Вы здесь

История города Печоры Псковской области

Весенний фоторепортаж с сайта путешественников смотреть фоторепортаж
 

Зимний фоторепортаж с сайта путешественников смотреть фоторепортаж

Считается, что открытие Богом зданных пещер произошло в 1392 году, но официальной датой, когда был основан Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, объявлен 1473 год. Именно в это время была освящена Успенская церковь, которую выкопал в песчаном холме возле ручья Каменца преподобный Иона. В миру он носил имя Иоанн и являлся священником Георгиевского храма в Юрьево-Ливонске. Спасаясь от гонений со стороны немцев-латинян Иоанн с женой Марией и детьми покинул Юрьево-Ливонск и пришел во Псков. Здесь, услышав о недавно открытой пещере, он устроил свое жилище рядом с ней, чтобы служить Богу.
 

Первое чудо
 

 Псково-Печерский монастырь еще не был достроен, когда жена Иоанна Мария смертельно заболела. Она стала первой постриженицей, приняв с постригом имя Васса. После ее смерти и погребения, гроб с телом необыкновенным образом очутился на поверхности. Чудо повторилось и при повторном захоронении. Иоанн принял это как знак свыше. С тех самых пор действует чудесная благодать в пещерах Псково-Печерского монастыря. На протяжении столетий гробы не закапывают в землю, а ставят друг на друга, и тела погребенных остаются нетленными. Среди людей, захороненных в монастыре — представители родов Пушкина, Кутузова, Плещеева, Назимова, Мусоргского. По смерти супруги Иоанн принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса Иона причислен к лику преподобных Псково-Печерских. К Ионе стали приходить подвижники. Один из них, иеромонах Мисаил, возвел на горе храм и келии. Но через несколько лет монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение врагов. После нападения лифляндцев Печоры находились в бедственном положении: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней, прежде всего, оплот Православия и русский военный опорный пункт.
 

Расцвет обители
 

Только через полвека, при игумене Дорофее, обитель вновь поднялась и расцвела: в 20-е годы 16 века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Были возведены и другие храмы и строения.

Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.

В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери «в житии» (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских торговых людей Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).

В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.

К концу 20-х годов 16 века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранят в Печорах древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.

Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена прп. Корнилия. В продолжение 40-летнего правления он возвысил обитель во всех отношениях. Так, в Псково-Печерском монастыре работали мастерские, велась Третья Псковская летопись, были накоплены богатые собрания книг и икон.

За свою ревность к славе святой обители и к благу ближних, за то постоянное и неутомимое усердие, с каким игумен Корнилий совершал дело Божие, он много пострадал от клеветников и вызвал гнев государя Иоанна Грозного.

В одной древней рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевской Лавры, написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес в монастырь...
 

Печорская крепость
 

В начале 16 века Печоры стали важным стратегическим пунктом на западных рубежах Русского государства. В 1565 году монастырь был обнесен стенами с 9 сторожевыми башнями и стал называться Печорской крепостью. Но приграничное положение обители оставалось опасным.

Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия короля Стефана Батория двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу.

5 ноября вражеские войска обстреляли Печоры из пушек и разбили стену возле Благовещенского храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд.

Теперь только одна военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: «Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех. Одни говорят, что место заколдовано, другие — что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления».

Чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7-ю неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой «Умиление» во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно).

В начале 17 века Печоры пережили множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печоры получили значение общегосударственной крепости: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.

А уже в 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир 1721 года отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии монастыря.
 

Печоры становятся городом
 

Именным указом Екатерины II от 1782 года Печоры получили статус города, который стал центром образованного этим же указом Печорского уезда. В тот же год был утвержден герб города.

Печорский уезд просуществовал недолго. Согласно штатам губерний, утвержденных Павлом I в 1796 года, Псковская губерния разделялась на шесть уездов. На момент издания штатов в состав губернии входили девять уездов и, следовательно, три подлежали упразднению. Одним из ликвидированных уездов стал Печорский.

А в 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление», хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного.

7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны генерал-фельдмаршала П. Х. Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила.
 

ХХ век
 

К началу 20 века площадь селитебной территории города равнялась 50 га. В Печорах было 11 улиц и переулков общей длиной 3,4 км и 5 площадей. Город был почти исключительно деревянным — из 228 жилых строений насчитывалось лишь 7 каменных и 6 «полукаменных». Улицы Печор освещались керосиновыми фонарями, которых в городе было 31. Водопровод в городе отсутствовал, источниками воды служили колодцы и речка Пачковка.

Промышленное предприятие в городе было одно — кожевенный завод, кроме того, насчитывалось 115 ремесленников. В Печорах было 10 легковых извозчиков, все они были заняты перевозкой пассажиров между городом и железнодорожной станцией, основанной в 1899 г. Также в городе работала почтово-телеграфная контора.

В период Первой мировой войны город в конце февраля 1918 года был оккупирован германскими войсками. После вывода кайзеровской армии из Прибалтики Печоры стали объектом борьбы между Красной Армией и войсками буржуазной Эстонии.
 

