. Одним из самых полезных сортов мёда являются липовый и гречишный. Падевый мёд является продуктом переработки пади. Искусственный мёд получают выпариванием сахарного сиропа с лимонной или другой кислотой до нужной густоты. Смесь имеет желтый оттенок и сладкая на вкус. Чтобы мёд был более похож на натуральный, в него добавляют синтетическую медовую эссенцию. Для окрашивания искусственного мёда используют отвар чая, зверобой и другие. Мёд имеет вполне правдоподобный вид и хорош на вкус, его трудно отличить от настоящего.
  • Искусственный мёд получают выпариванием сахарного сиропа с лимонной или другой кислотой до нужной густоты. Смесь имеет желтый оттенок и сладкая на вкус. Чтобы мёд был более похож на натуральный, в него добавляют синтетическую медовую эссенцию. Для окрашивания искусственного мёда используют отвар чая, зверобой и другие. Мёд имеет вполне правдоподобный вид и хорош на вкус, его трудно отличить от настоящего.
К сожалению, иногда продают некачественный мёд. Чтобы быстрее получить мёд, пчеловоды ставят вблизи ульев сахарный сироп, и тогда пчелы перерабатывают сахар. Это поддельный (фальсифицированный) свойствами . К сожалению, иногда продают некачественный мёд. Чтобы быстрее получить мёд, пчеловоды ставят вблизи ульев сахарный сироп, и тогда пчелы перерабатывают сахар. Это поддельный (фальсифицированный) мёд и он не обладает лечебными свойствами. свойствами . Определение качества мёда. Качественный мед можно определить по аромату. Настоящий мед отличается душистым ароматом. Мед с примесью сахара не имеет аромата, а его вкус близок к вкусу подслащенной водички. По цвету Каждый сорт меда имеет свою окраску. Цветочный мед - светло–желтого цвета, липовый – янтарного, ясеневый – прозрачный, гречишный имеет разные оттенки коричневого цвета . По вязкости Возьмите мед на пробу, опустив в емкость тонкую палочку. Если это настоящий мед, то он тянется вслед за палочкой длинной непрерывной нитью, а когда эта нить прервется, то она целиком опустится, образуя на поверхности меда башенку, которая затем медленно разойдется. Фальшивый же мед поведет себя, как клей: будет обильно стекать, и капать с палочки вниз, образуя брызги. По консистенции У настоящего меда она тонкая, нежная. Мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке. У поддельного меда структура грубая, при растирании на пальцах остаются комочки. Исследование опытным путем: Опыт 1. Я попробовала мёд на вкус, отметила изменение вкуса от сладкого до горьковатого, ощутила жжение, мёд растаял не сразу, что говорит в пользу качества мёда. Опыт 2. Зачерпнула мёд ложкой, прокрутила её, наблюдая, как он стекает. При стекании мёда лента не прерывалась, а на поверхности мёда образовывалась горка. Опыт 3. Я капнула мёд на салфетку, ждала 1 минуту, потом перевернула салфетку. Салфетка не промокла – это также свидетельствует о качестве меда. Со временем мед мутнеет и густеет (засахаривается) – это верный признак хорошего качества. Я надеюсь, что рассказанное мной поможет узнать необходимое о свойствах мёда, чтобы не пребывать в состоянии доверчивых незнаек. О пользе мёда. О пользе мёда. Регулярное употребление мёда укрепляет иммунитет и продлевает жизнь. Использование мёда ускоряет заживление ожогов, порезов. Принимая мед по утрам, можно избавиться от синдрома хронической усталости. Мёд – самая лучшая пища для ума. Наиболее часто пчелиный мёд используют для лечения простудных заболеваний. Полезные свойства мёда помогают справиться с бессонницей. Заключение Заключение В ходе выполнения работы цель была достигнута. Я самостоятельно определила качество мёда. В домашних условиях возможно определить только простые примеси. Полное исследование мёда, которое докажет его качество и натуральность возможно провести только в лаборатории. Список источников
  • Список источников
  • http://www.vedu.ru/bigencdic/
  • http://zdorovie-i-molodost.ru/polza-myoda-dlya-zdorovya
  • Пчелы и пчеловодство. Справочное издание. Под ред. С. Рублев. Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2010.- 315 с.
  • Суворин А.В. Умный улей. Ростов-на-Дону: ИД «Владис», 2010.

XVIII Республиканская научно-практическая конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее»

Определение качества меда.

Секция : Химия и химические технологии

Выполнила : Ралко Софья

Ученица 10б кл

МКОУ «Кизлярская гимназии№6»

Научный руководитель:

Ахмедова С.М.

Учитель химии

гимназии№6

Содержание

I . Введение

II . Основная часть

2.1 Пищевая ценность меда

2.2 Химический состав мёда

2.3 Физико-химические процессы, происходящие при хранении меда

2.4 Пчелиный мед - прекрасный естественный медикамент

2.5Экспериментальная часть

2.5.1 Органолептические показатели

2.5.2 Определение физико-химических показателей меда

2.5.3 Определение примесей в меде

III . Выводы

IV . Рекомендации по хранению и определению качества меда в

домашних условиях

V .Список литературы

Приложение

Аннотация

В данной исследовательской работе рассмотрены методы определения качества меда в школьной лаборатории.

Объектом исследования является мед, приобретенный на рынке, в магазине, с собственной пасеки и прошлогодний мед.

Цель исследования:

1.Исследовать образцы пчелиного меда на предмет наличия в них различных примесей.

2.Выявить физико-химические процессы, происходящие при хранении меда.

