Аристотель в биологии сообщение. Биология аристотеля. Достижения и открытия

Аристотель - основатель биологии как науки. Как астроном Аристотель был систематизатором и популяризатором, и притом не наилучшим. Как биолог он - пионер.

До Аристотеля биологии чуждались. Звёзды были более уважаемыми объектами, более благородным материалом для наблюдений и размышлений, чем наполненные слизью и калом живые организмы. Поэтому не случайно в первой книге «О частях животных» Аристотель доказывает, что растения и животные представляют для научного исследования предмет не менее ценный, чем небесные тела, хотя первые преходящи, а последние, как казалось философу, вечны. Говоря как об астрономии, так и о биологии, Аристотель провозглашает, что «и то, и другое исследование имеет свою прелесть» (О частях животных.

Хотя Аристотель и сам ощущал брезгливость и отвращение к внутренностям животных, он, тем не менее, противопоставлял этому свойственному многим людям и отпугивающему их от занятий биологией чувству наслаждение познанием, независимо от того, приятен или нет предмет познания непосредственному чувству человека, если, конечно, этот человек истинный учёный и тем более философ. Ведь «наблюдением даже над теми из них, которые неприятны для чувства, - говорит Аристотель, - создавшая их природа доставляет… невыразимые наслаждения людям, способным к познанию причин и философам по природе». В познании же причин, как мы видели, Аристотель полагал суть научного познания и высшее проявление человеческого разума.

При этом Аристотель отмечает, что не может понять, почему созерцание искусственных изображений произведений природы людям более по вкусу, чем наблюдение живых оригиналов, которое способно открыть причинную подоплёку наблюдаемого. Философ отдаёт предпочтение наблюдению жизни перед эстетическим наслаждением от созерцания её мёртвого отображения в искусстве.

Следователь, перед нами апология реального наблюдения живой природы. Она противоречит умозрительному методу физики Аристотеля и тем более всей его метафизики.

Своего апофеоза эмпиризм Аристотеля-биолога достигает в его совете ничем не пренебрегать при изучении природы: «Не следует ребячески пренебрегать изучением незначительных животных, ибо в каждом произведении природы найдётся нечто, достойное удивления».

Аристотель говорил в своих лекциях по биологии: «Надо и к исследованию животных подходить безо всякого отвращения, так как во всех них содержится нечто природное и прекрасное».

Однако не следует закрывать глаза на то, что наш философ усматривает прекрасное в живой природе не в материи, из которой состоят живые существа (именно она и вызывает отвращение), а в созерцании целесообразности.

Хотя свой принцип целесообразности Аристотель распространяет на всё мироздание, он не гилозоист. Далеко не все тела наделены жизнью. В своём произведении «О душе» Аристотель пишет, что «из естественных тел одни наделены жизнью, другие - нет». Аристотелю принадлежит первое определение жизни: «Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основания в нём самом» (там же).

Вопрос о происхождении жизни следует разделить на два аспекта: философский (метафизический) и биологический (научный). Все виды животного, будучи формами, вечны, а потому в метафизическом смысле жизнь не начиналась, так как в мире на уровне «сутей бытия» вообще ничего не происходило. С биологической же точки зрения происхождение жизни вполне возможно, если под этим понимать осуществление (энтелехию) вида в природе. Для этого должны быть благоприятные условия. Осуществившись однажды, вид продолжает сам себя воспроизводить, новая особь возникает из семени старшей. Однако Аристотель допускал самопроизвольное зарождение из неживого низших видов живого: червей, моллюсков и даже рыб, что в плане метафизики означает, что форма этих существ может стать энтелехией непосредственно в морском или в гниющем веществе. Это ложная теория самопроизвольного зарождения - продукт отсутствия наблюдательности в отношении того доступного невооружённому глазу малого, об изучении которого ратовал сам Аристотель, - нанесла большой вред биологии, укоренившись со временем настолько, что с ней с большим трудом распрощались лишь в XIX в., когда опытным путём было доказано, что конкретная жизнь всегда происходит из яйца.