Печоры в составе Эстонии
 

В 1920 году в соответствии с условиями Тартуского мирного договора город вошел в состав Эстонии и стал административным центром уезда Петсеримаа (от эст. Petseri). В 20-е годы на равных использовались как русский, так и эстонский варианты наименования города.

Факт принадлежности города Эстонской Республике благоприятно сказался на судьбе Псково-Печерского монастыря, который не был закрыт, как это произошло в 1930-е годы со всеми монастырями в СССР.

В эстонский период территория города расширилась, достигнув к середине 30-х годов 2,49 кв.км. И сегодня в Печорах обнаруживается редкое смешение архитектурных стилей. Как показывают старые фотографии, до 30-х годов в Печорах преобладает традиционная для города застройка полугородского-полусельского типа с деревянными домами в один-два этажа.

Один из редких дореволюционных каменных двухэтажных домов с угловой шатровой башней (Псковская ул., 31) интересен тем, что в нем в 1912 г. жил и работал русский писатель В.В. Муйжель . Особый интерес вызывают здания Городской гимназии, дом пастора, особняк Т.Г.Русакова, водонапорная башня и действующая кирха Св. Петра.

Последняя интересная тем, что в ней находится так называемый «романтический орган», то есть построенный в соответствии с принципами и требованиями эстетики романтизма: с мягким и глубоким звуком, возможностью исполнения множества разнообразных динамических штрихов и оттенков. Периодически в кирхе проходят концерты.
 

Великая Отечественная война
 

Бедствия, постигшие наше Отечество в годы Великой Отечественной войны, не обошли стороной и Печоры. Подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.

В тяжелое время войны обитель возглавлял игумен Павел (Горшков). Когда Печоры были освобождены, он был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован.

Тогда, в первый год войны, братия не случайно выбрала его своим наместником. Благодаря избранной им тонкой и умной линии поведения с оккупационным режимом, сохранилась обитель со всеми ее ценностями и святынями, сохранилась братия.

Мало того, уповая на милость Божию, он укреплял своей верой других, организовывал продуктовую помощь пленным красноармейцам в лагерном пункте № 134 Пскова, больным и престарелым Псковского дома инвалидов и богадельне на Завеличье.

Есть свидетельства и о том, что в войну в монастырских пещерах укрывались советские разведчики. Один из них при посещении обители в 1984 году лично подтвердил этот факт.

Так святая обитель-крепость и в минувшей войне оставалась негасимым светильником православной веры, надежной опорой соотечественникам в это тяжелое для всей страны время.

Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена, наместника обители с 1949 по 1954 гг., а впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси.

Его труды были продолжены архимандритом Алипием — воином и художником (1959 — 1975 гг.). При нем в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен.
 

Светильники Веры
 

Прославился монастырь и в мирные годы духовными подвигами своих насельников, по молитвам которых не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все те, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками.

Одним из таких светильников веры православной был преподобный иеросхимонах Лазарь, подвизавшийся затворником в конце 18 — начале 19 веков.

При посещении обители семьей Государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием.

Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. О его жизни выпущена отдельная книга, в которой читатель найдет множество свидетельств о чудесной молитвенной помощи старца.

1 апреля 2003 иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых. Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-е, 70-е гг.

После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель.
 

Храмовая архитектура и убранство
 

Год за годом, столетие за столетием Псково-Печерский монастырь превращался в выдающийся историко-культурный памятник.

Крепостные монастырские стены с 9 башнями и общей длиной около 810 метров окружают великолепный архитектурный ансамбль, образуемый рядом храмов. Древнейший из них — Успенский собор ископан в горе, лишь северная, обращенная к монастырю стена сделана из камня. Здесь, в центральной части храма помещается главная святыня обители — древняя чудотворная икона Успения Богоматери (1521г.).

Иконостас (3 четверть 17 века) украшен резьбой; царские врата выполнены в виде ствола, обвитого виноградной лозой. Верхняя часть иноностаса — это как бы ветви и листья, между которыми вместо цветов или плодов вставлены небольшие овальные иконы Божией Матери, апостолов и пророков. Возле глухой южной стены храма устроена глубокая ниша, в ней помещается рака с мощами прп. Корнилия.

В 18 веке над соборной Успенской церковью был освящен в 1759 году храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, на месте монастырской «судебной палаты». В дни престольного праздника Успения Божией Матери, когда небольшие храмы не могут вместить множества паломников, торжественное богослужение совершается под открытым небом, и тогда фасад Успенского и Покровского храмов служит иконостасом, площадь перед собором-амвоном, склоны холмов и крепостная стена стенами храма, а куполом его становится небо.

Также особым народным почитанием пользуются и другие древние чудотворные образы Божией Матери: «Умиление» (список с иконы «Владимирской» Богоматери) и «Одигитрия» (принесенная из Смоленска), с 17 века находящаяся в монастыре Казанская икона Божией Матери, резной образ Святителя Николая («Никола Можайский» 16 в.) из Никольского храма и многие другие иконы.