Задачи исследования:

Проведены теоретические и экспериментальные исследования. В данной исследовательской работе определены органолетические характеристики меда такие как: цвет, вкус, аромат, консистенция, прозрачность, признаки брожения.

Экспериментально определены физико–химические показатели меда такие как: влажность. Содержание витамина С, кислотность.

Также в данной исследовательской работе приведены методы определения п римесей: сахарного сиропа, свекловичной или крахмальной патоки, сахарина и других.

Сформулированы следующие выводы:

    Мед – ценный продукт питания, имеющий сложный биохимический состав. Показателями качества меда являются:

    органолептические: цвет, вкус, аромат, консистенция, признаки брожения и наличие примесей;

    физико-химические: влажность, содержание витамина С, водородный показатель,

    При хранении происходят физико-химические процессы, ухудшающие качество меда:

    разрушение аскорбиновой кислоты;

    Повышение влажности;

    Повышение кислотности.

Данная работа является актуальной, так как на сегодняшний день мед является ценным продуктом для использования в пищевых и лечебных целях.

I Введение

Мед, как один из наиболее ценных продуктов пчеловодства, имеет исключительно большие преимущества перед продуктами питания: обладая приятными вкусовыми качествами, он одновременно является ценным лечебно-профилактическим средством. Современные научные исследования показали, что древние врачи не без основания давали высокую оценку пчелиному меду, считая его диетой долголетия. В течение столетий мед, выработанный пчелами из нектара цветов, был единственным сладким продуктом, доступным человеку.

Но полезен только натуральный мед, неправильное его хранение или фальсификация снижает его качество. Разница между спросом и предложением, высокие цены на мед приводят к появлению на рынках испорченного меда. Интегрального показателя качества и натуральности меда, который обладал бы универсальной информативностью, пока не нашли, следовательно, санитарная экспертиза продукта складывается из многочисленных частных методик.

Тема работы является очень актуальной, так как каждый из нас заботясь о своем здоровье, старается приобрести мед, зная о его целебных свойствах.

Объектом исследования стал мед, приобретенный на рынке, в магазине, с собственной пасеки и прошлогодний мед.

Гипотеза исследования – мед, купленный у незнакомых продавцов, может быть фальсифицированным и на качество меда влияют условия хранения.

Цель исследования:

1. Исследовать образцы пчелиного меда на предмет наличия в них различных примесей.

2. Выявить физико-химические процессы, происходящие при хранении меда.

Задачи исследования:

    Проанализировать научную литературу для выявления биохимического состава, органолептических и физико-химических свойств меда

    Подобрать и освоить методики определения показателей качества меда.

    Провести эксперимент, позволяющий выявить физико-химические процессы, происходящие при хранении меда.

    Проанализировать полученные результаты и сформулировать практические рекомендации по хранению меда в домашних условиях.

II Основная часть

2.1.Пищевая ценность меда

Питательность и лечебные свойства меда объясняются его составом. Большое количество легко усваиваемых организмом углеводов причисляет его к высококалорийным продуктам. Углеводы, включаясь в энергетические обменные процессы, усваиваются организмом лучше, чем высшие сахара. Фруктоза превращается в глюкозу, которая из пищеварительного тракта поступает прямо в кровь. Содержание воды определяет способность меда не терять своих качеств при хранении, а также влияет на его консистенцию. Количество воды в меде зависит от времени медосбора, климатических и географических условий, породы пчел, влажности и температуры в улье, условий переработки и растительного происхождения меда. Содержание воды в меде непостоянно и зависит от влажности воздуха.

В 1892 году были установлены бактерицидные свойства меда, которые не теряются в процессе его хранения. Мед убивает не только микробов, но и плесневые грибки, поэтому он, никогда не плесневеет, хотя и содержит все необходимые для развития плесневых грибков вещества.

Некоторые исследователи считают, что антибактериальные свойства меда обусловлены высоким содержанием сахаров и кислотностью. В последнее время преобладает мнение, что антибактериальное действие меда зависит от присутствия в нем перекиси водорода, образующейся при окислении глюкозы энзимом глюкооксидазой.

Итак, мед не только вкусный продукт, который можно употреблять на десерт в разных видах, это ценный комплекс питательных элементов, играющих большую роль в процессах ассимиляции.

Преимущества меда над другими сахарами:

    Он не раздражает слизистую пищеварительного тракта.

    Легко и быстро усваивается организмом.

    Быстро освобождает необходимую энергию, способствуя восстановлению сил.

    Легче всех других сахаров пропускается почками.

    Оказывает естественное, слегка послабляющее действие.

    Оказывает успокаивающее действие.

    Это доступный продукт.

2 .2 Химический состав мёда

htt ://www .ru .wikipedia .org /wiki /Мёд/

htt ://www .zdorovja .com .ua /content /view /130/248/1/2/

Приложение 1

Таблица 1. Органолептические показатели разных сортов меда

Сладкий карамель-

ный

слабый

жидкая – мед стекает мелкими нитями и каплями;

отсутствуют

прозрачный

Прошло-

годний мед

желтый

Сладкий

Кислова

тый

плотная

имеются

Не прозрачный

Приложение 2

Таблица 2. Определение физико-химических показателей меда

Влажность %

Аскорбиновая кислота, мг/кг

рН

Мед с пасеки

Мёд с рынка

5 4.8

Мёд из магазина

Прошлогод-

ний мед

Приложние 3

Таблица 3. Наличие примесей

Приложение 4

Таблица 4.Соотношение плотности меда и его влажности

(Т.В.Виноградова, Г.ПюЗайцев,1964)

Мед качественный

1.443

1.436

1.429

1.422

1.416

1.409

Мед некачественный

1.402

1.395

1.388

1.381