Аристотель - отец зоологии. В зоологических работах Аристотеля упомянуто описание более пятисот видов животных - цифра для того времени громадная. В центре внимания философа вид, а не особь и не род. Это «сути бытия», формы, первые сущности (по «Метафизике»). Вид - это то самое минимальное общее, которое почти сливается с отдельным, расползаясь в нём благодаря случайным несущественным признакам.

Однако Аристотель не остановился на видах. Он стремился включить их в более общие группы. Всех животных Аристотель поделил на кровеносных и бескровных, что приблизительно соответствует делению живых существ современной научной биологией на позвоночных и беспозвоночных.

Обобщая факт наличия переходных форм между растениями и животными, флорой и фауной, Аристотель пишет в сочинении «О частях животных»: «Природа переходит непрерывно от тел неодушевлённых к животным, через посредство тех, которые живут, но не являются животными». В «Истории животных» сказано, что природа постепенно переходит от растений к животным, ведь относительно некоторых существ, живущих в море, можно усомниться, растения они или животные; природа так же постепенно переходит от неодушевлённых предметов к животным, потому что растения по сравнению с животными почти не одушевлены, а по сравнению с неживым одушевлены. Более одушевлены те, в ком больше жизни и движения, при этом одни отличаются в этом отношении от других на малую величину.

С именем Аристотеля связаны также конкретные биологические научные открытия. Жевательный аппарат морских ежей называется «Аристотелев фонарь». Философ различил орган и функцию, связав первый с материальной причиной, а вторую - с формальной и целевой. Аристотель открыл принцип корреляции в формуле: «Что природа отнимет в одном месте, то она отдаёт другим частями».

Аристотель родился на побережье Эгейского моря, в Стагире. Год рождения его находится в промежутке 384-332 годов до н.э. Будущий философ и энциклопедист, получил хорошее образование, ведь его отец и мать служили врачами у царя, деда Александра Македонского.

В 17-летнем возрасте подающий надежды юноша, обладая энциклопедическими знаниями, поступил в Академию самого , которая располагалась в Афинах. Там он пробыл целых 20 лет, вплоть до смерти своего учителя, которого достаточно высоко ценил и в то же время позволял себе входить с ним в споры из-за разных взглядов на значимые вещи и идеи.

Покинув греческую столицу, Аристотель стал личным наставником и переехал в Пеллу на 4 года. Отношения между воспитателем и учеником складывались достаточно тепло, до того момента, пока Македонский не взошел на трон с завышенными амбициями - покорить весь мир. Великий естествоиспытатель не одобрял этого.

Аристотель открыл собственную философскую школу в Афинах - Ликей, которая имела успех, однако после смерти Македонского началось восстание: взгляды ученого не были поняты, его назвали богохульником и атеистом. Местом смерти Аристотеля, многие идеи которого живы до сих пор, называют остров Эвбея.

Великий естествоиспытатель

Значение слова «естествоиспытатель»

Слово естествоиспытатель состоит из двух производных, поэтому дословно это понятие можно принять как «проверять природу». Следовательно, естествоиспытателем называется учёный, который изучает законы природы и ее явлений, а естествоиспытание представляет собой науку о природе.

Что изучал и описывал Аристотель?

Аристотель любил мир, в котором жил, жаждал познать его, овладеть сутью всего сущего, проникнуть в глубинный смысл предметов и явлений и передать свои знания последующим поколениям, предпочитая сообщение точных фактов. Одним из первых он основал науку в самом широком её понимании: впервые создал систему природы – физику, определяя её основное понятие – движение. В его творчестве не было ничего важнее изучения живых существ, а, значит, и биологии: он раскрывал суть анатомии животных, описывал механизм движения четвероногих, изучал рыб и моллюсков.

Достижения и открытия

Аристотель внёс огромный вклад в древнее естествознание – предложил собственную систему мира. Так, он считал, что в центре находится неподвижная Земля, вокруг которой двигаются небесные сферы с закрепленными планетами и звездами. При этом девятая сфера является этаким двигателем Вселенной. Кроме того, величайший мудрец древности предугадывал учение о естественном отборе Дарвина, он демонстрировал глубинное понимание геологии, в частности, о происхождении окаменелостей в Малой Азии. Метафизика нашла воплощение во многих произведениях древнего грека – «О небе», «Метеорология», «О возникновении и уничтожении» и других. Наука же в целом была для Аристотеля высшей ступенью познания, ведь ученый создал так называемую «лестницу познания».