В Михайловском храме в особом ковчеге хранится десница (правая рука) св. мч. Татианы, переданная в обитель в 1977 г. братом архимандрита Афанасия (Москвитина) иеромонахом Владимиром (Москвитиным). Архимандриту Афанасию эту святыню в свое время передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, позднее принявшие монашество. Во время разорения Царскоcельского дворца они сумели выкупить святыню и сохранить для почитания.

Купола Успенского храма устроены по типу глав Киево-Печерской лавры (в стиле «украинского барокко»). Их пять, темно-синих с золотыми звездами. Купола расположены в одну линию на скате крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. Над входом в Успенский собор — большая Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Ей святыми прп. Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, в честь их освящен придел собора в 1523 году, а в середине 18 века перестроен.

К востоку от Успенского собора стоит редкий для псковской архитектуры двухэтажный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был воздвигнут в 1541 г. при игумене Корнилии. К храму примыкает большая трапезная палата. В 1870 году в ней устроили алтарь, и она была освящена как храм в честь Сретения Господня. Напротив Успенского собора построен на рубеже 18-19 веков небольшой храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного; в прилегающем к нему здании — монастырская лечебница.

На вершине склона оврага, к северу от Успенского храма, стоит величественный Михайловский собор.

В 1986 году на Святой горе была освящена деревянная церковь в честь Псково-Печерских святых.

Почти в самом центре монастырского ансамбля над артезианским колодцем в 1911 году построена часовня, украшенная изображениями русских святых. Ежедневно с ранней весны и до поздней осени здесь совершаются панихиды. Неподалеку от часовни — другой монастырский колодец, издавна почитаемый паломниками и названный ими в честь преподобномученика Корнилия «корнильевским». Из него берут воду для водосвятных молебнов.

Монастырская звонница, украшающая Успенскую площадь, была построена в 16 в. на месте старой деревянной (1523 г.). Она имеет шесть разновеликих — в соответствии с размерами колоколов-проемов. Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментом, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный Иоанном Грозным (1562 г.), весит 3 тонны, Будничный (часовой), подаренный Борисом Годуновым (1591 г.) — 2 тонны. Большой колокол — дар Петра Великого (1690) — 4 тонны. Большие колокола раскачиваются с земли с помощью коромысел.

К колокольне примыкает часовая башня, построенная в начале 18 века. Механизм часов соединен с колоколами; каждые четверть часа раздается звон малых колоколов, а «годуновский» колокол отбивает часы.
 

Святые пещеры
 

Особым почитанием пользуются монастырские Святые пещеры. Вход в пещеры — рядом с Успенским собором. Над входом восстановлена древняя надпись: «Богом зданные пещеры». В нише, при входе в пещеры — гроб преподобной Вассы. Слева, в помещении наподобие часовни, — гробницы преподобных Марка, Ионы, Лазаря.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых «улиц», которые в разные времена удлинялись и расширялись. Стены вблизи входа обложены для прочности кирпичом. Температура воздуха здесь неизменно держится около +5С. Точного числа захоронений не установлено, т.к. при многочисленных осадах сделать это было затруднительно. Есть основания полагать, что там захоронено более 10 тысяч человек.

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды — ценный исторический памятник псковского края. Имена представителей славных славянских родов Суворовых, Ртищевых, Нащокиных, Бутурлиных, Мстиславских встречаются в надгробных надписях; здесь лежат предки поэтов А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, полководца М. И. Кутузова, композитора М. П. Мусоргского.

В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, давшего Русской Православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Погребали здесь и архиереев, в их числе — выдающийся православный иерарх митрополит Вениамин (Федченков).

Незадолго до начала Великой Отечественной войны в пещерах восстановлен храм Воскресения Христова.
 

Печоры сегодня
 

Печоры все эти годы продолжают благоукрашаться. В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко 1975-1988), ныне епископом Благовещенским и Тындинским, были проведены реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии. Построен новый братский корпус. В Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия. Отремонтированы помещения пекарни и библиотеки.

Усердием следующего настоятеля (1988-1992) архимандрита Павла (Пономарева), ныне епископа Венского и Будапештского, вернулась в обитель монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно-реставрационной и швейной мастерских. В городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей. Возвращены монастырю 100 га пахотной земли.

Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек, храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.

В настоящее время архимандрит Тихон (Секретарев), наместник монастыря с 1995 года, продолжает традицию своих предшественников по сохранению монастырского устава и благоустройству и украшению обители. Окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен. Ведется строительство хозяйственного комплекса. Отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме.

По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Всероссийские святцы внесены местночтимые преподобные отцы Марк, Иона, преподобная мать Васса.

С 1994 г. в монастыре в 4-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских, а в 1998 г. восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери «Умиление», совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Впервые за много лет (с начала ХХ века) в июле 2000 года чудотворная икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская побывала во Пскове на освящении часовни в честь святой равноапостольной княгини Ольги.

Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность. Еженедельно печорские школьники собираются на занятия Воскресной школы и иконописного класса. Многие поют в детско-юношеском хоре.

На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит. Идет благоустройство монастырского скита и на берегу Мальского озера.