Вклад в философию

Основополагающее место в деятельности исследователя занимала философия, которую он делил на три вида - теоретическую, практическую и поэтическую. В трудах по метафизике Аристотель развивает учение о причинах всего сущего, определяя четыре основные: материю, форму, производящую причину и цель.

Учёный одним из первых раскрыл законы логики и классифицировал свойства бытия по определенным признакам, философским категориям. В основе лежала убежденность учёного в материальности мира. Его теория основана на том, что сущность находится в самих вещах. Аристотель дал собственную трактовку платоновской философии и точное определение бытия, а также досконально изучил проблемы материи, чётко определил её сущность.

Взгляды на политику

Аристотель принимал участие в разработках основных сфер знаний того времени - и политика не исключение. Он уделил особое внимание значению наблюдения и опыта и был сторонником умеренной демократии, понимая справедливость как общее благо. Именно справедливость, по мнению древнего грека, должна стать главной политической целью.

Он был убежден, что политическое устройство должно иметь три ветви: судебную, административную и законодательную. Формы правления у Аристотеля - это монархия, аристократия и полития (республика). Причем правильной он называет исключительно последнюю, ведь она сочетает в себе лучшие стороны олигархии и демократии. Говорил учёный и о проблеме рабства, обращая внимание на то, что все эллины должны быть рабовладельцами, своеобразными хозяевами мира, а остальные народы - их верными слугами.

Этика и учение о душе

Невозможно недооценить и вклад Аристотеля в психологическую науку, ведь его учение о душе является центром всех мировоззренческих взглядов. В соответствии с представлениями мудреца, душа связана с одной стороны - с материальной составляющей, а с другой - с духовной, т.е. с Богом. Она представляет собой только естественное тело. Иными словами, всё живое имеет душу, которых по убеждению ученого, всего три вида: растительная, животная и человеческая (разумная). Однако мнение о переселении душ древнегреческий философ категорически опровергал, считая душу хоть и не телом, но его неотделимой частью, и уверяя, что душе небезразлично, в чьей именно оболочке она пребывает.

Этика Аристотеля - это, в первую очередь, «правильная норма» поведения человека. Причём норма не имеет теоретических оснований, а обуславливается особенностями социума. Центральный принцип его этики - это разумное поведение и умеренность. Ученый был убежден, что только через мышление человек делает свой выбор, а творчество и поступки - это не одно и то же.

Значение трудов Аристотеля

Взгляды Аристотеля были распространены арабами по всей средневековой Европе и были поставлены под сомнение только во время технической революции середины 16 века. Все лекции ученого были собраны в книги - 150 томов, десятая часть которых сохранилась и до наших дней. Это биологические трактаты, философские сочинения, работы об искусстве.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Аристотель

Аристотель (384 до н. э., Стагир – 322 до н. э., Халкида), древнегреческий философ и педагог. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Аристотель внёс существенный вклад в античную систему образования, основав Ликей в Афинах, который продолжал свою деятельность ещё многие столетия. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля относятся к области философии.

Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп. Логические трактаты, объединённые в своде Органон: Категории, Об истолковании, Аналитики первая и вторая, Топика. Физические трактаты: Физика, О происхождении и уничтожении, О небе, О метеорологических вопросах. Биологические трактаты: История животных, О частях животных, О возникновении животных, О движении животных, а также трактат О душе. Сочинение о первой философии, рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название Метафизика. Этические сочинения так называемые Никомахова этика (посвящённая Никомаху, сыну Аристотеля) и Эвдемова этика (посвящённая Эвдему, ученику Аристотеля). Социально-политические и исторические сочинения: Политика, Афинская полития. Работы об искусстве, поэзии и риторике: Риторика и дошедшая не полностью Поэтика.

Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей первой философии (Метафизике) Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное то, что существует только где-либо и теперь, оно чувственно воспринимаемо. Общее то, что существует в любом месте и в любое время (повсюду и всегда), проявляясь при определённых условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия форме приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало бога. Бог Аристотеля перводвигатель мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о форме есть учение объективного идеализма. Однако идеализм этот, как заметил Ленин, во многих отношениях...объективнее и отдалённее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще материализму. Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность. Аристотель различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное увеличение и уменьшение; перемещение пространственное движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство материи и формы, причём форма присущий самому веществу вид, принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как материя, и как форма. Медь есть материя по отношению к шару (форме), который из меди отливается. Но та же медь есть форма по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, таким образом, последовательностью переходов от материи к форме и от формы к материи.

В учении о познании и о его видах Аристотель различал диалектическое и аподиктическое познание. Область первого мнение, получаемое из опыта, второго достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции:

1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;

2) убеждение в том, что это свойство существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы категория, силлогизмом.

Исследование категорического силлогизма, осуществлённое Аристотелем в Аналитике, стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения. Связь трёх терминов силлогизма Аристотель понимал как отражение связи следствия, причины и носителя причины. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Совокупность научного знания не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды категории, к которым сводятся остальные роды сущего.

Космология Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. Подлунный мир, то есть область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. Надлунный мир, то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого, совершеннейшего элемента эфира.

Аргентинский писатель двадцатого века Хорхе Луис Борхес однажды опубликовал классификацию животного мира, которую он будто бы вычитал в старинной китайской энциклопедии. Согласно китайскому мудрецу, животные делятся на:

1. принадлежащих Императору
2. набальзамированных
3. прирученных
4. сосунков
5. сирен
6. сказочных
7. бродячих собак
8. включенных в эту классификацию
9. бегающих как сумасшедшие
10. бесчисленных
11. нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти
12. прочих
13. разбивших цветочную вазу
14. похожих издали на мух

Этот знаменитый список заставил посмеяться и задуматься многих современных философов. Почему же он кажется нам таким смехотворным и несуразным? Потому что мы привыкли совсем по-другому упорядочивать окружающий нас мир. Потому что все мы (хотим того или не хотим, знаем или не знаем) − ученики древних греков. Этот список хаотичен, а греки не любили хаос и боялись его. Они видели в нем гибельное начало. Поэтому они хотели усмирить хаос и понять окружающий мир как стройное, красивое и разумное единство. По-гречески такой красивый и ясный порядок называется «космос». Для человека нашей цивилизации порядок −это не только удобное и понятное расположение предметов. Порядок может стать инструментом исследования мира, вести к новым открытиям. Вспомним таблицу Менделеева. Ее незаполненные клетки подсказывают ученым, какие еще химические элементы существуют в природе и могут быть обнаружены.

Великим систематизатором и толкователем природы был греческий философ Аристотель (384–322 гг. до н.э.).

Аристотель. Римская копия середины I в. с греческого оригинала – утраченной бронзовой статуи работы Лисиппа. Ок. 320 г. до н.э. Музей истории искусств, Вена

Едва ли не треть его многочисленных трудов составляют сочинения по биологии, которая была одним из главных дел его жизни. Если разобраться в том, что Аристотель думал о мире живых существ, легче будет вникнуть и в остальную его философию. Прежде всего Аристотель обозначает два типа познающего ума, одинаково необходимые для исследования природы: специальный и универсальный. Специалист накапливает опыт работы с каким-то одним видом живых существ – будь это человек, лев, вол или кто-то другой – и досконально изучает его отличительные особенности. Универсалу же дано целостное видение всей предметной области, и его заботой становится установление общих черт, свойств и связей, объединяющих разные виды. Специалист делает открытия, касающиеся отдельного вида. Универсал, имеющий богатый опыт межвидовых сопоставлений, может поправить специалиста, уберечь его от некоторых ошибок, вытекающих из крайней сосредоточенности его взгляда. Так, исследователь может принять брачное поведение за агрессию, отстаивание территориальных претензий. Коллега-универсал, наблюдавший многих животных в брачный период, внесет ясность в эту ситуацию. Ни один из этих ученых не придет к настоящему знанию законов природы без сотрудничества с другим, и это – краеугольный камень методики Аристотеля. (Заметим, что сам Аристотель, совмещавший в себе ум обоих типов, должен был, по-видимому, допускать такое соединение в одном лице.)

Рассмотрим подробнее рабочее взаимоотношение двух названных «коллег» – специалиста и универсала. Как именно происходит движение от обнаруженного конкретного явления к его объяснению, основанному на всеобщих (универсальных) доводах? Здесь удобно будет взять пример самого Аристотеля. Допустим, кто-то, наблюдая жизнь рыбы, хочет узнать, спит она в данный момент или бодрствует. Если ее поведение удовлетворяет общепризнанным признакам сна – не реагирует на внешние раздражители, почти не двигается и т.д., – можно заключить, что она спит. Но исследование на этом не заканчивается. Ученый-универсал задается вопросами: почему рыба засыпает, что является причиной ее сна? Можно ли установить аналогию с другими животными и человеком, которые нуждаются в сне для восстановления сил? Как живые существа, в частности, рыбы, избегают опасности быть съеденными во время сна – и т.д.

Задавая вопрос «почему?» мы вступаем в область причинно-следственных связей и объяснений, тщательно разработанную Аристотелем в отдельных трудах. Вообще говоря, Аристотель различал четыре причины существования любого явления и вещи.

Ф. Хайес. Портрет Аристотеля. 1811. Галерея Академии, Венеция

1. Материальная – то, из чего сделан предмет.
2. Производящая – каким действием сделан предмет или вызвано данное явление.
3. Формальная. Эта причина требует пояснений. Под формой греки понимали не только и не в первую очередь внешний вид предмета, сколько его главную «идею», его назначение. Так, форма языка как органа речи – это его приспособленность к говорению (и молчанию). Для этого язык должен быть достаточно широким, подвижным и т.д. Эта формальная причина почти сливается с четвертой причиной, или целью.
4. Конечная причина: зачем, с какой целью создан язык? Чтобы говорить (молчать). А стул? Чтобы на нем сидеть.

В своих сочинениях по биологии Аристотель объединяет первую причину со второй, а третью – с четвертой. Такое деление напрашивается: ведь первые две причины целиком принадлежат материальному миру, а две вторые – нематериальному миру разума. Первую объединенную (двойную) причину можно назвать материально-действенной, вторую – формально-целевой. Вот как Аристотель объясняет дыхание с помощью этих понятий. Формально-целевая причина дыхания состоит в том, что любому живому существу, обитающему на суше, необходима пневма. Это некая особая субстанция, вырабатывающаяся в районе сердца в результате согревания входящего в легкие холодного воздуха. Итак, «идея» дыхания – в том, чтобы производить пневму, без которой невозможна жизнь. Что же касается материально-действенной причины дыхания, то она – более «земная» и сводится к физиологическому объяснению работы легких и способа нагревания входящего в них воздуха.

Среди подробно описанных Аристотелем организмов – головоногие и, в частности, осьминог. Таблица из книги немецкого естествоиспытателя, родоначальника экологии Э.Геккеля «Художественные творения природы». 1904

Аристотель исходил из того, что все происходящее в природе имеет свою разумную цель. Ведь он, как мы говорили, не признавал прав хаоса на существование и отстаивал главенство разума в природе. В философии такая осмысленная картина мира называется телеологической. Если природа ничего не делает напрасно, значит, для каждой цели – добывания пищи, защиты от нападения, рождения потомства и множества других − в организме животного должны существовать специальные органы и изучать их нужно, исходя именно из их цели, или предназначения, а не только с точки зрения их физического (материального) функционирования.

Некоторые исследователи Аристотеля спорят о том, нужно ли относить к кругу биологии сочинения и мысли Аристотеля, посвященные душе. Попробуем разобраться в этом. В христианстве, иудаизме, исламе при всех их различиях душа понимается как нечто совершенно иное по отношению к телу. Нематериальная душа управляет телом, она вечна и после смерти тела уходит к Богу. Аристотелю совершенно чуждо такое богословское понимание души. Тело (материя) и нематериальная «форма» (т.е., по-аристотелевски, идея, назначение тела) неразрывны между собой. Никакой двойственности Аристотель в их отношениях не устанавливает. Душа есть динамическое, организующее, «живительное» начало жизни, если угодно, ее форма – не больше. Но и не меньше.

Но если так, то душа имеется у всего живого. У растений она простейшая и представляет собой принцип питания, роста и размножения. Душа животных на порядок сложнее, у них она помимо питания ведает сексуальным влечением, ощущениями, движением. Человеческая душа тоже наделена всеми названными свойствами, но помимо этого – и здесь главное – она разумна. Думается, что тем самым мы имеем все основания отнести аристотелевское учение о душе к области биологии, хотя это, конечно, совершенно не означает, что Аристотель пытался объяснить действие разума чисто материальными причинами.

Разумеется, средства наблюдения за органическим миром, доступные Аристотелю, были ограниченны и непосредственного научного значения его система для нас не имеет. Для нас ценны научные методы Аристотеля: он впервые предложил и детально – на уровне своего времени – разработал функциональный подход к систематизации живых организмов. Он исходил из того, имеется ли в теле животного кровяная система, является ли оно живородящим или яйцекладущим, имеется у него скелет или раковина – и т.д. Этот подход был полностью новаторским. Предыдущие попытки упорядочить царство животных были основаны на совсем других принципах. Предшественники Аристотеля, например, делили животных согласно среде обитания: земной, воздушной, подводной. Ясно, что этот метод имел очень слабую различительную силу. В биологии Аристотеля есть много ошибок. Он считал, что человек мыслит сердцем, а мозг служит лишь для охлаждения организма наподобие вентилятора в современном компьютере; что некоторые животные рождаются «спонтанно», без сексуального взаимодействия родителей; что мухи выводятся непосредственно из навоза; что температура мужского тела выше женского – вообще он полагал, что мужской организм совершеннее женского, поскольку именно мужчина осуществляет производящую, формальную и конечную (целевую) причину рождения, а на долю женщины остается лишь материальная причина…

Все это кажется теперь очень наивным, но куда важнее другое. Аристотель тщательно исследовал развитие куриного эмбриона и заложил основу современной теории эпигенеза. Много ценных наблюдений он сделал над воспроизводством животных – от акул до пчел. В целом он изучил и систематизировал более 500 видов животных.

Можно без преувеличения сказать, что основы биологии как научной дисциплины заложены именно Аристотелем.

Основной вклад в науку античного философа и ученого изложен в этой статье.

Аристотель: вклад в науку

Какой вклад Аристотеля в философию?

Прежде чем говорить о том, какой вклад Аристотеля в развитие философии, следует отметить следующее. Вначале своего пути он был под впечатлением учений Платона. Но освободившись постепенно от его влияния, Аристотель даже подверг критике учения Платона и создал собственное учение в философии. Его философия проникла во все сферы наук. Основные философские работы – «Категории», «Физика», «Аналитика первая и вторая», «О душе», «О небесных явлениях», «Политика», «История животных», «Метафизика» и «Об искусстве поэзии».

Аристотель объединяет в бытие соотношение реального, логического и единичного. Аристотель впервые разработал учение о том, что философия должна изучать бытие, абстрагируясь от некоторых его свойств. Отличие философии от других наук — она исследует саму сущность самого бытия. В основе сущности бытия лежат: материя, форма и понятие, а также то, что состоит из формы и материи.

Аристотель вклад в биологию

Одной из важных заслуг Аристотеля касаются области биологии. На основе наблюдений за строением живых организмов он создал учение о биологической целесообразности. Образцами целесообразности являются развитие организмов из семени, взаимная приспособленность органов, действующие инстинкты животных и так далее.

Долгое время биологические работы Аристотеля служили источником по зоологии. Он создал классификацию и описал много видов животных. Ученый был первым, кто описал эмбриональное развитие дельфинов и китов, а также различительных особенности рыб. Из-за данных достижений некоторые ученые считают, что Аристотель отец биологии.

Какой вклад Аристотеля в психологию?

Аристотель считается основоположником психологии. Его трактат «О душе» долгое время был руководством по психологии. И вообще это была первая психологическая работа. Он считал, что душа это не вещество, как считалось ранее. Также ученый, в отличие от философ-идеалистов, утверждал, что душа неотрывна от материи или живого тела. Душа согласно Аристотелю является сущностью живых тел.

Какой вклад Аристотеля в медицину?

Аристотелю принадлежит введение в научный оборот термина «аорта». Также он описал легочную аорту. Считал, что сердце человека трехкамерное и является самым важным органом в теле. Поэтому имея такую важность для организма, оно не может серьезно болеть. Аристотель ввел понятие гниения. Очень много времени он уделял наблюдениям за перепадами температуры, временами года и средой, характеризуя их как причины возникновения некоторых болезней.

Какой вклад Аристотеля в логику?

Аристотеля называют отцом науки логики, которая исследовала формы мышления как познавательную деятельность. Он ввел понятия контрарной, контрадикторной и познавательной противоположностей. Ученый был первым, кто сделал описание некоторых логических операций, сформулировал законы противоречия, исключения третьего и мышления.

Какой вклад Аристотеля в педагогическую науку?

Аристотель вклад в педагогику которого характерен тем, что античный деятель создал учебное заведение в Афинах под названием Ликей. Он возглавлял учебное заведение целых 12 лет. За этот период он написал много сочинений, которые были основой для лекций и бесед учителя со своими учениками. Главной темой педагогических бесед были разговоры о том, что у человека 3 души – растительная, животная и разумная. Поэтому вопросы воспитания касались равностепенной заботы об этих 3 видах души. Его взгляды об образовании и воспитании наиболее полно описаны в трактате «Политика».

Какой вклад Аристотеля в естествознание?

Свои знания в сфере естествознания он изложил в трудах «Физика», «Метеорология», О возникновении и уничтожении», «Описание животных», «О душе», «О небе». Он систематизировал огромный естественно-научный материал, который собрал Аристотель и его предшественники. Систематизация была совершена на основе критического анализа наследной информации, собственных наблюдений и философского подхода.

Какой вклад Аристотеля в риторику?

Аристотель – автор трактата «Риторика», который он посвятил искусству убеждения. Написанный он в 355 году до нашей эры. Им и сегодня пользуются преподаватели, политики и медиа-персоны. Автор трактата делает упор на 5 важных уроках, которые следует усвоить всем, кто желает овладеть искусством риторики и убеждением в своей правоте. Итак, уроки Аристотеля:

  • доказательство – всему голова
  • тренируем логику
  • берем «страсти» под контроль
  • говорим о «прекрасном»
  • подготовка – речь – победа

Аристотель вклад в историю

Ученые опираются на его труд «Афинская полития» в изучении государственного строя государства Афин и системы правления его правителей.

Аристотель вклад в физику

В трактатах «О небе», «Физика», «Метеорологика»и «О возникновении и уничтожении» ученый дает ответы на некоторые физические вопросы, волнующие его. Он был первым, кто осознал тот факт, что физика существует только благодаря некой системе правил. С их помощью добываются знания о природе.

Аристотеля считают родоначальником физики. Ведь ему принадлежит разработка многих физических гипотез и теорий. И термин «физика» ввел в научный оборот тоже он. Ученый объединил и систематизировал знания о природе и создал физико-космологическую картину мира.

Какой вклад Аристотеля в географию?

Аристотель был первым, кто охарактеризовал природу океана и земли, пояснил цикл водоворота воды в природе. Также он описал действие и характер землетрясения, ветров, лучей, грома и радуги, метеоров и комет, Млечного пути. Ученый утверждал, что формирование Земли происходит постепенно и настолько растянуты во времени и пространстве, что человек не способен заметить данные изменения.

Аристотель вклад в экологию

Он написал трактат «История животных» и сделал описание больше 500 видов животных, известных ему. Также Аристотель поведал о поведении животных. Таким образом, труд Аристотеля охарактеризовал первый этап в развитии экологии – этап накопления фактического материала и первых попыток систематизации знания.

Какой вклад Аристотеля в культуру?

Культурное наследие ученого представлено двумя видами сочинений:

  • «экзотерические» сочинения – предназначенные для широкой публики
  • «эзотерические» — лекционный материал для слушателей, которые провели в школе не один день

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какой вклад внес Аристотель в развитие науки.